В окт. 1922 г. в Уфимской епархии было создано обновленческое (см. Обновленчество ) епархиальное управление. Для противодействия обновленцам вернувшийся после заключения в Уфу 4 нояб. 1922 г. Томский еп. Андрей (Ухтомский), бывш. еп. Уфимский и Мензелинский, рукоположил для Уфимской епархии неск. правосл. викарных епископов, основываясь на постановлении Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 20 нояб. 1920 г. и послании Ярославского митр. св. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г.- о временном автокефальном управлении епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним. После ареста [архи]еп. Андрея 9 дек. того же года и последующих арестов мн. викариев ради «охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» оставшиеся на свободе викарные епископы с соизволения правящих архиереев совершали епископские хиротонии для Уфимской, Томской и Екатеринбургской епархий («тайные», или «ночные», хиротонии, впосл. признанные св. Патриархом Тихоном). Трофим (Якобчук), еп. Бирский, вик. Уфимской епархии, и Ириней (Шульмин) , еп. Кушвинский, вик. Екатеринбургской епархии, тайно хиротонисали В. во епископа Байкинского, вик. Уфимской епархии, для управления «церквами в Бирском кантоне»; хиротония была совершена в период между 10 февр. и 20 июня 1923 г., возможно 18 или 27 февр. Кафедральным храмом Байкинского вик-ства являлась Михаило-Архангельская ц. в с. Байки. По-видимому, В. оставался «без дел управления», поскольку церковными вопросами Бирского кантона в отсутствие еп. Трофима (Якобчука) ведал викарный Давлекановский еп. Иоанн (Поярков). В то же время В. сыграл важную роль в организации отпора обновленцам на территории Уфимской епархии, о чем свидетельствует информационная сводка 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ «О состоянии православных церковников по С.С.С.Р. на 1 января 1924 года». В сводке об Уфимской губ. сказано: «Обновленческое движение развивается слабо... Тихон[овский] еписк[оп] Вениамин и игуменья Христиния, которая находится в монастыре «Кустики», ведут упорную борьбу с обновленцами, для выполнения этого дела Вениамин посвящал в священники богатых мужиков. В настоящее время в г. Уфе собралось 4 тихонов[ских] епископа Иоан[н], Марк, Вениамин и Борис, которые среди верующих в общей сложности пользуются значительным авторитетом, и которые из себя представляют ядро фанатиков, с яростью защищающих старую церковь» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 384-385). Для противостояния обновленчеству В. рукополагал в священный сан верных правосл. Церкви мирян, писал воззвания к верующим, в к-рых разъяснял суть обновленчества и положение Церкви (в докладной записке в Башкирское ОГПУ от 20 июня 1923 г. перечислены имена священников, распространяющих воззвания,- «Пояркова, Трофима, Вениамина и других»). В 1924 г. В. был арестован, препровожден в Уфу, вскоре освобожден по старости.

http://pravenc.ru/text/150327.html

В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. Леонида Черепанова (см. Лев (Черепанов) , еп.). Единоверческие приходы Н. Тагила с согласия др. крупных единоверческих общин постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру, кандидатом для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин ; впосл. архиепископ). На автокефалию, учреждение новых викарных кафедр и хиротонию избранных кандидатов было получено благословение Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) , находившегося в тюрьме кафедрального центра. По свидетельству архим. Иринея, архиеп. Григорий одобрил его избрание при свидании в тюрьме, подчеркнув, что «хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ,- верными святому Православию и Патриарху Московскому». В ответ на просьбу православных Н. Тагила управлявшие Уфимской автокефальной епархией епископы Трофим и Иоанн дали согласие на совершение хиротоний для Екатеринбургской епархии. Перед отъездом в Уфу архим. Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае возвращения в Екатеринбург он будет арестован. В этих обстоятельствах собор уфимских викариев предложил ему, как избранному кандидату во епископы, все же принять сан, а затем вступить во временное управление приходами бывш. Мензелинского у., территория которого в 1921 г. была разделена на Мензелинский и Челнинский кантоны. В церковном отношении оба кантона по-прежнему относились к Уфимской епархии и должны были войти в состав учреждаемого М. в. Прот. Николай Орлов, избранный ранее кандидатом на Мензелинскую кафедру, к тому времени находился в расколе (в марте 1923 он был поставлен обновленцами во «епископа Уфимского и Мензелинского»). 9 февр. 1923 г. архим. Ириней в Уфе был рукоположен во епископа единоверческого Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии (см. Кушвинское викариатство ). По поручению еп. Иоанна (Пояркова) хиротонию совершили еп. Нижегородской слободы Петр (Гасилов) и рукоположенный накануне Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов). Еп. Ириней был назначен временно управляющим новоучрежденным М. в. До отъезда в Мензелинск он вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил 2 тайные хиротонии для Бирского вик-ства: 1 марта архим. Серафим (Афанасьев) был рукоположен на кафедру в с. Аскино (см. Аскинское викариатство ), 2 марта архим. Вениамин (Фролов) - на кафедру в с. Байки (см. Байкинское викариатство ) Бирского кантона.

