Ему слава и держава во веки! Аминь. Беседы 11–20 Беседа 11. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один Христа с лукавым сатаною, а другой грешников с сатаною же. 1. Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать совне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов. Как в Иерусалиме огнь, служивший на жертвеннике, во время пленения был зарыт во рву, а когда настал мир, и возвратились пленные, тот же самый огнь как бы обновился, и стал служить по прежнему: так и ныне этого ближнего нашего — тело, которое по разрушении обращается в тину, воспроизведет и обновит небесный огнь; он воскресит истлевшие тела. И внутренний, в сердце обитающий ныне огнь, тогда будет действовать совне, и совершит воскресение тел. 2. И при Навуходоносоре огнь в пещи был не божественный, а тварный огнь. Но три отрока, за праведность свою быв в видимом огне, имели в сердцах своих небесный, божественный огнь, служивший в помыслах и действовавший в них. И сей–то самый огнь явился вне отроков; ибо стал посреди их, и препятствовал видимому огню жечь праведников и сколько–нибудь вредить им. Подобное сему было и с Израильтянами; когда ум и помысл их возымел намерение удалиться от Бога живаго и обратиться к идолослужению, — Аарон принужден был сказать им, чтобы принесли золотые сосуды и украшения. Тогда золото и сосуды, ввергнутые в огонь, стали идолом, и огнь как бы подражал их произволению. Чудное подлинно дело! Поелику в намерении, втайне и в помыслах своих решились они на идолослужение; то и огнь также ввергнутые сосуды обратил в идола, и Израильтяне стали уже явно идолопоклонствовать. Посему, как три отрока, помышляя о праведности прияли в себя Божий огнь, и поклонились Господу истиною: так и ныне верные души, в сем еще веке, втайне приемлют в себя оный божественный и небесный огнь; и сей–то самый огнь производит в человечестве небесный образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Аарон и ризы его освящаются елеем помазания и жертвенною кровью. Сим ясно дается разуметь, что духом Святым возносят священники жертву на таинственной трапезе. Глава 10 (2) И изыде огнь от Господа и пояде Надава и Авиуда, сынов Аароновых. Изыде огнь не потому, что священный огнь угас, как утверждают некоторые; ибо в тот же день огнь являлся на жертвах их (Лев.9:24), - и не потому также, что Надав и Авиуд были пьяны, как говорят другие; ибо пребывали они в посте и молитве, прежде нежели приступили к священнодействию; и хотя помазаны на священство в первый день, когда поставлена была скиния, однако же жертв не приносили. Надав и Авиуд были наказаны не за одну вину, но за многие, как показывает Писание: во-первых, внесли они чуждый огнь, когда был уже огнь, который в это время сошел и попалил жертвы; во-вторых, они пренебрегли Моисея и Аарона, и, не получив от них дозволения, воскурили фимиам; в - третьих, произвели беспорядок в чине своего служения, воскурив фимиам не в надлежащее время; в-четвертых, вошли во внутреннюю скинию, в то место, куда однажды в год входил отец их Аарон. А словами: принесоста огнь чужд, изображается следующее: чуждым огнем именуется воля Адама и Евы, возжелавших быть богами. Когда же Господь повелевает, чтобы огнь всесожжения не угасал до утра; тогда означается сим, что огнь закона не угаснет на алтаре, до утра явления Еммануилова. (4) И призва Моисей Мисаила, и Елисафана, сыны Узиилевы, сыны брата отца Аароня, и повелел им вынести тела Надава и Авиуда в ризах их. Из сего видно, что ризы их, помазанные священным елеем, как невиновные в грехе, не сгорели вместе с помазанными телами согрешивших; не обнажил же согрешивших огонь и ради обрезания их. Итак, огнь пожег тела принесших чуждый огнь и прогневавших Бога, и пощадил их ризы, чтобы сугубое сие знамение тем в большее удивление привело взирающих на то. И рече Моисей: возмите оставшуюся муку (13) и ядите ее на месте святе: законно бо тебе есть и законно сыном твоим (14) дадеся от жертв спасений. (16) И козла взыскуя взыска Моисей, и укорял Моисей, что сожгли его, а не съели. Но Аарон, себя и своих сынов оправдывая, говорит: если приносившие всесожжение, жертвы за грех и жертвы мира, истреблены огнем, когда дерзнули сделать, что не было им повелено: что было бы с ними, когда съели бы они козла? Таким образом, если бы в день гнева возлежали за трапезой, и стали есть и пить, и веселиться, то было ли бы хорошо это в очах Господних, угодили ли бы мы и твоим очам, Моисей? Посему сделано сие для умилостивления прогневанного Бога, а не из презрения к закону.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1081...

