Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, располагалась на территории ФРГ и существовала с 1971 по 1992 г. Учреждена решением Свящ. Синода РПЦ от 24 февр. 1971 г., согласно к-рому в Среднеевропейском Экзархате из Берлинской епархии были выделены Баденская и Баварская епархия и Д. е. В подчинении последней оказались приходы в федеральных землях Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В 1971 г. епархия насчитывала 2 храма. Кафедральный город - Дюссельдорф, кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первым правящим архиереем Д. е. стал еп. Алексий (ван дер Менсбрюгге) , бывший с 1 дек. 1970 г. архиепископом Северогерманским и получивший 24 февр. 1971 г. титул архиепископа Дюссельдорфского. В 1971 г. в качестве делегата от Д. е. принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ в Москве. Скончался 26 мая 1980 г. Следующим архиереем, возглавившим епархию, стал благочинный Д. е. архим. Лонгин (Талыпин), хиротонисанный во епископа Дюссельдорфского в храме в честь Покрова Пресв. Богородицы в Дюссельдорфе 11 окт. 1981 г. Клирики и миряне Д. е. во главе с еп. Лонгином проводили активную культурную, просветительную и миссионерскую работу, поддерживали молитвенное общение с общинами проч. Поместных Православных Церквей. Представители епархии участвовали в международных научных конференциях и конгрессах, в работе ВСЦ в тесном контакте с проч. христ. конфессиями ФРГ. 10 марта 1989 г. еп. Лонгин возведен в сан архиепископа. 23 дек. 1992 г. определением Свящ. Синода принято постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в Берлинскую и Германскую епархию РПЦ. Архиереи Алексий (ван дер Менсбрюгге) (1 дек. 1970 - 27 апр. 1979), Лонгин (Талыпин) (11 окт. 1981 - 23 дек. 1992). Арх.: Архив ОВЦС МП. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1971. 4. С. 3-4; То же//Там же. 1979. 6. С. 2; То же//Там же. 1981. 12. С. 3; То же//Там же. 1984. 1. С. 13; 11. С. 8; То же//Там же. 1989. 6. С. 5; Определения Свящ. Синода//ИБ ОВЦС МП. 1992. 1. С. 3.

http://pravenc.ru/text/180837.html

23 декабря 1992 года Синод РПЦ принял решение об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Берлинскую и Германскую епархию. 21 марта 1996 года Берлинской епархии отошло Венгерское благочиние Московского Патриархата, которое до этого подчинялось непосредственно ОВЦС. С начала 1990-х годов до середины 2000-х в Германию прибыло более 300 тысяч человек из России и стран бывшего Советского Союза, многие из которых являются православными. С 1992 по 2007 годы количество приходов увеличилось с двенадцати до шестидесяти одного. В 2008 году был открыт мужской монастырь Св. Георгия Победоносца в Гётшендорфе. Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) [ править править код ] Берлинская и Германская епархия (нем.  Diözese der Russischen Orthodoxen Auslandskirche) — епархия Русской православной церкви заграницей, возглавляемая архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом). Действует Штутгартское викариатство, возглавляемое епископом Агапитом (Горачеком). История [ править править код ] В 1924 году было учреждено Берлинское викариатство в подчинении управляющего приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). В июне 1926 года, после Архиерейского Собора РПЦЗ в Сремских Карловцах, Берлинское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все русские православные приходы в Германии. В период правления нацистов германское государство проявляло показную заботу о Германской епархии Зарубежной Церкви, при этом оказывая на неё давление с целью её использования в пропагандистских целях. Так, власти оказывали давление на остававшиеся в Германии «евлогианские» приходы для переведения последних в состав епархии Зарубежной Церкви. В феврале 1938 года германское руководство потребовало от Архиерейского Собора назначить вместо действующего епископа Берлинского и Германского Тихона этнического немца Серафима (Ляде), что и было сделано.

