В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. Леонида Черепанова (см. Лев (Черепанов) , еп.). Единоверческие приходы Н. Тагила с согласия др. крупных единоверческих общин постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру, кандидатом для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин ; впосл. архиепископ). На автокефалию, учреждение новых викарных кафедр и хиротонию избранных кандидатов было получено благословение Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) , находившегося в тюрьме кафедрального центра. По свидетельству архим. Иринея, архиеп. Григорий одобрил его избрание при свидании в тюрьме, подчеркнув, что «хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ,- верными святому Православию и Патриарху Московскому». В ответ на просьбу православных Н. Тагила управлявшие Уфимской автокефальной епархией епископы Трофим и Иоанн дали согласие на совершение хиротоний для Екатеринбургской епархии. Перед отъездом в Уфу архим. Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае возвращения в Екатеринбург он будет арестован. В этих обстоятельствах собор уфимских викариев предложил ему, как избранному кандидату во епископы, все же принять сан, а затем вступить во временное управление приходами бывш. Мензелинского у., территория которого в 1921 г. была разделена на Мензелинский и Челнинский кантоны. В церковном отношении оба кантона по-прежнему относились к Уфимской епархии и должны были войти в состав учреждаемого М. в. Прот. Николай Орлов, избранный ранее кандидатом на Мензелинскую кафедру, к тому времени находился в расколе (в марте 1923 он был поставлен обновленцами во «епископа Уфимского и Мензелинского»). 9 февр. 1923 г. архим. Ириней в Уфе был рукоположен во епископа единоверческого Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии (см. Кушвинское викариатство ). По поручению еп. Иоанна (Пояркова) хиротонию совершили еп. Нижегородской слободы Петр (Гасилов) и рукоположенный накануне Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов). Еп. Ириней был назначен временно управляющим новоучрежденным М. в. До отъезда в Мензелинск он вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил 2 тайные хиротонии для Бирского вик-ства: 1 марта архим. Серафим (Афанасьев) был рукоположен на кафедру в с. Аскино (см. Аскинское викариатство ), 2 марта архим. Вениамин (Фролов) - на кафедру в с. Байки (см. Байкинское викариатство ) Бирского кантона.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Эту линию при поддержке властей энергично проводил и еп. Иоанн (Поярков). Для борьбы с «андреевской» иерархией 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн созвал Уфимское епископское совещание при участии своих викариев, епископов Аскинского Серафима (Афанасьева) и Байкинского Вениамина (Фролова) , а также Златоустовского еп. Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти свт. Тихона, постановило пресекать деятельность рукоположенных еп. Андреем лиц и запретило их в священнослужении. Однако еп. Питирим запрещения не признал. Он служил в кафедральной Крестовоздвиженской ц. в Уфе и (гл. обр.) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского Иглинской вол. Уфимского кантона (ныне дер. Петровское Иглинского р-на, Башкортостан), но фактически до апр. 1926 г. окормлял все общины, отказавшиеся признавать Давлекановского еп. Иоанна. Епископ Нижегородской слободы участвовал в расследовании обвинений против еп. Андрея, которого подозревали в переходе в старообрядчество, в связи с чем в дек. 1926 - янв. 1927 г. он ездил в Ярославль к митр. священноисп. Агафангелу. Несмотря на непризнание «андреевцами» канонических прав на управление Церковью митр. Сергия (Страгородского), организационное размежевание с ним произошло только после издания «Декларации» 1927 г. Еп. Иоанн (Поярков) одобрил «Декларацию» и меры, принимаемые митр. Сергием для легализации органов церковного управления. Однако еп. Питирим (Ладыгин) вместе с др. сторонниками еп. Андрея (Ухтомского) «Декларацию» не поддержал и рассматривал церковную политику митр. Сергия как предательство Церкви. В связи с этим перед «андреевским» течением встал вопрос о самоуправлении (автокефалии). 