P.S. О поборе прошу не публиковать до времени, об этом я князю (т.е. Голицыну, как министру духовных дел) еще не писал, а только митрополиту Михаилу и архиепископу Филарету, да и то не обо всем: о сборе на свиту к ним умолчал. Видно, и нашего брата архиерея ревизовать не худо было бы». Поборы открывали широкое поле возможностей для получения священства людьми недостойными. Здесь крылась одна из причин того, что умственный и нравственный уровень духовенства Пензенской епархии был довольно низким. Святитель Иннокентий высказывал горькие жалобы на невежество своего духовенства. «Иные просители священничества и дьяконства,– писал он в Петербург,– не знают, что такое Святая Троица, что такое молитва , о чем молиться, что такое Символ веры . Чтобы не согрешить даже перед судом своей совести, отсылаю таких учиться, не посвящаю. Со времени моего вступления в епархиальное управление таких отосланных будет более двадцати. Конечно, многие приезжали издалека и будут жаловаться, что заводится нечто необычное. Но решаюсь действовать на пользу душ христианских. Молю Господа, чтобы укрепил меня, дабы всегда, несмотря ни на что, искал я истинную духовную пользу – спасение душ христианских. Господу вручаю их и молю, чтобы сия необработанная нива начала возделываться мало-помалу к славе Господа» 168 . 159 Гаий (Такаов), грузин, в 1808 году был переведен на архиепископское служение в Астрахань; Моисей (Близнецов-Платонов) в 1811 году был переведен в Нижний Новгород; Афанасий (Корчанов) в 1819 году уволен на покой; умер в Пензе, в собственном доме, 14 декабря 1825 г. Строев. Списки иерархов. С. 981. 160 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 51. С. 71. 161 Форшмейстер – лесничий, смотритель за лесами. 162 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. С. 70–72. 163 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. С. 71–72. 164 Пензенские епархиальные ведомости. 1868 г. 10. Часть неофициальная. С. 315–316. 165 Дикирий и трикирий – подсвечники с двумя (знаменуют два естества Иисуса Христа) или тремя (знаменуют нашу веру в Пресвятую Троицу) свечами, которыми архиереи осеняют народ во время служения. 166

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Елена Ермолаева Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, " против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину " . А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью " черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла " отвели " земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен " . В XVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор.

http://sobory.ru/article/?object=02766

В Пензе состоялось перезахоронение останков пензенских архиереев XIX века 12 июня 2023 г. 15:38 11 июня 2023 года в Пензенской епархии состоялось историческое событие — перезахоронение останков четырех пензенских архипастырей XIX века: Афанасия I (Корчанова), Амвросия II (Морева), Григория I (Медиоланского) и Антония II (Николаевского). Останки были перезахоронены на первоначальном месте своего упокоения — в воссозданной церкви-усыпальнице в честь мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских, расположенной рядом со Спасским кафедральным собором г. Пензы. Панихиду совершили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим и епископ Сердобский и Спасский Митрофан в сослужении сонма духовенства Пензенской епархии. После заупокойного богослужения останки архиереев были обнесены крестным ходом вокруг собора и погребены в храме-усыпальнице. После положения останков в склеп была совершена лития и пропета «Вечная память». Обращаясь к верующим, митрополит Серафим поблагодарил всех собравшихся за общую молитву в канун празднования Собора всех святых, в земле Пензенской просиявших: «Сегодня мы с вами восстановили историческую справедливость. Преосвященные епископы Афанасий, Амвросий, Григорий и Антоний служили на Пензенской земле архиереями и были похоронены здесь, в Евлампиевской церкви-усыпальнице. Так сложилось, что в годы революции место их упокоения было разграблено и осквернено, а гробницы не раз были вскрыты. 25 лет назад их прах был перезахоронен во временную могилу у Архиерейского дома. Сегодня по милости Божией Евлампиевская церковь-усыпальница восстановлена, ее освящение запланировано на сентябрь. Надеюсь, на этом месте наши дореволюционные архипастыри нашли свое постоянное место упокоения». Евлампиевская церковь-усыпальница открыта для посещения ежедневно с 11.00 до 18.00. Здесь также можно увидеть музеефицированные археологические артефакты — сохранившиеся фундаменты Соборного комплекса. Церковь-усыпальница в честь мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских была построена в 1880-1882 годах у входа в склеп, где покоился прах епископов Иннокентия (Смирнова), Афанасия (Корчана) и Амвросия II (Морева), на средства известной благотворительницы Марии Михайловны Киселевой. Она глубоко почитала память святителя Иннокентия.

http://patriarchia.ru/db/text/6035487.ht...

