Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя. Пс.88:11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго. Гордым называет фараона. Феодор., Афан. указывают на Господа Иисуса Христа, когда Он запретил морю и ветрам и ученикам дал власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию ( Лк.10:19 ). Ст.15. Правда и судьба уготование престола Его, то есть суть свойства Его Царственного владычества. Ст.16. Ведущий воскликновение; воскликновение означает песнь после победы. Ведущий воскликновение суть те, которые получили повод воспевать песнь победы и получили к ней привычку, говорится пророчески о христианстве. Афан. Пс.89:4. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Не остави нас совершенно погрузиться в бедственное и уничиженное состояние; ибо Ты сказал: обратитеся сынове человечестии; для избежания от бедствий дал нам средство, чтобы мы обращались к Тебе. Мысль сию Афанас. поясняет изречением пророка Иеремии ( Иер.3:22 ): возвратитися сынове возвращающиеся и изцелю сокрушение ваша. Не отврати совершенно нас в уничиженное состояние, ибо мы и без того ничтожны пред Тобою, исчезаем от Твоего гнева. Ст.8. В просвещение лица – открыто пред Тобою. Ст.9. Лета наша яко паучина поучахуся – как паутина, тянется и скоро рвется. Ст.11. И накажемся Афан. читает: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся – наказуй нас кротко; мы почувствуем сие кроткое Твое наказание. Пс.91:8. Яко да потребятся. Но они потребятся в век века; или: о, ежели бы они потребились во век века. Ст.12. Феодор. соединяет так: воззре око мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое, то есть я увижу низвержение вратов моих и лукав-нующих против меня; или, по крайней мере, о сем услышит ухо мое. Пс.93:15. Дóндеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем. Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют держащийся ея еси правии сердцем. Пс.95:7. Отечествия язык

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Юстиниана против мнений Оригена (Деян. всел. соб. в рус. пер. Каз. 1868 г. V т. 460–505 стр.) 199 Покой Божий от дел творения может быть понимаем условно и с ограничениями, Разъяснение этой мысли см. у проф. В. Д. Кудрявцева. Происх. мира (III т. 1 вып. соч. 318–320 стр.). 201 Тертул. О душе, гл. 19–21, 24–25, 27, 36–37 и др. Такое мнение о происхождении душ у Тертуллиана утверждается на его определении души, как субстанции телесной corporalis, имеющей фигуру и форму человеческого тела и даже известный цвет. Отсюда и положение Тертуллиана , что душа Адама есть естественный и единственный источник человеческих душ. 203 Григор. Бог. Сл. о душе (IV т. 243–244 стр.) Григорий Нис. Об устр. чел. XXIX гл. О душе и воскр. (IV т. 297–299 стр. в рус. пер.) Афанас. Вел. Resp. ad Quaest. Antioch 26. Макария Бес. 30, § 1. Блаж. Августин колебался между принятием этого мнения и учением о творении душ (см. у Писарева. Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. 1894 г. 193–199 стр.). 204 Еп. Сильвестра. Оп. Догм. Богосд. III т. 339 стр. по изд. 1899 г. Сам преосвященный автор склоняется к принятию мнения о непосредственном (без участия душ родителей) творении душ Богом, выражая свою мысль так: «лучше прямо держаться принятой церковью гипотезы творения душ». – Преосв. Филарет в своем Догм. Богословии (I ч. § 126) отдает предпочтение мнению о рождении душ от душ родителей. Преосв. митр. Макарий разрешает тот же вопрос так: «Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения – раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, творит не из ничего, а от душ родителей» (Догм. Богосл. 1 т. § 79). 205 Близкое к этому мнению высказывается и в Правосл. исповедании П. Могилы: «душа, говорится здесь, дается от Бога (можно понимать – как Виновника жизни вообще) в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе» (отв. на вопр. 28). Но эта слова находятся в сильной зависимости от римского катехизиса («разливается» – прямо оттуда взято).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