16-19 окт. 1927 г. в Уфе состоялся съезд приходов, по решению которого была образована автокефальная Уфимско-Уральская епархия «непоминающих» «андреевского» течения. Главой епархии был признан еп. Андрей (Ухтомский), к тому времени вновь находившийся в ссылке, а управляющим в статусе его 1-го заместителя избран Староуфимский еп.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

1924 г. предпочли просить о принятии их в юрисдикцию Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) и даже подняли вопрос о перечислении к Сарапульской епархии. Против еп. Амвросия, к-рому ставились в вину признание им ВЦУ и уклонение в раскол в период заключения патриарха, выступили освобожденные 24 нояб. из пермской тюрьмы члены ОУЦС, последние вновь подняли вопрос об открытии О. в. Эту позицию 23 дек. 1923 г. поддержали делегаты коллективного собрания прихожан соборов г. Осы (Троицкого и Успенского). Они постановили принять епископа на настоятельскую должность с содержанием за счет тех приходов, к-рые признают его своим архипастырем. В число последних входило ок. 50 приходов благочиния г. Осы, 3-го и 5-го благочиннических округов бывш. Осинского у. и несколько приходов бывш. Оханского у. Канонически связанный с уфимскими викариями ОУЦС обсудил дальнейшие действия с временно управляющим Уфимской епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). По согласованию с последним 1 февр. 1924 г. ОУЦС ходатайствовал перед патриархом об открытии в Осе полусамостоятельной викарной кафедры и о назначении на нее епископа. При этом на рассмотрение патриарху ОУЦС представил 4 кандидатов, предложенных еп. Иоанном: Саткинского еп. Петра (Гасилова; его совет «особенно оттенял» как уже назначавшегося в Осу Собором уфимских епископов, но отмечал, что он болен), Байкинского еп. Вениамина (Фролова), иером. Викентия, находящегося при канцелярии еп. Иоанна (этот кандидат имел академическое образование), и настоятеля храма пос. Тюинский Завод Бирского кантона (ныне с. Тюинск Октябрьского р-на) прот. Григория Скобочкина (выдвинут духовенством 3-го благочиннического округа бывш. Осинского у.). Определением патриарха свт. Тихона и Синода от 11 февр. 1924 г. было учреждено О. в., на кафедру перемещен Саткинский еп. Петр (Гасилов). К новому месту служения он выехал 4 марта 1924 г. Еп. Петр служил в 2 соборах Осы. В Троицком соборе службы проводились до 1927 г.; по решению Уральского облисполкома от 27 сент.

http://pravenc.ru/text/2581609.html

Викариатства: Березовское (1917–1924); Курганское (1924–1934). до 1937 г. Томская и Алтайская. Викариатства: Барнаульское (до 1927); Кузнецкое (1924–1929). ТУЛЬСКАЯ и Белевская (1919–1920 Т. и Веневская; 1920–1944 Т. и Одоевская). Викариатства: Белевское (1920–1937); Веневское (1928–1933); Епифанское (1920–1922); Ефремовское (1924–1929); Каширское (до 1926 г.); Новосильское (1920–1924). УЛЬЯНОВСКАЯ и Мелекесская (до 1923 г. Симбирская и Сызранская; 1923–1944 У.; 1944–1959 У. и Мелекесская; 1959–1988 присоединена к Куйбышевской епархии). Викариатства: Алатырское (до 1934 г.); Ибресинское (1924); Мелекесское (1929–1935); Сызранское (1923–1928). УФИМСКАЯ и Стерлитамакская (до 1928 г. У. и Мензелинская; 1928–1944 У. и Давлекановская; 1945–1952 У. и Башкирская). Викариатства: Аскинское (1923–1926); Байкинское (1923–1928); Белебеевское (1920–1937); Бирское (1922–1928); Давлекановское (1922–1928); Златоустовское (1917–1931); Мензелинское (1923–1924); Саткинское (единоверческое, после 1917 г.