послов в сейме, представил утвержденный сеймом «Диплом», по к-рому за православными было признано право иметь иерархию, храмы, братства, школы и типографии, а также создавать и строить новые церковные учреждения. «Диплом» сообщал также о передаче митрополичьего стола избранному православными митр. св. Петру (Могиле) , Луцкой кафедры - Афанасию (Пузыне) , Мстиславской - Иосифу (Бобриковичу) . Кроме того, «Диплом» содержал обещание, что «Пункты успокоения» получат подтверждение на следующем сейме. В ряде грамот В. подтвердил права правосл. мон-рей и братств, издал распоряжения о передаче православным неск. храмов. Однако выполнение этих распоряжений натолкнулось на сопротивление униатов. В 1633 г. В. направил посольство в Рим, в т. ч. с целью получить одобрение сделанных православным уступок. Посольство лишь частично выполнило свою миссию, об одобрении папой «Пунктов успокоения» не могло быть и речи. Польск. послу Е. Оссолиньскому удалось добиться лишь того, что папа не выступил открыто против «Пунктов успокоения» и «Диплома». Когда в янв. 1635 г. собрался следующий сейм, война с Россией была закончена и заинтересованность В. в поддержке со стороны правосл. населения Речи Посполитой сильно уменьшилась. Хотя сейм, как и было обещано, формально подтвердил «Пункты успокоения», в привилеях В. 14 и 18 марта 1635 г., определявших положение униатской и правосл. Церквей в Речи Посполитой, уступок, сделанных православным, оказалось намного меньше, чем в «Пунктах успокоения». Так, в Перемышле наряду с православным должен был находиться и униатский епископ, православным не был передан Спасский мон-рь в Могилёве, к-рый должен был стать резиденцией Мстиславского епископа, им было запрещено иметь храмы в Полоцке, Витебске, Новогрудке и др. Несмотря на это, большая группа католич. и униатских сенаторов и послов продолжала протестовать против принятых решений. В соответствии с «Пунктами успокоения» в Польском королевстве и в Великом княжестве Литовском были организованы комиссии для раздела храмов и имущества между православными и униатами.

http://pravenc.ru/text/155001.html

В ситуации, когда начиналась Смоленская война с Россией и Речь Посполита нуждалась в поддержке Запорожского войска (см. Запорожская Сечь ), были приняты «Пункты успокоения», предусматривавшие офиц. признание правосл. Церкви, передачу православным митрополичьей кафедры в Киеве, 3 епископских кафедр на Украине и одной в Белоруссии, а также раздел храмов в больших городах между униатами и православными. Кандидатов для занятия кафедр должны были предложить правосл. духовенство и шляхта. 14 нояб. был избран королем Владислав IV Ваза , сын Сигизмунда III. К. активно способствовал организации съезда, участники которого сразу после избрания предложили новому монарху для возведения на митрополичью кафедру 2 кандидатов, один из них был Петр (Могила). Т. о., благодаря усилиям К. было заключено соглашение, обеспечившее верность православных Польско-Литовскому гос-ву, во главе правосл. митрополии оказался человек, лояльный к Речи Посполитой. Действия К. принесли ему расположение кор. Владислава и должность «королевского секретаря». Борьба за осуществление на практике «Пунктов успокоения» разгорелась на собравшемся в нач. 1633 г. коронационном сейме, где К. неоднократно выступал как выразитель общего мнения православных послов - участников сейма. Именно К. 15 февр. внес предложение подтвердить «Пункты успокоения» решением сейма. Это предложение столкнулось с сопротивлением католиков, говоривших, что подобное можно сделать лишь с одобрения папы Римского. К. энергично отстаивал противоположную т. зр. Ему приписывают созданное в это время анонимное сочинение, где излагались такие взгляды. На этом сейме в 1-й раз была предпринята попытка лишить К. депутатских полномочий. После долгих споров был принят «Диплом» Владислава IV, который должен был действовать до следующего сейма. «Диплом» включал признание правосл. иерархии, права православных на находящееся в их руках имущество, обещание создать комиссию для раздела в больших городах церквей и мон-рей между приверженцами 2 конфессий. В марте 1633 г. были выданы королевские грамоты Петру (Могиле) и др. кандидатам на епископские кафедры. Летом 1633 г. К. содействовал заключению соглашения, по к-рому Исаия (Копинский) отказался от притязаний на митрополичью кафедру. В марте 1633 г. К. принял от униат. еп. Иеремии Почаповского Жидичинскую архимандритию с имениями, церковью Богородицы в предместье Луцка и передал ее православному Луцкому еп. Афанасию (Пузыне) .

