Глава Казахстанского митрополичьего округа возглавил торжества по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира в Оренбургской митрополии 4 мая 2015 г. 15:56 3 мая 2015 года в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира на Оренбургскую землю по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, митрополит Александр возглавил Божественную литургию в главном храме Оренбургской митрополии — Свято-Никольском кафедральном соборе города Оренбурга. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Оренбургский и Саракташский , епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , настоятель Свято-Никольского собора митрофорный протоиерей Алексий Асеев, секретарь епархии протоиерей Евгений Сироткин, благочинные церковных округов и настоятели храмов, руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане, клирики епархий Оренбургской митрополии. Песнопения Литургии исполняли архиерейский хор под управлением Наталии Иваненко и мужской хор Оренбургской духовной семинарии под управлением иерея Александра Ромашкова. За богослужением молились насельники монастырей митрополии, сотрудники Оренбургского епархиального управления , преподаватели и студенты Оренбургской духовной семинарии, педагоги и учащиеся епархиальной православной гимназии во имя праведного Иоанна Кронштадтского, прихожане оренбургских храмов и паломники из городов и сел Оренбургской области. На сугубой ектении возносились особые прошения и молитва о мире на Украине. Перед причастием было оглашено послание Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Богослужение завершилось пасхальным славлением с молитвенными обращением к равноапостольному князю Владимиру. Во внимание к многолетним трудам на благо Святой Церкви и за развитие отношений между Казахстанским митрополичьим округом и Оренбургской митрополией митрополит Валентин был удостоен ордена священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку 25 апреля 2010 г. 11:27 25 апреля, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку. Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь , архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Александр , епископ Бакинский и Прикаспийский Александр , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , настоятель кафедрального собора  протоиерей Леонид Милтых, руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), духовенство Бакинской епархии . За Литургией молились митрополит Ахайский Афанасий ( Элладская Православная Церковь ), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . Также на богослужении присутствовали главы аккредитованных в Азербайджане дипломатических представительств: посол Российской Федерации В.Д. Дорохин, посол Республики Беларусь Н.Е. Пацкевич, посол Греческой Республики Иоаннис Метаксас, посол Румынии Николае Урече, посол Республики Польша Кшиштоф Краевский, посол Венгерской Республики Йене Борош; председатель Русской общины Азербайджана М.Ю. Забелин. По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, который поблагодарил Его Святейшество за посещение собора и совершенное богослужение. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл отметил усердные труды владыки Александра и вручил ему в знак благодарности архиерейский жезл. В память о посещении кафедрального собора Святейший Владыка передал в дар храму икону Божией Матери «Скоропослушница». Всем верующим, присутствовавшим на богослужении, были розданы иконки Воскресения Христова. Кафедральный собор святых Жен-мироносиц г. Баку Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/966081.htm...

Священник, при сослужении с диаконом, должен ли часть Тела Христова прежде всего преподать диакону, а потом уже для себя, или же — наоборот? По 18-му прав. 1-го всел. собора, священнослужители должны причащаться св. Тайн в порядке иерархическом (прежде всего епископы, потом пресвитеры и наконец диаконы) и притом низшие должны принимать св. Дары от высших. Этот порядок узаконенный оо. собора, вполне соблюдается в нашей Церкви при архиерейском служении: архиерей прежде всего себе преподает часть св. Агнца, потом архимандритам и иереям; в таком же порядке все они причащаются и Крови Христовой (см. чинов. архиерейск.). Но от этого порядка почему-то допущено некоторое отступление при совершении литургии иереем; по указанию служебника священник, сослужащий с диаконом, должен прежде всего преподать часть Тела Христова диакону, а потом уже себе, хотя приобщится Крови Христовой должен прежде сам и потом уже преподать ее диакону. Во всяком случае иерей сам не в праве отступать от того порядка, какой указан в служебнике относительно причащения священнослужителей при иерейском служении (Р.д.С.П. 1887.). Какой порядок причащения священнослужителей при соборном служении? Причащение должно совершаться так. По произнесении слов: «теплота веры» и проч. Священнослужители читают: «ослаби, остави», творят все вместе земной поклон (а если воскресный день, или Святки, или между Пасхой и Троицей, или Преображение, или Воздвижение, то поясной), потом, кланяются на все стороны, говоря: «простите ми, отцы святия и братие» и пр.; затем старший творит второй поклон, говоря «се прихожу к бессмертному Царю и Богу моему», целует престол и левой рукой кладет на свою правую длань причастие; в это время второй священник (и все, стоящие рядом с ним) обходит по горнему месту вокруг престола и подходя к дискосу с левой стороны престола с таким же поклоном берет частицу, целуется с предстоятелем в плечо со словами: «Христос посреде нас» и «и есть и будет», снова возвращается по горнему месту туда, где стоял раньше; и там накланясь читает: «верую Господи и исповедую». Пропустив его пред собою (а не заставляя его обходить позади себя), подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится подле второго и читает причастную молитву, подле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д. Когда старший священник, дочитав молитву, причастится св. Тела, то раздает его диаконам; старший диакон подходит и целуя престол, подающую причастие руку и плечо священника, принимает частицу с словами: «и есть и будет», и становится подле младшего священника; далее подле первого диакона становится с причастием второй, третий и т. д. Раздав диаконам Св. Тело, старший священник причащается от св. чаши и отходит к жертвеннику. Теперь прочие священники подходят к чаше уже не с левой, а с правой стороны престола один за другим по порядку их стояния, а младший, причастившись сам, причащает диаконов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Недавно в монастыре была возведена звонница. Статья с сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru Малицкий Николаевский монастырь, заштатный, при ручье Малице, в 6 верстах от Твери, приписанный к архирейскому дому. Основан в 1584 — 1595 годах. В монастыре находится образ святого Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 году среди пепла неповрежденным. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Иеромонах Николо-Малицкого монастыря Гурий, был в 1920 г. благословлён совершать богослужен ия в Смоленской церкви с. Выдропужск, т.к. там отсутствовал второй священник. По некоторым сведениям, Гурий так и продолжал служить до закрытия прихода в Выдропужске. Вместе с ним служил священник из г. Торжка Иоанн Соколов. Дальнейшая судьба обоих священников неизвестна.  Николо-Малицкий монастырь (официальное название – Николаевский Малицкий мужской монастырь) – православная обитель в деревне Николо-Малица, вблизи северо-западной границы города Твери, основанная в конце XVI века. В советское время монастырь был закрыт и почти полностью разрушен, возрожден в начале 2000-х г.г. История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 г.г. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней. Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 г.г., хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время. Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода. Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости. Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.

