Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Персы Персы, индоевроп. народ, обитавший юго-вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др.-перс. цар. династией закрепилось имя «Ахемениды». ⇒ Кир II Великий (559–530 гг. до Р.Х.) упразднил мидийское господство и присоединил Мидию к своему царству, основав т.о. царство мидян и персов ( Есф. 1:3 ), которое в период своего расцвета простиралось от Индии до Малой Азии и от Кавказа до Аравийской и Нубийской пустынь ( Есф. 1:1 ). После Кира царствовали: его сын Камбис (529–522 гг. до Р.Х.), Дарий I, сын Гистаспа (522–486 гг. до Р.Х.), его сын Ксеркс I (⇒ Ахашверош, 2; 486–465 гг. до Р.Х.) и сын Ксеркса Артаксеркс I Лонгиман (⇒ Артаксеркс, 2; 465–424 гг. до Р.Х.). За ними следовали Дарий II Нот (423–404 гг. до Р.Х.), Артаксеркс II Мнемон, Артаксеркс III Ох, Арс и ⇒ Дарий III Кодоман (336–331 гг. до Р.Х.). В 333–331 гг. до Р.Х. Персидская империя была разгромлена Александром Македонским. Т.о., держава Ахеменидов просуществовала с 559 по 331 г. до Р.Х. В 539 г. до Р.Х. Кир овладел Вавилоном ( 2Пар. 36:20.22 ). С этого времени по 332 г. до Р.Х. Иудея входила в состав Персидского царства. Крупнейшим реформатором в этом гос-ве был ⇒ Дарий I (Великий). При нем царство было поделено на 20 сатрапий (адм. областей). Пятая сатрапия включала в себя Сирию (от Тапсака до егип. границы) и Кипр. В Библии она названа «заречной», «которая за рекой» (Евфратом) ( 1Езд. 6:6.13 ; 1Езд. 7:21.25 ; Неем. 2:7.9 ). Сатрапии, в свою очередь, делились на отдельные провинции. В Палестине это были Самария, Иерусалим, Ашдод, Аммон и Аравия. Во главе этих провинций стояли наместники, назначаемые перс. царем. Наместниками провинции Иерусалим были Зоровавель и Неемия. Во времена Ахеменидов персы почитали своим высшим божеством Ахурамазду (Ормузда). Каста мидийских жрецов – магов – сохраняла свое влияние и под властью персов. Религия персов была дуалистичной по своему характеру: в ее основе лежало представление о непримиримом противоборстве между добром и злом, светом и тьмой, правдой и ложью. Позднее всеобщее распространение здесь получило учение Зороастра (Заратуштры). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В середине VI в до Р.Х. в Иране образовалось сильное государство, в состав которого вошли персидские и мидийские племена, а царём его стал перс из знатного рода Ахеменидов Кир II. В последующие годы Кир II совершил ряд завоевательных походов против соседних государств, захватив, в том числе, казалось бы, неприступный Вавилон. Таким образом исполнились предсказания пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. Основанное Навуходоносором и его отцом царство пережило Ниневию на 73 года и пало 12 октября 539 года. В следующем, 538 году, Кир II особым манифестом разрешил находившимся в Вавилонском плену иудеям возвратиться на родину. Основанное вернувшимися из Вавилонии изгнанниками еврейское государство вновь стало называться Иудеей, а вся последующая история этого древнего народа будет бесконечной, ожесточённой борьбой за независимость. Со временем Вавилон – Город Городов и гордость Древнего мира, цветущая столица Вавилонской империи, некогда поражавший воображение всех современников, должен был полностью исчезнуть из истории. Несмотря на то, что его не раз захватывали, разрушали и сжигали враги, он восставал из пепла, сбрасывал иго покорителей и вновь отстраивался, упорно защищая свою независимость. На этот раз этого не произошло – люди покинули богатый и шумный город, который постепенно превращался в руины, а несколько столетий спустя и само его местоположение были забыты. Почему? Судьба Вавилона поражает современных учёных. История древнего Вавилона занимает значительное место в Ветхом Завете. Так, например, о нём упоминается почти в каждой главе Книги пророка Иеремии. В Новом Завете Вавилон назван «тайной», «матерью блудницам и мерзостям земли» ( Откр.17:5 ). Помимо Библии самыми подробными описаниями этого древнейшего города мы обязаны трём древнегреческим историкам – «отцу истории» Геродоту (ок.490–480 – ок.425 до Р.