Словом, мы утверждаем, что, по соображении всех обстоятельств времени и места, Звенигород и Руза были так или иначе (то есть, путем купли или захвата) присоединены к Москве отнюдь не позже Можайска и Коломны, и что молчание о сем летописцев, при описании княжения воинственного Юрия Даниловича, скорее означает лишь то, что эти города присоединены к Москве ранее сего княжения, а именно, в княжение первого московского князя Даниила Александровича; летописи же не упоминают о сем по той же причине, по которой пройдены молчанием и другие события, касающиеся постепенного возрастания и приращения территории Московской области, до того периода, когда князья московские стали вместе и великими князьями всея России. Время основания Звенигорода, как посела, неизвестно; несомненно, что он должен был существовать ранее, чем упоминается в письменных актах, то есть, ранее 1328 года, однако, едва ли ранее первого нашествия на Россию татар в 1237 году, ибо не упоминается в числе городов Владимиро-Суздальской области, разоренных Батыем, ни в междоусобных войнах удельных князей в течении XIII столетия. 1 Существование Звенигорода, как города, и в конце этого столетия более чем сомнительно, так как он не упоминается даже и в том случае, когда к этому представлялся прямой повод по его географическому положению, а именно в нашествие татар и опустошение ими Владимиро-Суздальской области, в 1293 году, под начальством ханского брата Дюденя, когда по летописям исчисляются пространно все разрушенные в то время города оной: Владимир, Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Москва, Коломна, Можайск, Волок и Углич. Звенигород, находящийся, по своему географическому положению, как раз на пути этого нашествия, не упоминается вовсе. А это приводит к одному из двух заключений: что в XIII столетии Звенигород не существовал вовсе, или существовал не как город, а такой посел, который еще не заслуживал внимания. Мы, с своей стороны, полагаем, что молчание летописей о Московском Звенигороде, о способе и времени его присоединения к Московскому княжеству, ведет к прямому заключению, что он, существуя до начала XIV столетия как малозначащий посел, учинен «городом» лишь в первом десятилетии XIV столетия, при воинственном князе московском Юрии Даниловиче, с устроением в нем «сторожевого укрепления» для наблюдения и защиты Москвы со стороны Литвы и ее союзников – тверских и рязанских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительнейше благодарю Ваше Высокопреосвященство за поздравление. Письмо Ваше недавно переслали мне из Сан-Франциско и спешу ответить на него с пути к дому. В конце Июня возвращусь в Сан-Франц, и приступим к нуждам архиерейск. дома. Хотя указа ещё не имеем, но Обер-Прокурор писал мне, что Высочайшее соизволение на сие последовало 327 . К Сентябрю думаем перебраться в Нью-Йорк. Там будет жить во всех отношениях удобнее, – только летом придётся бежать оттуда от жары. Для сего будет у меня в новом приходском доме в Сан-Франциско своя комната, где и можно жить «на даче». Конечно, это не Холмский Стальков, но теперь и там – ой как не сладко! Бог знает, что будет. Интересно, что выработал съезд Холмск. духовенства и что сказал Государю Пр. Евлогий? Конст. Петр, писал, что из-за проэкта церк. реформы у него изменились отношения к Митроп. А. и Влад. Карл. Последний даже и ушёл. Но мне как-то мало верится, что событие сие произошло из-за разногласия. Ведь мысль о патриаршестве совсем не была неожиданностью для «Правительствующего» Синода, и быть не может, чтобы вопрос о сем не обсуждался раньше К. П. и Вл. Карл., и чтобы по такому крупному вопросу между ними было за всё время разногласие. Впрочем, трудно судить о сем из далёкого далека. Прошу Ваших св. молитв и сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А. Тихон 20 Июня 1905 г. Пуэбло. РГИА, ф. 796, оп. 205. годы 1888–1915. д. 752, л. 150–151об. Письмо свящ. Петру Булгакову от 7 Июля 1905 г. † Многоуважаемый О. Петр! Сегодня получил Ваше письмо от 7 Июня. Сердечно Вас благодарю за поздравление. Перед Пасхою Св. Синод назначил было меня в Финляндию, но Обер-Прокурор упросил оставить меня пока в Америке, особенно ввиду того, что переносится кафедра из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Да и в России теперь не сладко. Бог знает, когда наступит конец всем нашим бедам. Распустились мы донельзя и ведём себя как расшалившиеся школьники, на которых нужно прикрикнуть. К сожалению, последнего не делается, а ведётся только разглагольствование о реформах. Кто говорит, что реформы не нужны, – но разве с ними нельзя обождать несколько месяцев? И каковы