378 Πρωττοος πσης τσεως – указание образа происхождения Того, Кто назван образом Бога невидимого – чрез рождение из существа Отца, а следовательно, – и основания того, почему Он есть образ Его, и времени происхождения – прежде твари, т. е. прежде времени, от вечности, ибо прежде твари – вечность. Следовательно, здесь не та мысль, что Он стоит во главе тварей, и как первый из них, Сам тварь, как понимали выражение апостола ариане. В таком случае Он был бы назван первозданным или перворожденным (в смысле первозданного) иных тварей, кроме Его, прежде их рожденного (в смысле созданного – Афанас. В. Васил. В., Златоуст). Сверх того, Перворожденный всякой твари именуется Творцом всяческих. Но когда творится что, творится из ничего. Творить же из ничего может только Бог. Кто же сам из ничего, как тварь, тот творить не может. Творец и тварь – понятия несовместимые в одном лице. Следовательно, если Перворожденный всея твари все сотворил, то Сам Он не может быть тварью. Еп. Феофан, там же, 41–45 стр. – У древних учителей церкви объяснение этого выражения ввиду арианского его лжетолкования см. у Афанасия В. На ариан сл. 2, у Василия В. Пр. Евном. IV кн., подробнее у Григория нисск. Прот. Евномия, II, 8; IV, 3. 379 Образ – χαρατρ с греч. означает начертание, печать, оттиск. Ипостась употреблено здесь в значении сущность (оσα). Отсюда выражение – образ ипостаси Отца однозначуще со словами: сияние славы Его, распространяемой в виде света. Отец свет есть ( Иоан. 1, 5 ). Сын, как – свет от света, как истинный образ Бога Отца по самому существу Своему, следовательно, есть такой же Бог, как Отец, единосущен Ему. 380 Между прочим, эти слова особенно прямо и решительно показывают, что если ангелы называются в Писании иногда сынами Божиими, то в ином значении, чем единородный Сын Божий. Он называется Сыном Божиим потому, что рождается от Отца по существу, а ангелы, очевидно, в ином смысле, именно, – в смысле принадлежности к известному роду, имеющему свои особые свойства и отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Они возвестили сие чудесами при кресте и при разрушении храма Иерусалимского. Ст.23. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. Афан. разумеет о таинствах вообще, и особенно Евхаристии. Жертва хвалы, жертва бескровная прославляет Господа; ибо в ней мы вспоминаем и благодарим Господа за неизреченные благодеяния в творении, промышлении и искуплении бывшие, и в сей-то жертве Бог открывает путь, коим Он спасает человека; ибо дает верою видеть нам Единородного Сына Своего, за нас умирающего, и в оправдание наше воскресающего. Сие изречение получает более выразительности: псалмопевец хочет сказать, что не смерть тельцов спасает нас, но спасает единая жертва Господа нашего Иисуса Христа. Пс.51:6. Глаголы потопные: слова, которыми, как в потопе, погиб целый священнический город. Афан. Ст.11. Терплю имя Твое – уповаю на имя Твое. Пс.53:1. Во имя Твое спаси мя. За Твое имя, потому что я его призываю, и в силе Твоей суди ми, по Афанас.: в Сыне, то есть можно понимать так – суди с милостию, не по грехам, а умилостивленный ходатайством Агнца, закланного за грешников прежде сложения мира. NB. Суди в силе: суди как Всесильный, ничего не боясь, без всякого пристрастия. Ст.7. Истиною Твоею потреби их – как требует Твоя истина. Пс.54:14. Ты же человече равнодушие: ты, человек со мною единомысленный, которого Я поставил владыкою, то есть апостолов. Ст.19. Избавит миром душу мою: избави душу за мое миролюбие, с которым я хранил с ними мир; или, давши ей мир – во мнозе, – во многих отношениях имея с ними общение; изменения – исправления и оправдания. Ст.21. Простре руку Свою на воздаяние, оскверниша завет Его. простирал руку для подаяния благ, а они осквернили завет Его. Афан. Ст.24. Не даст во век молвы праведнику – не позволит, чтобы праведник терпел весь день беспокойство. Пс.55:11. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово (см. р.пер.). Феод.: произнесу ли краткое слово или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческие козни. Ст.14. Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Апокрифические сказания о создании мира Богом и Сатанаилом настолько были популярны в южной России, особенно в Галиции, что проникли в народную поэзию, и возникли народные апокрифические песни. Так, в одной галицко-русской колядке говорится, что в начале света не было ни неба, ни земли, но синее море. Среди моря стоит явор; на нем три голубя; они советуются, как мир сотворить, и приходят к такому заключению: Та спустымося на дно до моря, Та достанемо дрибного писку, Дрибный писочок посиемо мы. То нам ся стане чорна землыця; Та достанемо золотый камень, Золотый камень посиемо мы, То нам ся стане ясне небойко. Ясне небойко, свитле сонейко, Свитло сонейко, ясен месячик, Ясен месячик, ясна зирныця, Ясна зирныця, дрибни звиздойки. (Голов., т. II, стр. 5; Kolberg, т. I, стр. 348). Варианты незначительны: два дуба вместо явора, два голубя вместо трех, причем цифра два ближе подходит к тем апокрифическим сказаниям, в которых творцами земли являются плавающие по морю два гоголя (Бог и Сатанаил); синий камень вместо золотого, причем из синего камня создается синее небо (Афанас., т. II, стр. 466). В некоторых галицко-русских колядках говорится, что Господь и ап. Петр купались в кринице, возникшей из капли росы, и заспорили о том, что больше, земля