Нижегородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Нижегородской области [ править править код ] Нижегородская епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. В конце XVIII века была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 года стал именоваться Нижегородский и Арзамасский. В 1866 году было учреждено Балахнинское викариатство. Зарегистрированных приходов — 177, в том числе одно православное братство, одно православное сестричество, одна православная община. Количество клириков и монашествующих: белое духовенство — 300, в том числе: пресвитеров — 260, диаконов — 40. монашествующих — 33, в том числе: пресвитеров — 26, диаконов — 7. Населённые пункты [ править править код ] Нижний Новгород Святыни Нижегородской области [ править править код ] НИЖНИЙ НОВГОРОД. Благовещенский собор: «Корсунская» икона Божией Матери. Спасо-Преображенский храм в Слободе-Печеры: мощи преп. Иоасафа Нижегородского (XVI в.). ДИВЕЕВО. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: мощи преп. Серафим Саровский, Александра, Марфа и Елена Дивеевские, блаж. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские, преп. исп. Матрона Дивеевская; иконы Божией Матери «Серафимово-Умиление» и «Казанская»; святые источники. САРОВ. Часовня в бывшем Саровском монастыре: мощи преп. Марк Молчальник и место первоначального погребения преп. Серафима. С. СУВОРОВО, Дивеевского района. Успенский храм: мощи мц. Евдокия, Дария, Дария и Мария Пузовские (ХХ в.). АРЗАМАС. Воскресенский собор: чудотворный «Воскресенский» крест. Арзамасский Никольский женский монастырь: икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». БОР. Успенский храм: «Казанская» икона Божией Матери. П. МАКАРЬЕВО, Лысковского района: Свято-Троицкий преп. Макария Желтоводского женский монастырь: мощи преп. Макарий Унженский (Желтоводский) (XV в.) (часть мощей), икона преп. Макария. С. ОРАНКИ, Богородского района (ж. д. ст. 296-ой км.). Оранский Богородицкий монастырь: «Оранская-Владимирская» икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

Григорианский раскол не получил значительной поддержки среди московского духовенства, тем не менее он стал серьезной угрозой для Церкви, т. к. позволил советским властям дезорганизовать московское церковное управление. 7 янв. 1926 г. был арестован еп. Гавриил (Красновский), вскоре Москву покинул и еп. Петр (Зверев). Старшим из назначенных митр. Петром членов Совета викариев остался еп. Алексий (Готовцев). При поддержке епископов Амвросия (Смирнова) и Иоанна (Василевского) ему удалось к марту 1926 г. восстановить работу Епархиального управления на квартире у еп. Амвросия при храме свт. Николая в Кошелях, у Яузских ворот. «Триумвират викариев» (выражение М. Е. Губонина) в составе епископов Алексия, Амвросия и Иоанна решал текущие церковные дела по Москве и Московской губ., вел прием посетителей, утверждал назначения настоятелей на приходы, проводил совещания московских благочинных. После ареста в кон. весны 1926 г. еп. Амвросия (Смирнова) за «организацию нелегального церковно-административного центра» деятельность Епархиального управления прекратилась. В июне 1926 г. еп. Алексий (Готовцев) был выслан в Серпухов. 15 июня 1926 года митр. Сергий (Страгородский) перевел Рыбинского еп. Серафима (Силичева) на Подольскую викарную кафедру с поручением ему управления Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами М. е. 28 авг. того же года еп. Серафим был назначен временным управляющим М. е. По нек-рым сведениям, он в то время пребывал в г. Богородске (ныне Ногинск) Московской губ. В кон. 1926 г. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) был арестован в Н. Новгороде и этапирован в тюрьму ОГПУ в Москве. В кон. марта 1927 г., после проведенных во время тюремного заключения переговоров по условиям предоставления легального статуса органам управления РПЦ, митр. Сергий был освобожден с предоставлением права проживания в Москве. Первоначально митр. Сергий разместился в бывш. резиденции местоблюстителя митр. Петра на ул. Короленко. 23 апр., после перевода еп. Алексия (Готовцева) на Рыльскую кафедру, архим. Сергий (Гришин) был хиротонисан во епископа Серпуховского. 18 мая был учрежден состав Временного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии, а 20 мая адм. отдел НКВД выдал справку о регистрации Временного Синода как органа высшего церковного управления. В то же время митр. Сергий переместил на Звенигородскую викарную кафедру бывш. Балахнинского еп. Филиппа (Гумилевского), возвел его в сан архиепископа и назначил управляющим М. е. Московское ЕУ также располагалось в архиерейском доме в Сокольниках. 