Правда как раз–таки в обратном. Пробудить зачарованный мир от сна — наш тяжкий долг. Возможно, подлинная Вселенная во многих смыслах куда менее поэтична и уж наверняка менее упорядочена и едина, чем предполагалось. И роль человека в ней вовсе не так уж героична. Может быть, опасность, всерьез нависшая над ним, состоит в полном отсутствии истинно трагического величия. Только в самом крайнем случае и только после того, как люди откажутся от более заурядной поэзии и воображение безоговорочно подчинится разуму, мы сможем предложить им хоть какую–то компенсацию за то, что намереваемся у них отнять. Вот почему до тех пор мы обязаны относиться к Мифу с почтением. Да, он был (на определенном уровне) полной бессмыслицей; но нужно быть полным занудой, чтобы не восторгаться его очарованием. Лично я, хотя больше не верю в него, всегда буду наслаждаться им, как наслаждаюсь другими мифами. Я поселю моего Пещерного Человека там же, где у меня живут Бальдер, Прекрасная Елена и аргонавты, и буду часто–часто навещать его. Развенчание власти Когда я читал первый том этой книги, то не смел и надеяться, что она будет иметь успех, хотя несомненно заслуживает его. Я рад, что ошибся. Иногда, правда, критика допускает ошибку, и лучше исправить ее сразу же. Трилогию упрекают в том, что все персонажи в ней либо черные, либо белые. Но ведь само развитие сюжета в первом томе связано с борьбой хорошего и дурного в сознании Боромира, так что найти основание для подобных упреков не просто. Осмелюсь высказать предположение. Во втором томе один из персонажей спрашивает: «Как быть человеку в такое смутное время? Как судить о добре и зле?» — и получает ответ: «Как и всегда. Добро и зло все те же… Что у эльфов, что у Людей или Гномов. Это — основа всего толкиеновского мира. Я думаю, такое четкое разделение черного и белого некоторым читателям просто не понравилось, и они поспешили вообразить, что видят лишь четкое разделение людей на положительных и отрицательных. Не вглядываясь вглубь, они заявляют (вопреки фактам), что ход повествования ограничен одним цветом, как ход шахматного слона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Величественное изображение крушения мира, обусловленного его греховностью дает Валуспа. Конечная катастрофа уже подготовляется первой мировой войной между Азами и Ванами. Уже в самом начале золото соблазнило Аз, а конец вызывается убийствами, развратом, уничтожением всяких нравственных уз в человечестве. Этот конец не только есть крушение мира, но и кончина богов (рагнарок), о людях здесь говорится меньше всего. Затем исчезает солнце, великая зима Фимбуль опустошает землю, вода и огонь все уничтожают, чудовища: волк Фенрис, змея Мидгард, связанный Локи освобождаются, и в страшной борьбе падают главные боги. Но из воды в которую они погрузились, подымается земля одетая в свежую зелень. Азы вновь появляются на поле Ида, как в начале времен, Бальдер вновь оживает, и новый владыка господствует над новым миром. Нет сомнения в том, что и в этом мифе, перепутанном позднейшими дополнениями и изменениями, имеются проблески истины. Главные же черты опять таки совпадают с тем, что открывается в Св. Писании. Итак, мы подошли к концу. Конечно, многое из приведенного выше представляет собою сырой материал, способный вызвать у читателя множество мыслей вопрошающих одна другую; однако от этого размышления в результате будет только польза, если при этом не будет упущена связь с истинным Словом Божиим. Многие положения космогонии от такого всестороннего подхода получат лишь более отчетливое представление и родят более глубокие понятия в связи с миро творением. Возможно, что Господь не желает нам всего открыть, да это и не обязательно, но то, что уже открыто достаточно вполне, чтобы не желать большего, а в смирении пред Всемогущим склониться ниц и сказать: «Что есть человек, что ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек, подобен дуновению, дни его – как уклоняющаяся тень. Господи! приклони небеса и сойди, коснись гор, и воздымятся. Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои, расстрой их. Простри с высот руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих!»... ( Пс. 143:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Праведные получат вечное блаженство. Но, особенно поручительным по этому вопросу является мифология германцев. Согласно этой мифологии не только настоящий мир погибнет, но погибнут и те боги, которые управляют этим миром. Это печальное будущее в германской мифологии называется Götterdämmerung. Жизнь богов подобна жизни природы. Природа то умирает, то воскресает и в ней происходит вечный круговорот, так и боги, то они терпят нужду и притесняются, то побеждают и низлагают врагов. Окончится ли когда-нибудь это положение вещей? Да, кончится. Некогда все боги, ныне властвующие над миром, погибнут. Ужасные знамения будут предшествовать этой катастрофе. Страшная холодная зима, ужасное убиение людьми друг друга, братья не будут щадить братьев. Враждебные силы, ныне как бы закованные в оковы, – явятся тогда на сцену, – тогда явятся великаны, чудовищные силы земли, явится Сутр, владыка огненного мира, со своими войсками, наконец явится Локи (бог зла) с волком ада, с змеей Мидгард и со всеми союзниками. Волк будет стараться поглотить небо и солнце, луну и звезды, а змея (море) будет стараться обвить всю землю. Боги будут сопротивляться угрожающей им гибели, но они погибнут, хотя и уничтожив много