http://pravenc.ru/text/Мензелинское ...

Церковный регион Апулия объединяет архиеп-ство Бари и Битонто (архиеп-ство-суффраган Трани, Барлетта и Бишелье; еп-ства-суффраганы Альтамура, Гравина и Акуавива-делле-Фонти; Андрия; Конверсано и Монополи; Мольфетта, Руво, Джовинаццо и Терлицци), архиеп-ство Лечче (архиеп-ства-суффраганы Бриндизи и Остуни; Отранто; еп-ства-суффраганы Нардо и Галлиполи; Удженто и Санта-Мария-ди-Леука), архиеп-ство Таранто (еп-ства-суффраганы Кастелланета; Ория), архиеп-ство Фоджа и Бовино (еп-ства-суффраганы Чериньола и Асколи-Сатриано; Лучера и Троя; Сан-Северо; архиеп-ство Манфредония, Виесте и Сан-Джованни-Ротондо). Церковный регион Базиликата состоит из архиеп-ства Потенца, Муро-Лукано и Марсико-Нуово (архиеп-ства-суффраганы Ачеренца; Матера и Ирсина; еп-ства-суффраганы Мельфи, Раполла и Веноза; Трикарико; Турси и Лагонегро). В церковный регион Калабрия входят архиеп-ство Катандзаро и Скуиллаче (архиеп-ство-суффраган Кротоне и Санта-Северина и еп-ство-суффраган Ламеция-Терме), архиеп-ство Козенца и Бизиньяно (архиеп-ство-суффраган Россано и Кариати; еп-ства-суффраганы Кассано-аль-Йонио; Сан-Марко-Арджентано и Скалеа), архиеп-ство Реджо-Калабрия и Бова (еп-ства-суффраганы Локри и Джераче; Милето, Никотера и Тропеа; Оппидо-Мамертина и Пальми) и еп-ство Лунгро (подчинено непосредственно Папскому престолу). Церковный регион Кампания представлен архиеп-ством Беневенто (архиеп-ство-суффраган Сант-Анджело-деи-Ломбарди; еп-ства-суффраганы Авеллино; Ариано-Ирпино и Лачедония; Конца, Нуско и Бизачча; Черрето-Саннита, Телезе и Сант-Агата-де-Готи), архиеп-ством Неаполь (архиеп-ства-суффраганы Капуа; Сорренто и Кастелламаре-ди-Стабия; еп-ства-суффраганы Аверса; Алифе и Каяццо; Ачерра; Искья; Казерта; Нола; Поццуоли; Сесса-Аурунка; Теано и Кальви), архиеп-ством Салерно, Кампанья и Ачерно (архиеп-ство-суффраган Амальфи и Кава-де-Тиррени; еп-ства-суффраганы Валло-делла-Лукания; Ночера-Инфериоре и Сарно; Теджано и Поликастро). В церковный регион Лацио кроме диоцеза Рим входят субурбикарные еп-ства: Альбано; Веллетри и Сеньи; Остия; Палестрина; Порто и Санта-Руфина; Сабина и Поджо-Миртето; Фраскати, а также диоцезы, непосредственно подчиненные Папскому престолу: архиеп-ство Гаэта, еп-ства Ананьи и Алатри; Витербо; Латина, Террачина, Седзе и Приверно; Риети; Сора, Акуино и Понтекорво; Фрозиноне, Вероли и Ферентино; Чивита-Кастеллана; Чивитавеккья и Таркуиния; Тиволи; Витербо.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

После 3 разделов Польши (1772, 1793 и 1795) Австрии отошла часть архиеп-ства Г. к югу от р. Пилицы, где было образовано генеральное официальство, включенное затем в состав учрежденного в 1805 г. папой Пием VII Келецкого еп-ства; центр и большая часть архиеп-ства оказались в Пруссии, что привело к потере архиепископами Г. всех политических прерогатив. 23 апр. 1795 г. прусский кор. Фридрих Вильгельм II запретил им использовать титул «примас Польши». Проведенная в 1796 г. прусским правительством секуляризация церковных земель вынудила архиеп. Игнатия Рачинского сократить число членов кафедрального капитула до 7 прелатов и 15 каноников. В период существования герц-ства Варшавского, образованного франц. имп. Наполеоном I (1807), архиеп. И. Рачинский возобновил использование титула «примас Польши». После нового раздела польск. земель в соответствии с решениями Венского конгресса (1814-1815) бóльшая часть архиеп-ства Г. (429 приходов) отошла Царству Польскому, присоединенному к Российской империи. На основании буллы папы Пия VII «Ex imposita nobis» (30 июня 1818) она вошла в состав Варшавского архиеп-ства и Влоцлавского (Куявского) еп-ства. Присоединенная к Пруссии часть архиеп-ства Г. делилась на 178 приходов, здесь располагалась и резиденция архиепископа. В 1817 г. обер-президент вел. герц-ства Познанского Й. фон Цербони ди Спозетти предложил включить прусскую