Осень вступила в свои права, и ученики уже привычно спешат на уроки. Все мысли родителей, бабушек и дедушек сосредоточены на интеллектуальном и творческом развитии своих детей. Да и сами школьники, хорошо отдохнувшие в долгие летние каникулы, готовы с новыми силами штудировать накопленный человечеством запас научного знания, заниматься музыкой, рисованием, спортом и т.д. Не только дети отправляются в школу, записываются на подготовительные курсы, в секции и кружки. Молодежь идет в колледжи, институты, университеты. Взрослые стремятся получить второе высшее образование, пройти курсы переподготовки, повышения квалификации, начинают учить иностранный язык или осваивать новый для себя вид творчества. Можно только приветствовать желание людей пополнять багаж знаний, получать профессию и совершенствоваться в ней, расширять кругозор, стараться дать по-настоящему хорошее образование своим чадам, предоставить им как можно больше возможностей для интеллектуального роста, развивать свои и их способности, дарованные Господом. Ведь каждый человек по-своему уникален, и Бог дал ему неповторимые таланты. Только при получении все новых дипломов и сертификатов жизненно важно не забывать о твердой нравственной опоре и правильном духовном ориентире, которые должны составлять основу всего. Еще святитель Иоанн Златоуст (IV в.) утверждал, что «самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них». Сегодня родители стараются отдать детей в самые престижные учебные заведения, нанимают им репетиторов, заботятся об их дополнительном образовании и вкладывают в это немалые деньги. Ради чего они хлопочут? Конечно же, все родители хотят детям счастья, которое в представлении современных людей — это успешность, востребованность в профессии, карьерный рост, возможность больше зарабатывать. В этой гонке за успешностью есть риск потерять весьма существенные составляющие человеческого счастья. Ведь не все можно купить за деньги.

http://pravoslavie.ru/116163.html

Беседа 19. Измерение духовного роста. «Две маслины» – международные террористы. Новый Содом. Сегодня мы продолжаем наши беседы по книге Откровения Иоанна Богослова. Читаем 11 главу, 1 стих: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» ( Откр.11:1 ). Владыка Аверкий поясняет: «Некоторые толкователи предполагают, что это измерение храма означает предстоящее вскоре разрушение Иерусалимского ветхозаветного храма, на место которого будет воздвигнута новозаветная христианская Церковь , подобно тому, как подобное же измерение храма тростью в видении пророка Иезекииля знаменовало собой восстановление разрушенного храм а ». В этом тексте 1 стиха 11 главы знаменательным является то, что пророку Божию Иоанну Богослову повелено измерить не только храм Божий и жертвенник, но и поклоняющихся в нем. В каком смысле измерить поклоняющихся в храме? Конечно, речь идет не о физическом росте этих людей, а об их духовном росте, который имеет значение для Бога. Бог хочет, чтобы мы совершенствовались в благодати, и в духовном смысле каждый имеет свой рост. Некоторые думают, что, когда человек умирает, он как бы уравнивается со всеми уже умершими людьми в познании о духовном. Но это не так. Тот багаж, который мы накапливаем в этой земной жизни, он определит наше положение в духовной жизни. И те, которые духовно преуспели в этой жизни, они более преуспеют в вечной духовной жизни, а те, которые не очень преуспели духовно в этой жизни, будут совершенствоваться там, но им это будет делать труднее. Конечно, состояние человека после смерти будет несравненно более духовно возвышено, но при всем при этом духовный рост тех, которые здесь совершенствовались, там будет большим. И в Нагорной проповеди вы встречаете такие выражения: «больший в Царствии Небесном», «меньший в Царствии Небесном». Фундамент вот такого духовного роста закладывается в этой жизни. Поэтому не надо считать подобно одной женщине, которая в разговоре со мной заявила:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 34. Евангелие от Матфея, глава 10, 1–37. «Призвание апостолов» Мы начинаем чтение 10-й главы Евангелия от Матфея, с 1-го стиха и ниже. Сначала рассмотрим текст с 1-го по 4-й стих. Общее название темы: «Призвание апостолов». И мы читаем: Мф.10:1 . «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Итак, Господь призывает двенадцать мужчин разного возраста на проповедь. Эти люди