– 1937); Староуфимское (1922–1925); Стерлитамакское (1922–1929); Усть-Катавское (1925–1926). 1946 ХАБАРОВСКАЯ и Приамурская (1946–1958 Х. и Владивостокская; 1958–1988 присоединена к Иркутской епархии; 1988–1990 Х. и Владивостокская; 1990–1993 Х. и Благовещенская). ЧЕБОКСАРСКАЯ и Чувашская. ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Златоустовская (1918–1926 Ч. и Троицкая; 1926–1935 Ч. и Миасская; 1935–1947 упразднена; 1947–1960 Ч. и Златоустовская; 1960–1988 присоединена к Свердловской епархии). Викариатства: Троицкое (1925–1931). 1934–1937 Череповецкая. ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская (до 1920 г. Забайкальская и Нерчинская; упразднена в 1937–1993 гг.; восстановлена в 1994 г.). Викариатства: Селенгинское (до 1923 г.). 1995 ЭЛИСТИНСКАЯ и Калмыцкая. 1993 ЮЖНОСАХАЛИНСКАЯ и Курильская. ЯКУТСКАЯ и Ленская (1937–1992 упразднена; 1993–1995 Я. и Вилюйская). Викариатства: Колымское (1926–1928). 1927–1932 Ялуторовская (Тюменская обл.). ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская. Викариатства: Любимское (1922–1928); Романовское (1921–1927); Ростовское (1920–1935); Рыбинское (до 1930 г.); Тутаевское (1930–1932); Угличское (до 1963 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иоаким (Благовидов), еп. (закл.) Авраамий (Чурилин), еп. УФИМСКАЯ и Мензелинская Викариатства: Байкинское Белебеевское Бирское Давлекановское Златоустовское Саткинское Стерлитамакское Борис (Шипулин), архиеп. (ссылк. или удалён из еп.) Вдовствующая Вдовствующая Серафим (Трофимов), еп. Иоанн (Поярков), еп. (неопред.) Николай (Ипатов), еп. Руфим (Троицкий), еп. (неопред.) Марк (Боголюбов), еп. (ссылк.) ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Миасская Викариатство: Троицкое Сергий (Васильков), еп. (закл.) Антоний (Миловидов), еп. ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская Викариатство: Нерчинское Евсевий (Рождественский), еп. Софроний (Старков), еп. (закл.) ЯКУТСКАЯ и Ленская (и Вилюйская) Викариатство: Колымское Синезий (Зарубин), еп. Серафим (Виноградов), еп. (неопред. ) ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская Викариатства: Любимское Ростовское Тутаевское (Романо­во-Борисоглебское) Рыбинское Угличское Агафангел (Преображенский), митр. Сергий (Мельников), еп. (ссылк.) Вдовствующая Вениамин (Воскресенский), еп. (закл., под следств.) Вдовствующая Серафим (Самойлович), еп. Ялуторовская (Тюменская обл.) Димитрий (Локотко), еп. или Серафим (Коровин), еп. Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года 60 Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ Викариатства: Владимиро-Волынское Коростенское Кременецкое Луцкое Острожское Полонское Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Леонтий (Матусевич), еп. Амвросий (Казанский), еп. (неопред.) Вдовствующая Вдовствующая(?) Максим (Руберовский), еп. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская Викариатства: Александровское и Пе­т­­ропавловское Мариупольское Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.) Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.) Антоний (Панкеев), еп. (закл.) КИЕВСКАЯ и Галицкая Викариатства: Бершадское Каневское Радомышльское и Чер­нобыльское Таращанское Уманское Черкасское и Чигирин­ское Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.) Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.) Василий (Богдашевский), архиеп. Сергий (Куминский), еп. (закл.) Георгий (Делиев), еп. Димитрий (Вербицкий), еп. Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Именование – по станице Усть-Медведицкая (Донская, Волгоградская область). Донское (Царицынское ?) