Не накапливайте чувств злобы и гнева, — их нужно разряжать, позволять им вырваться на свободу». При внимательном изучении выяснилось, что православная газета публикует тексты из книги Ю. М. Иванова «Дианетика и духовное целительство». Отдельного изучения требуют проникновение буддийской этики в православное миропонимание и последствия этого проникновения. Жизнь Челябинской епархии пестрит подобными примерами. Священник Александр Онищук принимает участие в языческом праздновании летнего солнцестояния. Чрезвычайно активно организовывалась в Челябинске некая «женская православная церковь», члены которой параллельно состояли в женской общине имени Елены Рерих. Местные православные прихожане уверяли, что храм Андрея Первозванного фермер Андрей Парфентьев затеял возводить после того, как побывал в Болгарии у прорицательницы Ванги. Для полноты картины заметим, что в бывшем кафедральном соборе, где уже после празднования 1000-летия крещения Руси был сооружен органный зал, по воскресеньям проходят современные обряды бракосочетания. Работники Загса благословляют жениха и невесту, имитируя таинство венчания. Церковные стены, фата, орган, шампанское, шаферы — всего этого вполне достаточно для удовлетворения религиозных потребностей молодых людей. Когда Челябинская епархия попыталась вернуть собор, работники Комитета по культуре вышли на паперть в пикет и вывесили плакат: «Не хлебом единым!». Органную духовность отстояли, епархия была посрамлена в глазах общественности. Читатель может предположить, что трудности в пастырской работе Екатеринбургского и Челябинского владык связаны с тем, что оба епископа достаточно консервативны, в то время как Уральский край знаменит своим демократическим электоратом. Но вот в Перми архиепископ Афанасий (Кудюк) — человек либеральных взглядов, открытый для контактов как с инославными, так и с представителями светских гуманитарных наук. Еще в середине 80-х он не боялся принимать участие в межконфессиональных дискуссиях, организованных пермскими преподавателями научного атеизма. Деятельный, активный, он увлекается издательской деятельностью и издает огромное количество брошюр — в основном выдержки из поучений святых отцов. Сознательно поддерживает политику низких цен на книги, продаваемые в храмах города, чем очень гордится. При этом архиепископ Афанасий консервативен в вопросах канонических и богослужебных. Например, выступает против чтения Евангелия на богослужении по-русски, активно борется с «карловацкой ересью». В то же время он сохраняет добрые отношения с местными лютеранами и католиками.

http://religare.ru/2_7152.html

В числе преподавателей, получивших богословское образование в советское время, одним из первых к нам прибыл выпускник Ленинградской Духовной Академии Николай Филиппович Мисюк. Это было в 1953 году. Николай Филиппович преподавал Конституцию СССР (был такой предмет), историю раскола (и такое было!), историю Русской Православной Церкви, Нравственное богословие. Несколько лет он исполнял обязанности Секретаря Совета. Ему было уже далеко за пятьдесят (род. 1897г.). Светское образование он получил еще до революции и работал при Польше в налоговом ведомстве. Эта работа, видимо, в какой–то мере наложила свой отпечаток на его характер: он был чрезвычайно точен, аккуратен и принципиален. Преподавателей такого типа раньше называли педантами. Материал он излагал буквально по тексту учебника, как говорится, без запинки. От нас требовал подобных ответов. Мы всегда удивлялись и его прекрасной памяти, и его начетничеству. Только со временем мы поняли, что такая манера преподавания имела свои причины: запуганный слежкой и надзором со стороны властей Николай Филиппович строго держался апробированного текста учебника, ни на йоту не отступая от него. У Николая Филипповича было сильно развито чувство долга. В 1959 году он тяжело заболел. Уезжая домой в Гродно, собственно говоря, умирать, Николай Филиппович не забыл, что некоторые учащиеся по его предметам не аттестованы за текущую треть и настоял на том, чтобы посетить классы, и довести дело до конца. В семинарию его привели тогда под руки, таким же образом переводили из класса в класс. Невзирая на слабость и боли, он старался, как всегда, оставаться внимательным и объективным при опросе. Осенью 1954 года из Москвы прибыли два молодых человека – Радугин Валентин Васильевич и Сахненко Алексей Савельевич, только что «состоявшиеся» кандидаты богословия. Их приход был началом интенсивного пополнения преподавательского состава молодыми кадрами. В конце 50–х годов из Московской Академии к нам прибыли игумен Афанасий (Кудюк), иеромонах Иоанн (Снычев), Петр Михайлович Кирпиянский, отец Леонид Философов, из Ленинградской Духовной Академии – игумен Максим (Кроха).

