Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?); † 27.11.1744, Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь), архиеп. Белгородский и Обоянский. По происхождению серб. Возможно, прибыл в Россию вместе с митр. Ефремом (Янковичем) и был принят царем Петром I Алексеевичем на службу. С 1709 г. в Москве являлся ризничим при митр. Ефреме, затем нек-рое время служил духовным судьей. После кончины митр. Ефрема, с 1713 по 1725 г., П. являлся настоятелем московского Симонова монастыря в сане архимандрита. В 1719-1722 гг. по его ходатайству обители были возвращены «старинные» вотчины в Московской и Нижегородской губерниях с «освобождением» от «управления светских командиров», соляные варницы в Солигаличском у.; настоятелю и братии стали регулярно выдавать жалованье из Монастырского приказа (ОДДС. Т. 1. С. 24-25, 236, 336-337). В 1713-1715 гг. в Москве П. лично обличал Д. Е. Тверитинова , причем однажды дело дошло до драки ( Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 2. С. 220, 221, 299). 12 февр. 1722 г. в Симоновом мон-ре П. совершил постриг в монашество и 2 марта возвел в сан игумена Афанасия (Паисиос-Кондоиди ; впосл. епископ Суздальский). По инициативе симоновского архимандрита в 1723 г. в мон-ре было составлено позднейшее Житие свт. Феодора Ростовского (ГИМ. Син. 580). При учреждении Синода 25 янв. 1721 г. П. был назначен 1-м синодальным советником; наряду с архим. Гавриилом (Бужинским) он являлся одним из кандидатов на настоятельство в Троице-Сергиевой лавре. 22 дек. того же года имп. Петр I собственноручно подарил П., не имевшему еще архиерейского сана, панагию из патриаршей ризницы, а также передал «рясу бархатную вишневую на собольем пупковом меху» (ОДДС. Т. 1. С. 754, 768). П. принимал участие в сооружении ц. Св. Троицы (1721-1722) «для галерной эшквадры служителей» на Васильевском о-ве С.-Петербурга (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 948). В 1722 г. возглавил учрежденную при Синоде Контору судебных дел. После возвращения Синода из Москвы в С.-Петербург по указу от 20 марта 1723 г. был поставлен во главе Московской синодальной конторы. 18 авг. того же года в Москве участвовал в торжественной встрече мощей св. кн. Александра Ярославича Невского .

http://pravenc.ru/text/2580322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Паисиос-Кондоиди), еп. Суздальский (Паисиос-Кондоиди Анастасий; † 10.10.1737, Суздаль), еп. Суздальский и Юрьевский. Грек, уроженец о-ва Крит. Получив образование в Италии, вернулся на родину, принял священный сан. Преподавал греч., лат. и итал. языки детям молдав. господаря Дмитрия Кантемира . В 1711 г., после неудачного прусского похода Петра I , в к-ром Кантемир был союзником рус. царя против турок, Паисиос-Кондоиди вместе с семьей молдав. правителя выехал в Россию, где получил назначение 2-м секретарем рус. посольства в К-поле и одновременно состоял проповедником при К-польском Патриархе. В 1714 г. Паисиос-Кондоиди был тайно вывезен из К-поля рус. послом гр. П. А. Толстым, спасшим греч. священника от преследований тур. властей. Поселившись в России, с 1716 г. Паисиос-Кондоиди служил справщиком на московском Печатном дворе , затем преподавателем богословия в Славяно-греко-латинской академии . Вскоре переехал в С.-Петербург, в сане протоиерея состоял в клире Петропавловского собора. В 1721 г. при учреждении Святейшего Синода прот. Анастасий был назначен его асессором с жалованьем в 1000 р. за службу в К-поле. 12 февр. 1722 г. по собственному прошению пострижен в монашество с именем А. в Симоновом московском мон-ре ; 2 марта того же года возведен в сан игумена, назначен настоятелем Толгского ярославского мон-ря , с 8 июля 1723 г. настоятель ярославского в честь Преображения Господня мон-ря в сане архимандрита. В февр. 1725 г. участвовал в погребении имп. Петра I. 13 нояб. 1725 г. имп. Екатерина I поручила вице-президенту Синода архиеп. Феофилакту (Лопатинскому) и А. «новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе явится неисправно, то оное исправить». 26 дек. 1725 г. указом императрицы А. был назначен советником Святейшего Синода с предоставлением права ношения наперсного креста, «подобно архиереям». 15 июля 1726 г., при разделении Синода на 2 департамента, А. был определен 5-м членом 1-го департамента.

