Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?); † 27.11.1744, Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь), архиеп. Белгородский и Обоянский. По происхождению серб. Возможно, прибыл в Россию вместе с митр. Ефремом (Янковичем) и был принят царем Петром I Алексеевичем на службу. С 1709 г. в Москве являлся ризничим при митр. Ефреме, затем нек-рое время служил духовным судьей. После кончины митр. Ефрема, с 1713 по 1725 г., П. являлся настоятелем московского Симонова монастыря в сане архимандрита. В 1719-1722 гг. по его ходатайству обители были возвращены «старинные» вотчины в Московской и Нижегородской губерниях с «освобождением» от «управления светских командиров», соляные варницы в Солигаличском у.; настоятелю и братии стали регулярно выдавать жалованье из Монастырского приказа (ОДДС. Т. 1. С. 24-25, 236, 336-337). В 1713-1715 гг. в Москве П. лично обличал Д. Е. Тверитинова , причем однажды дело дошло до драки ( Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 2. С. 220, 221, 299). 12 февр. 1722 г. в Симоновом мон-ре П. совершил постриг в монашество и 2 марта возвел в сан игумена Афанасия (Паисиос-Кондоиди ; впосл. епископ Суздальский). По инициативе симоновского архимандрита в 1723 г. в мон-ре было составлено позднейшее Житие свт. Феодора Ростовского (ГИМ. Син. 580). При учреждении Синода 25 янв. 1721 г. П. был назначен 1-м синодальным советником; наряду с архим. Гавриилом (Бужинским) он являлся одним из кандидатов на настоятельство в Троице-Сергиевой лавре. 22 дек. того же года имп. Петр I собственноручно подарил П., не имевшему еще архиерейского сана, панагию из патриаршей ризницы, а также передал «рясу бархатную вишневую на собольем пупковом меху» (ОДДС. Т. 1. С. 754, 768). П. принимал участие в сооружении ц. Св. Троицы (1721-1722) «для галерной эшквадры служителей» на Васильевском о-ве С.-Петербурга (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 948). В 1722 г. возглавил учрежденную при Синоде Контору судебных дел. После возвращения Синода из Москвы в С.-Петербург по указу от 20 марта 1723 г. был поставлен во главе Московской синодальной конторы. 18 авг. того же года в Москве участвовал в торжественной встрече мощей св. кн. Александра Ярославича Невского .

http://pravenc.ru/text/2580322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Паисиос-Кондоиди), еп. Суздальский (Паисиос-Кондоиди Анастасий; † 10.10.1737, Суздаль), еп. Суздальский и Юрьевский. Грек, уроженец о-ва Крит. Получив образование в Италии, вернулся на родину, принял священный сан. Преподавал греч., лат. и итал. языки детям молдав. господаря Дмитрия Кантемира . В 1711 г., после неудачного прусского похода Петра I , в к-ром Кантемир был союзником рус. царя против турок, Паисиос-Кондоиди вместе с семьей молдав. правителя выехал в Россию, где получил назначение 2-м секретарем рус. посольства в К-поле и одновременно состоял проповедником при К-польском Патриархе. В 1714 г. Паисиос-Кондоиди был тайно вывезен из К-поля рус. послом гр. П. А. Толстым, спасшим греч. священника от преследований тур. властей. Поселившись в России, с 1716 г. Паисиос-Кондоиди служил справщиком на московском Печатном дворе , затем преподавателем богословия в Славяно-греко-латинской академии . Вскоре переехал в С.-Петербург, в сане протоиерея состоял в клире Петропавловского собора. В 1721 г. при учреждении Святейшего Синода прот. Анастасий был назначен его асессором с жалованьем в 1000 р. за службу в К-поле. 12 февр. 1722 г. по собственному прошению пострижен в монашество с именем А. в Симоновом московском мон-ре ; 2 марта того же года возведен в сан игумена, назначен настоятелем Толгского ярославского мон-ря , с 8 июля 1723 г. настоятель ярославского в честь Преображения Господня мон-ря в сане архимандрита. В февр. 1725 г. участвовал в погребении имп. Петра I. 13 нояб. 1725 г. имп. Екатерина I поручила вице-президенту Синода архиеп. Феофилакту (Лопатинскому) и А. «новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе явится неисправно, то оное исправить». 26 дек. 1725 г. указом императрицы А. был назначен советником Святейшего Синода с предоставлением права ношения наперсного креста, «подобно архиереям». 15 июля 1726 г., при разделении Синода на 2 департамента, А. был определен 5-м членом 1-го департамента.

