Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1509. Год утраты:1941 (затоплен в 1941-1947) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.247482, 38.459358 Проезд:водный транспорт, точка в 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. - женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Отслужена Божественная литургия над затопленным мологским Афанасиевским монастырем Рыбинск, 11 июля 2016 г.      Божественная литургия совершалась 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над одним из затопленных водами Рыбинского водохранилища монастырей – мологской Афанасиевской обителью. В этой обители находился почитаемый образ Богородицы – " Тихвинская " , сообщает пресс-служба Рыбинской епархии . Согласно преданию, икону принес из Ярославля как отцовское благословение мологский князь Михаил Давидович. После революции икону из монастыря забрали и поместили в мологский музей. Затем началась кампания по изъятию из музеев предметов из металла, и икона пропала.      Божественную литургию в памятный день отслужил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении протоиерея Василия Денисова, иерея Иоанна Перевезенцева и клириков Рыбинской епархии. Совершалось богослужение на корабле, проходящем над местом, где находилась обитель. Традиция совершать Литургию над затопленными святынями Мологской земли не столь древняя. Первая Божественная литургия была совершена в 2012 году. Молога. Вид на Афанасиевский монастырь. Начало 1900-х.      Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей выселили, а к 1947 году территория города была полностью затоплена. Под воды вместе с городом ушли: Афанасьевский монастырь, главной святыней которого была чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, четыре храма.      В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень. Под водами Рыбинского водохранилища оказались более 50 храмов и 6 монастырей, среди которых: Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке; Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны; Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги близ г. Углича. 11 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95257.html

На краю деревни старая избушка, там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына поминает, сын в краю далеком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, а в глазах усталых расцветают грезы. Видит она поле – это поле боя, сына видит в поле, падшего героя. На груди широкой запеклася рана, сжали руки знамя вражеского стана. И от счастья с горем вся она застыла, голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки, а из глаз как бисер капают слезинки. Вопрос. Для чего человеку служит нос? Ответ. У мужчин – отличать воду от водки. У женщин – совать его куда не следует. Вопрос. Для чего у человека служат руки? Ответ. Для того чтобы совать их в свой и чужие карманы. Ноги имеют связь с горлом, а почему? Ответ. Горло промочишь – ноги не работают, а ноги промочишь – горло хрипит. Вот такие дела. Да. Святая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери принесена из города Ярославля в Мологский Афанасиевский монастырь в 1377 году, в коем и находилась до 3–16 января 1930 г. В этот день была последняя служба в храме и после окончания Литургии, верующих всех вытолкали из храма и все приломали и прикололи, а икону Богоматери и несколько других увезли в г. Мологу в музей, а впоследствии из музея органы вышестоящие ее изъяли, а куды девали? Аух, а жаль. Все разрушается скорее, чем созидается. На колокольне Афанасиевского женского монастыря было 11 колоколов. 1. Большой, весом 390 пудов 25 фунтов, висел в центре колокольни. 2. Полиелей, 133 пуда, висел в центре западного пролета. 3. Буднишний, 100 пудов, висел в южном пролете и 8 зазвонных. Последний раз был звон 3/16 января 1930 года. К Литургии в час дня все колокола поскидали и перебили. Аух. Надпись на могильном памятнике у блаженной Р.Б. Пелагии, в Серафимо-Дивеевском монастыре. 1 . Пелагия Ивановна Серебренникова, урожденная Сурина, по благословению старца Божия, иеромонаха Серафима, за святое послушание оставила все счастие земной жизни, мужа и детей, приняв на себя подвиг юродства, и приняла гонения, заушения, избиения и цепи, Христа Господа ради. Родилась в 1809 году, жила в монастыре 47 лет и 30 января 1884 года отошла к Господу 74 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