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

24 февр. 1971 г. произошло территориальное изменение Берлинской епархии: решением Свящ. Синода РПЦ в Среднеевропейском Экзархате учреждены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. В 1981 г. возведен новый храм во имя свт. Нектария Эгинского в Бишофсхайме. На Архиерейском Соборе РПЦ 30-31 янв. 1990 г. было принято решение об упразднении всех зарубежных Экзархатов РПЦ. После упразднения Среднеевропейского Экзархата Берлинская епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская. В авг. 1991 г. после объединения ФРГ и ГДР она получила статус корпорации публичного права, что дало ей новые юридические возможности. 23 дек. 1992 г. Синод РПЦ принял постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Б. и Г. е., т. е. епархии было вновь возвращено первоначальное название. В 1992 г. основан приход во имя прп. Марии Египетской в Тюбингене. В 1993 г. в юрисдикцию РПЦ перешли приходы в честь Покрова Пресв. Богородицы в Бонне и во имя свт. Николая Мирликийского во Фрайбурге, ранее относившиеся к РПЦЗ, и образована община во имя мч. Христофора в Майнце. В 1993 г. в Б. и Г. е. было 18 приходов. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. На сер. 90-х гг. ХХ в. пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из стран СНГ, увеличение паствы Б. и Г. е. привело к открытию новых приходов. В 1995 г. деревянный храм, ранее установленный в музее ветряных мельниц в Гифхорне, был предоставлен в пользование РПЦ и освящен во имя свт. Николая Мирликийского. В сент. 1995 г. основан приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001). 8 сент. 1996 г. на территории бывш. концлагеря в Дахау под Мюнхеном построен деревянный Воскресенский храм. Для более эффективной координации приходской жизни епархиальным советом Б. и Г. е. 2 нояб. 1996 г. было принято решение об учреждении Юж., Зап. и Вост. благочиннических округов. В 1997 г. образован приход во имя Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001), проводящий богослужения в местной евангелической капелле. К кон. 2000 г. численность жителей Германии, относящих себя к пастве РПЦ, достигла более 50 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/78160.html

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв). 11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата. 15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата. В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви. 24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений. После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

В окт. 1945 г. в Вену для устроения церковных дел в рус. приходах и для установления канонической связи с рус. епископами, по разным причинам оказавшимися за границей, прибыл Орловский и Брянский архиеп. Фотий (Топиро) . Он совершил литургию в Свято-Николаевском соборе. 7 июня 1946 г. Венским архиереем с местопребыванием в Вене был назначен бывш. Пражский архиеп. Сергий (Королёв) , вик. Западноевропейского экзархата . В окт. того же года архиеп. Сергий был утвержден экзархом в Ср. Европе с титулом «Венский». 16 нояб. 1948 г. Среднеевропейский экзархат был упразднен, архиеп. Сергий стал правящим архиереем Берлинской и Германской епархии . В 1951 г. в Вене было учреждено благочиние, к-рое 16 нояб. 1962 г. было преобразовано в епархию. Епископом Венским и Австрийским стал Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). С кон. 1964 по июнь 1966 г. В. е. управлял еп. Варфоломей (Гондаровский) , с июля 1966 по окт. 1967 г.- еп. Ионафан (Кополович) . В окт. 1967 г. епископом Венским и Австрийским был назначен Мелхиседек (Лебедев) , 25 июня 1970 г.- Герман (Тимофеев) . Еп. Герман благословил совершение отдельных частей литургии и произнесение проповедей на нем. языке. С 3 сент. 1974 по 13 марта 1975 г. В. е. управлял еп. Викторин (Беляев) . 13 марта 1975 г. архиеп. Баденский и Баварский Ириней (Зуземиль) был назначен архиепископом Венским и Австрийским, временно управляющим Баденской и Баварской епархией , окормлял В. е. до 26 июля 1999 г. Решением Синода от 11 июня 1993 г. в состав В. е. был включен перешедший из юрисдикции Русской Православной Церкви за границей приход в г. Граце. В июне 1997 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , совершивший литургию в Свято-Николаевском соборе. В 1999 г. в епархии проходили торжества по случаю 100-летия со дня освящения собора. 29 дек. 1999 г. епископом Венским и Австрийским стал Павел (Пономарёв) , в его управление было передано также Венгерское благочиние , 19 апр. 2000 г. преобразованное в Будапештскую и Венгерскую епархию, еп. Павел получил титул «Венский и Будапештский». 7 мая 2003 г. епископом Венским и Австрийским, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией, был назначен Иларион (Алфеев), одновременно исполняющий должность представителя РПЦ при европ. междунар. орг-циях в Брюсселе.

