Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Необходимо остановиться на подвижниках Валаамского монастыря, продолжателях дела великого старца Паисия Величковского . Выше мы упоминали, что в Валаамском Всехсвятском скиту вместе со старцами Феодором (Ползиковым), Клеопою (Антоновым) и Леонидом Оптинским проживали: иеромонах Варлаам, впоследствии игумен Валаамского монастыря, и иеросхимонах Евфимий. Как показывает современный исследователь старчества Валаамских подвижников 231 , старчество схимонаха Феодора на Валааме существенно дополнило традицию монашеского делания на Валааме. Традиция исихазма начинает укрепляться на Валааме после того, как старец Феодор научил братию умному деланию, а ставший игуменом Варлаам поддержал эту традицию наряду со старчеством 232 . Здесь же исследователь приводит доводы, что иеросхимонаха Евфимия нужно рассматривать как преемника «молдавских» старцев, а не как воспитанника и продолжателя старческого опыта игумена Назария. Именно пришедшие на Валаам ученики старца Паисия смогли воспитать великого подвижника, ознаменовавшего собой возрождение духовной жизни на Валааме. Личность иеросхимонаха Евфимия является ключевой в возрождении старчества на Валааме. Именно в наставничестве старца Евфимия нужно искать истоки духовного опыта выдающегося игумена Дамаскина, учителя многочисленных Валаамских подвижников 233 . Знаменитый Валаамский игумен Дамаскин имел своими учениками: архимандрита Александро-Свирского монастыря Агафангела, старца-слепца Валаамского монастыря схимонаха Агапия, схимонаха Иоанна, молчальника Валаамского монастыря. Учеником архимандрита Агафангела был Маврикий, игумен Валаамского монастыря 234 . 3.10 Рославльские пустынножители Необходимо упомянуть о Рославльских пустынножителях, этой своеобразной группе пустынников, которая состояла в близком общении со старцем Паисием Величковским . В эту группу входили как непосредственные ученики старца Паисия: Арсений, перешедший позже из Рославльских лесов в Псковский Никандров монастырь, схимонах Афанасий Афонский (Охлопов), проживавший в Рославльских лесах (в период 17931805 гг.), монах Феофан (Оптина пустынь), приходивший погостить к пустынникам, так и другие подвижники, не знавшие лично старца, но хранившие его предания: иеромонах Адриан (в схиме Алексий), его ученики Василиск, Зосима и Иона, иеросхимонах Афанасий (Степанов), проживший в Рославльских лесах более 20 лет и обладавший даром умной молитвы 235 , его ученики Моисей и Антоний (Путиловы), иеродиакон Анастасий, архимандрит Геннадий его ученик старец Авраамий, Никита, Досифей и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Тем самым духовные традиции прп. Паисия Величковского , впитавшие аскетический опыт православного Востока: Афона, Греции, Молдавии, России, определили дальнейшую духовную жизнь Русской Православной Церкви и России. Глава 2. Российские ученики прп. Паисия Величковского В этой главе мы приводим собранные из различных источников сведения из жизни непосредственных учеников прп. Паисия Величковского . Наряду с этими сведениями мы постараемся показать их духовный опыт, – как они пришли к монашеству, как стали учениками прп. Паисия и что приобрели от иноческой жизни под руководством великого старца. Очень важными для данной работы являются сведения, как ученики прп. Паисия по выходу с Афона и из Молдавии в Россию возрождали старчество в российских монастырях, как принесли и распространяли учение об умном делании, как обретали своих учеников, которые далее продолжали нести духовные традиции прп. Паисия Величковского . Из российских учеников прп. Паисия, пользовавшихся личным примером и учением старца, особенно известны следующие: архимандрит Феодосий (Маслов), иеромонах Клеопа (Покровский), иеросхимонах Клеопа (Антонов), схимонах Феодор (Пользиков), схимонах Афанасий (Захаров), схимонах Афанасий (Охлопов), монах Павел (Симонов монастырь), монах Феофан (Оптина пустынь), монах Феофан Соловецкий, монахи Герасим, Амвросий и Арсений. 