Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Сщмч. Иоанн Вечёрко. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Сщмч. Иоанн Вечёрко. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Мартинович Вечёрко (Вечорко) (1890, с. Косаричи Бобруйского у. Минской губ.- 1933, г. Слуцк, ныне Минской обл., Белоруссия), сщмч. (пам. 4 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. В 1913 г. окончил Минскую ДС, в 1915 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. с. Кривоносы Бобруйского у. В 1920 г. часть территории Минской губ. была оккупирована польск. войсками. За то, что И. защищал своих прихожан, поляки его арестовали и заключили в тюрьму г. Слуцка. В 1928 г. задержан советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате повышенного налога, приговорен к 9 месяцам заключения в слуцкой тюрьме. Вернувшись, И. продолжил служение в Покровской ц. 18 марта 1933 г. арестован вместе с членами церковного совета по обвинению в «активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельности. Виновным себя не признал. Заявил, что действительной причиной своего ареста считает желание властей закрыть церковь. После окончания следствия заключен в слуцкую тюрьму. 17 апр. 1933 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Белорусской ССР приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен как местночтимый святой 28 окт. 1999 г. Белорусским Синодом и к общецерковному почитанию - Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: КГБ РБ. Д. 16555-С. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы). Киевец, 1996. С. 77; он же. Жития священномучеников Минской епархии: 1-я пол. 20 в. Минск, 2002. С. 25-26, 63-66; ЖНИР. Апр. С. 32-33. Свящ. Фёдор Кривонос, игум. Дамаскин (Орловский)

http://pravenc.ru/text/469069.html

Боролся с распространением сектантства, особенно в войсках. В Таврической ДС открыл кафедру татар. языка и обличения мусульманства. 31 дек. 1900 г. ввел традицию встречать Новый год в храме. 15 дек. 1900 г. широко отмечалось 100-летие архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова), в целях увековечения памяти к-рого Н. пожертвовал 1 тыс. р. на учреждение стипендии им. свт. Иннокентия для одного из воспитанников 6-го класса Таврической ДС, «обнаружившего любовь к проповедничеству» (утверждена Синодом 13 марта 1901). 18 сент. 1902 г. Херсонесский монастырь посетил имп. Николай II с супругой и вел. кн. Михаилом Николаевичем (Посещение Их Имп. Величеством Херсонесского мон-ря, братского кладбища в г. Севастополе и Бахчисарайского Успенского скита//Таврические ЕВ. 1902. 19. С. 1150-1160). Н. показывал почетным гостям археологические раскопки Херсонеса и рассказывал об истории края. Также он регулярно принимал высших церковных и светских лиц, находившихся в Крыму на отдыхе. В янв.-мае 1903 г. Н. присутствовал в Синоде. 6 марта 1903 г. подал ходатайство (31 марта удовлетворено) о разрешении ежегодно совершать в кафедральном соборе Симферополя с целью увековечения в народной памяти обороны Севастополя 1854 г. в навечерие Великой субботы последование св. елеосвящения по составленному архиеп. Херсонским Иннокентием чину ( Шведов М. Чинопоследование елеосвящения, совершенное в навечерие Великой Субботы в г. Симферополе//Там же. 1904. 8. С. 566-576). 6 июня прибыл в Симферополь. 30 нояб. 1903 г. Н. в Одессе участвовал в хиротонии архим. Феодосия (Олтаржевского) во епископа Елисаветградского (Там же. 24. С. 17-36). Во время русско-япон. войны Н. призывал забыть сословную рознь и личные счеты, не просить принятия конституции и не чинить бунта, а каяться в грехах и молиться: «Доселе историческая роль России была защитить себя и спасти других…» (Речь в дворянском собрании при молебне по случаю Японской войны//Там же. 1904. 5. С. 305-308). Указом Синода от 26-30 марта 1905 г. Н. назначен архиепископом Тверским и Кашинским. 5 апр. он попрощался с духовно-учебными заведениями Симферополя, но 8 апр. подал в Синод прошение о невозможности принять новое назначение и был уволен на покой с назначением местопребывания на Ялтинском подворье Таврического архиерейского дома. 20 апр. отбыл в Ялту (Речь… при прощании с Таврическою паствой//Там же. 1905. 9. С. 642). В Ялте прожил более года, служил в Воскресенской ц. В сб. «Ялтинские беседы и речи» (СПб., 1907) вошли 40 речей и бесед Н., сказанных им с 8 мая 1905 по 26 июля 1906 г. и посвященных национальному самомнению и пустосвятству, аскетизму, лицемерию и зависти, патриотизму и др. 27 июня 1906 г. Н. был избран в Гос. совет от монашествующего духовенства, 26 июля отбыл в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

