Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Скадарское оз. и мон-рь Морачник. Фотография. XX в. [серб. Балшички манастири] Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, входят в группу т. н. Скадарских мон-рей (Зета) и связаны с именами зетских господарей Балшичей. Старчева Горица [Старчево], муж. мон-рь в юго-вост. части о-ва Старчево у юж. берега Скадарского (Шкодер) оз. (12 км от черногорского г. Вирпазар), возле горной гряды, защищающей остров от сев. ветров. Основан в XIV в. старцем Макарием, отличавшимся строгой подвижнической жизнью (видимо, первый настоятель мон-ря), с помощью зетского господаря Георгия I Балшича († 1378), долгое время был известен как мон-рь «святого старца Макария». В 1376-1378 гг., возможно, приморскими мастерами была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, первая среди Б. м. триконхиального типа. Такие постройки впервые появились в Зете во времена раннего христианства, расцвет этой специфической формы связан с влиянием афонских монахов, переселившихся в эти края в XIV-XV вв. Тогда же церковь была расписана, но сохранились лишь остатки древней штукатурки. Позже к зап. фасаду храма был пристроен притвор с 2 боковыми часовнями-приделами, в юж. из к-рых был погребен по его собственному завещанию подгорицкий воевода Божидар Вукович (1460-1539), венецианский печатник. Сохранилось имя одного из его помощников - старчевского мон. Пахомия. В мон-ре переписывались и издавались богослужебные и духовные книги, редкие их образцы хранятся в б-ках европ. городов, напр. рукописное Четвероевангелие в б-ке св. Марка в Венеции. Мон-рь просуществовал недолго и был разорен турками. Согласно тур. законам, весь остров вместе с мон-рем стал вакуфом - недвижимым имуществом мусульм. духовенства и принадлежал мечети в с. Муричи. Остров арендовали местные пастухи-мусульмане, укрывавшие и доившие скот в помещении церкви. С возвращением этих земель черногорскому князю в результате русско-тур. войны 1877-1878 гг. ситуация мало изменилась. В сер. 60-х гг. XX в. в церкви были проведены первые работы по консервации храма, в 1981 г. было найдено погребение Б. Вуковича. Мон-рь открылся в сер. 90-х гг. XX в., настоятелем и единственным насельником стал мон. Григорий (Миленкович). Он восстановил помещение храма и возвел келейный корпус. Бешка

http://pravenc.ru/text/77448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН ИЕРУСАЛИМЛЯНИН [Иерусалимец; серб. Никон Jepycaлuмaц] (ок. 1380 - после 1468?), серб. богослов, писатель. Предположительно Н. И. имел серб. происхождение, а свое прозвище получил после длительного пребывания в Иерусалиме, где входил в число братии серб. мон-ря святых Архангелов, основанного серб. кор. Милутином . Впосл. он поселился на Скадарском оз., где в 1439-1440 гг. переписал, внеся свои дополнения, сб. «Шестоднев» (ныне хранится в мон-ре Савина близ г. Херцег-Нови, Черногория). Этот кодекс является наиболее полным серб. исихастским сборником 1-й пол. XV в.: кроме «Шестоднева» свт. Василия Великого в него входят сочинения Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Каллиста II Ксанфопула и др. авторов-исихастов. Н. И. был духовником Елены Балшич, вдовы зетского правителя Георгия II Страцимировича Балшича, дочери серб. кн. мч. Лазаря и кнг. прп. Милицы . По ее желанию в 1441-1442 гг. он составил Горицкий сборник для мон-ря Бешка, находившегося на одноименном острове на Скадарском оз. (см. в ст. Балшичские монастыри ). Местонахождение сборника в XV-XIX вв. не прослеживается, в 1902 г. он был приобретен С. Томичем в Скопье и позже попал в архив САНУ (Белград. Архив САНУ. Бр. 446). Горицкий сборник является выдающимся примером эпистолярного жанра, он построен в виде вопросов Елены и ответов Н. И. и служит своеобразной энциклопедией знаний в самых разных областях. Старец дает своей духовной дочери советы, разрешает недоумения по догматическим вопросам, пересказывает историю Церкви и жития боголюбивых предков (в т. ч. Жития прп. Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.) и свт. Саввы I , архиеп. Сербского). Сборник завершает оригинальная «Повесть о иерусалимских церквах и отшельнических местах», рассказывающая о жизни монашествующих на Св. земле, однако по сути она воспринимается как своеобразный скитский типик, исповедание Н. И. веры и его молитва ко Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577573.html