http://pravoslavie.ru/30027.html

Библиотека послевоенной Академии, создававшаяся заново в совершенно новых условиях, вынуждена была идти по иному пути, многие годы находясь в изоляции. Обслуживая значительно большее число читателей, библиотека переориентировалась так, что из библиотеки высшего духовного учебного заведения она, по существу, превратилась в универсальную библиотеку. На протяжении долгих лет, наряду с библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии, библиотека МДА была одним из главных информационных ресурсов Русской Православной Церкви. В настоящее время руководство библиотеки не теряет надежду возродить уровень дореволюционной библиотеки – исходя из современных условий и возможностей. За послевоенный период вплоть до начала XXI в. библиотекой руководило 15 человек, из которых двое проходили свое дальнейшее церковное служение в сане епископа: 1. Д.С. Дарский (1945–1946); 2. А.А. Туголесов (1946–1947); 3. М.Ф. Русаков (1947–1948); 4. А.В. Ушков (1949–1951); 5. С. Остроумов (1951–1952); 6. Иеромонах Афанасий (Кудюк) (1952–1955) 34 ; 7. Н.Н. Ричко (1955–1956); 8. В.М. Волков (1956–1959, 1963–1969); 9. Е.И. Молчан (1959–1963); 10. Прот. Владимир Кучерявый (1970–1983); 11. Иг. Филипп (Стецуренко), и.о. зав. библиотекой (1983–1984); 12. Иг. Феофилакт (Моисеев) (1984–1988) 35 ; 13. Прот. Вадим (Смирнов) (1988–1989); 14. Иг. Иеремия (Соловьев) (1989–1995); 15. Иг. Всеволод (Варющенко) (1996–2010); 16. Иг. Дионисий (Шленов) (с 2010 г. по настоящее время). За 200-летний период пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814–2014) библиотекой руководили 35 заведующих. Среди них: 15 монашествующих 36 , 4 представителя белого духовенства 37 , 16 мирян 38 . В подавляющем большинстве все они были выпускниками Академии и свое библиотечное послушание воспринимали как неотъемлемую часть своего академического служения. Среди них есть также один святой – иеромонах Филарет (Гумилевский) (1805–1866), знаменитый соратник святителя Филарета (Дроздова) на ниве духовного просвещения. После окончания Академии в 1829г. он был назначен заведующим библиотекой, а затем занимал должность инспектора (с 1833г.) и ректора Академии (с 1835г.). Впоследствии Филарет (Гумилевский) – епископ Рижский, затем Харьковский, скончался в сане архиепископа Черниговского. 14 апреля 2009г. он был причислен Украинской Православной Церковью к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Его память празднуется 9/22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

У меня была тетрадка, в которую я выписывал из атеистических брошюр библейские и святоотческие цитаты. Таким образом, у меня создалась антология, подборка прекрасных духовных высказываний, библейских цитат. В 1988 году папа принес домой «Новый Завет». Это было карманное издание на папиросной бумаге. Просто мой отец – журналист и перед празднованием 1000-летия Крещения Руси он был направлен к пермскому епископу взять интервью. Владыка Афанасий (Кудюк) и подарил отцу «Новый Завет». О, как я обрадовался. Это был просто экстракт мудрости. Я понял, что в этой книжице карманного формата заключено все. Вся мудрость, все, что нужно знать. Кстати, потом, когда я стал семинаристом, я это издание подарил своей тете. И «Новый Завет» лежал у нее без использования. Тогда я подарил ей другой, а этот выпросил обратно. Переплел его в бархатный переплет, сверху наклеил латунную иконочку, и теперь ношу с собой на требы. Книга, которая перевернула Ваши представления о вере, Православии «Перевернула» в каком смысле? То есть, они сначала были одни, а потом стали другие? Такого у меня не было. У меня сразу формировалась четкая православная позиция. Весной 1990 года я познакомился с протоиереем Виктором Нориным, моим духовником. У него было огромное количество журналов, официально издававшихся Русской Православной Церковью, это ЖМП – «Журнал Московской Патриархии» и БТ – «Богословские труды». Их я и читал запоем, один за другим. Когда я поступил в Семинарию, эти журналы, естественно, были в фонде читального зала. И вот было очень смешно, когда нам давали тему, например, для сочинения и ребята нервничали, где взять материал, а я говорил: «Так, все это есть в ЖМП за 1987 год, и в Богословских трудах за 1963-й год». Но возвращаюсь к вашему вопросу. Другое дело, что сразу появились авторы, которые были для меня открытием, радостью, находкой. В самом начале моего пути в вере – это протоиерей Александр Мень, митрополит Сурожский Антоний. В 1989-м открыл для себя Ивана Шмелева и выпускное сочинение в 11-м классе писал именно по нему.