Х.), Диодору Сицилийскому (ок.90–21 до Р.Х.), Страбону (64/63–23/24 до Р.Х.), а так же лейб-медику персидского царя Артаксеркса II (404–358 до Р.Х.) – Ктесию. Нельзя умолчать и о клинописных табличках, оставленных для будущих потомков ассирийскими и вавилонскими авторами, до недавнего времени хранивших ещё свои тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ибо, говорит Архангел, не между сими только четырьмя разделено будет царство, но дано и другим кроме их. В царствование их Перс Арсак силою оружия достиг царской власти, и приобрел некоторую часть персидского государства. От него и до настоящего времени цари персидские называются Арсакидами, тогда как прежние именовались не Арсакидами, но Ахеменидами. Да и Римляне, когда Македонское царство разделилось, имели большую силу, и именно брали дань с сих самых царей. Так, предуказав разделение, Архангел оставляет без упоминания двух царей; потому что азийский и македонский царь существовали недолгое время, сверх же того иудеи не терпели от них ничего скорбного, а упоминает только о двух царях, от которых Иудеи испытали тяжкие бедствия. Таковы царь египетский, и царь возобладавший народами, обитавшими на востоке, где, столицами были Антиохия и Вавилон. Надлежит же нам прежде изложить содержание того, что будет изречено, а потом коснуться подробного истолкования. У козла, которого видел блаженный Даниил, по сокрушении одного рога, выросло четыре рога, именно сии четыре царя; от одного из них произошел другой рог, который сильно одолевал во бранях Египет, и подверг народ иудейский тысячам бедствий. Рогом же сим означается Антиох Епифан. Видел также блаженный Даниил четвертого зверя, имевшего десять рогов, между которыми возсшел рог малый, имевший у себя «очи и уста, глаголюща великая», и сотворивший брань со святыми ( Дан. 7:20, 21 ). Из сего дознаем еще, что, при конце Римского царства, в одно и тоже время восстанут десять царей, которые причинят друг другу много зол, и будут одно царство входить с другим в противоборство, как поступали цари македонские. И когда будет сие происходить, явится человек беззакония, сын погибели, то есть антихрист. И поскольку последние события Римского царства подобны разделению царства Македонского; то блаженный Даниил извещается вместе о том, что будет в том и другом случае. Иное из того, что будет изречено, относится к Македонянам, а иное к будущим десяти рогам и к тому, который возникнет, между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Согласно современным научным представлениям, магическое вероисповедание в своих коренных особенностях наиболее ярко проявилось в жизни одного из арийских племен, которое населяло север Иранского нагорья. Племя считалось стяжавшим божественное могущество и потому именовалось племенем магов. В сообществе племен, объединившихся в Мидийском царстве (ок. 671 до Р.Х.) маги стали жрецами и хранителями духовных преданий. В течение долгого времени маги воспринимали родственные веяния халдейских верований из соседнего Вавилона. В VII веке до Р.Х. они частично усвоили учение Заратуштры, но не отказались от чародейных основ своей веры, укорененной в древних арийских преданиях . Зороастризм запрещал магию, пытаясь очистить от нее древние языческие представления ариев. В Гатах Заратуштры маги вообще не упоминаются, а в эпоху становления Младшей Авесты отношение зороастрийцев к магам, по свидетельствам древних авторов, в частности Геродота, было отрицательным . После покорения Мидии Персией (550–549 до Р.