Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Летица Эмануило; 1858, Плашки, ныне Хорватия - 3.10.1933, Суня, там же), митр. Дабро-Босанский (СПЦ). Учился в начальной школе в г. Огулин. По окончании гимназии в Сремски-Карловци изучал право в Вене, Граце и Загребе. Сдал гос. экзамены и работал юристом в г. Сремска-Митровица, потом судьей в Сараеве. В 1892 г. оставил гос. службу, переехал в Загреб и работал референтом по юридическим вопросам в Ипотечном банке. В том же году ушел с работы и поступил в семинарию в Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1895 г. Вскоре принял монашеский постриг в монастыре Кувеждин и был назначен 2-м делопроизводителем Соборного совета Карловацкой митрополии. 9 июля 1895 г. патриархом Сербским Георгием (Бранковичем) рукоположен во диакона. 3 нояб. того же года назначен делопроизводителем управления Темишварской епархии, составил описание епархии ( Ebrehuje (Летица), еп. Први шематизам Српске православне enapxuje Темишварске: за годину 1897. Сремски-Карловци, 1897). В кон. 1895 г. еп. Темишварским Никанором (Поповичем) произведен в протодиаконы, 18 апр. 1898 г. еп. Будимским Лукианом (Богдановичем , буд. Патриарх Сербский) рукоположен во иерея, в 1899 г. произведен в протосинкеллы, а 24 июля 1900 г. возведен в сан архимандрита. 11/24 авг. 1900 г. по ходатайству Синода К-польской Патриархии был назначен австр. двором на кафедру новоучрежденной Баня-Лукско-Бихачской епархии (см. ст. Баня-Лукская епархия ). 30 дек. 1900 г. в г. Баня-Лука хиротонисан во епископа при участии митрополитов Дабро-Босанского Николая (Мандича) , Захумско-Герцеговинского Серафима (Перовича) и Зворникско-Тузланского Григория (Живковича) . В новой епархии, к-рая в тот период включала 13 округов (протопресвитериатов), 134 прихода и насчитывала более 280 тыс. правосл. верующих, учредил консисторию, которая начала работу 23 сент. 1901 г. За 7 лет управления епархией посетил более 100 церквей. Во время визитаций требовал от священников однообразия совершения таинств и обрядов, проверял уровень знания Закона Божия у учащихся церковных школ.

http://pravenc.ru/text/186983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Мандич Петар; 5.08. 1840, с. Грачац, близ г. Задар (ныне в Хорватии) - 2.08.1907, г. Опатия, обл. Истрия (ныне в Хорватии), митр. Дабро-Босанский. Род. в семье свящ. Николая и Софии (из известной семьи Будисавлевич), к-рые имели 7 детей, в т. ч. сына Тому (1827-1906), ставшего священником. Племянником Н. был выдающийся серб. физик Никола Тесла (1856-1943), сын его старшей сестры, Георгины (1822-1892). После завершения начальной (немецкой) школы Петар поступил в семинарию в Плашки. 15 дек. 1863 г. рукоположен во диакона, 18 дек.- во иерея и назначен в приход в г. Карловац. Одновременно преподавал в семинарии и служил в приходе в Плашки. В 1879 г. возведен в сан протоиерея. После смерти жены и 3 детей, 13 мая 1891 г. принял монашеский постриг в мон-ре Гомирье , 14 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Синодом К-польского Патриархата 14 мая 1892 г. избран епископом Зворникско-Тузланским (см. Зворникско-Тузланская епархия). Епископская хиротония состоялась 12 июля 1892 г. в г. Тузла. Н. освятил много новых храмов и приходских домов, ввел в приходах ведение метрических книг и др. документов, уделял внимание регистрации браков и преподаванию Закона Божия. Его действия способствовали реформированию устройства епархии. 7 нояб. 1896 г. назначен на Сараевскую кафедру (см. ст. Дабро-Босанская епархия ); оставался администратором Зворникско-Тузланской епархии до 29 апр. 1897 г. Для улучшения управления Дабро-Босанской епархией он выделил из ее состава Баня-Лукско-Бихачскую епархию (см. Баня-Лукская епархия ). Благодаря многолетним усилиям Н. летом 1905 г. была утверждена церковно-образовательная автономия правосл. Церкви в Боснии и Герцеговине (см. ст. Босния и Герцеговина ). Первоначально был похоронен на кладбище в Кошево (близ Сараево), но после разорения этого кладбища его останки были перезахоронены в кафедральном соборе в Сараево. Лит.: Д. Р. Hukoлaj српско-православни митрополит дабро-босански: [Некр.]//Српски Сион. Сремски Карловци, 1907. Год. 17. С. 472-473; Ucmopuja. 2; Српски jepapcu. С. 374. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565992.html

