Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений I Великий, католикос Мцхетский (Картлийский), свт. - житие АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 820 - 887), католикос Мцхетский (Картлийский) (860 - 887), святитель. Память 25 сентября (Груз.) Сведения о жизни свт. Арсения содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя Арсения Великого упоминается также в списке Католикосов в грузинской исторической хронике «Картлис Цховреба». Родился около 820 года, младший сын феодала Мириана из провинции Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском монастыре вместе с будущим епископом Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на котором молодой Арсений был посвящен в сан католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии другого крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры Арсения, и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в его пользу. Скончался в 887 году. Труды Некоторые исследователи приписывают Арсению I Великому авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского. Свт. Арсений, используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Арсений I Великий, католикос Мцхетский (Картлийский), свт. " .

http://pravicon.com/info-3630

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий Хандзойский, прп. - житие Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети. Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786–826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: «Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу». Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, в слезах, воздержаниия, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, – и по всей Грузии. В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православнои веры, одновременно борясь с монофизитством. В 825 году Григорий Хандзтийский «по прибытии в Константинополь, поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья» и привез с собой в Грузию «мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве». Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, сорванного в Джавахети, содействовали упрочению Автокефалии Грузинской Православной Церкви. Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ацкурский Ефрем, «установил мироосвящение в Грузии, по благословению Иерусалимского патриарха и его свидетельству», как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского. Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что «не сжигающий огонь, а Дух Божий» осиял праведника, подобно Фаворскому Свету. Грузинская Церковь совершает память святого Григория Хандзтийского 5 октября, в день его блаженной кончины. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Григорий Хандзойский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2118

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРМАЗИ КСАНСКИЙ [груз. ], ц. во имя вмч. Георгия в исторической пров. Шида-Картли (ныне Ахалгорский р-н Грузии), в ущелье р. Ксани, построена в 864 г. Это четырехстолпный центральнокупольный храм (типа «вписанный крест»), своеобразными чертами к-рого является отсутствие традиц. для церковной архитектуры Грузии барабана и скрытый под двухскатной кровлей купол. Декор фасадов и интерьера отличают вариативность форм капителей и оконных обрамлений. В храме сохранилась самая ранняя в Грузии точно датированная алтарная преграда , украшенная росписью (864). Она была спланирована и возведена одновременно с храмом и имеет 5 пролетов. В центре антаблемента над пролетом царских врат сохранились оглавные изображения 3 святых (в центре вмч. Георгий?), а также кресты и декоративные мотивы, выполненные красной, желтой, белой и черной красками. Лики юных, безбородых святых с округлым овалом и широко раскрытыми глазами повторяют раннехрист. образцы, но неск. наивная, упрощенная манера их трактовки отличается плоскостностью, линейностью и находит близкие стилистические параллели в искусстве Грузии т. н. переходного периода (Теловани, Армази, рельеф Ашота Куропалата из Опизы, икона «Преображение Господне» из Зарзмы и т. д.). На юж. стене под карнизом сохранилась одна из самых ранних датированных древнегруз. надписей, выполненная на асомтаврули : «Именем Бога я, Георгий, армазский мамасахлиси, начал строить святую церковь в хроникон 84, в самодержавство Георгия». Слово «мамасахлиси», в переводе «настоятель мон-ря», может указывать на существование в А. К. муж. мон-ря, однако его история в источниках не прослеживается. Ист.: /. . , 1980. Т. 1. С. 167-168; 864 /. , . , 1959. С. 280-281. Таб. 10. Лит.: Чубинашвили Г. Архитектурные памятники VIII и IX веков в Ксанском ущелье// он же. Вопросы истории искусства. Тбилиси, 1970. Т. 1. С. 143-152. В. Силонава, А. Окроперидзе, Д. Туманишвили Рубрики: Ключевые слова: АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)

http://pravenc.ru/text/76098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

