[  назад  ] Бакинская епархия Бакинская (1912-1919 - викарная Кавказского экзархата) Б. и Прикаспийская (28 декабря 1998 - 22 марта 2011); Б. и Азербайджанская (22 марта 2011 - Русское православие начало появляться в Азербайджане с приходом русских войск и поселенцев. В 1815 году в Баку появился первый русский православный храм. После окончательного вхождения территории современного Азербайджана в состав Российской империи (1828 год) на эти территории начали переселять не только русских сектантов (молокан, духоборов, субботников), но и православных крестьян. 19 мая 1905 года учреждена викарная Бакинская кафедра в качестве третьего викариатства Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. В 1919 году создана самостоятельная епархия с центром в Баку, получившая название " Прикаспийская и Бакинская " . С кончиной епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова) (9 декабря 1934) Бакинская кафедра не замещалась (ее приходы включены в состав Ставропольской епархии . В 1920-е годы активную деятельность вели обновленцы. В 1936 году был закрыт последний в Азербайджане православный храм. Церковная жизнь была возрождена только через 8 лет, когда в 1944 году были открыт Собор в честь Рождества Богородицы в Баку. В 1946 году была открыты Церковь Михаила Архангела в Баку, Александро-Невский храм в Гяндже и Свято-Никольский храм в Хачмазе. 28 декабря 1998 епархия была воссоздана, выделением из состава Ставропольской епархии . 22 марта 2011 года приходы епархии, находящиеся на территории Дагестана, были переданы Владикавказской епархии . Епархия насчитывает 6 приходов (3 из них в Баку, по одному в Гяндже, Хачмазе и Сумгаите; также отдельные группы верующих нерегулярно посещаются священством и в других местах), порядка 30 священников, от 100 до 150 тысяч верующих (преимущественно этнические русские и украинцы; есть некоторое число православных азербайджанцев - как выросших в смешанных семьях, так и принявших православие, по некоторым сообщениям их число может достигать 5 тысяч человек); Бакинская- самая маленькая из епархий РПЦ.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

[  назад  ] Владикавказская епархия В. и Моздокские (1893-1922), В. и Махачкалинская епархия (22 марта 2011 - 26 декабря 2012), В. и Аланская (26 декабря 2012 - С III в. уже упоминаются аланы-христиане (согласно легенде, среди них проповедовал апостол Андрей Первозванный). Также крещение Осетии в 280 году приписывается и св.Нине. Однако аланские правители то отходили от христианства, то снова его принимали. VI Вселенский собор подчинил мцхетскому патриаршеству многие закавказские земли, а также Овсети и Черкессию. Первый изместный науке митрополит Алании - Феодор - упоминается в надписи 965 года. В XI в. ал-Бекри называл царя алан христианином, а большинство его народа - язычниками. Между 1084 и 1105 гг. центр Аланской митрополии переместился в Сотириуполь в Лазике. Владикавказская кафедра была учреждена 3 апреля 1875 года как Карталинское и Кахетинское викариатство. С 23 апреля 1885 года, с присоединением к ней от Ставропольской епархии Терской области стала самостоятельной кафедрой в составе Грузинского Экзархата . В ее состав входили Терская и Дагестанская области и один осетинский поселок Кубанской области. 10 сентября 1894 года епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. На 1900 год насчитывала 132 прихода, (168 церквей). В начале 1920-ых годов в епархии было сильно обновленчество , в 1922 году обновленцем становится Владикавказский епископ и большая часть духовенства, епархия перестает существовать как самостоятельная единица. Её территория вошла в состав Ставропольской епархии . Вновь образована 22 марта 2011 при выделении из республик Северной ОсетииАлании, Ингушетии, Чечни из состава Ставропольской епархии и республики Дагестана из Бакинской епархии . Насчитывает 47 приходов, разделенных на восемь благочиний (округов) (из них 23 прихода - в Северной Осетии, 19 приходов в Дагестане, три в Ингушетии, два в Чечне). В Северной Осетии в некоторых храмах Символ веры и Евангелие за богослужением читаются параллельно на славянском и осетинском, в 2011 году принято решение о переводе богослужения на осетинский язык. На территории Северной Осетии действуют два монастыря: Свято-Успенский мужской в Куртатинском ущелье (с подворьем в г. Беслан) и Богоявленский женский в Алагирском ущелье.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Баку. Разрушен в 1936 г. Фотография. 30-е гг. XX в. Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Баку. Разрушен в 1936 г. Фотография. 