или небо. Господь сказал, что земля; ап. Петр сказал, что небо. Господь приказал ангелам измерить небо и землю; большей оказалась земля: Чим небо меньше? Всюды ривненьке, Всюды ривненьке та звиздяненьке. Чим земля бильше? Горы и долины, Горы и долины, та и половины. (Голов., т, II, стр. 32; Чуб. т. III, стр. 307). Введение ап. Петра в апокрифические сказания о сотворении мира внесло в последние некоторые изменения. Еще более подверглись изменению апокрифические песни о миросоздании, вследствие проникновения в них ап. Петра, как видно из следующей колядки: Як то було спрежде вика Зачатье свита; Выгравало синее море. На синёму морю Стояло три яворы, На тих яворах Три крислечки. На першому крисли Сам Господ седыт, На другим крисли Святый Петро;

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

и 25 фев.) в народном суеверном календаре имеют важное значение в отношении к лихорадкам. Второго января мороз (или зима, а по некоторым вариантам, дьявол) приносит лихорадку, вместе с нечистою силою из ада и лихорадки на земле ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на людей, потому-то на заре этого дня предусмотрительные опытные деревенские старушки омывают наговорною водою притолки у дверей, чтобы заградить вход в избу не званным гостям. (Афанас. ч. 3 стр. 81). А с 25 февр. по замечанию поселян, опасно предаваться сну с раннего вечера, – можно наспать лихорадку (Сахаров 11, 3–4). Естественнее всего было для простого народа имена святых в этих числах бывающих по вышеизложенной г. Калинским причине – принять за целителей от лихорадки, а не Сисиния известного только по имени, тем более, что Сильверст, Тарасий и Феоген – лица облеченные священным саном, следовательно имеющие преимущественную власть и право отгонять болезни, олицетворяемые в простом народе с нечистою силою. Не даром и заговор от лихорадки, по убеждению простолюдинов, должен быть прочитан священником над больным (Летоп. русск. т. 3, 73. Библиотека для чтения 1848 г. IX. 51); во 2-х в народных легендах о св. Сисиние он большею частью называется св. Отцом, великим Апостолом, и редко мучеником. «При море черном столп стоит и на том столпе камень, на том камне сидит св. отец Сисиний...» и на иконе св. Сисиний изображен в ризах, следовательно изображен лицом, имеющим св. сан (епископом или священником). Таким образом, напрасно бы в Сисиние, целителе от лихорадки видеть мученика Сисиния, одного из 40 Севастийских воинов. Некоторые же считают св. Сисиния, упоминаемого в народном – заговоре против лихорадок лицом, не существовавшим и измышленным народною фантазией; но это не справедливо. Хотя сказания о св. Сисиние в народных заговорах искажены и легендарны, но св. Сисиний, к которому народ прибегает с молитвою во время лихорадки, как будет видно ниже, действительно существовал и на основании его чудес он признан чудесно исцеляющим от трясавичной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

304 Выражали свои ошибочные представления о Троице противомонархианские писатели, особенно Ориген и Дионисий, однако же, иногда так резко, что арианским писателям неудачною своею выразительностью подавали повод ссылаться на их произведения в подтверждение своего учения. Ориген высказывал, напр., такие суждения: „Спаситель и Св. Дух не сравнительно, а безмерно выше всех происшедших, но Отец на столько же или даже (еще) более превосходит Сына, чем и на сколько Он и Св. Дух превосходят всех прочих, а не как-нибудь“ (см. у Болотова. Уч. Оригена о Св. Троице. 274–275 стр.). – „Отец больше Сына по божеству (или существу), так как источник божества Сына в Отце“ (там же, 273–277 стр.). Частнее: Отец есть Θες, потому что Он Ατϑεος, а Сын – просто Θες, Бог по причастию, но не Самобог (там же, 304–309 стр.); ведение и воля Сына ограниченны или ниже ведения и воли Отца (там же, 327–344 стр.); благ только Отец (самоблаг), Сын не как Отец благ неразлично и просто (там же, 312–323 стр.); всемогущество Сына ниже всемогущества Отца и зависимо от Отца (там же, 351 стр.); молиться должно только Отцу (346 стр.). – Дух произошел чрез Слово от Отца и потому ниже Того, чрез Кого произошел, имеет нужду в Сыне, в Его посредстве не только для Своего существования, но и для того, чтобы быть мудрым, разумным, правосудным и пр. (там же, 364–375). „Сила Отца больше силы Сына и Св. Духа, и больше сила Сына, чем Духа Св.