Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН АНКИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дометиан (Домициан) ( VI в.), епископ Анкирский Был палестинским монахом , игуменом лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма В 536 году прибыл в Константинополь , где участвовал в Константинопольском Соборе 536 года . В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. Юстиниана I , который в свою очередь представил его императору. В 540 году Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Дометиан Анкирский был близким другом Феодора Аскиды , одного из главных проводников императорской политики времени Спора о " Трех Главах " (539-553). Вместе с ним Дометиан ходатайствовал перед императором за патриарха Петра Иерусалимского , разорвавшего общение со патриархом Ефремом Антиохийским , когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, которого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Дометиан и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения " Трех Глав " , инициированном императором. Со спором о " Трех Главах " было связано и единственное сочинение Дометиана Анкирского " Книга к папе Вигилию " (Libellus ad Vigilium papam), о котором имеется сообщение в сочинении еп. Факунда Гермианского " В защиту Трех Глав " . Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Дометиан Анкирский умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как многие оригенисты смогли этого избежать. Литература CPG, N 6990; Facundus Hermianensis. Pro defensione Trium Capitulorum IV//PL. 67. Col. 627; Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85, 188-189, 191-192. (TU; Bd. 49. H. 2). Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das 5. allgem. Konzil. Münster, 1899. S. 52-54; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 384; Perrone L. La chiesa di Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 204-207; Dizionario patristico e di antichità cristiane/A cura di A. di Berardino. Casale Monferrato, 1983. Vol. 1. P. 1013; Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fase iniziale della seconda controversia origenista//Studi e ricerche sull " oriente cristiano. R., 1985. Vol. 8. P. 6-7, 14; Domiziano di Ancira//Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno († 750)/A cura di A. di Berardino. P. 163.

http://drevo-info.ru/articles/13679235.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСОХРИСТЫ [греч. σχριστοι, букв.- «равные Христу»], наименование одного из направлений в среде палестинских монахов-оригенистов VI в. Основным источником сведений об И. служит Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским . После смерти Нонна, предводителя оригенистов Новой лавры и распространителя оригенизма в Палестине (547), между монахами-оригенистами Новой лавры и лавры Фирмина произошло разделение по догматическим вопросам. В соответствии с особенностями богословских воззрений первые получили от своих противников название «исохристы», вторые - «протоктисты» (πρωτκτιστοι, букв.- «сотворенные от начала», «первозданные») или «тетрадиты» («четверичники», т. е. вводящие вместо Троицы четверицу,- название, обычно усваиваемое в это время монофизитам) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 89; о протоктистах см.: Лурье. 2006). О сущности учения И. можно судить из самого их названия. Исходя из христологических и антропологических взглядов Оригена , они считали, что при апокатастасисе (всеобщем восстановлении) все станут «равны Христу», т. е. смогут восстановить свой ум в первоначальном созерцании Бога, подобно не претерпевшему грехопадения уму, ставшему в боговоплощении душой Христа. К сторонникам И. принадлежал Феодор Аскида (до 537 игумен Новой лавры, затем епископ Кесарии Каппадокийской). По его словам, «если ныне апостолы и мученики чудодействуют и пользуются столь великой честью, то, если предположить, что при восстановлении (ν τ ποκαταστσει) они не будут равны Христу (σοι τ Χριστ), каково будет восстановление их (ποα ποκατστασις ατος στιν)?» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38). В соответствии со взглядами Евагрия Понтийского , придавшего догматическому учению Оригена характер аскетической практики, такое восстановление возможно благодаря одной лишь молитве («умному деланию»). В этом смысле И. можно рассматривать как крайних оригенистов и твердых последователей Евагрия.

