Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЯ ЭГИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Афанасия Эгинская. Икона Афанасия Чудотворица Эгинская (+ 860 ), игумения , преподобная Память 12 апреля , 18 апреля (Греч. ) Родилась на острове Эгине , Греция , в благочестивой христианской семье от супругов Никиты и Марии . Уже в семилетнем возрасте девочка выучила Псалтирь , которую читала постоянно с умилением. С раннего возраста она твердо решила идти в монастырь. Когда ей исполнилось 16 лет, родители уговорили ее выйти замуж. Девушка, отличавшаяся красотой, покорилась, но прожила в браке всего лишь 16 дней: муж был взят на войну и там убит. Овдовев, святая Афанасия решила исполнить свое давнее желание. Но в то время вышел указ императора Михаила Косноязычного (820 - 829), согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Святой Афанасии пришлось снова выйти замуж. В замужестве она вела благочестивую и добродетельную жизнь: трудилась по дому, помогала больным и нуждающимся, принимала странников. В воскресные и праздничные дни преподобная приглашала к себе родных и знакомых и читала им Священное Писание . Под ее влиянием муж ее ушел в монастырь и дал жене разрешение на постриг. Святая раздала имущество, приняла иночество и вместе с благоговейными женами удалилась в уединенное место. Через три-четыре года сестры умолили преподобную стать игуменией их небольшой общины. Святая смотрела на свое игуменство как на особое служение Богу и сестрам. Она подавала пример кротости и смирения. Все погрешности сестер исправляла с любовью, без гнева. Хотя святая Афанасия носила звание игумении, она считала себя последней между сестрами и всегда помнила заповедь Спасителя: " Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " ( Мф. 20, 27 ). Преподобная никогда не позволяла сестрам прислуживать себе, хотя бы даже возлить на руки воду.

http://drevo-info.ru/articles/16480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/Григория ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКИТИРИЙ АСКИТИРИЙ [греч. σκητριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим ( Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» ( Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому , упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (σκητρια κα μοναστρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικν κα μιγδων) ( Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I , Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы ( Miracula Cyri et Joannis. 34//PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (συχαστριον) и «эримитирий» (ρημητριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской ); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского ). Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона , еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями ( Καδς Σ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Τ μοναστρια κα ο Θησαυρο τους. Αθνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. ( Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/76624.html

[Греч. Αθανασα] († 850), прп., игум. (пам. 12 апр., греч. 18 апр.). Род. на о-ве Эгина (Греция) в семье благочестивых христиан Никиты и Марии (или Ирины). Она решила посвятить себя Богу, но родители принудили ее к замужеству. Однако через 16 дней после свадьбы ее муж погиб в сражении с арабами. А. Э. против своего желания была вторично выдана замуж, ее родители исполнили указ имп. Михаила II Травла , предписывавший выдавать молодых вдов за людей военного звания. Все время А. Э. проводила в молитвах и чтении Свящ. Писания. Живя в достатке, она прославилась нищелюбием и гостеприимством. Через неск. лет она уговорила мужа уйти в мон-рь, затем и сама, раздав имущество, постриглась в монашество и вместе с неск. единомышленницами поселилась в аскитирии . Спустя 3-4 года сестры убедили ее стать игуменией. А. Э. отличалась кротостью, смирением, аскетическим образом жизни, не позволяла инокиням прислуживать себе, в обычные дни вкушала немного хлеба и воды, в пост - раз в 3 дня невареную зелень. Носила грубую власяницу, спала на голых камнях. Через неск. лет она с помощью игум. Матфея и вместе с сестрами устроила новую обитель у древней ц. первомученика Стефана. Ежедневно преподобной было видение: появлялся некий прекрасный муж в сияющем облаке, и голос объяснял, что его украшают смирение и кротость. А. Э. ревностно старалась стяжать эти добродетели. Попечением преподобной были построены храмы во имя Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Она сподобилась от Господа дара исцеления болящих, поэтому в ее обитель стекалось множество народа. Желая избежать славы, А. Э. с сестрами Мариной и Евпраксией тайно отправилась в К-поль, где пробыла в одном из жен. мон-рей 7 лет. Но и там не смогла избежать почитания, т. к. по ее молитвам изгонялись бесы и исцелялись больные. Уступив уговорам сестер и получив некий знак, преподобная возвратилась на Эгину. Вскоре она тяжело заболела и, узнав из видения за 12 дней о своей кончине, провела это время в строгом посте и молитве. После того как она благословила собравшихся у ее одра сестер, лицо ее просияло удивительным светом и преподобная мирно отошла ко Господу 14 авг., в навечерие Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/77050.html