2.1 Архимандрит Феодосий (Маслов) Архимандрит Феодосий относится к числу учеников прп. Паисия первого поколения, которые первыми вышли в Россию и привнесли в российские монастыри духовное наследие старца. Архимандрит Феодосий, в миру Феодор Маслов родился в 1720 г. в семье крестьянина, занимавшегося купеческим промыслом. Двадцатилетний Феодор, которому отец поручил свое хозяйство и торговлю, расстроил его рисковой и неудачной торговлей и наделал много долгов. Опасаясь родительского гнева и наказания, Феодор бежал в Молдавию. Там, в монастыре Мерлополяны в 1750 г. он был пострижен в монашество старцем схимонахом Василием, под чьим руководством он получил иноческое воспитание. После смерти старца Василия в 1767 г. о. Феодосий становится учеником старца Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В 1808 г. в Москве Путилов познакомился с иером. Серафимом (Веденисовым), учеником старца иером. Василия (Кишкина) и казначеем Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В обители собрались ученики прп. Паисия (Величковского) иеросхим. Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров) , иеродиак. Анастасий (Концевич), мон. Варфоломей (Иванов) и др. 3 авг. 1809 г. Т. И. Путилов был принят в число послушников Свенского монастыря, был пономарем, письмоводителем. В 1810 г. игум. Амвросий (Григорьев) представил послушника Тимофея к пострижению в монашество, но Синод указом от 8 марта того же года отклонил прошение в связи с тем, что он не прошел обязательный 3-летний искус в данной обители, и по причине неправильного оформления увольнения из купеческого сословия. 16 марта 1811 г. в Москве Тимофей получил увольнительное свидетельство (для перехода из купеческого в духовное сословие) и по совету московского иеросхим. Адриана (Алексея (Блинских)) отправился к рославльским пустынножителям, где прожил с перерывами 10 лет под руководством старца Афанасия (Степанова) и Досифея (Серкова). В авг. 1812 г. Тимофей в связи с наступлением франц. войск прибыл в Свенский мон-рь, через нек-рое время по приглашению настоятеля Белобережской пуст. Серафима перешел в эту обитель и поселился в уединенной лесной келье, где до него подвизались схим. Феодор (Пользиков), прп. Лев (Наголкин) , иером. Клеопа II (Антонов) . Позднее перешел в монастырь, где ухаживал за схим. Афанасием (Захаровым), учеником прп. Паисия, впоследствии наставником оптинского прп. Макария (Иванова) . Вскоре вернулся в Рославльские леса, куда в янв. 1816 г. прибыл и его родной брат Александр. В том же году братья совершили паломничество в Киев, на обратном пути посетили различные монастыри и общались с иером. Василием (Кишкиным), прп. Макарием (Ивановым), Филаретом (Данилевским) и др. В 1819 г. братья ездили в Оптину пуст., познакомились с духовником иеросхим. Иеремией, о. Феофаном (Талуниным) и учеником его Варлаамом (в схиме Вассиан). В том же году Тимофей келейно был пострижен в мантию (см. поздравление с принятием пострига от о. Исаии (Путилова) в письме от 28 окт. 1819 (РГБ. Ф. 213. К. 92. Ед. хр. 35. Л. 8)). 2 февр. 1820 г. келейный постриг с именем Антоний принял и брат Александр, его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал М.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Но все же в 1791 г. ученик старца схимонах Афанасий (Охлопов) доставил митрополиту Гавриилу греческий подлинник и перевод старца Паисия в рукописи с дарственной надписью рукой самого архимандрита Нямецкого монастыря 260 . Первые экземпляры Добротолюбия были отпечатаны в Московской Синодальной типографии в 1793 г. Митрополит Гавриил находил время заниматься учеными трудами – его литературные труды почтила Российская академия с принятием его в свои члены. Императрица высоко ценила мудрые мнения митрополита Гавриила, советовалась с ним в делах церковных и гражданских. Митрополит Гавриил, утомленный многочисленными трудами и управлением двумя епархиями, просил в 1798 г. Императора Павла уволить его от управления Петербургской епархией, а в 1800 г. просил об увольнении на покой. Просьбы митрополита Гавриила были исполнены, и он поселился в Новгороде в келье возле храма св. Никиты епископа Новгородского, где предался духовным подвигам. Часто он проводил целые ночи в слезной молитве на коленях перед иконой 261 . А по субботам раздавал милостыню множеству нищих. Преосвященный митрополит Гавриил тихо скончался 26 января 1801 г. на 71 году жизни, и был погребен в Предтеченском приделе Новгородского Софийского собора 262 . 