Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.4:13-22 Ев.- Ин.5:17-24 блгвв. кнн.: Лит.: Ап.- Рим.8:28-39 Ев.- Ин.15:17-16:2 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Афанасию Великому, Александрийскому Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 3 Столп был еси православия,/Божественными догматы подтверждая Церковь,/священноначальниче Афанасие:/Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/посрамил еси Ария./Отче преподобне,/Христа Бога моли,//даровати нам велию милость. Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не отстави милость Твою от нас,/но молитвами их//в мире управи живот наш. Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 3 Делы возсиявше православия,/все погасивше злославие,/победителие, победоносцы бысте,/благочестием вся обогативше,/Церковь вельми украсивше,/достойно обретосте Христа Бога,//дарующаго нам велию милость. Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4 Священноначальницы величайшии благочестия,/и доблии поборницы Церкве Христовы,/вся соблюдите поющия:/спаси, Щедре,//верою чтущия Тя. Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 2 Православия насадив учения,/злославия терния изсекл еси,/умножив семя веры одождением Духа, преподобне,//темже тя поем, Афанасие. Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому О, всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Патриарха Александрийскаго На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше: Иже безсмертныя жизни сподоблен,/егда Единосущнаго и Соприсносущнаго/Отцу Безначальному Родителю/Сына и Слова, Животодавца Христа проповедал еси,/тогда огненным твоим языком попалил еси вещь ересей, славне,/отгнав от церкве Христовы Ария,/и Божественными словесы просветил еси/благочестивых сердца мудре,/покланятися Троице во Едином Существе. Яко река Божия, наполнена вод духовных,/явился еси, пречудне,/наводнена Божественными учении,/и напаяя церковное все исполнение,/погружая же собор еретиков/пучиною Божественных твоих словес, отче,/и во глубине твоих разумений./Ты бо, премудре, Единосущнаго рождшему Отцу/Владыку Христа проповедал еси,/Божественный Афанасие пребогате. Яко тайносказатель и Божественный святитель/беды претерпел еси, и гонения терпеливно,/и наветы, блаженне, и изгнания многовременна/веры ради Христовы,/ясно Единосущнаго, и Соприсносущнаго,/и Равнодетеля, и Собезначальна Христа проповедая/Первоначальному и Собезначальному Отцу./Темже тя Сам украси пресветлыми яве научении/и пресветла всей вселенней показа. Ины стихиры, глас 5. Подобен: Преподобне отче: Преподобне отче, Богоявленне Афанасие,/от младенства познался еси Церкви светильник,/сияя видении пресветлыми/и всяцем же образом богатеяся добродетелей,/словесы огнедухновенными попаляя ереси,/верныя же вся наставляя,/Троицы сиянием пребожественным,/в Божестве Едином разумеваемыя/и соприсносущную славу имущия./Ту моли и Той молися всегда/даровати вселенней единомышление,/мир и велию милость. Преподобне отче, Богоглаголиве Афанасие,/тезоименит влепоту безсмертия наречен быв,/сего ходатайствующею шествовал еси стезею,/жития светлостию обогащся яве,/ум чист, Богомудре, стяжав,/Слову поборник обрелся еси и по Дусе дыхая Пресвятем,/Имже просвещаемь, побеждал еси враги твоя,/Имже ограждаемь, неутолим явился еси,/Имже и обожаемь,/Емуже и причастник, святе,/всем испроси даровати единомышление,/мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С болью и любовью. Беседа с митрополитом Афанасием Лимассольским Как победить выгорание? Как христианину относиться к возрастающему количеству мусульман? Что делать с наркоманией? Как привлечь молодежь приходит в Церковь? Чему научил старец Паисий Афонский? 9 марта, 2011 Как победить выгорание? Как христианину относиться к возрастающему количеству мусульман? Что делать с наркоманией? Как привлечь молодежь приходит в Церковь? Чему научил старец Паисий Афонский? Интервью Александры Никифоровой с митрополитом Афанасием Лимассольским специально для портала « Правмир ». В назначенный час вместе с отцом Саввой Михаилидисом мы пришли в Лимассольскую митрополию. Спросили владыку Афанасия: «А его здесь нет, идите в храм, там он исповедует!» В кафедральном соборе — полумрак. На стасидиях митрополита дожидаются духовные чада. Кто-то приехал из Паралимни, Левкосии, есть и местные прихожане. Многие знают владыку еще с тех пор, когда он был игуменом монастыря Махерас. «Владыка любит исповедовать и часто исповедует нас!», — говорят они. Дождавшись своей очереди, заходим в исповедальную комнату-часовенку и мы. 16 лет вместе со старцем Паисием провел на Афоне митрополит Афанасий. Беседуя с ним, мы ощущаем на себе скорее монашеское смирение и любовь, чем архипастырское величие. Его простые и глубокие ответы на волнующие нас вопросы не очень современны, но очень согласны с духом Евангелия. — Сегодня многим церковным людям в России кажется, что на смену горению 90-х пришло чувство усталости и выгорания, «автоматической» веры. Что делать? — Я думаю, что духовная жизнь совершается в душе каждого человека. И Господь имеет Промысл о каждом человеке. И Промысл Божий не обижает никого. Тому, кто имеет стремление к духовной жизни, желает жить духовной жизнью, Бог предоставляет все возможности. Мы не знаем сердце каждого человека. Внешне нам может казаться, что появились безразличие, охлаждение, переутомление, но в сердцах людей все происходит иначе. Будем доверять Богу и тому, что Церковь служит право, как и заповедали святые апостолы и святые отцы. Будем делать дело, которое на нас возложил Господь, а все остальное оставим Промыслу Божию.

