Дорогие отцы и братья! Рад сегодня приветствовать всех вас на открытии первого семинара священнослужителей старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви. Это моя первая встреча с вами в таком формате в качестве председателя созданной Архиерейским Собором 2004 года при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Эта комиссия призвана, в частности, осуществлять координацию служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви, вырабатывать предложения по концептуальным и каноническим основам их бытия и содействовать их участию в общецерковной жизни. Выполняя поручение Святейшего Патриарха и Священного Синода, я на протяжении уже нескольких лет внимательно слежу за происходящими в старообрядческом сообществе событиями. Многое мне известно из сообщений СМИ, из предоставляемых мне информационных сводок, из сообщений, звучащих на заседаниях Комиссии. С некоторыми из вас я имел возможность познакомиться непосредственно в молитвенном общении на главном нашем богослужении — Божественной литургии древним чином. Ее я регулярно совершаю в Покровском храме в Рубцове, при котором учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции , Попечительский совет которого мне поручено возглавлять Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Но сегодня наше общение принимает иное качество. Это именно первый опыт нашего непосредственного общения с духовенством или представителями старообрядных приходов. И это общение видится мне взаимополезным. С одной стороны, мне важно узнать о ваших проблемах, заботах, настроениях. С другой стороны, семинар задумывался для того, чтобы ознакомить вас с актуальными достижениями современной богословской и церковно-исторической науки, в частности, исторической литургики. Мы проводим наш семинар на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, которая уже имеет некоторый опыт проведения образовательных курсов с целью совершенствования знаний духовенства в различных областях церковной жизни. Обычно проведение таких семинаров заканчивается выдачей соответствующих свидетельств, что предусматривается и в нашем случае. Но главное – опыт живого общения, позволяющего вам корректировать точки приложения своих духовных сил, наполняя их новой живительной силой, а нам — выявлять трудности церковного служения старообрядных приходов с целью разрешения этих трудностей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5090772...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Впервые за шесть десятилетий совершено освящение православного храма в Ингушетии 16.10.2012 408 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершил великое освящение Покровского храма в станице Орджоникидзевской (Слепцовской) Республики Ингушетия и первую Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru. Это первое освящение православного храма в Ингушетии за последние более чем 60 лет. Правящему архиерею сослужили настоятель Покровского храма г. Дербент протоиерей Николай Котельников, благочинный Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева архимандрит Еразм (Правик), секретарь епархии священник Савва Гаглоев, наместник Спасо-Преображенского монастыря г. Муром игумен Варлаам (Пономарев), благочинный Магасского церковного округа, настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев, настоятель Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа священник Иоанн Сухов, священник Покровского храма ст. Слепцовской Александр Бочаров, протодиакон Димитрий Кондратьев, диаконы Петр Евстафьев и Даниил Булатников. За богослужением пел архиерейский мужской хор под руководством регента Рустика Фенченко. По завершении Литургии состоялся крестный ход с участием духовенства и многочисленных прихожан. У креста, сооруженного в память о некогда стоявшем здесь храме, была совершена лития по протоиерею Петру Сухоносову, многие годы являвшемуся настоятелем станичного Покровского прихода и злодейски убитому в 1999 году. По окончании богослужения архиепископ Зосима поздравил клириков Покровского храма с освящением церкви и благословил их на дальнейшее служение на благо Православной Церкви в Ингушетии. Обращаясь к пастве, иерарх выразил надежду, что новый храм станет очагом православной веры, благочестия и духовного просвещения. Поблагодарив строителей и всех тех, кто внес свой вклад в возведение храмового комплекса, правящий архиерей объявил о награждении архиерейскими грамотами наиболее отличившихся. Среди них — председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин, аудитор Счетной палаты С.Н.Рябухин, главный инспектор Счетной палаты А.Н.Усанов, лично присутствовавший на богослужении, игумен Варлаам (Пономарев), трудами которого было начато строительство храма, и настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/16/vp...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Пантелеимону (Бердникову), епископу Бикинскому, викарию Хабаровской епархии 22 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, за Литургией в Покровском Хотькове монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона (Бердникова) во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Пантелеимона на служение. 22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, за Литургией в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона (Бердникова) во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Пантелеимона на служение. Преосвященный епископ Пантелеимон! Живоначальная и живоносная благодать, обновляющая нас дохновением Духа Божественного и Святого (трипеснец в пяток Пятьдесятныя недели), ныне в изобилии излилась и на тебя — новоизбранного епископа Церкви Христовой. Тебе предстоит совершать архипастырское служение на Хабаровской земле, где ты исполнял послушание ректора семинарии, трудился на преподавательском поприще и был духовником епархии. Дай Бог, чтобы бремя ответственности за вверенных чад не отнимало у тебя полученных ныне плодов духа , в особенности же любви и радости (Гал. 5:22) — радости о Святом Духе, радости от свершения богослужения, радости от соприкосновения со святыней, радости бытия со Христом, радости того, что ты удостоен предстоять престолу Божию, приносить Бескровную жертву и быть причастным Святых Таин, радости того, что Господь вручил тебе столь высокое служение и сопричислил преемникам апостолов.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-10-22/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Путь Русской Зарубежной Церкви в прошлом и будущем» (комментарий в свете веры) Курская-Коренная икона Божией Матери С 7 по 12 декабря с.г. при Покровском храме в г. Наяке проходит Всезарубежное совещание духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) на тему «Путь Русской Зарубежной Церкви в прошлом и будущем». Затем с 13 по 16 декабря пройдет Архиерейский Собор РПЦЗ. Оба мероприятия посвящены обсуждению вопросов сближения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью в Отечестве. 18 ноября в Москву прибыла делегация РПЦЗ в составе архиепископа Берлинского и Германского Марка, архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона, епископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла, а также протоиереев Николая Артемова, секретаря Германской епархии, и Петра Холодного, казначея Архиерейского Синода РПЦЗ. Гости встречались со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и членами Святейшего Синода Русской Православной Церкви, посещали богослужения в московских храмах, молились у святынь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевского монастыря. В ходе визита делегации РПЦЗ в Россию была достигнута договоренность о предстоящей встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра, Первоиерарха РПЦЗ, в начале 2004 года, на которой будут обсуждаться пути и конкретные шаги по преодолению средостения между чадами Единой Русской Православной Церкви. Стороны также условились, что встречу Предстоятеля Русской Православной Церкви и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей должны предварить Всезарубежное пастырское совещание, Архиерейский Синод и Архиерейский Собор РПЦЗ, а также заседание Священного Синода, которое пройдет 26 декабря с.г., и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://sedmitza.ru/text/398368.html