3.12 Монах Герасим В завершение необходимо упомянуть Герасима, ученика Арсения. Монах Герасим, в крещении Георгий, родился в г. Карачеве Орловской губернии, где жил с женой и детьми. После смерти жены он удалился в брянские леса к старцу Арсению, который пришел с Афона, где был учеником старца Паисия. Вместе с Арсением Георгий переходит в Никандрову пустынь в Псковском уезде, где принимает монашеский постриг с именем Герасим. Здесь он похоронил своего наставника. И подвизался в посте и молитве. Автор его жития пишет: «в воздаяние за всецелую преданность Богу, он сподобился над собою видеть дивные опыты Божественного промысла, подающаго потребное тем, которые ищут только Царствия Божия» 263 . Случилось у Герасима оскудение хлеба, и он пробыл без пищи 12 дней. Собравшись в ближайшее селение за хлебом, Герасим находит у своей кельи большой теплый ячменный хлеб, которого ему хватило надолго. Таким же чудным образом обрел подвижник и полотно, необходимо ему для одежды, когда случилась такая нужда.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Охлопов Андрей Николаевич; † 1811, Свенский мон-рь), схим. Афонский, Рославльский, Старший. До принятия пострига служил сенатским секретарем. Оставив мир, странствовал по мон-рям Афона и Молдавии, долго жил в Нямецком монастыре в послушании у старца Софрония, впосл. настоятеля обители. В 1791-1792 гг. прп. Паисием (Величковским) был послан в Александро-Невскую академию (см. С.-Петербургская Духовная Академия) для участия в исправлении сделанного прп. Паисием перевода «Добротолюбия» , издававшегося по инициативе С.-Петербургского и Новгородского митр. Гавриила (Петрова) . После 1793 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), к 1805 г. перешел в Свенский мон-рь . Здесь А. получил от старца Софрония «Житие» и нек-рые писания прп. Паисия, впосл. оказавшиеся в Оптиной пуст. и изданные в 1847 г. в Москве прп. Макарием (Ивановым) и И. В. Киреевским при содействии С. П. Шевырёва. Лит.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847; Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857. С. 76-77; Субботин Н. Архим. Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского мон-ря//Странник. 1862. Ч. 1. 1. С. 113; ЖПодв. Март. С. 129-130; Леонид (Поляков), иером. Схиархим. Паисий Величковский и его литературная деятельность: Магист. дис./ЛДА. 1956. Ркп. Кн. 2. С. 465-466; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/76914.html

24 ноября, в день памяти святой великомученицы Екатерины, епископ Фаддей посетил Зимненский Святогорский Успенский монастырь Владимиро-Волынского уезда. «Храм как на литургии, так и на всенощном бдении был переполнен молящимися, – писал очевидец. – Много было богомольцев-интеллигентов из Владимира-Волынска, несмотря на плохую, крайне ухабистую дорогу и сильный холод. В обычное время на литургии Преосвященнейший владыка произнес, как и всегда, задушевную, назидательную и в то же время доступную пониманию и простолюдина проповедь о достойном праздновании памяти святой великомученицы. Чтобы, поучал Преосвященнейший владыка, настоящее духовное торжество было Богу угодным и достойным нашего христианского звания, необходимо и нам самим, вспоминая жизнь святой великомученицы Екатерины, терпеливо и во всю жизнь переносить болезни, поношения и другие житейские невзгоды. Нужно, говорил владыка, отречься самого себя и всю жизнь покорить воле Божией. Мы должны плоть свою подчинить духу, и чем раньше, тем лучше. В этом заключается великий подвиг, который требуется от каждого христианина. Иначе мы, христиане, подобны будем язычникам. Кто не борется со страстями, тот воздвигает идола в себе самом, которому и служит. Но борьбу со страстями нужно вести не самовольно, иначе можно впасть в самообольщение или прелесть, а нужно всегда призывать на помощь Господа. Если будем бороться вместе со Христом, то и победу будем торжествовать с Ним». 