Прошел год. Отца Никона уже знали и любили все. Молодые священники часто советовались с ним, а пожилые почитали за своего друга и любили пообщаться. Новый владыка, узнав о краже его подарочного креста, в скором времени на День его ангела преподнес отцу Никону этот подарок. Справедливость, как казалось, восторжествовала. Но суд Божий оказался несколько иным. Однажды в главном соборе города был престольный праздник. В такие дни, как правило, служил владыка, а духовенство города и окрестных близлежащих приходов приезжало сослужить своему архиеерею. Отцу Никону также было велено принять участие в праздничной архиерейской службе. Он не очень жаловал шумные богослужения, больше любил тихие приходские службы. Утешал он себя обычно тем, что народ радуется при праздничных службах. Если народ доволен и слава Богу! После окончания богослужения и праздничного молебна, отец Никон направился в ризницу. Внизу священники разоблачались и что-то шумно обсуждали. Когда он спустился, один из его знакомых батюшек обратившись к нему спросил: — Отец Никон, у тебя случайно нет знакомого непраздного священника Нифонта? Когда он это сказал, все священники дружно засмеялись. — Что-то я тебя не пойму, – ответил отец Никон. — Да у нас тут никто понять не может, что это за непраздный священник Нифонт. — А почему непраздный, беременный что ли? Молодые священники засмеялись. — Вот мы и сами пытаемся понять, на каком, интересно, он месяце и как так вообще получилось? — А ты с ним разговаривал, — поинтересовался отец Никон. — Он что, с пузом что ли? Так пузо еще не показатель. Все опять засмеялись. — Тогда у нас непраздных священников не счесть, — добавил кто-то из духовенства. — А архиереев-то сколько, — вмешался в разговор протодиакон. — Ладно, — резюмировал тот же священник, — будем надеяться, что он когда-нибудь найдется. Отец Никон снял фелонь и спросил: — А кто его ищет? — Да не знаю. По телевизору уже несколько дней бегущей строкой это объявление мелькает, что помогите, мол, найти некоего непраздного Нифонта, у которого год назад украли крест. Беременного, понимаешь, батюшку ограбили.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ieromo...

В 1914 года он был переведен в Финляндию, а в августе 1917 года – в Москву, где его назначили ключарем храма Христа Спасителя. В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией. Кратковременным арестам отец Александр подвергался уже в мае 1920-го и в ноябре 1921 года, в 1922 году был приговорен к 10 годам лишения свободы, но освобожден через год по амнистии. Но в 1924 году сослан в Туруханский край на три года. По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера. В 1930 году отец Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован и принял мученическую кончину за Христа. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году . Удивительный случай: в США одну из городских улиц называют в честь православного святого, русского новомученика. Воистину, Бог прославляет своих святых! Поучительный пример и для современной России, где во многих городах до сих пор не возвращены исконные, благочестивые названия улиц, замененные богоборцами-большевиками на имена террористов и революционеров. Первое архиерейское богослужение состоялось в московском храме свяшенномученика Климента, папы Римского 8 декабря, в день престольного праздника, архиепископом Истринским Арсением было совершено первое архиерейское богослужение в Климентовском храме столицы. Оно прошло в Знаменском приделе – единственном, полностью освобожденном от библиотечных фондов. Эта литургия совпала с окончательным подписанием документов о передаче храма Церкви. Благодаря тому, что в храме святителя Климента находились фондохранилища Ленинской библиотеки, росписи, иконы и иконостасы храма сохранились в хорошем состоянии. Однако, несмотря на это, общине храма совместно с Российской государственной библиотекой предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы основной объем храма смог быть открыт для богослужения, поскольку здесь все еще остается часть книжных фондов, а также потому, что фактически весь храм, включая хоры и алтари, занимают многоэтажные книжные стеллажи, демонтаж которых – сложная задача. В ближайшем будущем братия Киево-Печерской обители передаст часть мощей святителя Климента в посвященный ему московский храм .

