…Да нет, что вы, я нисколько не спорю! Я абсолютно согласна с тем, что приходить в храм в шортах нельзя. Я хочу только сказать, что кроме этого «нельзя» существует нечто еще. За всенощной на праздник Преображения Господня я обратила внимание на мальчика лет пятнадцати-шестнадцати. Не всякий раз увидишь такое отражение всего происходящего в храме — на лице: подросток был открыт богослужению, как мало кто из нас, взрослых и воцерковленных, бывает открыт. Он бесконечно удивлялся тому, что вот это — есть, что это происходит, что при этом можно присутствовать. Он смотрел на образ просиявшего Фаворским светом Господа так, как будто видел Его не на иконе. А услышав «Преобразился еси на горе, Христе Боже…», мальчик вдруг схватил руку своей бабушки, стоявшей, оказывается, рядом и крепко сжал… Вы часто видите сегодня такое — чтобы тинейджер сжал руку бабушки? А то, что этот мальчик стоял в храме в шортах, я заметила уже потом: я ведь не на ноги его смотрела, а на лицо. И первая моя мысль была: «Какое счастье, что никто его не выпроводил; что никто резким выговором или хотя бы спокойным замечанием не вырвал этого юношу из его состояния, не спустил со впервые открывшегося ему неба на землю!» Сторонники строгого благочестия будут сейчас мне возражать: мальчику, дескать, надо сразу дать понять, что он пришел не в кафе и не в дружескую компанию, что храм — место особого присутствия Божиего, и все должно этому соответствовать — не только в нас, но и на нас… Еще раз соглашусь: должно. Но задам-таки вопрос: что было лучше для этого юноши, для его дальнейшей жизни и духовной судьбы, что было ему нужнее сейчас, в его крайне уязвимом возрасте: жесткий урок благочестивого отношения к храму или то, что он пережил, чем обогатился во время праздничного богослужения? Сдается мне, что нужнее ему все же второе. Ведь если бы он не получил того, что получил на праздничной всенощной, это могло бы оказаться невосполнимым. Нет никаких гарантий того, что это было бы восполнено потом — когда мальчик «исправится», усвоив правила внешнего благочестия. Тем более что он вполне мог бы и не исправиться и очень долго после этой своей неудачи обходить все церкви стороной. Очевидно ведь, что кожа у него очень тонкая…

http://pravoslavie.ru/96669.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И модно, и Богу угодно На Руси крестить новорожденных - естественно, как дыхание 07.11.2007 565 Время на чтение 3 минуты Мое поколение втайне от партийных (или " сочувствующих " ) родителей крестили бабушки, что совсем не мешало нам быть прилежными пионерами, потом - активными комсомольцами, а (если повезет), и пламенными коммунистами. Писатель Юрий Нагибин рассказывал мне, что по дороге в школу на Чистых прудах обязательно заходил в церковь (она была по пути) и истово молился за маму, отчима, друзей семьи... И это не мешало ему, пионеру, редактировать школьную стенгазету " Безбожник " . Мой преподаватель научного атеизма в университете, полковник КГБ в отставке, стал крестным отцом собственного внука (это в семидесятых-то!). Он думал, что священный обряд хранит священную тайну... Но был скандал. " Крестному отцу-атеисту " впаяли по партийной линии. Меня тоже крестили тайно от отца. Втайне от мужа - офицера и коммуниста - моя будущая теща крестила мою будущую жену... Втайне от меня (возможно, просто чтобы не подставлять " публициста ленинской школы " , работавшего в комсомольской печати) бабушки крестили моего первенца - сына. Потом (уже с моего молчаливого согласия) крестили дочь. Младшего сына Арсения я повез крестить сам - в церковь Новодевичьего монастыря. Крестным отцом без колебаний (и даже с трогательным удовольствием) вызвался быть мой тесть - в свое время полковник Генштаба и секретарь партийной " первички " . Крестной матерью стала жена бывшего работника бывшего ЦК КПСС. Анекдот? Отнюдь! Наше всеобщее взросление плюс дыхание времени. Свежее дыхание... Тесть, подозреваю, в душе до сих пор коммунист, но глядя на него, смущенного, неловкого в исполнении незатейливых ритуалов обряда, добросовестно троекратно обегающего купель под сводами храма, целующего руку священнику, с росой на глазах тетешкающего заканючившего после омовения внука, любуясь тестем я лишний раз убедился в том, что ЛЮБОВЬ к конкретному существу выше любви ко всякой партии и ко всем постулатам ее программы вместе взятыми. Партийность - очередной виток заблуждений, а вера абсолютна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Многие из нас еще помнят те времена, когда вера в нашей стране была гонимой. Быть верующим тогда означало — быть готовым на постоянное противостояние внешней среде. Христианин, особенно если он исповедовал веру открыто, должен был давать «ответ о своем уповании» (1 Пет. 3:15) и своим друзьям, и той среде (школьной, студенческой или рабочей), в которой он находился, и тем, с кем была связана его жизнь в семье. По сути дела человек призывался к непрестанному исповедничеству. Не менее трудным был подвиг христианина, который был вынужден скрывать свои убеждения, и таких христиан было очень и очень много, в том числе и среди молодежи. Как раз в те времена появляется стереотип, согласно которому Церковь существует, прежде всего, для людей пожилых. В молодости человек живет свободно, ни о чем не задумывается, но к старости жизненные приоритеты постепенно меняются, развлечений становится меньше, времени становится больше, и тогда, на старости лет, человек идет в Церковь «замаливать свои грехи». Такой стереотип существует и сейчас. Обычно те, кто его разделяет, говорят: Церковь — это место, куда бабушки приходят. Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, вера православная дошла до нас. Но ни тогда Церковь не была местом только для пожилых людей, ни сейчас она таковым не является. Напротив, мы видим в храмах много молодежи. И иногда мы спрашиваем себя: а что их привлекает в храмы? Ведь здесь нет развлечений, а богослужение внешне может показаться достаточно однообразным, тем более что по сути своей оно на девяносто процентов неизменяемо. Бог прикоснулся к сердцу Что же притягивает молодого человека в Церковь? Я для себя никогда не мог дать ответ на этот вопрос. Когда я был молодым человеком, меня не тянуло на дискотеки или какие-то другие традиционные молодежные развлечения. Меня тянуло в храм. Почему это происходило, я не знаю. Как не знаю до сих пор, почему одни люди тянутся к Церкви, а другие — обходят ее стороной, одних она привлекает, а других — отталкивает.