http://sobory.ru/article/?object=04650

1864 г. т. III, стр. 455). §145. Под именем антидора у нас в собственном смысле надобно разуметь, «остатки от той просфоры, из которой изимается св. агнец для литургии, и которые раздаются тем, кои к Причащению   Св. Тайн себя не приготовили» (Новая скрижаль, о лит. св. 1. Злат. гл. II, §90). При этом по обычаю церковному, «антидор должен быть вкушаем верующими, как хлеб освященный, натощак и с должным благоговением и при сем не иначе, как в церкви людьми, не находящимися под епитимиею (Сравн. Кормч. книга 2, собора бывшаго во дни Николы, Патр. Конст. на вопросы Иоанна Мниха, ответ 7, 17), также женщинами, свободными от телесной нечистоты и т.п. (Номок. при б. тр. пр. 64). Благочестие требует также, чтобы при вкушении антидора соблюдены были от падения на землю даже малейшие крохи оного». (Словар ц. богослуж. языка и свящ. обряд. Михайловск. 1866 г. стр. 5–6). При таком высоком значении антидора единственным раздаятелем его народу, подобно тому как и Тела и Крови Господней, может быть только один священник (священник же изшед, дает людем антидор, чин литургии) – и при том, если литургия совершается соборно, то сие должен делать не иначе, как первенствующий из служащих, как это ясно заповедуется в чинопоследовании служения архиерейского (см. чиновн. архиерейск.). А потому, разумеется, допускать к раздаянию антидора диаконов, положительно нет никакого основания. §146. Тем более ни под каким условием нельзя предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих мирских людей во храме (рук. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 259). – Но если в церкви случится народу много, а антидора будет мало, то чтобы удовлетворить всех желающих, священник может, вместе с антидором в собственном смысле этого слова (см. выше §140), раздроблять для раздачи народу и остальные просфоры, остающиеся от обедни, как-то: Богородичную, девятичинную, и т.п. а также и др. просфоры не бывшие в употреблении на обедни, и даже простой (конечно только квасный и пшеничный) хлеб не освященный. Но при этом просфоры, не бывшие в употреблении на проскомидии, а также и другой хлеб, предназначаемый для раздачи вместо антидора, должны быть предварительно освящаемы окроплением св. воды, и потом уже употребляемы сообразно своему назначению. Ибо, как справедливо замечают некоторые, св. вода «имеет подобное же значение, как и раздаваемый антидор». – «Отсюда, как благословенный хлеб и антидор, так и сия вода, освященная у христиан, (а вместе с сим и освящаемые ею хлебы, предлагаемые вместо антидора) когда приемлются, должны быть в великом почтении, и возбуждать всех к благоговению». (Новая скриж. ч. IV, стр. 85, изд. 1835 г. Сравн. Номокан. при больш. требн. пр. 213. Руковод. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