Мужской монастырь Старчева Горица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Старчева Горица (серб. Манастир Старчева Горица) основан в XIV веке монахом-отшельником Макарием. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Успения Пресвятой Богородицы или монастырь Старчево, как его называют местные жители, расположен на Старчевой Горице, острове, недалеко от западного берега Скадарского озера. Монастырь на Страчевой Горице, или Горица Старца Макария, как бывший метох монастыря Хиландар , был построен в семидесятых годах XIV века. Наиболее вероятно, что он был построен между 1376 и 1378 годами во время правления Дураджа I Балшича. Основателем монастыря был старец Макарий, исихаст и известный духовник того времени, поэтому монастырь и был сразу назван «Горица Святого старца Макария», а позднее — Старчево или Старчева Горица. Согласно историческим данным, старец Макарий посвятил этот храм празднованию иконе Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», который отмечается как престольный праздник монастыря и по сей день. В 1376-1378 гг. была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись. Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов. Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539 гг.) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий. Монастырь просуществовал недолго и был разорён турками. По турецким законам весь остров с монастырём был «вакуфом», — недвижимым имуществом мусульманского духовенства, и принадлежал мечети в с. Муричи. Его арендовали мусульмане-пастухи из этих окрестных мест, которые на острове пасли скот, а закрывали и доили его в церкви. Эта ситуация не изменилась и с возвращением этих земель под власть черногорского князя после войны 1877-1878 гг. Об этом писал в своих очерках «Черногория в ее прошлом и настоящем» русский историк и этнограф Павел Ровинский. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

[Брезавица, Горица], муж. мон-рь на одноименном острове у юж. берега Скадарского оз. (15 км от г. Вирпазар) с церквами во имя вмч. Георгия Победоносца и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Георгиевская ц. была построена на открытом плато в 80-90-х гг. XIV в. зетским господарем Георгием II Страцимировичем Балшичем (1385-1403). Видимо, в это время и был основан мон-рь. После кончины Георгия II его супруга, дочь св. кн. Лазаря Елена Балшич, отремонтировала в 1438-1440 гг. пришедшую в запустение церковь и построила в качестве своей усыпальницы Благовещенский храм. В мон-ре переписывались и печатались книги, наиболее известные из них «Шестоднев» (1439-1440) св. Никона Иерусалимлянина и Горицкий сборник (1441-1442; б-ка Сербской Академии науки и искусства), содержащий переписку Елены Балшич и ее духовного отца прп. Никона Иерусалимлянина. Одноглавая ц. вмч. Георгия также относится к типу триконховых храмов. Над притвором церкви возвышается высокая колокольня на 3 звона. Могила у юж. стены церкви предположительно принадлежит основателю мон-ря Георгию II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Благовещенская ц. меньше, чем Георгиевская, с небольшой звонницей. Зап. фасад целиком декорирован каменной резьбой. Над входом высечена строительная надпись: «Сазда се храм Npecbemuje Богородице с трудом и откупом блaroчecmuboj госпоги Jeлe, дштери светопочившаго кнеза Лазара и подружие господина Гjypruja в лето 6948» В храме у юж. стены находится могила Елены Балшич. Позже к церкви были пристроены 2 придела; юж., от к-рого остались только развалины, служил усыпальницей. Оба храма были расписаны, но живопись не сохранилась. Мон-рь был разорен турками и пришел в запустение. В нач. XX в. черногорский король Николай I во здравие своей супруги Милены восстановил Благовещенскую ц., к-рую освятили в честь праздника Положения ризы Пресв. Богородицы, т. к. Горицкий сборник не был еще известен и не было сведений о первоначальном освящении храма. Однако в результате драматических событий сер. XX в., связанных с деятельностью И. Тито, церковь вновь запустела. В 80-х гг. XX в. на Скадарских о-вах велись археологические раскопки, и в 1986 г. были открыты фундаменты келий, находившихся западнее Георгиевской ц., и дорога от пристани до монастырских ворот. В наст. время обитель возрождается. Единственный насельник, он же настоятель обители - иером. Ефрем (Дабанович). 8 февр. 2002 г. митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) совершил чин очищения храмов мон-ря, после того как они были оставлены захватившими их 1-7 февр. 2002 г. приверженцами группы Мираша Дедеича из т. н. «черногорской православной церкви». Морачник