30-е гг. XX в. Кавказского Экзархата РПЦ (13.09.1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси). Образовано как преемственное Бакинскому викариатству Грузинского Экзархата после упразднения Экзархата (март 1917) в результате провозглашения груз. епископами восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) и учреждения Кавказского Экзархата (10 июля 1917). В состав Е. в. были включены рус. и др. негруз. правосл. приходы на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи (ныне территория Азербайджана). Первым викарием Е. в. стал временно управлявший Грузинским Экзархатом 9 сент.- 4 окт. 1913 г. еп. Бакинский Григорий ( Яцковский ; 13 сент. (или 13 нояб.) - 17 нояб. 1917, переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру). 17 нояб. 1917 г. (по др. источникам, в 1918) на Е. в. был назначен еп. Слуцкий Феофилакт (Клементьев ; в 1919 (по др. источникам, в 1923) переведен на Прилукское викариатство). Как Елизаветпольский викарный епископ митр. Тифлисского и Бакинского, экзарха Кавказского сщмч. Кирилла (Смирнова ; 19 марта (1 апр.) 1918 - апр. 1920) он упомянут в списке «Иерархия Российской Православной Церкви», составленном в окт. 1918 г. (Иерархия. 2002. С. 165-190; Губонин. 2006. С. 861-870). Патриархом Московским и всея России св. Тихоном была осуществлена правка этого документа, местопребыванием Елизаветпольского викария им был указан Тифлис. Возможно, это связано с тем, что Кавказский экзарх сщмч. Кирилл, который находился в Баку, радикально настроенной частью грузинского священства в Тифлис допущен не был.

http://pravenc.ru/text/189803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий. 1. Б. в. Карталинской и Кахетинской епархии было учреждено 19 мая 1905 г. в составе Грузинского Экзархата РПЦ для управления правосл. приходами на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний (совр. Азербайджан). Создание Б. в. было вызвано активным притоком рабочей силы из России на бурно развивавшиеся промышленные и нефтедобывающие предприятия Баку (к 1913 в Баку жили ок. 77 тыс. православных - столько же, сколько и мусульман). К нач. XX в. на территории Азербайджана существовали правосл. храмы: в Баку - 5, в Елизаветполе (совр. Гянджа) - 2, в Шемахе - 1. Однако укреплению Православия в регионе противодействовали различные политические течения левого толка - в нач. XX в. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из очагов революционного движения в Российской империи. 19 мая 1905 г. на Б. в. был назначен Никандр (Феноменов) , однако хиротония его во епископа Бакинского не состоялась, поскольку 2 июня того же года он был переведен на Кинешемское вик-ство Костромской епархии. В годы первой рус. революции епископы на Б. в. не назначались. 9 мая 1907 г. во епископа Бакинского был хиротонисан Григорий (Вахнин), управлявший вик-ством до 31 дек. 1910 г. 13 февр. 1911 г. состоялась хиротония нового Бакинского архиерея - еп. Пимена (Пегова) . 13 дек. 1912 г. еп. Пимен был переведен на Ереванскую кафедру, Б. в. (до нояб. 1917) управлял еп. Григорий (Яцковский) . После провозглашения Грузинской Церковью автокефалии Б. в. в 1919 г. было преобразовано в Прикаспийскую и Бакинскую епархию в составе РПЦ (см. Бакинская и Прикаспийская епархия ), территория к-рой в 1934 г. вошла в состав Ставропольской епархии. 2. Титулярное Б. в. Ставропольской епархии было учреждено в 1994 г. 26 февр. 1994 г. архиеп. Бакинским, ректором Ставропольской ДС назначен Валентин (Мищук) , 18 июля следующего года уволенный на покой. В 1995-1998 гг. Б. в. не замещалось. 28 дек. 1998 г. была учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2, 6; Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике//Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203, 208-209. (Сб. РИСИ; Т. 1). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77394.html

Бакинская Основана 19.05.1905 298 Карталинское и Кахетинское викариатство. Упразднена 13.09.1917. Возобновлена с «кон. 1920 г.» (?) (см. Приложение 7. С. 872). Самостоятельная. Упразднена в 1933 г. (?) Возобновлена 13(26)02.1994. Ставропольское викариатство. Самостоятельная с 15(28)12.1998 (выделена из Ставропольской епархии) – «на территориях Азербайджанской республики, Дагестанской республики (Россия) и Чеченской республики (Россия)». Именовалась: Бакинская; с кон. 1920 г. – Прикаспийская и Бакинская; с 15(28)12.1998 – Бакинская и Прикаспийская. Викарная кафедра: Эриванская. 