http://pravenc.ru/text/1841129.html

Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) Оформление титульного листа «Зерцала богословия» копирует оформление издания Платена «Heures de nostre Dame» (Anuers, 1565). Инициалы нередко заимствуются из изданий типографии Балабанов ( Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки украïнського друкарства. Льbib, 2000. С. 175). Отдельные части тиража имеют посвящения разным лицам, покровительствовавшим издательской деятельности К.: дворянам Ивану Ярмолинскому, Лаврентию Древинскому , кн. Александру Пузыне (впосл. еп. Луцкий и Острожский Афанасий ) - все они были связаны с Кременецким поветом, где жил К. В начале книги помещены посвящение, предисловие к читателю, «Лексикон, албо трудных слов выклад в той книзе» и стихотворение «Богу дающу зазрость, нечтоже успеет...». В предисловии К. говорит, что при подготовке сочинения он столкнулся со мн. бедами и препятствиями («завидование, оболгание, обругание и неблагодарство»). Основной текст состоит из 2 частей. Первая часть посвящена учению о Боге. Рассуждая о том, «како должны познати Бога», К. говорит, что в последнее время появились «злохитрии отроцы еретичестии», имея в виду «высокой мысли тщетных наук внешних философов»; философские учения автор называет «суетными». При этом о римско-католической и об униат. угрозе для Православия К. не пишет. По его мнению, подлинной мудростью является «жизнь в истине» и «чистое сердце». Вторая часть начинается с главы о сотворении невидимого (ангельского) мира; далее следует объяснение устройства ангельского чина, повествуется о злых духах, разделяемых на 3 вида: воздушных, водяных и подземных. Дается описание видимого, «четверакого» мира, состоящего из 4 стихий - огня, воздуха, воды и земли. Автор приводит подробную характеристику каждой стихии, уделяет особое внимание сотворению человека. В духе средневек. символизма К. пишет, что, подобно видимому миру 4 стихий, невидимый «злосливый мир» состоит из 4 пороков: зависти (соответствует воздуху), гордости (соответствует огню), алчности (соответствует воде) и убийства (соответствует земле).

