Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  3.3 из  5) Песнь первая Песнь вторая Песнь третья Песнь четвертая Песнь пятая Песнь шестая Песнь седьмая Песнь восьмая Песнь девятая Песнь десятая Песнь одиннадцатая Песнь двенадцатая Песнь тринадцатая Песнь четырнадцатая Песнь пятнадцатая Песнь шестнадцатая Песнь семнадцатая Песнь восемнадцатая Песнь девятнадцатая Песнь двадцатая Песнь двадцать первая Песнь двадцать вторая Песнь двадцать третья Песнь двадцать четвертая Примечания Словарь мифологических и географических названий и имен Полный текст Песнь шестая Так постоянный в бедах Одиссей отдыхал, погруженный В сон и усталость. Афина же тою порой низлетела В пышноустроенный город любезных богам феакиян, Живших издавна в широкополянной земле Гиперейской, 5 В близком соседстве с циклопами, диким и буйным народом, С ними всегда враждовавшим, могуществом их превышая; Но напоследок божественный вождь Навсифой поселил их В Схерии, тучной земле, далеко от людей промышленных. Там он их город стенами обвел, им построил жилища, 10 Храмы богам их воздвиг, разделил их поля на участки. Но уж давно уведен был судьбой он в обитель Аида. Властвовал царь Алкиной, многоумием богу подобный. В дом Алкиноя вступила богиня Афина Паллада; Сердцем заботясь о скором возврате домой Одиссея, 15 В тайную девичью спальню проникла она, где покойно, Станом и видом богине подобясь младой, почивала Дочь Алкиноя, любезного Зевсу царя, Навсикая. Подле порога дверей с двух сторон две служанки, Харитам Юным подобные, спали, и накрепко заперты были 20 Светлые двери. К царевне воздушной стопою приближась, Стала над самым ее изголовьем богиня Афина, Образ приявшая девы младой, мореходца Диманта Славного дочери, дружной с царевною, с ней однолетней. В виде таком подошед к Навсикае, богиня сказала: 25 “Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая! Ты не печешься о светлых одеждах; а скоро наступит Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заране Платье, и тем, кто тебя поведет к жениху молодому. Доброе имя одежды опрятностью мы наживаем;

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

[Арей; греч. ρδβλθυοτεΑρης], в древнегреч. мифологии бог коварной и вероломной войны в отличие от Афины Паллады- богини честной и справедливой войны. В ранний архаический период А. полностью отождествлялся с войной или смертоносным оружием ( Hom. Il. XIII 444; Aeschyl. Agam. 78). Ряд текстов ( Hom. Il. XIII 301, Od. VIII 361; Soph. О. R. 196; Callim. Hymn. IV 63-65; Ovid. Fast. V 257) говорит о негреч. (фракийском) происхождении А. Софокл называет его «презренным» богом и призывает Зевса , Аполлона , Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнем (O.R. 190-215). Рождение А. описывалось вначале как чисто хтоническое: Гера родила А. от прикосновения к волшебному цветку ( Ovid. Fast. V 229-260). Позднее, с укреплением олимпийской мифологии, А. стали называть сыном Зевса и Геры ( Hom. Il. V 896) и поселили на Олимпе. Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио, а его атрибутами - копье, горящий факел, коршун и собаки. Кони А. носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас (дети Борея и одной из эриний). Даже в героях, детях А., проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). К числу древних хтонических черт А. относится также миф о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), позднее убитого царем Кадмом ( Eur. Phoen. 934). Весь гомеровский эпос насыщен весьма выразительными описаниями этого буйного божества (напр., Il. V 859-861; XXI 403-407). А. носит такие эпитеты, как сильный, огромный, быстрый, беснующийся, вредоносный, вероломный, губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью. Вместе с тем у Гомера А. уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. А. любит самую красивую и нежную богиню Афродиту ( Hom. Od. VIII 264-366). Об этой любви и нарушении Афродитой супружеской верности античные авторы писали довольно часто и даже называли имена детей от этой связи: Эрос и Антэрос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос (Ужас), Фобос (Страх) и Гармония ( Hesiod. Theog. 934 сл.). Буйный и аморальный А. с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, поэтому в его образе можно найти многочисленные напластования разных эпох. В Риме А. был полностью отождествлен с италийским богом войны Марсом, под именем к-рого и стал известен в лит-ре и искусстве позднего времени.

http://pravenc.ru/text/75900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРА [греч. λδβλθυοτεΗρα], в греч. мифологии супруга и сестра Зевса , верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи ( Hes. Theog. 453 и далее). Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем благодаря хитрости Метиды и Зевса изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах ( Homer. Iliad. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса ( Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. ( Homer. Iliad. XIV 295 и далее). Супружество Г. определило ее верховную власть над др. олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого жен. местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы , родившей Зевсу Диониса ( Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по др. версии, это делает Афина ) ( Apollod. III 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (Ibid. I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста ( Hes. Theog. 927 и далее). Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа ( Homer. Hymn. II 138-140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., к-рую он хитроумно приковал к трону. Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона ( Homer.

http://pravenc.ru/text/164511.html

Сортировать по Исключить новости Кто создал Бога? Мне всегда говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало? Какое животное появилось первое на Земле? Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога? Как Господь может ответить человеку? Кто создал Бога? Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть. Где живет Бог? Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде. Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало? У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное. Как выглядит Бог? Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы.