будут эти реформы, сочинённые в такую горячку? Это, впрочем, уже и показала вероисповедная реформа 17 Апр. в Польше (Холмской еп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из соборного акта 1649 года видим, что повсюду в московском государстве, около старых городов и посадов, устраивались вольно-народные, торгово-промышленные слободы – богатые зачатки свободных, народных городов, самонародные городские ассоциации вольного торга и промысла. Между тем в том же, напр., году, царь Алексей Михайлович указывает воеводе построить город Олонец: воевода доносит, что крестьяне нейдут на поселение в город, упорно отказываются. В XVIII столетии – та же история. Напр., в 1734 г. указано было построить город Оренбург. Башкирцы взбунтовались. Прошло 30 лет – и город плохо заселялся: купцы не хотели селиться. Губернатор Рейнсдорф в 1770 г. писал в своем донесении: «приезжие купцы, смотря на утеснение здешних граждан, прибыточные свои торги хотя и восстановили по-прежнему, но, чтобы не подвергнуть себя равномерным со здешними гражданами трудностям, на поселение обще с ними никто не поохотился. Сие есть сущею причиною малолюдного и по большей части бедного гражданства». Стали указами обращать села в города: таким образом воздвигнуто при Екатерине до 216 городов. Естественно-промышленная жизнь народная и тут выразила реакцию, сопротивление. Напр., в Усть-Сысольске, в городской думе, как сказывал нам казанский собиратель актов и статистических сведений С.Е. Мельников, есть целое дело о восстании тамошних жителей против распоряжения Екатерины об устройстве из села Усть-Сысольского города, в котором прежде большая часть жителей имела собственные крепостные земли. Два раза приезжал для увещевания и для усмирения наместник вологодский и архиерей. Многие села и города, хотя и приняли торжественно Городовое Положение, но вскоре, друг за другом, требовали уничтожения городских дум, магистратов, сиротских и словесных судов, с оставлением только ратуши. Побудительными причинами к закрытию новых учреждений городового положения общества купеческие и мещанские выставляли малолюдство и обременительность содержания лишних присутственных мест (см. город. посел. в Рос. Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Положение их при княжеских дворах определялось временными личными договорами с князем. Лишь только бояре усядутся, уладятся местами и службой, новый знатный пришелец урядится с князем «в ряд и крепость возьмет», «заедет», сядет выше многих старых служак и спутает установившийся распорядок мест. В 1408 г. приехал в Москву на службу внук Гедимина литовского князь Патрикей. Сын его Юрий, ставший в Москве родоначальником князей Голицыных и Куракиных, «заехал», посажен был выше многих московских бояр, потому что великий князь московский, выдавая за него свою сестру, «место ему упросил» у своих бояр. У Юрия был старший брат князь Федор Хованский. На Юрьевой свадьбе его «посел», сел выше, старый московский боярин Федор Сабур, прапрадед которого вступил на московскую службу при Калите. Князь Хованский при этом сказал Сабуру: «Сядь-ка повыше моего брата меньшого князя Юрья». «У твоего брата Бог в кике (счастье в кичке, в жене), а у тебя Бога в кике нет», – возразил Сабур и сел выше Хованского. Возможность завоевывать высокие места жениной кичкой, эта кичливость, прекратилась в Москве, когда при массовом наплыве сюда служилого княжья, сменившем прежние одиночные заезды, пришлось заменить личное соглашение князя с новым приезжим слугой «уложением», общим способом оценки служебного достоинства служилых людей. Только в Москве элементы местничества успели сложиться в целую систему, и его сложение надобно относить к эпохе, когда шел этот наплыв, т. е. к княжению Ивана III и его сына Василия. К этому времени стали готовы две основы местничества: личный уговор заменился уложением; исполнился комплект фамилий, между которыми действовали местнические отношения. С той поры собравшиеся в Москве боярские фамилии стали в стройные ряды. Поэтому линии предков, на служебные отношения которых потомки в местнических спорах XVI и XVII вв. ссылались в оправдание своих родословных и разрядных притязаний, обыкновенно не восходили раньше княжения Ивана III. Большая часть знатнейших московских фамилий, служивших главными звеньями местнической цепи, до Ивана III еще и не значилась в московском родословце.