http://pravoslavie.ru/5055.html

Никольский храм в Архиерейском посёлке был построен по проекту архитектора Малаховского и представлял из себя почти точную копию сохранившегося храма Рождества Богородицы в селе Никольском. Только в отличие от Рождество-Богородицкого храма в нём совершенно была упразднена трапеза, и колокольня должна была находиться отдельно, боковые главы вместо каменных были сделаны деревянными, а приделы расширены. Колокольню в связи с революционными событиями так и не поставили, а вместо неё рядом с храмом была сооружена временная звонница. В 1923 году обновленцам на время удалось захватить Никольский храм. Вот как это описывается у А.И. Кузнецова: «На Николу (6 декабря по ст. ст.) епископ Анатолий (Соколов) решил служить на Трусове в Никольской церкви, не принадлежавшей обновленцам. Церковный совет уведомил епископа, чтобы он не приезжал к богослужению, так как прихожане, дескать, не состоят с ним в молитвенном общении. Настоятель церкви Серафим Аврорский поддерживал позицию церковного совета. По случаю престольного праздника к богослужению было приглашено городское духовенство с возглавлением о. Николая Пальмова. К 9 часам утра все собрались в храме, и тут произошло неожиданное: о. Серафим Аврорский вышел с крестом для встречи архиерея. Приехал епископ Анатолий (Соколов). Произошло замешательство. Староцерковное духовенство покинуло храм, церковный староста и прихожане разошлись. Епископ Анатолий (Соколов) служил литургию, а затем о. Серафим Аврорский запер храм, ключи унёс с собой. Этот огромный прекрасный храм стал обновленческим». Но по милости Божией обновленцы недолго властвовали в этом храме. 30 сентября 1924 года было зарегистрировано Никольское религиозное общество (православное) Трусовского посёлка Астраханского уезда, за которым и было закреплено богослужебное имущество Никольской церкви. За православной общиной церковь оставалась до начала 1930-х годов, когда была отобрана властями. Храм закрыли, а вскоре и снесли. Недолго радовал своим видом жителей Форпоста Никольский храм, от него в память всем астраханцам остался образ Божией Матери «Скоропослушницы», написанный на Святой горе Афон в обители святителя Иоанна Златоуста в 1911 году. Этот образ был специально заказан для строящегося храма и привезён в Астрахань в том же 1911 году. Сейчас этот образ хранится в Успенском соборе в кремле и почитается верующими как большая святыня.

http://sobory.ru/article/?object=39253

— А есть ли разница между православными россиянами и американцами? — Америка — христианская страна. Американский человек — он трудится, отдыхает, он по своей натуре добрый, даже немного наивный. Все американцы, с которыми я встречаюсь, веду дела, — очень хорошие, чистые люди. Американский человек добр, но он как бы живет для мира сего, чтобы радоваться жизни. Если он воцерковлен, да, он посещает свой храм, воскресное богослужение, но все же обычная, мирская жизнь — отдых, работа, различные занятия — занимает его больше. У православных русских все связано с историей, культурой и, опять же, с богослужебной жизнью. У нас проводятся съезды для взрослых и для молодых, семинары, мы вспоминаем нашу историю, говорим о православной вере… Есть доброе отношение между православными и другими американцами, но уже внутренняя жизнь немножко другая — здесь, в России, более церковная, а там более современная, что ли. — То есть, если я Вас правильно поняла, американцев более интересует практическая сторона жизни, «хлеб насущный», а русских православных волнует жизнь духа, внутренняя, интеллектуальная? — Ну да, я бы с этим согласился. — Чем живет сегодня Русская Православная Церковь в Америке? Кто ее прихожане? — В наших приходах есть и старые эмигранты, и люди, которые сейчас приезжают из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, вливаются в нашу приходскую жизнь, кто-то даже поступает в семинарию; есть коренные американцы, которые принимают православную веру. Чаще всего это бывает, когда заключаются смешанные браки, когда русский человек находит свою невесту в Америке или же русская девушка находит кого-то в США. По благословению правящего архиерея, если человек — христианин, пусть не православный, его можно обвенчать с православной избранницей (или, наоборот, избранником) с условием, что дети их будут крещены и воспитаны в православной вере. В большинстве случаев супруг или супруга принимают потом православную веру. В Нью-Йорке я служу в соборе в честь Курской иконы Божией Матери, его нижний храм освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. У нас, слава Богу, ежедневное богослужение — в соборе служба идет на церковнославянском языке, а в нижнем храме совершается Литургия полностью по-английски: англоязычный священник окормляет ту часть нашей паствы, которой недоступен пока церковнославянский язык. На эти службы приходят те смешанные пары, о которых я только что говорил, и американцы, которые недавно пришли к Православию. 18 июля, в день памяти преподобного Сергия, мы отмечаем престольный праздник для наших англоговорящих прихожан, и в этот день служим архиерейским чином, причем полностью по-английски.

http://patriarchia.ru/db/text/5588824.ht...