http://pravenc.ru/text/77448.html

После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич). Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви - неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах. Братство монастыря: настоятель – иеромонах Петр (Драгойлович), Почтовый адрес: Манастир Враньина 81000, Подгорица, Голубовци Црна Гора Монастырь Старчева Горица Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров. Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вёл строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем «святого старца Макария».В 1376-1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами. Предположительно, её строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись. Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и др. европейских городов. Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в. Муж. мон-рь в вост. ч. одноименного острова у юж. берега Скадарского оз. (19 км от г. Вирпазар и 13 км от границы с Албанией) с церквами в честь Успения Пресв. Богородицы и Преображения Господня. Обитель основана в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем Балшей III Балшичем. Небольшая Успенская ц. (ныне освящена в честь иконы Божией Матери «Троеручица» с приделом во имя св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу триконховых храмов, следов росписи не сохранилось. Позже к ней был пристроен притвор, в наст. время разрушен. Восточнее храма находился келейный корпус, южнее - трапезная. Между ними была четырехэтажная башня с часовней на последнем этаже, остатки к-рой возвышаются и сегодня. Мон-рь просуществовал недолго и во время тур. завоевания пришел в запустение. В 1963 г. была проведена частичная реставрация здания храма, в ходе к-рой была восстановлена глава. Во время археологических работ на острове в 1985 г. были найдены остатки Преображенской ц., построенной приблизительно в то же время, что и Успенская. Несмотря на то что мон-рь сохранился в полуразрушенном состоянии, обитель возрождается, и в кон. 90-х гг. XX в. ее настоятелем назначен иером. Йован (Чулибрк), правосл. публицист, работающий в ж. и на радио «Светигора». Рядом с Морачником находится небольшой о-в Топоана, где были найдены остатки церкви также триконховой основы. В группу Б. м. входили также ныне не существующие обители бассейна Скадарского оз. св. Архангелов (под совр. г. Улцинь), Горичане и Копорине (их местоположение точно неизвестно). Однако сохранились документы, происходящие из двух последних мон-рей: завещание Елены Балшич и Синтагма Матии Властара. Лит.: В. Yмjemhocm: ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. С.418; Р. Ckpunmopuju Скадарског jeзepa//Ckpunmopuju и манастирски библиотеке у Цphoj Гори. 1989. С. 46-47; Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 107-124; Новини СПЦ 1998. 745. 1.04; 2002. 844. 15.02; Светигора. 2002. 123-124. С. 18-23; Манастир Манастир Старчева Манастир Jeзepcku Manastiri Baljica na Skadarskom Manasmiri na Skadarskom J. Omnucahuje од Jeлehe Писмо Никону словенског bujeka. 1996//www.rastko. Stamparija Vukovica//www.heritage.cg.yu/knjige/vukovic.htm; Aмфuлoxuje, митр. Црногоско-приморски. односа у држави Цркви да cbojy [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/77448.html

И не случайно он же оказался со мной во время посещения храма Казанской иконы Божией Матери в Шаморди-не (во время паломничества в Оптину пустынь), когда в храме читался этот Акафист. Заступница усердная, Матерь Господа нашего, моли Христа Бога спасти-ся душам нашим! Сейчас в обители несут послушание 60 сестер. Живут, как и прежде, в отдельных домиках. Каждая сестра имеет свое послушание - в ризнице, трапезной, иконо-писной, швейной мастерской, в библиотеке, свечной и многие другие. Не-сут послушания на участках, принадлежащих Русской Православной церкви, в Русской миссии. Осенью собирают маслины в монастырской саду (они всегда были на столе во время трапезы). Много можно рассказать о Гор-нем монастыре и его сестрах, но не объять необъятного - иначе не добе-русь до описания остальных событий паломничества. Скажу только еще об одном событии, происходящем в монастыре в память о посещении этих мест Божией Матерью. По прошению архимандрита Антонина указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года в Горненской обители установлен праздник Целования, совершаемый обычно 30 марта, на пятый день после Благове-щения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Горненскую обитель переносится икона Благовещения Пресвятой Бого-родице. Встречают икону у источника Божией Матери сестры монастыре многочисленные паломники с участием представителей Иерусалимского Пат-риархата. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в храм Казанской иконы Божией Матери. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеского, укрепляя ря-дом у основания игуменский жезл. Икона останется в Горненском монасты-ре три месяца в память о трехмесячном пребывании у Праведных Захарии и Елисавет. В этот период Сама Богородица становится игуменией монасты-ря. Сестры монастыря берут блогасловение сначала у Царицы Небесной, затем у матушки Георгии. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают в Троицкий собор. И мы, будучи в Горнем монас-тыре, удостоились получать благословение у Царицы Небесной - Она гос-тила в граде Иудовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Святая Праведная Тавифа, моли Бога о нас, помоги нам обрести добро-детели и милосердие к людям. Поклонились Святой Тавифе, посетив ее усыпальницу. Гостеприимные матушки монастыря напоили нас на дорогу чаем. Помоги им, Господи, в их нелегком служении. В Яффе построено еще два монасты-ря - греческий монастырь Георгия Победоносца и монастырь Архангела Ми-хаила - он стоит на месте дома кожевника, в котором останавливался Апостол Петр. 9 июня.День 8й. В этот день посетили Хеврон. В Хевроне жил Патриарх Авраам. И дви- нул Авраам шатер, и пошел и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу. И явился ему Господь у дубравы Мам-ре. когда сидел он при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стояли против него (Бы-тие,18,1-2) И получил Авраам известие, что неплодная жена его Сарра в 90 лет родит ему сына и нарекут его Исаак. В Хевроне находятся гробни-цы Праотцев Авраама. Сарры, Исаака. Известно, что к дубу Мамврийскому приходил отдыхать и слагать свои псалмы царь Давид. Сколько лет дубу? Возраст его исчисляется в 5000 лет - живой старец среди деревьев. Ав-рааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил Авраам 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова. По преданию здесь был земной рай, где жили Адам и Ева. В до-лине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодо-родна. Крона дуба Мамврийского достигала 120 саженей. В 1868 г. учас-ток у дуба Мамврийского был куплен - Антонином Капустиным для русской Православной церкви. В 1871 г. прямо у дуба состоялась первая Литургия в праздник Пресвятой Троицы. Затем Литургии служились ежедневно. Па-ломники ночевали у дуба. только спустя долгое время появилась гостини-ца для паломников (теперь там трапезная монастыря). Паломники спали вповалку на травяных матрацах. Антонин Капустин купил землю у пяти семей турок. Турки продали зем-лю, но запретили строить храм. Один из продавших землю - Ибрагим Шалу-ди был убит. В 1884г. Святую землю посетил Св. Патриарх, и в 1906 г. начали строить храм. Строительство храма закончено в 1914 г., а освя-щен только в 1925г. Патриархом Дамианом. Тогда состоялась Библейская трапеза - был заколот агнец. С 1925 г. молящихся не было. Первые русс-кие паломники, представители Русской Зарубежной церкви появились в 1960г., в 1990-92г. появились паломники из России. На земли монастыря многие покушались, но Господь хранит это место. В храме монастыря главный придел посвящен Праотцам, два других - Пресвятой Троице и Свя-тителю Николаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Что же касается управления монастырским имуществом, то и это, согласно со св. канонами, должно быть под непосредственным наблюдением и контролем епископов, с сохранением и за гражданским правительством права, как наблюдения за этим имуществом, так и всякий раз когда бы оно сочло это нужным, за управляющими им. Тоже самое надобно привести в действие и относительно имущества приходских храмов, непосредственное наблюдение за коим и контроль должны иметь