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Часословы Имп. Публ. библ. Q I. 57 XII-XIII в., Софийской библ. при СПб. Дух. Академии 1052 XIII-XIV в. (с которым сходен славянский же Синайский 12 XII-XIII в.) в своем «Чине како подобает пети нощныя часы», тоже дают только 4 часа, по три псалма, по три тропаря и одной молитве в каждом. Псалмы: 26, 31, 56, –37, 38, –69, 70, 76, 101, мол. Манасии и 50 пс. На четвертом часе, после молитвы следует «Слава в вышних Богу, – таж Господи прибежище был еси, – И Сподоби Господи сию нощь без греха, – таж пока(я)ньна наставшаго гласа» со стихами: «Се ныне благословите Господа» и «В нощехъ въздежите руки ваша» (в первом памятнике еще заупокойные стих и тропарь) и со Слава и ныне. Посел «покаянных» в первом памятнике молитва св. Евстратия «Величая величаю Тя» (ныне на субботней полунощнице), троекратное молитвенное обращение «Господи помилуй оскверншуюся страстьми жития душу мою», Слава и ныне, трисвятое и 20 тропарей: (Спаси Господи, Преобразился, Вознеслся (храмовые?), Архистратигу, Предтечи, апостолам, пророкам и т.д. общие по ликами и отдельным свв. (пр. Феодору, Николаю, Василию, Клименту, Илариону), слава заупокойный, И ныне богородичен; молитва о умилении души (Душе моя, почто жалуеши на Господа»), молитва отпуста «спати хотяще:» «Даждь нам Владыко» (ныне на повечерии), мол. ангелу-хранителю и запрещение диаволу 1715 . Во втором и третьем памятниках после покаянных тропарей трисвятое, тропари Спасителю, Богородице, Архистратигу, Иоанну Креститею и всем святым; всего 15 тропарей, – после тропарей молитвы: «И даждь нам, владыки», «Величая величаю Тя», троекратное молитвенное обращение – «Господи, помилуй осквершуюся страстьми душу мою» и молитва за вся крестьяны» 1716 . Псалмы указываются во всех трех памятниках одинаковые, за исключением одного на шестом месте, вместо 40 первый памят. 31, и совпадают с Чином 12 псалмов», исключая пс. 37 (в «Чине» 33) и пс. 50 (В «Чине» нет, а вместо него в качестве 12-го псалма Славословие великое). (с. 428) Трехчастное повечерие Таким образом, «Чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12, и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее по идее должно было продолжаться до утра; влияние же панихиды вставило в повечерие его среднюю часть с 50 пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Боже иже створивый крепостию си и утвердивый вселенную и украсивый венец всем створеным от Тебе и чашю общюю сию подоемую совокупляющимся к браку общения благослови благословением духовным. Взглашает: яко благословися имя Твое, прославися царство Твое Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и в векы веком. Таже приемый чашю внейже вино и даст мужеви пити, сам держа чашу, потом же и жене: посел же паки мужеви даст кушати, и паки такожде даст и жене, и кушасть и она, и пакы такожде творит даже и до трижда и останом даст мужеви испити. Таже стькляницю скрушають. И абие прием их священник за рукы держющихся и обращает их кругом поюще тропарь сий глас 7: Святии мученици иже о добре страдавше и венчавшеся молитися к Господу, помиловатися душам нашим. Поют же сии трожда. Таже единоя сий: слава Тебе Христе Боже Апостолам похвола мучеником веселие, их же проповедь Тройца единосущная. Таже бывает ектения: поминают князи, и святителя и кума и нововенчанных. Таже взглашение, яко милостивый человеколюбец. Диакон: Господу помолимся. Священник молится се глаголя. Братие радуйтеся о Господи всегда, и пакы реку, радуйтеся: кроткое ваше да разумно будет всем человеком. Господу близы ничимже пецитеся и Бог мира да будет свами всегда и ныне и присно и в векы веком аминь. Потом Честнейшю Херувим, Слава ти Боже упование наше слава ти. Таже отпуск сице: Иже в Кана Галилейстей приходом своим честен показав брак, Христос истинный Бог Бог наш молитвами Пресвятыя Его матере Святых славных и всехвальных апостол. Святых Боговенчанных великых царей Константина и Елены и всех Святых помилует и спасет яко благы и челевеколюбец. Тако священик обратит нововенчаных десной страной к западом и глаголет: Господу помолимся, и молится молитвою сею снятия венец. Боже Боже наш, пришедый в Кана Галилейскую и тамошний брак и благословив, благослови и сих раб Твоих имрек, благослови их входы и исходы, умножи в благости живот их, всприими венца и в царствии Своем не скверны и непорочны и неизвестны сблюдая их в векы аминь, взглашает. Яко ты еси благослови и освящай всячьска, Христе Боже наш, и Тебе славу взсылаем с безначальным ти Твоим Отцем и с пресвятым благым и животворящим ти Духом и ныне и присно и в векы веком аминь, и тако отпущает из церкве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В пять с половиной часов уже снова все были на мулах, спеша совершить засветло обратный путь до Русика (3 часа ходу). Проехали через Болгарский скит «Богородица», древний Ксилургу (Древоделя) первоначальный