Оказалось, что это изречение слишком далеко от истины. Правда, мы можем найти немало атеистов и среди представителей естествознания; но мне кажется, что большинство из них пребывает в неверии не потому, чтобы научные истины противоречили бытию Бога, а по другой причине. Кто сроднился с какою-нибудь идеей, для кого она стала его плотью и кровью, тот гонит от себя всякие мысли, противоречащие ей, тот смотрит на все только при свете этой излюбленной идеи и потому многого не замечает. Так и атеисты, сроднившись с мыслью о том, что Бога нет, не обращают уже никакого внимания на все, что верующему говорит о Боге, не видят, не замечают этого и, с течением времени, даже теряют способность замечать; способность эта у них атрофируется. Люди же беспристрастные, приступающие к исследованию вопроса о бытии Бога без всякой предвзятой мысли, ходят, что научные истины нисколько не противоречат идее о Боге. Бэкон говорил, что «немного науки отдаляет от Бога, много – приближает к Нему». Ту же мысль высказал и астроном Гершель: «Чем более (говорил он) раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного, Творческого и Всемогущего Разума». Астроном Медлер сказал: «Кто так углубляется в Божию мастерскую, как мы, и имеет столько случаев удивляться Его премудрости и царящему вечному порядку, тот в смирении преклонит пред Ним колена». Астроном Галилей писал: «Священное Писание и природа происходят от Божественного слова: первое – как вдохновение Святого Духа, вторая – как выполнительница Божеских велений». Астроном Кеплер закончил свое сочинение «О гармонии миров» такими словами: «Благодарю Тебя, Создатель мой и Господь, что Ты дал мне эту радость в Твоем творении, это наслаждение в труде рук Твоих. Я показал людям превосходство Твоих творений, насколько мой конечный дух был способен понять Твою бесконечность. Если я сказал что-нибудь недостойное Тебя или что-нибудь такое, чем хотел сам прославиться, милосердно прости меня». На памятнике астроному Копернику имеется надпись, выражающая религиозные убеждения почившего: «Не благодати, воспринятой Павлом, желаю я; не благоволения, с которым Ты простил Петра; лишь той, которую Ты даровал разбойнику на кресте, той милости прошу я у Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Вот почему так много сомнений, так много разногласий возникает вокруг вопросов религии. Но тихим, нечеловеческим, неземным, надмирным светом сияют эти истины, и человеческая душа, искренне ищущая их, готовая, подобно евангельскому торговцу, всё отдать за драгоценную жемчужину истины, с Божией помощью находит их. 6. Подсознательная вера научных работников Не задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом: как, строго говоря, может научно плодотворно работать астроном над проблемами состава отдаленных звезд, их материи, их эволюции, химических и физических процессов на них? Ведь, несмотря на весь гигантский технический прогресс нашего времени, все же наблюдатель мировых пространств с земли подобен мальчику, заглядывающему в гигантский цирк через крохотную щелочку. Ведь в противоположность химику или ботанику, могущему предметы своего изучения подвергнуть непосредственному анализу и опыту, астроном может только наблюдать свои объекты и при том наблюдать их не в том виде, в каком они существуют сейчас, а одни объекты – ближайшие звезды – такими, какими они были годы или десятилетия назад, другие не отдельные галактики – такими, какими они были миллионы лет тому назад. И тем не менее, астроном уверенно говорит, что такая-то звезда имеет водород, такая-то хлор или железо, на таких-то звездах материя находится в таком-то состоянии, а на других – в другом. Откуда он берет эти утверждения? На что он опирается в своих заключениях? Ведь ни он, и никто другой не может дотянуться до звезды и проверить эти заключения. Все свои домыслы астроном строит на химических и физических опытах, производимых тут, на Земле, и выводы из этих опытов смело переносит в мировые пространства. Если раскаленные пары меди здесь на земле дают зеленые лучи, то значит зеленые лучи и в отдаленнейших мирах за квинтиллионы километров от нас должны свидетельствовать о присутствии раскаленных лучей меди. А если материя в этих отдаленнейших пространствах вселенной обладает иными свойствами, чем тут на земле? Ведь этого никто проверить не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ватиканский астроном считает первые