Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АТРОНСА МАРЬЯМ [Эфиоп.   - престол Марии], собор, выстроенный на левом берегу р. Аббай (Голубой Нил) на территории совр. обл. Уоррэ-Илу эфиоп. царем Баэда-Марьямом в 1468 г., сразу после смерти его отца, знаменитого царя Зара-Якоба , в качестве нового религ. центра страны. Это новшество должно было символизировать уважение к культу Девы Марии, введенному Зара-Якобом, и решительный отказ от продолжения его гос. и церковной политики. Баэда-Марьям щедро пожаловал собор землями, назначил многочисленный клир, велел перенести туда останки своих предков-царей (за исключением Зара-Якоба) и себя он приказал похоронить там же. Баэда-Марьям постоянно заботился об украшении храма и поместил туда полюбившуюся ему икону Божией Матери, написанную жившим в то время в Эфиопии итал. худож. Бранкалеоне по образцу Мадонны из рим. ц. Санта-Мария Маджоре, хотя в противоположность эфиоп. иконописной традиции Младенец на ней был изображен сидящим на левой руке Богоматери - обстоятельство, вызывавшее возмущение мн. эфиоп. христиан. Ни икона, ни собор в его первоначальном виде, ни останки его основателя не сохранились. По эфиоп. летописи, икона пребывала в А. М. до 3-го года царствования Феофила (1711), когда произошло вторжение племени галла. Сломав врата А. М., враги убили иереев, а икону и раку с мощами Баэда-Марьяма бросили в пропасть. Впосл. А. М. был восстановлен и почитается христианами и в наст. время. Лит.: Basset R. Études sur l " histoire d " Ethiopie//J. Asiatique. Sér. 7e. 1881. T. 18. P. 96; Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. М.; Л., 1936. С. 85-106;    -        iii    -                                1980/1981.   72-75; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 137-143. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви

http://pravenc.ru/text/76776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЭДА-МАРЬЯМ [Эфиоп.    , букв.- в руце Марии] (пам. эфиоп. 12 хэдара (8 нояб.), эфиоп. царь (1468-1478), сын царя Зара-Якоба . Его царствование ознаменовалось решительным отказом от централизаторской политики отца, стремившегося к единовластию. По восшествии на престол Б.-М. демонстративно покинул столицу Зара-Якоба и перестал оказывать покровительство соборным храмам, основанным отцом. Он построил свой собор Атронса Марьям и перенес туда останки своих предков за исключением отцовских. Этот собор он отдал в ведение эччеге , главного архимандрита конгрегации Дэбрэ-Либаноса , и с этого момента начался рост придворного и политического значения должности эччеге, постепенно вытеснившей с главенствующего положения при дворе должность акабэ-саата . Отказ Б.-М. от политики отца сопровождался разрушением прежнего аппарата управления, куда входило немало настоятелей сев. мон-рей. Это не осталось без протеста с их стороны, но Б.-М. жестоко подавил сопротивление: он велел перерезать сухожилия на ногах недовольным монахам и сослал их на юг страны. В 1477 г. был созван церковный Собор для решения давно назревавшего вопроса о митрополите. Сторонники централизации стояли за назначение митрополитом эфиопа, более зависимого от царской власти, нежели копт, поставленный Александрийским Патриархом. Таких на Соборе было большинство, но Б.-М. вмешался и добился того, что все осталось по-старому. Возвращение к классическим феодальным порядкам успокоило страну, уставшую от жестоких новшеств Зара-Якоба, но ослабило централизованное управление и военную мощь гос-ва перед лицом растущей мусульм. опасности. Лит.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. М.; Л., 1936. с. 83-106; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia 1270-1527. Oxf., 1972. Р. 286-296; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 137-154. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/text/77730.html