Вот как описывает очевидец в 1908 положение с храмом: «проживающим в Эмсе русским предлагается подписной лист для сбора пожертвований на проезд из Баден-Бадена и обратно священника и хора певчих и, при благоприятном сборе их, в будний день, кое-когда, открываются заколоченные двери нашего эмсского храма, и в нем служат». С началом Первой мировой войны русская церковь была закрыта, и колокола в 1917 увезены на переплавку «как вражеское имущество». Колокольный звон до сих пор не восстановлен, как и медное покрытие храма, замененное при ремонте в 1928–1930 на более дешевое. Богослужение возобновилось в церкви лишь в 1922 и свершались редко, так как община была очень маленькой. Она до 1938 подчинялась митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому) в Париже и окормлялась причтом церкви в Баден-Бадене. После Второй мировой войны храм оказался во французской оккупационной зоне. На первую службу в октябре 1946 пришло всего семь верующих. Вскоре община подчинилась Московской Патриархии, но в 1957 перешла в юрисдикцию Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии. В 1984 Верховный суд ФРГ вынес решение о возвращении здания РПЦЗ. Настоятелем был назначен о. Иоанн Тон из православных немцев. В 1974, перед столетним юбилеем, в храме начались обширные ремонтно-реставрационные работы, завершившиеся освящением 15 июня 1991, которое совершил архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). К сожалению, из-за нехватки средств не удалось восстановить позолоту куполов — их окрасили в голубой цвет. Внутри, из стекла был сделан тамбур с небольшой экспозицией по истории храма. Долгое время немногочисленную общину окормлял священник, дважды в месяц приезжавший из Кельна. Состояла она уже в основном не из русских и полностью собиралась лишь в престольный праздник на архиерейскую службу. Летом 1999 службы стали более постоянными, но их тоже совершает приезжий батюшка. 6 мая 2001 было отпраздновано 125-летие храма. Богослужение возглавил епископ Ишимский Евтихий из России, член Синода РПЦЗ.

http://sobory.ru/article/?object=11356

PDF-bepcuя. 6 июля 2022 г. 12:00 13 июня 2013 г. 16:00 версия для печати Певцы из России и ближнего зарубежья съехались в Санкт-Петербург на Александро-Невский хоровой собор В северной столице России продолжается Александро-Невский хоровой собор – уникальный музыкальный фестиваль, входящий в пятерку центральных мероприятий в ознаменование трехсотлетнего юбилея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . В течение трех дней хористы из России, Украины и Белоруссии участвуют как в богослужениях, так и в концертах на самых престижных площадках Санкт-Петербурга, передает с места события корреспондент «ЦВ». Фестиваль открылся в День России Божественной литургией в Исаакиевском соборе, которую в сослужении братии и петербургского духовенства возглавил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий. В этот день в храме был престольный праздник – память преподобного Исаака Далматского. Кроме того, отмечался также день рождения святого благоверного князя Александра Невского и (по историческому церковному календарю России) – день рождения основателя города на Неве Петра I. «Вряд ли когда-либо ранее стены этого храма слышали одновременно столько прекрасных хоров», - заметил преосвященный владыка Назарий после службы. И действительно, в богослужении участвовали семь замечательных коллективов. Помимо петербургских Архиерейского праздничного хора, хора Духовной академии и женского камерного хора «Лествица», здесь пели хор Киевской духовной академии, хор Собора в честь белорусских святых из Гродно, народный коллектив России академический мужской хор МИФИ, хор «Шереметев-центра» из Иванова. Затем под ощутимый бриз с Финского залива на набережной Фонтанки у северного фасада Михайловского замка прошел гала-концерт VII Санкт-Петербургского хорового фестиваля, который в этом году стал составной частью собора. Примами вечера стали два замечательных профессиональных хора – Мариинского театра и Санкт-Петербургской консерватории. В праздник Вознесения Господня состоялась кульминация фестиваля – торжественная Литургия в главном лаврском храме, за которой также пело большинство коллективов-участников.

http://e-vestnik.ru/culture/aleksandro_n...