посел русских иноков на святой Афонской горе, названный может быть так потому, что русские иноки, поселяясь здесь, сразу занялись своим родным мастерством – плотничаньем и деланием с помощью топора и долота разных деревянных изделий, за что и посел их был назван обителью древоделей (Ксилургу). Узнав о значении скита «Богородица», его высочество пожелал осмотреть его, и, будучи встречен у святых врат настоятелем старцем Никифором, вошел в убогую церковь , видимо древней архитектуры (не позже XII столетия), напоминающей русские храмы древнейшего периода нашего церковного зодчества; выслушав литию и многолетие, зашел в архондарик, где милостиво беседовал с известным по своей богомудрой простоте старцем, о котором справедливо заметил автор «Писем с Востока», что он равно принадлежит IX и XIX столетиям. Вторую половину пути его высочество изволил совершать всю пешком; в Русик прибыли за сорок пять минут до захождения солнца, то есть в 7 часов; прошли через малую северную дверь прямо в русский архондарик, где его высочество изволил пить чай, беседовал со старцами и рассматривал одну из приготовленных (ретушированных) групп; после чего отправился ночевать на пароход. На пароходе был ужин, на который, по желанию его высочества, был приглашен из Русика иеросхимонах Макарий, как сопровождавший его в поездке этого дня. Едва закатилось солнце, Русский монастырь иллюминовался; все линии его многоэтажных зданий, расположенных уступами, и многочисленные висячие балконы загорались огнями, а на монастырской колокольне красовался прозрачный транспарант с вензелевым именем его высочества. Турецкий пароход, как бы соревнуя монастырю, жег фальшфееры и пускал ракеты. Тихая погода вполне благоприятствовала успеху иллюминации. Его высочество после ужина изволил выйти на палубу и милостиво благодарил обитель в лице иеросхимонаха Макария за усердие 4 . Слышно было, что и русский Андреевский скит в тот же вечер сделал у себя иллюминацию в честь высокого гостя.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

плодовых деревьев и занятую преимущественно русскими келлиотами; потом отправился в дальнейший путь – в Ильинский малороссийский скит, с которым соединено воспоминание о двух незабвенных в истории русского монашества деятелях: старце Паисие Величковском (переводчике главных святоотеческих аксетических творений на славянский язык) и о. иеросхимонахе Аниките из князей Ширинских-Шихматовых. В Ильинский скит Его Высочество прибыл в 4 ½ часа по полудни. После обычной церковной встречи гостеприимный игумен (Паисий – из болгар в 1871 г.), предложил высокому гостю скромную трапезу. Его Высочество ласково принял радужное предложение и, посадив возле себя старца игумена, милостиво беседовал с ним о его ските. После трапезы, приправленной вином домашнего приготовления, хозяин пригласить гостей пить кофе на балкон, с которого открывается живописный вид на удолие, в коем расположен греческий монастырь Пантократор. Ильинский скит понравился высоким посетителям тем, чем он нравится и всем посетителям Афона: своим живописно уютным местоположением извне и малороссийскою опрятностию внутри, и радушием приема. Здесь в 1845 г. великий князь Константин Николаевич изволил иметь ночлег, в память чего сделана на монастырском дворе колонка с надписью. «В 5½ часов уже снова все были на мулах, спеша совершить засветло обратный путь до Русика (3 часа ходу). Проехали через болгарский скит «Богородица», древний Ксилургу (Древоделя), первоначальный посел русских иноков на св. Афонской горе, названный может быть так потому, что русские иноки, поселясь здесь, сразу занялись своим родным мастерством – плотничаньем и деланием с помощию топора и долота разных деревянных изделий, за что и посел их был назван обителью древоделей (Ксилургу). Узнав о значении скита «Богородица», Его Высочество пожелал осмотреть его, и будучи встречен у св. врат настоятелем старцем Никифором († в 1871 г.), вошел в убогую церковь , видимо древней архитектуры (не позже XII столетия), напоминающей русские храмы древнейшаго периода нашего церковнаго зодчества; выслушав литию и многолетие, зашел в архондарик, где милостиво беседовал с известным по своей богомудрой простоте старцем, о котором справедливо заметил автор «Писем с Востока», что он равно принадлежите IX и XIX столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1864 г. т. III, стр. 455). §145. Под именем антидора у нас в собственном смысле надобно разуметь, «остатки от той просфоры, из которой изимается св. агнец для литургии, и которые раздаются тем, кои к Причащению   Св. Тайн себя не приготовили» (Новая скрижаль, о лит. св. 1. Злат. гл. II, §90). При этом по обычаю церковному, «антидор должен быть вкушаем верующими, как хлеб освященный, натощак и с должным благоговением и при сем не иначе, как в церкви людьми, не находящимися под епитимиею (Сравн. Кормч. книга 2, собора бывшаго во дни Николы, Патр. Конст. на вопросы Иоанна Мниха, ответ 7, 17), также женщинами, свободными от телесной нечистоты и т.