снимки с нового внеземного телескопа «изысканной пищей для человеческого духа» Он предвкушает великие открытия огромного значения для нас, ибо «не хлебом единым жив человек» ФИНИКС. Ватиканский астроном считает первые снимки с нового космического телескопа «изысканной пищей для человеческого духа» и предвкушает великие открытия, имеющие огромное значение для нас, ибо «не хлебом единым жив человек», сообщает catholicnewsagency. Первые снимки с космического телескопа Джеймса Уэбба (James Webb) раскрывают Божье творение и питают наши души, заявил в четверг брат-иезуит, ученый астроном. «Изображения просто великолепны, в чем каждый может лично убедиться по снимкам, – восторгался 14 июля Гай Консолманьо ( Guy Consolmagno), директор Ватиканской обсерватории. – Эти снимки манят нас великими обещаниями неизведанных тайн Вселенной, которые у нас есть шанс однажды раскрыть с помощью этого телескопа. Эти изображения я считаю изысканной и незаменимой пищей для человеческого духа, ибо мы живем не хлебом единым, тем более в наше время. Великая наука, создавшая этот телескоп, дает нам возможность еще раз использовать наш Богом данный интеллект, дабы понять логику Вселенной и восхититься ей. Вселенная не смогла бы работать, если бы не была устроена разумно и логично. Эти изображения еще доказывают, как она прекрасна в этой своей логике. Это Божье творение, раскрываясь нам, показывает и Его удивительную, необъятную силу, и Его огромную любовь к красоте». Ватиканская обсерватория ( Vatican Observatory ), основанная в 1582 году, считается одной из старейших действующих астрономических обсерваторий мира. Ее штаб-квартира находится в городке Кастель-Гандольфо близ Рима, где располагается летняя резиденция пап. Ватиканская обсерватория распоряжается Ватиканским телескопом передовых технологий (Advanced Technology Telescope) в гористой пустыне штата Аризона (США), примерно в 200 милях к юго-востоку от Финикса.

http://sedmitza.ru/text/10152736.html

174. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, то день и ночь, как к чему–то естественному, да прилепляется душею к тому, что по временам руководствует им, пробуждает его и направляет к добру. Пусть, по крайней мере, как нечто естественное и неизменное, будут в нем: попечение, страх, болезнование и всегда утвержденное в нем сокрушение сердца (16, 6). 6. Состояние приявших действенность Духа. а) Кто добросовестно, без саможаления ведет труды подвижничества, у того наконец открывается сила и действенность благодати. Обнаруживается она особою духовною теплотою в сердце, умирением помыслов, отъятием вкуса ко всему тварному и умалением цены всему, что считается на земле ценным. Это и есть семя собственно духовной жизни. Отселе начинается одуховление души, очищение ея от страстей, заживление ран, страстями причиненных.   175. Марии подражай, — подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, Кто сказал: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лук. 12, 49)? Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Невещественный и Божественный огнь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Псал. 25, 2). (25, 9). 176. Сей огнь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И Ангелы и служебные духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ (Евр. 1, 7). Сей огнь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118, 18). Поэтому, огнь сей прогоняет бесов и истребляет грех (25, 10). 177. Как железо, или свинец, или золото, или серебро, вложенныя в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества мягкия, и пока бывают в огне, по силе огненной теплоты, расплавляются и изменяют естественную жесткость: таким же образом и душа, отрекшись от мира и возлюбив Единаго Господа, с великим сердечным исканием, в труде, в подвиге, непрестанно ожидая Его с упованием и верою, и, прияв в себя оный небесный огнь Божества и любви Духа, действительно уже отрешается тогда от всякой мирской любви, освобождается от всякаго вреда страстей, все отметает от себя, переменяет естественное свое качество и греховную свою жесткость, все почитает излишним, в едином небесном Женихе, Котораго приняла к себе, упокоеваясь горячею и несказанною любовию к Нему (4, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Не прельщайтесь. Бог есть огнь, и когда пришел на землю и сделался человеком, вверг огнь на землю, как Сам говорит (Лк. 12:49). Огнь сей всюду