http://pravenc.ru/text/1840351.html

В соответствии с «Пунктами успокоения народа русского» 1632 г. была восстановлена правосл. Луцкая и Острожская епархия, возможно, потому, что позиции Православия в этой части Волыни были сильными. Королевским привилеем от 18 марта 1633 г. епархия была передана волынскому шляхтичу А. Пузыне (см. Афанасий (Пузына) ), выбранному епископом на съезде волынской шляхты; ранее, 15 марта 1633 г., кор. Владислав IV передал Пузыне Жидичинскую архимандритию, ц. Успения (Пречистенский мон-рь) в пригороде Луцка и имения Л. е. Привилей предусматривал также перераспределение церковного имущества между православными и униатами. Несмотря на королевский привилей, сейм 1635 г. постановил считать епископом Луцким униата И. Почаповского. Процесс разделения церковного имущества между православными и униатами в Л. е. сопровождался острыми конфликтами. В мае 1634 г. студенты иезуитского коллегиума напали на луцкий Братский мон-рь. В результате были разгромлены и разграблены мон-рь, школа и госпиталь, студенты избили учеников, насельников богадельни и монахов. В авг. того же года погромы повторились, среди православных были убитые. Еще одним очагом конфликта стали имения потомков князей Острожских, выступавших в поддержку униат. Церкви. Анна Алоиза, жена виленского воеводы Я. К. Ходкевича, внучка К. К. Острожского, не позволила еп. Афанасию (Пузыне) провести ревизию в храмах и мон-рях в ее имениях. Она аннулировала фундушевую запись кн. Януша Острожского о передаче доходов с мест. Сураж и близлежащих деревень на содержание в Остроге правосл. Троицкой ц. и госпиталя при ней. Закрытие Острожской академии и появление в Остроге иезуитов углубили кризис Православия в регионе. Фактически прекратились богослужения в Богоявленском соборе, что привело к его разрушению. Осенью 1636 г. обострилось противостояние между Иеремией Почаповским и Афанасием (Пузыной). Последний силой вернул себе Михайловскую, Рождественскую и Пятницкую церкви в Луцке, возобновил богослужения в Покровской ц. Несмотря на двукратное решение трибунальского суда и давление местной власти, правосл. епископ не собирался уступать оппоненту. После смерти в окт. 1637 г. Почаповского король передал униат. Луцкую кафедру в управление Владимиро-Берестейскому униат. епископу Иосифу Мокосию-Баковецкому, Жидичинский мон-рь должен был отойти униат. митр. Рафаилу Корсаку . Еп. Афанасий отказался передать луцкий собор униатам и захватил имение униат. епископа Рожище с деревнями и фольварками. 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права еп. Афанасия на Л. е.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