2 нояб. 1927 г. на Подольскую викарную кафедру вместо переведенного в Ростовскую епархию еп. Серафима (Силичева) был назначен еп. Иннокентий (Летяев). В том же году еп. Иоанн (Василевский) был перемещен с Бронницкой на новоучрежденную Воскресенскую викарную кафедру.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Владимирской епархии) учреждено 27 нояб. 1923 г., когда Александровским архиереем был назначен еп. Павел. Точно установить фамилию первого епископа пока невозможно, наиболее вероятно - это сщмч. Павел (Павловский) , к-рый до 1920 г. был епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии, а в 1926 г.- епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Дальнейшие сведения об иерархах на А. в. длительное время отсутствуют. Было ли вик-ство долгое время вакантным либо его занимали епископы, чьи имена неизвестны, определить невозможно. В сент. 1932 г. на А. в. получил назначение еп. Леонид (Антощенко) , освобожденный после 2,5 года заключения в Балахнинском лагере (Нижегородская обл.). 17 янв. 1935 г. еп. Леонид был перемещен на Кунгурскую кафедру. Был ли еп. Леонид последним епископом Александровским или имел преемников, неизвестно. Арх.: Губонин М. Е. История русской иерархии. Ч. 1. Ркп.//ПСТБИ. П. Н. Г. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82371.html

Нижегородская епархия Общие сведения о Нижегородской епархии Епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. В конце XVIII века была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 года стал именоваться Нижегородский и Арзамасский. В 1866 году было учреждено Балахнинское викариатство. 15 марта 2012 года из состава епархии выделены Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии. Нижегородская епархия включена в состав Нижегородской митрополии. Подробнее Читать дальше Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

О выставке Экспозиции СМИ Нижегородская епархия Входит в состав Нижегородской митрополии Епархия существует с 1672 г., учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. В конце XVIII в. была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 г. стал именоваться Нижегородский и Арзамасский. В 1866 г. было учреждено Балахнинское викариатство. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. из состава епархии выделены Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии. Нижегородская епархия включена в состав Нижегородской митрополии. О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

1918). Постановлением НКВД от 16 июня 1919 г. Горбатовский у. преобразован в Павловский у. (центр - г. Павлово), а из части Макарьевского у. создан Воскресенский у. (центр - г. Воскресенск). Декретом ВЦИК от 18 июня 1920 г. в Нижегородскую губ. были переданы Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды, однако постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и часть Козьмодемьянского у. были переданы Чувашской автономной обл., а декретом ВЦИК и СНК от 4 нояб. 1920 г. Козьмодемьянский у. и Емангашская вол. Васильсурского у. отошли к Марийской автономной обл. 13 янв. 1921 г. образован Выксунский р-н на правах уезда (с того же года уезд), 18 июня 1921 г. из части Лукояновского у. образован Починковский у., 6 марта 1922 г. из части Балахнинского у.- Сормовский у., тогда же образован Канавинский р-н. 3 июля 1922 г. Балахнинский у. слит с Сормовским в единый Сормовский у. (10 авг. 1922 Балахна оставлена в составе Сормовского у., а территория Балахнинского у. составила Городецкий у., при этом Городец вновь обрел статус города), Макарьевский у. преобразован в Лысковский у., тогда же в состав Нижегородской губ. переданы Варнавинский и Ветлужский уезды Костромской губ. Постановлением ВЦИК от 27 апр. 1923 г. ликвидированы Ардатовский, Варнавинский, Васильсурский, Воскресенский, Княгининский, Курмышский и Починковский уезды; из Варнавинского и Воскресенского уездов образован Краснобаковский у. 27 июня 1924 г. образованы Балахнинский и Растяпинский рабочие районы, Сормовский у. преобразован в рабочий район. В 1926 г. г. Княгинин преобразован в с. Княгинино. В 1927 г. открыто движение по железнодорожной линии Н. Новгород - Котельнич. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 янв. 1929 г. была создана Н. о., включившая территории Нижегородской губ., Вятской губ., Муромского у. Владимирской губ., Марийскую и Вотскую автономные области. Постановлением Президиума ВЦИК от 22 апр. 1929 г. в Н. о. была включена Чувашская АССР, а постановлением от 3 июня 1929 г.- Унженский лесной массив Костромской губ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 75. Подлинник. 527. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания Духовенства 4-го благочиннического округа Бежецкого уезда Тверской губернии 14 марта 1917 г. Собрание духовенства четвертого Бежецкого округа приветствует Государственную Думу, взявшую на себя почин борьбы с самодержавием. Да здравствует будущий демократический республиканский парламент! РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 78. Подлинник. 528. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 2-го благочиннического округа Балахнинского уезда Нижегородской губернии 14 марта 1917 г. Петроград Таврический дворец Родзянко. Съезд духовенства второго округа Балахнинского уезда Нижегородской губернии приветствует в лице вашем Временное правительство, желает ему плодотворной работы по строению свободной России, и со своей стороны выражает полную готовность всеми силами помогать правительству в эту величайшую годину жизни дорогой родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 79. Подлинник. 529. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 2-го благочиннического округа Балашовского уезда Саратовской губернии 14 марта 1917 г. Петроград Председателю Исполнительного комитета Государственной Думы М.В. Родзянко. Духовенство второго округа Балашовского уезда шлет горячий привет Временному правительству России. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 80. Подлинник. 530. Телеграмма председателю Государственной думы съезда духовенства 6-го благочиннического округа Владикавказской епархии 14 марта 1917 г. Съезд духовенства шестого благочиннического округа Владикавказской епархии, радуясь обновлению России, выражает горячую благодарность борцам за народную свободу. И готовы отдать все силы в помощь новому правительству. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 81. Подлинник. 531. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания священнослужителей 2-го благочиннического округа Вяземского уезда Смоленской епархии 14 марта 1917 г. Пастырское собрание второго округа Вяземского уезда Смоленской епархии, выражая глубокую преданность Временному правительству и готовность искренно и свободно совместно работать с ним, приветствует вас как достойного и желательного представителя в новом правительстве. Надеемся, что Господь Бог поможет нам изгнать врага из пределов России и укрепить твердую решимость дружно работать на пользу обновленной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Балахне пройдет творческий вечер «Россия — это мы», посвященный пятилетию культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества» 25 ноября 2005 г. 13:06 27 ноября в Балахне пройдет творческий вечер «Россия – это мы», посвященный 5-летию культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества». «Алтарь Отчества» — это дань памяти подвигу народного ополчения, объединившего страну в 1612 году единой целью. Ежегодно по традиции участники акции проходят по «местам Памяти народного ополчения» (Балахна — Юрьевец — Кинешма — Кострома — Ярославль — Ростов — Переславль Залесский — Сергиев Посад) и собираются в Москве, чтобы возложить цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади столицы. В исторических центрах — городах, где собираются и двигаются на Москву участники мероприятия, проводятся конференции по духовно-нравственному воспитанию населения при участии историков, духовенства, творческой интеллигенции и молодежи, концерты с участием лучших творческих коллективов регионов России, экскурсии с посещением памятных мест, театрализованные представления. В этом году акция «Алтарь Отчества» была организована в рамках празднования Дня народного единства, впервые отмечаемого в России. В Нижегородской области проведение акции поддержало Нижегородское региональное отделение партии «Единая Россия». Балахна — это город, в котором патриотическая акция берет свое начало. 26 октября более ста человек, в том числе историки, краеведы, писатели, представители общественных организаций, школьники — победители конкурсов патриотической направленности из Балахнинского, Чкаловского и Городецкого районов Нижегородской области, пришли к памятнику Минину в Балахне и открыли «Алтарь Отчества». На творческий вечер, целью которого станет подведение итогов пяти лет проведения акции, приглашены участники мероприятия разных лет, ветераны Великой Отечественной войны, кадеты, учащаяся молодежь, представители общественности Балахны, Заволжья, Чкаловска, Кинешмы. В программе праздника: выступления гостей, детских и юношеских творческих коллективов, демонстрация фильма об «Алтаре Отчества». По словам секретаря Балахнинского местного отделения партии «Единая Россия», одного из непосредственных организаторов акции в Нижегородской области Александра Капустина, акция «Алтарь Отечества» носит объединяющий характер, что особенно необходимо людям для сохранения памяти об историческом достоянии нашей страны. В настоящее время в России наблюдается тенденция возвращения к собственным корням, к вечным ценностям, и первый тому пример — День народного единения и проводимая в его рамках акция «Алтарь Отечества». Патриархия.ru по материалам Пресс-службы Нижегородской епархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/60260.html