http://zavet.ru/a/rss_1301151732.html

Ольга сидела за прилавком свечного ящика храма Всех Святых и тихо плакала. Служба закончилась, прихожане разошлись. Ушёл и батюшка. В храме был полумрак. Горели лампадки на кануннике и у Распятия. Уже полгода Ольга стоит за свечным ящиком по воскресным дням. Работает во славу Божию, помогает храму по благословению священника. Раньше в церковь ходила она по большим праздникам, но вот пришлось обратиться к Господу с просьбой – дети поступали в институт. И стала она заходить в храм чаще. То свечку поставит, то молебен закажет. А потом дети поступили, уехали из дома в большой город. Тоже надо за них помолиться, как-то они там, не обидел бы кто. Так и воцерковилась. И когда отец Василий попросил помочь храму и поработать по воскресным дням в свечной лавке, согласилась. Теперь уже не представляет себе жизни без любимого храма, маленького, уютного. Такого намоленного и благодатного. Молитва в храме идёт уже 130 лет. В городе это единственный храм, который не разрушили, не превратили в дом культуры или кинотеатр. Ольгу уважали, отношения на работе в миру у неё были хорошие, тёплые со всеми, и вот вслед за ней в храм потянулись подруги, знакомые, коллеги. Батюшка радовался: «Ну вот и хорошо, сама в храм пришла и людей за собой привела!» Когда в церкви народу мало было, на клирос шла, научилась петь и читать. В первый раз, когда доверила ей матушка Анастасия Шестопсалмие читать, руки дрожали и голос от волнения прерывался. Подружилась Ольга с семьёй отца Василия. Чудесная семья! Матушка на клиросе с детства, её мама регентом была, папа – протоиерей. А сейчас сама матушка. И в том же храме с отцом Василием служат, где родители служили. Батюшка вспоминает, что раньше прихожан в храме было очень много – яблоку негде упасть. Тогда он был ещё не батюшка, просто юноша Вася. Бабушки строгие были, благочестивые. За каждым подсвечником приглядывали, чтобы свечки вовремя потушить, когда догорят. У каждой бабушки своё место. Как-то Вася невзначай на чужое место встал, так старушка – Божий одуванчик – так его плечом пихнула, что Вася в сторону на два метра отлетел. И сейчас вспоминает – смеётся.