Богородицы, начало работу 4 дек. 1885 г. В 1915 г. жители Пензы стали ходатайствовать о причислении И. к лику святых. На заседании Пензенской городской думы 24 нояб. 1915 г. выступил городской глава с поступившим на его имя заявлением от неск. сот горожан: «Благочестивая жизнь и молитвенные подвиги приснопамятного святителя Пензенского Иннокентия... еще при жизни его вселили в жителях веру в него, как молитвенника и предстателя пред Богом. А затем чудесная помощь, получаемая многими гражданами, обращающимися к святителю с молитвенными просьбами, а также нетленные останки, почивающие в соборе, окончательно убеждают жителей г. Пензы в святости Иннокентия... Все это, вместе с непрекращающимися и в настоящее время случаями чудесной помощи по молитвам святителя Иннокентия, побуждает нас, его почитателей, просить Вас, милостивый государь, как представителя городского самоуправления, возбудить надлежащее от имени последнего ходатайство пред Св. Синодом о причислении Иннокентия к лику святых и об открытии его святых мощей». Однако из-за последовавших вскоре событий 1917 г. прославление не состоялось. В 1934 г. Спасский кафедральный собор, в к-ром почивали останки И. и др. Пензенских архипастырей, был взорван, руины сровняли с землей. Вновь вопрос о канонизации был поднят архиеп. Серафимом (Тихоновым) незадолго до празднования 200-летия Пензенской епархии (1-3 окт. 1999). В результате поисков, начатых 29 июня 1998 г. по благословению архиеп. Серафима, были обретены останки И. и епископов Афанасия (Корчанова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония 2-го (Николаевского), которые перезахоронили у бывшего архиерейского дома. 14 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ И. был причислен к лику святых как «праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». 22 окт. того же года мощи И. крестным ходом были перенесены в Успенский кафедральный собор г. Пензы и помещены в раку, а 23 окт. временно управляющий Пензенской епархией еп.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Голицын немедленно отреагировал на публикацию и в докладе имп. Александру I заключил, что «книга сия совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство по гражданской и духовной части». 4 янв. 1819 г. император повелел объявить И., пропустившему ее в печать, выговор. Весь тираж был немедленно изъят и уничтожен, а автор книги выслан из С.-Петербурга. Предвидя дальнейшие последствия, 8 янв. И. писал кнг. Мещерской, что и он «как сор петербургский должен быть выброшен из Петербурга». Вскоре без предварительного синодального избрания 25 янв. 1819 г. И. было определено быть епископом Оренбургским. Отличавшийся слабым здоровьем И. воспринял назначение в отдаленную епархию как ссылку. Сторонники и друзья И. (митр. Михаил (Десницкий) , обер-прокурор Святейшего Синода кн. Мещерский, кнг. Мещерская и др.) стали хлопотать о перемещении его на Пензенскую кафедру, освободившуюся после ухода на покой еп. Афанасия (Корчанова) . 22 февр. 1819 г. состоялось назначение И. на Пензенскую кафедру, 27 февр.- наречение во епископа, 2 марта в Казанском соборе С.-Петербурга - хиротония. В Пензу И. прибыл только 21 июня совершенно больным. За неделю до кончины 35-летний архипастырь завещал личные средства (1 тыс. р.) беднейшим ученикам пензенских уч-щ. 13 окт. 1819 г. бывш. еп. Пензенским Афанасием (Корчановым) И. был погребен в Спасском кафедральном соборе, в приделе вмц. Екатерины. У гроба И. происходили исцеления, которые фиксировались в специальной книге. В усыпальнице, устроенной в Спасском кафедральном соборе г. Пензы гр. Орловой-Чесменской, служились панихиды. В 1882 г. на средства благотворительницы М. М. Киселёвой перед входом в усыпальницу была устроена небольшая ц. во имя мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских, в день памяти которых скончался епископ. Когда 30 мая 1884 г. в Пензе отмечалось 100-летие со дня рождения И., было решено в память о нем учредить просветительное об-во для распространения Православия среди инородцев и раскольников. Об-во, получившее название Просветительного Иннокентиевского братства Пресв.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Из миссионерских публикаций примечательны статьи, посвященные местной истории старообрядчества, напр. «О начале раскола в пределах Пензенской епархии» (1871. 12. С. 353-364) и «История раскола в Пензенской епархии» (1873. 17-21; 1875. 3-6) прот. И. Бурлуцкого; «Секта бегунов» С. А. Пономарёва (1886. 6. С. 1-22); «Список раскольнических толков, существующих в Пензенской епархии, с обозначением характерных особенностей каждого из них и с указанием мест нахождения в пределах епархии» прот. С. В. Магнусова (1913. 22. С. 912-916); статьи о сектах, написанные на местном материале, напр. «Скопческая ересь» прот. И. Бурлуцкого (1876. 23. С. 4-19; 1877. 1. С. 7-24), «Пашковщина (по поводу появления пашковской пропаганды в пределах Пензенской епархии)» Пономарёва (1887. 8. С. 1-13), а также о миссии среди иноверцев, напр. «На службе миссии: деятельность инородческого миссионера среди татар» свящ. Василия Каменского (1913. 13-18, 20). Мн. биографические публикации и юбилейные статьи были посвящены церковным общероссийскими деятелям, напр. «Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея Руси» прот. А. М-ского (1913. 10. 320-338, 11. С. 381-392), но наибольший интерес представляют публикации о местных деятелях. Серию биографий «Пензенские иерархи» начал прот. И. Бурлуцкий, написавший статьи о епископах Гаии (Такаове) (1866. 17. С. 577-588; 19. С. 649-654), Моисее (Близнецове-Платонове) (1867. 11. С. 336-355) и Афанасии (Корчанове) (1867. 13. С. 404-409). В последующие годы были опубликованы материалы для биографии архиеп. Иринея (Нестеровича) (1869. 19-23; 1870. 2), еп. Амвросия (Орнатского) (1890. 13. С. 1-15; 14. С. 1-14; 15. С. 1-15; 16. С. 1-15), еп. Григория (Медиоланского) (1881. 16. С. 23-28), архиеп. Варлаама (Успенского) (1881. 7. С. 17-19; 12. С. 25-31; 20. С. 11-20), которому посвящено и обстоятельное исследование «Варлаам, архиепископ Пензенский» С. А. Артоболевского (1908. 1-3, 7/8, 9, 12-14, 17-22, 24; 1909. 1; 1910. 1-4, 8, 10-13, 17, 18; 1911. 3-6, 9, 11, 18, 19, 22).

