Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского) . Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря , с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря . 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря . Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский 30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт. Георгия (Конисского) , много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

http://pravenc.ru/text/76884.html

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1794 г. как заштатный был возобновлен тихвинский Антониев Дымский мон-рь. Управляя 2 епархиями, митр. Гавриил широко «заимствовал» оклады и должности настоятелей монастырей Новгородской епархии 2-го и 3-го класса для начальствующих лиц петербургских учреждений - Александро-Невской Главной семинарии (ректор и префект), Александро-Невского мон-ря (наместник и казначей) и для законоучителей светских учебных заведений. Один из наместников Александро-Невского мон-ря, о судьбе к-рого митрополит проявлял особую заботу,- архим. свт. Афанасий (Волховский ; впосл. епископ) - в 1785-1788 гг. числился даже настоятелем первоклассного Юрьева мон-ря. В 80-90-х гг. XVIII в. «иноепархиальные» (новгородские) архимандриты присутствовали и в С.-Петербургской духовной консистории (Афанасий (Волховский), Иннокентий (Дубровицкий), Антоний (Знаменский) ). Мон-рями, чьи номинальные настоятели находились в столице, управляли наместники из простых иеромонахов. Стремясь поднять благоустройство остальных муж. мон-рей, митр. Гавриил вводил в них общежитие и для этого вызывал опытных иноков, в т. ч. Феофана (Соколова) из Софрониевой пуст., Игнатия (Ушакова) из Николаевского Пешношского мон-ря, Маркеллина из Саровской пуст. Общежительные мон-ри строгим внутренним укладом привлекали как богомольцев-простолюдинов, так и богатых вкладчиков. Возведение в 1788 г. в сан архимандрита Игнатия (Ушакова), не имевшего богословского образования, создало важный прецедент - в предыдущие 20-25 лет в этот сан посвящали только ученых монахов ( Тихомиров. 1901. С. 44). Управляя тихвинским Большим Успенским мон-рем, архим. Игнатий привел его в столь образцовое состояние, что Синод 26 апр. 1795 г. поручил ему возобновление упраздненного в 1788 г. московского Симонова мон-ря, с предписанием, «чтобы в сем монастыре учреждено и всегда наблюдаемо было общежитие» (РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 150. Л. 4). На основании накопленного опыта митр. Гавриил составил в 1795 г. правила общежития из 20 пунктов (опубл.: Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1464 Из Могилёвской епархии, впрочем, несколько охотников выбыло в Минскую епархию. – АСС., 1794 г., 265, л. 412. Между ними был и священник Григорий Цитович, назначенный благочинным в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1465 Св. синод долге не хотел отменять своего строгого указа. Могилёвский преосвященный Афанасий напрасно ходатайствовал об отмене, выставляя не вид даже то, что в его собственной епархии началось воссоединение и является потребность в некотором свободном излишке священников. И только уже в половине 1797 года св. синод отменил свой прежний указ, после того, как новый Минский преосвященный Иов обратился в св. синод с просьбой дозволить ему всех вызванных в Минскую епархию священников выслать, за ненадобностью, обратно. – АСС., 1794 г., 265, лл. 412. 414. 1467 АМДК., 873, л. 2. Вызванные священники были распределены следующим образом, в Борисовскую – 10, в Давидгородскую – 4, в Игуменскую – 8, в Мозырскую – 20, в Пинскую – 10, в Поставскую – 1 и в Слуцкую – 5. В это же время прибыли 2 священника из Могилёвской епархии и были назначены в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1501 АМДК., 984, л. 19. Волколаты. – АМДК., 1099, л. 26. Слуцкая округа. – АМДК., 1178, л. 1. Несвиж. – АМДК., 1178, л. 25. Копыл. – имение бискупа Быковского. 1517 АКОП., 1345, 1. – АСС., 1795 г., 92, л. 50. Именной высочайший указ о причислении к Могилёвской епархии Полоцкой губернии состоялся 10 января 1795 года. – ПСЗ., 17.289. 1518 Афанасий Волховский, «из малороссиян», получил образование в Киевской академии. Принял монашество в 1769 г. «Проходил разные начальные послушания в монастырях Черниговской епархии и трудился в сказывании проповедей». Посвящён в игумена в 1776 г., в архимандрита – в 1783 г. причём был последовательно настоятелем в Новогородских монастыряз – Кириллове, Вяжицком и Юрьеве, состоя с 1781 г. и наместником Александроневского монастыря. 