1632-1648 годы характеризовались упадком униатской кафедры. Униаты потеряли множество приходов в Луцком повете. Осенью 1635 г. они вынуждены были уступить православным храмы Луцка. Не способствовал укреплению униатов и затяжной конфликт между Владимирским еп. И. Мокосием-Баковецким и жидичинским архим. Пахомием Война-Оранским. В условиях восстановления правосл. епархии униаты воспользовались поддержкой патронов-католиков. Осенью 1636 г. кнг. Анна Алоиза Ходкевич (урожд. Острожская) перевела в униатство подданных своих имений в Луцком у.- ок. 38 тыс. чел. После смерти в окт. 1637 г. униат. Луцкого еп. И. Почаповского униат. Владимирский еп. И. Мокосий-Баковецкий прибыл в Луцк и, несмотря на протесты местного клироса, вывез из кафедрального собора архив и ценности. В этих обстоятельствах православные взяли под свою опеку имения Л. е. Потери униатов были огромными. 30 окт. 1637 г. кор. Владислав IV издал универсал, к-рым передал духовенство и мирян униат. Л. е. под власть Владимирского униат. еп. Мокосия-Баковецкого. 14 дек. король передал Жидичинскую архимандритию униат. митрополиту, в 1637-1640 гг. Жидичинский мон-рь являлся одной из резиденций митр. Рафаила Корсака. 7 нояб. 1637 г. Мокосий-Баковецкий был введен митр. Рафаилом Корсаком в управление Луцкой кафедрой. Однако кафедральный клирос подчинился правосл. еп. Афанасию (Пузыне) и передал ему кафедральный собор. Пользуясь поддержкой местной знати, униаты оказали сопротивление, только 14 июля 1638 г. митр. Петр (Могила) добился окончательной передачи Иоанно-Богословского храма православным. Управление униат. приходами нек-рое время осуществлял администратор униат. Л. е., настоятель Жидичинского мон-ря Никифор Лосовский. Основными центрами унии оставались города Острог и Дубно. Накануне восстания под рук. Хмельницкого в Волынском воеводстве насчитывался 101 униат. храм. Восстание Хмельницкого, выдвигавшее среди проч. антиуниат. лозунги, подорвало позиции унии в регионе. О деятельности униат. епископов на Волыни в сер. - 2-й пол. XVII в. свидетельств нет.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Статьи примирения так и остались только лишь на бумаге — своеволие польской шляхты и безнаказанность униатов практически связывали руки короля Владислава IV. Никто ничего не хотел отдавать и делиться, никто не хотел мира и любви, декларируемых вроде бы римскими папами, латинскими бискупами и епископами-униатами: на богослужении и в проповедях говорилось одно, а в жизни совершалось все по-другому, — правда, под видом благочестия и искоренения «ереси», «схизмы», каковой почиталось православное исповедание веры. Листая Судовые акты тех лет, я снова и снова натыкался на такие обыденные констатации текущих событий: 2 мая 1634 года католики в Луцке совершали крестный ход со Святыми Дарами, и вот, ни с того ни с сего, около ста человек, вооруженных саблями, кортиками и ружьями, ворвались в православный Крестовоздвиженский монастырь под предлогом, что монастырь не приветствовал их крестный ход звоном колоколов. Одни бросились на колокольню, начали звонить и неистово кричать, а другие ворвались в церковь, опрокинули подсвечники, посрывали завесы, ковры и т.д. Третьи бросились в братские келлии, в училище и богадельню, били, рубили, кололи как мальчишек-учеников, так и иноков, стариков и старух. Били, рубили, кололи как мальчишек-учеников, так и иноков, стариков и старух Игумену Исаакию нанесли удары камнями и кирпичами по рукам и спине, учителю Босынскому отрубили палец на руке, многим разбили головы, выбили глаза, зубы... Затем разбили два сундука с деньгами, а сами деньги украли. Причинили и другой ущерб. Через несколько дней погромщики снова собрались в отряд и напали на дом православного Николая Лихновича, затем бродили по улицам, вылавливая и истязая православных мещан, уже в сумерках схватили дворянина Ивана Ломинского, о котором было известно, что он прислуживал епископу Луцкому Афанасию (Пузыне), и перед домом ксендза Ласского, с его благословения , забили до смерти палками. В Дрогичине староста Лешневольский отнял у православных три церкви и выгнал священников их из города, лишив имущества. Прочих же горожан преследовал разными способами — бил, заключал в узилище и т.п. Король Владислав лично распорядился вернуть захваченные церкви их исконным владельцам, но староста распоряжения этого не исполнил...

http://pravoslavie.ru/152672.html

А.А. Половцов Кисель, Адам Григорьевич Кисель , Адам Григорьевич, знаменитый киевский воевода. Род. в 1600 г., ум. 3 мая 1653 г. Происходил из небогатого дворянского рода северо-западной Волыни, где ему принадлежало во владимирском повете имение Низкиничи. Он был первым и единственным представителем фамилии, достигшим сенаторского звания и влиятельного положения в Речи Посполитой. Хотя, по преданию, перешедшему и в малороссийские хроники и в геральдические сочинения XVIII в., напр., Несецкого, и даже в королевскую грамоту 1646 г., которою Адам Кисель возводится в звание киевского каштеляна, род Киселя восходит к киевскому воеводе Святолду или Свентолдичу, павшему в Киеве во время взятия его в 1018 г. Болеславом Храбрым, но по документальным данным представители рода Киселя известны только от конца XV в. Первые известия об Адаме Киселе относятся к 1617 г., когда он участвовал в действиях южной армии Жолкевского; через два года сопровождал Жолкевского под Орынин и в 1620 г. к Цецоре. В 1626 г. участвовал в хотинском походе и далее продолжал служить под начальством гетманов Ходкевича и Конецпольского; сначала, как человек небогатый, занимал низшие должности, но шесть лет спустя был уже начальником хоругви, где служили его родичи. Вскоре после этого смерть отца заставила Адама Киселя вернуться в родовое имение для его устройства; здесь он и пробыл до смерти Сигизмунда III (30 апреля 1632 г.). Выступив на открывшемся вслед за смертью короля конвокационном сейме сторонником королевича Владислава и защитником православной веры, испытавший ряд притеснений в предшествующее правление, Кисель в начале 1633 г. был оставлен только что утвердившимся на престоле королем Владиславом IV, известным своею веротерпимостью и неприязнью к польским магнатам, при дворе, в звании «дворянина королевского». Так назывались те из придворных, которые не занимали определенных должностей, а состояли для особых более важных поручений. На первых порах Адаму Киселю поручено было отобрать от униатского епископа Почаповского Жидичинскую архимандрию с ее богатым монастырем, имениями и церковью и передать православному Сицкому епископу Александру Пузыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