07.1905 06.04.1907 09.05.1907 31.12.1910 Григорий Вахнин 13.02.1911 13.12.1912 Пимен Пегов 13.12.1912 13.09.1917 01.1919 «с конца 1920» 02(15)03.1923 13(26) 09.1923 09(22)11.1920 12(25)09.1923 13(26).09.1923 06(19)10.1923 06(19) 10.1923 08.1924 Митрофан Огиенко 13(27)08.1924 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Серафим Протопопов 21.03(03.04).1930 24.10(06.11)1930 Никон Пурлевский 29.10(11.11)1930 03(16)09.1931 Валериан Рудич 03(16)02.1933 29.07(11.08)1933 Александр Раевский 13(26)02.1994 05(18)07.1995 (05(18)07.1995 15(28)12.1998 01(14)01.1999 01(14)01.1999 Александр II Ищеин Бакинская, обн. (см. Закавказский Митрополитанский Округ, обн.) 298 Тогда же на кафедру был назначен ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Никандр (Феноменов), но уже 02.06.1905 новым указом Св. Синода определено ему быть епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru числит его в вышеуказанные дни епископом Бакинским, но он был хиротонисан лишь 10.07.1905 – на Кинешемскую кафедру. 300 13.11.1917 состоялось определение Св. Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского (Кировабадского; см.). 304 Бывш. Можайский; затем еп. Ставропольский (?). Вторая дата – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 118. Временно управляющий в виду невозможности прибытия еп. Павла (Вильковского). 307 Об этом иерархе известно очень мало. Его родители (отец – поляк, инженер-путеец, и мать – грузинская аристократка, урожденная княжна Эристави) дали ему превосходное образование. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и университет в Лозанне. Был известен нестяжательством, скромностью и величием в совершении богослужений, был замечательным проповедником. Деятельно противостоял обновленчеству в Закавказье. После 1928 г. сведения о местопребывании отсутствуют. Судя по тому, что до 1931 г. не был на какой-либо кафедре, пребывал эти три года в ссылке или в заключении. 308 Арестован в начале 1933 г. Приговорен 24.04(07.05)1933 к 3 годам «местного заключения», но освобожден 10 (23)01.1934. Скончался в Баку 03(16)12.1934 и погребен на городском кладбище (См. официальный веб-сайт Бакинской епархии baku.eparchia.ru с ссылкой на следственное дело еп. Митрофана). Дата кончины по ММЛ РПИ – 26.11(09.12)1934. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНСК-ШАХТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Донской и Новочеркасской епархии РПЦ. Существовало в 1924-1926 гг. с названием Каменское вик-ство и в 1932-1933 гг. с названием К.-Ш. в. Кафедра - в ст-це Каменской (с 1927 Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский (ныне Ростовской обл.)). 5 (по др. данным, 8) сент. 1924 г. во епископа Каменского в Москве был хиротонисан Иннокентий (Бусыгин) . 22 дек. 1925 г. еп. Иннокентий принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре собрании архиереев, инициировавшем григорианский раскол , вошел в раскольнический Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. еп. Иннокентий вместе с др. членами ВВЦС был запрещен в священнослужении заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . Иннокентий жил в ст-це Каменской (Каменске-Шахтинском), в нач. 30-х гг. управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. В 1925 г. было создано обновленческое (см. Обновленчество ) Каменское вик-ство Верхнедонской епархии. Первым обновленческим «Каменским епископом» был Адриан Компанейцев, занимавший кафедру в 1925-1926 гг. (ВССПРЦ. 1926. 10. С. 6; 1927. 2. С. 16). Помимо обновленческой Каменской епархии на Дону существовала в 1925-1928 гг. обновленческая Каменская епархия Сибирской митрополии с центром в г. Камень (ныне Камень-на-Оби Алтайского края), «епископами» к-рой были Иннокентий Кулаков, Виктор Ципкевич. В 1932 г. было восстановлено К.-Ш. в. Донской епархии канонической Церкви, вик-ство возглавляли: еп. Симеон (Михайлов ; 26 мая - июнь 1932), еп. Владимир (Горьковский ; авг.-окт. 1932), архиеп. Александр (Раевский ; 23 окт. 1932 - 10 авг. 1933). Будучи Каменск-Шахтинским викарием, архиеп. Александр (Раевский) временно управлял сначала Донской епархией, с 16 февр. 1933 г.- Бакинской епархией. 8 февр. 1954 г. в связи с образованием Каменской обл. Каменск-Шахтинский стал 2-м кафедральным городом Ростовской епархии, правящие архиереи стали именоваться «Ростовскими и Каменскими» (ЖМП. 1954. 3. С. 6). 26 дек. 1957 г. в связи с упразднением Каменской обл. архиереям Ростовской епархии был возвращен их прежний титул «Ростовский и Новочеркасский». Лит.: Губонин. История иерархии. С. 203. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470103.html