„Преставление св. Амда-Микаэля, военачальника царей Эфиопии: Зара-Якоба и Баэда-Марьяма и Александра. Отец этого святого был Клавдий, имя матери – Елисавета. Они были богаты стяжанием и верой и родили этого святого в праздник 4-х животных и дали ему имя Амда-Микаэль. И году от рождения он приполз в пустоту корабля церкви (karsa hamar za-bäta Kr.) св. Михаила и сидел три дня, причем не знали этого родители его и считали его мертвым и пребывали в плаче. И потом когда священник потребовал кадила из корабля церкви, нашел младенца сидящим там без страха; на земле не было грязи. И он понес его родителям его оттуда; они обрадовались весьма, что он найден, и он стал расти в премудрости и знании, пока цари не поставили его управителем и судьей над всеми делами дома своего, и он сделался отцом бедных судом и милостью, и обновил все церкви своим иждивением, и преследовал утеснителей и злодеев во дни свои и разорил все города язычников направо и налево молитвою и постом и помощью святых, так что они подчинились царям и принесли дань. И сердце сего св. Амда-Микаэля было богобоязливо, и он не ел без призывания имени святых, и не пил без молитвы, и не проводил дня без омовения водой молитвы, в употреблял все имущество свое на милостыню. И когда увидел Бог совершенство его, определил спасение души его. И оклеветали его злые люди царю, чтобы убить его, и царь пощадил его, ибо весьма любил его, и едва, когда они надоели ему речами своими, связал его и послал в дальнюю страну с великой опасностью. И Михамл Арх. помогал ему и принес ему хлеба и сосуд, чтобы он ел и пил, и обещал ему рай сладости. И когда он захотел приобщиться Св. Таин, он спустил ему с неба и приобщил его. Потом согласились клеветники, привели его во двор царя, в убили. И в эту ночь пришел туда один монах богобоязливый, чтобы видеть тело его и встретил трех монахов, кадивших тело его. И он говорил и клялся Господом нашим Иисусом Христом, что не лжет относительно этого. Другие видели светильник, спускавшийся с неба над ним в течение многих дней. Царь же, вспомнив его добродетель, проклял убийц его, и отдал приказ не поминать его имя худо, и повелел погрести его с честью в гробнице отцов его, и установил память его, почтил и любил весьма детей его. Когда потом царь Лебна-Денгель услышал о завете отца своего Баэда-Марьяма, велел перенести его в Атронса-Марьям и погрести там в царской гробнице, да будет ему память“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И это было во дни отца нашего Иемерхана Крестоса, который был удобрен и украшен красотою изрядства. Царь наш Баэда Марьям, основав два монастыря, названные Атронса-Марьям, отдал их Дабра-Либаносу, а отцу нашему приложил почесть на почесть. Еще во дни сего отца царь Александр основал два монастыря, названные Дабра-Местир и Ганата-Гийоргис, отдал их, и отцу нашему повелел сидя слушать слово царя, и это установление чтобы было в род и род грядущий. Мать царя, по имели Ромна, основав церковь , названную Меерафа-Марьям, отдала (ее) монастырю, и повесть о сей изрядной записана (f. 6) в книгу деяний отца нашего. Во время отца нашего Петра царь Наод, основав церковь , названную Макава-Селясэ, отдал её монастырю и повелел отцу нашему ходить под зонтиком, как и мамхерам, его преемникам, чтобы это установление было для них во век. Во дни этого отца нашего Лебна-Денгель выстроил церковь, названную Антиохия и отдал её монастырю. Мать его, царица Наод Могаса, основав церковь, названную Гефсимания, отдала (её) монастырю. По успении сего отца поставлен отец наш Аввакум, премудрый словом и делом, проповедник слова веры, направивший на путь истины многих неверных. После сего отца поставлены пастыри добрые, чтобы пасти стадо Христово в истине и правоте: отец наш Иаков и отец наш Матфей. Во дни их было изгнание, а потом, когда прошел, месяц изгнания, был поставлен Иоанн мученик. Во дни сего отца царь Клавдий, построив церковь , названную Тадбаба-Марям, отдал её монастырю, а потом отдал (местность), названную Такот для поминания сего отца, еще при жизни его. А когда сей отец почил от сего мира, был поставлен другой Иоанн. И во дни сего отца дал царь наш Сарца-Деигель евангелие золотое, ковры и покрывала, и послу, приходившему к нему из монастыря повелел входить без затруднений. Мать его, царица Адмас Могаса выстроила церковь , названную Махфада-Марьям, и отдала (её) монастырю, а также много книг. И во дни сего отца прибыл двор. И 20 чад отца нашего Иоанна Кама, – после того как они жили много лет противясь, и монастыри другие, взятые неправдою другими людьми, вернул сей отец правдой и истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Крайний срок, до которого можно вкушать пищу желающему причаститься (мирянину или священнику), – это за восемнадцать часов до начала литургии. В течение этих часов требуется полное воздержание; даже нельзя, чтобы хоть одна капля воды попала в рот и коснулась языка. Мы еще ничего не сказали о заключительной части абиссинской обедни. Эта часть особенно интересна