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-dete...

XI 5). Несмотря на функции богини войны, А. сохраняет свою матриархальную независимость, проявляющуюся в образе девы, покровительницы целомудрия. Многочисленны сведения о космически-стихийных чертах образа А.: она хранит молнии Зевса ( Aeschyl. Eum. 827), ее изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в эпоху героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами ( Hyg. Fab. 150) и гигантами ( Apollod. I 6, 1-2). Классическая А. покровительствует героям, защищает справедливый общественный порядок, способствует развитию ремесел и искусства. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу ( Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 сл.). Зевс послал А. к Гераклу, и тот с ее помощью вывел из подземного царства Аида пса Кербера (Цербера) ( Apollod. II. 5, 12). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой, о чем свидетельствуют поэмы Гомера, и особенно «Одиссея», где ни одно важное действие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и их городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» ( Hom. Il. VI 305). А.- постоянный враг троянцев, хотя культ ее существовал и в Трое (Ibid. VI 311). Статуя А. Промахос («Передовой боец») с копьем находилась в афинском акрополе, где А. были посвящены храмы Парфенон и Эрехтейон. Главные эпитеты А. в качестве градоправительницы - «Полиада» («Городская») и «Полиухос» («Градодержица»). Памятником, прославляющим мудрость правительницы Афинского гос-ва, является трагедия Эсхила «Евмениды», к-рая повествует об учреждении богиней Ареопага - высшего органа судебной и политической власти в Афинах. В то же время А. помогала плотникам, гончарам, ткачихам и даже называлась Эрганой - «Работницей» ( Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников ( Plat. Legg. XI 920d). А. помогала Прометею украсть для людей огонь из кузни Гефеста (Myth. Vam. I; II 63-64), ей приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона .

http://pravenc.ru/text/77076.html

Большинство лучших картин было куплено министром финансов США Меллоном и ныне находятся в Вашингтонской картинной галерее, а рембрандтовская «Афина Паллада» попала к нефтяному королю Галусту Гюльбенкяну». Как же была остановлена распродажа шедевров Эрмитажа? Вот как об этом вспоминает Б.Б. в главе «Чистка»: «…многие ценнейшие экспонаты продолжали уходить в Антиквариат на продажу за границу. Реальной стала угроза скифскому золоту и сасанидскому серебру, которое в письме, подписанном Вольтером, именовалось «сассонитским». Размах продажи и ее форма вызывали тревогу, так как чувствовалась бессмысленность этого предприятия. Протесты в инстанциях против продажи успеха не имели. Тогда И. А. Орбели написал письмо прямо И. В. Сталину, а Б. В. Легран решился передать его через своего старого друга А. Енукидзе». Окончание этого эпизода последовало в главе «Иммунитетная грамота»: «Однажды, в начале ноября, когда мы расходились после одного такого научного заседания, с Малого подъезда передали, что И. А. Орбели ожидает «командир» (тогда термин «офицер» был мало употребителен). Мы вышли вместе, офицер в форме НКВД передал И. А. большой пакет с грифом Ленинградского отдела НКВД. Когда И. А. нервно его вскрыл, то в нем оказался второй запечатанный конверт Московского отделения НКВД, а в нем простой конверт, в котором оказалась записка на клетчатом листке из блокнота со следующим текстом: «Уважаемый т-щ Орбели! Письмо Ваше от 25-Х получил. Проверка показала, что заявки Антиквариата не обоснованы. В связи с этим соответствующая инстанция обязала Наркомвнешторг и его экспортные органы не трогать сектор Востока Эрмитажа. Думаю, что можно считать вопрос исчерпанным. С глубоким уважением. И. Сталин. 5-Х1-32». Это был ответ на письмо, переданное через A. Енукидзе. Разумеется, оно стало иммунитетной грамотой для всего Эрмитажа. Сначала все западноевропейские экспонаты, предназначенные для отправки в Антиквариат, были объявлены связанными с Востоком (по изображению на них восточных изделий, в частности ковров, или же по другим очень отдаленным мотивам), а позже вообще прекратились требования на передачу эрмитажных предметов в экспортные органы и стали возвращаться непроданные за границей музейные ценности. Это явилось большой победой здравого смысла, и кончился черный беспокойный период жизни Эрмитажа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/27/...

