Киев Киев был матерью городов русских и купелью крещения русского народа. Поселение на месте нынешнего Киева относится к числу самых древних поселений. Оно находилось в стране скифов, к числу которых относилось и племя роксоланов, принимавшее участие в войнах Митридата Понтийского и бывшее союзником даков в войне их с Траяном. Яснее выступают русские славяне со своими определенными названиями в следовавший за скифским период владычества готов, народа германского происхождения, который, двинувшись в конце II века по р. Хр. из Скандинавии, в III и IV вв. владел всем югом нынешней России. Историк готов Иорнанд, писатель в., в числе подчиненных готам народов упоминает венетов, делившихся на антов и скловенов (славян), и рокосов или роксоланов, из коих последние у византийских писателей носят название россов, соответствующих летописным полянам. Во времена господства готов в Поднепровье встречается название готского города Данпарштадта, т. е. днепровского города, под которым ученые разумеют Киев. В конце IV в. готское царство было разрушено гуннами, которые провластвовали в Поднепровьи до 468 года. Их сменили хазары, которые подчинили себе славянские племена, обитавшие в южной Руси, и содействовали торговым сношениям киевской Руси с востоком. Но в IX и X вв. поднепровская Русь имела уже собственных князей, и ее главный город назывался уже Киевом. По словам арабского писателя Ибн-Хаукала, «царь (одного племени Руссов) живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара». Другой арабский писатель аль-Массуди упоминает даже имя русского царя Дира, рядом с которым наша начальная летопись славит имя другого киевского князя Аскольда, давшего имя киевскому урочищу «Аскольдова Могила». Около 882 г., по сказанию нашей летописи, явились в Киев наследники новгородско-норманского князя Рюрика Олег и Игорь и, убив Аскольда и Дира, завладели Киевом. Тела Аскольда и Дира погребены в Киеве: Аскольда на горе, где ныне урочище «Аскольдова Могила», а Дира – «за святой Ориной», т. е. за Чушнинским монастырем, который впоследствии основан был Ярославом I недалеко от нынешнего Киево-Софийского собора, на юго-запад от него. Овладев Киевом, Олег сказал своей дружине: «се буди мати градом русским», т. е. сделал его столицей своего русского государства. Вскоре он покорил своей власти соседние славяно-русские племена и, собрав большое ополчение из подчиненных и союзных ему разных племен, на 2000 ладьях предпринял морской поход на Царьград. Под стенами его он заключил договор с греческими царями Львом и Александром, которые обязывались давать дань как столице Олега Киеву, так и подвластным ему городам. По народному преданию, сходному со скандинавскими сагами, Олег умер, согласно предсказанию жрецов, от яда змеи, выползшей из черепа любимого им коня. Он умер около 912 г. и погребен на Щекавице: «есть же могила его до сего дне, – говорит летопись, – словеть могила Олегова».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово о «Слове…» (комментарий в цифрах и фактах) А.А.Горский Эволюция отношения к убийству в Древней Руси Восьмиклассники нашего «постсоветского» времени слушали рассказ учительницы о захвате сыновьями Ярослава Мудрого в 1067 г. Всеслава Полоцкого, его заточении в «поруб», последующем освобождении восставшими киевлянами и провозглашении киевским князем. Один из учеников, очевидно, посочувствовав оказавшимся в проигрыше Ярославичам, задал вопрос, на который преподаватель (видный специалист по советского периоду) не нашла ответа: «А почему они его не убили?» Придя на своё основное место работы, в Институт российской истории, она рассказала об эпизоде автору этих строк, и мы поиронизировали по поводу ментальных установок, воспитанных XX столетием: дескать, лучше всего убить, «нет человека - нет проблемы». Что касается ответа на поставленный вопрос, то для медиевиста он вроде бы очевиден - не убили, так как боялись греха. Но разве не соответствует истине расхожее представление о средневековье вообще и русском в особенности как об эпохе, полной кровавых злодейских убийств и жестоких казней? Попробуем разобраться в этом, двигаясь по хронологии. Первым зафиксированным убийством в русской истории стала смерть княживших в Киеве Аскольда и Дира в конце IX в. от руки, по Начальному своду (конец XI в.) - Игоря, а, согласно «Повести временных лет» (начало XII в.), - Олега. Летописцы говорят об этом событии в сдержанной форме, вкладывая в уста убийц оправдательный аргумент: «Вы неста князя, ни роду княжа» т.