по своей оригинальности. После причащения народа, когда ковчег с дискосом и чаша скроются за завесою, служащее ду- —234— ховенство выходит из алтаря и становится на амвоне. Вся церковь , весь народ, во главе со своими пастырями, произносит тогда вслух известные положенные молитвы. Начало каждой молитвы возглашает архидиакон. Обыкновенно читаются: «Мелькаа Иисус» и «Мелькаа Марьям» («мелькаа» – буквально телесная красота, вид). В своем месте говорилось, что «мелькаа» – это нечто в роде акафиста, в котором восхваляются телесные члены того лица, кому посвящается молитва . На восхваление каждого отдельного члена полагается пятистишие. Каждый святой абиссинский имеет свое мелькаа. Молитвам: «мелькаа Иисус» и «мелькаа Марьям» абиссинцы придают такое большое значение, что считается грехом не знать их наизусть. Кроме этих молитв в конце литургии читаются еще следующие: пятнадцать пророческих песней, песнь песней Соломона, Уддасе (– хвала) Марьям Ефрема Сирина , Уддасе Марьям Яреда, абиссинского песнописца, и наконец, псалтирь. Когда кончится одно из них, по приглашению настоятеля все читают молитву Господню: «Отче наш», которая является как бы связкой между отдельными частями. После чтения «Отче наш» архидиакон возглашает начало следующей молитвы и т. д. Некоторые из указанных произведений очень длинны; например «Уддасе Марьям» Ефрема Сирина или псалтирь. Чтобы ускорить чтение их, эти произведения по частям распределяются между священнослужителями, певцами и народом, и все части читаются разом. Обязанность распределять чтение лежит на том же архидиаконе. Где нет «дека-мезиуров» (лиц, знающих наизусть псалтирь), там псалмы читаются по книге священнослужителями, клириками и грамотными из народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь да совершит тебя и да укрепит творить волю Свою; будь послушен как Антоний и Макарий». Получив разрешение и благословение от митрополита, Такла-Сион с радостью вернулся в келью, а затем окончательно покинул свою родину и пошел «обозревать монастыри и горы», пока не остановился на Дабралибаносской обители. Здесь он «благословился от святых старцев и просил их испытать его для принятия иночества». Один из них, прозорливец, сказал ему: «ступай, чадо в Бета-Марьям, монастырь Аввы Иоанна, и там исполни это, и ни в чем не будешь нуждаться». Такла-Сион идет туда, на пути встречается с блаженной Еленой «и они стали беседовать о величии Божием. И сказал ей Такла-Сиов: «мать моя, что мне делать, ибо находясь среди родных, я боюсь, что найдет на меня искушение сатаны?» Она отвечала: «чадо, не иди никуда, кроме Дабра Явхадаль (D. Jawhadal) т.е. Бета-Марьям, ибо открыл мне Бог, что там Он изберет тебя». Вернувшись после этого в свою келью, святой окончательно покидает ее после годичного пребывания в ней, и в полночь тайно уходит, не взяв ничего, кроме одежды и псалтыря. Прибыв в Бета-Марьям, он был принят там аввой Фомой и старцами. «И полюбили его все, и великие и малые, как будто знали его прежде, и сделали ему малую келью на месте Гехула (Gehulä)». И спустя немного дней собрались монахи, привели его, сотворили над ним молитву и благословили его. Отец наш Фола взял святую схиму ангельскую, и камилавку, и пояс, и облек его одеянием иночества, и благословил и сказал: «да укрепит тебя Господь, чадо, ко исполнению воли Своей, да соделает тебя крепким на врага, да возможешь противится в день лют». Получив благословение от всех монахов и сподобившись приобщения св. Таин, Такла-Сион ушел в свою келью и продолжал свои подвиги, совершенно не садясь 10 лег и не выпуская слоны «рада чести тела и крови Христовой, не остригая волос, не обрезая ногтей, не моя ног, и не говоря неправды и злословия. И не выходило из уст его слово обиды и не воздавал он злость за зло, памятуя сказанное Господом нашим во Евангелии: «любите враги ваша...» (Мф., 5, 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вернулся из Армении отец наш Евстафий в землю Эфиопскую, сидя на колеснице духовной, как возвратился Энох пророк в вихре и трусе и на колеснице огненной и конях огненных в землю живых, куда не заходит власть смерти. И на отца нашего Евстафия обратился сугубый дух их. И сидя на духовной колеснице, прибыл он к матери нашей Соломии затворнице, которая жила в пощении многом и была дщерью отца нашего Евстафия; он постриг ее из города Забьят, когда она была молодой невестой. И возведя очи свои, увидела она внезапно его