604 Псалтирь рифмотворная. Список 1685 г. А ноты на рифмы положены повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича всея В. и М. и Б. России самодержцев чрез композицию сиречь чрез творение Их Царского Пресветлого Величества.... певчего дьяка Василия Титова. Ист. статист. описание Тихвинск. Богородиц. монастыря. Спб. 1859, in 8° стр. 105. 608 Моск. Арх. Мин. Ин. Дел грамоты малор. 414 (399). Об уничтожении таможен между Великою и Малою Россией, см. Полн. Собр. Законов II, 1036. Щебальский Царствование царевны Софии 82. 610 Востоков. Опис. Рум. музея. Спб. 1842, стр. 632. Пекарский. II, 17 Яхонтов. Руский проповедник XVII века. Спб. 1883 стр. 7–9. 623 26 февраля 1690 г. Афанасий прибыл в Холмогоры с жезлом, «его ж подарил и благословил святейший Иоаким патриарх Московский», а самому Иоакиму жезл перешел от патриарха Иосифа, которому в свою очередь был прислан Парфением, патриархом Цареградским. Титов. Летопись Двинская. М. 1889, стр. 53. 626 Рук. Синод. Библ. 387 л. 35. Вот содержание его крайне любопытной челобитной: «Вся лета моя от перваго возраста до четыредесяти лет во тме неведения изжих... ныне же от истинно ведущих правоверных научихся». Алексей просил посвящения в священники, «точию бы от небратолюбцев никакова бы насилия не пострадати, аще лаяния гонзнути не возмогу»... «В наших и во окрестных местех священнаго чина церковныя учители и правители, начальницы и священноначальницы, старейшины и господие наши, вкупе же и наша братия рода сего, благодатнаго присвоения к себе не внимают к просвещению славы Божия,.. и толико омрачившеся, яко же некии несмысленнии и неимущии разума безчествуют наказание и учения искати инем возбраняют... от предстателей даже и до меньших хлопочут о богатстве, завидуют, ненавидят, враждуют... некия же не призываеми входят в чин учительски и влаются (?) во всяком ветре самоучения, противна истине, и называют нынешнее все ново, а что новое и кое древнее, того не могут презорством и тщеславием разумети... священники невежды или фарисеи... Видя эти неустройства, Алексей требует от царского величества и всего собору церковного лучшого правления в тяжании духовном и обращения варваров в христианство , да и тии будут братия наша. Имя его узнаем из акростиха, помещенного на л. 158, в челобитной же «имя утаенно». Мы цитируем лл. 25, 29, 4, 13, 30, 45. Кроме Обеда и Вечери Симеона Полоцкого , автор ссылается на лексикон Памвы Берынды (л. 5), Жезл правления (л. 33) и Увет (л. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свящ. Марьевский Четвертый крестный ход (Из Усерда в город Бирюч с Тихвинскою Иконою Божией Матери 30-го июня 1872-го года) (Воронежские Епархиальные Ведомости 1873 г.) Не безызвестно всему и каждому, кто только с чувством христианскаго благоговения участвовал в наших православных крестных ходах, особенно учреждаемых по распоряжению св. Синода, в следствие особых нужд человеческих, не редко посылаемых на нас Божественным провидением, какое глубокое впечатление производят они на верующих в чудодейственную силу небеснаго милосердия, видимо изливающуюся чрез досточтимыя иконы святых Божиих, а в особенности – Царицы Небесной, во славу и честь коих совершаются у нас крестные ходы. После продолжительнаго ходатайства граждан г. Бирюча пред епархиальным начальством и Св. Синодом о дозволении ежегодно брать в город Тихвинск. Икону Божией Матери, хранящуюся с древних времен во храме Происхождения честных древ бывшаго некогда г. Усерда, прославившуюся уже чудодейственною помощию еще во время свирепствовавшей по всюду эпидемии 1847-го года – дабы под кровом Всенепорочной всегда находить защиту от бед и скорбей, – это ходатайство благочестивых граждан, наконец, увенчалось успехом (в 1869-м году последовал из Синода указ о дозволении жителям г. Бирюча ежегодно выносить св. икону Тих. Б. Матери из Усерда в Бирюч на целый месяц июль). И нынешнее лето, Бирюченские граждане, уже в четвертый раз, осчастливлены торжественным перенесением упомянутой иконы из Усерда в Бирюч для тридцатидневнаго пребывания ея в оном. 30-го июня с самаго утра, по обычаю, установившемуся при прежних совершившихся уже троекратно, крестных ходах с иконою, жители г. Бирюча во множестве начали стекаться в скромное селение Усерд, когда-то бывший город, и во дни блаженныя памяти Государя Михаила Феодоровича, украшавшийся семью храмами (Смотри Губерн. Ведомости за 1867, 68 и 69-й годы). В 12-ть ч. дня, после Божественной Литургии, начался продолжительный благовест возвещавший окрестным жителям Усерда время отшествия благоговейно чтимой ими иконы в город Бирюч – на целый месяц.