http://pravoslavie.ru/37529.html

2. Сектантство А. Поповцы. Б. Беспоповцы. А. Рационалистические секты. Б. Мистические секты. 1. Беглопоповцы – перемазанцы. Тульское согласие. Церковные. Епифановщина. Лазаревщина. Керженцы. Суслово согласие. Чернобольское согласие. Тайная церковь. Ветковцы. Диаконовское согласие. Новокадильники. Неперемазанцы. 1. Поморский толк или поморцы. (приемлющие браки). Даниловский толк. Монастырская секта. Самаряне. Новожены или Монинское согласие. 2. Духоборы. 1. Хлысты. Шалопуты. Монтане. Марьяновское исповедание. Богомолы. Белоризцы. 2. Приемлющие Австрийское или Белокриницкое священство: а) Окружники. б) Полуокружники или раздорники. в) Рогожское согласие. Часовенные. 2. Федосьевский толк. Титловщина, Аристовщина, Федосьевцы Рижские, Федосьевцы Польские, Аароновщина, Осиповщина, Стефановщина, Акулиновщина, Онисимовщина. 2. Молокане. Духоносцы. Субботники. Воскресники. Донской толк. Прыгуны. Сопуны. Общие или Акинфиевцы. 2. Малаванщина. 3. Филипповский толк (Липоване). 3. Штундисты. Младоштундисты. Евангельские христиане или штундо-баптисты, или тоже старобаптисты. Пашковцы. 3. Скопцы. 4. Странники или бегуны, Христово согласие, Адамантово согласие, Пастухово согласие, Сопелковское согласие. 4. Немоляки (воздыханцы). 5. Нетовцы, Поющая, Глухая Нетовщина или Спасово согласие, Косьминщина, Новоспасовцы, Рябиновцы, Некрещенные, Самокрещенцы или Бабушкино согласие: Дырники, Средники, Коликовцы, Никудышники. 5. Толстовцы. 6. Десное Братство, или Сионская весть. Сионисты. Еговисты. 7. Жидовствующие (Иудействующие) 8. Ушковайзет. Сверх того невыясненные расколосектантские толки. 1 . Мытинская секта. 2 . Старо-Калистратовский толк. 3 . Кармацкая секта. 4 . Верховская секта. 5 . Лурицкий толк. Составлено центральным статистическим Комитетом Министерства Внутренних Дел, – по данным первой всеобщей переписи 1897 г., записанным на основании показаний опрошенных лиц. I. Распределение старообрядцев и сектантов по родам толков и сект – по губерниям Губернии и области Общее число старообрядцев, сектантов и уклоняющихся

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Владимир Русак Скачать epub pdf Старообрядчество. Единоверие Внутри старообрядческого раскола вскоре началось интенсивное деление ввиду постоянных “богословских” споров: о перекрещивании совращенных из православия, о приеме беглых попов, о браке, об отношении к правительству и молитве за царя, о титле на кресте и т. д. Но все эти толки одинаково непримиримо относились к господствующей Церкви. Беспоповщина разделялась на несколько отдельных ветвей. Архиеп. Филарет отмечает следующие толки: самокрещенцы (или бабушкины), феодосьевцы – в 1706 году беглый дьячек Феодосий Васильев составил в Новгородской области свою секту, особенно нетерпимую к Православию, детоубийц – секта, рожденная крайне отрицательным отношением к браку филиппово согласие – беглый стрелец Филипп проповедовал своему окружению самосожжение, пастухово согласие – секта, порожденная отрицанием филипповской теории самосожжения. Список раскольничьих сект только по названиям может занимать довольно места. Перечислим еще некоторые: подрешетники, потемщина, акулиновщина, осиповщина, титловцы, перемазанцы, чернобыльцы, липоване, новокадильницы, суслово согласие и другие. Высшей степени разделение русского народа по принципу старообрядчество-православие достигло во время петровской реформы. В действиях Петра раскольники находили все признаки пришествия антихриста: в титуле императора (читали: иператор) усматривали число 666, доказывали, что с учреждением Синода Петр принял на себя не только царскую, но и святительскую власть, стал истреблять остатки православия, учинил всенародное описание (ревизию, перепись), исчисляя живых и умерших, дабы никто не мог укрыться от руки его. И тем не менее Петр не стал преследовать раскольников за их только религиозные воззрения. В 1714 году он дал им право гражданства при условии открытой записи в раскол. После этого преследования обрушились только на фанатичных расколоучителей и тайных раскольников. Духовные и гражданские власти неоднократно призвали раскольников к открытому диалогу. Обличение раскола содержится в “Розыске” святителя Димитрия и в “Пращице” святителя Питирима Нижегородского, в “Обличении неправды раскольников” Феофилакта Лопатинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 апреля этого года он был Высочайше определен помощником попечителя Казанского учебного округа, а 5 февраля 1865 года Именным Высочайшим указом Всемилостивейше назначен был попечителем этого округа. В последней должности он состоял до 1883 г. 18 июня этого года П. Д. согласно прошению был Всемилостивейше уволен от должности попечителя округа, которую он нес бессменно в течении восемнадцати лет. Не вдаваясь в оценку весьма продолжительной и плодотворной учено-литературной и педагогическо-служебной деятельности, которая, по общему голосу, была «высоко-мудрою и истинно блестящею», мы скажем несколько слов о религиозно-нравственных убеждениях Петра Дмитриевича. По своим воззрениям П. Д. был глубоко-убежденный православный христианин. Получив первоначальное религиозно-нравственное воспитание под руководством замечательно набожных матери и бабушки, П. Д. до конца своей жизни оставался непреклонно-верным сыном Православной церкви. Стоя в последние годы в весьма близких отношениях к нему, мы лично были свидетелем его примерной христианской жизни. Библия была для него настольною книгою в полном смысле этого слова. Чтением ее он начинал и кончал день. В ней он находил утешение и во всех трудных обстоятельствах своей жизни. Не получивши специального богословского образования в школе, он приобрел его путем чтения лучших богословских сочинений и журналов. Богословская и церковно-историческая литература интересовала его нисколько не меньше, чем литература светская. В числе его многочисленных, могущих составить несколько обширных томов сочинений, есть целый ряд статей и ученых работ церковно-исторического характера, которые, по отзывам компетентных в истории лиц, имеют высокую цену по своим научным достоинствам. Помимо трудов литературных, П. Д. Шестаков служил Православной Церкви и другим путем. В 1867 году в Казани, при кафедральном соборе, было открыто православное церковное Братство во имя Святителя Гурия. П. Д. Шестаков был одним из главных учредителей и организаторов этого Братства и одним из первых его председателей.