http://pravmir.ru/s-bolyu-i-lyubovyu-bes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЕВ СИМВОЛ ВЕРЫ [лат. Quicumque vult], один из трех «вселенских Символов веры» наряду с Никео-Константинопольским и Апостольским , принятых в Римско-католической Церкви. Выделяя 2 из них, Апостольский и Никео-Константинопольский, католич. Церковь считает, что А. С. в. вместе с др. многочисленными символами «сегодня помогают... постичь и углубить веру всех времен» (ККЦ 192-193). Часто называется по первому слову (или по начальным словам - Quicumque vult). Текст Символа в переводе на рус. язык: Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек. Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная - Духа Святого. Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой. Отец вечен и Сын вечен, вечен и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый). Подобно сему Отец - вседержитель, Сын - вседержитель, Дух Святой - вседержитель; впрочем, не три вседержителя, но един вседержитель. Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един. А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един. Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.

http://pravenc.ru/text/76822.html

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Впервые издана книга сочинений о. Афанасия (Нечаева) – духовного отца митрополита Сурожского Антония Источник:  Благовест-инфо Презентация книги архимандрита Афанасия (Нечаева) " От Валаама до Парижа " состоялась 4 декабря в Культурном центре " Покровские ворота " . Книга подготовлена фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " в 2011 г., рекомендована к изданию Издательским советом Белорусской Православной Церкви. В ней собраны автобиографические сочинения о. Афанасия (1886-1943), его воспоминания о Валааме, работы о богослужении, проповеди, сочиненные им христианские легенды; приложение содержит вспоминания и свидетельства о православном подвижнике. Большинство материалов опубликованы впервые. Презентацию вел Дмитрий Строцев – поэт, издатель из Минска, которому принадлежит главная заслуга поисков и собирания материалов книги из самых разных источников. В начале вечера слово было предоставлено митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму) – был продемонстрирован фрагмент документального фильма Валентины Матвеевой, где митрополит Антоний рассказывает о встрече со своим духовным отцом архимандритом Афанасием. Речь идет об обучении будущего о. Афанасия в семинарии в начале ХХ в., о потере веры, о поисках и обретении ее в Финляндии, где Христа ему заново открыли члены " Армии спасения " . Однако " став верующим, он стал искать интегральной жизни " , продолжает митрополит Антоний, и эти поиски привели молодого человека на Валаам, где он постигал тайну монашества. " Его монашество не было " мистическим " , но было цельным, здоровым, полнокровным, он всегда делал для каждого человека все, что мог " , – говорил митрополит Антоний о своем духовнике. " Абсолютная внутренняя собранность и какое-то сияние " , – вот что поразило Андрея Блума при первой, внезапной встрече с о. Афанасием, поэтому он сразу сказал: " Не знаю, кто Вы, но прошу Вас стать моим духовником " . Будущему митрополиту его духовный наставник представлялся большим и сильным кораблем, который влечет за собой " маленькую лодочку " – каждого из своих пасомых.

http://religare.ru/2_91004.html

Глава 7. Латинские отцы Церкви В IV веке богословие латинского Запада далеко отставало от философской глубины и интеллектуальной утонченности греческого Востока. Однако изучение латинских отцов этого периода, когда обе половины христианского мира еще сохраняли единство, важно хотя бы потому, что в их писаниях уже намечаются черты дальнейшего развития западного христианства. Святитель Иларий Пиктавийский Святой Иларий родился в 315 году в городе Пуатье, называвшемся тогда Пиктавиум, в знатной галло-римской семье. В 350 году он крестился, а уже в 353 году прямо из мирян был избран епископом. Когда Иларий начинал свою церковную деятельность, Восток был раздираем на части борьбой с арианством, но на Западе все было спокойно – большинство христиан придерживалось православной никейской веры. Но скоро обстоятельства переменились. В 350 году единственным императором Востока и Запада стал племянник Константина Констанций, поддерживавший ариан. Он немедленно послал епископов Валента и Урзакия в западную часть империи собирать подписи под арианским вероопределением. При этом Констанций, конечно, не отдавал себе отчета в том, что он вводит в употребление новую веру: в своих собственных глазах он, по-видимому, был просветителем невежественных латинян, не наставленных в истинной вере. Все западные епископы, не исключая самого папу Ливерия, подписали арианское исповедание веры. Греческого языка они не знали и поэтому не понимали важности различия между «омоусиос» и «омиусиос». Единственным западным епископом, отказавшимся подписать арианский Символ веры , оказался святой Иларий, за что его незамедлительно сослали во Фригию, в Малой Азии. Примерно в это же время его восточный единомышленник, святой Афанасий Великий , такой же одинокий борец за никейскую веру, тоже находился в изгнании. Иларий так никогда и не встретился с Афанасием, но зато в ссылке у него было довольно много времени для чтения его сочинений, а также писаний Оригена , для чего ему пришлось выучить греческий язык. Кроме того, он завел себе много друзей среди православных епископов, которых миновала арианская «чистка».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

