«Значит так, вы пришли молиться — вот туда в конец храма отойдите и молитесь, я вам мешать не буду. А вы тем, что закрываете лицо, мешаете мне». Она все поняла. С одной стороны, я создаю дискомфорт, с другой — у меня такая профессия. «У него отец дьякон, а он еще тут выпендривается!» — Почему вы любите снимать именно в храмах? — Моя семья, фотография и православие — это то, без чего я не могу жить. И еще, наверное, потому что сейчас очень много плохих церковных фотографий. Вот у нас в соседнем селе есть храм Сергия Радонежского, там был престольный праздник. В середине службы, когда уже начался Евхаристический канон, приходит фотограф из газеты. Снаружи царские врата закрыты, священник служит в алтаре. Фотограф постоял минут десять и говорит: «Хм, зачем я сюда пришел? Тут же снимать нечего!» Что снимают в таком случае? — Ну… прихожан, вестимо. — Бабушку со свечкой! Он сделал дежурный кадр-штамп, у него все есть. Человек не потрудился даже узнать порядок службы. Потом я его за руку схватил, сказал, что сейчас будет крестный ход: «Да? А я не знал». Он остался, и тогда у него получился репортаж. Вот когда вижу такое фотографическое невежество, понимаю, что надо это дело как-то исправлять. И мне никогда не надоедает снимать, как может показаться, одно и то же. Ведь не может надоесть литургия? Вы, кстати, каждое воскресенье ходите в храм? — Нет. — А я до болезни каждое ходил. Сейчас нет возможности, но выручают прямые трансляции. Я к тому, что, если ты профессионал, нужно ставить себе сверхзадачу — находить что-то интересное и новое в обыденном. Я искренне люблю то, чем занимаюсь, и снимаю в храмах не по приказу. — Как вы пришли к вере? — Так же плавно, как и к фотографии. Вот у меня друг считает, что в храм приходят только со скорбями. У меня не так. Это было связано с моим учителем, автором этой фотографии (над диваном висит фотография Святослава Рихтера за роялем, сделанная Олегом Макаровым, Дмитрий Дмитриевич хранит у себя дома архив учителя. — Прим. авт. ). Когда я учился на первом курсе, на дне практики мы вывешивали в аудитории свои работы. И Олег Владимирович проголосовал за мою. Было обсуждение, потом смотрю — он взял бумажку, еще раз прошелся, посмотрел фотографии, что-то записал, отдал заведующей кафедрой и ушел. А на следующий день нам сказали, что Макаров набирает себе курс. Он выписал десять человек, с которыми хотел бы заниматься, в эту десятку попал и я. Из этих десяти пятеро ушло, а я ему приглянулся.

http://pravmir.ru/creative/kogda-priehal...

Русь. Донской монастырь г. Москвы. В этом монастыре был похоронен святой Патриарх-исповедник Тихон (Белавин), его мощи ныне находятся в Большом соборе сей обители. Будущий патриарх был правящим архиереем Северной Америки и с 1898-1905 гг. имел своей кафедрой город Сан-Франциско. В Америке он снискал себе такие любовь и уважение, что американцы избрали его почетным гражданином США – значит, помимо российского гражданства, он имел и американское. Один из нынешних многочисленных кризисов в миру связан с отсутствием у мужей (и вообще мужчин) духовного лидерства: часто нет примера для семьи, нет действительного стремления к Богу, нет внутренней собранности, силы и мира, стояния в молитве, защиты семьи не только от внешних факторов, но и защиты от духовных угроз… Порой нынешние мужчины просто страшатся ответственности и не способны принимать решения. В отступившем от христианских устоев западном мире немало лет идет процесс, с одной стороны – «феминизации» мужчин, а с другой – «омужествления» женщин. Это долгая тема. На фото: отец и сын на богослужении в первом русском поселении в Калифорнии, в Форте Росс. Сан-Франциско. Римско-католический храм в честь святого Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Благословенная Калифорния. Дюны набережной Тихого океана. В нынешнем году в Калифорнии серьезная засуха, строгое ограничение в использовании воды – по всему Сан-Франциско плакаты: принимайте мини-души, не более 5 минут. Несмотря на отсутствие дождя, тем не менее, есть своя красота – местами Калифорния похожа на Святую Землю, на Афон, на Испанию. Мой добрый друг, замечательный церковный фотограф Владимир Ходаков. Мы впервые познакомились в Москве в 2004 году, во время первого официального визита Митрополита Лавра в Россию (по приглашению Святейшего Патриарха Алексия). Я любитель-фотограф, нет у меня школы, но мне очень много помог и подсказал (терпеливо) В. Ходаков – мы с ним вместе путешествовали по России и были на Афоне, немало снимали. Работы В.Ходакова можно посмотреть здесь .