http://pravenc.ru/text/исохристы.html

Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части, относящиеся к эпохе святого императора Юстиниана: Святой император Юстиниан и его эпоха Часть 1. 518–532 годы Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 2. Восстанавливая целостность империи и утверждая законы Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 3. Внутренняя политика императора Церковь в правление Юстина I и святого Юстиниана Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 Споры о богословии Оригена Ориген В начале 540-х годов неожиданно, казалось бы, обострилась еще одна богословская проблема, послужившая камнем преткновения и ставшая причиной разделения: в центре пререканий, увлекших многих, вновь оказался Ориген . В монастырях Палестины, где влияние его идей во все времена было особенно значительным, спор об учении Оригена велся с начала V века. А в 507 году часть монахов Великой лавры Саввы Освященного покинула эту обитель, потому что преподобный Савва отвергал заблуждения Оригена, и основала Новую лавру, которая и стала оплотом оригенистов, среди которых своей эрудицией и полемическим искусством выделялся Феодор Аскида, со временем возглавивший Новую лавру. Его влиятельным единомышленником был настоятель монастыря святого Мартирия Домициан. Полемика сфокусирована была на учении Оригена об апокатастасисе – конечном восстановлении творения в его первозданном совершенстве, вплоть до очищения самих падших духов от скверны греха. Отстаивая мысль о спасении всех, оригенисты ссылались, помимо Оригена, на святителя Григория Нисского и Дидима Слепца. При этом оригенисты разделились на две фракции: крайних, которых называли изохристами, и умеренных – протоктистов. Изохристы «считали, что в будущей жизни души человеческие будут уравнены с душой Христа. Вторые… признавали превосходство души Христа как первого творения» . После преставления преподобного Саввы влияние оригенистов в Палестине усилилось. В 536 году оригенисты Феодор Аскида и Домициан участвовали в Константинопольском соборе, своими способностями они обратили на себя внимание императора Юстиниана. На следующий год Феодор был поставлен на первенствовавшую в Понтийском диоцезе кафедру Кесарии Каппадокийской, а Домициан – на Анкирскую. Споры о наследии Оригена распространились и на его родине – в Египте, а также в Сирии и Малой Азии.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Минувшее воскресенье Церковь посвятила памяти святых отцов шести Вселенских соборов. В связи с этим уместно было бы подробнее обсудить одно из соборных решений, которое доныне вызывает в некоторых кругах жаркие споры. О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. В 553 году в Константинополе святым Юстинианом Великим, императором Византии, был созван собор, который Церковь признала как Пятый Вселенский. Он осудил Феодора Мопсуэстийского, отдельные творения блж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, а также Оригена, Дидима и Евагрия Понтийского. Церковный историк Евагрий Схоластик (†594) пишет, что в то время в Палестине возникла большая смута из-за монахов-оригенистов, которым покровительствовал епископ Феодор Аскида, приближенный к императору. Патриарх Иерусалимский Евстохий предпринял меры к тому, чтобы сподвигнуть императора к новому, более масштабному осуждению оригенизма, чем то, которое было за десять лет до того по инициативе св. Юстиниана на поместном Константинопольском соборе. Чтобы отвлечь внимание от оригенизма, Феодор Аскида стал говорить о необходимости осуждения Феодора Мопсуэстийского и про-несторианских писаний Феодорита и Ивы. В результате, как замечает Евагрий Схоластик, «так все устроил ко благу Всесвятой Бог, чтобы [на созванном соборе] нечистое было изглажено и там и здесь» , то есть, последовало осуждение и «трех глав» с одной стороны, и Оригена с другой. Церковный историк пишет, что сначала было осуждение «трех глав», а «потом, когда монахи — Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали [императору] письменное донесение против учения Оригена… и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами. Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад, которого иные места изложены так: “избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых, но такого человека (Оригена), как татя и разбойника, связавши крепко узами анафемы, извергли вне священной ограды”. Потом немного ниже: “Силу наших деяний вы узнаете из чтения их”. К этому присовокупили они и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались [с православными], и в чем разногласили и многообразно заблуждались… С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора» .