http://azbyka.ru/deti/mysli-o-vospitanii...

V. Сельцо Шамордино. – А.Н. Ключарева. – Ее внучки. – Покупка села Шамордина и постройка дома. – Кончина схим. Амвросии. – Разлука с Оптиной. – Жизнь в пансионе. – Приезд на лето в Оптину. – Болезнь и кончина обеих девочек Устройство женской общины в честь Казанской иконы Божией Матери, в 12 вер. от Оптиной Пустыни, подготовлялось особенными путями Промысла Божия. В конце 60 годов маленький хуторок, около деревни Шамордина, принадлежал небогатому однодворцу Калыгину. Задумав посвятить остаток дней своих монашеской жизни, он пристроил жену свою старушку при Оптинском скотном дворе, а сам поместился в скиту. Чтобы ничто уже не мешало ему, он просил Батюшку о. Амвросия кому-нибудь продать его имение. За год перед этим он, выйдя однажды из своего дома, был поражен странным зрелищем: ему показалась церковь стоящая на облаках; об этом он тогда же рассказал Старцу. В то время, когда он задумал продать свой хуторок, при Оптиной Пустыни жила монахиня Амвросия, в миру А. Н. Ключарева. Это была богатая помещица, поступившая в Белевский женский монастырь вследствие усиленного желания и просьбы своего мужа, желавшего постричься в монахи. Александра Николаевна, хотя и была веселого характера и не имела большой склонности к монашеской жизни, но все же была глубоко верующая, религиозная и преданная Старцу, почему, хотя и не без борьбы, но добровольно согласилась на этот подвиг. У них был единственный сын, который женился и имел двух дочерей, родившихся в один день. Жена его вскоре после родов умерла, и малюток взяла на воспитание бабушка и поселилась с ними при Оптиной Пустыни, в выстроенном ею отдельном корпусе, вблизи монастырских гостиниц. Старец Амвросий принимал самое близкое участие в судьбе этих девочек, и м. Амвросия, глубоко чтившая Старца, ничего не предпринимала без его совета и благословения. С ней вместе жили её бывшие крепостные, горячо ее любившие и преданные ей, и малюткам жилось хорошо под крылышком любящей бабушки. С самого раннего возраста, в них стала проявляться особенная религиозность и любовь к молитве. Они с удовольствием выстаивали долгие оптинские всенощные, знали превосходно порядок службы и сильно были привязаны к Батюшке о. Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