30 июля 1788 г. хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородско-Петербургской митрополии. С 5 марта 1795 г. – епископ Могилёвский. Уволенный 16 снтября 1797 г. на покой, он проживал в Лубенском Преображенском монастыре. Скончался преосвященный, больной умопомрачением, в первый день настоящего столетия. – АСС., 1795 г., 92. – АСС., 1800 г., 564. – АСС., 1801г., 102. – Агр. Cб.,II, 75. «Зап. иг. Ореста».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – январь 2016. – С.52-53. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Таня и Саша. Видеопаспорта 71 s 0, 783 k (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.52,53;   Даниил. Видеопаспор m 6 vgg (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С. 52,53; Куда обращаться будущим родителям Тани, Саши и Дани (брата и сестер можно забирать в семью только вместе) . – С.53. Семейный совет: Дневник приемной мамы. Отрывки из дневника приемной мамы Анны Малакеевой //Фома. - - январь 2016. – С.53. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). 400 приемных семей прислали дневники-рассказы о своем опыте приемного родительства на конкурс «Наши истории», который проводил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Ника Батхен , писатель, журналист, мама двоих детей. Спасти нечитайку. Ребенок не любит читать: кто виноват, что делать? Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – январь 2016. – С.54-59. – (раздел « Люди »). Школа «Фомы». Праздники:   Крещение Господне . [Дата. Статус. Событие. История. Икона праздника. Освящение воды]/Автор Дмитрий Володихин. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – январь 2016. – С.60-61. – (раздел « Люди », рубрика « Школа “Фомы”. Праздники »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.62-94.   6 фильмов для рождественских дней. Семейный кинотеатр с Марией Свешниковой . Фото Анны Гальпериной и фото «РИА Новости». Ил.: Кадры из представленных в подборке фильмов//Фома. - – январь 2016. – С.62-68. – (раздел « Культура »). Материал включает развернутые заметки о шести кинофильмах: Реклама : С.69. Школа «Фомы». Суть вещей: Рождественский вертеп [Устройство вертепного театра ; Другие формы вертепа; Сюжет; История; Персонажи]//Фома. - – январь 2016. – С.70-71. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »). вертеп (вертеп - старорусск. «пещера») – композиция,      воспроизводящая сцену Рождества Господа Иисуса Христа в пещере (вертепе)     и выраженная в разных творческих формах.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-153-...

161 Отец Иосиф впоследствии стал и Синодальным ризничим. В 1883 г. в сане архимандрита он отправился в Иерусалим, а оттуда на Афонскую гору, приняв там пострижение в схиму. 162 Известный библиограф и археолог, кандидат Моск. дух. академии выпуска 1840 года. Сконч. 1 ноября 1864 года. 163 Впоследствии протоиер. Московской, на Варварке, церкви св. великомуч. Варвары, о котором см. «Хроники» т. I, 449. 165 Аполлос Беляев с 1854 – рект. Астрах. сем.; с 1856 – рект. Псковск. сем.; с 21 янв. 1864 г. – еписк. Старорусск., потом – Ладожский (с 1866 г.), Вятский (с 13 дек. 1866 г.). Сконч. на покое в 1885 г. ноябр. 26 ч. в сане архиепископа. 166 Евфимий Васильевич, содействовавший присоединению Амурского края к России вместе с графом Н.Н. Муравьевым-Амурским. Скончался в 1883 г. 16 октября. 167 Составлением вариантов греч. толкований св. И. Златоуста на некоторые послания Ап. Павла по рукописям Синод. библиотеки с изданиями Монфокона и др., занимался несколько лет пред сим инспектор Моск. семин. А.Ф. Кирьянов (см. его юбилей, М. 1880 г. стр. 4–6). 171 Подробное описание убранства Успенского собора см. в брошюре: «Коронование Императора Александра II. 26-го августа 1856 года». Спб. 1856 г. стр. 55–60. 182 Кроме русских православных архиереев, назначенных для участия в совершении коронования и священного миропомазании Их Императорских Величеств, присутствовали в Успенском соборе при сей торжественной церемонии следующие духовные лица: 1) Из иностранных православного исповедания: митрополит Погонианский Никандр, митрополит Ангорский Иерофей и епископ Фиваидский Никанор (впоследствии патриарх Александрийский, + 1871 г.). 2) Инославных вероисповеданий: главный пастор велик. княжества Финляндского пробст Иосиф Вегелиус. Армянский архиепископ Саркис Джалаляндуа. Нахичеванский и Бессарабский архиепископ Матфей. Виленский Римско-католический епископ Жилинский. Генеральный викарий Могилевской епархии, инфулянт Антоний Фиалковский. Вице-президент евангелическо-лютеранской генеральной консистории Ульман, иˆМосковский суперинтендент Губер.