25-го и 26 ноября епископ Фаддей посетил находившуюся во Владимиро-Волынском уезде в селе Охлопов второклассную школу. «Трудно выразить словами, – писали о епископе очевидцы, – ту духовную радость, которую испытали все в дни посещений. Безграничная любовь нашего добрейшего владыки Фаддея к школе в особенности заметна в его отношениях к учащим и учащимся. Он до того в своих отношениях кроток, добр и обходителен, что поневоле дивишься той истинно христианской любви, которой так обильно наградил Спаситель нашего владыку. Все его слова и всякий шаг его дышит неподдельной, искренней любовью к своим ближним; в особенности же он любит детей. Отзывчивые на всё доброе, святое, детские сердца – сердца учеников – сами чуют душу, всецело преданную им, душу, любящую их без границ, и сразу идут к нему, сразу поддаются его доброму влиянию... Но, в самом деле, что влечет так нас и учеников наших к владыке Фаддею, как не та, пребывающая в нем истинно христианская любовь, о которой пятнадцать веков тому назад говорил великий учитель Церкви святой Иоанн Златоуст, что „ничто не может привлекать так, как любовь“. Да, наш Преосвященнейший Фаддей поистине имеет „главу добродетелей“ – любовь. Он всех любит. Он любит даже врагов. Ему чужды даже мысли об осуждении кого бы то ни было или чего бы то ни было. Нам понятны теперь слова святого Иоанна Лествичника: „кто приобрел любовь, тот устранился от вражды“».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Отправились дальше около десяти часов вечера. Снег к этому времени растаял, и дорогу развезло, наступила кромешная темень, и путь пришлось освещать факелом. В Охлопов добрались полпервого ночи. Священник встретил епископа на крыльце дома, у него и остановились ночевать. На следующий день епископ Фаддей посетил школу, был на всех уроках, и в Дружкополь выехали в половине третьего. В Дружкополе епископ посетил церковно-приходскую школу и экзаменовал учеников по всем предметам учебного курса. Школой епископ остался доволен. После школы он посетил церковь и затем дом священника, где побеседовал с собравшимися здесь учителями. Из Дружкополя епископ Фаддей выехал в шесть часов вечера. Полил сильный дождь, грязь на дороге увеличилась, и ехать становилось всё труднее, но он решил продолжать путешествие. В селе Квасов епископа встречала масса народа, с фонарями и свечами. В храме он произнес проповедь о покаянии. Люди слушали его с сосредоточенным вниманием, в безмолвии и тишине. Из храма епископ прошел в дом священника. Увидев его бедность, он пообещал перевести его в лучший приход, что сразу же по возвращении во Владимир-Волынск и исполнил. Из Квасова проследовали в село Княже. Церковь светилась огнями, собралось множество народа, к которому епископ Фаддей обратился с проповедью. Около десяти часов вечера епископ пришел в дом священника, где остановился на ночлег. На следующий день он осмотрел церковно-приходскую школу и отправился в село Лудин, где церковь в то время была без священника. Храм был ветхий и содержался бедно. Частая смена настоятелей отражалась и на приходе, но народу встречать епископа собралось много. По воспоминаниям очевидца, «слово владыки здесь было о злых виноградарях. Хозяин виноградника – это Господь, виноградник – Церковь Его: сперва ветхозаветная, а потом – новозаветная. Точило (яма, куда выжимают виноградный сок), – это алтарь, жертвенник; ограда – заповеди Божии, а столб (сторожевая башня) – это служители Божии, пророки, апостолы и их преемники – епископы и священники, поставленные на страже спасения. Наследник – Иисус Христос. Евреи не признали Христа Сыном Божиим, увели Его из града на Голгофу и распяли; священников и пророков били и убивали, и Господь наказал их отвержением и рассеянием.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Михаил Гавьянец, клирик Нежинской епархии 01.06.2022 1 июня 2022 года в Нежинской епархии на 71-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Михаил Гавьянец . Протоиерей Михаил Кириллович Гавьянец родился 12 июня 1951 года в Закарпатской области. В мае 1991 года епископ Волынский и Луцкий Варфоломей рукоположил его во диаконы, а 5 мая того же года – в сан священника. В июне 1991 года отец Михаил стал настоятелем Николаевского храма в селе Охлопов Гороховского района Волынской области. После этого священник служил в Криворожской, а затем снова в Волынской епархии, а в 2012 году был принят в клир Нежинской епархии и назначен настоятелем храма Антония и Феодосия Печерских в селе Ровчак-Степановка Носовского района Черниговской области. «В 2019 году по состоянию здоровья протоиерей Михаил Гавьянец был освобожден от должности настоятеля и переведен в клир прихода святой великомученицы Параскевы Пятницы села Ивковцы Прилукского района, где находился до смерти. Вечная память!», – написали на сайте епархии. Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2022 21:11:57

http://drevo-info.ru/news/28269.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010