е. свершившееся оказывается как бы наказанием для Аскольда и Дира за присвоение себе княжеской власти. Убийство киевского князя Игоря древлянами в 945 г. также подаётся в Начальном летописании в сдержанных тонах: опущены детали, известные из «Истории» Льва Диакона зато подробно говориться о послужившем поводом для убийства: стремлении князя собрать дань сверх положенного, о творимых им насилиях; осуждения убийц нет, скорее, наличествует оправдание. В последующем рассказе о мести вдовы Игоря Ольги, совершившей три вероломных убийства древлян, также отсутствуют мотивы осуждения Этот факт даже породил предположение, что рассказ принадлежит перу летописца-язычника Однако, дело в том, что язычниками как в этом, так и в двух предыдущих случаях, были герои повествования. На язычников не распространяется христианский запрет на убийство, поэтому летописцы-христиане конца XI - начала XII в. не осуждают убийц-язычников, тем более, что во всех случаях их действия имели оправдание (узурпация княжеской власти, нарушение норм сбора дани, убийство мужа). Жертвы тоже являются язычниками, поэтому летописцы не выражают сожаления по поводу их гибели.

http://sedmitza.ru/text/397599.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пингвины – любимые животные казаков Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 1 28.10.2020 4199 Время на чтение 110 минут СОДЕРЖАНИЕ Виктор Саулкин. Сказка ложь, да в ней намек! КНИГА ПЕРВАЯ I ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛО ПРИМЕРНО БЫЛО ТАК… 1. ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ КАЗАКОВ 2. А ПИНГВИНОВ ТО ЗА ЧТО? 2.1. Пингвины и буревестники 2.2. “Полное, быстрое и решительное уничтожение…” 2.3. Помнить все! 2.4. Десять праведников 3. НАЧАЛО. “ОПЕРАЦИЯ ГОРШЕЧНИК” 4. ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН 5. ДЕЛА ЧУДЕСНЫЕ 5.1. “Приди ко мне, брате, в МОСКОВЪ!” 5.2. Их Нравы 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ 6.1. Завязка 6.2. Попытка Унии 6.3. Уния. Pro et contra… 6.4. Время решений 6.5. Третий Рим. Рождение 6.6. Русская сказка. 6.7. Историческое интермеццо: “Поскребите русского…” 6.8. Пути земные и небесные 6.9. Рим Второй. Закрытие занавеса 6.10. Последние годы 7. НА ПУТИ К ЦАРСТВУ 7.1. Москва расправляет плечи 7.2. Враги Москвы 7.3. Ищите Царствия Божия и Правды Его… 7.4. Операция “Свадьба века” " Сказка ложь, да в ней намек! " Русская Народная Линия начинает публикацию одной из первых книг писателя Бориса Глебовича Галенина. Название книги, наверное, многих удивит " Пингвины любимые животные казаков, или Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова " . Так и представляешь яркую картину Тихий Дон, казачья станица, чубатые казаки и нарядные казачки прогуливаются по улице, а за ними размахивая крыльями забавно ковыляют черно-белые пингвины любимцы удалых станишников. Или представляешь, как в своих кабинетах начальник ГРУ и директор Службы Внешней Разведки, сидят под портретами, с которых сурово взирают дружинники князей Аскольда и Дира родоначальники русских спецслужб. На самом деле в этой исторической сказке в очень занятной и увлекательной форме Борис Глебович рассказывает о вещах очень серьезных и важных для понимания того, что происходит в современном мире. О истоках и духовных причинах войны " мироправителей века сего " , которая была объявлена России в очень и очень давние времена и продолжается в XXI столетии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

Когда пришли в эту сторону Варяжские Князья, вышедшие из Новгорода, то богатейшие и сильнейшие Приднепровские города, не оказали им никакого сопротивления; при занятии этих городов в летописи нет и помину о битвах. Так о занятии Оскольдом и Диром Киева сказано: «Идучи мимо, и узреста на горе градок и упрощаста, реста: чий се градок? Они же реша: была суть три братья, Кий, Щек и Хорив, иже сделаша градок ось, и изгибоша, и мы седим, платяче дань родом их Козаром. Оскольд же и Дир остаста в граде сем, и многи Варяги скуписта, и начаста владети Польскою землею» (Лавр. 9.). Через 19 лет по пути Аскольда и Дира пошел Олег; о его походе Нестор говорит: «Поиде Олег, поим воя многи.... и прииде к Смоленску с Кривичи, и прия град, и посади муж свой, оттуда поиде вниз, и взя Любечь, и посади муж свой. Приидоста к горам Киевским, и увиде Олег, яко Оскольд и Дир княжита,.... и