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1920 28.10(10.11)1922 30.10(12.11)1922 04(17)06.1924 08(21)06.1924 08(21)06.1924 09(22)12.1925 Усть-Медведицкая, григ. Основана в 1925 г. Именование – по станице Усть-Медведицкая (Волгоградская область). Царицынское (Сталинградское) викариатство. Упразднена в 1931 г. 09(22)12.1925 04(17)12.1931 Усть-Медведицкая, обн. Основана в 1922 г. Именование – по станице Усть-Медведицкая (Донская, Волгоградская область). Царицынское (Сталинградское) викариатство. Упразднена в 1925 г. Именовалась: Усть-Медведицкая и Хоперская. 30.10(12.11)1922 07(20)04.1924 26.04(09.05)1924 05(18)06.1924 Николай Рубцов 14(27)07.1924 19.05(01.06)1925 Сергий Озерецковский Усть-Сысольская, обн. (см. Сыктывкарская, обн.) Уфимская Основана 21.03.1859. Выделена в самостоятельную из Оренбургской и Уфимской епархии. Именовалась: Уфимская и Мензелинская; с 01(14)02.1945 – Уфимская и Башкирская; с 18(31)07.1952 – Уфимская и Стерлитамакская. Викарные кафедры: Златоустовская, Бирская, Давлекановская, Староуфимская, Стерлитамакская, Аскинская, Байкинская, Мензелинская, Нижегородской слободы, Саткинская, Белебеевская. 21.03.1859 13.09.1860 Порфирий Соколовский 13.09.1860 28.02.1869 Филарет Малышевский 04.04.1869 19.11.1876 Петр Екатериновский 25.12.1876 12.12.1883 Никанор Бровкович 12.12.1883 08.09.1896 14.10.1896 14.07.1900 14.07.1900 27.04.1902 Антоний Храповицкий 26.05.1902 26.11.1903 Климент Верниковский 26.11.1903 17.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Нафанаил Троицкий 17.04.1912 22.12.1913 22.12.1913 28.01(10.02)1921 22.01(04.02)1919 05.1920 05(18)08.1920 17.02(02.03)1921 16(29)02.1924 10.1922 11.1922 11.1922 26.11(09.12)1922 17(30)08.1923 15(28)10.1923 (15(28)10.1923 16(29)02.1924 21.02(05.03)1924 21.02(05.03)1924 06(19)10.1927 весна 1928 17(30)01.1933 31.01(13.02)1933 14(27)031934 07(20)04.1934 01.1936 19.07(01.08)1937 09.1942 Алексий Сергеев 12(25)08.1944 01(14)02.1945 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При управлении З. в. еп. Николай тяготел к исторически сложившимся тесным связям с Уфимской правосл. кафедрой, возглавляемой в тот период временно управляющим епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). При этом сохранялся статус З. в. как полусамостоятельной епархии, на что указывает, в частности, отсутствие имени Златоустовского епископа в списках викарных архиереев правосл. Уфимской кафедры на 1926-1928 гг. (Правосл. календарь на 1926 г. Уфа, С. 36; То же на 1927 г. Уфа, С. 32; То же на 1928 г. Уфа, С. 42). 16 марта 1926 г. еп. Николай принял участие в архиерейском совещании в Уфе по вопросу о поставлениях викарных епископов для Уфимской и Златоустовской епархий, совершенных после смерти Патриарха Тихона Томским архиеп. Андреем (Ухтомским) совместно с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) в г. Теджене. Имелись в виду хиротонии Питирима (Ладыгина) (см. Петр (Ладыгин) ) в викария Нижегородского, архим. Антония (Миловидова) во епископа единоверческого Усть-Катавского и иером. Руфина (Брехова) во епископа единоверческого Саткинского. Златоустовский епископ подписал постановление о признании поставлений архиеп. Андрея неканоничными, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и о запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано также епископами Иоанном (Поярковым) как управляющим Уфимской епархией, Серафимом (Афанасьевым) и Вениамином (Фроловым) как викариями соответственно Аскинским и Байкинским Уфимской епархии (отсутствие определения «викарный» при титуловании Златоустовского епископа в документе еще раз указывает на самостоятельность Златоустовской епархии). Несмотря на решение архиерейского совещания, некоторые единоверческие приходы З. в. признали Руфина (Брехова) своим архиереем и вышли из подчинения Златоустовскому епископу. Для пресечения влияния среди единоверцев еп. Руфина 20 сент. 1926 г. во епископа единоверческого Саткинского был хиротонисан Вассиан (Веретенников) , к сер. 30-х гг. XX в. управлявший всеми единоверческими приходами на территории СССР.

http://pravenc.ru/text/199911.html