http://pravenc.ru/text/150347.html

Духовная Миссия в Корее. С 1917 по 1930 год Миссию возглавлял архимандрит Феодосии (Перевалов). В 1936 году митрополит Сергий командировал в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака). В 1941 году он был назначен начальником Миссии с возведением в сан архимандрита.  В 1948 году он был отстранен полицейскими властями от управления Миссией и в июне 1950 года выслан за пределы страны. Имущество Миссии было передано во владение митрополита Американского Феофила. Недавно структура зарубежных представительств Московской Патриархии была преобразована и на сегодняшний день представляет собой следующее: Аргентинская и Южно-Американская епархия, Баденско-Баварская епархия, Берлинская и Лейпцигская епархия, Брюссельско-Бельгийская епархия, Венско-Австрийская епархия, Гаагско-Нидерландская епархия, Дюссельдорфская епархия, Корсунская епархия, Сурожская епархия, Патриаршие приходы в Канаде, Патриаршие приходы в США, Цюрихское викариатство, Представительство Патриарха Московского при патриархе Антиохийском, Представительство Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей, Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. Японская Автономная Церковь представлена одним главой – митрополитом Токийским и всей Японии Феодосием. 7 Храмы и монастыри На 1 января 1918 года в России насчитывалось 1253 монастыря и скита. На каждый монастырь приходилось в среднем 70–80 приходских, домовых церквей и часовен, т. е. в общей сложности около 80.000 молитвенных зданий. Согласно Декрету от 20 января 1918 года, все молитвенные здания (храмы) стали собственностью государства. Осенью того же года начали “работу” особые комиссии по ликвидации церквей. За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20.000 храмов. В 1922 году в Советском Союзе насчитывалось 60 тысяч действующих церквей (соборных, приходских, кладбищенских и домовых), 1313 монастырских храма и 4 лавры. За этот год Церковь потеряла еще 10 тысяч. Июнь 1923 года. Храмы Троице-Сергиевой Лавры в Загорске, в которых уже два года назад было прекращено богослужение, превращены в музей. В Свято-Троицком соборе открыто лежат мощи одного из величайших русских святых – преподобного Сергия Радонежского. Комсомольцы и комсомолочки хихикают, отпускают иронические реплики. Юноши демонстративно стоят в шапках. Рядом – сотни людей, не только русских, преклонив колена, молятся у поруганных мощей и благоговейно лобызают останки преподобного. Картина обычная для того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

652 Правила же говорят собственно об изъятии священных вещей из частного употребления или запрещают продавать церковные предметы без согласия поместного собора или, наконец, просто приводятся с прибавками, по позднейшим их редакциям и толкованиям, см. сноску 651. 654 На соборе 1503 г. составилось собственно две партии по вопросу об имущественных правах духовенства: одна из них требовала сохранения этих прав (филоктимоны), а другая – полного прекращения их (актимоны). Представителем первой партии был Иосиф Волоколамский – строитель и игумен монастыря на Волоке Ламском; во главе же второй стоял строгий подвижник пустынножитель – преподобный Нил Сорский и белозерские пустынники. 658 «Все слободы и посады, принадлежавшие Патриарху, духовным властям, монастырям и другим частным владельцам, населенные людьми торговыми и ремесленными». Чт. МОИст. 1801. кн. III, VIII. 660 Thudichum “Deutsches K. Recht. t. II. 232 qq. Leipz. 1878. Dr. Vering – Lehrbuch des Katholischen und Protest. K. Rechts. Dritte Abtheil. стр. 656. прим. 3, Schulte ibid. 476. 667 Западное современное государство так и поступило с частью церковного имущества, именно с церковно-учебными капиталами и фондами для благотворительных учреждений. Оно объявило их государственными учреждениями и подчинило государственному управлению. См. Verung: 283–286. Zw. Автн. Австр. зак.от 27 апр. 1873 г. и 29 дек. 1869 г., Прусск. 6 июля 1870. стр. 96. Ersm. Автн. Баденск. 181 стр. ibid. и т. д. 668 Si tamen ratio status, salus… reipublicae totius vel majoris partis id plane postulat. Hübler – 55. 671 Cod. Theodos. lib. V, t. 7. III lex. I. cp. Cod. Iust. lib. I, tit. II de ss. eccles. I, 26: si quidem dominum nostrum. 675 предметах священных и освященных по правилам католической церкви, армяно-грегорианской – см. улож. о наказ. по редакц. професс. Н. С. Таганцева – прим. к ст. 230. Протестантская церковь признает различие между непосредственно богослужебными предметами и остальным церковным имуществом; но канонических начал о священных вещах не допускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