обходит, ища себе вещества, т. е. добраго сердца и произволения, чтобы пасть внутрь его и возжечься. В ком возжигается он, в том восходит в пламя великое, досязающее до небес, и не даст уже ему быть в бездействии, или предаваться покою. Он не опаляет души, в которой возгарается, хотя возгарание сие бывает не без возчувствования его душею, как думают некоторые из мертвых (душею). Душа не есть безчувственное вещество, но есть существо чувствующее и разумное. Почему она в самом начале чувствует и сознает возгорение огня того, — и сие тем паче, что оно сопровождается чрезмерным и нестерпимым болезнованием (сердечным). Потом, когда огнь сей очистит нас совершенно от всякой скверны страстей, тогда навсегда уже делается внутрь нас и пищею, и питием, и светом, и радостию, — и нас самих делает светом по причастию, — в той мере в какой делаемся мы сами причастными света его. Как печь возжженная сначала только коптит от дыма, исходящаго из дров, а когда разгорится посильнее, тогда вся делается светлою подобно огню и не омрачается уже никакою копотью от дыма; так и душа, начавшая гореть божественным желанием, сначала видит вместе с огнем Духа внутрь себя и тму страстей, исходящую на подобие дыма, и сознавая, что эта, сущая в ней, мрачность от тмы страстей есть ея собственное дело, плачет и сокрушается, — чувствуя же, как лукавые помыслы и злыя пожелания попаляются тем огнем, как терны и волчцы, и превращаются в прах, радуется. Когда же все сие сгорит и естество души останется одно без страстей, тогда существенно с нею соединяется и божественный оный огнь и начинает гореть и светить в ней, тогда и она делается причастною сего мысленнаго огня, как печь причастною огня вещественнаго, — равно и тело причащается тогда сего божественнаго и неизреченнаго света и бывает огнь по причастию. Да ведаем однакож, что этому всему невозможно совершиться в нас, если мы не возненавидим мира и всего, что в мире, с готовностию даже и живот свой положить за сие дело Божие, как говорит Господь (Лук. 14:26). И иным образом огнь сей в нас не возгарается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

174. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, то день и ночь, как к чему-то естественному, да прилепляется душою к тому, что по временам руководствует им, пробуждает его и направляет к добру. Пусть, по крайней мере, как нечто естественное и неизменное, будут в нем: попечение, страх, болезнование и всегда утвержденное в нем сокрушение сердца (16, 6). 6. Состояние приявших действенность Духа а) Кто добросовестно, без саможаления ведет труды подвижничества, у того наконец открывается сила и действенность благодати. Обнаруживается она особою духовною теплотою в сердце, умирением помыслов, отъятием вкуса ко всему тварному и умалением цены всему, что считается на земле ценным. Это и есть семя собственно духовной жизни. Отселе начинается одуховление души, очищение ее от страстей, заживление ран, страстями причиненных. 175. Марии подражай, – подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, Кто сказал: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49)? Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Невещественный и Божественный огнь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Пс. 25, 2). (25, 9). 176. Сей огнь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И Ангелы и служебные духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ (Евр. 1, 7). Сей огнь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Поэтому огнь сей прогоняет бесов и истребляет грех (25, 10). 177. Как железо, или свинец, или золото, или серебро, вложенные в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества мягкие, и пока бывают в огне, по силе огненной теплоты, расплавляются и изменяют естественную жесткость: таким же образом и душа, отрекшись от мира и возлюбив Единого Господа, с великим сердечным исканием, в труде, в подвиге, непрестанно ожидая Его с упованием и верою, и, прияв в себя оный небесный огнь Божества и любви Духа, действительно уже отрешается тогда от всякой мирской любви, освобождается от всякого вреда страстей, все отметает от себя, переменяет естественное свое качество и греховную свою жесткость, все почитает излишним, в едином небесном Женихе, Которого приняла к себе, упокоеваясь горячею и несказанною любовию к Нему (4, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не прельщайтесь. Бог есть огнь, и