http://pravoslavie.ru/put/63080.htm

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.      V Вселенский Собор открылся 5 мая 553 года в зале, соединявшем храм Святой Софии с патриаршим дворцом. В нем участвовали 153 епископа, которые, как и на прежних Соборах, представляли Поместные Церкви не равномерно и не пропорционально числу епископских кафедр. Более половины отцов Собора составляли епископы Константинопольского Патриархата – их было 83. Антиохийский Патриархат представлен был 39 епископами, Александрийский, опустошенный отпадением значительного большинства египетских христиан в монофизитство, – десятью, Иерусалимский – пятью. Присутствие Римского Патриархата на Соборе в лице девяти епископов Восточного Иллирика не соответствовало его масштабам и влиянию. Папа Вигилий, находившийся во время соборных деяний в Константинополе, несмотря на приглашения, которые ему неоднократно направлялись от лица Собора, уклонился от участия в нем, а следовательно, и от председательства. Западную Церковь представляли также семь африканских отцов. Святой Юстиниан, инициатор созыва Собора, предложивший его программу, в центре которой оказался возбужденный им вопрос о «трех главах», и предвосхитивший своим «Исповеданием» основные богословские идеи, сформулированные Собором, прямого участия в нем, не в пример своим предшественникам, не принимал, передавая свою волю отцам Собора через посланцев, которые, выполнив порученное им, тотчас покидали соборную палату. Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Патриарх Константинопольский святой Евтихий Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида – архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилитан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо представлявшие их по причине их отсутствия епископы.

http://pravoslavie.ru/66460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕТИАН АНКИРСКИЙ [Домициан], палестинский мон., игум. лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма. В 536 г. прибыл в К-поль, где участвовал в К-польском Соборе 536 г. под председательством К-польского патриарха Мины . В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. св. Юстиниана I , к-рый в свою очередь представил его императору. В 540 г. Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Д. А. был близким другом Феодора Аскиды , одного из главных проводников имп. политики времени Спора о «Трех Главах» (539-553). Вместе с ним Д. А. ходатайствовал перед императором за Иерусалимского патриарха Петра , разорвавшего общение со св. Ефремом , патриархом Антиохийским, когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, к-рого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Д. А. и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения «Трех Глав», инициированном императором. Со спором о «Трех Главах» было связано и единственное соч. Д. А. «Книга к папе Вигилию» (Libellus ad Vigilium papam), о к-ром имеется сообщение в соч. Факунда , еп. Гермианского, «В защиту Трех Глав». Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Д. А. умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как мн. оригенисты смогли этого избежать. Ист.: CPG, N 6990; Facundus Hermianensis. Pro defensione Trium Capitulorum IV//PL. 67. Col. 627; Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85, 188-189, 191-192. (TU; Bd. 49. H. 2). Лит.: Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das 5. allgem. Konzil. Münster, 1899. S. 52-54; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 384; Perrone L. La chiesa di Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 204-207; Dizionario patristico e di antichità cristiane/A cura di A. di Berardino. Casale Monferrato, 1983. Vol. 1. P. 1013; Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fase iniziale della seconda controversia origenista//Studi e ricerche sull " oriente cristiano. R., 1985. Vol. 8. P. 6-7, 14; Domiziano di Ancira//Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno († 750)/A cura di A. di Berardino. P. 163. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178817.html

Некоторые ученые, однако, отвергают версию, что мысль направить внимание на несторианскую опасность и, осудив Феодора Мопсуестийского, расчистить путь для диалога с монофизитами, была подсказана императору оригенистом Феодором, вероятно, из опасения, что ссылка на подобный источник этой идеи набрасывает тень на богословие и Юстиниана, и V Вселенского Собора. Так, протоиерей Валентин Асмус в этой связи замечает: «Из книги в книгу повторяется анекдотическая инсинуация Либерата Карфагенского о том, что оригенисты, не желавшие осуждения Оригена, пытались переключить внимание святого Юстиниана на другой предмет, что несостоятельно уже потому, что эдикт против Оригена… был издан до начала деятельности святого Юстиниана против “трех глав” – не позже 542 года» . Эдикт против оригенистов издан был, конечно, ранее эдикта против «трех глав», но это не значит еще, что эдиктом завершилась борьба с оригенизмом . На том историческом этапе она, как известно, закончилась лишь 10 лет спустя, на V Вселенском Соборе, до созыва которого Феодор Аскида не мог считать дело оригенистов окончательно проигранным, и поэтому у него были резоны переключить внимание императора на другую богословскую тему. Не только ученые Нового времени и не только Либерат Карфагенский, но и другие авторы, писавшие по свежим следам событий, придерживаются той же версии. Так, Евагрий Схоластик, живший во второй половине VI века, писал, благочестиво резюмируя произошедшее: «Феодор… подольстился к Юстиниану и стал его доверенным и особо приближенным лицом… Он повергал в смуту царство… и начинает дело против Феодора, (епископа) Мопсуэстии, Феодорита и Ивы, ибо Всесвятой Бог всё это превосходно устроил, дабы и та, и другая скверна были уничтожены» , – подразумевается осуждение, вынесенное на V Вселенском Соборе и Феодору Мопсуестийскому, о чем хлопотал Феодор Аскида, и Оригену, почитателем которого был Аскида. Евагрию было ясно, что подсказка оригениста Феодора не омрачает богословский подвиг Юстиниана, репутация которого в защите не нуждается, и не обеляет Феодора Аскиду.