“ (О началах, I. 3). При всей резкости в изображении ипостасной отдельности божеских лиц, Ориген чужд был арианского иносущия ипостасей. Дионисий писал: „Сын Божий есть ποημα α γενητν (творение и происшедший в смысле заимствования Своего бытия от Отца, а не в смысле арианского εξ о ντων). Он не есть собственный Сын Отца по природе, и столь же различен от Него по существу (ξνον α οσαν) Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение Он не был прежде, чем произошел“ (Афанас. О мнен. Дионисия, 25). На эти слова Дионисия ариане ссылались в подтверждение всех своих положений, но из данного Дионисием объяснения их при изложении своего исповедания веры (в сочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Желание воплощения для смирения языков также нередко встречается у пророков. В другом месте он молит, чтобы Господь поставил правителя языков: да разумеют языцы яко человецы суть ( Пс.9:20 ). Следствием явления будет то, что язычники соберутся к Нему, а по совершении дела искупления Господь опять обратится на высоту, что и исполнилось в событии вознесения Христа Спасителя (Иерон III. VII. 19. Афан. и Вас.Вел. на сие место). В сем смысле слова повелением, имже заповедал еси будут иметь такое значение: повеление – προσγμα, что означает распоряжение, а здесь оно значит обетование Божие о явлении Искупителя. В соединении со словами: имже заповедал еси из сего произойдет такой смысл: явися на земле по твоему обетованию, которым Ты заповедал ожидать грядущего Искупителя (Афан.Вел. на сие место). Пс.7:10. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведного. Каким же это образом? Когда Бог оставляет грешника без наказания, это Он делает для того, чтобы злоба его достигла своей полной меры – меры долготерпения Божия, а когда казнит праведника, казнит его для того, чтобы исправился он. Так рассуди же, что тебе лучше? Сие и так можно понимать. Бог наказует сильною рукою беззаконного, дабы положить предел его беззаконию, а праведный, видя сие наказание, исправляется. NB. Стрелы содела сгораемыми. По общему мнению Вас.Вел., Афанас.Вел. и Феодорита, под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигают, говорит св. Васил.Вел., плотская любовь, любострастие, гнев и пр. Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Пророк молит, чтобы Господь послал Искупителя, Единородного Сына Своего, дабы нечестивые уразумели, что они люди, ибо прежде Его язычники не понимали, что они люди. Одни от гордости поставляли себя выше участи человеков, другие от плотских грехов были гораздо ниже, нежели прилично человеку, а проповедию Евангелия все уразумели, что они суть люди: первые – смирившись пред величием и святостию Божиею, а последние – поднявшись из тины греховных похотей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

573 Эту мысль о всеобщности Промысла Божия Премудрый весьма характерно выражает в следующем обращении к Богу: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как бы сохранилось то, что не было призвано Тобою» ( Прем.11:25–26 )? 592 Облич. себе самому и испов. Твор. Св. Отцов, XII, 216. Снес. Златоуст. In epist. ad Coloss. с. 2. homil. 5; In Ioann, homil. 18. n. 2. 601 Август. De civit. Dei, lib. V. с. II . Григор. Велик. Lib. XXVII. с. 18. n. 35 in cap. 37. Иов. 606 Златоуст. In Acta Apost. homil. 23. η. 4. In 2 Epist. adTimoth. c. 4. homil. 8. n. Феодорит. In cap. 38 Ezechielis. Дамаск. De fid. orthodox. lib. 2. c. 29. 607 Ориг. In genes. homil. 3. n. 2. Bacia. Вел. Quod Deus non est auct. mal. n. 4 et Дамаск. De fid. orthodox. lib. II. c. 29. 616 Афанас. Contr. gent. n. 7. Васил. Велик. Quod Deus non est auct. mal. n. 6. Август. De genes. contr. Manich. lib. II. c. 29. 622 О том, что молитву должно предпочитать всему. Твор. Св. Отц. Твор. Васил. Велик. ч. V. стр. 388 и 339–341. 623 Можно заметить, впрочем, что немалозначительным поводом к развитию и распространению теории мирового самоуправления послужило учение Лейбницево о мире, как наилучшем творении Божием, и о предустановленной гармонии мировой. Последователи Леибниневы – вольфианны, принявши за несомненное, что мир создан Богом наилучшим, отсюда прямо пришли к тому заключению, что мир не нуждается ни в какой сторонней поддержке, так как это свойственно только произведениям несовершенным, нуждающимся в своем сбережении, а также в улучшениях и поправках. К такому же выводу пришли они и признав в мире предустановленную гармонию, причем казалось им совершенно лишним делом или даже вредным вмешательством всякое действие Божие, обращенное на мир. Но сам Лейбниц вовсе не считал необходимыми подобных выводов из своего учения о мире наилучшем и о предустановленной в нем гармонии, а напротив, прямо и решительно исключал их, утверждая, что Бог есть существо абсолютное, а потому вне Его не должно быть ничего такого, что бы не зависело от Него. Читать далее Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. В 5 томах. Второе изд. – Киев : тип. Корчак-Новицкого,/Т. 3. 1889. – 523 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010