http://azbyka.ru/parkhomenko/biografiya

Н. служил благоговейно и неспешно, требовал от клириков не только строгого исполнения богослужебного устава, но и понимания смысла богослужений. Старался сам служить как можно чаще, во время торжественных служб нередко руководил общенародным пением в храме; в будние дни, если не служил, молился в алтаре или становился на клирос - читал, канонаршил, пел и регентовал. После службы один раз в неделю учил желающих церковному пению, создав т. о. народный хор. Каждую службу Н. сопровождал поучениями, его проповеди всегда выслушивались верующими с большим вниманием и доверием. Важное значение придавал исповеди, считая неполную исповедь корнем всех бед. Часто исповедовал, особенно новоначальных верующих. Почитался своими духовными детьми как великий молитвенник и прозорливый старец. В авг. 1955 г. тяжело заболел и не смог больше посещать храм. По субботам в его доме служили всенощную, по воскресеньям - литургию. В промежутках между приступами болезни он продолжал заниматься церковными делами, заботился о передаче дел по управлению епархией, вел по этому поводу телефонные переговоры с Ташкентским и Среднеазиатским еп. Ермогеном (Голубевым ; впосл. архиепископ). 25 окт. в 5-м часу дня, когда над Н. читали отходную молитву, он тихо скончался. 28 окт. еп. Ермоген отпел почившего в кафедральном Никольском соборе г. Алма-Аты. Н. был похоронен на городском кладбище, до к-рого всю дорогу (ок. 7 км) гроб несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовали до 40 тыс. верующих. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 8 сент. того же года честные мощи Н. были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы (Алма-Ата). Лит.: А. И. Тридцатилетие служения в епископском сане//ЖМП. 1950. 1. С. 61; Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.)//Там же. 1955. 12. С. 11-13; Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митр. Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины)//Там же. 1956. 10. С. 11-13; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 192-194; Святитель Николай, Митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост.: В. Королёва. М., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский//АиО. 2004. 2(40). С. 219-247; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной

http://pravenc.ru/text/2565924.html

  Часть 3-я. Образ Пастыря по Ап. Павлу Архиепископ Афанасий (Кудюк) Пастырское служение апостолов должно быть идеалом в пастырском служении каждого истинного пастыря Православной Церкви Христовой. Апостолы горели любовью к своему святому служению и к Тому, Кто призвал их на это служение. Эта любовь ко Христу и пастырскому служению воодушевляла их на такие подвиги, которые, казалось бы, превышали силы человеческие. Книга Деяний св. апостолов и апостольские Послания говорят нам об этих великих пастырских подвигах св. апостолов, в частности, ал. Павла. На пути их пастырского служения стояло много весьма серьезных и разнообразных препятствий: и презрение образованного языческого мира, и косность религиозно-бытовых традиций еврейского народа, низкий моральный уровень языческих народов и, вообще, — злонамеренность и ухищрения врагов христианства. Но все это преодолевалось в их служении явлением " духа и силы " (1-е Кор. 2:4). Просвещая и наставляя верующих, апостолы призывали их к развитию в себе внутренней, духовно-сознательной, благодатной жизни, жизни во Христе и со Христом (2-Кор. 13:5;Гал. 2:20). Тайна апостольской любви к людям заключалась в их любви ко Христу, в их непреодолимом желании, чтобы во всех " изобразился Христос " (Тал. 4:19). Являясь в своей жизни и деятельности осуществлением высших начал христианской нравственности, апостолы были в полном смысле " светом для мира " (Мф. 5:14), " всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1-е Кор. 9:22). Апостолы своей жизнью показали нам пример, каков должен быть пастырь Церкви Христовой; они засвидетельствовали перед миром величие и спасительность пастырского служения. В своих же Посланиях, наряду с изложением сущности христианского учения, они преподали, хотя и не многочисленные, но живоносные, благодатные наставления о величии и святости пастырского служения. Остановим внимание на прощальной беседе ап. Павла с ефесскими пастырями (Деян. 20:17-38) и на его пастырских Посланиях к Тимофею и Титу. Отдавая должную похвалу ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Поезд в Киев пришел утром. Оказалось, что кладбище находится на окраине города. Приехала туда на такси. А дальше что? Куда идти? Кто-то из кладбищенских сказал, что привезти его должны в церковь. Запомнились горы песка вокруг. За свечным ящиком при входе какая-то женщина прошептала, что сейчас привезут гроб и будет панихида. Но священник отказался это подтвердить: «Ничего не знаю, впервые слышу». Все боялись. И вдруг кто-то говорит ей тихо: «Я не советую вам здесь ждать, идите лучше на кладбище». Может быть, это был кто-то из родственников владыки Ермогена? Полчаса она шла пешком. Какие-то мужчины вели ремонтные работы. Она искала свежевыкопанные могилы, приготовленные под захоронение, и плакала. Ведь уже не девочка маленькая, девушка. Но ходила по кладбищу и плакала. Как он сказал: «Ну, до скорой встречи в Киеве». Причем здесь Киев? А оно вон как получилось. Становилось страшновато, и хоть было светло, но холодно, зябко. Начало апреля. Наконец увидела выкопанную пустую могилу. И люди благообразного вида собираются. Спрашивает, кого хоронить будут? А они боятся сказать. Она же девчонка, с виду комсомолка. А время – 1978-й год. – Потом подъезжают два «рафика», – вспоминает игуменья Гавриила. – И оттуда знакомые люди выходят. Архимандрит Афанасий (Кудюк) из Жировиц (потом он стал владыкой Пермским и Соликамским). Тонечка, тетя Тоня, потом она монахиней Серафимой стала. Аллочка, Верочка, отец Михаил им близкий. И я поняла, что владыка Ермоген приехал. Это чудо. Пока я его искала, все время мысленно обращалась к нему: «Ну, помоги, владыка, чтоб мне прощения у тебя попросить». У меня вина перед ним была. Я несколько раз поступала в медицинский институт с отличным школьным аттестатом. Он мне сразу говорил: «Не надо. Не поступишь». А я его ослушалась. Я ведь не понимала, что я изгой, что система меня отвергнет. Я не была октябренком, пионеркой, комсомолкой. На себя понадеялась, а не на архиерейское благословение. Хотела прощения попросить. Подвезли его сбоку, через боковой вход. Для этого машине надо было объехать по ямам и рытвинам все кладбище. Видно, было дано указание в храм гроб не завозить, чтобы народ не собирался.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/arhiep...