http://pravenc.ru/text/2579944.html

Варлаам , из флотских иеромонахов, в 1776 и 7; † … Рувим Петулинский в 1777 перев. из Киево-Петропавловского монастыря; † 1784 … Иринарх Базилевич , бывший игум. Московского Покровского монастыря, определён в 1784, а 1788 уволен на покой. Феодосий Стефановский определён в 1788, а 1793 перев. в Киево-Выдубицкий мнтрь. Афанасий Корчанов определён 1793; 30 июня 1797 перев. в Киево-Выдубицкий мнтрь. Феодосий Стефановский (паки) перев. из Выдубицкого монастыря, в 1797 и 98. Павел Чедневский в 1798 перев. из Батуринского Крупицкого монастыря; 15 апр. 1800 – в Устюжский Архангельский. Манассия Ивашутич определён 1800 из флотских иеромонахов; † 1809 … Мельхиседек Констянский , типограф, определён, 1809; † 21 дек. 1813. Евгений Прозоров определён 1814 из вдовых священников; в 1816–1818 архим.; перев. в Домницкий. Иероним Никольский определён 29 окт. 1818; † 21 нояб. 1821. Иов Куроцкий определён 5 мар. 1822; в 1823 перев. в Домницкий. Филадельф определён 12 авг. 1823; в 1826 перев. в Воронежский Акатов мнтрь. Антоний , из флотских иеромонахов, в 1826–32, перев. в Глуховский Петропавловский. Герасим Кожуховский определён в 1832 из флотских иеромонахов; в 1843 – 46 архим.; уволен на покой. Иларий , архим. бывший Иркутского Вознесенского монастыря, в 1846–53; † … Феодосий Алтернацкий , архим., 1854–1869. 11 Максаковский Спасо-Преображенский, от города Борзны в 30 верстах, основан Адамом Киселем в 1642 г.; закрыт 1786 г.; возобновлён в 1803. [V, 44.] Ныне женский единоверческий 2-го класса. Игумены Иосиф Осиповский , 1642–63; † … Иеремия Ширкевич перев. из Черниговского Борисоглебского, 1664–81; † 10 авг. Димитрий Тупталович посвящён 4 мар. 1681, а 1 мар. 1682 перев. в Крупицкий. Феодосий Гугуревич в 1682 перев. из Крупицкого, а 1686 – в Киево-Братский. Герман Кердановский , в 1687–90. Каллист Мекавский , бывший Троицко-Илиинский, в 1691–1705; † … Иосиф Белицкий , в 1707–29; † ... Годеон Марковецкий , 1732–38; † … Иоасаф Кветницкий , 1739–44; † … Игнатий Бузановский , 1745–48; † в янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ постановил выделить из состава Пензенской епархии самостоятельную Саранскую епархию в границах Мордовской АССР. 29 янв. 1991 г. по решению Синода была образована Саранская и Мордовская епархия, 8 февр. во епископа Саранского и Мордовского был хиротонисан архим. Варсонофий (Судаков ; ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский). В течение 90-х гг. XX в. продолжалось возвращение верующим храмовых зданий и открытие церквей. Если в 1991 г. в границах Пензенской обл. действовали 44 церкви и 1 мон-рь, то в 2000 г. в регионе насчитывалось уже 166 приходов и 3 мон-ря (Наровчатский Троице-Сканов женский, пензенский Троицкий женский и Керенский Тихвинский мужской мон-ри). В 1998 г. епархии вернули архиерейский дом, восстановление к-рого полностью завершилось в 2016 г. Среди особо значимых восстановленных храмов - Покровский в Пензе (с 2001 имеет статус архиерейского собора) и Вознесенский в Кузнецке; в числе вновь построенных - Петропавловская ц. в Пензе и Христорождественская ц. в Земетчине. Число клириков епархии увеличилось с 