стоящим перед собой в великолепии славы великой и дивной, и сказала: «откуда пришел ты, отче?» И отвечал он: «из страны Армянской». И она спросила его, говоря: «Куда идешь ты, отче?» Он сказал ей: «иду на холм Кесахэ, да благословлю чад моих монастыря сего», ибо прежнее имя Дабра-Марьям было холм Кесахэ; подобно тому, как прежде называли Иерусалим Аргоб 271 , называли Дабра-Марьям холмом Кесахэ. И по явлении матери нашей Соломии затворницы, пошел он и пришел оттуда с двумя ангелами на колеснице духовной. Потом пришел к ней Ганзай, правитель (Sejum) Сараве, и Фома иерей навестить ее и она сказали им: «авва Евстафий прибыл ко мне, сидя на облаке с двумя мужами из земли Армянской. Мне кажется, что два мужа были Михаил и Гавриил». О сила девства отца нашего Евстафия, которая посадила его на колесницу, как Илию! Затворница Соломия свидетельствовала и сказала: «говорил мне авва Евстафий: «те которые будут погребены в монастыре сем после того, как я благословил его силой слова Божия, не будут судимы, и не увидят осуждения». Воистину я не лгу относительно слова пророчества отца нашего Евстафия иерея: спаслись многие, гробы которых осенила тень обители Дабра-Марьям». И спустя много·дней собрались чада его в этой горе под ноги Абсади, на которых было сугубое благословение отца нашего Евстафия, как сугубое благословение Илии на Елисее, ученике его. И они построили большую церковь во имя Владычицы нашей Марии, и сделали образ отца нашего Евстафия, и назвали сию гору Дабра-Марьям, ибо подобна она Дабра-Марьяму в Иерусалиме небесном, в котором восхваляют Господа ангелы и архангелы немолчно день и ночь. Так восхваляют чада отца нашего Евстафия изрядные в Дабра-Марьяме, старцы подвижники и монахи совершенные, которым заповедано словом отца их не есть мяса и не пить вина. Благословение сих отцов-предстателей да сохранит сына их Ионафана и писца его Амха-Гиоргиса, верующего в молитву Евстафия, да защитит его от распри язычной и дел сатаны-врага, да соделает дни его долги. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вскоре слух о подвигах его стал распространяться и дошел до «отца нашего» Такла-Марьям, когда тот находился в земле Сеф (Sef). Он написал к нему о своем желании повидаться с ним и просил его молитв. Такла-Сион молится: «услыши меня Господи, услышавший Давида, когда тот бежал от лица Авессалома, сына своего, и которого Ты вернул снова на престол царствия его, когда он плакал перед Тобой. И меня, раба Твоего, услыши, Господи, о сем отце нашем Такла-Марьяме; дай ему благоволение у царя и верни в благополучии, и покажи мне лицо его». – «И услышал Бог молитву его, и дал ему благоволение перед царем, и тот почтил его великим почетом и отослал в его монастырь. И по воле Божией они встретились и облобызались и беседовали о величии Божием». Такла-Марьям м. пр. посоветовал стричь волоса и ногти «ибо сие для пустынников» (?). Такла-Сион повиновался «как сын отцу своему» и поступал так ежегодно «до дня упокоения своего». Такла-Марьям, увидав смирение и послушание его, радовался и благослови его, как отец сына. К Такла-Сиону стали собираться люди из «ближайших и дальних мест»; он утешал их в печалях, исцелял от болезней, женщинам облегчал роды или врачевал их от бесчадия. Грешникам давал совет, как бороться с искушениями, беседовал с ними ласково и кротко и располагал к покаянию, для которого отсылал к духовнику. Приходили к нему и монахи, также «из дальних и ближних мест», и рассказывали свои помышления и подвиги: поклоны, стояния в воде, витие веревок и т. п. Такла-Сион сделался прозорливцем, мог распознать праведного и грешника, а во время приобщения – достойных и недостойных; о первых радовался, о вторых плакал. Являлись ему и ангелы «ибо он был равен им по чистоте». Так, однажды, явился ему ангел, когда он стоял на молитве и повелел учить: «неужели ты хочешь спастись один; Бог дал тебе власть учить и наставлять и поведать благодать Его. Обращай грешных к покаянию, да увеличится твоя цена от Вышнего». Преподобный повиновался, и с этого дня «начал учить и возвещать благодать Божию приходившим к нему из ближних и дальних мест, наставлял и женщин, посылая к ним письма, а в лицо не видал их, и не слыхал их голоса».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