http://pravenc.ru/text/76916.html

Перенимая опыт, желающий молиться должен иметь правильное отношение к читаемым псалмам. Ведь Псалтирь может читаться по-разному и в разных ситуациях. Церковь знает последование чтения псалтыри по усопшим, Псалтирь широко используется в богослужениях суточного круга, Псалтирь можно читать ежедневно, разделяя ее на кафизмы. А можно и так, как предлагает прп. Арсений – в разных случаях. Главное – не воспринимать псалмы как некие заклинания на все случаи жизни. Православный христианин должен сторониться от подобного отношения к молитве. Псалмы – это молитва, это обращение к Богу. И именно так должно относиться к тому, что предложил святой Арсений, именно так он сам относился к чтению псалмов. А если у читающего эти строки будет столь же твердая и дерзновенная вера, какая была у преподобного, то и плод молитвы не заставит себя долго ждать. Каждому, кто хочет начать молиться так, как предложено прп. Арсением Каппадокийским , настоятельно рекомендуем ознакомиться с житием святого, изложенным прп. Паисием Святогорцем Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год. Чтение Псалтири по святому Арсению – Геронда, как Вы стали читать Псалтирь, пользуясь указаниями святого Арсения ? – Святой Арсений, не находя в Требнике соответствующих молитв для случаев, с которыми к нему обра­щались люди, использовал Псалмы. В одной тетрадке он записал для какого случая какой псалом читать. Когда эта тетрадь попала мне в руки, я стал читать Псалтирь и молиться по этим указаниям. Помысел говорит мне, что молитвам с Псалтирью по указаниям много помогает и святой Арсений. – Геронда, святой Арсений усердней молится Богу, потому что видит, что мы молимся так же, как молился и он сам? – Да, конечно. И тому есть примеры! – Геронда, как читать псалмы и молиться о каком-то конкретном вопросе? – Ты как читаешь? – Читаю сначала указания, а потом псалом. – Нет, сначала нужно хорошее вступление. Святой Арсений был святым и пришёл в такую меру, что читал только псалом. А мы, неужели не прочитаем в начале «Помилуй мя, Боже...»? А после псалма разве не прочитаем славословие? Разве не сделаем несколько поклонов? Итак, сначала читай 50-й псалом и смиренно проси милости Божией. Потом богородичен «Под Твою милость прибегаем, Богородице» и тропарь святого Арсения, чтобы призвать на помощь Пресвятую Богородицу и святого Арсения. Потом читай указание, о чём хочешь молиться, и соответствующий псалом. В конце читай: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (трижды) и в конце славословие как благодарение Хрис­ту и «Достойно есть» как благодарение Божией Матери. Сделай и поклонов сколько можешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

Особое покровительство П. оказывал кн. А. Д. Меншиков, к-рый, будучи экономом Александро-Невской обители, часто навещал архимандрита, «пел молебен» в мон-ре. Сам П. также регулярно бывал на «обедах» и «ужинах» у князя (Повседневные записки. 2000). Когда указом имп. Петра II Алексеевича от 5 июля 1727 г. панагии, «оставшиеся после св. патриархов» и пожалованные имп. Петром I, повелевалось «отобрать назад в патриаршую ризницу», кн. Меншиков «словесно приказал» Синоду «ничего не требовать» от П., поскольку Александро-Невский мон-рь находится «в протекции его светлости» (ОДДС. Т. 1. С. 753; Чистович. 1868. С. 203, 225). В 1725 г. П. наряду с архимандритами Феофаном (Прокоповичем), Афанасием (Паисиос-Кондоиди) и Рафаилом (Заборовским) давал показания против архиеп. Феодосия (Яновского), а в 1726 г.- против архим. Маркелла (Родышевского). При этом П. не во всем был «солидарен... с партиею Прокоповича», а архим. Маркелл, «нападая всеми силами на Прокоповича... старался выгородить архимандрита Александро-Невского» и даже высказывал ему благодарность за проявленные к нему милости ( Скворцов. 