Его преемник митр. Николай (Мандич ; 1896-1907) добился епархиальной церковно-школьной автономии, освятил много новых церквей. В 1900 г. из состава Д.-Б. е. была выделена как самостоятельная Баня-Лукско-Бихачская епархия (см. ст. Баня-Лукская епархия ). В епархии осталось 78 приходов. В апр. 1906 г. было введено новое деление Д.-Б. е. на 6 протопресвитерств: Сараевское, Варцар-Вакуфское и Герзовское, Вишеградско-Рогатицкое, Ливнско-Гламочское, Сребреницко-Власеницкое, Травникско-Бугойнское. С 1908 по 1920 г. Д.-Б. е. управлял митр. Евгений (Летица) . Во время первой мировой войны нек-рые представители духовенства подверглись арестам, несколько было убито. В 1920 г. Д.-Б. е. вошла в состав объединенной СПЦ. В нач. 20-х гг. ХХ в. Д.-Б. е. окормляла 168 375 чел., имела 2 протопресвитерства (Сараевское и Травникское), 5 наместничеств (Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Вишеградское, Ливнско-Гламочское, Рогатицкое), 64 прихода, 56 церквей, 61 священника. Действующих мон-рей не было, на подворье (метох) в Иерусалиме подвизался один монах. В 1917 г. Духовная семинария переехала из Релева в Сараево, в 1920 г. было введено 5-летнее обучение, в 1928 г.- 6-летнее. С 1882 г. до закрытия в 1941 г. ее окончили 860 чел., в т. ч. неск. буд. иерархов СПЦ, напр. буд. Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) . При сщмч. митр. Петре (Зимониче ; 1920-1941) было построено неск. церквей, в т. ч. Преображенский собор в Сараеве, к-рый 8 сент. 1940 г. торжественно освятил Патриарх Гавриил V (Дожич) . Митр. Петр рукоположил ок. 40 священнослужителей, основал фонд поддержки престарелых и больных священников. Действовали епархиальные детские дом и сад, просветительское братство св. Саввы. В 1935 г. Д.-Б. е. делилась на 6 наместничеств (Сараевское, Гораждское, Плевлянское, Приепольское, Рогатицкое, Травникское), имела 81 церковь и часовню, 72 священника, 5 мон-рей, 11 монахов. Во время второй мировой войны духовенство Д.-Б. е. подверглось гонениям со стороны властей Независимого гос-ва Хорватия. Митр. Петру советовали покинуть Сараево, но он отказался оставить паству. 12 мая 1941 г. он был арестован и помещен в концлагерь в Госпиче, дата его гибели остается неизвестной. Были убиты более 27 священников и 3 монаха. 10 авг. 1941 г. вместе со свящ. Реле Спахичем были убиты 26 прихожан. Почти все храмы закрыли, многие разрушили. В здании Сараевской семинарии разместили тюрьму.

http://pravenc.ru/text/168468.html

деятельности серб. пастырей, особенно митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) . В 1882 или 1883 г. в Сараеве открылась консистория (духовный суд и семинария). Разрушенные мон-ри возрождались как приходы ( Липле , Крупа и Тврдош), совершались правосл. паломничества к чудотворной иконе Пресв. Богородицы в Чайниче и к мощам свт. Василия в мон-рь Острог (совр. Черногория). В 90-х гг. XIX в. началось массовое переселение мусульман в Турцию из-за неурожаев, налогового гнета и введения всеобщей воинской повинности. На освобождавшиеся адм. должности власти назначали местных католиков. К нач. ХХ в. из 26% чиновников, уроженцев БиГ, сербы составляли 3%, мусульмане - 5%, остальные были католиками. Попытки властей среди населения БиГ внедрить концепцию единой «боснийской» народности не удались. Австро-венг. власти активно вмешивались во внутреннюю жизнь БиГ, используя принцип «разделяй и властвуй»: противопоставляя хорватам сербов, сербам хорватов, тех и др. мусульманам. В 80-х гг. XIX в. для уменьшения прорус. настроений было выдвинуто требование заменить напечатанные в основном в России церковные книги на опубликованные в Австрии. Особенные препятствия чинились при организации серб. правосл. начальных школ. Представители серб. общественности 25 нояб. 1896 г. обратились в Вену с меморандумом, в к-ром сообщали о нарушениях прав серб. населения, о неправомочной деятельности католич. проповедников; они требовали церковной автономии при сохранении связей с К-полем. Не получив ответа из Вены, народные представители передали в авг. 1898 г. К-польскому синоду проект церковного устройства, но он был отвергнут, что вызвало охлаждение в отношениях верующих к высшим церковным иерархам. В 1897 г. в Мостаре была установлена консистория, а в 1900 г. учреждена Баня-Лукская епархия. В 1905 г. был принят новый порядок церковного и образовательного управления. Правящие митрополиты занимали посты председателей епархиальных церковных судов и советов. Церковный совет (скупщина) состоял из всех совершеннолетних мужчин правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС. Религия Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам ; действуют неск. иудейских общин . Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны. История

http://pravenc.ru/text/153243.html

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 7 ноября 2023 г. 11:13 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии , духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