112 Вот подлинные слова телеграммы старообрядцев: «Нижегородской губернии, села Городца и окрестных селений старообрядцы, в количестве более пяти тысяч человек, вознеся горячие с коленопреклонением молитвы Господу Богу Вседержителю за истинно чудесное избавление (?) драгоценной жизни возлюбленного Монарха Александра Александровича, Царицы, Наследника престола и всей Его царской семьи, нижайше просят Ваше Сиятельство повергнуть ко стопам Их Императорских Величеств верноподданнические выражения чувств нашей несказуемой радости видеть Их Величеств с чадами их здравыми и невредимыми. Да ниспошлет им Всевышний благоденствие и многие и многие лета царствовать. Вашего Сиятельства нижайшие рабы, попечители Городецкой старообрядческой часовни: Балахнинский купец Иван Румянцев, Балахнинский мещанин Петр Ведерников, Балахнинский купец Абрам Дурасов, Балахнинский купец Иван Скворцов. 115 Жизнеописание его, очень любопытное, недавно было напечатано в Брат. Сл. (1889 г. т. 1, стр. 301 и след.). 116 Мы полюбопытствовали справиться в «Московском Листке», специально занимающимся подробнейшими описаниями убийств и всяких подобных событий, – нет ли в нём известия о городецком преступлении, – и нашли (в 251); но, увы, даже и здесь «корреспондент» г. Пастухова пишет с крайней осторожностью, всячески опасаясь оскорбить г. Бугрова упоминанием о профессии убийц и обстоятельствах, сопровождавших убийство. Вот подлинные слова его: «На днях, в деревне Большая-Песочня, Балахнинского уезда, несколько разбойников, ворвались в дом крестьянина Дмитрия Тюрина(?) и удавили его. Добычею их были 50 руб. денег и нитка жемчуга. Разбойники эти пойманы, деньги и жемчуг от них отобраны. Это были ещё молодые крестьяне, старшему из них было 28 лет, а младшему 20 лет, трое из них уроженцы Балахнинского уезда, а один Самарской губернии”. Итак, всё дело в разбое, – «разбойники ворвались» в дом и произвели убийство! Но о том, что эти разбойники – дьячки раскольнической часовни, что они не «ворвались» в дом убитого, а с ним же пьянствовали и развратничали целую ночь, – нет и помину в «корреспонденции». Происхождение убийц показано верно, – Сердешнов приехал с отцом в Городец с Иргиза ещё 17-ти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ее придерживаются историки В.И. Буганов, Б.М. Пудалов, а также В.Н. Козляков и П. Михайлов (см.: Козляков В., Михайлов П. Кузьма Минин//День народного единства: биография праздника. М., 2009. С. 282–286. – С.С.), которые, критически подходя к балахнинской легенде, говорят о бездоказательности сторонников первой версии» . Далее С.В.Сироткиным приводится «Родословная роспись балахонцев Ременниковых – Акундиновых – Мининых». Это фантастический труд! Автор публикует данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых Балахны XVII в., изыскивая возможных родственников Кузьмы Минина. И… родственников не находит! В итоге С.В.Сироткин констатирует: «…изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым» . Так, Кузьма Минин ни в одном дошедшем до нас документе не упоминается, ни в связи с балахнинскими «братьями», ни в связи с «дедом Анкундином». « Ни в XVII в., ни в первой половине XVIII в. балахонцы Минины не ссылались на свое родство с нижегородским старостой, чтобы добиться каких-либо привилегий, хотя, если бы они были потомками братьев Кузьмы Минина, то могли бы рассчитывать на особое отношение к себе» – пишет также автор. Отчего же «скромничали» (поначалу, а не ПОТОМ!) балахнинские «родственнички»? Не от того ли, что в Смуту не очень-то, мягко говоря, красиво повели себя купчики Балахны, придерживаясь «линии» поляков? И даже «походом» ходили на Н.Новгород, правда, безуспешно? Общеизвестно и то, что, когда вошло Нижегородское ополчение в Балахну, местные толстосумы пожалели денег в ополченскую казну. «Руки бы вам поотсекать!» – как пишут летописцы, возмутился Минин. Понятно, что после публикации работы С.В.Сироткина и с «татарской версией» должно быть покончено. Если в топониме «Балахна» кому-то слышатся восточные «мотивы», то к этим «песням» имеют отношение лишь предвзятые «слушатели», и никто более! ГЕНЕАЛОГИЯ КУЗЬМЫ МИНИНА В связи с имеющимися на сегодня научными данными (повторяю – НАУЧНЫМИ, а не домыслами) привожу генеалогическое древо Мининского рода.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/22/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010