служил священником в Воронежской епархии. Овдовел в 1898 г. В 1899 г. во время обучения в Московской духовной академии пострижен в монашество. В 1903 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. С 1904 г. работал законоучителем в Феодосийском учительском институте. С 1904 г. служил священником Тихвино-Онуфриевской церкви г. Воронежа. В 1907–1908 гг. – иеромонах Московского Чудова монастыря. В 1908–1913 гг. в сане архимандрита настоятель Знаменского монастыря и Благочинный мужских и женских монастырей Московской епархии, наблюдатель церковно-приходских школ. 04/VIII-1913 г. хиротонисан во еп. Верейского, вик. Московской епархии. Одновременно настоятель Покровского монастыря и заведующий Московскими пастырскими курсами. Во время войны председатель Московского Миссионерского общества и председатель комитета по устройству лагерей для раненых. С 1917 г. еп. Усть-Медведицкий и Хоперский Донской епархии. С 08/V-1917r. – временно управляющий Рязанской епархией. С 09/Х-1917 г. – еп. Севастопольский, вик. Таврической епархии. 11/XII-1917 г. уволен на покой по болезни. До 1921 г. проживал в Белгородском монастыре Воронежской губернии. С 1920 г. –еп. Аксайский. 1920–1922 гг. – временно управляющий Усть-Медведицкой епархией. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1922 г. – обновленческий архиеп. Ростовский-на-Дону. 1922–1923 гг. –обновленческий архиеп. Сталинградский. В 1923 г. – обновленческий архиеп. Тверской. В мае 1923 г. принимал участие в «хиротонии» А. И. Введенского во «епископа». 1924–1925 гг. обновленческий архиеп. Донской и Новочеркасский. 1925 г. – обновленческий архиеп. Пензенский. С декабря 1925 по 24/VIII-1926 г. – обновленческий архиеп. Верхне-Донской. 24/VIII-1926 г. – обновленческий архиеп. Шахтинский. 1926–1927 гг. – обновленческий архиеп. Севастопольский. 1927–1928 гг. – обновленческий архиеп. Астраханский. С 1928 г. – обновленческий митр. Саратовский. С 1930 г. – обновленческий митр. Псковский, обновленческий митр. Челябинский. 3 июня 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Первоначально Феофил, архиеп. Александрийский, поддерживал оригенистов. Стремясь разрешить противоречия, затронувшие егип. монашество, на Пасху 399 г. архиеп. Феофил издал послание, в к-ром подверг критике антропоморфитов. Большое число сторонников антропоморфизма инициировали волнения на улицах Александрии. Стремясь погасить недовольство в монашеской среде, архиеп. Феофил внезапно изменил позицию и начал осуждать Оригена. Вскоре архиепископ вступил в конфликт с нек-рыми монашескими лидерами; его причинами были как новая богословская позиция архиеп. Феофила, так и его личные отношения с прп. Исидором Странноприимцем. В результате этого конфликта прп. Исидор был вынужден бежать в Нитрию, где его приютили т. н. Долгие, или Длинные, братья (прп. Аммоний Долгий , Диоскор , еп. Гермопольский, Евсевий и Евфимий), ранее весьма почитавшиеся архиеп. Феофилом. Последний, получив ходатайство Долгих братьев, к-рые просили снять с прп. Исидора Странноприимца прещения, начал антиоригенистскую кампанию. В ходе этой кампании архиеп. Феофил провел Собор, запретивший читать сочинения Оригена, а также привлек на свою сторону имп. власть, к-рая предписала изгнать оригенистов из Египта. В кон. 399 или в нач. 400 г. архиепископ созвал в Александрии новый Собор, на к-ром