Х.) маги становятся придворными жрецами Ахеменидов (годы правления – 558–330 до Р.Х.). Персидский зороастризм смешался с мидийской магией. С 539 года до Р.Х. – после покорения Вавилона Персией – учение магов испытывает вторичное воздействие халдейского чародейства. Освобожденные персами из вавилонского плена евреи получили возможность пополнить полученные у халдеев, а раньше у египтян, знания об искусстве волшебства еще и мидийской по происхождению магией. Этот уровень смешанного магического знания, отраженного в еврейской каббале, проник позднее, в Средние века, в Европу при посредстве арабов, захвативших Пиренейский полуостров. Другим, более ранним, проводником магических знаний в Европу стали греки, соприкоснувшиеся с учением магов во времена своих войн с Персией в V веке до Р.Х. В восприятии греков уже утративший чистоту персидский зороастризм совпал с магией и Зороастр (Заратуштра) стал мыслиться отцом магии. Еще более мощное и продолжительное воздействие мидийско-персидской магии греческое сознание испытало в эпоху эллинизма, после того как Александр Македонский покорил Персию. С тех пор учение магов распространилось по всему эллинистическому грекоязычному миру, воздействуя на верования не только самих греков, но и других народов арийского и семитского происхождения. Международный греческий язык усвоил и само слово маг (др.-перс. magus, греч. магос), а от греков слово распространилось по всем языкам европейских народов, начиная с латыни, которая, в свою очередь, также стала проводником магического влияния. Вместе с тем следует отметить, что собственно греческое самосознание в своих основаниях, запечатленных в языке и выраженных в мифологии, всегда сопротивлялось крайностям магизма и в конце концов преодолело его с принятием Христова учения и утверждением Православия.

http://pravoslavie.ru/put/34145.htm

Объявляет Дарий царь: сии суть области кои подлежат мне; волею Агура-Мазды аз есмь царь над ними: Персия, Сузиана, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, острова на море, Спарда, Иония, Медия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактриана, Согдиана, Гандары, Саки, Саггагиды, Арахосия, Маки: всего двадцать три области 274 . Области сии принадлежат мне. Волею Агура-Мазды все они мне подвластны, дают мне дань, и что бы я ни повелел, исполняют во дни и в нощи». Исключительная, отменная милость Агура-Мазды, почиющая на Ахеменидах, своим началом восходит к сотворению всего мира, и Дарий ради пущего величия ведет свое происхождение непосредственно из освященного древностью высокородного племени Ариев. Так начинается надгробная надпись Дария известным уже нам текстом о едином Боге-Творце всего мира: «Велик бог Агура-Мазда; он сотворил сию землю, и оное небо сотворил, и человека сотворил в его превосходство (над прочими животными), и Дария поставил царем, единаго царя над многими, единаго над ними правителя. Аз есмь Дарий, великий царь, царь царей, царь областей всенародных, царь сей земли великой своею широтою, Гистаспа сын Ахеменид, Перс, Перса сын, Арий, арийскаго племени (арийское семя)». Оканчивается же эта надпись обращением ко всякому смертому, до которого снисходит Ахеменид в своем высокомерии только как предвозвестник воли самого Агура-Мазды: «Объявляет Дарий царь: все что ни сделано мною, делал я по воле Агура-Мазды; Агура-Мазда был мне помощником во всяком моем совершении. Да хранит меня Агура-Мазда от всякого зла, и мое потомство и всю землю сию; молю Агура-Мазду да подаст мне сие. Смертный! Тебе сказаны повеления Агура-Мазды. Не укосни от прямаго пути, не впади в подлое, не прилепися к мерзостному» (Накши-Руст. Косс. Interpr. 76, 80–81) 275 . Кроме внушения обаятельного к себе благоговения, Ахемениды в этих монументальных манифестах повествуют о государственных событиях и своих подвигах, и деяниях. Особенно важно было для Дария обнаружить дело о ложном Смердисе или самозванце Маге-Комете, и первая надпись багистанская входит в любопытные подробности этого факта, столько щекотливого для политики Ахеменидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