4 марта 1990 г. был избран народным депутатом Украины. Принимая участие в работе Верховной рады Украины, А. выступал против националистического курса «Руха», за что подвергался нападкам со стороны представителей националистических кругов. В 1991 г. А. встал в оппозицию сепаратистскому курсу митр. Киевского Филарета (Денисенко) , это закончилось конфликтом, в результате к-рого 7 авг. 1991 г. А. был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, к тому времени уже практически уничтоженную греко-католиками и автокефалистами. Отказавшись принять это назначение и не видя возможности противодействовать губительной для Церкви политике митр. Филарета, А. подал на его имя прошение об увольнении за штат. 7 сент. 1991 г. был отправлен на покой. После Архиерейского Собора РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г., в апр. этого же года, А. был возвращен на Винницкую и Брацлавскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 26 июня 1992 г. переведен на Одесскую и Измаильскую кафедру, возглавив одну из крупнейших епархий УПЦ, стал постоянным членом Свящ. Синода УПЦ. В 1993 г. вновь назначен ректором Одесской ДС, а 27 авг. 1995 г.- председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде УПЦ. На Архиерейском Соборе РПЦ в февр. 1997 г. А. был в числе архиереев, высказавшихся против дальнейшего участия РПЦ в экуменическом движении. По представлению А. Свящ. Синодом УПЦ совершены местные канонизации подвижников благочестия, чье служение связано с Одессой, в т. ч. свт. Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского, прп. Кукши (Величко) Одесского, св. прав. Ионы Одесского, Атаманского , сщмч. Анатолия (Грисюка), митр. Одесского, прп. Гавриила Афонского . По благословению А. в Одесской епархии открыто неск. новых мон-рей. Награжден орденами РПЦ и др. поместных Церквей. Соч.: Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии: Курс. соч./МДА. Загорск, 1966; Святая мученица Фотина//ЖМП. 1966. 4. С. 62-64; Духовность Православия в выдающихся его представителях//БТ. 1973. Сб. 10. С. 120-128; О познании Бога//ЖМП. 1973. 6. С. 29; Епископ Порфирий (Успенский)//Там же. 1975. 5. С. 76-78; 6. С. 68-72; Митрополит Иоанн, бывший Пражский и всей Чехословакии: (Некролог)//Там же. 1976. 9. С. 39-42. Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Агафангела (Саввина) во епископа Винницкого и Брацлавского//ЖМП. 1976. 3. С. 7. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/63202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. 2009) КИРИЛЛ (сер. XII - нач. XIII в.), митр. Кизический, визант. экзегет, полемист, поэт; в миру Константин Стильб (Стильвис) КИРИЛЛ (Дмитриев Борис Михайлович; род. 1954), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский, 2-й заместитель председателя и секретарь Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) КИРИЛЛ (Ковачев Богомил Петров; 1954-2013), митр. Варненский и Великопреславский Болгарской Православной Церкви КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский КИРИЛЛ (Павлов Иван Дмитриевич; 1919-2017), архим., духовник братии Троице-Сергиевой лавры, один из почитаемых старцев РПЦ КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию

http://pravenc.ru/rubrics/121236_146.htm...