Последняя архиерейская служба в храме была совершена 16/29 июля 1930 г. Круг верующих людей, преданных храму, становился все уже. В последствии был арестован и сослан регент церковного хора Павел Назарьевич Кривошеин, отец 12 детей. В октябре 1931 г. церковь закрыли, всю утварь и колокола звонницы увезли в Ленинград. Тогда же, поздней осенью была осквернена усыпальница Всеволожских. Гробы вынесли из склепа и бросили в открытом виде на улице. Весной 1932 г. финские девушки, жительницы Романовки и Румболова, шедшие после Пасхи из лютеранской церкви, тайком предали останки Всеволожских земле на краю финского кладбища близ Рябовской кирхи. По православному обычаю поставили два креста, однако вскоре их уничтожили, а могилу сровняли с землей. Судьба храма после закрытия печальна. В 1930-х гг. в нем был склад зерна, затем школа младших лейтенантов, в войну клуб, позже располагалась станция горюче-смазочных материалов. С 1960 г. храм пустовал, пока не изменилась его судьба к лету 1988 г. В год 1000-летия крещения Руси городские власти Всеволожска передали здание православного храма в аренду для устройства кафе. Вскоре образовалась православная община церкви Спаса Нерукотворного Образа, получившая благословение Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) на восстановление храма. Обращаясь к властям, он писал, что, учитывая местонахождение храма, его можно использовать " в качестве мемориального храма, где возносились бы молитвы о павших на поле брани вождях и воинах, жителях нашего города в блокаду скончавшихся и на Дороге Жизни погибших " . Летом 1989 г. местные жители начали приводить в порядок здание церкви, убирать мусор из полуразрушенной усыпальницы. Ко дню Престольного праздника 16/29 августа 1989 г. Дмитрий Амбарцумов (митрофорный протоиерей) при большом стечении молящихся отслужил панихиду, затем состоялся Крестный ход на воинское кладбище. 29 декабря 1989 г. храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни был передан православной общине. Богослужения в нем стали регулярными, начиная с праздника Светлого Христова Воскресения, пришедшегося в 1990 г. на 13 апреля, когда настоятелем церкви прот. Игорем Скопцом в стенах возрождающегося храма была совершена первая Божественная Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=02228

- Расскажите о ваших планах. Что считаете самым важным в ближайшее время в жизни прихода Исаакиевского собора?  - Я только начинаю вникать в дела, знакомиться с историей собора и его нынешней жизнью. Конечно, в планах, прежде всего - развивать приход, наладить достойную богослужебную практику. Безусловно, хотелось бы придать новый импульс жизни прихода с учетом реалий современной жизни, руководствуясь постановлениями Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов и Священного Синода, пожеланиями Святейшего Патриарха. Мы должны показать открытость к культурному диалогу, в сотрудничестве с музеем проводить просветительские и миссионерские акции. С интересом изучаю научно-просветительскую деятельность музея. К примеру, открыл для себя, что в 2005 году прошла выставка " Настоятели Исаакиевского собора (1858-2005) " , посвященная памяти служивших здесь священников. Узнал о многих интересных судьбах и именах. А в 2011 году музей провел научные изыскания и помог восстановить надгробный памятник на могиле одного из бывших настоятелей собора - протоиерея Николая Соболева. Все это показывает, что сотрудники музея бережно относятся к церковной памяти, религиозному прошлому храма-памятника. Это важно для всех нас.  Как ключарь собора в этом году буду впервые принимать участие в важных для нас богослужениях в честь Дня основания Санкт-Петербурга 27 мая и в престольный праздник - день памяти преподобного Исаакия Далматского - 12 июня. А 24 мая любителей хорового пения ждет грандиозный концерт многотысячного хора на Исаакиевской площади, посвященный дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и 1000-летию преставления святого великого князя Владимира. Думаю, что для такой масштабной акции место выбрано не случайно. Память " учителей словенских " совершается в Исаакиевском соборе с 1862 года. Символично, что в прошлом и в этом году городские власти устраивают праздник для петербуржцев и гостей города на ступенях нашего собора. Фото Юрия Костыгова ИА " Вода живая " , 18.05.15 Поделиться Короткая ссылка