16 .1. Один македонец, имевший чрезмерно высокую прическу, роскошную шевелюру, а также густую бороду, устремился на перса; перс же, несмотря на страх, смекнул бросить дротик и щит, недостаточно защищавшие его от македонца 100 , и прежде чем тот успел пустить в ход свое оружие, бросился на него и, схватив за волосы и бороду, опрокинул солдата, который уже не мог сражаться, поволок его за волосы, как рыбу, и убил акинаком 101 , когда тот лежал уже на земле. 2. Это увидел другой перс, и другой, и еще другой; и вот все они посбрасывали свои щиты, все они хватают за волосы македонских солдат и преследуют их по равнине – словно некий сигнал был дан персидскому войску, хватая за волосы, побеждать македонян. Таким вот образом, в фалангах Александра остались только лысые. 3. Царь же Александр оказался в затруднительном положении, ведь он отступил перед безоружными персами, хотя до того низлагал вооруженных. С позором отступил тогда Александр в Киликию, где подвергся насмешкам со стороны эллинов, как побежденный в троеборье 102 .4. Но поскольку Ахеменидам было определено судьбой уступить трон Гераклидам 103 , то Александр, быстро осознав опасность, сам приказал трубачам дать сигнал к отступлению. Отступив как можно дальше и поставив войско на сильной позиции, он бросает на него цирюльников. Убежденные подарками царя, они бреют и стригут всех македонцев. Для Дария и персов дела после этого пошли не так, как они надеялись. Так как хватать македонцев было уже не за что, то им пришлось взяться за свое оружие в борьбе с куда более красивым противником. 17 .1. Таким образом, волосы не делают солдата ни страшным, ни пугающим, если только речь не идет о жутких масках и маленьких детях 104 , ибо мы видим, что солдаты – дабы навести на врагов ужас – надевают на себя шлемы ( κρνη), которые и по названию, и по делу есть не что иное, как медный череп ( κρανον). Если же скажут, что на шлемах крепят конские гривы, то те, кто носил шлем, разумеется, знают, как он выглядит, и значит – должны бы поучить тех, кто не знает: конский волос крепится рядами сзади – между войлочным подшлемником и самим шлемом. Поскольку выгнутая поверхность шлема гладка, то поистине сам Гефест не смог бы приделать волос к ней, так что поверхность шлема являет собой наиточнейший образ лысины и потому именно и представляется наиболее жутким из предметов, которыми себя окружает солдат. 2. В самом деле, и Ахиллес говорит, что троянцы воспряли духом не потому, что не видели его развевающейся гривы, но как он сам говорит 105 :

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

25 (12) ноября – праведный Афанасий. 9 декабря (26 ноября) – преподобный Афанасий Череповецкий (Рус.). 15 (2) декабря – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).   АФИНЕЙ . Посвященный Афине (римский вариант – Минерва), греческой богине неба, мудрости и ремесел. 13 апреля (31 марта) – мученик Афиней.   АФИНОГЕН, АНФИНОГЕН . Потомок Афины (греч.). 29 (16) июля – священномученик Афиноген.   АФИНОДОР, АНФИНОДОР . Дар Афины (греч.). 11 января (29 декабря) – преподобный Афинодор. 15 (2) марта – священномученик Афинидор, епископ. 2 сентября (20 августа) – мученик Афинодор Филиппопольский. 20 (7) ноября и 20 (7) декабря – мученик Афинодор.   АФРИКАН . Африканский (лат.). 26 (13) марта и 23 (10) апреля – мученик Африкан. 3 июля (20 июня) – преподобный Африкан. 10 ноября (28 октября) – мученик Африкан.   