Слово митрополита Варсонофия на заседании архиерейского совета июля 2020 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на заседании архиерейского совета 22 июля 2020 года _________ Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Последний раз мы встречались больше четырех месяцев тому назад - 13 марта. С того времени многое изменилось. Вся деятельность Церкви, как и жизнь почти всей страны, находилась в замершем состоянии. Хотел бы от вас услышать, как обстоят дела в ваших епархиях сегодня и как обстояли в период активной фазы распространения коронавирусной инфекции. Насколько мы знаем, в Ленинградской области в целом картина была лучше, чем в Санкт-Петербурге, храмы закрывались лишь в отдельных районах и на сравнительно небольшое время. У нас храмы были полностью закрыты полтора месяца - с 14 апреля по 5 июля. Люди не могли присутствовать на богослужениях в такие великие и дорогие каждому христианину дни, как Страстная седмица, Пасха, Радоница, причащаться, исповедоваться, духовно насыщаться. Всем пришлось испытать неудобства. Снизились до минимума пожертвования, необходимые для обеспечения жизни приходов: оплаты коммунальных платежей, налогов, жалования духовенству, хору, сотрудникам храмов. Это испытание поможет нам больше ценить друг друга, поскольку все нуждаются друг в друге. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, " этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации… Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли - это свыше, чтобы мы задумались о жизни? Чтобы мы поняли: все, что используется человеком в оправдание его власти, его поведения, исполненного гордости, - все это может быть в одночасье разрушено силой Божией " . Благодаря обращению Его Святейшества в органы государственной власти, религиозным организациям на 2-й квартал этого года (апрель, май, июнь) были отменены страховые взносы в различные фонды, а также мы освобождены от транспортного и земельного налогов.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Arhiva La Nijny Novgorod au avut loc solemnitile dedicate memoriei mitropolitului Nicolai (Kutepov) 8 mai 2019 16:06 7 мая 2019 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, в Нижнем Новгороде прошли торжества, посвященные 95-летию со дня рождения митрополита Николая (Кутепова) (1924-2001). С именем приснопамятного владыки, ветерана Великой Отечественнной войны, с 1977 по 2001 год управлявшего Нижегородской епархией , связано возрождение церковной жизни и системы духовного образования на Нижегородской земле. В часовне за алтарем Спасского Староярмарочного собора, где похоронен митрополит Николай, была совершена заупокойная лития. Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . В храме молились председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков) , настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), клирики Нижегородской митрополии, прихожане нижегородских храмов. На богослужении присутствовал директор по развитию производственной системы ГК «Росатом» Сергей Обозов. По окончании литии перед зданием Нижегородской духовной семинарии состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Николаю. Идея создания монумента принадлежит руководству духовной школы. Скульптура изготовлена попечением благотворителя Геннадия Натокина. Автор композиции — член Московского союза художников скульптор Алексей Щитов. Архитектурный проект выполнен сотрудниками персональной творческой мастерской архитектора Сергея Тимофеева.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5433304...

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам - бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы " Взыскание погибших " , свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и " Похвала Пресвятой Богородицы " . Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины. В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения. В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием " под золото " . Современное состояние [ править править код ] В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы. В недалеком будущем Покровский собор, возможно, " уступит свои полномочия " новому кафедральному собору - Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_П...

Вы спрашивали: «Почему в хоре именно 28 человек?» Это связано с материальным обеспечением: 28 человек – это то количество людей, которое в настоящее время монастырь может обеспечивать материально, и то минимальное количество людей, которые могут обеспечивать богослужения и концертную деятельность в разных ситуациях. Ведь помимо того, что мы постоянно поем в Троицком соборе Данилова монастыря и храме святых отцов семи Вселенских Соборов, мы также поем в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Много у нас выездных служб: в детском приемнике-распределителе на Алтуфьевском шоссе, подшефных детских домах; поем для солдат в воинских частях и для заключенных в местах лишения свободы. Нас приглашают на освящение храмов и архиерейские богослужения в различных храмах Москвы – всюду, где нужно представить красивое клиросное пение. Два-три раза в год мы поем в Кремле во время Патриарших богослужений. И, когда к Святейшему приезжают делегации в его резиденцию в Даниловом монастыре, нас приглашают для обеспечения встречи делегатов и служения благодарственных молебнов и поминальных служб. Кто же поет по будним дням в Даниловом монастыре? Будничный хор. А мы поем в пятницу, субботу и воскресенье плюс праздничные службы. На нас также первая седмица Великого поста, родительские субботы, Светлая седмица до Радоницы, Страстная седмица. Богослужения комбинируются с гастрольными поездками. Нередко выпадает по 4–5 концертов в неделю, и тогда половина наших ребят уезжает на гастроли, а вторая – остается в обители. Петь на концертах легче или труднее, чем на службах в храме? На концертах ребятам приходится сильно выкладываться. Иной раз случается по два концерта в день плюс репетиции перед концертом. Певцы сильно устают. Сразу после концерта летим домой, и, прилетев, скажем, в семь утра в Домодедово, мы уже к девяти приезжаем в обитель и поем на службе. Но, как говорят ребята, «это наш крест». Георгий Леонидович, пожалуйста, расскажите немного о себе. Как Вы сами попали в хор Данилова монастыря, как стали регентом?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/09/nash_d...