http://pravoslavie.ru/65039.html

К числу ревностных противников оригенистов принадлежал патриарх Антиохийский Ефрем. На созванном им в 542 году поместном соборе оригенисты были анафематствованы. В свою очередь они потребовали от колебавшегося патриарха Иерусалимского Петра исключить из диптиха Ефрема. В действительности Петр не сочувствовал оригенистам, и по его благословению архимандриты Великой лавры Геласий и монастыря преподобного Феодосия Софроний направили императору полемический трактат против заблуждений Оригена и его последователей. Но считаясь с влиятельной группировкой оригенистов, Петр «даже делал вид, что благоволит им» . Возникла реальная опасность разрыва канонического общения между Антиохией и Иерусалимом. Посоветовавшись с Константинопольским патриархом Миной и папским апокрисиарием Пелагием, Юстиниан в 542 году издал эдикт, адресованный патриарху Мине, в котором он осудил учение Оригена. Его должны были подписать все пять патриархов, а также епископы на специально созванных по этому поводу поместных соборах. Эдикт подписали папа Вигилий, патриархи Мина, Зоил, Ефрем, Петр. На соборе в Иерусалиме эдикт подписали все епископы, кроме Авиллы и Александра. Более того, императору повиновались и самые вожди оригенистов Феодор Аскида и Домициан Анкирский. Но сохранив ценой своей очевидно лицемерной подписи доверие Юстиниана и зная, что мысль о воссоединении монофизитов не оставила императора и что этому проекту всем сердцем сочувствует могущественная августа, Феодор Кесарийский предложил Юстиниану новый путь к заветной цели – воссоединению монофизитов: отвергнуть богословов, в большей или меньшей мере заподозренных в близости их взглядов к Несторию, которых, однако, не осудил Халкидонский Собор, с тем чтобы отнять у монофизитов предлог обвинять халкидонитов в скрытом несторианстве, после чего монофизиты смогут войти в общение с халкидонитами. Речь шла о Феодоре Мопсуестийском, богословские идеи которого усвоил Несторий, а также об Иве Эдесском и Феодорите Киррском, реабилитированных отцами Халкидонского Собора, но в свое время резко полемизировавших со святым Кириллом Александрийским. И император принял подсказку Феодора. Трудно сказать, искренне ли рассчитывал Феодор Аскида на успех в деле воссоединения, но в любом случае внимание императора переключалось с Оригена и подобных ему самому, Феодору, оригенистов на другую тему. К тому же оригенистам, взращенным в русле богословских традиций Александрийской школы, учение святого Кирилла, принадлежавшего той же школьной традиции, было ближе богословия Антиохии, взрастившей и блаженного Феодорита, и Феодора Мопсуестийского. Поэтому переводя острие императорской полемики на соименного ему, но чуждого уже по самому стилю богословской мысли епископа Мопсуестии, Феодор действовал в соответствии и со своими церковно-политическими расчетами, и со своим богословским вкусом.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Рядом с полной христианизацией всего уклада жизни в Византии происходил еще другой подобного же рода процесс — воцерковление научного богословия, которое, пользуясь слишком большой свободой в философских умозрениях, по местам дошло до коренного противоречия церковному учению. Разумеем оригенизм, еще и в то время занимавший умы общества. Борьба с ним в значительной степени наметила круг богословских интересов в Византии в VI в. и определила характер правильного разрешения многих вопросов мировоззрения, особенно в области антропологии (включая и эсхатологию). Параллельно велась другая великая борьба за церковную истину — борьба с монофизитством, одной из самых сильных и распространенных ересей в Византии. В этой сложной борьбе поднят был вопрос об установлении общепризнанных церковных авторитетов, и, таким образом, сделана была попытка всему историческому прошлому церковной жизни