6/19 марта 1935 г. в Нью-Йорке состоялось, под председательством архиепископа Виталия, Епархиальное Собрание Североамериканской и Канадской епархии. На собрании были заслушаны устные и письменные приветствия русских национальных организаций Нью-Йорка, высказывавшихся за объединение всей Зарубежной Русской Церкви под властью Архиерейского Собора. Профессиональный союз духовенства, в лице выступавших на Епарх. Собрании его представителей, протоиереев Кукулевского и Клопотовского, подчинявшихся митр. Феофилу, высказывался за создание четырех митрополичьих округов с возглавляющим их центром. Епарх. собрание, выразив свою каноническую верность Архиерейскому Собору, молило Господа о скорейшем прекращении пагубного разделения Русской Зарубежной Церкви. 31 марта 1935 г. в Нью-Йорке в Покровском кафедральном соборе совершено было совместное богослужение митр. Феофилом, архиепископами Виталием и Адамом . Владыкой Феофилом произнесено было слово, «проникнутое безграничной христианской братской любовью, разъясняющее всю знаменательность и значимость этого дня. На глазах многих молящихся блестели слезы радости и благодарности. После службы многие подходили друг к другу и поздравляли с великим днем мира и единения. Повсюду царил всеобщий подъем и радость, подобно тому, как это бывает в день Св. Пасхи …» («Прав. Русь» 7 от 10/23 апр. 1935 г.). В Крестовоздвиженском кафедральном соборе в Нью-Йорке 5/18 августа 1935 г. состоялась хиротония архимандрита Иеронима, быв. начальника Иерусалимской Духовной Миссии, назначенного определением Архиерейского Синода от 20 марта/2 апр. 1935 г. епископом Детройтским, викарием Сев.-Американской и Канадской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Виталий, представитель Александрийского патриарха в Америке, архиепископ Феодосий Тирский и Сидонский, архиепископ греческий Афинагор. Владыка Иероним окончил Московскую Духовную Академию. Восстановление канонического единства В дальнейшем частичном восстановлении канонического единства в Русской Зарубежной Церкви огромное значение имел Сербский Патриарх Варнава (Росич).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС Сергеевич Заварин (23.04.1910, с. Копыри Ростовского у. Ярославской губ.- 7.02.1938, Вологодская обл.), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик, сын сщмч. Сергия Заварина . По окончании семилетней школы решил вступить на путь священнослужения и был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри. В 1937 г. поселился на Расловском-Воскресенском погосте (Грязовецкий р-н Вологодской обл.), прислуживал в Воскресенской ц. 16 янв. 1938 г. был арестован и обвинен в участии в «контрреволюционной подпольной организации духовенства». Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Вологодской обл. от 21 янв. 1938 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 12 марта 2002 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-13061. Л. 5, 9, 11, 36-37, 48-51, 61, 64, 68, 189, 193; ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-1158. Л. 11-11 об. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Иванович Ильинский (1894-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/153143.html

В мае 1597 г. И. вернулся в Соловецкий мон-рь и был избран настоятелем. Возможно, в помощь ему из Свияжска на Соловки прислали Авраамия (Палицына), назначенного келарем. В этот период И., по всей видимости, совершал частые поездки в Новгород и в Москву и не мог в полном объеме исполнять обязанности игумена. И. поставил подпись на утвержденной грамоте Земского собора 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. Т. 2. С. 42, 7); в б-ке И. имелся список чина венчания на царство Бориса Годунова (РНБ. Солов. 1184/1294). После кончины Новгородского митр. Варлаама († 15 апр. 1601) Новгородская кафедра не замещалась до 1603 г. Современники писали об инициативе царя Бориса Феодоровича в поставлении И. Новгородским митрополитом (НовгорЛет. С. 150). 6 февр. 1603 г. Московский патриарх св. Иов с Собором епископов в Успенском соборе Московского Кремля совершил архиерейскую хиротонию И. 24 марта И. прибыл в Новгород и вскоре был вовлечен в события Смутного времени . В 1604 г. И., как и др. иерархи, рассылал в мон-ри епархии грамоты с разоблачением Лжедмитрия I и с призывом молиться о победе царя Бориса Феодоровича над самозванцем; сохранилась грамота митрополита в Соловецкий монастырь (ААЭ. Т. 2. С. 81-84, 29). После смерти Бориса Годунова († 13 апр. 1605) И. стремился обеспечить передачу власти юному Феодору Борисовичу . По благословению патриарха Иова в апр. 1605 г. И. направился под Кромы к войску, сражавшемуся против Лжедмитрия I, для принятия совместно с П. Ф. Басмановым присяги Феодору Борисовичу. Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) После занятия Лжедмитрием I Москвы И. подчинился новому правителю. В отсутствие изгнанного с кафедры патриарха И. участвовал в венчании самозванца на царство. Из новгородского Софийского собора И. изъял Служебник с поминанием рода Годуновых и поминал «царя Димитрия» и его мать Марию. Вероятно, И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного Лжедмитрием I нового предстоятеля Русской Церкви - бывш. Рязанского архиеп. грека Игнатия , входил в действовавший при нем Освященный собор. Во время споров 1606 г. о бракосочетании Лжедмитрия I и Марины Мнишек И. поддержал Игнатия, считавшего, что католичка Марина присоединилась к правосл. Церкви после совершения над ней во время коронования таинства Миропомазания (Казанский митр. сщмч. Ермоген ; впосл. патриарх Московский и всея Руси, настаивал на повторном крещении Марины как на условии ее брака с Лжедмитрием). Новгородский митрополит участвовал в венчании Лжедмитрия и Марины.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) В янв. 1847 г. Е. был назначен ректором СПбДА. 4 марта того же года наречен епископом Винницким, викарием Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 9 марта в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась архиерейская хиротония, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Антоний (Рафальский) . В СПбДА Е. читал лекции по евангельской истории и о евангелистах. 15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях. 7 апр. того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях. В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии. Е. преобразовал ж. «Христианское чтение» по образцу ж. «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» , организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Кирского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход. 10 дек. 1850 г. Е. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию, 1 апр. совершил 1-ю литургию в Вознесенском соборе Самары, ставшем кафедральным. Особую заботу проявил о ДУ, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его б-ки 300 наименований книг (700 томов), впосл. присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать ДУ в ДС (семинария открылась после его отъезда, в 1858). При нем в 1853 г. был основан бузулукский в честь Преображения Господня монастырь . Е. принял участие в становлении самарской в честь Иверской иконы Божией Матери жен. общины (с 1860 мон-рь), в 1855 г. освятил в ней Иверскую ц. Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по неск. раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