врагов. Наконец все будет сожжено огнем. Сутр обовьет мир. Тогда явится новое солнце над новой землей и над новым человеческим родом и будет владычествовать бог мира Бальдер с потомками нынешних богов. Можно проследить в учениях некоторых народов, как расширялись, развивались и пополнялись их эсхатологические сказания, как эти народы привносили в свои сказания элементы из других религий. Будущее более интересует человека, чем прошедшее. Интересно конечно знать, как образовывался этот мир, но несравненно важнее знать, что будет с этим миром. Можно даже сказать, что вопрос о происхождении возбуждает в нас интерес лишь, потому что нам присуща мысль, что происхождение предмета всегда в некоторой мере объясняет его назначение и судьбу. Прошедшего не вернешь, но зная прошедшее, можно догадываться о будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

—260— будет свободна от всего нечистого и вредного, будет ровной и вся одинаковой, – т. е. на ней не будет расселин и ям, не будет места для нечистых животных и для дэвов, на всей земле будет одно царство и один язык, и люди будут счастливы и будут все один народ. Позднейшие сказания к этому прибавляют, что перед концом мира на землю явится пророк Соссиош (мессия), он будет потомком Зароастра, принесёт последние книги Авесты и победит Аримана и будет судить души умерших; нечестивые будут ввергнуты в огненную реку, которая очистит их, пожрав всё нечистое. Праведные получат вечное блаженство. Но особенно поучительным по этому вопросу является мифология германцев. Согласно этой мифологии не только настоящий мир погибнет, но погибнут и те боги, которые управляют этим миром. Это печальное будущее в германской мифологии называется Götterdämmerung. Жизнь богов подобна жизни природы. Природа то умирает, то воскресает и в ней происходит вечный круговорот, так и боги, то они терпят нужду и притесняются, то побеждают и низлагают врагов. Окончится ли когда-нибудь это положение вещей? Да, кончится. Некогда все боги ныне властвующие над миром погибнут. Ужасные знамения будут предшествовать этой катастрофе. Страшная холодная зима, ужасное убиение людьми друг друга, братья не будут щадить братьев. Враждебные силы, ныне как бы закованные в оковы – явятся тогда на сцену, – тогда явятся великаны, чудовищные силы земли, явится Сутр, владыка огненного мира, со своими войсками, наконец явится Локи (бог зла) с волком ада, с змеёй Мидгард и со всеми союзниками. Волк будет стараться поглотить небо и солнце, луну и звёзды, а змея (море) будет стараться обвить всю землю. Боги будут сопротивляться угрожающей им гибели, но они погибнут, хотя и уничтожив много врагов. Наконец всё будет сожжено огнём. Сутр обовьёт мир. Тогда явится новое солнце над новой землёй, и над новым человеческим родом, и будет владычествовать бог мира Бальдер с потомками нынешних богов. Можно проследить в учениях некоторых народов, как расширялись, развивались и пополнялись их эсхато-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Допущение иноверцев в члены, братства было вызвано тем обстоятельством, что они были в числе жертвователей, на постройку храма и благотворительных учреждений, как Г. М. Ландрин, о котором было упомянуто, Дейтер, пожертвовавший в церковь серебряные сосуды и другие предметы на несколько тысяч рублей и исправлявший даже должность церковного старосты, и некоторые содержатели ресторанов. Новый устав был утвержден 8. февраля 1877 года. К концу первого года всех членов братства было 221, в том числе 4 почетных: князь Суворов, шталмейстер Стобеус, генерал-лейтенант Н. Н. Смирнитский и Н. Ф. Леонтьев, пожертвовавший 1,000 рублей. В первые два года братство ограничивалось выдачей небольших денежных пособий двадцати бедным семействам, оказавшимся в приходе, и некоторым пособием причту. Братство приберегало свои, капиталы на устройство богадельни и школы. С. Е. Плотицын пожертвовал под богадельню участок земли, в 442 квадр. сажени, смежной с церковною, С. И. Григорьев 1,000 рублей, К. Л. Дейтер 900, князь Суворов 600, О. Ф. Чешер и И. Ф. Громов по 500, А. И. Громова 300, Т. В. Жемчугов 250, К. П. Палкин, Д. И. Соколов и Г. М. Ландрин по 200, Л. А. Молоствова, урожденная княгиня Суворова, В. Б. Будылин, А. Д. Житейский, Н. М. Полежаев, П. И. Варгунин и архимандрит Игнатий по 100 рублей. Д. И. Соков произвел на свой счет работы и пожертвовал материалов на 9,000 рублей, Л. Ф. Милицын произвел каменные работы на 6,000 рублей, Я. А. Брусов произвел работы и пожертвовал материалов на 4,000, А. Н. Тряничев произвел земляные и И. Н. Никитин слесарные работы, каждый на 3,500, Н. И. Иванов устроил тротуар, лестницы и ограду на 2,100, О. Е. Коровов и В. М. Малафеев пожертвовали работами и материалами каждый на 2.000 рублей, А. Н. Иванов , С. М. Макаров, И. П. Павлов, каждый на 1,500 рублей, Н. Д. Егоров и Т. М. Михайлов оба на 2.500, 3. В. Орлов и В. М. Мартынов, каждый на 1,000, Ю. Я. Бальдер, А. В. Васильев, И. Ф. Громов, Я. Я. Игнашкин, И. Ф. Перепелкин, М. В. Потников, Ф. И. Ротин, С. А. Савельев, В. Г. Семенов, А. Т. Тимофеев а И. А. Юзихин, каждый на сумму от 500 до 1,000 рублей и, наконец, на сумму менее 500 и не ниже 100: Е. И. Брусова, С. Н. Бутков, Дункер, В. М. Ермаков, Я. А. Зверков, Я. И. Иванов , А. М. Игнатьев, А. И. Кошелев, Г. М. Ландрин, Ф. И. Михайлов, И. К. Николаев, Н. А. Пестриков, 3. А. Поплескин, Парфентьев, А К. Седов, А. П. Ширкин, П. И. Шорохов..

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...