подвести итог, дать окончательную оценку и свести воедино все достигнутые положительные результаты научного богословия. В осуществлении этих стремлений важное значение имела эпоха (и деятельность) императора Юстиниана и ее средоточие — Пятый Вселенский Собор (553 г.). В результате поднятых при Юстиниане споров Церковь придала окончательную форму византийскому научному богословию, поставила его в определенные рамки и тем указала путь к приведению разнообразия богословских мнений к определенному единству. Литературная борьба с оригенизмом началась очень рано. Еще в III в. св. Мефодием Олимпийским были опровергнуты некоторые неправильные мнения Оригена (о вечности мира, предсуществовании душ, сходстве воскресших тел с настоящими только по их ειδος " у). Впрочем, и после того в IV-VI вв. у Оригена было достаточно сторонников (Руфин, Евагрий, Дидим, св. Григорий Нисский, Немезий), более или менее приближавшихся к нему в своих воззрениях; в VI в. Оригену, между прочим, сочувствовали монофизиты (Феодор Аскида, Филопон) и отчасти некоторые православные (монахи Новой Лавры св. Саввы). Однако с крайностями оригенизма в VI в. уже никак нельзя было мириться. Голоса против Оригена в VI в. стали раздаваться чаще и чаще (Антипатр Бострийский, св. Ефрем Антиохийский, Феодор Скифопольский, преп. Варсануфий, Мина Константинопольский, Юстиниан). После долгих споров он, наконец, был осужден всецерковно (указ императора Юстиниана 543 г.; Вселенский Собор 553 г.)   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Для того, чтобы отнять у одних (монофизитов) повод к нападкам на церковь , у других (несториан) средства к утверждению в своей ереси, Церкви надлежало произвести свое осуждение на Феодора, Феодорита и Иву за то, что ими написано и сделано в пользу несторианства и вопреки интересам православия. За это-то дело и принимается Церковь , по внушению тогдашнего императора Юстиниана. Дела церкви были предметом самых ревностных попечений этого императора; в этом отношении он был вторым Константином Великим . За делами церкви он готов был забывать свои прямые обязанности государственные. Одною из пламеннейших забот этого императора было воссоединить с Церковью многочисленных монофизитов, живших в империи византийской, и на единстве религиозном основать единство и прочность гражданскую, в которых нуждалось государство. С этою целью император принял на себя труд составить обширное богословское сочинение, в котором он хотел доказать неправоту мнений монофизитских и чистоту веры и убеждений церкви православной. Намерению этому однако не суждено было осуществиться; сочинение оставлено в стороне и приняты были другие средства в видах воссоединения монофизитов с православными. При дворе императора находился в числе приближенных к нему лиц некто Феодор Аскида, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Архиепископ этот пользовался большим влиянием на Юстиниана В своих личных целях он начал указывать императору другое, более легкое и более верное средство к цели, чем составление сочинения, направленного против монофизитов; он доказывал ему, что стоит только произнести анафематствование на Феодора, Феодорита и Иву 15 , на которых доселе не было произнесено осуждения, и из-за которых монофизиты смотрят подозрительно на православие и собор Халкидонский, – в мир церковный водворится; монофизиты охотно перейдут к церкви, император покроет себя вечною славою. Совет императору понравился 16 . Были достаточные основания придавать полную важность такому совету. В самом деле, в 533 году при одном случае одна из партий монофизитских прямо заявляла, что главною причиною, почему монофизиты не хотят принимать собор Халкидонский, состоит в том, что на нем Феодорит и Ива признаны за православных, несмотря на их несторианство 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010