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Церковное богослужение было для архимандрита Севастиана не просто пастырским долгом, но неотъемлемым условием внутренней жизни. Он не опускал ни одной службы. Преодолевая тяжелые болезни, он часто совершал литургию и ежедневно исполнял очередные требы. Особенно он благоговел перед праздником Святой Троицы и, по унаследованному монастырскому обычаю, почитал Вознесение Господне как завершение искупительного дела Господа Иисуса Христа. Необычайно усерден был почивший к поминовению усопших. Заупокойные службы и ежедневные панихиды он совершал всегда сам до последних дней. Будучи старшим в клире, о. архимандрит много положил труда для воспитания паствы в любви и мире. Церковная жизнь его прихода, где каждый выполнял свойственное ему дело, была примером размеренности и порядка. Любимым образом в его беседах был св. ап. и ев. Иоанн Богослов, память которого совершалась им всегда особенно торжественно и благоговейно. Покойного о. архимандрита отличало также высокое сознание самоотверженного пастырского долга, преодолевавшее болезнь и недостаток физических сил, естественно располагавших в преклонном возрасте к уединению и покою. Давним намерением его было принять схиму и отойти от настоятельских обязанностей. Однако ради общей пользы он до последних дней не исполнял и этого своего желания. Скончался схиархимандрит Севастиан в окружении своих сослужителей и близких духовных детей во вторник Фоминой недели, на Радоницу. К одру почившего из разных мест поступили выражения соболезнования. Первое из них – от архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа, который по болезни не смог прибыть лично. Сочувственную телеграмму прислал Святейший Патриарх Алексий на имя находившегося там епископа Волоколамского Питирима: «Выражаю соболезнование прихожанам храма по случаю кончины благостного старца архимандрита Севастиана. Вашему Преосвященству благословляется совершить погребение в Бозе почившего. Патриарх Алексий». Архиерейское заупокойное богослужение и погребение было совершено 21 апреля. В служении принимали участие благочинный прот. Алексий Улович, местное и городское духовенство. Погребен почивший на городском Михайловском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В календарь внесены новые празднования и памяти святых, а также указываются литургические особенности предстоящего года. В частности, в месяцеслов календаря внесены имена прп. Симеона (Поповича) (19 марта/1 апреля), прп. Софии (Хотокуриду) (23 апреля/6 мая), прмч. Ефрема Нового, Неамакринского (5/18 мая), прп. Иустина Поповича, Челийского (1/14 июня), а также празднование Собора Симбирских святых (21 мая/3 июня) и Собора новомучеников Ясеновацких (31 августа/13 сентября). Среди новых памятей, включенных в календарь на 2013 год, — перенесение мощей прп. Нила Столобенского (26 июня/9 июля), обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (11/24 июля), прав. Алексия Бортсурманского (3/16 августа), сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (20 августа/2 сентября), сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (13/26 октября), свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (30 октября/12 ноября) и некоторых других новомучеников и исповедников Российских. На 23 апреля/6 мая установлено празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери, которое внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В связи с совпадением в 2013 году дня Победы 9 мая н.ст. со Светлой седмицей особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Радоницу, 1 (14) мая. Официальный церковный календарь по традиции состоит из двух частей — собственно календаря, который на церковном языке называется месяцесловом, и обширного справочного раздела. Месяцеслов календаря на каждый день года содержит список имен святых, празднуемых в этот день Церковью, указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а также краткие богослужебные заметки и указания о постах. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в календаре на 2013 год в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приводятся имена новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2439977...