1878. 1. С. 36). В 1729 г. и позже П. расследовал дела белгородского архим. Никодима (Сребницкого), обвинявшегося в «блудном насилии» над работницей Ксенией Тарасовой и в др. грехах, в т. ч. во взяточничестве, но оправдал его, признав доносы на него неосновательными, сделанными от «простоты и незнания» (ОДДС. Т. 8. С. 346-348; Т. 19. С. 464). В 1730 г., после восшествия на престол имп. Анны Иоанновны , П. был отстранен от управления Александро-Невским мон-рем, 28 янв. 1733 г. восстановлен в правах, но без звания «первейшего» архимандрита. При П. по его приглашению в покоях Александро-Невского мон-ря проживал его друг - литератор и филолог В. К. Тредиаковский . Сам П. также писал стихи. Известно, что в 1739 г. свое стихотворение на «взятие Хотина» он по ходатайству Тредиаковского собирался напечатать в типографии АН, однако книга, по-видимому, не была издана (текст неизвестен). После перевода П. в Белгород Тредиаковский, находившийся в стесненных обстоятельствах, уехал к нему и проживал при архиерее с февр. 1738 до февр. 1739 г. Вероятно, П. «примыкал к той же культурной программе, которая объединяла Тредиаковского и Феофана Прокоповича», и являлся «сторонником ориентации на разговорное употребление и противником церковнославянской языковой стихии» (см. подробнее: Успенский, Шишкин. 1990. С. 161).

http://pravenc.ru/text/2580322.html

1064. Покровский, женский, ныне церковь в гор. Петровске, Саратовской губ. Он не мог быть основан ранее первой половины XVIII ст., т. е. уже после построения в 1698 г. самого гор. Петровска; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 534; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XXXIX, 418 (обращен в приход); “Труды Саратов. архивн. Комиссии», II, 187 (в 1762 г. вместо ветхой дерев. Покровской церкви постр. каменная). 1065. Покровский, мужской, ныне селение Покровское, Якутской обл. и округа, в 82 вер. к юго-зап. от Якутска по почтовому тракту в Иркутск, на левом берегу р. Лены. Неизвестно когда основан, но при издании штатов в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 577; Ратшин, 549. 1066. Покровский – Александровский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ., в гор. Суздале, на берегу р. Каменки, против Спасо-Евфимиевского мон., на низменном месте Покровской стороны. Основан в 1364 г. по благословению еписк. Иоанна и по просьбе кн. Андрея Константиновича, брата Вел. кн. Суздальского Бориса, ъ благодарность Богу за спасение от погибели на р. Волге. Место для монастыря избрано самим преп. Евфимием «обон пол реки, близ обители святого». Первою игумениею была избрана еписк. Иоанном мать (по другим близкая родственница) преп. Евфимия, которая находилась в иночестве до того времени в Александровском Суздальск. мон. В соборн. храме во имя Покрова, постр. в 1510 г., покоятся под спудом мощи царицы Соломонии, в иноч. Софии, первой супруги Вел. кн. Василия Иоанновича, память которой чтится 18 декабря. Кроме того, в монастыре жили: царица инокиня Александра, супруга царевича Ивана Ивановича, в 1587 г.; царица Мария (в иноч. Елена), супруга Вас. Ив. Шуйского, и Евдокия, супруга Петра I, сосланная сюда в 1698 г. и отсюда потом переведенная в Ладогу. Тут также погребены кн. Суздальские, Черкасские, Скопины, всего 27 гробниц. В ризнице хранятся дорогие и старинные вещи, жертвованные ц. Грозным и другими лицами. М. И. Семевский, “Покров. дев. м-рь в Сузд.», Моск., 1861 г.; “Ист. Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в Сенат сведения о приходе и расходе в них сборных денег 3306 , 3325 ; о передаче их в ведение Коллегии Экономии 3307 , 3317 , 3325 ; о возврате их архиер. домам и м-рям 3693 , 3713 , 3721 ; архиерейские и монастырские перед. в ведение Коллегии Экономии 3555 ; треб. в Синод. Дворцовый Приказ ежемесячные приходо-расходные ведом. о хлебе 3268 ; – третные о скоте 3274 ; отмена проекта устройства в них конских заводов 3609 ; о возврате в монастыри посольских старцев 3624 ; Донскому м-рю отдаётся с. Сокольи горы 3187 ; по Новгород. епархии собир. сведения о монастырских 3194 ; перечень и штаты принадл. Новгород. архиер. дому 3559 ; Нижегород. Благовещен. мон. – о служителе заведующ. ими 3196 ; Благовещенского и Дудина монастырей 3572 ; возвращ. Суздальск. архиер. дому село Рождествено 3669 ; незнач. число их в Крутицкой епархии 3235 ; вовсе нет их у Смолен. Вознес. жен. мон. 3236 ; инструкция об управлении принадлежащими Троице-Сергиеву мон-рю 3296 ; треб. вед. о доходах с них 3297 ; Сузд. Спасо-Евфимиева мон. 3534 ; треб. ведом. о принадлеж. Московским мон-рям за время управл. Монастырского Приказа 3660 ; крестьянским запрещено покупать рекрут 3507 . (См. Земли , Имущество , Угодья ). ВЫБОРНОЕ НАЧАЛО – в приходах 3558 . ВЫСОЧАЙШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ФАМИЛИЯ : представление Императрице вновь назнач. архимандритов 3178 ; – протопопа 3200 ; Царица Параскева Феодоровна и Императрица Анна Иоанновна – вкладчицы в Покровскую в г. Пскове церковь 3190 , 3199 ; Император Пётр I строил Кронштадтскую крепость 3242 ; рождение принца Иоанна Антоновича 3577 ; о празднов. рожд. и тезоименитства его 3586 ; провозглашение Наследником 3591 , 3592 ; восшествие на престол 3594 ; смерть, погребение и поминовение Императрицы Анны Иоанновны 3598 , 3599 , 3602 , 3603 ; церемониал погребения 3604 ; невоспоминание на б-ни в Соловецком мон. 3214 ; воспоминание в церквах за границей 3250 ; об изменении формы возношения в церквах 3433 , 3578 , 3592 , 3593 , 3605 , 3727 ; неправильное написание Царского титула 3355 ; молебствие о здравии Государя и всей Фамилии 3606 ; молебствие по случаю рождения вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключарев Никифор, 1764 г. обучался в грамматике. В ведомости о нём замечено: «за частыми припадками плох». По-видимому, в этом же году исключён. Кованцев Иван Степ. 1781 г. из философии определён обучать латинскому языку певчих (Арх. Суз. кон. 1782 г., 28). 1783 г. – свящ. Юрьевскаго Архангельскаго монастыря (Там же, 1783 г., 353). Кованцев Михаил. 1783 г. из грамматики – копиистомъ губернского магистрата в 2-м департаменте (Арх. Суз. кон. 1783 г., 128). Кованцев Парфений. Взят в семинарию 1786 г. 1788 г. из инфимы – дьячком Суздальской Входоиерусалимской церкви (Арх, Суз. кон, 1788 г., 49). Козловский Иван Ив. Поступил 1768 г. в 1771 г. обучался в школе грамматики. Козлов Ефим Петр. В 1766 г. обучался в аналогии; скоро вышел из семинарии. Козлов Яков Петр. 1766 г. обучался в аналогии и отмечен «от Пасхи не является н малонадёжен». Впоследствии 1769 г. бежал и долго числился в бегах. (См. Арх. Суз, кон. 1770 г., 8 и выше, стр, 136). Козмин Дмитрий. 1771 г. обучался в аналогии. Колосов Григорий Иван. 1766 г. обучался в инфиме и вскоре вышел из семинарии. Кондыревский Василий Алексеевич. 1781 г. из инфимы – пономарём Суздальск. Предтеченской церкви (Арх. Суз. кон. 1781 г., 53). Конопатин Иван Козьм. 