Архарово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы село Архарово имеет три престола, была сооружена в 1884 году. Храм строился на средства купцов Архаровых в течение 40 лет насыпью. В тридцатые годы XX в., при советской власти по 1944 год церковь была закрыта, с 1944 по 1968 открыта, затем по 1978 год закрыта. В 1978 году храм был передан верующим для совершения богослужения. При передачи храма, было обнаружено: раскрытая кровля, не было полов, окон, утратились живопись, выбоины на стенах. За два года сменилось четыре настоятеля. В 1980 году на служение и восстановление храма, был назначен протоиерей Дмитрий Зорин, прослуживший до своей кончины по ноябрь 1998 года. В течение двух лет храм не имел настоятеля. В 2000 настоятелем храма, назначен священник Сергий Босых, ныне Иеромонах Ефрем. В храме имеются три престола, главный придел освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящение придела проходило в 1981 году 14 октября, полным Архиерейским чином, ныне покойным Архиепископом Глебом. Правый престол освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, полным Архиерейским чином 22 мая 1982 года Архиепископом Глебом (Смирновым). Левый престол освящен в честь Рождества Иоанна Крестителя, полным Архиерейским чином 7 июля 1979 года Архиепископом Глебом (Смирновым). По преданию, в стене этого храма захоронена девочка, умершая во младенчестве, и захороненная во время строительства храма в Никольском приделе. Источник: http://bmp.cerkov.ru Церковь Покрова Пресвятой Богородицы поставлена на краю села. Изящный силуэт храма доминирует над поселковой застройкой и хорошо виден на большом расстоянии. Существующая кирпичная церковь построена в 20-е 40-е г.г. XIX в. в стиле поздний классицизм. Церковь построена в виде ротонды, а колокольня - в виде четырехгранной пирамиды. храм, построенный в первой половине XIX в., называется Покровским, в честь главного придела, освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сам же храм трехпрестольный. Кроме главного, имеются приделы, освященные в честь Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.