Сломить их дух не удастся никакими средствами, хотя бы весь мир ополчился против них! Это для нас и пример и укор.        Предстоятели братских Православных Церквей во время богослужения        Югославия была единственной страной, после октябрьского переворота гостеприимно открывшей свой дом изгнанникам из России. Ни в одной другой стране русских не принимали с такой любовью. Русские офицеры служили в югославской армии, были открыты русские гимназии, куда сербы охотно отдавали своих детей, Сербская Церковь оказывала всемерную помощь русским иерархам и священникам в изгнании. Белград стал местом упокоения для митрополита Антония (Храповицкого) и генерала Врангеля. Русские ученые, литераторы, инженеры в братской славянской стране обрели вторую родину. Но когда в Югославии установился коммунистический режим, большинство из них вынуждены были покинуть страну. В Белграде находится подворье Русской Православной Церкви с храмом во имя Святой Троицы, построенным в 1924 году. В нынешнем году, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храму исполняется 75 лет. Будем надеяться, что Господь сохранит Сербскую землю, ее столицу и русское Подворье в ней!        Разрушенное здание в Белграде        В тот же день, 20 апреля, состоялись встречи и переговоры Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом Союзной Республики Югославии Слободаном Милошевичем и лидером общины косовских албанцев Ибрагимом Руговой. Состоялась также братская беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Павлом и членами Синода Сербской Православной Церкви.        Во время приема в Сербской Патриархии Святейший Патриарх Алексий с членами Святого Архиерейского Синода Сербской Церкви        Поздно ночью делегация Русской Православной Церкви возвратилась в Москву. В аэропорту Святейший Патриарх Алексий, отвечая на вопросы ожидавших его журналистов, сказал: «Наш визит был очень насыщенным. Совместно со Святейшим Патриархом Павлом и 15 иерархами, многочисленным духовенством при огромном стечении верующих мы совершили Божественную литургию. Начали мы ее в соборе святителя Саввы, а продолжили под открытым небом. Кругом все было заполнено народом. После Литургии мы совершили поминовение всех, кто погиб в этой безумной войне, потому что сегодня пасхальный день поминовения усопших. Потом был прием у Святейшего Патриарха Павла, где присутствовали представители общественности, правительства, других конфессий и религий: муфтий, католический епископ Белграда, раввин. Потом была встреча с господином Ибрагимом Руговой, который тоже видит только мирное решение косовской проблемы. Затем состоялась встреча с президентом г-ном Милошевичем и беседа с ним. Я полагаю, что надо продолжать работу. Это процесс длительный, его нельзя урегулировать сразу, но определенные сдвиги имеются. Мы готовы обратиться и к христианским лидерам, и к представителям других религий с призывом помочь урегулированию этого военного конфликта.

http://pravmir.ru/radonica-v-belgrade/

84 Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири. 85 «Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71–72. 86 На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих». 87 На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю. 88 Чин совершения панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах) и в храме по существующей практике — см. в конце Приложение. 89 День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля 9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года. 90 Полный чин общего молебна — см. ниже, в Приложении к пособию. 91 Благопотребные прошения на мирной и сугубой ектениях помещены в конце Иерейского молитвослова («Службы различные»), в Книге молебных пений и в Требнике. В некоторых древних Служебниках в конце помещалось «Собрание благопотребных прошений, ко времени и нуждам употребляемых». Прошения, прилагаемые на ектениях молебнов, иногда прибавляются и на литургии, на ектениях великой и сугубой. — См. ниже Приложение к пособию. 92 Молитвы, читаемые на молебнах, помещены в книге «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим», а также в Книге молебных пений и в Акафистниках. 93 Порядок совершения общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым помещен в Требнике. Само последование общего молебна и молебного пения в Пасхальную седмицу помещено ниже в Приложении к данному пособию. Краткий устав молебна в Пасхальную седмицу указан также в пособии Никольского по Уставу богослужения. 94 Глава 13-я (§§ 1–4, 6–7) излагается по пособию Нестеровского. Литургика. Изд. 2-е. Ч. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири.    «Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71–72.    На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих».    На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю.    Чин совершения панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах) и в храме по существующей практике — см. в конце Приложение.    День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года.    Полный чин общего молебна — см. ниже, в Приложении к пособию.    Благопотребные прошения на мирной и сугубой ектениях помещены в конце Иерейского молитвослова («Службы различные»), в Книге молебных пений и в Требнике. В некоторых древних Служебниках в конце помещалось «Собрание благопотребных прошений, ко времени и нуждам употребляемых». Прошения, прилагаемые на ектениях молебнов, иногда прибавляются и на литургии, на ектениях великой и сугубой. — См. ниже Приложение к пособию.    Молитвы, читаемые на молебнах, помещены в книге «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим», а также в Книге молебных пений и в Акафистниках.    Порядок совершения общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым помещен в Требнике. Само последование общего молебна и молебного пения в Пасхальную седмицу помещено ниже в Приложении к данному пособию. Краткий устав молебна в Пасхальную седмицу указан также в пособии Никольского по Уставу богослужения.    Глава 13-я (§§ 1–4, 6–7) излагается по пособию Нестеровского. Литургика. Изд. 2-е. Ч. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

  001     002    003    004    005