АФРОДИСИЙ . Посвященный Афродите, греч. богине любви. 6 января (24 декабря) – преподобный Афродисий. 17 (4) мая – мученик Афродисий. 4 июля (21 июня) – мученик Афродисий Кимвийский.   АФРОСИМ, АФРОСИН – см. Евфросин.   АФФОНИЙ (АФОНИЙ), АФОН . Независтливый (греч.). 23 (10) февраля и 19 (6) апреля – святитель Афоний, епископ Новгородский (Рус.). 15 (2) ноября – мученик Аффоний.   АХАЗ . Возможно, владетельный (евр.). 14 (1) апреля – праведный Ахаз.   АХАИК . Ахейский, из Ахейи (область Греции). 17 (4) января – апостол Ахаик.   АХЕМЕНИД . 16 (3) ноября – праведный Ахеменид перс.   АХИЛЛИЙ (АХИЛА, АХИЛЛА, АХИЛЛЕС), АХИЛЛ, АХИЛИЙ . Имя греческого мифического героя, участника Троянской войны. 30 (17) января – преподобный Ахила исповедник. 28 (15) мая – святитель Ахиллий, епископ Ларисийский. 16 (3) июня – святитель Ахилла, патриарх Александрийский. 2 сентября (20 августа) – мученик Ахиллес Филиппопольский.   АХИЯ, АХЬЯ, АХИИЛ, АХИЙ . Брат Божий (евр.). 25 (12) ноября – пророк Ахия.   АХМЕД . Араб, вариант имени Иуда. 6 января (24 декабря) – мученик Ахмед.   БЕЗА . 12 марта (27 февраля) – мученик Беза (Вис) воин.   БЕНЕДИКТ – см. Венедикт.   БОГДАН – см. Феодот.   БОГОЛЕП – см. Феопрепий.

http://zavet.ru/b/names/001.htm

Сатрап (от др.-перс. хшатрапаван – «хранитель округа») – наместник провинции в государстве Ахеменидов. Употребление этого термина применительно к Египту II тыс. до н.э. – не только анахронизм, но и колоритный пример смешения разнородных ближневосточных традиций в среде, породившей апокриф. …но была она во всем подобна дщерям евреев… – По преданию. Не излагаемому, но, по-видимому, молчаливо подразумеваемому в апокрифе, она и впрямь еврейка, по крайней мере наполовину: Пентефрий воспитал как дочь единоплеменницу Иосифа, ее будущего жениха. Дело в том, что, когда Дина, дочь Иакова от Лии, т.е. сестра Иосифа по отцу, подверглась насилию иноплеменного царевича Сихема ( Быт. 34:1–2 ), братья Дины Симеон и Левий, жестоко отомстившие оскорбителю за бесчестье, запретили сестре выкармливать младенца; однако во поле Бога орел подобрал брошенную в пустыне новорожденную дочь Дины и отнес ее к алтарю гелиопольского храма, откуда ее принял в свой дом бездетный Пентефрий. Надо иметь в виду, что Иосифу при начале действия нашего апокрифа около тридцати лет ( Быт. 41:46 ); между тем, согласно традиции, зафиксированной в другом апокрифе – «Книге Юбилеев», во-первых, Иосиф и Дина – однолетки; во-вторых, Дина родила двенадцати лет от роду. Отсюда вычисляется возраст девицы «около осьмнадцати готов от роду» (30–12­18). Сарра, супруга Авраама, Ревекка, супруга Исаака, Рахиль, любимая супруга Иакова, – героини библейской Книги Бытия. Апокрифическая литература охотно расписывает их красоту. И было имя девы той Асененф. – Это египетское имя, упоминаемое в Библии ( Быт. 41:45 ), означает «принадлежащая богине Нейт», что интересно, поскольку апокриф наделяет героиню некоторыми чертами этого божества, почитавшегося в Саисе и отождествлявшегося греками с Афиной (девственность, любовь к драгоценным камням и т.п.). Дщерь царя Иоакима – По варианту текста в одной из рукописей, Иоаким – царь Моава: возможно, имеется в виду современное апокрифу Набатейское царство в Северной Аравии, возникшее во II в. до н.