мало чем отличались от других людей, только если своею незнатностью, неученостью и простотой. Кто-то однажды сказал: «Иисус ищет не столько необыкновенных людей, сколько обыкновенных людей, которые могут необыкновенно хорошо выполнять необычную работу». Само число «12» отнюдь не случайно. Родоначальники еврейских колен тоже были числом 12. Здесь мы наблюдаем сотворение нового, новозаветного человечества, и число новых патриархов тоже 12. Связь 12-и патриархов с 12-ю апостолами усматривал и святой Андрей Кесарийский , истолковавший 24 старцев Апокалипсиса как 12 родоначальников колен (детей Иакова) плюс 12 апостолов Иисуса Христа. Сам факт, что Сын Божий окружал Себя именно простыми людьми, свидетельствует о многом. И прежде всего о том, что каждый простой человек нужен Богу и представляет для Него некую ценность. Кто-то, может быть, считает себя неспособным взойти на высоту духовной жизни, но это не значит, что Бог считает точно так же. Скорее, точно наоборот! Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Господь избирает простых людей – пастухов, рыбаков и плотников – для того, чтобы пришедшие к Богу не привносили бы в свою новую духовную жизнь нечто из прошлого мирского опыта, не трансформировав и не изменив его. Сказано: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме… и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк.11:15–16 ). Эти последние слова: Сын Божий «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» – свидетельствуют о том, что, приходя в Церковь , мы должны оставлять весь свой греховный опыт и багаж, все свои мирские замашки и претензии за порогом храма. Никакой наш светский «командно-бюрократический ресурс» Богу не нужен. В Церкви Христа господствует совсем иная система взаимоотношений между людьми. Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В данной статье речь пойдет об учении Православной Церкви, которое обозначается греческим словом θωσις, или, говоря по-русски, об обожении. Обращение к этой теме для нас не случайно. Есть одна весьма важная причина, которая побуждает нас изучать тему православного учения о спасении как обожении. На наш взгляд, учение об обожении как пути спасения каждого христианина в современном православном богословии незаслуженно занимает второстепенное место. О недостаточном внимании со стороны православных богословов к краеугольному вопросу спасения еще в начале XX века говорил русский богослов, церковный историк, патролог, профессор Московской духовной академии новомученик Иоанн Васильевич Попов. В своем очерке под названием «Идея обожения в древневосточной Церкви» он сказал буквально следующее: «Идея обожения, которая является в современном богословии совершенно забытой, составляла самое зерно религиозной жизни христианского Востока» . Убедиться в справедливости слов профессора можно, взяв в руки любой современный учебник по систематическому изложению православного догматического богословия, где вопросу обожения уделяется всего несколько страниц . Нельзя, однако, забывать о том, что изучение богословской системы не является самоцелью, изучением ради знания . Преподанная через учебник либо передаваемая через чтение богословского труда какого-то подвижника богословская истина, безусловно, является результатом личного духовного опыта самого подвижника. Через чтение и изучение этого опыта мы не просто пополняем багаж наших знаний, но в той или иной мере призваны стать деятельными причастниками, воплотителями этого опыта в своей жизни. Однако если с течением времени та или иная богословская мысль теряется из внимания верующих, возможность ее реализации в жизни христианина оказывается под вопросом. Нельзя не заметить, что однажды потерянное из внимания научно-богословской мысли учение об обожении утратило, безусловно, свою значимость и в повседневной церковной проповеди. Такое стечение обстоятельств привело к тому, что учение Восточной Церкви об обожении перестало являться основой духовной жизни христиан нашей Церкви. Получается, что главный жизненный вопрос каждого церковного человека: «…что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную?» (Мф. 19: 16), с которым некогда обратился юноша ко Христу, в богословской литературе и пастырской проповеди остается без окончательного ясного ответа. Тем не менее, среди прочего в ответе Господа юноше прозвучало: «…приходи, следуй за Мной» (Мф. 19: 21).