убиша Оскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе… Седе Олег в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русским» (Там же 10.). О занятии же Чернигова и Переяславля летопись даже не упоминает, хотя нет никакого сомнения, что и эти города признавали Олега своим Князем, ибо они упоминаются в договорах его с Греками, наравне с Любечем и Киевом. Таким образом, Нестор ясно свидетельствует, что сильнейшие и богатейшие, города Приднепровья не были завоеваны Варяжскими Князьями, а сами приняли их по взаимному согласию на каких-либо обоюдно выгодных условиях, конечно, не столь стеснительных для Князя, как в Новгороде, который сам приглашал Князей и предлагал им условия; здесь, разумеется, Князь был уже более, или менее самовластен, но, тем не менее, и города имели свой голос, и некоторым образом удерживали свою самостоятельность. Настоящие же завоевания Варяжских Князей начались не раньше, как они утвердились в богатейших Приднепровских городах по взаимному согласию с жителями, и, без сомнения, усилили свои пришлые дружины туземными городскими ратьми, и именно, с того времени, как Олег назвал Киев матерью городов Русских; тут уже и у Летописца начинается ясное свидетельство о битвах и завоеваниях: «В лето 6391 поча Олег воевати Древляны, и примучив и, имаше на них дань по черне куне. В лето 6392 иде Олег на Северяне, и победи Северяны, и взложи нань дань летку, и не даст им Козаром дани платйти, рек: аз им противен, а вам нечему. В лето 6393 посла Олег к Радимичем, река: кому дань даете? они же реша Козаром. И рече Олег: не дайте Козаром, но мне дайте, и ведаша Ольгови по шьлягу, яко же Козаром даяху. И бе обладая Олег Поляны и Деревляны, Северяны и Радимичи, а с Уличи и Тиверци имяше рать.» (Там же 10). Вот здесь уже начались битвы и упорное сопротивление, которые далеко не кончились при Олеге: так Древляне воевали еще с Игорем и Ольгою, а Радимичей решительно покорил уже Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Глава 14. Византия и Русь. Договоры. Путешествие св. Ольги в Константинополь Исходный пункт в вопросе о происхождении руси есть начальная русская летопись и византийские известия, из которых школы заимствуют средства к нападению и защите. А так как византийские известия старше русской летописи, то они имеют и большее значение в нашем вопросе. Древнейшие упоминания о руси относятся к первой половине IX в 353 . Любопытная особенность древнейших известий та, что в них русь представляется под властью кагана. Если сопоставить с этим то обстоятельство, что митрополит Иларион в похвальном слове Владимиру называет его каганом нашей земли, то отсюда получается следующий вывод: Русское государство существовало и прежде 862 г. под управлением кагана. Эта Русь, которую одни называют черноморской, другие поморской, иные киевской, совершала морские походы и опустошала берега Черного моря еще до основания норманнского господства в Новгороде. Далее целый ряд известий о Руси относится к походу Аскольда и Дира на Константинополь. Важность этих известий усматривается из того, что они идут от такого авторитетного лица, как патриарх Фотий 354 , и освещают события 865 и 866 гг. Но патриарх Фотий не думал, что через 1000 лет поднимется горячий спор о происхождении руси, и не сделал никакого намека на то, какая русь нападала на Константинополь: славянская или скандинавская. Известия Фотия заключаются в следующем. В одной беседе он говорит о руси: «Откуда разразился над нами этот иперборейский и страшный удар громовый! Вышло с севера войско, поднялись племена с крайних пределов земли. Слух не предупредил об их походе, неожиданно было появление их и причиненные нам страдания. Между тем сколькими странами и племенами и реками судоходными и морями, не имеющими гаваней, мы отделены от них?» В другой беседе характеризуется русь более типическими чертами. «Это народ неизвестный, не важный, народ, причисленный к рабам, не имевший значения, но получивший известность и прославившийся от похода на нас, ничтожный и бедный, но достигший высоты и обогатившийся, народ, где-то вдали от нас живущий, варварский, находящийся в кочевом быту, надменный своим оружием, беззаботный, упорный, не признающий военной дисциплины; этот-то народ быстро, во мгновение ока, как морская волна, нахлынул на наши пределы».