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2171 Таковы: Обращение Императора Константина Великого к христианству (Душ. Чт. 1887, 1); Разбор попыток доказать, что Константин Великий не был христианином (Чт. О. Л. Д. П.1885:1); Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого (Там же, 1886, 1); Император Константин Великий в частной жизни (Душ. Чт., 1886, 1); Новые споры по старому вопросу из истории жизни Константина Великого (Прав. Обозр., 1890, 1); Новая немецкая книга о Константине Великом (Бог. Вестн. 1893). Некоторые из них перепечатаны в 9 томе его полного собрания сочинений. – Против идеализации Константина Великого, конечно, можно много спорить. 2173 По нашему мнению старая школа кембриджских богословов находилась отчасти под влиянием необходимости (при признании, что писатель Апокалипсиса был тот же, что и четвертого евангелия) – дать время для того, чтобы еврейско-греческий стиль Апокалипсиса созрел бы до элегантного греческого стиля Ев. от Иоанна. Но это воображаемое затруднение. 2190 Анастасий (Добрадин) Старорусск. еп. с 1882–1888 г.; ныне – архиеписк. Воронежск. См о нём: Церк. Ведом. 1903 г. 51–52. 2191 Владимир (Никольский) Калужск. еп. с 1881 г. † Нижегородским 29 дек. 1900 г., см. Церк. Ведом 1901 г., 1. 2193 Никон (Софийский) инспект. Спб. сем. с 1888 г. – 1891 г., потом (с 1891 г.) рект. Влад. сем., с 1898 г. – еп. Вольский, с 1899 г. – еп Нарвский; с 1901 г. – Вятский; с 1904 г. – Владимир.; † Экзархом Грузии 28 мая 1908 г. 2201 Воронцов М. Сем. Кн. Ген. губ. Новоросс. края, † в ноябре 1856 г., а сын его – Сем. Мих., ген. адъют., † 6 мая 1882 г. 2205 Гавриил (Розанов) ар.-еп. Херсон. с 1837–1848 г.; с 1848–1857 г. Тверск., † на покое в Желтик. м-ре сент 8 дн. 1858 г. 2208 Министром с 16 марта 1882 года; † в 1900 г. См. Истор. Вест. т. 71-й (1898 г.). Стр. 980 и след. 2213 Виталий (Шепетев) с 1837 г. викар. Московский (Дмитр.); с 1842 г. – еп. Костром., в 1845 г. ув. на покой с назнач. присутств. в Св. Синод. конторе. Ск. 29 янв. 1846 г. 2216 Макарий (М. Я. Глухарев) начальн. алт. Мисс. с 1829–1844 г., – биографич. сведения о нём см. изд. пр-го Саввы Письма м. Ф. к Высоч. Особ., ч. 1, стр. 105.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

грам. 1662 г. об освобожд. монаст. крестьян от таможен. пошлин в Ст. Руссе), 371, 149 и 374, 151 (грам. патр. Никона 1662 г. Ивер. м-рю о немедленной высылке в Воскр. м-рь кирпичников и каменьщиков), 377, 152 (отписка 1662 г. Ивер. архим. о высылке в м-рь 40 рабочих), 393, 154 (снова послано сюда 15 челов. кирпичников), 401, 158 (грам. патр. Никона 1662 г. в Ивер. м-рь о присылке в Воскр. м-рь для хранения запас. даров серебр. голубя), 403 (о высылке в Воскр. м-рь двоих кирпичн. обжигальщиков), 404, 159 (отписка Ивер. м-ря о высылке обжигальщиков и об отсылке серебр. голубя), 409 (грам. патр. Никона 1662 г. о воспрещ. брать косцов с крестьян, взятых на работы в Воскр. м-рь), 412, 163 (грам. 1662 г. о безотлагательн. высылке в м-рь обжигальщиков), 417, 167 (доклад патр. Никону о монаст. солян. варницах в Ст. Руссе), 434 (отписка 1663 г. Ивер. м-ря патр. Никону о высылке в Воскр. м-рь стрельцов), 430, 174 (грам. патр. Никона о высылке в м-рь стрельца Вас. Григорьева), 436, 8 (наместн. Воскр. м-ря Иов послан в Ивер. м-рь для сыска про старца Дионисия), 443, 10 (о присылке в Воскр. м-рь служки Никитки), 448, 13 (о присылке сюда же 80 плотников), 449, 14 (о принятии в м-ре служки Никитки), 453, 17 и 18 (о принятии в м-ре 2 крестьян и женщины; о высылке в м-рь 80 плотников), 456, 20 (о солян. варницах и о присылке в м-рь детей рейтара Ганкина), 459, 21, 22 (о высылке в м-рь плотинков, каменьщиков и кирпичников), 462, 23 (о принятии в м-ре детей Ганкина), 463, 24 (о присылке в м-рь на житье подьячнго Степ. Петрова), 467, 26 (о присылке в м-рь известкового творилыцика и 5 каменыциков), 469, 27 (о воспрещении присылать в м-рь на работу больных и увечных), 470, 28 (о присылке в м-рь переписн. книги по приему Старорусск. варниц), 487 (отписка 1664 г. Ивер. м-ря о высылке в Воскр. м-рь известков. и кирпичн. обжигальщиков), 526, 194 (грам. 1665 г. о высылке в м-рь каменьщиков, творильщиков и кирпичников), 531, 197 (грам. 1665 г. о розыске бежавших из м-ря иеродиак. Евстратия и диогнаста Диодора), 552, 559, 208, 211 (грам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...