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

— Простите, а на Афон-то вы зачем едете? — поинтересовался Флавиан. — Профессиональное любопытство, — улыбаясь, ответил исламофил, — я фотограф, работаю сразу на несколько журналов. Хочу посмотреть и запечатлеть уходящее христианство в его, как говорят, последнем заповеднике, или, правильнее сказать — резервации! — Понятно, — опрокинув остатки воды в рот, вздохнул Флавиан, — вы читали Евангелие? — Ну, я просматривал Библию когда-то, — несколько смутившись, ответил латвийский фотограф, — и не могу сказать, чтобы эта книга меня сильно увлекла. — Тоже понятно, — опять вздохнул Флавиан, — иначе вы обратили бы внимание на то место в Евангелии, где Христос называет своих учеников «малым стадом». Дословно: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Евангелие от Луки, глава двенадцатая, стих тридцать второй. То есть изначально предполагалось, что истинных последователей учения Христа будет не так много, как противников этого учения. И мы видим, что из многих тысяч слушавших Господа Иисуса в трехлетний период его проповеднической миссии лишь двенадцать и семьдесят стали носителями Его учения о Царствии Божьем. Но это малое число истинных учеников своей проповедью, подкрепленной свидетельством Святого Духа, переменило мир, подобно евангельской «закваске». Кстати, закваска всегда составляет лишь малую процентную долю в общей массе теста! А раз уж вы сравниваете воинство христианское с армией ислама, то позвольте задать вам следующий вопрос: кто достойней уважения и кто может называться победителем — маленький, потрепанный в непрестанных сражениях, ободранный, полуголодный, израненный, но не уступивший своих позиций отряд или большая, мощная, хорошо вооруженная, но никогда не воевавшая армия? — По-моему, ответ очевиден, — ответил батюшкин оппонент, — но на чем вы основываете именно такое сравнение? — На том, что за последние две тысячи лет христианская Церковь подвергалась идейному, моральному и физическому геноциду со стороны иудеев, римлянязычников, еретиков, раскольников, варваров, масонов, оккультистов, революционеров всех мастей, псевдонаучной интеллигенции, большевиков, фашистов, коммунистов, неогуманистов, восточных и псевдовосточных сект и т.д. и т.п. Причем велась и ведется эта война на уничтожение христианства как извне, так и изнутри, на территориях самих христианских государств!

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

Настроение было хорошее. И даже шум десятка паломников, приехавших на туристическом автобусе, его не смутил. Около озерца находился крошечный базар. Здесь местное население торговало разными разностями. «Попробуйте наш сыр!! Сухарики, сухарики!!! Всё делаем сами!!» – зазывал паренёк. Наш паломник взял сухарь – он оказался необыкновенно вкусным. Пофотографировав старую церковь, наш фотограф-паломник решил, что пора возвращаться в Афины. Возвращался другим путём. Монахи сказали, что эта дорога немного подлинней, но по пути встретится очень красивая церковь с 17-ю куполами. Проезжая горные деревушки, он снова улавливал из таверн запахи жаркого. Но вместо чувства голода это вызывало чувство самоиронии и разочарования. Как много он придавал этому значения раньше! Начал моросить дождик. Тысячи мыслей крутилось у него в голове. Вспомнились раздражительность, нежелание поститься, готовое оправдание «путешественника» по поводу «мяс». С ностальгией вспоминалось тёплое гостеприимство в монастыре Святого Георгия. И очень искренне обрадовала мысль – вот неожиданность! За весь день была съедена всего лишь тарелка горошка и немного зелени. Видимо, и впрямь «не хлебом единым жив человек» Чувствовалось странное спокойствие и полнота внутри. Не в желудке – в душе. Видимо, и впрямь «не хлебом единым жив человек» (Мф. 4, 4) – этими словами отец Геннадий попрощался с ним. Мудрые слова, сказанные Самим Христом! Фотограф был настолько счастлив, что решил поститься до Пасхи. И получилось!!! Труднее было издать книгу, но, с помощью Божией, и это произошло. Так, через год, в самом начале Великого Поста, он вспомнил поездку в монастырь Святого Георгия и решил написать пару слов об этом важном уроке, преподанном ему... скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 12 августа 2018, 00:30 Направление в статье правильное. Только где же найти такого старца, чтоб после разговора с ним от горошка сытым и здоровым быть. Немощный я человек, видимо. Нина Федорова 10 августа 2018, 21:28 Господь везде и во всем. И все по промыслу Бога.