Прп. Афанасия Эгинская - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Прп. Афанасия Эгинская Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский Преподобная , Афанасия Эгинская Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/5348

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aфahacuя Эгинская, прп. Описания иконы Преподобная Афанасия Эгинская Источник: Сайт days.pravoslavie.ru Преподобная Афанасия была игуменией монастыря на острове Эгине. Она родилась в благочестивой христианской семье от супругов Никиты и Марины. Уже в семилетнем возрасте девочка выучила Псалтирь, которую читала постоянно с умилением. Однажды, во время работы за ткацким станком, святая Афанасия увидела спускавшуюся к ней сверху сияющую звезду, которая, дойдя до ее персей и осветив ее всю, исчезла. С того времени отроковица просветилась душой и твердо решила идти в монастырь. Когда святой Афанасии исполнилось 16 лет, родители умолили ее выйти замуж. Девушка покорилась, но прожила в браке всего лишь 16 дней: муж был взят на войну и там убит. Овдовев, святая Афанасия решила исполнить свое давнее желание. Но в то время вышел указ императора Михаила Косноязычного (820 - 829), согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Святой Афанасии пришлось снова выйти замуж. В замужестве она вела благочестивую и добродетельную жизнь: трудилась по дому, помогала боль[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3275

Афанасия, игумения (Грошева Раиса Петровна) Дата рождения: 28 июля 1939 г. Дата пострига: 24 февраля 1988 г. День ангела: 25 апреля Страна: Россия Биография: Родилась 28 июля 1939 г. в г. Щербинке Московской обл. Крещена в детстве. В 1947-1954 гг. училась в средней школе, в 1954-1957 гг. — на курсах кройки и шитья. В 1957-1964 гг. работала в ряде учреждений Подольска и Москвы. В 1964-1968 гг. училась на вечернем отделении медицинского училища при больнице 65 г. Москвы. С 1965 по 1975 гг. работала лаборантом в отделе патологической анатомии Академии медицинских наук СССР в Москве. По благословению архимандрита Феофана (Молявко), насельника Успенского Псково-Печерского монастыря , 29 декабря 1975 г. поступила в Успенский Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии. 25 августа 1978 г. митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием пострижена в иночество с наречением имени в честь мученицы Анатолии. 24 февраля 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобной Афанасии, игумении Эгинской. Все годы жизни в Пюхтицкой обители духовно окормлялась у старца архимандрита Феофана (Молявко; 1913-2001 гг.). Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 29 декабря 1998 г. назначена благочинной Пюхтицкой обители. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 26 декабря 2001 г. назначена и.о. настоятельницы Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Вверенная ее управлению обитель была открыта решением Священного Синода 11 августа 2000 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 30 декабря 2002 г. утверждена в должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы с возложением наперсного креста по должности. 11 сентября 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведена в сан игумении. 18 апреля 2011 г., во исполнение решения Архиерейского Собора 2011 г. и определения Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( журнал 29 ), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил игумении Афанасии игуменский посох. Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. ( журнал 105 ) освобождена от должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря с выражением благодарности за понесенные игуменские труды. Награды: Церковные: 2009 г. — орден прп. Евфросинии Московской III ст.; 2014 г. —  орден прп. Евфросинии Московской II ст.; 2019 г. — орден равноап. вел. кн. Ольги II ст. Календарь ← 23 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/262273.htm...