часть архиеп-ства в состав Хелминьского еп-ства, но в результате протестов со стороны великопольск. шляхты прусский кор. Фридрих Вильгельм III 30 авг. 1820 г. постановил сохранить архиеп-ство. 16 июля 1821 г. буллой папы Пия VII «De salute animarum» установлены новые границы архиеп-ства, от к-рого было отделено Каменьское, но присоединено Крушвицкое архидиаконство. Той же буллой Познанское еп-ство возводилось в ранг архиеп-ства и объединялось личной унией с архиеп-ством Г. В архиеп-ствах, возглавлявшихся архиепископом Гнезненским и Познанским (с резиденцией в Познани), сохранялись раздельные консистории, капитулы, ДС, епископы-суффраганы; в случае архиепископской вакансии каждое архиеп-ство управлялось отдельным викарием. Булла «De salute animarum» уменьшила состав Гнезненского капитула до 7 членов, содержание к-рых поступало от прусского правительства. В 1845 г. в архиеп-стве насчитывалось 17 деканатов, 211 приходов, 2 коллегиальные церкви (в Г. и Крушвице), 214 пресвитеров, ДС.

http://pravenc.ru/text/165185.html

В церковный регион Тривенето входят Патриархат Венеции (еп-ства-суффраганы Адрия и Ровиго; Беллуно и Фельтре; Верона; Витторио-Венето; Виченца; Конкордия и Порденоне; Кьоджа; Падуя; Тревизо), архиеп-ство Гориция (еп-ство-суффраган Триест), архиеп-ство Тренто (еп-ство-суффраган Больцано и Брессаноне) и архиеп-ство Удине. Церковный регион Умбрия объединяет архиеп-ство Перуджа и Читта-делла-Пьеве (еп-ства-суффраганы Ассизи, Ночера-Умбра и Гуальдо-Тадино; Губбио; Фолиньо; Читта-ди-Кастелло) и подчиненные непосредственно Папскому престолу архиеп-ство Сполето, еп-ство Орвието и Тоди, а также еп-ство Терни, Нарни и Амелия. Церковный регион Эмилия-Романья состоит из архиеп-ства Болонья (архиеп-ство-суффраган Феррара и Комаккьо; еп-ства-суффраганы Имола; Фаэнца и Модильяна), архиеп-ства Модена и Нонантола (еп-ства-суффраганы Карпи; Парма; Пьяченца и Боббио; Реджо-Эмилия и Гуасталла; Фиденца), архиеп-ства Равенна и Червия (еп-ства-суффраганы Римини; Сан-Марино и Монтефельтро; Форли и Бертиноро; Чезена и Сарсина). В И. находятся 2 территориальные прелатуры (Лорето и Помпеи) и 6 территориальных аббатств (Санта-Мария-ди-Гроттаферрата, Монтеверджине, Монте-Кассино, Монте-Оливето-Маджоре, Сантиссима-Тринита-ди-Кава-де-Тиррени и Субиако), подчиненные непосредственно Папскому престолу. Еп-ства Лунгро и Пьяна-дельи-Альбанези вместе с аббатством Гроттаферрата входят в состав Итало-албанской Католической Церкви (подчинена Папскому престолу). На территории И. действуют военный ординариат и персональная прелатура «Opus Dei» . Епископская конференция И. создана в 1952 г., председатель конференции назначается папой Римским (в 2011 председатель конференции - кард. Анджело Баньяско, архиеп. Генуи, ген. секретарь - Мариано Крочата, еп. Ното). Примасом И. является папа Римский (с 2006 папа Бенедикт XVI (до избрания на Папский престол - Йозеф Ратцингер ); почетный титул примаса носят также архиепископ Пизы (примас о-вов Корсика и Сардиния), архиепископ Салерно, Кампаньи и Ачерно (примас Неаполитанского королевства) и архиепископ Палермо (примас Сицилии).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

архиеп-ства и Минского католич. еп-ства, которые предполагалось постепенно восстановить. Его генеральный викарий К. Любянец с началом нем. оккупации Белоруссии переехал из Молодечно в Центр. Белоруссию, где пытался организовать временную администрацию с целью восстановить католич. приходы. В 1942 г. он был казнен немцами за помощь евреям. В кон. июля 1941 г. в Минске начал свою деятельность посланник синода католической «восточной миссии» свящ. Виктор Рыбалтовский из Вильнюса (Вильно). Вскоре он был арестован и удален из Минска. О «восточной миссии» были информированы нем. спецслужбы и оккупационные власти Белоруссии. Гитлеровцы полагали, что «в дальнейшем следует рассчитывать на усиленное возрастание активности