В.П. Быков II. История спиритизма Я не буду описывать историю спиритизма, как такового, по тому трафарету, который очень излюблен адептами всех «тайных» и антихристианских учений – вообще и спиритизма – в частности, потому что весь этот трафарет полон известной тендециозности и имеет конечной своей целью не то, чтобы оправдать,– Боже упаси, спиритизм, говорят спириты, как и религия и социология будущего, не требует никакого оправдания; его, по искреннему убеждению каждого правоверного спирита, никто не посмеет ни в чем обвинить, – а чтобы вывести на поверхность жизни только лишь его положительные свойства и привлечь к нему внимание тех людей, которые нужны этому учению. Трафаретная история спиритизма замечательна сама по себе уже тем, что, трактуя о полном возможности, искусстве и о невозбранности вызывания живыми людьми душ умерших, она иллюстрирует свои доводу библейскими и историческими фактами, свидетельствующими как раз то, что появление душ умерших всегда происходило не по желанию того или другого человека, не благодаря его искусственным методам и приемам, а по воле Всемогущего Творца и Промыслителя, – по воле Бога. Даже единственный Библейский эпизод вызывания умерших – вызов духа Самуила Аэндорской волшебницей 17 свидетельствует о том обычном для спиритизма факте подделки феноменов, которыми, так богата практика современного спиритизма ибо, по свидетельству Библии, Саул самолично духа Самуила не видел 18 и ответы на свои вопросы получал, очевидно, тоже через волшебницу. Затем ссылка на библейский закон Моисея, воспрещающего вопрошание мертвых, не только не подтверждает реальность этого факта, а наоборот устанавливает, что и в то, древнее время, было много обманов в этой области ибо и в законе Моисея, и пророчествах везде, где только говорится о запрещении вызывать умерших, везде указывается, что самое это деяние и воспроизводители его – обманщики, заблуждающие чад Божьих 19 , и мотивом этих запрещений, несомненно, служила нереальность явлений – нет, мотивы запрещения были несомненно однородны с мотивами запрещения в наше время практики знахарям, колдунам с целью ограждения человечества от самого наглого дерзкого, грубого, обмана; от издевательства над святыней человеческой веры, над стремлением получить удовлетворение своих духовных запросов, и от обаяния сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Помните у Жуковского в «Светлане»? Раз в Крещенский вечерок Девушки гадали… А еще у Пушкина в «Онегине: Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима; Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски, Все потеряв невозвратимо; И все равно: надежда им Лжет детским лепетом своим. Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает. Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд. Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы. 1857 А для верующего человека все понятно. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова Ада — отделения «насильников над Божеством» (хотя, понятно, Божество не подвержено никакому насилию и давлению). Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: «И будете, как боги, познающие добро и зло» (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги.

http://pravoslavie.ru/58806.html

В 1 книге Царств, глава 28, есть весьма интересный фрагмент, в котором описывается посещение царем Саулом женщины-медиума в Аэндоре, во время которого произошло загадочное явление умершего пророка Самуила. Этот эпизод вызывает немало недоуменных вопросов. Кто явился и разговаривал с Саулом? Вызвано ли его явление действиями медиума? Почему волшебница, вначале не опознавшая Саула, при явлении Самуила узнала царя? Наконец, как объяснить последующее исполнение пророчества о гибели Саула и его сыновей? Отцы Церкви и средневековые иудейские комментаторы предложили ряд версий: 1) явления не было; 2) явился злой дух; 3) явился Ангел под именем Самуила; 4) явился пророк Самуил. В настоящей статье подробно анализируются эти версии с позиций их внутренней логики и возможности ответов на сложные вопросы, которые возникают при чтении библейского текста. Отметим, что в русской библейской науке есть работы, в которых просто представлены указанные версии, однако их подробный анализ отсутствует, в связи с чем видится важность данной статьи. Ключевые слова: царь Саул, Аэндорская волшебница, пророк Самуил, некромантия в Библии , 1 книга Царств, боговдохновенность, злой дух, загробная жизнь в Ветхом Завете. Объектом исследования в настоящей статье будет известный эпизод из 28-й главы 1 книги Царств о посещении царем Саулом волшебницы в Аэндоре, во время которого случилось экстраординарное событие: явился умерший ранее пророк Самуил и предсказал Саулу поражение в битве и гибель