http://pravicon.com/image-34457

При учреждении штатов в 1764 г. в казан. епарх. положены в I кл. муж. свияжский Богородицкий, II кл. казанск. Спасо-Преображенский, клас. Успенский Зилантов, Кизический, Раифская пуст., Богородиц. Седмиозерная пуст., чебоксарский – Троицкий, симбирский – Покровский; женск. II кл. казан. Богородицкий, III кл. свияжский – Иоанновский, симбирский – Спасский; за штатом на своем содержании остались в Казани: мужск. Иоанновский, Феодоровский, Успенский-Болгарский, цывильская Тихвинск. пуст., чебоксарская Спасо-Геронтиева пуст., царевококшайская – Мироносицкая и сызранский Вознесенский м-рь. Монастыри, ныне существующие в каз. епархии; мужские – русские: в Казани и вблизи нее: I. Спасо-Преображенский – второклассный, необщежительный, внутри кремля, древнейший; возник в 1556 г., по воле Грозного; строителем его был сотрудник св. Гурия архимандр. Варсонофий («Энц.» IV, 802 – 814); монастырь сразу сделался центром христианской религиозной жизни бывшей татарской столицы. В 1567 г. Варсонофий был назначен епископом тверским; чрез четыре года ушел на покой в основанный им казан. Спасо-Преображенский м-рь; скончался в 1576 г. 11 апр.; останки его обретены 4 окт. 1595 г. и ныне составляют главную святыню м-ря. Первой каменной церковью в м-ре была церковь Николая Ратного, существующая поныне; остальные деревянные церкви после св. Варсонофия вскоре были перестроены в каменные. В 1670 г. построена каменная монастырская стена и келии, а также две небольшие церкви: Ризположения Пресв. Богородицы на св. вратах и св. Макария калязинского на вратах к конюшенному двору; обе церкви упразднены; до 1821 г. существовала еще церковь во имя Сампсония Странноприимца. В настоящее время в монастыре четыре каменные храма: 1) главный соборный во имя Преображения, перестроенный в каменный в 1599 г., ныне расширенный, с правым приделом во имя св. Варсонофия; 2) теплая, примыкающая к бывшим покоям казанских викариев, во имя св. Николая Ратного; 3) холодная во имя св. муч. Киприана и Иустины, обыденная, основанная Грозным в день взятия Казани, каменная с 1596 г.; богослужение в ней совершается однажды в год – 2 октября; 4) во имя св. вмч. Варвары над вратами, осн. около 1730 г., на ней в 1860 г. построена колокольня с часами и самый храм возобновлен. В монастыре две часовни: – одна пред алтарем главного храма, в пещере, где были погребены свв. Гурий и Варсонофий, а также иноки Иона и Нектарий – бояре Застолбские, служившие св. Гурию, и м. Ефрем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Тихвинская " Описания иконы Описание иконы Тихвинская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505-1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с мес[...] Икона Тихвинская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина. С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинск[...]

http://pravicon.com/icon-317