когда пришел на землю и сделался человеком, вверг огнь на землю, как Сам говорит ( Лк.12:49 ). Огнь сей всюду обходит, ища себе вещества, то есть доброго сердца и произволения, чтобы пасть внутрь его и возжечься. В ком возжигается он, в том восходит в пламя великое, досязающее до небес, и не даст уже ему быть в бездействии или предаваться покою. Он не опаляет души, в которой возгорается, хотя возгорание сие бывает не без восчувствования его душою, как думают некоторые из мертвых (душою). Душа не есть бесчувственное вещество, но есть существо чувствующее и разумное. Почему она в самом начале чувствует и сознает возгорание огня того, – и сие тем паче, что оно сопровождается чрезмерным и нестерпимым болезнованием (сердечным). Потом, когда огнь сей очистит нас совершенно от всякой скверны страстей, тогда навсегда уже делается внутрь нас и пищею, и питием, и светом, и радостию, – нас самих делает светом по причастию, – в той мере, в какой делаемся мы сами причастными света его. Как печь возжженная сначала только коптит от дыма, исходящего из дров, а когда разгорится посильнее, тогда вся делается светлою, подобно огню, и не омрачается уже никакою копотью от дыма, так и душа, начавшая гореть божественным желанием, сначала видит вместе с огнем Духа внутрь себя и тму страстей, исходящую наподобие дыма, и, сознавая, что эта сущая в ней мрачность от тмы страстей есть ее собственное дело, плачет и сокрушается, – чувствуя же, как лукавые помыслы и злые пожелания попаляются тем огнем, как терны и волчцы, и превращаются в прах, радуется. Когда же все сие сгорит и естество души останется одно без страстей, тогда существенно с нею соединяется и божественный оный огнь и начинает гореть и светить в ней, тогда и она делается причастною сего мысленного огня, как печь причастною огня вещественного, – равно и тело причащается тогда сего божественного и неизреченного света и бывает огнь по причастию. Да ведаем, однако ж, что этому всему невозможно совершиться в нас, если мы не возненавидим мира и всего, что в мире, с готовностию даже и живот свой положить за сие дело Божие, как говорит Господь ( Лк.14:26 ). И иным образом огнь сей в нас не возгорается.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

И аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну (Мф.5:30). Вот какой решимости требует от нас Господь Иисус Христос. Для того чтобы этот образ стал для нас более ярким, я обращусь к подобному изречению Спасителя, приведенному евангелистом Марком. И аще соблажняет тя рука твоя, отсецы ю: добрее ти есть беднику (без руки) в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий (Мк.9:43). Рассмотрим такой пример из жизни. Многие люди, которым грозит смертельная опасность, больные, допустим, раком или еще какой-нибудь страшной болезнью, решаются на операцию и чуть ли не просят врачей сделайть ее быстрее, хотя это не всегда бывает удобно. Люди готовы лишиться каких-то членов или органов, только чтобы сохранить жизнь. Мы должны иметь хотя бы такую же решимость (я не говорю: большую) в отношении своей нравственности, в отношении внутреннего, то есть душевного, целомудрия, а не только внешнего. Что пользы, если мы лишь на деле не грешим, а внутри распаляемся нечистыми желаниями? И аще соблажняет тя рука твоя, отсецы ю: добрее ти есть беднику в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий, идеже (как образно здесь передал слова Спасителя евангелист Марк. - о.А.) червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:43-44). Евангелист не боится употребить нарочитый повтор, ради того чтобы эти слова врезались в память читателей, чтобы мы всегда, когда нас искушает страсть, помнили что нас ждет, если последуем ей. И аще нога твоя соблажняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9:45-46). Можем ли мы сомневаться в словах Господа, сказавшего, что с нами будет, если не станем бороться со своими страстями? И в первую очередь, как я вам говорил, Он предупреждает об этом, когда речь идет о блудной страсти. Мы должны помнить, что если мы не захотим бороться со своими греховными помыслами, то нас, несомненно, будет ждать мучение. Червь неумирающий и огнь неугасающий - это не просто какой-то образ, это предупреждение. Мы не знаем, каков червь неумирающий и что такое огнь неугасающий, но мы точно знаем, что подвергнемся им, если, конечно, не покаемся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010