     Недавно была годовщина смерти бабушки Веры, нашей прихожанки. Она умерла четыре года назад. Было ей уже за восемьдесят. Как сейчас вижу ее, маленькую, сгорбленную и подслеповатую, медленно бредущую с палочкой в храм. На улице снег, мороз, дождь, ветер, жара... Люди жалуются, что им плохо, тяжело, жарко, холодно, а она бредет, еле передвигая свои больные ножки... Почти каждый день бредет к Богу, Которого любила больше всего на свете. И никогда ни на что не жаловалась. Только улыбалась своей ласковой улыбкой, а синие как Небо глаза светились любовью. Как-то мы с мужем ее подвозили после службы. Она сначала отказывалась, стеснялась, но потом согласилась. Тогда мы узнали, что удобного транспорта от ее дома до храма нет и бабушка Вера каждый день выходила за час до начала богослужения и медленно шла в церковь со своей палочкой. А потом так же медленно шла домой... Помню, как она раздавала в храме детям гостинцы. У нее всегда была с собой большая старая тканевая сумка с поблекшими ромашками. Казалось, в ней хранится всё: свечи в полиэтиленовом пакетике, сладости, иконки, какие-то книжечки, старые пупсы и поломанные машинки – где только она их находила. Проходя мимо ребенка, она обязательно что-то доставала и дарила ему. А дети уже знали и ждали. Правда, многие мамы на нее сердились – из-за конфет. Но бабушка Вера делала это от всего сердца. А если у нее ничего подходящего не было, она просто давала деньги. Раз она сунула кому-то из моих дочек сто рублей, а я начала отказываться – знала, что бабушка Вера живет на маленькую пенсию, а единственная дочь далеко и помогать у нее не всегда есть возможность. – Пожалуйста, не отказывайся, это нужно не тебе, а мне, – сказала она мне тогда... Бабушка Вера никогда не пропускала ни одного нищего. Подавала всем без разбора: пьяницам, цыганам, здоровым мужикам, которых «обокрали» и которые из года в год просят «на билет до Мурманска». А однажды в крепкий мороз она притащила в той сумке с ромашками термос, одноразовые стаканчики и разлила всем попрошайкам, которые рисковали замерзнуть, какой-то свой травяной чай.

http://pravoslavie.ru/100383.html

     По статистике МВД в Пасхальную ночь на службе в храмах Москвы побывали чуть менее 3% жителей столицы. Даже если учитывать, что не все верующие пошли на ночную службу, у кого-то маленькие дети, и многим пожилым тяжело ночью добираться до храма, все равно получается мало. Просто караул, как мало! Куда приятнее читать про 80%, называющих себя по опросам православными. Можно было эти проценты называть в любом контексте и всегда получалось красиво, а эти 3% в эпоху глобальной секуляризации, постмодерна и повального рынка, где религия тоже рассматривается как услуга, выглядят неубедительно и обидно. Одни по этому поводу стали писать разочарованные статьи, другие спорить с «неправильной статистикой», а третьи радостно заявлять, что вот, мол, мы говорили, что скоро это мракобесие с увлечением Церковью закончится! Раньше бы я наверняка стал переживать по этому поводу, а сейчас просто улыбнусь. Это совсем не то, когда утром диктор в новостях говорит: «Цены на мировом рынке на нефть упали на столько-то процентов!», вечером приходишь в магазин и любимая колбаса вдруг раз, и подорожала! Ты покупаешь и говоришь себе: «Ничего удивительного, что подорожала, ведь цены на баррель сырой нефть, как по телевизору говорили, упали на целых семь процентов!» Мы живем в глобальном обществе, и теперь для бабушки-соседки по подъезду с ее микроскопической пенсией стало важно, как дела на американском фондовом рынке и у саудовских шейхов с их нефтяными скважинами. Потому что колхоз, который продает бабушке молоко, сейчас может поднять на него цену, а потом спокойно сказать: «Что значит, почему стало дорого? Вы, что новостей не смотрите, цены же на нефть опять упали!» И дальше можно ничего не объяснять, мы с бабушкой уже согласны. Но со статистикой в отношении церковной жизни все это не работает. Для меня, обычного православного человека, который ходит в Церковь, по большому счету одинаково неважны ни радостные восемьдесят процентов, ни грустные три. Потому что Церковь – это единственное в мире место, которое находится здесь, на земле, но живет не по земным, а совсем по другим – небесным законам. Как сказал один святой, Царство Небесное будет победившим до тех пор, пока на земле хотя бы один человек будет исповедовать Христа. Весь мир может пасть и предать, но если один единственный человек будет стоять за Христа, с ним Царство Небесное победит. Это поднимает личность каждого человека на невероятную высоту и делает по-настоящему свободным от мира и его ловушек. Какое мне дело до того, если люди вокруг говорят, что солнца нет? Ведь я смотрю на солнце своими собственными глазами и греюсь в его лучах!

http://pravoslavie.ru/112983.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010