http://pravoslavie.ru/73371.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья. Исход на Филиппины и в Америку 13.11.2008 326 Время на чтение 18 минут Из книги " Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья " , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря в 2008 г. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Ин 10, 11 В.А.Рейер вспоминает: архиепископ Иоанн «вы ехал на Филиппины в ответ на настойчивые просьбы своих пасомых, большинство которых, спасаясь от коммунистов, перебралось туда и находилось в отчаянном положении. Во время этого путешествия, находясь в непосредственной близости к владыке, мы убедились в (достоверности) всего того, что так часто нам передавалось свидетелями его подвижнической жизни, которая — прости, дорогой владыка, — казалась нам иногда преувеличенной. По настоянию владыки не только ежедневно совершались литургии в свободном помещении, любезно предоставленном администрацией парохода для этой цели, но и беспрестанно им посещались все жаждавшие его молитв и утешений». На самом деле, как мы уже говорили выше, это путешествие для большинства было бегством в неизвестность; никто не знал, чем все это кончится и каковы будут условия жизни там, куда они едут. Людям было известно, что придется провести несколько месяцев в лагерях для беженцев в ожидании визы в какую-нибудь свободную страну. В этой бедственной ситуации святой, как всегда, направлял верующих к «единому на потребу» и совершал Божественную литургию. В.А.Рейер описывает приезд святителя в Манилу: «Город еще был в полуразрушенном состоянии, и квартирный вопрос стоял остро. После некоторых усилий нам удалось получить комнаты для владыки в " Манила-отель " . Высаживающимся пассажирам с парохода было предложено выгрузиться до пяти часов вечера, после чего закрывалась таможня и было запрещено вывозить багаж. я известил об этом владыку еще утром, и мы сговорились, что я приеду за ним и за его обширным багажом с церковной утварью на пароходе в три часа дня. С этим пароходом многие русские семьи уезжали в США, и все просили владыку помолиться с ними в последний раз. Время приходит к пяти часам, а владыка все еще был занят, напутствуя и благословляя своих пасомых... Пришлось ждать еще продолжительное время, прежде чем мы покинули пароход. Было уже около шести часов вечера, и я был уверен, что на этот раз нас ожидают неприятности, что нас не пропустят и вернут обратно на пароход. Мы подъезжаем к контрольному пункту для осмотра багажа, и, к моему удивлению, таможенный чиновник, не осматривая вещей, предлагает нам проследовать дальше».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика и культура Противостояние христианства и гностицизма в культуре. Введение 17.02.2013 1252 Время на чтение 36 минут Христианство и новая религиозная эпоха В Римской империи, на территории которой и возникла христианская религия, она распространялась преимущественно среди горожан, то есть тех, кто имел б о льший по сравнению с сельскими жителями образовательный и интеллектуальный багаж. Сегодня мы наблюдаем ту же картину, - в деревне по воскресеньям храмы заполняют дачники, а в городских храмах вы почти не встретите рабочего. Стало быть, Православие все более и более становится достоянием тех, кто в силу своей интеллигентности тесно связан с культурной деятельностью. Сегодня и сам человек воспитывается и образовывается в культурных институтах и культурными средствами. Прежде культура всегда зиждилась на базовых ценностях культа, на основе которых выстраивалась и вся культурная жизнь. Но Церковь в течение долгого времени была отторгнута от идейного руководства этим культурным строительством - поле культуры быстро заросло сорняками. Восстановить руководящую связь Церкви с культурой возможно только через миссию Церкви по отношению к тем, кто осуществляет культурное строительство, через носителей и созидателей культуры. Семьдесят лет назад ситуация была иной, - культура была полем, на котором возрастали те, кто противоборствовал религии. В 1937 году известный русский религиозный философ Иван Ильин писал по поводу кризиса современной ему культуры: «Культура нашего времени все более обособляется от христианства; но не только от него - она вообще утрачивает религиозный дух и смысл, и дар. Она не перешла ни к какой «новой» религиозности, она не обратилась даже к поискам новой. Отделившись от христианства, она ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту» Но не прошло и 20-ти лет, как тонкий наблюдатель, аналитик, знаток культуры протоиерей Георгий Флоровский подметил основную тенденцию его времени. «Главное напряжение сегодня не между «верой» и «неверием», - писал он, - а между соперничающими верами» Это было сказано пятьдесят лет назад. Время подтвердило эту мысль Флоровского.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/18/...