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Архиепископ Антоний, любя молодежь и детей, заботился об их воспитании в церковном духе. Посему именно он был избран докладчиком «о школьном деле» на Третьем Всезарубежном Соборе, который проходил при нашем Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в 1974 году под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского). Основной пастырской задачей этого Собора была борьба с ассимиляцией нашей паствы, борьба за духовное самосохранение. Благодаря этой активной борьбе, нам, с Божией помощью, удалось сохраниться русскими и православными. Об этом постоянно заботился и молился приснопамятный архиепископ Антоний, плоды праведных трудов которого доселе ощущаются здесь. Отмечая на этом Соборе 100-летие со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Анастасия и 50-летие хиротонии архиепископа Антония, надо отметить и их преданность Русской Зарубежной Церкви, в которой они видели блюстительницу отеческих преданий. В своих посланиях они переживали всю трагедию нашей истории, обличали все неправды безбожников, хвалили исповедников, проходивших свой крестный путь в страждущем Отечестве нашем, и радовались, когда церковный народ в России сподоблялся утешения. В частности, мне вспоминается богослужение одного из первых престольных праздников Ново-Коренной пустыни в г. Магопаке, в котором я, будучи иеромонахом, принял участие, сослужа Блаженнейшему Митрополиту Анастасию, и за которым он с большой радостью объявил всем о возвращении верующим святых мощей преподобного Сергия Радонежского и выразил надежду, что это событие укрепит русский народ, страдавший от гонителей. А архиепископ Антоний всегда подчеркивал необходимость того, чтобы отмечались в нашей церковной печати положительные события и явления в жизни Церкви в России. Поистине, их служение было исповедническим. Блаженнейший владыка Анастасий и владыка Антоний были достойны своего высокого звания, ибо не щадя своих сил служили Христовой Церкви, они соблюли веру, мирно совершили течение своей жизни, и мы должны пропеть им «Вечную память».

http://pravoslavie.ru/17302.html

В дни памяти алапаевских мучеников – день убиения и престольный праздник Новомучеников Российских в монастыре совершаются торжественные Архиерейские богослужения, приезжает большое количество паломников из многих городов России и из-за рубежа. Не раз бывала в святой обители Великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Строительство монастыря в честь Новомучеников Российских тесно связано с именем великого старца и прозорливца нашего времени – протоиерея Николая Гурьянова. Великий подвижник Церкви, в трагический период жизни России вместе с Новомучениками Российскими претерпевший гонения и заключение, в течение 44 лет пребывал в молитвенном подвиге на удаленном острове Залит вблизи города Пскова. Батюшка Николай стяжал духовные дары – любовь к Богу и ближнему, смирение, нестяжание, прозорливость и многие другие, приводившие к нему множество людей. Своим примером и своей молитвой великий угодник Божий привлекал всех, кто знал его, к познанию Евангельских истин. Милостью Божией, насельники монастыря имели счастье общения с ним начиная с 1993 года. Много раз испытали благодатную силу его добрых слов. Краткие фразы, сказанные им, скрывали в себе глубину духовной мудрости и помогали разрешению многих проблем. При земной жизни батюшки Николая все проблемы строительства монастыря обсуждались с ним. Большим утешением для строителя монастыря отца Моисея, других священников, монашествующих и трудников святой обители было узнать слова батюшки, сказанные им об обители: «Это мой монастырек» и «Монастырь процветает». Облик обители постоянно видоизменяется. Появляются новые святыни, новые иконы, идет строительство новых хозяйственных и жилых объектов. Народное почитание алапаевских мучеников растет год от года, давая всем надежду на возрождение нашей многострадальной Родины. Главная святыня, дарованная верующим православным людям на алапаевской земле, – это шахта, место, где святая Елисавета приняла мученическую кончину от рук безбожников, гонителей веры во Христа. Из описания Синячихинских угольных месторождений мы узнаем следующее: «Сама шахта расположенав расстоянии 178 шагов от перекрестка двух дорог, ведущих из города Алапаевска к Верхнесинячихинскому и Нижнесинячихинскому заводам; от места пересечения этих дорог идет малопроезжая дорога, которая и приводит к шахте. Местность, где расположена шахта, отделяется от трактовой дороги поляной, покрытой редкой порослью мелких кустарников, правее шахты тянутся пашни, огороженные жердями…» Местными жителями это место называется Межной, здесь размежевывались дороги, ведущие к православным Верхотурским святыням с востока, из Сибири, и с юга Екатеринбургской епархии, так называемая тропа святого Симеона.

http://sobory.ru/article/?object=03031

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010