Ориген и его сторонники были осуждены. Вскоре после этого архиеп. Феофил направился в Нитрию, где лично возглавил карательную акцию против Долгих братьев, к-рые вместе с 300 сторонниками были вынуждены покинуть Нитрийские мон-ри и направиться в Палестину. Однако архиеп. Феофил убедил палестинских епископов не принимать беженцев. В результате прп. Исидор Странноприимец, Долгие братья и ок. 50 монахов прибыли в К-поль, где им дал прибежище свт. Иоанн Златоуст. Несмотря на то что свт. Иоанн, по всей видимости, не вступил с ними в ехваристическое общение и направил ряд посланий архиеп. Феофилу, последний, находясь со свт. Иоанном в конфликте, крайне негативно воспринял его «вторжение» в круг своих полномочий и использовал данный эпизод для продолжения интриг против святителя. В результате интриги привели к осуждению свт. Иоанна Златоуста на Соборе «при Дубе», состоявшемся в сент. 403 г. (Ibid. VI 7, 9). О контактах с оригенистами как о дискредитирующем обстоятельстве фактически речь идет во 2-м пункте обвинения (подробнее об александрийской и к-польской стадиях О. с. см. в статьях Иоанн Златоуст , свт., Константинопольские Соборы , Нитрия ).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Несмотря на все попытки сорвать, выборы и общее собрание всё же состоялись 9–го июня. Для объективности всё проводилось с использованием счетных машин. Приняло участие более 400 человек, поддерживающих архиеп. Иоанна. Избрали новый приходской совет, и тут же прошло общее собрание. На нем решили незамедлительно возобновить строительство собора. Отставленный приходской совет снова вызвал архиеп. Иоанна в суд. 250 истцов формально обвинили Владыку Иоанна и новый приходской совет в присвоении церковных денег, собранных для строительства собора, и в нелегальных церковных выборах 9–го июня. Крестный отец Евгения, Димитрий, как член вновь избранного совета, был среди обвиняемых вместе с архиеп. Иоанном. Назначили день суда, а покуда суд запретил продолжать строительство. К этому времени в Сан–Франциско подъехали некоторые епископы вышеупомянутой группировки. Сразу же присоединились к истцам, специально встретились с их адвокатами и предложили помощь в процессе против архиеп. Иоанна и других ответчиков. При этом один из них, тот самый Виталий, повстречавшийся Евгению год назад, заявил, что прибыл сюда как специальный представитель первоиерарха для примирения сторон. «Практически это выразилось, — вспоминал Владыка Иоанн, — в живом общении архиеп. Виталия с адвокатами жалобщиков и в подаче в суд заявления, что он, как представитель Синода, заявляет о незаконности собрания 9–го июня». Другой представитель высшего духовенства, архиеп. Серафим Чикагский, избегая Владыку и игнорируя приведенные им факты, заплатил одной русской газете и опубликовал в ней статью, в которой утверждал, что знает архиеп. Иоанна очень давно и готов засвидетельствовать последнего как параноика. Архиеп. Антоний Лос–Анжелесский тем временем совершил несколько поездок на север, призывая сторонников усилить деятельность против Владыки. Когда приблизился день суда, русская община в Сан–Франциско забурлила. На приходских собраниях люди выказывали полное неуважение архиеп. Иоанну, непочтение к сану. Раздавались отдельные выкрики на его сторонников, и особенно на о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010