О, удары твоего копья, которым ты изгонял приближающиеся ужасы! О, непоколебимое простирание твоего копья, отбрасывающего длинную тень 14 , и прямое простирание на врагов, благодаря чему ты, с одной стороны, поставил на ноги наши уже низвергнутые дела, а с другой – набросил на головы врагов длинную тень смерти. Поистине твое тамошнее управление конем стало для нас спасительным и там убедились, что в рукопашном бою ты непобедим и что несравненно владеешь копьем как лев, мужественный и горячий, с мощной шеей, как стремительный, не оставляющий следов, орел, ибо ты парил как бы по воздуху или поднимался на крыльях ветров, или двигался, почти как вечно движущееся солнце, обходил или объезжал все там на коне быстрее мысли. Решив обратиться к персам и вступить в переговоры с их верховным сатрапом (arhisatrape 15 для того, чтобы устроить к лучшему дела ромеев, этим ты превзошел молву о себе. Когда того, о ком им было известно по слуху, как о свояке императора и человеке очень родовитом, они увидели глазами и узнали на опыте как самого выдающегося полководца, великодушного и дерзновенного, то они как удостоившиеся большого благоволения собрали союзное войско и с радостью отправили тебе, обрадовавшемуся. Ты тогда преисполнил ромеев добрыми надеждами, ибо даже персы стали единомышленниками ромеям и соучастниками им в делах Ареса, ты убедил быть отважными тех, которые отчаялись во всем 16 , указав, что дела уже получают благополучный исход, побудил их не уклоняться [от войны], а быть мужественными и сражаться. Безусловно, ты подал знак трубой к сражению, подобно архангельскому кличу воскрешения из мертвых, явил отголосок этой тирренской трубы. Надо было видеть, как из жилищ вставали трусливые и побледневшие от страха. С просветленными лицами они мужались к битве. С чем мне сравнить эти великолепные и дерзновенные подвиги, смелость и силу, [ту самую], которую дала Афина Паллада Тидиду 17 и которая превратила муравьев в людей – широко известный знак благочестия Эака? 18 Ибо то, что мифы приписывали героям, наделяя их сверхъестественными чертами, ты сам осуществил по отношению к нам. Воинов из наших отрядов, которые, когда наступала пора сражения, не смели даже смотреть на вражеский шлем (Homer. Il. 16, 70.) и не более муравьев годных в военных делах или жаждущих надеть шлем Аида 19 , привел в сознание, или, как говорится, сделал другими: из бегущих от сражения – воинов, из невооруженных – гоплитов, из домоседов – желающих жить в палатках, из живущих дома – предпочитающих находиться под открытым небом, из непривычных к верховой езде – годных управлять колесницами, [запряженными] арабскими и нисейскими 20 конями, взнузданными ремнями и одетыми в защитные попоны, закрывающие все тело коня. Ромейский щит, пахнущий дымом, более не висит на гвозде, колчан для стрел не источен червями, красиво изогнутый лук не полон плесени, крепкое копье 21 движется и колеблется, меч, не изъеденный ржавчиной, уже не бесполезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Honiat/...