епископы, не исключая однако и правительственного наблюдения и контроля. Мы уверены, что никто не может допустить какую-нибудь заднюю мысль в предлагаемых мерах, а напротив, всякий должен иметь более доверия к епископу, которому вверено столь много душ, несравненно драгоценнейших всех сокровищ, нежели к случайному монаху или гражданину, которого личный интерес заставил быть распорядителем священного имущества. Если же все это будет так устроено, при чем будут назначены монахам необходимые издержки для их свободного содержания, а расходы на благолепное содержание св. монасты- —282— рей и приходских храмов будут заранее правильно распределяться, то вместо нынешних недочетов будем иметь порядочную прибыль. Если же эта прибыль будет собираться в особой кассе, управляемой св. Синодом и находящейся под наблюдением гражданского правительства, то она в скором времени составит значительный капитал, проценты с которого Церковь может употреблять на более совершенное образование клириков, на отправление таковых к находящимся вдали от отечества общинам, которые не в состоянии содержать духовных отцов, на отправление проповедников и учителей и в страны, находящиеся вне пределов государства, туда именно, где истинные братия наши лишены духовной пищи, и вообще на другие духовные нужды Церкви. Для увеличения сумм этой кассы, которая может приносить столь великую пользу Церкви и отечеству, можно насчитать много источников. – Полагаем, что одним из таких источников могут быть имущества преосвященных епископов и других высших клириков, числящихся в безбрачном духовенстве, которые совершенно несправедливо переходят во владение праздных людей, часто не имеющих даже и наследнического права, а Церкви, как прямой наследнице, не принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для успокоения взволнованных умов жителей всех Иргизских монастырей и окрестных раскольников настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, решился созвать в монастырь на соборное совещание братию, как своего монастыря, так и всех других Иргизских монасты рей и даже окрестных раскольников. На этом соборе (21 Июня, 1828 г.) настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, изложил весь ход дела и все обстоятельства, побудившие его вместе с некоторыми другими иноками дать князю Голицыну подписку на принятие единоверия. По выслушании объяснений, представленных Адрианом, собор единогласно определил: «просить настоятеля объяснить его сиятельству, г. Саратовскому гражданскому губернатору, что, так как монастырь Нижне-Воскресенский содержит святую соборную апостольскую церковь без всякого изменения, или прибавления, или убавления по старопечатным книгам, то как братия этой обители, так и окрестные старообрядцы ни под каким видом не могут принять единоверия на, правилах, изложенных Московским митрополитом Платоном, и принять единоверие никто из нас не только не просит и не желает, но даже о принятии оного и помыслить не может, хотя бы то страхом, угрозами, разорением и самым истязанием принуждаемо было. Мы, прибавляли присутствовавшие на соборе раскольники, воли Его Императорского Величества не противимся и с верноподданическою любовию приемлем утеснение священства, при нас находящегося, уничтожение монастыря, лишение нас всего имущества, лишение земли, высочайше дарованной, и расточение нас самих вон из монастыря и уничтожение его самого, сколько бы для нас не прискорбно было. Но все-то из повиновения к правительству готовы перенести, но только церкви единоверческой принять совесть нас не допускает. А потому поспешно данную без общего согласия всех монастырей его сиятельству подписку положили просить чрез настоятеля нашего, когда он получит от его сиятельства обратно ту подписку, тогда явить нам оную соборне, такожде явить вообще с сим приговором в Средне-Никольском и Верхне-Спасо-Преображсвском иргизских монастырях, дабы они были успокоены и уверены, что настоятель и братия (Нижне-Воскресенского монастыря), давая подобную подписку на принятие единоверия, отнюдь не имели сердечного чувства отступить от нашей церкви, нами всеми достойно чтимой, и принять вместо оной церковь единоверческую, и никакого к тому и никто, по совести и всем объявляем, но имел из нас желания и согласия» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

  001     002    003    004    005    006