римско-католической работы и, значит, на усиление польской активности». В нояб. 1941 г. были расстреляны как польск. агенты священники Хенрик Глебович и Станислав Гляковский. Осенью 1943 г. был расстрелян один из идеологов белорусизации католич. приходов Винцент Годлевский. Начальник гарнизона СС и полиции Вильно в марте 1942 г. получил указание не выдавать паспорта католич. духовенству, направляемому в Белоруссию по заданию архиеп. Р. Ялбжиковского. В сообщении кард. Луиджи Мальоне от 14 февр. 1942 г. архиепископ жаловался, что комиссар генерального округа «Беларусь» Кубе допускал к совершению католич. обрядов лишь священников рус. и белорус. национальностей, но не поляков. В 1942-1945 гг. в отсутствие на кафедре Пинского еп. Казимира Букрабы, к-рому немцы не разрешили въезд в регион, обязанности генерального викария Белоруссии исполнял Ян Василевский, пробст кафедрального собора в Пинске и генеральный викарий по управлению приходами вост. части Пинского еп-ства (юго-зап. часть Белоруссии и отдельные районы северо-запада Украины). Зап. приходами диоцеза управлял Хенрик Гумницкий, бежавший перед приходом советских войск из Пинска в г. Бельск-Подляски. 24 нояб. 1944 г. в Минск прибыл новый генеральный викарий католич. Виленского архиеп-ства для управления приходами БССР Адам Савицкий, бывш. полевой духовник «Армии Крайовой» в Белостокском округе, к-рый обратился к уполномоченному по делам культов П. Маслову с просьбой о восстановлении Минского католич. еп-ства. Савицкий сообщал, что от Ялбжиковского ему предоставлены полномочия по управлению католич. общинами по всей Белоруссии. Получив отказ в регистрации, в янв. 1945 г. Савицкий был репрессирован. 13 дек. 1944 г. генеральным викарием Виленского архиеп-ства по управлению приходами всей Белоруссии снова был утвержден Василевский, но в нач. 1945 г. он был арестован. В 1945-1946 гг. полномочным делегатом от Виленской архиепископской курии по окормлению приходов Минской обл. был Мечислав Малынич-Малицкий. После его ареста новые представители Виленского архиеп-ства в Минскую обл. не назначались.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Нужно было искать хороших людей еще и потому, что смена дурных могла повести к большим неприятностям: человек, навлекший неудовольствие цесаревны, всегда мог быть уверен, что правительство будет смотреть на него с сочувствием, особенно если он не поскупится на известия, неблагоприятные для Елисаветы или людей, к ней близких. Вот любопытное прошение Елисаветы императрице Анне, написанное в 1736 году и подписанное: «Вашего и. в-ства послушная раба Елисавет: понеже бывший в моей канцелярии судьею Степан Корницкой, преступя вначале должность христианского закона и забыв показанные от меня ему благодеяния, а наипаче презрев указы вашего и. в-ства, всякие непорядочные дела отправлял, многие взятки с крестьян и с других людей брал и затем упущал доходы, получаемые с деревень, волочил многих челобитчиков, ходя за делами напрасно, и во всю бытность свою ни единого дела к окончанию не привел; посылаемые мои указы в канцелярию, не токмо по оным исполнения чинил, но в одном из оных выскреб написанную речь и, переправя, написал, как ему надобно было для его пользы, которое его преступление великого наказания достойно по указам вашего и. в-ства. Еще в самом следствии о управителе Висинге, на которого показано было на несколько тысяч рублев похищенных денег, делал ему всякое похлебство, брал взятки, и с резолюций моих посылал к нему точные копии, и многие другие бесчисленные продерзости являл. Я велела его взять под караул, чтоб сдал порученные ему дела, и по сем, исследовав о нем, хотела донесть вашему и. в-ству, что с ним повелите указом учинить. А оной арест ему для того учинила без соизволения вашего и. в-ства, надеючись на сие, что всякий помещик может так поступать с своим подчиненным, ежели пред ним явится