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Скачать epub pdf Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены Память 11 июля На конце темной ночи идолослужения, облегавшей Русскую землю, блаженная Ольга явилась как заря пред наступлением светлого дня святой веры во Христа – «Солнце правды». Блаженная Ольга происходила из знаменитого рода: она была правнучка Гостомысла, того славного мужа, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями 4625 . Родиной Ольги была весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего 4626 . Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых сами держались, несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием и светлым умом, как это сейчас же будет видно. Рюрик, умирая 4627 , оставил после себя сына своего Игоря еще малолетним отроком, поэтому как Игоря, так и самое княжение, до дней совершеннолетия сына, Рюрик поручил попечению родственника своего Олега. Последний, собрав значительное войско и имея при себе малолетнего наследника княжения Игоря, отправился к Киеву. Убив здесь Аскольда и Дира, Олег подчинил себе Киев, и стал он единовластителем варяго-русских владений, сохраняя княжение для племянника своего Игоря; по делам правления Олегу приходилось бывать то в Киеве, то в Великом Новгороде. Князь же Игорь, достигнув юношеского возраста, занимался охотой. Случилось ему, во время охоты по окрестностям Новгорода, зайти в пределы Пскова; выслеживая зверя около помянутой веси Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог туда попасть за неимением лодки. Спустя немного времени Игорь заметил какого-то юношу, плывшего в лодке; призвав его к берегу, он велел себя перевезти на ту сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательнее всматриваясь в лицо гребца, увидел, что последний не юноша, а девица; то и была блаженная Ольга, выделявшаяся своею красотою. Красота Ольги уязвила сердце Игоря; в нем разгорелось похоть; и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким увещанием:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Митрополия Киевская и всея Руссии («Митрополия России»), Митрополия Московская и всея Руссии «Епархия России», затем «Митрополия России» (будущая Киевская и Всероссийская митрополия) основана ок. 862/863 г. (?). Установление епископской кафедры в Киеве связано с историей известного первого похода руссов под предводительством Аскольда и Дира на Константинополь, у стен которого они были 18.06.860. Точная дата похода Аскольда и Дира была определена в кон. XIX в. Появление первой епископской кафедры на Руси, учрежденной знаменитым Патриархом Св. Фотием, было главным следствием этого похода. Появление же архиерейской кафедры должно считать и началом Русской Православной Церкви. 862/3 г. представляется наиболее вероятной датой основания первой русской епископской кафедры. Таковым было мнение одного из авторитетных историков Церкви A. В. Карташева: «Так неточно внесенный в текст Киевского летописного свода 862-й год, как год якобы основания русского государства, скорее оправдывается памятью духовенства и первых русских христиан о том, что в этом году начала свою историю первая русская епископия, а не династия и не государство. Итак, 862-й год не год начала русского государства, а год начала Русской церкви с епископом во главе» (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 1. С. 104). Император Византии Константин Багрянородный пишет (Об управлении Империей. M., 1991), что при Патриархе Игнатии Русам был послан архиепископ. Скорее всего, речь идет о втором по времени иерархе Древней Руси. Патриарх Игнатий, вступив на кафедру, отрешил всех епископов, поставленных Св. Фотием. Следовательно, и на Русь мог быть послан новый епископ. К моменту прихода Олега в Киев епархия уже, вероятно, числилась митрополией, что, возможно, связано со вторым (до 882 г.) управлением Вселенской церковью Патриархом Св. Фотием. В русском летописании дата 882 г. связана с приходом Олега в Киев, скорее всего, так же, как дата 862 г. – с призванием Рюрика и его братьев. Поскольку древнее русское летописание пользовалось византийскими хронографами, то должно предположить, что в них отразились в первую очередь (или только) те события на Руси, которые имели непосредственное отношение к Византии. События собственно русской истории могли привязываться русскими летописцами к ближайшим датам той церковной истории, которые в византийских хронографах были общими для Руси и Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Июль – крещенский