Так, поскольку в бытии есть не только осмысленная и разумная воинственность, но и слепая воинская ярость, то и на греческом Олимпе есть не только Афина Паллада, но и Арей; поскольку в бытии есть не только эротическое влечение полов, но и чисто биологическая энергия сексуального акта, в мире богов есть не только Афродита и Эрос, но и Приап. Всякое иное мышление показалось бы Я. неправдивым, неверно ориентирующим человека в мире. Сократ вступил в конфликт с народным греческим Я., поставив вопрос о том, каковы должны быть боги, вместо того, чтобы принять их, каковы они есть. Языческое благочестие состоит в том, чтобы воздавать каждому из богов то, что ему причитается, с оглядкой на права остальных богов и ни в коем случае не нарушая меру. Если преобладающее настроение теизма выявляется в слезах, то господствующее настроение Я. есть космический юмор. О Христе предание сообщает, что Он иногда плакал, но никогда не смеялся; напротив, боги Гомера наиболее полно выражают свою сущность в знаменитом «гомерическом» смехе (Илиада, 1, ст. 599–600). «Мифы говорят, – поясняет Прокл, – что плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой есть, а порой их нет, смех же их знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту вселенского действования... Смех мы отнесем к роду богов, а слезы – к состоянию людей и животных» (Procli Diadochi in Platonis Rem publicam comment, ed. G. Kroll, v. I, p. 127–28). Я. понимает бытие в его человеческих и божественных планах как бесцельно прекрасную игру природы с живыми игрушками (срв. Плотин, Эннеады, III, 2, 15). Боги обозначаются в греко-римском Я. как «бессмертные». Но это не означает, что они воплощают абсолютное начало жизни, исключающее смерть. Все они более или менее причастны смерти: характерно, что в Греции показывали могилы Зевса (на Крите), Аполлона и Диониса (в Дельфах) и других богов (см. А. Захаров, Могилы Богов в Греции и на Востоке, «Гермес», 1913, 17–19, с. 443–47, 470–75 и 497–503).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Первый подобный фрагмент обнаруживается в повествовании Анны Комниной о событиях первой войны Алексея I с норманнами. Армия Алексея подошла к Диррахию, осажденному норманнами, в середине октября 1081 года. Несмотря на мнение некоторых военачальников, в частности Георгия Палеолога о том, что необходимо отказаться от атаки норманнских позиций и лучше блокировать лагерь Роберта Гвискара с суши, император прислушался к мнению горячих голов. Было решено атаковать Роберта утром 18 октября 1081 года. Варяги из гвардейского отряда Намбита отбили атаку конных и пеших норманнов из отряда Амико, графа Джовинацо, отбросили неприятеля в море и вклинились в боевые порядки главных сил армии Роберта. Вдоль берега курсировали союзники Алексея — легкие гребные венецианские корабли, экипажи которых расстреливали беглецов из луков и при помощи греческого огня. Но обратившиеся в бегство норманны из отряда Амико были остановлены графиней Гаитой (Сешельгаитой), супругой Роберта, которая бросилась в гущу схватки верхом на коне с копьем наперевес, подобно Палладе. При этом Анна Комнина избегает сравнивать Гаиту непосредственно с древнегреческой богиней и делает примечательную оговорку: «Παλλς λλη κν μ θνη», т. е. порфирородная писательница тем самым с легкой иронией подчеркивает дикий «варварский» характер действий Гаиты, которая, обладая доблестью, при этом лишена божественной мудрости, которую олицетворяет Афина в древнегреческой мифологии. Роберт, заметив, что варяги вымотаны непрерывным маршем, боем и тяжестью оружия, бросил своих рыцарей в контратаку. В результате варяги были разгромлены и часть их забаррикадировалась в церкви Архистратига Михаила, где доблестные воины были сожжены подоспевшими норманнскими рыцарями . Этот знаменитый эпизод, рассказанный Анной Комниной, вероятно, со слов Георгия Палеолога, вполне заслуживает доверия. Англосаксы и английские даны, служившие в варяжской гвардии, вполне могли мечтать свести счеты с завоевателями их страны, поэтому потеряли осторожность и ринулись в самоубийственную атаку на норманнов.

http://bogoslov.ru/article/6175610

110 Стали они наконец собираться домой; в колесницу Мулов опять заложили и в короб уклали одежды. Тут светлоокая дева Паллада придумала средство, Как пробудить Одиссея, чтоб, с ним повстречавшись, царевна В город людей феакийских ему указала дорогу: 115 Бросила мяч Навсикая в подружек, но, в них не попавши, Он, отраженный Афиною, в волны шумящие прянул; Громко они закричали; их крик пробудил Одиссея. Он поднялся и, колеблясь рассудком и сердцем, воскликнул: “Горе! К какому народу зашел я? Быть может, здесь область 120 Диких, не знающих правды людей? Иль, может быть, встречу Смертных приветливых, богобоязненных, гостеприимных? Кажется, девичий громкий вблизи мне послышался голос. Или здесь нимфы, владелицы гор крутоглавых, душистых, Влажных лугов и истоков речных потаенных, играют; 125 Или достиг наконец я жилища людей говорящих. Встанем же; должно мне все самому испытать и разведать”. С сими словами из чащи кустов Одиссей осторожно Выполз; потом жиловатой рукою покрытых листами Свежих ветвей наломал, чтоб одеть обнаженное тело. 130 Вышел он – так, на горах обитающий, силою гордый, В ветер и дождь на добычу выходит, сверкая глазами, Лев; на быков и овец он бросается в поле, хватает Диких оленей в лесу и нередко, тревожимый гладом, Мелкий скот похищать подбегает к пастушьим заградам. 135 Так Одиссей вознамерился к девам прекраснокудрявым Наг подойти, приневолен к тому непреклонной нуждою. Был он ужасен, покрытый морскою засохшею тиной; В трепете все разбежалися врозь по высокому брегу. Но Алкиноева дочь не покинула места. Афина 140 Бодрость вселила ей в сердце и в нем уничтожила робость. Стала она перед ним; Одиссей же не знал, что приличней: Оба ль колена обнять у прекраснокудрявыя девы? Или, в почтительном став отдаленье, молить умиленным Словом ее, чтоб одежду дала и приют указала? 145 Так размышляя, нашел наконец он, что было приличней Словом молить умиленным, в почтительном став отдаленье (Тронув колена ее, он прогневал бы чистую деву). С словом приятно-ласкательным он обратился к царевне:

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010