http://pravoslavie.ru/114991.html

Н. В. Черникова, Д. Н. Никитин Изображения до 1918 г. Сохранилось множество фотографий Н. А., сделанных профессиональными фотографами. Первым среди придворных фотографов был С. Л. Левицкий, работавший для имп. семьи с 1852 г. и запечатлевший 4 поколения династии Романовых. Ему принадлежат семейные фотографии имп. Александра III, на к-рых всегда присутствует наследник престола, а также почти все фотографии Н. А. в детстве. В дневнике Н. А. сохранилась запись от 3 мая 1896 г.: «...в 2 поехали сниматься к Левицкому-сыну, потому что старик болен. Фотографии делались всяческие: втроем с дочерью, вдвоем и в одиночку» (Дневники Николая II. М., 1991. С. 142). После смерти Левицкого в 1898 г. личным фотографом Н. А. стал его сын Р. С. Левицкий. Съемка, выполненная им в 1903 г. и запечатлевшая имп. чету в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, имеет большое значение для иконографии Н. А., т. к. совр. иконописцы (напр., И. А. Рейпольский) используют ее как образец для изображения царских одежд. Среди др. придворных фотографов Н. А.- К. И. Бергамаско, Л. С. Городецкий, московский фотограф Д. М. Асикритов, ялтинский фотограф Ф. П. Орлов, А. А. Пазетти. В 1902 г. фотомастерскую Пазетти в С.-Петербурге приобрели Ф. Г. Буассон и Ф. О. Эгглер. У них царская семья снималась в 1905, 1907, 1909 и 1914 гг., был сделан ряд известных фотографий. Так, снимок 1914 г. послужил основой для создания икон царской семьи; этим же годом датируются снимок сидящего Н. А. c цесаревичем Алексием, а также единоличный фотопортрет Н. А., опирающегося на трость. Имп. Николай II с имп. Александрой Феодоровной и дочерью вел. кнж. Ольгой Николаевной. Фотография Р. С. Левицкого. 1896 г. Имп. Николай II с имп. Александрой Феодоровной и дочерью вел. кнж. Ольгой Николаевной. Фотография Р. С. Левицкого. 1896 г. Крупнейшую коллекцию парадных и офиц. фотопортретов Н. А. и членов его семьи составило фотоателье «К. Е. фонъ Ганъ и Ко», получившее в 1891 г. исключительные права на фотосъемку императора и работавшее только на имп.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Последование известно по памятникам студийской (напр., РНБ. Греч. 89. Л. 19-21об., X в.; Греч. 645. Л. 19-21об., XII в.) и иерусалимской традиций (напр., ГИМ. Син. греч. 440. Л. 47-50об., 1-я пол. XVI в.). А. составлены 2 канона: прп. Феофаном Начертанным ( 845) 6-го гласа с акростихом «Θεου Αμβροσου μγα κλος σματι μλπω» (греч.- Божественного Амвросия великую славу песньми воспеваю) и прп. Иосифом Песнописцем († 886) 4-го гласа с акростихом «Τν παμμγιστον Αμβρσιον ανσω. Ιωσφ» (греч.- Величайшего Амвросия великую славу песньми воспеваю. Иосиф). Согласно Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в., являющемуся одной из редакций Студийского устава, поется канон Феофана ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 333); в др. же памятниках, отражающих как студийскую, так и иерусалимскую традиции, выписан канон Иосифа (напр., Минея XIV в.- ГИМ. Син. греч. 447. Л. 47-50об.). В наст. время в богослужебной практике РПЦ используется канон Иосифа, в греч. Церквах поются оба канона. В рус. календарях память А. под 7 дек. впервые встречается в месяцесловах Евангелий Мстиславова кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 237) и Юрьевского 1119-1128 гг. (Л. 210). В ряде слав. и рус. календарей память А. отмечается, как и в зап. традиции, под 4 апр.: болг. Апостолы Охридский (Л. 106об.), кон. XII в.; Слепченский (Л. 126), кон. XII в.; Церколезский 2 (Л. 232об.), XIII в.; болг. Драганова Минея кон. XIII - нач. XIV в. ( Срезневский. Трефологий. С. 421); рус. Апостол (ГИМ. Хлуд. 33. Л. 227об., XIV в.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минеях (ГИМ. Син. 162. Л. 44об.- 58об., XII в. и РГАДА. Син. тип. 96. Л. 48об.- 55, кон. XII - нач. XIII в.). По Студийско-Алексиевскому Типикону на утрене полагалось читать житие А. (РНБ. Соф. 1136. Л. 94, кон. XII в.). Наиболее ранний список жития А. находится в составе Пролога (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 177). Пространное житие А. включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/114346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010