самого царя и его сыновей. Мистическая составляющая и уникальный во всех отношениях характер этого эпизода в богатейшей истории Ветхого Завета являются причинами исключительного интереса к нему со стороны всех, изучающих (и даже просто читающих) Библию . Несмотря на это, в русской богословской литературе отсутствуют труды, содержащие исчерпывающее исследование данного вопроса. В дореволюционной русской библеистике вообще не было исследований касательно указанной темы, в современной же – ситуация скрашивается благодаря статье «Аэндор» в «Православной энциклопедии» (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Еврейские цари: Саул, Давид и Соломон Саул Измена Израиля теократическому принципу была наказана через посредство первого же его царя. Не отличаясь «душевными доблестями», «Саул (к тому же) был одержим демоном» 723 . И только игра Давида на гуслях заставляла демона на время покидать свою жертву» 724 . «Поскольку Давид приял благодать Божия Духа 725 , то, когда действовал Дух сей через Давида, дух лукавый оставался в бездействии» 726 . – Тот же дух лукавый, который «давляше» Саула, наводя на него тоску и беспокойство, «возмутил» 727 царя и против избранника Божия и любимца народа Давида. Видя в последнем своего врага, готового отнять у него царство, Саул начал гнать Помазанника 728 . Однажды он послал своих слуг взять Давида, но слуги, встретившись с сонмом пророков, и сами стали пророчествовать. С другими и третьими слугами, посланными Саулом, случилось то же, что и с их предшественниками 729 . «У Владыки различны способы уловления.... Сих... уловил пророчественною благодатью и тем воспрепятствовал убить Давида» 730 . «Разгневавшись, Саул сам пошёл в Раму.... (но) и на него сошёл Дух Божий, и он шёл и пророчествовал...» 731 . «Саул не имел в себе (отселе) постоянного пророческого дарования; пророчествовал же (только) в это время, – в доказательство и явление духовного дара, подобно 70-ти старцам, избранным Моисеем» 732 . – После того, как Бог оставил Саула за его ослушание воле Божией, выраженной через пророка 733 , царя всюду стали преследовать неудачи. Одна из таких неудач заставила Саула решиться даже на самоубийство. На Израильтян ополчились Филистимляне. Чтобы узнать исход этой войны, Саул обратился к Аэндорской волшебнице. Явившийся ему здесь пророк Самуил объявил, что предстоящее сражение будет для Израильтян неудачным. «Завтра ты и сыны твои, сказал ему пророк, будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» 734 . Явление Саулу тени Самуиловой, говорит Бл. Феодорит, не было делом искусства волшебницы, ни действием демона. «Сам Бог всяческих, как ему было угодно, представив образ Самуилов‚ произнёс определение» 735 . – Сражение, происшедшее на другой день, действительно было проиграно, и Саул, в порыве отчаяния, заколол себя собственным мечом 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Содержание Введение 1. Природа первозданного человека 1.1. Душа и тело. Две природы или одна 1.2 Что является причиной человеческой мысли? 1.3. Душа человека и душа животного 1.4. Сотворение человека 1.5. Образ Божий 1.6. Бытие человека до грехопадения 2. Грехопадение человека и его последствия 2.1. Грехопадение. Смерть души 2.2. Первородный грех 2.3. Смерть и сон 2.4. Представление о смерти в Ветхом Завете 3. Шеол 4. Ветхозаветные свидетельства о природе человека, рассматриваемые сектантами 4.1. Свидетельства псалмов 4.2. Кто явился Саулу у Аэндорской волшебницы? 4.3. Ветхозаветные воскресения 4.4. Истинный смысл слов Екклесиаста 5. Человеческая природа Христа 5.1. Понимание сектантами тайны Воплощения Бога Слова 5.2. Душа Господа Иисуса Христа и Ее свойства 5.3. Смерть Господа Иисуса Христа 5.4. Сошествие во ад 5.5. Воскресение Христово в представление сектантов 6. Новозаветные свидетельства о природе человека 6.1. Свидетельства бессмертия души во время земной жизни Спасителя 6.2. Свидетельства в учении Господа 6.2.1. Притча о богаче и Лазаре 6.2.2. Мученичество как свидетельство бессмертия души 6.3.Свидетельства чудес 6.3.1. Воскрешение Лазаря 6.3.2. Явление души Моисея на Фаворе 6.4. Свидетельства во дни подвига Искупления 6.4.1. Обещание благоразумному разбойнику 6.5. Свидетельства апостолов. Души в ожидании воскресения 7. Усвоение плодов искупления 7.1. Что дало искупление человеку? 7.2. Вера и дела 7.3. Покаяние 7.4. Оправдание 7.5. Освящение 7.6. Крещение 7.7. Евхаристия и преображение человека 8. Воскресение 8.1. Понятие «воскресение» 8.2. Вопрос самотождественности 8.3. Всеобщность воскресения 9. Тысячелетнее царство 9.1. «Первое воскресение» 10. Вечные мучения 10.1. Уничтожение или вечное существование? 10.2. Согласуется ли Божия любовь с вечными мучениями? 10.3. Библейские аргументы против учения о вечных мучениях, приводимые сектантами 11. Жизнь вечная 11.1. Два типа спасенных 11.2. Учение сектантов о вечном блаженстве Заключение Библиография 1. Священное Писание 2. Святые отцы и учителя Церкви 3. Православные богословы 1. Западное сектоведение и справочная литература 5. Сектантская литература 6. Материалы из интернета