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Помимо упомянутых попыток ограничить применение термина " колливады " узким кругом лиц необходимо отметить другую тенденцию, также имеющую место в последние десятилетия в греческом мире и состоящую в том, что к колливадам причисляют как некоторых их современников, не принимавших никакого участия в специфической для кружка колливадов деятельности (напр., прп. Паисия (Величковского) , равноап. Косму Этолийского ), так и святых греч. Церкви или подвижников благочестия, живших во второй половине XIX и даже в XX веке (напр., прав. Николая Планаса , свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) . Очевидно, что многие деятели греческой Церкви XIX-XX веков могут рассматриваться как своего рода " наследники " колливадов, однако причислить их к числу колливадов затруднительно. Связи прп. Паисия (Величковского) со свт. Макарием Коринфским и прп. Никодимом Святогорцем сомнения не вызывают , но о том, разделял ли прп. Паисий воззрения колливадов, сведений нет. Определенный интерес вызывает рукопись из собрания Нямецкого монастыря , представляющая собой флорилегий: собрание выписок из соборных постановлений и творений св. отцов, посвященных св. Причащению . Многие тексты совпадают с теми, что приводятся в " Книге душеполезнейшей… " святых Макария и Никодима; кроме того, в числе выписок есть и отрывок " От книги греческия о Причащении Пречистых Христовых Таин " . Тем не менее данного свидетельства явно недостаточно, чтобы причислить прп. Паисия (Величковского) к колливадам. Общая характеристика движения колливадов Имея началом реакцию на нарушение богослужебного устава Св. Горы, движение колливадов достаточно быстро приобрело более широкие масштабы. В центре внимания оказался более значимый вопрос духовной жизни - проблема частого причащения (свидетельством чему служит, например, обращение к данной теме патриарха Константинопольского Феодосия II (1769-1773) уже в первом постановлении, посвященном афонским спорам ). Защиту церковного Предания от искажений колливады основывали на безоговорочном предпочтении соборных постановлений и святоотеческой традиции каким бы то ни было местным обычаям, а тем более нововведениям, не имеющим в Предании никакой почвы. Практический интерес к Преданию и творениям св. отцов вскоре соединился со стремлением к просвещению греческого народа в духе святоотеческой традиции, в чем особенно преуспели свт. Макарий Коринфский, прп. Никодим Святогорец и прп. Афанасий Паросский. При деятельном участии колливадов были изданы святоотеческая аскетическая антология " Добротолюбие " , собрание творений прп. Симеона Нового Богослова , некоторые другие сочинения св. отцов, а также толкования на Священное Писание, соборные постановления и богослужебные тексты православной Церкви. Колливады были горячими защитниками возможности жить согласно правилам, изложенным некогда св. отцами. По словам К. Папулидиса,

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

В Йоханнесбурге и его окрестностях действуют митрополичий собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (или во имя Пресв. Богородицы «Пантанассы», построен в 70-х гг. ХХ в.; рядом на территории митрополичьей резиденции недавно сооружен парекклисион Св. Троицы и ап. Марка), патриарший собор во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (Софайатаун) с парекклисионом вмц. Варвары, при к-ром открыты культурный и молодежный центры и приют «Афанасион», кафедральный собор равноапостольных Константина и Елены (Йовилл), при к-ром созданы центр помощи детям-беспризорникам и катехизаторская школа «Александрийский Патриарх Петр VII» с парекклисионом святых Рафаила, Николая и Ирины Лесбосских; церкви: Сретения Господня при греческой школе Сахети (Бедфордвью), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при доме престарелых (Ориндж-Гров), свт. Николая Японского (Брикстон, англоязычный приход), ап. Фомы в Саннингхилл-Парке (построена 1978-1981, сербский приход), прп. Сергия Радонежского (Мидранд, рус. приход, образован в 1998, храм освящен 2 марта 2003 Кириллом (Гундяевым) , митр. Смоленским и Калининградским (ныне Патриарх Московский и всея Руси)); парекклисион равноапостольных Константина и Елены в Эльдорадо-Парке (цветной приход, служба ведется на африкаанс). Кроме того, в пров. Гаутенг действуют кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы в Претории, при котором созданы молодежные организации, парекклисион вмц. Варвары в предместье Претории, миссионерский приход во имя Киккской иконы Божией Матери и прп. Серафима Саровского в Сошангуве (служба на сев. сото (язык группы банту) и англ. языке), ц. ап. Андрея Первозванного в Крюгерсдорпе, домовая ц. прп. Антония Великого в предместье Крюгерсдорпа, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Бенони, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бракпане, ц. свт. Василия Великого в Спрингсе, ц. Успения Пресв. Богородицы в Албертоне, ц. св. Иоанна Предтечи в Джермистоне, ц. свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Тембисе (приход организуется, служба ведется на сев. сото и англ. языке), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Феринихинге, парекклисион свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Фандербейлпарке, ц. вмч. Георгия Победоносца в Бронкхорстспрёйте (1987, англоязычный приход в гостинице вмч. Георгия).

http://pravenc.ru/text/578032.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010