Закрыть «Поэт, гражданин, патриот» Светлой памяти Николая Добронравова 19.09.2023 701 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Господь призвал в «селения праведных» одного из самых великих поэтов-песенников славного СССР и России, Николая Николаевича Добронравова. Призвал к себе Старца-поэта, на 95 году его жизни! Значение Николая Добронравова и его великой супруги, великого композитора Александры Пахмутовой, для советско-российской и международной музыкально-песенной культуры, трудно переоценить. Их великий творческий дуэт олицетворяет собой целую эпоху для нескольких поколений советских и российских людей. Советская молодежь, октябрята, пионеры и комсомольцы 60-80-ых годов — все воспитывались на их уникальных песнях. Нет ни одного молодого и немолодого человека, жившего в Советском Союзе и в нынешней России, которые бы не знали имен этих двух титанов отечественной песни. Ежегодный новогодний песенный советский телефестиваль «Песня-70», Песня-75», «Песня-80» и т. д. всегда, перед объявлением победителей конкурсной песни, включал в себя дикторские слова «Музыка Александры Пахмутовой. Слова Николая Добронравова...», и звучала неповторимая их песня. Без их имен невозможно было представить этот новогодний песенный праздник в СССР. Как и вообще, без их имен невозможно себе представить всю мухзыкально-песенную культуру СССР и России. Великий творческий багаж Добронравова и Пахмутовой составляет более 400 (!) музыкально-песенных произведений. Их «Нежность» стала одним из песенных символов любви и верности для десятков миллионов советских матерей, жен, мужей, дочерей — всех без исключения любящих и любимых. А потрясающая «Поклонимся великим тем годам...» стала Гимном памяти для всех и погибших, и живущих ветеранов, советских воинов в годы Второй мировой войны. Николай Добронравов и Александра Пахмутова, бесспорно, совершили титанический переворот в отечественной музыкально-песенной культуре страны и невероятный творческий и патриотический подвиг, подвиг на благо своей Родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/po...

Зачем нужна художественная литература священникам и монахам Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. 9 февраля, 2015 Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. Существует известная история, анекдот о том, как наш знаменитый ученый Василий Осипович Ключевский, профессор Московской Духовной академии, приветствовал одного новопостриженного монаха такими словами: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю, что эти слова применимы ко всем родам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или, скорее, становиться – человеком. Слово «человек», по-гречески anthropos, в буквальном переводе означает «повернутый вверх», или, руководствуясь внутренней формой русского термина, «чело, обращенное к вечности». Это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя. Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает в переводе с латинского «возделывание») – необходимое условие становления личности. Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это явно городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства. Да и для нас самих очень важно вписать себя в контекст мировой истории, почувствовать себя наследниками всего самого лучшего, созданного человечеством. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – писал мученик Иустин Философ . И не случайно апостол Павел неоднократно апеллировал в своей проповеди к авторитетам языческого мира, приводя цитаты из поэтических произведений: «Мы Его и род» (Деян. 16, 28), – из сицилийского поэта Арота; «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 33), – из греческого поэта Менандра и т.д. Не случайно и то, что на фресках Благовещенского собора в Кремле изображены Гомер, Плутарх и Вергилий.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-hudozhes...