http://pravenc.ru/text/76916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Особое покровительство П. оказывал кн. А. Д. Меншиков, к-рый, будучи экономом Александро-Невской обители, часто навещал архимандрита, «пел молебен» в мон-ре. Сам П. также регулярно бывал на «обедах» и «ужинах» у князя (Повседневные записки. 2000). Когда указом имп. Петра II Алексеевича от 5 июля 1727 г. панагии, «оставшиеся после св. патриархов» и пожалованные имп. Петром I, повелевалось «отобрать назад в патриаршую ризницу», кн. Меншиков «словесно приказал» Синоду «ничего не требовать» от П., поскольку Александро-Невский мон-рь находится «в протекции его светлости» (ОДДС. Т. 1. С. 753; Чистович. 1868. С. 203, 225). В 1725 г. П. наряду с архимандритами Феофаном (Прокоповичем), Афанасием (Паисиос-Кондоиди) и Рафаилом (Заборовским) давал показания против архиеп. Феодосия (Яновского), а в 1726 г.- против архим. Маркелла (Родышевского). При этом П. не во всем был «солидарен... с партиею Прокоповича», а архим. Маркелл, «нападая всеми силами на Прокоповича... старался выгородить архимандрита Александро-Невского» и даже высказывал ему благодарность за проявленные к нему милости ( Скворцов. 1878. 1. С. 36). В 1729 г. и позже П. расследовал дела белгородского архим. Никодима (Сребницкого), обвинявшегося в «блудном насилии» над работницей Ксенией Тарасовой и в др. грехах, в т. ч. во взяточничестве, но оправдал его, признав доносы на него неосновательными, сделанными от «простоты и незнания» (ОДДС. Т. 8. С. 346-348; Т. 19. С. 464). В 1730 г., после восшествия на престол имп. Анны Иоанновны , П. был отстранен от управления Александро-Невским мон-рем, 28 янв. 1733 г. восстановлен в правах, но без звания «первейшего» архимандрита. При П. по его приглашению в покоях Александро-Невского мон-ря проживал его друг - литератор и филолог В. К. Тредиаковский . Сам П. также писал стихи. Известно, что в 1739 г. свое стихотворение на «взятие Хотина» он по ходатайству Тредиаковского собирался напечатать в типографии АН, однако книга, по-видимому, не была издана (текст неизвестен). После перевода П. в Белгород Тредиаковский, находившийся в стесненных обстоятельствах, уехал к нему и проживал при архиерее с февр. 1738 до февр. 1739 г. Вероятно, П. «примыкал к той же культурной программе, которая объединяла Тредиаковского и Феофана Прокоповича», и являлся «сторонником ориентации на разговорное употребление и противником церковнославянской языковой стихии» (см. подробнее: Успенский, Шишкин. 1990. С. 161).