1706 г. обучался в аналогии и скоро оставил семинарию. Коноплев Василий Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Константиновский Василий Иван. Взят в семинарию 1778 г. 1789 г. из богословии – свящ. в с. Палазино, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., 905). Копров Петр Фед. Взят в семинарию 1782 г. 1792 г. из богословии уволен в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1792 г., 232). Корелин Василий Ив. 1766 г. обучался в школе грамматики. Скоро вышел из семинарии. Корелин Иван. 1771 г. обучался в школе аналогии. Королев Семён, 1788 г. обучался в школе информатории. Корольков Никита. 1771 г. из аналогии определён пономарём в с. Яковлево, Юр. окр. (Арх. Суз. кон. 1774г., 71. Утверждено место). Косаткин Григорий Иван, 1788 г. из низшего класса – дьячком в Старопашенную слободу (Арх. Суз. кон. 1788 г., 67),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

старец Моисей Озеров, да монаст. слуг 2, да на том же монаст. подворье живут разн. чинов люди из оброку в избах; далее их перечень); “Русск. истор. Библиот.», I, 143, 156, 161, 187, 190, 191, 548, 552, 553, 562, 579, 589, 591, 629, 679 (памятники смутн. времени; назван Осипов); III, 172 (царь Иоанн Грозный около 1567 г. из городка Старицы ехал на Осифов м-рь, а в Осифове м-ре встретил царя сын его царев. Иван); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; память преп. Иосифа, игум. Лямского чудотвор., 9 сентяб.); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимаидриту Иосифова м-ря: объярь двоеличная, травчатая, дороги двоеличные, 10 золотых), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Алексею о построении галеры); VI, 819, 120 (послание 1493 г. игумена Иосифа к Нифонту, еписк. Суздальск., о еретиках); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, Матер. для археолог. словаря, 34 (инок Исаия Борода в 1569 г. пожертвовал м-рю нотный рукопис. сборник, при игум. Леониде); 1869 г., т. II, вып. 1, 8 (инок м-ря Вассиан, в мире Василий Шемякин, знаток безлинейного пения, 1572 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, 31 (Паисий, живописец, расписывал церковь Успения, построенную в м-ре преп. Иосифом). 846. Казанская, мужская пустынь, ныне погост Казанская пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., на границе Кириловского у. Новгород. губ., в 128 вер. к вост.-юго-вост., по тракту из гор. Кирилова в Каргополь, при оз. Климентовском. Существовала в 1675 и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 14. 847. Казанская – Богородицкая, мужская пустынь, упраздненная, Костромской губ. и уезда, близ гор. Костромы. В 4 вер. к сев.-зап. от Костромы существует ныне деревня Казанка. В 1731 г. упоминается в ней строит. Иосиф. До 1745 г. принадлежала к Синодальной области и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 885. 848. Казанская – Рябинина, мужская пустынь, ныне погост Рябинина Пустынь, Вологодской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1757 . Невская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Новгородской губ., Демянского у., при болоте Невий мох, в окрестностях погоста Налючей. Существововала уже в 1677 г.; в 1681 г. значилась приписною к Новгород. архиер. дому и упразднена до 1764 г., так что в 1808 г. были от нее лишь одни следы. “Ист. Росс. Иер.”, V, 140; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписп. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят. м-рей”, 128. 1758 . Нектариев или Нехтарьев, мужской, ныне погост Нектарьев, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-зап. от Твери, на прав. берегу р. Тьмы. По преданию, основан в XV ст. преп. Нектарием, братом Саввы и Вар­сонофия, настоятелей Тверск. Саввинского м-ря. Несомненно уже существовал в 1540 г., когда имел во владении несколь­ко поселков и вотчин. Упразднение его последовало задолго до издания штатов, и, как видно из документов Николаев­ского-Малицкого м-ря, он еще в цар­ствование Алексея Михаиловича приходил в запустение, а в 1693 г. приписан к Твер. архиер. дому. Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 37 (описание со списком грамот 1676 г.); Иером. Феофилакт Виноградский, “Опис. Никол. Малиц. м-ря”, 12; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 473, 25; Жизневский, “Опис. Твер. музея”, 45, 60 (икона Василия Кесарийск.); Калачов, “Писц. кн. ст.”, изд. И. Р. Геогр. Общ., 1877 г., I, Отд. 2, 253 (вотч. в волости Шестка), 258 (в вол. Чаглов). 1759 . Низкиничский, мужской, ны­не село Низкиничи, Волынской губ., Вла­димирского у., в 16 вер. к юго-зап. от Владимира. Основан около 1643 г. Ада­мом Григор. Киселем, воеводою Киев­ским, и супругою его Анастасиею Богушевичевой, в память их предков, по­гребавшихся около Низкинической цер­кви. С 1690 г. м-рь претерпевал при­теснения от униатов и затем ими захвачен. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 8. 1760 . Никитский, вероятно женский, Московской губ., Богородского у., где ныне погост Никитский, в 29 вер. к юго-вост. от Богородска. При перечислении селений, принадлежавших Покровскому Суздальск. жен. м-рю, в несудимой грамо­те 1623 г. между прочими значится: «да в Московском уезде, в Быкове стане, село Взлошки, да того же села монастырек Святый Великий Мученик Христов Никита». “Акты истор.”, III, 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

53 « – Руси». Льв. 1898. T. I, 439–59 и « Нестор Пользуюсь случаем поблагодарить проф. Грушевского за данную мне возможность познакомиться с последней его работой, напечатанной в юбилейном сборнике « 1898. 56 В упоминаемом уже нами Описании иконописи Киево–Печ. Лавры значатся два Нестора: « прпд. Нестор и « прпд. Нестор лтописец» («Чтен. в Общ. Нестора», кн. XII, 85), но первый из них есть, очевидно, Нестор «Некнижный». (Ср Арх. Сергий. Полн. Месяц. Вост., II, 226; Н. Барсуков. Источу, агиографии, 387; Арх. Димитрий. Месяцесл свят. Вп. II, 193–4; Арх. Модест. Кратк. Сказ. о жизни и подвигах св. отц. дальних пещер К.–Печ. Л. К. 1885, 15–6. 56). 57 Бутков. Оборона летоп. р., 188–194; Шахматов. Житие Антония и Печерск. летоп., 130–1; Е. Н. Щепкин. Zur Nestorfrage, 527–8. 58 Этого не отрицает и проф. Щепкин (там же, 515), пришедший к заключению, что между Сказанием и Житием нет «никакого сходства». Впрочем, на той же (527) и след. стран. своей работы автор допускает «die Anklänge... ir d. Auswahl u. Disposition des Materials»... 66 Ср. славянск. печатн. изд. Печ. Патер. 1661, л. 55 об : « Даде ему (т. е. преп. Феодосию) Богъ увдати ставъ чтного нже елика бгоугоднотъ чину своемъ сказа, вс Прпбный возлюби. И тог ради посла единого въ Константинъ градъ, къ блженному Ефрему евнуху..., ко да той стог монастыра дошедъ, извстне вс ег оувсть: и весъ ставъ тамо по дробну исписавъ принесетъ ему» Преосв. Макарий (Ист. р. ц. 2 II, 61–2) и St. Srkulj (Die Entstehung d. ält. rus. sogen. Nestorchronik. Poega. 1896, p. 31) представляют дело несколько иначе: список Студийского устава был найден у Михаила в то время, когда один из иноков отправился уже в Константинополь. 78 « Аз же гршный недостойный рабъ е и оучнкъ Несторъ. недооумю како похвалити довра его и (Рукп Рум. М. 305, л. 109). 79 Ср. Лаврент. и Ипат. сп.; в Никоновск. лет. (П. С. P. Л. IX, 83–85) с заглавием: «Начало о Печерском монастыре, и повест известна, что ради прозаваем Печерский монастырь», в Летописце Переяславля Суздальск. («Времен.» IX, 44–46) – « начал Печерского монастыр». В Новгородск. III (П. С. Р. Л. III, 212), Софийск. I (ib. V. 138), Воскресенск. (ib. VII, 332) и Тверск. (XV, 150) – краткое известие об основании Печерской обители помещено под 6560 (1052) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004