План части сев. группы архитектурного комплекса Лалибэла: 1 - ц. Бэтэ-Марьям; 2 - ц. Бэтэ-Мэскэль; 3 - ц. Бэтэ- Дынагыль; 4 - " Гробница Адама " План части сев. группы архитектурного комплекса Лалибэла: 1 - ц. Бэтэ-Марьям; 2 - ц. Бэтэ-Мэскэль; 3 - ц. Бэтэ- Дынагыль; 4 - " Гробница Адама " Бетэ-Мэдхане-Алем (            ; собор Спасителя мира), наиболее крупный храм Л. (33,7×23,7 м; высота до 11,6 м). Это 5-нефная базилика, окруженная внешней колоннадой из 34 прямоугольных в сечении столбов, поддерживающих массивную 2-скатную крышу. Верхние стороны крыши покрыты рельефом в виде аркатурного пояса, напоминающего силуэты аксумских стел. Торцы выступающих скатов также декорированы рельефным аркатурным поясом. Во внутреннем пространстве церкви сохранились рельефный плетеный крест в верхней части сев.-зап. стены наоса и растительные орнаменты. В неск. окнах видны остатки разноцветных стекол, орнамента из крестов и 8-конечных звезд, что может быть связано с влиянием христ. или ислам. Египта. Вероятно, все окна базилики были оформлены таким образом. Д. Бакстон связывал архитектуру церкви с гипотетической реконструкцией Аксумского собора Богоматери Сионской, об архитектуре к-рого не сохранилось достаточных сведений. Церковь Бетэ-Марьям в Лалибэле Церковь Бетэ-Марьям в Лалибэле Бетэ-Марьям (        ; ц. Пресв. Богородицы; 13,2×9,3 м; высота свода центрального нефа 7,6 м), 3-нефный храм, к-рый имеет традиц. входы с 3 сторон, обозначенные небольшими портиками. По центральной оси в зап. и вост. частях свод поддерживают 2 квадратных в плане столба. Столб, именуемый «Столп света», обернут тканью; по легенде, на нем записана вся история мира. В 1966 г. в ходе реставрации ткань на краткое время была снята и столб сфотографирован. На нем обнаружили изображения неидентифицированного святого и двуглавого орла, а также араб. надпись с копт. глоссой и полустерную монограмму на геэзе. Церковь богато украшена: декор на столбах, капителях, арках имитирует геометрические и растительные орнаменты резьбы по дереву, похожие на те, что украшают церкви в Дэбрэ-Дамо и Зарема-Гийоргис. На арках вырезаны и нарисованы кресты, розетки, 6-конечные звезды (исламского происхождения), антропоморфное изображение солнца, на архивольтах арок - растительные орнаменты, меандр. В антревольтах изображены двуглавые орлы, петухи и др. птицы.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

Однажды он пошел в Дамот на праздник Воздвижения Креста. На пути, на каком-то рынке Wanvar он увидал много людей. Остановившись на отдых, он заснул и увидал во сне Младенца, который не ответил ему на просьбу помиловать этих людей. Он стал скорбеть и пошел в местность Jekednä, где увидал во сне праздник Св. Креста в присутствии Господа, Ангелов и святых. Явилась женщина, подобная солнцу, которую назвали ему Маскаль-Кебра, и которая просила, согласно завету у Бога, помиловать для нее тех, кто пришел на память ее, принес дары во имя ее, веруя в нее и надеясь на Бога. Бог обещал ей помиловать всех, кроме двух людей, находившихся накануне на рынке, потом, обратившись к Маба-Сиону, сказал ему то же. В этот день у него прибавилось много новых учеников. Один монах искал его и расспрашивал у всех, где Такла-Марьям из Шоа. Когда ему удалось его найти, он сказал, что шел из области Абажгай (Abaggäj) три дня, услыхав голос, который повелевал ему идти на праздник честного Креста, чтобы встретить Такла-Марьяма, который должен утешить его в печали о грехах. Маба-Сион его исповедал, благословил, в он вернулся домой. Святой также возвратился в свою страну, и на пути молился о спасении ради памяти смерти Христовой различвых городов, имена которых он называл. Господь явился ему с Богоматерью и дал ему завет относительно этих городов и м. пр. сказал, что он спасет мужей Гафат (Gäfät) и получит их в дар. Имен других городов, говорит автор, „мы не называем, чтобы они не тщеславились“. „Блаженный Такла-Марьям дивился относительно Гафат, которых Бог обещал ему и говорил: „когда они уверуют и крестятся при жизни моей, или по смерти?“ „Потом он встал и пошел к Га " зээ (Gä’z’ö) 22-го якатита в понедельник, и встретил на пути многих гафатцев по воле Божией, вышедших к царю Зара-Якобу, чтобы облагодетельствоваться у него, ибо они крестились и уверовали во имя Троицы в этот день. Когда они увидали святого, они побежали и спешили к нему и, подойдя, сказали: „благослови нас“. Он спросил их: „веруете ли вы во Христа, Бога моего, чтобы мне благословить вас?“ Они сказали: „да, веруем“, и он благословил их каждого в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010