http://pravenc.ru/text/2580322.html

В Тотьме в храме Рождества Христова на св. мощах прп. Феодосия Тотемского находится его железная шапочка, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске - его вериги. С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков Архиереи еп. св. Стефан (зима 1383/84 - 26 апр. 1396); еп. Исаакий (20 янв. 1398 - между 22 марта 1416 и 1418); еп. сщмч. Герасим (1418-1443); еп. сщмч. Питирим (1444 - 19 авг. 1456); еп. сщмч. Иона (1459 - 6 июня 1470); еп. Филофей (2 нояб. 1471 - апр. 1501); еп. Никон (1502 - ранее 1514); еп. Тарасий (2-я пол. 10-х гг. XVI в.); еп. Пимен (Ходыкин; 1520 - после 1524); еп. Алексий (9 апр. 1525 - между 1543 и 1 апр. 1545); еп. Киприан (30 янв. 1547 - до 1558); еп. Иоасаф (до 1560-1570); еп. Макарий (1571-1575); еп. Варлаам (1576-1584); еп. св. Антоний (11 окт. 1586 - 26 окт. 1588); Иона (Думин ; после мая 1588-1603, с 1589 архиеп.); архиеп. Иоасаф (дек. 1603 - после мая 1609); архиеп. Сильвестр (до 9 сент. 1611 - после 1 мая 1613); архиеп. Нектарий Грек (25 июня1613 - 1616, после 17 апр. 1625 - 3 июня 1626); архиеп. Макарий (9 февр. 1617 - 21 июля 1619); архиеп. Корнилий (6 февр. 1620 - 17 марта 1625); архиеп. Варлаам (8 окт. 1626 - янв. 1645); архиеп. Маркелл (16 янв. 1645 - 22 марта 1663); архиеп. Симон (23 окт. 1664 - 29 апр. 1684); архиеп. Гавриил (Кичигин; 7 сент. 1684 - 30 марта 1707); архиеп. Иосиф (17 окт. 1708 - 29 нояб. 1715 или 18 янв. 1716); еп. Павел (Васильев; 29 янв. 1716 - 5 нояб. 1725); еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди ; 9 окт. 1726 - 17 сент. 1735); еп. Амвросий (Юшкевич ; 2 февр. 1736 - 29 мая 1740); еп. Пимен (Савёлов; 29 июня 1740 - 26 мая 1753); еп. Серапион (Лятошевич; 29 окт. 1753 - дек. 1761); еп. Иосиф (Золотой; 16 дек. 1761 - 25 дек. 1774); еп. Ириней (Братановский; 26 апр. 1775 - 23 апр. 1796); еп. Арсений (Тодорский; 15 авг. 1796 - 15 июня 1802); еп. Антоний (Знаменский; 5 июля 1802 - 13 февр. 1803); еп. Феофилакт (Слонецкий; 26 апр. 1803 - 3 янв. 1808); еп. Евгений (Болховитинов ; 24 янв. 1808 - 19 июля 1813); еп. Онисифор (Боровик; 22 февр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Перенимая опыт, желающий молиться должен иметь правильное отношение к читаемым псалмам. Ведь Псалтирь может читаться по-разному и в разных ситуациях. Церковь знает последование чтения псалтыри по усопшим, Псалтирь широко используется в богослужениях суточного круга, Псалтирь можно читать ежедневно, разделяя ее на кафизмы. А можно и так, как предлагает прп. Арсений – в разных случаях. Главное – не воспринимать псалмы как некие заклинания на все случаи жизни. Православный христианин должен сторониться от подобного отношения к молитве. Псалмы – это молитва, это обращение к Богу. И именно так должно относиться к тому, что предложил святой Арсений, именно так он сам относился к чтению псалмов. А если у читающего эти строки будет столь же твердая и дерзновенная вера, какая была у преподобного, то и плод молитвы не заставит себя долго ждать. Каждому, кто хочет начать молиться так, как предложено прп. Арсением Каппадокийским , настоятельно рекомендуем ознакомиться с житием святого, изложенным прп. Паисием Святогорцем Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год. Чтение Псалтири по святому Арсению – Геронда, как Вы стали читать Псалтирь, пользуясь указаниями святого Арсения ? – Святой Арсений, не находя в Требнике соответствующих молитв для случаев, с которыми к нему обра­щались люди, использовал Псалмы. В одной тетрадке он записал для какого случая какой псалом читать. Когда эта тетрадь попала мне в руки, я стал читать Псалтирь и молиться по этим указаниям. Помысел говорит мне, что молитвам с Псалтирью по указаниям много помогает и святой Арсений. – Геронда, святой Арсений усердней молится Богу, потому что видит, что мы молимся так же, как молился и он сам? – Да, конечно. И тому есть примеры! – Геронда, как читать псалмы и молиться о каком-то конкретном вопросе? – Ты как читаешь? – Читаю сначала указания, а потом псалом. – Нет, сначала нужно хорошее вступление. Святой Арсений был святым и пришёл в такую меру, что читал только псалом. А мы, неужели не прочитаем в начале «Помилуй мя, Боже...»? А после псалма разве не прочитаем славословие? Разве не сделаем несколько поклонов? Итак, сначала читай 50-й псалом и смиренно проси милости Божией. Потом богородичен «Под Твою милость прибегаем, Богородице» и тропарь святого Арсения, чтобы призвать на помощь Пресвятую Богородицу и святого Арсения. Потом читай указание, о чём хочешь молиться, и соответствующий псалом. В конце читай: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (трижды) и в конце славословие как благодарение Хрис­ту и «Достойно есть» как благодарение Божией Матери. Сделай и поклонов сколько можешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

Пс. 42 10. При тяжких несправедливых обвинениях – читать трижды в день, три дня: Пс. 16 Псалмы, читаемые в защиту от демонов 1. От дьявола, когда он является человеку или его пугает: Пс. 90 2. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем: Пс. 9 3. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями, и да запретит Господь бесам и лукавым людям делать зло: Пс. 57 4. Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям: Пс. 65 5. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться: Пс. 94 6. Да рассеются чары: Пс. 96 7. Да исцелит Господь страдающих суеверием: Пс. 121 В защиту от стихии и бедствий 1. О сохранении от всякой опасности: Пс.133 2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну: Пс. 111 3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу: Пс. 31 4. О прекращении пожара: Пс. 21 5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря: Пс. 28 6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля): Пс. 92 7. Во время наводнения: Пс. 68 8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях: Пс. 17 9. О спасении людей во время эпидемий: Пс. 85 10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней: Пс. 47 11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает: Пс. 149 12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас: Пс. 150 Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос» О ежедневном чтении Шестопсалмия Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142. Шестопсалмие (Екзапсалмы) Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...