В 1698 г. Патриархом Адрианом и царем Петром I Алексеевичем было разрешено Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) иметь своего «коадъютора» (как и «В.», наименование заимствовано у католич. Церкви, но в отличие от «В.» в РПЦ не прижилось) - помощника в епископском сане. Мотивировалось решение слабостью здоровья митр. Варлаама, однако предполагалось, что эта его привилегия перейдет и к его преемникам. В 1708 г. в Новгородской епархии была учреждена должность В. с титулом епископа Карельского и Ладожского. В синодальную эпоху институт В., главных помощников епархиального архиерея в епископском сане, укореняется в Русской Церкви. Уже при имп. Екатерине II Алексеевне Святейший Синод дозволил всем своим членам иметь В. В кон. XVIII в. викариатства стали открываться и в епархиях, где в этом была необходимость: при старейших архиереях-митрополитах и в особо крупных епархиях. Однако до сер. XIX в. викариатские кафедры существовали в немногих епархиях. Но в 1865 г. имп. указом было дозволено открывать викариатства во всех епархиях, где есть местные средства на их содержание без обременения синодальной, т. е. гос. казны. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. викариатства были учреждены в большинстве епархий. В. титуловались по одному из уездных городов епархии, но за редкими исключениями их резиденция находилась в епархиальном центре, а не в том городе, наименование к-рого они носили в своем титуле. Они не имели никакой церковно-адм. или судебной власти в этом городе, их связь с ним обычно ограничивалась лишь возношением их имени за богослужением в соборном храме города либо также и в др. его церквах. Согласно имп. указу от 13 апр. 1793 г., В. не имели ни своих кафедральных соборов, ни своих отдельных консисторий. Исключение составляли нек-рые викариатства, представлявшие собой выделенную часть епархии, находившуюся под полусамостоятельным управлением викарного епископа. В этом случае резиденция В. располагалась на территории его викариатства и при нем действовало духовное правление. Такой статус имело Люблинское викариатство в составе Варшавской епархии, пока эта епархия не была разделена на 2 самостоятельные: Варшавскую и Холмскую , в связи с чем Люблинское вик-ство было упразднено. В. Иркутской епархии епископ Читинский управлял приходами Забайкальской обл., имея резиденцию в своем кафедральном городе. В конце синодальной эпохи существовали и др. полусамостоятельные викариатства, в частности Камчатское, Бакинское.

http://pravenc.ru/text/158444.html

В период существования Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский) 275 , хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным; удалился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров), назначенный 3 июля 1917 года епископом Петровским, викарием Саратовской епархии 276 . Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь сепаратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Несмотря на это, епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя последние годы были временем скорее номинального, чем фактического управления епархией. Церковные события в Грузии происходили на фоне государственных потрясений в России. Решение участников Мцхетского собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви» 277 . По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви возглавлял к началу XX в. иерарх в сане архиепископа или митрополита, носивший титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский Экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г .), Бакинским (учреждено в 1905 г .) и Горийским (учреждено в 1811 г ., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г .); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г ., кафедра в Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г ., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском Экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г . — митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров). В период существования Грузинского Экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (а значит, для грузинской элиты — русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 г . епископ Бакинский Григорий (Яцковский), хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным. Решение участников Мцхетского Собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Православной Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви». По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского Католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5397.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009