2 да и работать трудно в качестве какого-то кустаря-одиночки. Мечтаю между прочим написать о Кирилловской и Мефодиевской кормчих и разобраться в вопросе о происхождении Саввинской. Ваш доклад в год(ичном) собр(ании) А(кадемии) Н(аук) о кормчей Бориса меня все время радует и ободряет к работе. Сильно налегаю и на подготовку издания трудов Иоанна Схоластика по поручению Баварск(ой) А(кадемии) Н(аук). Но тут присоединилась еще одна работа, которую я обязан выполнить по долгу совести: история византиноведения в А(кадемии) Н(аук) в в. (Коль, Байер, Миллер, Шлецер, Стриттер). Это, ведь,/л. 2 об. будет началом той истории русск(ого) византиноведения, для которой я уже собирал материалы и которую хочу осуществить во что бы то ни стало. Как видите, замыслов много, но боюсь, что осуществлю мало и плохо. С сердечным приветом глубоко уважающий Вас В. Бенешевич 10. ПФА РАН. Ф. 192. Оп. 2. Д. 76. Л. 1. В.Н. Златарски – В.Н. Бенешевичу . Почтовая карточка. София, 4 сентября 1934 г. Автограф 47 Многоуважаемый Владимир Николаевич, Согласно вашему желанию спешу уведомить Вас о том, что Ваш доклад о corpus ecclesiastici quam civilis сегодня получен мною и уже передан в организационный комитет для дальнейших распоряжений. Как и когда доклад Ваш будет внесен в заседание конгресса, не могу пока ничего Вам сообщить; но как только будет установлено дальнейшее его положение, я немедленно сообщу Вам. все Ваши желания будут приняты во внимание. Мы очень сожалеем о том, что Вы не можете приехать на наш конгресс, который, как кажется, будет весьма интересен, если судить по количеству разнообразных рефератов (109) и по многочисленности желающих приехать на конгресс (210 и больше). Приедет также Александр Александрович, что придаст конгрессу особенное значение. /Л. 1 об. Прошу покорнейше задоволиться только этими отроками, потому что находимся в самом жарком времени конгресса – его приготовлении. С сердечным приветом преданный Вам В.Н. Златарски. София Помета В.Н. Бенешевича : «получено 11. НА БАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

542 Ср. напр. титулы 2–11, 24, 26, 27 салич. зак. с ст. 25–27, 30–37, 39, 11 акад., а также Ротаря 236, 281, 283, 317–321, 329, 340 и сл. 544 Ср. напр. ст. 12, 13, 15 акад. с 231, 232 Ротаря, tit. 40 салич., tit. 33 рипуар., tit. 8, с. 7 баварск. 547 Ср. 52 и 54 salic. reform. Рахинбурги, о которых здесь говорится, были заменены, как известно, при Карле Великом 7-ю или 12-ю. 548 Hatch, Die Grundlegung, 55 sqq. Едва ли, впрочем, собор в Валенсии имел то значение, которое придает ему Эч: целый ряд капитуляров о принудительной десятине был издан до 855 г.; капитуляры эти вошли в сборник Ансегиза н повлияли на постановление собора майнцского 852 г. См. Boretius, I р. 83, 197, 418; II, р. 13, 185–186. 549 Отсюда объясняется, что некоторые лица должны были платить двойную десятину (nona et decima); одну как обязанные наравне со всеми верующими, другую на особом юридическом титуле, как арендаторы (а всего, следовательно, 1 / 5 ). См. В r u n n е r. II, 249. 551 Capit. 799–800. Boretius, I, 228: Ut decimae populi dividantur in quattuor partes, id est una pars episcopo, alia clericis, tertia pauperibus, quarta in ecclesiae fabricis applicetur. sicut in decretis papae Gelasii continetur cap. XXVII. 552 Capitula а sacerdotibus proposita 802 an. с. 7: “Ut ipsi sacerdotes populi suscipiant decimas et nomina eorum et quicumque dederint scripta habeant et secundum auctoritatem eanonicam coram testibus dividant. Et ad ornamentum ecclesiae primam elegant partem, secundam autem ad usum pauperum atque peregrinorum per eorum manus misericorditer cum omin humilitate dispensent, tertiam vero partem semetipsis solis sacerdotes reservent» (Boretius. I,106) Cf. ibid. 197. 553 „Statutum est, ut quicquid tempore imperii nostri a fidelibus ecclesiae sponte conlatum fuerit, in ditioribus locis duas partes in usus pauperum, terti­am in stipendia oedere clericorum aut monachorum, in minoribus vero locis aeque inter clerum et pauperes fore dividendum, nisi forte a datoribus, ubi specieli, ter dandae, constitutum fuerit» (Boretius, I, 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...