месяц Руси-России Размышления ветерана войны и труда Геннадия Колдасова 21.07.2022 506 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Из «Повести временных лет» желающие могут узнать: «Пошли Аскольд и Дир войной на греков. Осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же греческий всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Вынесли они с песнями Божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море её полу... Тут внезапно поднялась буря с ветром, встали огромные волны, разметало корабли русских язычников и переломало их, так что не многим из них удалось вернуться домой». Это был мощный духовный толчок для русских к осознанию истинного Бога. Аскольд и Дир с частью своего народа крестились, и из Царьграда на Русь был направлен епископ. Так состоялось согласно летописи первое крещение Руси-России. Православный человек, конечно, отдаст должное князьям Аскольду и Диру. Наше второе крещение произошло при великой княгини Ольге. Княгиня прибыла в Царьград с большой свитой, не как противник греков, но как посол большого славянского царства на севере. Ольга счастливо там окрестилась, Сам Константин Багрянородный был её крестным. Он с готовностью приял её в Православное царство Христа. Так породнилась со Святою Троицей Русь через Ольгу! Княжна Гостомысловского рода опиралась в своём духовном устремлении и на духовно-государственные деяния князей Аскольда и Дира. Она заявила о себе, как дщерь великого православного народа, заложившего духовные и общественно-государственные основы своего будущего общественного развития. Базарно-западный мир княгиня Ольга научилась правильно понимать с юных лет не понаслышке, как и его лживость почти во всём: в улыбках, договорах, словах и передышках и церемониях. Внемли сосед, брат, внук, соратник православной мудрой Ольги. Торги, сладкие слова, деланные дружелюбие и игры с Западной ордой страшнее, чем игра с огнём. Нам хранить Христову Веру Ольга завещала! Все козни ворогов нещадно сокрушала. Чтоб в нужной форме боевая руссов сила прибывала, и Русский дом всё боле креп историей побед и веры всё боле украшаясь!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/iy...

Аскольдова Могила: взгляд через столетья Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле В начале 90-х годов все мы стали свидетелями беспрецедентных межконфессиональных конфликтов на территории нашей страны. Сотни православных храмов Западной Украины были насильственно отняты у верующих и обращены в униатские. Представители ультранационалистических группировок называли эти силовые акции «восстановлением исторической справедливости», ведь именно православным общинам достались храмы, оставшиеся после ликвидации УГКЦ в 1946 г. Однако вскоре греко-католики овладели некоторыми исконно православными церковными объектами, созданными усилиями русских меценатов и царского правительства, к которым относится и киевский Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле. Незаконно переданное униатам имущество стало основой для активного прозелитизма на православной земле Матери городов русских, а вопиющее нарушение прав верующих УПЦ осталось практически незамеченным. Называя себя «преемниками древней киевской Церкви» и претендуя на духовное лидерство в нашей стране, греко-католики значительно искажают отечественную историю, и зачастую покушаются на общерусские святыни. Между тем, подлинная история незаконно переданного в 1995 году униатам киевского Свято-Никольского храма на Аскольдовой могиле, который всегда считался символом торжества Православия, доказывает несостоятельность подобных амбиций. Создание этой церкви связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, ходивших в 866 году войною на Константинополь. Царьград чудом избежал разрушения, а пораженные величием христианства князья незамедлительно крестились. В том же году, в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам Константинопольский патриарх, Фотий говорит, что россы, дерзнувшие напасть на Византию, уже исповедуют Христа. Константинопольский Император Константин Багрянородный также свидетельствует, что русский князь крестился в времена Царя Василия и патриарха Игнатия, т.е. к. 867 года. Вскоре на Руси появился первый православный епископ. С этого времени Русь числится 60-м архиепископством Константинопольского патриархата.

http://pravoslavie.ru/1933.html

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010