как о защитнике унии с Римом. Плита не сохранилась. Фрик собрал наиболее полную информацию об эпистолярном наследии М. Это 20 писем, написанных в 1626-1631 гг. виленским и могилёвским братчикам, митр. Иову (Борецкому), архим. Петру (Могиле), одному из лидеров православных - волынскому шляхтичу Л. Древинскому , кн. А. Пузыне, патриарху Кириллу Лукарису, папе Урбану VIII, кардиналам О. Бандини и Л. Лудовизи, Римской курии, Конгрегации пропаганды веры, митрополиту Рутскому. Т. Кемпа опубликовал письмо М. к А. Хрептовичу, он также ссылается на несколько неизвестных писем (напр., ответ на обращение Льва Сапеги к Б. Огинскому). М. писал на польском и латинском языках, «простой мове». Отдельные послания являются развернутыми сочинениями на различные темы, в т. ч. богословские. Соч.: Anoлoriя моему странствованию на Восток/Пер. и предисл.: И. М. Мартынов. Лпц.; П., 1863. (Кирилло-Мефодиевский сб.; 1); [Соч.] П.; Лпц., 1867. (Кирилло-Мефодиевский сб.; 2); Αντιγραφ, albo odpowiedr na script vszczypliwy//Памятники полемич. лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1903. Кн. 3. С. 1149-1300. (РИБ; 19); Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб о. Леонтия Карповича. К., 1908; Verifikatia niewinnoci//АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 279-344; Obrona verificacjey//Там же. С. 345-442; Justificacia niewinnoci//Там же. С. 511-532; Elenchus//Там же. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 597-673; Supplicatia…//Док-ты, объясняющие историю Западнорус. края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865. С. 230-310; Collected Works of Meletij Smotryc " kyj/Introd. D. A. Frick. Camb. (Mass.), 1987. (Harvard Library of Early Ukrainian Literature. Texts; 1); The Jevanhelije ucytelnoje of Meletij Smotryc " kyj/Introd. D. A. Frick. Camb. (Mass.), 1987. (Ibid. 2); Тренос, тобто Плач//Ykpaïhcьki ryмahicmu епохи Biдpoджehhя: Ahmoлoriя/Ред.: В. М. Hiчuk. К., 1995. Ч. 2. С. 284-332; Трэнас. Прадмова да «Гpaмamыki славянскай». Казанне на пахаванне Ляbohцiя Kapnobiчa//Ahmaлoriя дауняй беларускай лim-pы: XI - 1-я палова XVIII ст./Падрыхт.: А.

http://pravenc.ru/text/Мелетия ...

Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне " ); кн. 3-я , с. 58 п/с. 1, (Дневник М.С. Ребелинского); с. 85 ( " Памятные записки игум. Евгении Озеровой " ). Рус. архив, 1900, кн. 3-я, 10, с. 26, 236. - " - 1903, кн. 1-я, 3, с. 378. - " - 1904, кн. 1-я, 4, с. 648-649. - " - 1910, кн. 3-я, 12, с. 589. Ж. М.П., 1945, 12, с. 44-45. - " - 1954, 4, с. 47. - " - 1958, 2, с. 19, 52-56. Ж. П. Б., т. I, с. 212; т. III, с. 149, 221, 223, 229-231; доп. том II, с. 370-387; т. IV, с. 296; т. VII, с. 37-46, 51; т. XI, с. 97-110, 509; доп. I, с. 596-600; т. XII, с. 519-520; 576-822; доп. II, с. 551-553. БЭЛ, т. VII, с. 716-717; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608-609. БЭС, т. II, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404. ЭС, т. 35-а, с. 737-738. РБС, т. XXI, с. 77-79. Н. Д., с. 16, 24, 36, 50, 69. Использованные материалы Страница портала " Русское Православие " : http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3507 " Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров) "http://проект " Русский Биографический Словарь " : http://www.rulex.ru/01210125.htm Православный календарь 2015. Тропари, кондаки и величания на каждый день (по благословению Высокопреосвященнейшего Софрония, митр.Черкасского и Каневского), с. 317.   РГИА Ф. 796, оп. 83, дело    Иулиания (Самсонова) , мон., сост., Оптинский патерик, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006, гл. I: " Краткая история и описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита " : , " голови Синодального та УПЦ (Кицай) " , официальный сайт Украинской Православной Церкви, 7 декабря 2011,    " Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (1779–1857) " , сайт Монастыри и храмы Киева, 15 мая 2013,    " В день обретения мощей свт.Филарета Амфитеатрова настоятель храма архимандрит Филарет празднует день своего небесного покровителя " , сайт Киевского храма во имя преподобного Сергия Радонежского, 29 октября 2010, http://archive.prp-sergiy.kiev.ua/news21.html   Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html . Редакция текста от: 11.05.2021 23:36:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/67.html

Не напрасно Кирилл Лукарис похвалил в 1614 г. Львовское братство за искусных и усердных типографщиков в Онуфриевской друкарне: в том же году она выпустила книгу «О священстве» святого Иоанна Златоустог о. Книга была переведена с греческого иеромонахом Онуфриевского монастыря Пафнутием, посвящена Львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому и напечатана иждивением винницкого старосты Александра Балабана и трудами ученого иеромонаха Памвы Берынды, который происходил из Молдавии, долго жил в Иерусалиме, имел звание патриаршего протосинкелла и теперь занимал должность типографа во львовской Онуфриевской типографии. В следующем году там же напечатана Псалтирь с посвящением княгине Корецкой, которое подписано иеромонахом Кириллом. А в 1616 г. типограф Памва Берында издал там же свои «Вирши» на Рождество Христово и на некоторые другие праздники «для утехи православным христианом» и посвятил свое издание епископу Иеремии Тиссаровскому. Из дидаскалов братской школы и проповедников еще с 1591 г. известен иеромонах Кирилл Транквиллион Ставровецкий Безбородый, учившийся в Замойской Академии и принявший пострижение в Уневском монастыре. Ревнуя о поддержании православия и о спасении ближних и ввиду того, что многие не только из светских, но и из духовных уклонялись в ереси лютеранские и другие, Кирилл, как сам говорит, «за благословением и повелением преосвященного господина отца Еремеи Тисаровскаго, ексархи трону св. великия Константинопольския Церкви, року 1614, генваря 19», а в 1616 г. получив благословение и от четырех Восточных патриархов чрез митрополита Монемвасийского Иоасафа, много лет потрудился над составлением сборника церковных поучений на все воскресные и праздничные дни, который и напечатал в 1619 г. под названием «Евангелие учительное» в местечке волынском Рохманове, имении княгини Раины Вишневецкой, урожденной Могилянки. Некоторые экземпляры своей книги он посвятил этой самой княгине Вишневецкой, иные князю Юрию Чарторыйскому, еще иные князю Самуилу Корецкому. Другое свое сочинение – «Зерцало богословия» Кирилл Транквиллион издал в 1618 г. «в монастырю Почаевском» и также посвятил некоторые экземпляры пану Лаврентию Древинскому, чашнику волынскому, а некоторые князю Александру Пузыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010