И.Ц. Миронович Протоиерей Иоанн Кадар. Человек, доверявший Богу 60 В течение многих десятилетий этот светлый человек оказывал огромное влияние на духовное формирование многих тысяч учащихся духовных школ и регентского класса. Личность Игоря Цезаревича очень значительна не только для нас, имевших честь знать этого великого человека, но и для истории Санкт-Петербургских Духовных Школ. Ведь его свидетельство о Господе легло на сердца и вдохновило тысячи воспитанников, которые смогли передать этот «духовный заряд» многим десяткам и сотням тысяч православных христиан. Тайна этого воздействия кроется в масштабе удивительной личности и внутренней свободе, которая питалась верой в Божественный Промысл и была укоренена в жизни Церкви. Многое в нашей церковной жизни и сегодня, и в прошлом измеряется цельностью каждого из нас, наполненностью божественным, горним. Иметь такого наставника было великим счастьем. Ведь на сегодняшний день то, что я получил, так же, как и тысячи будущих пастырей, составляет тот бесценный багаж, который питает наши души и даёт правильный ориентир в жизни, помогает решать пастырские задачи сегодняшнего дня. Это качество было посеяно тобой, дорогой и незабвенный Игорь Цезаревич – в лекциях, беседах, в которых ты отдавал себя без остатка, передавая нам нетленное сокровище, приобретённое тобою в очень нелёгкие для Церкви годы; делился щедро, самозабвенно. Сложно передать в словах силу обаяния личности почившего. Он был живым свидетелем тех судьбоносных событий в жизни Церкви, которые проходили на изломе 20–21 века. Его окружали такие люди, как Н.Д. Успенский (выдающийся литургист), о. Ливерий Воронов , прошедшие через горнило испытаний ХХ века. Весь опыт духовной жизни, почерпнутый им у свидетелей трагического для Русской Церкви ХХ века, он передавал нам, тем самым оказывая влияние на наши души, с ходу вводя нас в сложную проблематику церковной жизни, которая в то время ещё находилась под «неусыпным оком» контролирующих органов и мощным давлением атеистического государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Лекция о паломничестве на Святую землю в начале XX века прошла в Институте восточных рукописей апреля 2016 В Институте восточных рукописей Российской академии наук 20 апреля состоялась лекция кандидата старшего научного сотрудника ИВР РАН Александра Грушевого под названием " Российское паломничество на Святую землю в начале XX века " . Был рассмотрен феномен православного паломничества в освещении выдающегося русского византиниста Алексея Дмитриевского. Акцент был сделан на организационной, бытовой стороне странствий. Александр Грушевой отметил, что паломничество православных верующих на Святую землю было существенным элементом жизни царской России и важной частью русской православной культуры. Но до XIX века путешествия к святыням христианства были сопряжены с опасностями и поэтому не были широко распространены. Однако в XIX веке ситуация меняется: в связи с ослаблением Османской империи у многих православных верующих из России возникает желание стать защитниками христианских ценностей на Ближнем Востоке, и количество паломнических поездок на рубеже XIX-XX веков резко увеличивается. Со своей стороны, власти Российской империи принимают множество мер, облегчающих нахождение на Святой земле русских паломников. Для этих целей были созданы несколько крупных общественных организаций, призванных способствовать паломничеству: Палестинский комитет в 1859 году, Палестинская комиссия в 1864 году и в 1882 году - Императорское православное палестинское общество, которое существует до сих пор.  Создание Палестинского общества ознаменовало размах деятельности и рост финансирования паломнического движения. Одним из важных решений общества стало принятие соглашения о льготных тарифах для русских паломников. Был проложен маршрут по Черному и Средиземному морям из Одессы в Иерусалим. Средняя стоимость одного путешествия составляла 200 царских рублей. В начале XX века такие поездки совершали от 5000 до 10 000 человек в год. Паломники прибывали в Палестину на кораблях третьим классом в условиях полной антисанитарии, ночевали в трюмах, в которых обычно перевозили лошадей и прочий скот. С бортов кораблей перебирались на лодки местных жителей, багаж сверху кидали в лодки. Часто случалось, что телеги с багажом потом опаздывали на 2-3 дня, поскольку паломники добирались до Иерусалима на поезде. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010