э. и разрушенное римлянами в 106 г. н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Персидские надписи, изданные профессором Коссовичем, повествуют о той высшей ступени развития, до какой могло только достигнуть Эранское царство, постановленное завоеваниями Ахеменидов во главе истории всего человечества. Не только стены великолепных дворцов и монументы Персеполя, даже нерукотворные скалы и утесы с высеченными на них скульптурными фигурами и надписями, должны были повествовать о великих делах, совершенных героями этой династии. И с какой настойчивостью держались тогда этого обычая – вести монументальную летопись, видно из того, что еще так много осталось от него следов в сохранившихся до нашего времени надписях 273 , несмотря на все погромы и опустошения, столько способствовавшие к их истреблению. Историческое сознание национальной славы, руководимое высокомерной политикой, запечатлело каждую черту клинообразных надписей Ахеменидов. Это не задушевные откровения вурующего чувства и нравственного убеждения, начертанные на храме и алтаре, это не трогательная повесть любви и дружбы, оставленная в немногих словах на могильной плите: напротив того, Ахемениды повсюду кругом себя, заставляя говорить самые камни, старались запечатлеть в умах покоренных данников одну только идею о могуществе своего царственного величия и о непреложной правде своего самодержавия, ниспосланных им непосредственно от щедрот самого Агура-Мазды. Это манифесты или эдикты, которые обнародует Ахеменид от своего имени. «Аз есмь Дарий, – гласит бегистанская надпись – великий царь, над царями царь, царь областей, Гистаспа сын, Арсамы внук, Ахеменид. Объявляет Дарий царь: Мне отец Гистасп, Гистаспу отец Арсама, Арсамы отец Ариарамн, Ариарамну отец Теисп, Теиспу отец Ахемен. Объявляет Дарий царь: посему Ахеменидами мы зовемся. Искони предназначены мы на царство; искони род наш был царственный. Объявляет Дарий царь: восемь царей произошло в моем роде; аз есмь девятый: по сугубому наследованию, мы девять царей. Объявляет Дарий царь: милостию Агура-Мазды аз есмь царь: Агура-Мазда дал мне царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Восстание в 553 г. против мидийского господства персидских племён, проживавших на юге Ирана и покорённых мидийцами, привело к тому, что Персия стала наследницей Мидии, овладев её землями. Обитателей древнеперсидской империи, основанной Киром II (принято называть державой Ахеменидов по названию царского дома, родоначальником которого считался Ахемен), в древнее время называли еламитами от их предка Елама ( Быт.10:22 ), а в более поздние времена – парфянами. Как и мидяне, персы являются народом Библии, а потому представляют для нас особый интерес. Пророческие указания на Персию содержатся в Книге Даниила (8:20;10:13;11:2). Слово «ПЕРЕС» ( Дан.5:28 ) означает – «разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам». Победа персов над мидянами обрадовала вавилонского царя Набонида, ибо обеспечивала обладание Харраном – священным центром бога Луны Сина, который он отнял у мидян. Но вскоре создание новой Персидской державы стало беспокоить не только вавилонского царя, вынужденного принимать меры к укреплению своей границы, но и его соседей, опасавшихся дальнейших завоевательных планов Кира. Против персидского царя создалась целая коалиция, в которую вошли не только страны, непосредственно граничившие с Персией (Нововавилонское царство и Лидия), но и более отдалённый Египет. Ожидалась также помощь из Греции. Но все планы коалиции нарушил царь Лидийского государства в период его наибольшего могущества – Крез (560–547), не дожидаясь союзников выступивший против персов. Накануне он обратился к Дельфийскому оракулу за советом: «Идти ли мне войной на персов?» Тот ответил, что «если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство». Изречение было настолько двусмысленно, что жрецы Аполлона Дельфийского оказались бы правы, если бы Лидийская или Персидская держава были сокрушены. Крез напал на Кира, но был разбит и вместе со своим несметным сокровищем попал в плен (546). Лидия была включена в состав Персидской державы. Та быстрота и энергия, с которой Кир овладел Лидийским царством, воспрепятствовала Египту и Вавилону начать против него войну.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010