С установлением тур. владычества в Тао-Кларджети (сер. XVI в.) К. п. постепенно пришла в запустение: мон-ри стали труднодоступными для паломников, иконы, церковные святыни, книги и утварь были либо уничтожены мусульманами, либо вывезены монахами в др. регионы Грузии. Бери Эгнаташвили, груз. историк XVIII в., описывая события 1-й пол. XVII в., отмечал, что в Самцхе-Саатабаго «не осталось ни одного верующего, кроме кларджетских пустынников» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 427). К сер. XVIII в. монашеская жизнь в К. п. замерла ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 678). Со временем храмы разрушались или были превращены в мечети (Берта, Долискана). С 2002 г. территории К. п., как и др. земли Тао-Кларджети, вошли в новосозданную Ахалцихскую и Тао-Кларджетскую епархию ГПЦ. Устройство пустыни Светские власти устанавливали границы монастырей и разбирали поземельные тяжбы между ними. В IX в. в Кларджети образовалась своеобразная «монашеская республика» ( Марр. 1911. С. I), во главе к-рой стоял архимандрит. Первым архимандритом 12 кларджетских пустыней был поставлен прп. Григорий. По сведению Георгия Мерчуле, «святые отцы (настоятели мон-рей К. п.- Авт.) совещались с Анчийским епископом об отце Григории, чтобы поставить его архимандритом всех пустыней Кларджети, и доложили об этом властителям (Баграту I и его братьям.- Авт.); те очень обрадовались. Тогда все вместе настойчивым приглашением поставили его исполнять это дело, и он во благе управлял чином святых отцов много лет до преставления» ( Мерчуле. 1911. С. 109; Он же. 1963. С. 276). Тот же автор сообщает, что прп. Григорий строго управлял мон-рями: «О верных монахах он хорошо заботился, повинных обращал к покаянию, а непокорных правде совершенно изгонял» ( Он же. Житие. С. 136; Он же. 1963. С. 303), «наполнял сердца учеников знанием» и «все пустыни Кларджети орошались потоками его мудрости» ( Он же. Житие. С. 114-115; Он же. 1963. С. 281-282). Прп. Григорий считал, что «Бог действительно сотворил те местности (Кларджети.- Авт.) в самом начале мироздания для последних времен в двух целях - в качестве местопребывания монахов и молельни о всех христианах» ( Он же. Житие. С. 102-103; Он же. 1963. С. 269), что с помощью иноков Господь наделил светских властителей «невидимым вооружением, что крепче видимых доспехов и многочисленнее десятков тысяч конницы» ( Он же. Житие. С. 109; О н же. 1963. С. 276). Прп. Григорий был убежден, что т. о. «верные и истинные монахи не находятся ни под чьею властью на земле» ( О н же. Житие. С. 103; Он же. 1963. С. 269). Этот тезис преподобный воплощал в жизнь. Весьма показателен случай, когда прп. Григорий увез наложницу Ашота I и поместил ее в монастырь Мере, и куропалат, несмотря на свою неограниченную власть, не смог вернуть ее.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани В VIII в. княжество Тао перешло под власть груз. Багратидов (Багратиони). Восстановив Ишхани и Бана из руин, Багратиони закрепили за ними церковную юрисдикцию ГПЦ ( Чеишвили. 2007. С. 113-114). Возрождение церковной жизни в Тао-Кларджети и, в частности, основание И. е. связано с деятельностью прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) и свт. Саввы Ишхнели (в источнике - Саба, Сабан) в 30-х гг. IX в. Эти события описываются в соч. Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели» (951 г.; Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; Он же. 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107-204; Он же. 1999. С. 253-324). Однажды, когда святые возвращались из К-поля, куда ездили поклониться св. местам, им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана». Также им был указан путь к заброшенной церкви, поскольку «место это было недоступно для людей того времени». Добравшись, святые «были обрадованы обретением славного места, так как в нем имелось и духовное, и телесное утешение». Прп. Григорий остался в мон-ре Хандзта , а свт. Савву благословил на возрождение храма и «дал двух учеников». В Житии также указано, что, когда святые прибыли в Тао, был убит царь Тао-Кларджети св. Ашот I Великий Куропалат. Позже при участии прп. Григория и царя Баграта I Куропалата (826-876), сына св. Ашота I, свт. Савва «Божьею волею сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на кафедре его, которая многие годы была во вдовстве» и возобновил храм. Эти сведения позволяют уточнить, что вторично И. е. была основана после 826 г. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 87, 98, 105, 107; Он же. 1963. Т. 1. С. 252, 264, 265, 272, 274). Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Царь Баграт I содействовал развитию монашества и церковной жизни в Тао-Кларджети. По просьбе прп. Григория он жертвовал земли и средства на постройку церквей и основание монастырей. В Житии цитируется беседа свт. Саввы и царя Баграта I. Акад. Груз. АН, прот. Корнелий Кекелидзе , опираясь на сведения Мерчуле о том, что свт. Савва занимался литературно-переводческой деятельностью, отождествил ответ свт. Саввы царю с соч. «О Давиде и Голиафе» христ. историка Ипполита Римского (III в.) и, найдя мн. параллелей, сделал вывод, что, очевидно, свт. Савва в 831-842 гг. перевел это сочинение на груз. язык ( Кекелидзе. 1943. С. 296-272; Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 231-234; Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 156, 459). Сохранился груз. перевод, оканчивающийся словами, аналогичными ответу царю свт. Саввы, и внесенный в Шатбердский сборник (X в.). В одном из колофонов переписчик Иоанн-Бераи указывает: «Труд сей переписан с подлинника Ишхани, кто будет читать, молитесь за переписчика» (Шатбердский сб. X в. 1979. С. 20, 249).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Общий вид Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория еп. Ишханским (ишхнели) свт. Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IX в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях И., возвращаясь из паломничества в К-поль. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени» (Гл. 14). Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя нек-рое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать И. и определил ему в помощь 2 учеников. Сын св. Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды мон-ря Хандзта и постройку мон-ря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об И., царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил И. и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей» (Гл. 26). Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани Тимпан юж. входа кафоликона мон-ря Ишхани По заказу Ишханского еп. Илариона для И. в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест (ГМИГ); в кон. X - нач. XI в. переписан сборник произведений (НЦРГ. А 35), содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика (подробнее о святынях И. см. в ст. Ишханская епархия ). В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в И. малую ц. во имя Богородицы. При Ишханском архиеп. Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона И.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010