в похищении. И оной Корницкой свобожден по указу вашего и. в-ства чрез генерала Ушакова. И оное мне все сносно, токмо сие чрезмерно чувствительно, что я невинно обнесена пред персоною вашего и. в-ства, в чем не токмо делом, но ни самою мыслию никогда не была противна воли и указам вашего и. в-ства, ниже впредь хощу быть. Того ради для оправдания моего пред вашим и. в-ством всепокорнейше прошу всемилостивейше приказать о нем исследовать или его возвратить ко мне, где по окончании следствия о всем нижайше донесу сама вашему и. в-ству». Участие страшного Ушакова в деле показывает, какое значение придавалось ему по крайней мере вначале. Могло быт что Корницкой позволял себе подобные поступки в надежде на сильное покровительство, будучи агентом Ушакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1144 г. папа Луций II подтвердил суждение папы Урбана II о подчинении архиепископа Д. Турской кафедре и призвал суффраганов Д., епископов Сен-Бриё и Трегье, вернуться в юрисдикцию Тура (PL. 179. Col. 874-878). Аналогичное суждение высказал папа Евгений III (PL. 180. Col. 1183-1185), который поручил рассудить спор Бернарду Клервоскому . Бернард решил, что архиепископу Д. можно носить паллий при условии рукоположения в Туре. Суффраганы Д., епископы Сен-Бриё и Трегье, оставались в юрисдикции архиеп-ства. Однако в 1148 г. епископ Сен-Бриё вышел из подчинения архиепископу Д., в 1150 г. за ним последовал епископ Трегье. Смерть Бернарда (1153) помешала окончательному урегулированию конфликта. Папа Анастасий IV (1153-1154) повторил суждение своих предшественников о подчинении Д. Турской кафедре и запретил преемникам архиепископа Д. ношение паллия (PL. 188. Col. 1040-1041). В 1154 г. архиеп. Гуго Леру, рукоположенный в Туре, получил паллий от папы Адриана IV при поддержке кор. Англии Генриха II. Папа позаботился о возвращении владений архиеп-ства Д., расположенных в Нормандии, но отменил подчинение епископов Сен-Бриё и Трегье архиепископу (PL. 188. Col. 1423, 1439-1440, 1599-1600). В 1161 г. папа Александр III подтвердил право Д. на статус архиеп-ства при условии рукоположения архиепископа в Туре (PL. 200. Col. 122-124). Впосл. понтифик направил кор. Франции Людовику VII послание с просьбой выступить посредником в споре, указывая на то, что кафедра Д. якобы была основана при участии франк. кор. Хильдеберта I и прославлена множеством святителей, мощи к-рых почивают во Франции (Ibid. Col. 1256). Кор. Филипп II Август (1180-1223) принял деятельное участие в разрешении конфликта. Канонист Стефан Турнейский от имени короля убеждал папу Луция III и рим. кардиналов поддержать архиепископа Турского (PL. 211. Col. 395-399). Впосл. король направил папе Урбану III послание с просьбой помирить архиепископов Д. и Тура (PL. 202. Col. 1489-1490). Папа Иннокентий III воспользовался смутой в Англии, последовавшей за смертью кор. Ричарда I Львиное Сердце, и слабостью Бретонского герц-ства. 1 июня 1199 г. понтифик вынес окончательное решение. В послании к Варфоломею, архиеп. Турскому, папа Иннокентий описал историю спора и подробно разобрал аргументы сторон. Д. был лишен статуса архиеп-ства и всех связанных с ним привилегий (PL. 214. Col. 624-634). Папа оповестил о своем приговоре кор. Филиппа II и представителей архиеп-ства Д. (Ibid. Col. 635-636). В 1201 г. архиеп. Жан де ла Муш подчинился папскому решению и был условно перерукоположен в Туре. Епископство Д. в XIII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/178787.html