К читателю Сочинение святейшего патриарха Константинопольского Филофея, которое мы издаем в переводе как житие святого Григория Паламы , собственно, озаглавливается так: «Святейшего и мудрейшего архиепископа Константинопольского, Нового Рима и вселенского патриарха кир Филофея похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому, Паламе» 1 . Это похвальное слово, вместе с похвальным словом тому же святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила, издано в Иерусалиме в 1857 году 2 , как введение, с прекрасным предисловием к беседам святителя Григория. Раньше это же самое похвальное слово патриарха Филофея под заглавием «Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы» было издано в Вене в 1784 году в переводе на разговорный греческий язык, сделанном иеромонахом Афанасием Парийским, иждивением «покровителя наук и ревнителя благочестия» Иоанна Гута Кафтанджола, в приложении к службе святителю Григорию, написанной также патриархом Филофеем, двум молебнам ему же и к молебну святому мученику Мироточивому Димитрию. Кроме того, в книге Афанасия Парийского напечатаны и следующие сочинения святителя Григория: «Десятословие», «Исповедание православной веры», а также и «Похвальное слово святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила» 3 . Святой Григорий Палама – один из великих подвижников благочестия Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Во все время своего тринадцатилетнего святительства он был правилом веры и образцом святой жизни; его письменная деятельность была многосложна и многообразна. К сожалению, сочинения этого великого защитника православия большей частью еще не изданы в свет и хранятся в рукописях по разным библиотекам – Королевской в Париже, Императорской в Вене и других. Ибо паписты, наиболее, правда, умеренные и более осторожные, заметив в творениях святителя Григория Паламы неопровержимые улики против заблуждений западной церкви, утаили большую часть рукописных творений святителя Григория в своих библиотеках, чтобы обнародование их не посрамило многочисленных врагов его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняе­мые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечело­веческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира...» Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту ис­тину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они явля­ются солью земли (Мф. 5,13). Своей духовной силой и крепостью свя­тые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и стро­гой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь. О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой про­рок Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Пер­вой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апос­тол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых тво­рений в области агиографии было житие преподобного Антония Вели­кого, написанное святителем Афанасием Великим. Протоиерей Иоанн Восторгов, всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архи­ерейском Соборе в августе 2000 г.

http://pravoslavie.ru/5955.html

Слово на неделю православия, сказанное в Казанском соборе (в Петербурге) в 1845 году 22 На сем камене созижду Церковь мою и врата адова не одолеют ее: и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех ( Матф. 16, 18, 19 ) Вот два великих обетования, которые изрек о Церкви сам законоположник и глава Церкви, Богочеловек Христос. Первое из них состоит в том, что св. общество людей, исповедующих Иисуса Христа Единородным Сыном Бога живого, непрерывно имеет пребывать на земле до конца мира, противостоя не только враждебным силам человеческим, но и самим твердыням ада: на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют, ее. Второе заключает в себе те высокие права и преимущества, ту духовную власть коей божественный Основатель Церкви облек Апостолов, как ближайших слуг своих и строителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), а в лице их и всех пастырей и учителей, коих Дух Свитой и ныне поставляет ( Деян. 20:28 ) в Церкви Христовой на дело служения: и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Настоящее торжество Церкви удостоверяет нас, братья, что, точно, скорее небо и земля прейдут, нежели одна йота из слов Господних ( Марк. 13:31 ). Мир лукавый каких не воздвигал ополчений, чтобы разрушить царство света и благодати! Не довольно было, что вся вселенная извне восставала и воевала на Христа и Церковь Его. По неисповедимым судьбам Промысла, надобно было, чтобы из самых недр христианства являлись люди, силившиеся поколебать Церковь Божию, затмить чистоту ее веры и ниспровергнуть благочестие. Надобно было, чтобы Матерь верующих, – Церковь Христова была озлобляема от собственных чад своих, уязвлявших ее, как разженными стрелами, внутренними раздорами, расколами и богохульными мудрованиями. Надобно было, чтобы на страницах ее дееписаний, рядом с богосветлыми именами поборников веры: Афанасиев, Киприанов, Василиев, Григориев, Кириллов, легли, как темные пятна, нечестивые имена Савеллиев, Ариев, Несториев, Диоскоров, Евтихиев и других хульников и продерзателей православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010