http://sobory.ru/article/?object=23688

1835 г. На праздник Рождества Христова я по необходимости должен был остаться во Владимире, так как пешком идти на родину, более 100 верст, в холодную пору, было неудобно, а нанимать подводу не было средств. В воскресные и праздничные дни к богослужению мы ходили обыкновенно в ближайшую приходскую церковь – Воскресенскую, где более способные из нас читали и пели на клиросах. В бурсе же за тем провел я сырную неделю и Пасху. В праздничные дни и вообще в часы, свободные от занятия, не возбранялось ученикам семинарии заниматься музыкой и пением. Некоторые из учеников хорошо играли на гуслях, на скрипке, флейте и кларнете. Я помню хороших игроков на гуслях Астудина и Никольского (Впоследствии поступившего в монашество в Московский Покровский монастырь, с именем Пимена). Пытался было и я учиться играть на гуслях, но недостало терпения. Вообще ни к музыке, ни к поэзии у меня не было призвания. Между учениками бурсы немало было с хорошими и сильными голосами; поэтому не редко можно было слышать в наших стенах веселое и громкое пение. Изредка, по вечерам, тайком происходили у нас и сценические представления. Но все это было только в первые два года моего пребывания в бурсе; с выходом из семинарии старших учеников, все эти более или менее благородные увеселения стали мало-помалу исчезать и заменяться другими, более грубыми забавами, как то: игрой в карты, в шашки, а летом в кегли и городки. Бывали нередко и случаи нетрезвости. Наступил май. В семинарии, так же, как и в училищах, продолжались еще в наше время, так называемые рекреации, хотя они происходили далеко уже не в таком виде, в каком они были при прежнем ректоре, архимандрите Павле. Теперь не было уже того хождения целой тысячной толпой на архиерейский двор и громогласного пения на латинском диалекте, коим приветствовали Владыку, когда он появлялся у окна своих покоев, просили у него рекреации и затем благодарили: но в известный день, избранный семинарским начальством приходил в классы инспектор и объявлял нам о рекреации, иногда для нас совершенно неожиданно. Бывали в этот день прогулки и за город, в Марьину рощу; но там не было уже таких собраний гостей, какие бывали в прежние времена; при нас не было ни разу посещения рощи ни преосвященным, ни губернатором; даже не всегда приезжал и ректор. Являлись только некоторые из молодых наставников и разве еще иногда инспектор для наблюдения за порядком. О том, как происходили рекреации во Владимирской семинарии в прежнее время, подробные сведения заключаются в «Воспоминаниях И.С.А.», помещенных во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» за 1875 год 12, стр. 590–596).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода отметили 800-летие обители В этот день Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси НИЖНИЙ НОВГОРОД. 2 июня 2021 года в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода состоялось соборное архиерейское богослужение. В этот день состоялось празднование 800-летия обители. Служение Божественной литургии возглавивли митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачествоммитрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, викарий Нижегородской епархииепископ Балахнинский Илия, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Выксунский и Павловский Варнава. Архипастырям сослужили: секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), настоятель мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Оранки Богродского района Нижегородской области архимандрит Нектарий (Марченко), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), насельники Благовещенского монастыря в священном сане, другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игумения Гавриила (Суханова), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко). В храме также молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

http://sedmitza.ru/text/10006572.html

Антология семинарской жизни. Родные Лица Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. где служил отец Николай Соколов " src=" " border=1/> Покровский храм г. Уфы, где служил отец Николай Соколов В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором. В 1948 году, когда возобновилось архипастырское управление и прибыл архиепископ Ювеналий (Килин; † 1958), принявший пред кончиной схиму с именем Иоанн, меня взяли в алтарь прислуживать при архиерейской службе. Иподиаконствуя и иногда участвуя в церковном хоре, я познавал церковное богослужение. Архиепископ Палладий, управлявший Иркутской епархией с 1949 года, заботился об уставном совершении служб, сам служил торжественно и был очень требовательным. Все это способствовало тому, что я очень хорошо знал церковный устав и неплохо читал по-славянски.