часть бывш. Минского еп-ства вошла в состав новообразованного Пинского еп-ства, подчиненного новоучрежденному Виленскому архиеп-ству. Пинскую кафедру занял З. Лозинский, бывш. епископ Минский; нек-рое время он продолжал жить в Новогрудке, позже переехал в Пинск, где скончался в 1932 г. Генеральным викарием в Минск в 1921 г. был назначен Адам Лисовский; в 1922 г. он был арестован. 10 мая 1926 г. представитель папы Римского еп. Мишель д " Эрбиньи в католич. храме Людовика Святого в Москве тайно рукоположил свящ. Болеслава Слосканса в титулярного епископа Циллитанского, назначив его апостольским администратором католич. Минского еп-ства и Могилёвского архиеп-ства. В 1927 г. Слосканс был арестован в Минске. После этого Минская кафедра не замещалась. Попытка возрождения католич. Минского еп-ства предпринималась после начала второй мировой войны и в период немецко-фашистской оккупации Белоруссии в 1941-1943 гг. В 1939 г. в пределах БССР оказались 275 приходов из бывш. Виленского архиеп-ства. Одновременно встал вопрос о возможности возрождения легальных католич. приходов в вост. части БССР, где к тому времени тайно действовали единичные катакомбные католич. общины. Для их управления указом Виленского католич. архиеп. Ромуальда Ялбжиковского от 15 февр. 1940 г. на должность генерального викария на территории БССР был назначен декан Молодечненского округа Кароль Любянец. Еще до нападения Германии на СССР, 17 июня 1941 г., Ялбжиковский направил в Рим прошение о предоставлении ему для духовной опеки бывш. белорус. епархий в Минске, Могилёве, Пинске и Полоцке. 20 сент. 1941 г. через апостольского нунция в Берлине Ялбжиковский получил чрезвычайные полномочия Папского престола по духовному попечительству всех римско-католич. общин на территории Могилёвского архиеп-ства; в основном это касалось Белоруссии и соседних районов РСФСР, в к-рых Ватикан собирался развернуть «восточную миссию». Не позднее окт. 1941 г. Ялбжиковский был назначен апостольским администратором Могилёвского католич.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Проводя в Г. политику укрепления королевской власти и подавления сепаратизма земельных магнатов, Оттон опирался на складывавшуюся систему имперской Церкви, при к-рой церковная организация использовалась в интересах королевства и король имел власть над Церковью. Оттон I систематически наделял еп-ства и имперские мон-ри обширными землями и широкими привилегиями (т. н. оттоновские привилегии иммунитета), назначая епископами и аббатами верных себе людей (каноническое избрание не отменялось, но становилось формальностью). От поставленных королем прелатов требовалось исполнение в интересах империи широкого круга светских обязанностей - от судебных до фискальных и военных (являться ко двору, принимать королевский двор на постой, участвовать в работе королевской канцелярии, посылать воинов в королевское войско). В это время сложилась и т. н. оттоновская епископальная система: независимые епископские иммунитетные территории создавались за счет изъятия отдельных частей герц-ств или путем передачи под управление епископов целых герц-ств. На востоке Г. проводилась политика христианизации и колонизации слав. земель: были основаны еп-ства Бранденбург, Хафельберг, Ольденбург (впосл. Любек), Мерзебург и др. В 955 г. папа Агапит II предоставил Оттону I широкие полномочия по организации новых митрополий. В 968 г. Магдебург получил статус архиеп-ства и стал центром миссионерской деятельности среди язычников-славян. В новую церковную митрополию включались западнослав. земли, находившиеся ранее в сфере влияния Майнцского архиеп-ства. Ущемлялись и интересы епископа Хальберштадтского, церковный округ к-рого примыкал к землям полабских славян, где теперь учреждались новые еп-ства Магдебургской митрополии. Конфликт был улажен в 968 г. решением Равеннского синода. В состав Магдебургского архиеп-ства вошли 5 заэльбских еп-ств: Бранденбургское, Хафельбергское, Мерзебургское, Майсенское и Цайцское. Архиепископом Магдебургским стал монах трирского, а затем вайсенбургского мон-ря Адальберт , чья миссия в Киеве (961-962) при дворе св. кнг. Ольги , куда он был отправлен в качестве «епископа Руси», успеха не имела.

http://pravenc.ru/text/164803.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010