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Св. Гри горий Нисский 102 следует св. Василию, но принимает и герменевтические основы Оригена . (По св. Василию, в псалмах содержится «совершенное богословие, пророчество о пришествии Христовом во плоти, угроза (Страшного) Суда, надежда на воскресение, страх перед муками ада 103 , обетование славы, откровение таинств» 104 .) Св. Григорий дополнил Шестоднев Василия Великого [сочинением] О сотворении человека , а во втором экзегетическом сочинении Апология на Шестоднев 105 ставит целью исправить некоторые неточные интерпретации библейского текста и экзегезы Василия 106 . Здесь он остается верен буквальному толкованию св. Василия и охотно подчеркивает, что не изменяет буквальный смысл на тропологическую (образную) аллегорию. В другом своем экзегетико-духовном произведении Жизнь Моисея он использует два типа экзегезы: в первой части, где рассказывается о жизни Моисея по Книгам Исход и Числа, он использует буквальное толкование, а во второй части – аллегорическое (созерцательное – θεωρα), где пророк рассматривается как символ духовного подъема и восхождения души к Богу. В этом произведении ощущается влияние Платона и Филона 107 . Такой тип символической экзегезы встречаем и в его работе О надписаниях псалмов ( In psalmorum inscriptiones ). Названия псалмов, которые дали семьдесят толковников, имеют духовный смысл таинственного усовершенствования и возвышения нашей души. Тропологическое или аллегорическое толкование применяется им и в его восьми беседах на Притчи Соломона, и в толковании Песни Песней. По св. Григорию, Песнь Песней изображает любовь между душой и Богом, показанную в виде брака. Он не упускает из виду и идею Оригена , что невеста означает Церковь , но не придает ей такого значения, которое ей придает Ориген , которого он все же ценит 108 . В толковании на Первую книгу Царств, глава 28, стих 21 и далее, св. Григорий считает, что Аэндорская волшебница вызывает не дух пророка Самуила, как думает Ориген , но демона, принявшего облик пророка. Его толкования были влиятельны и на Востоке, и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Рубрики Можно ли гадать в Святки? 2 мин., 02.01.2018 Поделиться Владимир СТРЕЛОВ ректор колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие» Гадание в Святки похоже на игру. Но можно ли с этим играть? Вспомним случай с Суалом, описанный в Библии в 1 книге Царств главе 28. Когда у Саула возникла трудная ситуация во время войны с филистимлянами, он просил Бога, но не получал ответа. И тогда он обратился к слугам, чтобы они нашли волшебницу, с чем они успешно справились. Аэндорская волшебница успешно вызвала дух Самуила. Но к чему это привело? То, что Саул узнал, лишь обессилило его, он пал на землю и не ел почти сутки. Это очень яркий и вечный пример обращения к темным силами: результат есть, будущее человек узнает, но это ему не помогает, а только ухудшает ситуацию. Святочные дни — это время, которое мы посвящаем своему Спасителю. Как это можно делать? Найти возможность для чтения Писания, чтобы углубиться в себя, подготовиться к исповеди, солидаризироваться с бедными, немощными, страдающими, заключенными — нашими ближними, теми, кто нуждается в нас. Церковь празднует святки, словно «продлевает» Рождество, чтобы мы могли представить, до чего мир стал иным — он уже не тот, что прежде, перестал быть мертвой материей с тех пор как Бог вошел в историю, став человеком. Это время не для гаданий и ритуалов, а осмысления чуда — преодоления непроходимой бездны, которую грех разверз между Богом и человеком. Митрополит Антоний Сурожский очень ярко говорит об этом: «во Христе нам открыто и Им провозглашено, что каждый отдельный человек есть предельная, высшая ценность, что Он живет и умирает за каждого из нас, что важны не коллективы, а каждый из нас. Каждый из нас, говорится в Книге Откровения, имеет у Бога имя, и это имя будет открыто нам в конце времен, но его никто не знает, кроме Бога и получающего его, потому что имя это — наше отношение с Богом, единственное и неповторимое; каждый из нас для Него единственный. Какое диво! Древний мир знал народы и расы, он знал рабов и господ, он знал категории людей, так же как и современный мир, который постепенно не только обмирщается, но возвращается в язычество, различает людей по категориям, типам и группам; один только Бог знает живые личности, мужчин и женщин».