http://pravoslavie.ru/29828.html

Всезарубежное пастырское совещание - дни четвертый и пятый Последние два дня Всезарубежного совещания, как и предыдущие, начались Божественной литургией. На всех литургиях в Покровском храме с Херувимской песни до конца богослужения было общее пение собором священнослужителей. Первый доклад, в четверг 11 декабря, прочитал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов. Тема доклада: «Прославление Новомучеников Российских». Если в Русской Православной Церкви Заграницей прославление Новомучеников было общим, то в Церкви в России оно было поименным. У каждого прославленного Новомученика есть, пусть и краткое, но известное житие. Отец Георгий привел ужасающую статистику гонения духовенства и верующих. К примеру, в 1937 году было арестовано 136,000 представителей духовенства. Из них 85,300 человек было расстреляно. Докладчик рассказал и другие примеры ужасов ГПУ в отношение духовенства и их семейств. На Архиерейском Соборе Московского Патриархата 2000 года был прославлен сонм Новомучеников, в том числе и «непоминающее» духовенство. Таким образом Церковь в России не только отдала дань почести своим мученикам, но и поставила непреодолимую стену между Православной Церковью и коммунизмом. По словам о. Георгия, православный человек не может быть коммунистом. Прославляя Новомучеников Российских, епископат Церкви в России фактически говорил о своем покаянии. Сразу после доклада прот. Георгия Митрофанова состоялся круглый стол на тему Новомучеников. Прот. Валерий Алексеев (Одесса) поставил вопрос о желательности прославления (Церковью в России) в числе Новомучеников Бориса Талантова и архиепископа Гермогена (Голубева). Архимандрит Лука (Джорданвиль) говорил о спорных вопросах в отношении некоторых прославленных лиц, а протоиерей Николай Артемов затронул некоторые аспекты Указа св. Патриарха Тихона. В дискуссии после круглого стола был задан ряд вопросов, в частности, о противостоянии «сергиан» и «иосифлян». Прот. Георгий Митрофанов отметил по крайней мере один случай, когда НКВД оказался «объединителем» – епископ Евгений (Кобранов – из «сергианского» духовенства), митрополит Иосиф и митрополит Кирилл были расстреляны вместе в 1937, в годовщину издания Указа

http://pravoslavie.ru/news/8457.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯЦЕНКО КИПРИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Псаломщик Киприан Александрович Яценко. 1920-е годы Киприан Александрович Яценко ( 1878 - 1935 ), псаломщик , мученик Память в Соборах Полтавских и Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1878 году в селе Свинарное Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне Сосновка ) в крестьянской семье. Образование получил, по-видимому, в церковноприходской школе. В начале XX века семья Яценко, как малоземельная, перебралась в Уфимскую губернию и поселилась в селе Боголюбовка Чишминской волости Уфимских уезда и губернии, населенном в основном выходцами из Малороссии. Киприан Александрович переехал туда вместе с семьей, престарелыми родителями и четырьмя сестрами. Приобретя надел помещичьей земли, он начал крестьянствовать. В 1914 году священник, служивший в Покровской церкви в Боголюбовке , пригласил Киприана Александровича, как человека глубоко верующего и хорошо знающего богослужение, служить в этом храме псаломщиком , на что тот с радостью согласился. В 1916 году в связи Киприан Александрович был мобилизован в армию и прослужил в ней до 1917 года, а затем, вернувшись домой, продолжил служение в храме. Официального архиерейского указа о назначении Киприана Александровича на место псаломщика, по обстоятельствам того времени, получено не было - так и остался он " неофициальным " псаломщиком. Доверие священника к псаломщику было столь велико, что он благословил его говорить проповеди на темы Священного Писания и житий святых. Образованный и благочестивый человек, Киприан Александрович имел в селе большой авторитет среди жителей, и, когда власти весной 1929 года приняли решение о закрытии храма в Боголюбовке, он послал по селу сноху, и та предупредила жителей, что власти собираются закрыть храм. Множество женщин собрались тогда к храму и приняли решение отправить заявление к вышестоящим властям с протестом; храм тогда удалось отстоять, но Киприан Александрович был арестован и заключен в тюрьму в Уфе по обвинению в организации прихожан в защиту церкви. Все прихожане, однако, дружно отрицали причастность Киприана Александровича к организации протестов, и он был освобожден после 36 дней заключения в БашЦИДе.

http://drevo-info.ru/articles/13677458.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010