http://pravenc.ru/text/187369.html

А. неоднократно выражал письменные протесты против вмешательства К-польской Патриархии во внутренние дела РПЦ, в т. ч. на Архиерейском Соборе 16 окт. 1924 г. в связи с признанием Патриархией обновленческого Синода (см. Обновленчество ) высшим церковным управлением в России, А. осуждал также стремление К-польского Патриарха подчинить диаспору Русской Церкви своей юрисдикции. С апр. по окт. 1924 г. А. путешествовал по святым местам правосл. Востока. В июне посетил Александрию, где встречался с Патриархом Фотием , и Иерусалим, где имел встречу с Патриархом Дамианом . А. также посетил Патриарха Антиохийского Григория, к-рый совместно с митр. Триполийским Александром (впосл. Патриарх Антиохийский) финансировал издание написанного к этому времени А. «Опыта христианского православного катехизиса». 27 марта 1925 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о замене в преподавании катехизиса свт. Филарета (Дроздова) на катехизис А., что вызвало протест неск. архиереев РПЦЗ. 22 апр. 1925 г. А. подал Синоду заявление, в к-ром просил определение о замене катехизисов отменить, в «Окружном послании» от 23 июля 1926 г. А. подтвердил отказ от офиц. утверждения собственного катехизиса. В июне 1925 г. по приглашению Архиепископа Кентерберийского Рэнделла Дэвидсона вместе с представителями Поместных правосл. Церквей А. принял участие в торжествах в Лондоне, посвященных 1600-летию I Всел. Собора. В окт.- нояб. А. по приглашению священноначалия Румынской Православной Церкви посетил Румынию и участвовал в интронизации Блаженнейшего Патриарха Мирона . 25-27 июня 1926 г. в Сремски-Карловци состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством А. В связи с кончиной 7 апр. 1925 г. Святейшего Патриарха Тихона Собор признал Местоблюстителем Патриаршего престола митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) и рассмотрел текущие церковные дела. На Соборе Синод РПЦЗ потребовал безусловного подчинения себе всего рус. церковного зарубежья, это требование вызвало протест со стороны митрополитов Евлогия и Платона, к-рые согласились признавать за Собором и Синодом только «морально-общественное, но отнюдь не каноническое и не судебно-административное значение» ( Евлогий . С. 559). В итоге от РПЦЗ откололись Западноевропейский (см. Западноевропейский экзархат рус. правосл. приходов ) и Североамериканский митрополичьи округа (см. Митрополичий округ в Сев. Америке ).

http://pravenc.ru/text/116026.html

Лит.: Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 115-134; Пятницкий Ю. А. Двери церковные («Васильевские врата»)//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. 76. С. 310-311; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198; Т. 2. 89. С. 72; Преображенский А. С. Архиерейский проскинезис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//Russia Mediaevalis. Мüпсн., 2001. T. 10, N 1. S. 76-106; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 112. М. А. М. . Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/Василий ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010