http://foma.ru/mozhno-li-gadat-v-svyatki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Саул перед Аэндорской волшебницей (1 Цар 28. 3–25). Гравюра Г. Доре [Евр.     - источник Дора; греч. Αενδωρ], небольшое поселение в Галилее, расположенное между городами Фавор и Ермон, при потоке Киссон, принадлежавшее колену Иссахара . В наст. время на этом месте находится дер. Эн-Дор. В Свящ. Писании А. упоминается при описании сражения израильтян под предводительством Деворы и Варака с войском царя Асора Иавина (Суд 4. 12-16), в к-ром евреи одержали победу (Пс 82. 10-11). Основной сюжет, связанный с А., касается некой волшебницы (γγαστρμαθος букв.- чревовещательница), проживавшей в одной из пещер близ А., к к-рой накануне сражения с филистимлянами пришел царь Саул . По его просьбе волшебнице удалось вызвать некий дух, в к-ром Саул признал прор. Самуила . Явившийся дух подтвердил пророчество о передаче Израильского царства Давиду и предсказал, что в предстоящей битве с филистимлянами израильтяне будут разбиты, а Саул и его сыновья погибнут (1 Цар 28. 7-19). Это предсказание исполнилось (1 Цар 31. 6). Сюжет с волшебницей из А.- важный момент в истории святоотеческой экзегезы. Первым христ. автором, обратившимся к истолкованию этого рассказа, был мч. Иустин Философ . Доказывая существование души после смерти тела, он говорит: «… то, что душа продолжает жить, видно из того, что и душа Самуила была вызвана волшебницей, как этого желал Саул» ( Iust. Martyr. Dial. 105). Т. о., Иустин придерживается буквального смысла, не сомневаясь, что Аэндорская волшебница действительно смогла вызвать наст. дух умершего пророка. Иное понимание было предложено Тертуллианом : он считал, что в образе пророка Саулу и волшебнице явился демон, введя их в заблуждение. Этот учитель Церкви категорически отрицает, что волшебница была способна своей властью вызвать дух св. пророка, поскольку сатана способен принять облик не только пророка, но и «ангела света» (2 Кор 11. 14) (De anima. 57, 8-9). Подобная трактовка встречается в «Мученичестве Пиония Смирнского» (ок. 250 г. по Р. Х.) (BHG, N 1546). Используя те же аргументы, что и Тертуллиан, Пионий обращает внимание на слова духа, сказанные Саулу: «Завтра ты и сын твой будете со мною» (1 Цар 28. 19), и делает вывод, что Саул будет пребывать среди нечистых духов, к-рые и возвестили ему эти слова, приняв образ Самуила (14).