После заамвонной молитвы архиереи и духовенство совершили славление священномученику Платону перед его иконой и частицей честных мощей. В слове после богослужения епископ Моравичский Антоний передал всем присутствовавшим благословение Святейшего Патриарха Порфирия, отметив, что по благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей сербская делегация в ответ на просьбу Московской духовной академии доставила и передала этой духовной школе частицу мощей ее выпускника — священномученика Платона (Йовановича). «На протяжении веков несколько сот сербов закончили это святое училище в стенах обители преподобного Сергия. Но судьба судила Платону стать мучеником и исповедником за православную веру во время Второй мировой войны, когда хорватские усташи замучили его до смерти», — отметил представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси. Он поблагодарил епископа Кирилла за любовь и поддержку по отношению к студентам-сербам, которую он проявлял, будучи преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, и проявляет ныне в качестве ректора Московских духовных школ: «И сейчас студенты-сербы учатся в этих святых стенах. Дай Бог, чтобы они следовали примерам русских подвижников, всех святых земли Русской, ощутили благодать Божию и благочестие русского народа и в дальнейшем могли свидетельствовать о Христе». Епископ Марчанский Савва выразил радость в связи с тем, что он имел возможность участвовать в общей молитве и прославить в этом академическом храме священномученика Платона, исповедника и мученика Церкви Христовой. «Прославляя мучеников, мы воздаем почитание тем, кто собственной жизнью, своим делом засвидетельствовал свою веру, исполнил Евангелие Христово, — подчеркнул архиерей. — Слово " мученик " в переводе с греческого языка означает " свидетель " . И мы сегодня благодарны, что нам дарована возможность в храме академии, которую святой Платон окончил 122 года назад, помолиться и прославить сего человека, который своей жертвой выполнил евангельский призыв. Когда ему было сказано уйти из города Баня-Луки, покинуть свое словесное стадо, он сказал: " Я не уйду, я законный епископ здесь, и это моя законная паства " . За это он пострадал в 1941 году и впоследствии был прославлен в лике святых. Его мощи покоятся в нашем соборном храме в Баня-Луке, и наш правящий архиерей епископ Баня-Лукский Ефрем с большой радостью отозвался на просьбу ректора Московской духовной академии и с нашей делегацией направил частицу мощей святого Платона на постоянное пребывание в этой духовной школе — на благословение и освящение всем учащим и учащимся, а также всем тем, кто с любовью будет приступать и молиться святому Платону».

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

Площадь около 1 га. Город существовал в период XI-XIV вв. Высока концентрация искусственных пещер (235). Есть скальная церковь c высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Стены не сохранились. Тепидарий – теплая баня в термах, наряду с которой существовали холодная и горячая бани (кальдарий, фригидарий). Тервел – хан болгар (702–718 гг). Термы (греч. «горячие бани») – семейные и общественные бани, пользовавшиеся особой популярностью в греко-римских городах в первые века н. э. Их отопительная система (гипокауст) находилась под полом, а иногда и в стенах здания. Т обычно имели следующие отделения: префурний (кочегарка, топочное отделение), аподитерий («предбанник», раздевалка), кальдарий (горячая баня с ванными), тепидарий (теплая баня), фригидарий (холодная баня), натацио (бассейн), палестра (зал для спорта). Городские бани были одним из самых посещаемых мест и являлись своеобразными общественными клубами. Византия унаследовала практику сооружения Т., которые под названием валаний и лутр устраивали на площадях, в жилых кварталах, в богатых частных усадьбах, при монастырях, рядом с горячими источниками. Тессера – 1) жетон на посещение циркового, театрального представления или на получение продовольственного пайка; 2) мозаичный кубик. Тетартерон – 1) номисма облегченного веса (до 4,05 г, или на одну двенадцатую) и более низкой пробы (90-й вместо 92–96-й), ценностью 22 кератия, выпущенная при василевсе Никифоре II Фоке (963–969 гг.). Обращалась наравне с полновесной номисмой – гистаменоном (номисмой стамена); как неполноценная монета, не могла служить средством международного общения, не накапливалась, не откладывалась, а пускалась в оборот; от нее старались отделаться, а не хранить; с середины XI в. потеряла прежнее значение и превратилась в мелкую разменную монету, которая существовала наряду со старинным золотым Т.; 2) плоская медная монета, введенная в обиход после монетной реформы Алексея Комнина 1091/1092 гг. и просуществовавшая до начала XIV в. как нумий (1/50 часть золотой номисмы, или треть двенадцатой доли номисмы); существовал медный номинал в половину Т При Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) был заменен медным ассарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010