п. (Номок. при б. тр. пр. 64). Благочестие требует также, чтобы при вкушении антидора соблюдены были от падения на землю даже малейшие крохи оного». (Словар ц. богослуж. языка и свящ. обряд. Михайловск. 1866 г. стр. 5–6). При таком высоком значении антидора единственным раздаятелем его народу, подобно тому как и Тела и Крови Господней, может быть только один священник (священник же изшед, дает людем антидор, чин литургии) – и при том, если литургия совершается соборно, то сие должен делать не иначе, как первенствующий из служащих, как это ясно заповедуется в чинопоследовании служения архиерейского (см. чиновн. архиерейск.). А потому, разумеется, допускать к раздаянию антидора диаконов, положительно нет никакого основания. §146. Тем более ни под каким условием нельзя предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих мирских людей во храме (рук. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 259). – Но если в церкви случится народу много, а антидора будет мало, то чтобы удовлетворить всех желающих, священник может, вместе с антидором в собственном смысле этого слова (см. выше §140), раздроблять для раздачи народу и остальные просфоры, остающиеся от обедни, как-то: Богородичную, девятичинную, и т.п. а также и др. просфоры не бывшие в употреблении на обедни, и даже простой (конечно только квасный и пшеничный) хлеб не освященный. Но при этом просфоры, не бывшие в употреблении на проскомидии, а также и другой хлеб, предназначаемый для раздачи вместо антидора, должны быть предварительно освящаемы окроплением св. воды, и потом уже употребляемы сообразно своему назначению. Ибо, как справедливо замечают некоторые, св. вода «имеет подобное же значение, как и раздаваемый антидор». – «Отсюда, как благословенный хлеб и антидор, так и сия вода, освященная у христиан, (а вместе с сим и освящаемые ею хлебы, предлагаемые вместо антидора) когда приемлются, должны быть в великом почтении, и возбуждать всех к благоговению». (Новая скриж. ч. IV, стр. 85, изд. 1835 г. Сравн. Номокан. при больш. требн. пр. 213. Руковод. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

И так как Митрополит говорил просто и откровенно, то и я пустился в откровенности, и, между прочим распространился о рессурсах ваших по содержанию арх. дома, об экономич. значении перехода из Харькова и т. п. В ответ на это Митрополит рассказал о том как бывши в Саратове, жил только на 714 р., и при этом заметил, что вообще средства архиерейск. домов слишком неравны. Потом быстро спросил: а вот в Москве, вероятно, не угрожает мне бедность? Я отвечал, разумеется, утвердительно на этот вопрос. Потом Митрополит снова спросил: А сколько получает Митрополит Московский доходу? Я отвечал, что кажется де ок. 60–70,000 в год. На это он заметил: «но это де конечно преувеличено» и т. д. Как видите, разговор наш шел на полной откровенности, Свидание мое продолжалось ок. получаса. Затем Митр. отпустил меня со словами: «Ну, в Москве будем конечно видеться с Вами». По уходе свой разговор, и именно о Вас, я стал подвергать критике, опасаясь, не сказал ли я чего лишнего; но потом успокоился и решил тотчас-же написать о своих непрошенных заявлениях Вам. К сожалению, я опять являюсь виноватым перед Вами; тотчас я не написал а пишу вот уже более, чем через неделю. Я виделся с Митр. во вторник на прошлой неделе, а Митр. уехал из Кисловодска в Москву на прошлой же неделе в субботу. На местных жителей, в том числе и на меня, Митрополит произвел здесь очень приятное впечатление своею простотою. В Пятигорске со станции он приехал не в карете, а в открытой коляске, а у нас в Кисловодске всюду ходил пешком, – в Церковь (ок. версты) в белом клобуке, а в парк и в ванны в черной камилавке. Подходил как то и к центру Кисловодской жизни – к музыке и немножко постоял там. Снова покорнейше прошу Вас простить меня за долгое неписание и не отказать в вашем святительском благословении». 7-го ч. получил я письмо из Новой-Александрии от внука-студента Института Евг. А. Соколова 760 , который писал от 3-го числа: «1-го сент. я получил из Института удостоврение в том, что я зачислен в число студентов этого Института.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  001     002    003    004