http://pravenc.ru/text/77262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕ Николай Николаевич (15.02.1831, Воронеж - 1.06.1894, хутор Ивановский Борзенского у. Черниговской губ.), рус. живописец. Сын военного в отставке, помещика Н. О. Ге, внук франц. дворянина М. Ге, эмигрировавшего в Россию в кон. XVIII в. Учился на физико-математическом фак-те в Киевском (1847-1848), затем С.-Петербургском (1848-1850; не окончил) ун-тах. Окончил С.-Петербургскую имп. АХ (1850-1857) по классу исторической и портретной живописи у проф. П. В. Басина. В 1855 г. за работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» (НХМ) был награжден малой золотой медалью, за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856, ГРМ) в 1857 г.- большой золотой медалью с присвоением звания классного художника 1-й степени и правом на пенсионерскую поездку. В полотнах ученического периода сказалось влияние К. П. Брюллова : драматизм композиции, использование эффектов светотени и насыщенная красочная гамма. С 1857 по 1863 г. посетил Италию (в Риме с 1857 по 1859), Германию, Швейцарию, Францию. Влияние Брюллова сменилось интересом к творчеству А. А. Иванова , нашедшем выражение в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859, ГТГ), где глубокое психологическое решение было достигнуто средствами композиции и выразительного пейзажа и отказом от излишней эффектности. Возвращение с погребения Христа. 1859 г. (ГТГ) Возвращение с погребения Христа. 1859 г. (ГТГ) Психологическое прочтение евангельской истории, интерес к исторической интерпретации библейского сюжета, к новому осмыслению традиц. тем выразились в картине «Тайная вечеря» (1863, ГРМ; уменьшенное повторение - 1866, ГТГ), написанной в Италии и выставленной в С.-Петербурге. В 1863 г. за эту работу в нарушение установленного порядка, по к-рому прежде присуждалось звание действительного члена, был удостоен звания профессора АХ (в 1890 от звания отказался по принципиальным соображениям). Картина стала прецедентом «новой религиозной живописи», подхваченным в 70-х гг. XIX в. И. Н. Крамским . Г. изобразил момент демонстративного ухода Иуды после Тайной вечери; необычность композиции заключается в открытом противопоставлении фигур Христа и Иуды. Трактовка евангельского сюжета у Г. напоминает подход к этой теме франц. историка и писателя Э. Ж. Ренана , популярного в среде интеллигенции тех лет. Вероятно, уже в период создания «Тайной вечери» состоялось знакомство Г. с кн. этого автора «Жизнь Иисуса» (имя Ренана упом. лишь в поздних письмах художника).

http://pravenc.ru/text/488417.html

Женщина, видя явившегося Самуила, обличает Саула за его обман, затем описывает виденного ею как мужа престарелого, одетого в длинную одежду. Затем Самуил вступает в диалог с Саулом, вспоминает ранние пророчества об отвержении Саула и предсказывает: И предаст ГОСПОДЬ Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною (ст. 19). Саул, получив такое известие, падает без чувств; волшебница предлагает и готовит ему достойный ужин, затем царь в ту же ночь покидает ее. Вот основные вопросы, возникающие при чтении данного рассказа: 1 . Кто явился в ответ на действия волшебницы? 2 . Его появление было вызвано действиями волшебницы, или он явился вопреки ее волхвованиям? 3 . Как волшебница узнала Саула? 4 . Как объяснить ее испуг? 5 . Как объяснить исполнение слов явившегося? Очевидно, что первый из этих вопросов – самый существенный, так что ответ на него является ключом к решению других вопросов. Было предложено 4 версии: 1 . Явления не было (все описанное – обман волшебницы). 2 . Злой дух. 3 . Ангел (посланник) Яхве. 4 . Самуил. Теперь проанализируем каждую из этих версий по порядку. 1. Обман волшебницы. Суть данного мнения: никакого явления на самом деле не было, все же происходившее – искусная имитация, обман волшебницы. Поддерживали эту версию средневековый иудейский комментатор Давид Кимхи и немецкий библеист первой половины XX века Мориц Гейслер 2 . Как видно, эта версия принципиально отличается от трех других, ибо здесь полностью отрицается мистический элемент в данной истории (тогда как в других версиях явление представителя мира духовного признается действительным, различия только в идентификации его личности). Основные аргументы таковы: – Некроманты и медиумы – обманщики в принципе, сама их деятельность зиждется на обмане доверчивых «клиентов». Потому и в случае с Саулом естественно рассматривать обман. – «Самуила» видела только волшебница, Саул не видел его. Если бы видение было реальным, Саул должен был видеть явившегося. «Кто не видит здесь, что все это было ложью и обманом – ведь почему же сам Саул не мог видеть ничего из всего этого? 3 » – восклицает М.Гейслер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010