57 чел. в 1991 г. до 147 чел. к 1 янв. 1999 г. В 1998 г. в ходе раскопок на месте взорванного в 1934 г. пензенского Спасского собора были обнаружены и перезахоронены останки 5 дореволюционных епископов: Афанасия (Корчанова (Корчана)), свт. Иннокентия (Смирнова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония (Николаевского). В 1999 г. торжества в честь 200-летия Пензенской епархии возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . После кончины 3 июля 2000 г. архиеп. Серафима (Тихонова) до 28 дек. того же года епархией временно управлял Саранский еп. Варсонофий (Судаков). В этот период на юбилейном Архиерейском Соборе 14 авг. 2000 г. были прославлены еп. свт. Иннокентий (Смирнов), священномученики еп. Феодор (Смирнов), свящ. Василий Смирнов и свящ. Гавриил Архангельский. В сент. 2000 г. открыто Пензенское ДУ. По определению Синода от 27 дек. того же года в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включено имя свящ. священноисп. Иоанна Калинина.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Пензенская Учреждена 16 октября 1799 года Саратовская и Пензенская Кафедра в Пензе Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Моздокский, викарий Астраханской епархии c 16.10.1799 по 4.12.1803 переименован еп. Пензенский и Саратовский Пензенская и Саратовская С 4 декабря 1803 года Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Саратовский и Пензенский, викарий Астраханской епархии с 4.12.1803 по 10.12.1808 Архиеп. Астраханский и Моздокский Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, рукоположен с 25.03.1808 по 28.05.1811 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Корчанов) епископ, рукоположен с 15.09.1811 по 8.02.1819 на покое; † 14.12.1825 Иннокентий (Смирнов) епископ, свт., рукоположен с 22.03.1819 † 10.10.1819 Амвросий (Орнатский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 9.11.1819 по 4.09.1825 на покое; † 26.12.1827 Ириней (Нестерович) епископ, рукоположен с 31.01.1826 по 3.10.1828 переименован еп. Пензенский и Саранский Пензенская и Саранская С 3 октября 1828 года Ириней (Нестерович) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 3.10.1828 по 26.07.1830 архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Иоанн (Доброзраков) епископ, рукоположен с 17.08.1830 по 19.01.1835 еп. Нижегородский и Арзамасский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 19.01.1835 † 15.10.1854 Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 4.12.1854 архиепископ с 22.04.1860 по 7.10.1862 архиеп. Тобольский и Сибирский Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 9.11.1862 по 21.08.1868 еп. Пермский и Верхотурский Григорий (Медиоланский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 21.08.1868 † 24.04.1881 Антоний (Николаевский) епископ, бывший еп. Енисейский и Красноярский с 15.05.1881 † 15.04.1889 Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 22.04.1889 по 12.07.1890 на покое; † 12.02.1892 Митрофан (Невский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургский епархии с 12.07.1890 по 13.11.1893 еп. Астраханский и Енотаевский † 23.05.1899 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010