А что касается до той укоризны латин, что в словах: «печать дара Духа Святого» нет указания на лице, совершающее таинство; то в обличение тщеты ее довольно припомнить сказанное нами на стр. 164 в примеч. 2 и 3 и текстах, к которым они относятся. 408 Литургия называется у латин миссою, или от миссаг, которое с еврейского или халдейского языка означает приношение, жертва Богу, или же от возглашения: ite missa est, соответствующего нашему: «с миром изыдем». Такое название, как полагают, усвоено было литургии сначала народом, а около пятого века вошло в церковное употребление. Бон. О литург. кн. 1, гл. 1, § 5–6. 409 По обычаю латин, явившемуся у них не ранее седьмого века (Бон. О литург. кн. 1, гл. 14, чл. 3), а утвердившемуся в десятом веке (Иннокент. Начертан. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), священники их могут совершать литургию в одно и то же время и в одной и той же церкви на нескольких престолах, не отделенных один от другого стеною, вопреки свящ. древности (св. Игнат. богонос. Послан. к филадельф. чл. 4, стр. 144. Казань, 1855 г. Евсев. Церк. истор. кн. 10, гл. 4, стр. 566. Спб. 1848 г. Оптат. милевит. Соч. кн. 1, стр. 42. Париж, 1631 г.). В таком случае один из них совершает ее вслух, а все прочие тайно, про себя: от чего литургии первого рода называются у латин миссами гласными (missa cantata), а второго – тайными (missa lecta), которые продолжаются обыкновенно от 15 до 20 минут. По другому обычаю, получившему у латин начало свое в десятом веке (Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), воспрещенному у них в одиннадцатом (Барон. Летоп. под 940 и 1063 гг.), снова вкравшемуся к ним около тринадцатого века и повлекшему за собою со стороны корыстолюбивого духовенства латинского множество злоупотреблений (Бон. О литург. кн. 1, гл. 15, § 6) и снова воспрещенному, священники латинские имеют право служить несколько литургий (три: одну ночью после утрени, другую на заре после первого часа, а третью днем после третьего часа) в один и тот же день (в праздник Рождества Христова) на одном и том же престоле (Серединск. О богослужен. западн. Церкви, ст. 2, стр. 18. Спб. 1849 г.): чего в древние времена Церкви не бывало (Боскиллот. Истор. тракт. о литург. кн. 2, гл. 4. Паг. Критик. на летоп. Барония, под 313 г. чл. 17. Антверпен, 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

254 “Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей” (Символ святого Григория Чудотворца )... “Имеем Бога единого, Бога сущего и всегда сущего – Θεν ντα κα ε ντα...”. (Прав. испов. Каф. и Αп. Церк. вост. отв. на вопр. 8). “Существенные свойства Божии суть:... быть.... безначальным – τ ναι.... ναρχον...”. (там же отв. на вопр. 13). “Верую во единого Бога Отца вседер­жителя.... безначального убо и нерожденного и безвинного” (Чин избр. и рукополож. Архиерейск. л. 9 на обор.). “Едино триипостасное существо почитающе, вернии, прославим Отца и Сына и Духа правого...., единого несозданного Бога, со безплотными взывающе: свят, свят, свят еси, царю” (Триод. цветн. л. 140 на обор. М. 1837). 256 Hieronym. Epist. 136; Augustin. de civit. Dei lib. 1,cap. 32; de genes, ad litter. lib. V, c. 16; Hilar. in verba Exodi c. 3: Ego sum qui sum. 257 Clem. Alex. Paedag. lib. 1, c. 8; Dionys. Areopag. de divin. nomin. c. 5; Euseb· Praepar. Evangel, lib. XI, c. 9; Augustin. Enarrat. in Ps. 134 : “ita enim ille (Deus) est, ut in ejus comparatione ea, quae facta sunt, non sint”. 269 “Бог есть Дух... вседовольный” (Простр. Катих. правосл. каф. восточ. Церкви, о члене перв.). “Вседержительство ( παντοκρατορα) и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением” (Прав. Испов. ч. 1 отв. на вопр. 14). “О называется Вседержителем потому, что все состоит в Его власти” (там же). 271 Святой Кирилл Иерусалимский . Оглас. поуч. IV, n. 5, стр. 61. Эту мысль Платоников, будто и сам Бог подлежит судьбе (fatum) и от нее зависит, подробно опровергает Немезий, епископ немессийский – lib. de natura hominis cap. 38. 274 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вездесущ – πανταχο παρν” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вездесущим, всеисполняющим, неизмеримым” – τ ναι πσι παρντα κα τ πντα πληρντα, περγραπτον” (там же, отв. на вопр. 13, срав. вопр. 15). “Царю небесный., утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй..”. (Молитва ко Святому Духу).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

87 Marriot. Vestiarium christianum pag. ХХХЦ; Вейс. Внешний быт народов т. II, ч. I, стр. 14–15, фиг. II. Clavus и lora нашивались иногда и на рукавах туник и были узкие и широкие, смотря по рангу, который занимал в чиновничей иерархии носивший туники с этими украшениями. По широте полос, туники назывались tunica angusticlavia и tunica laticlavia. 89 Писан, отц. и учит, церкви, относящ. к истолкован, прав богослужен, т. I, стр. 367; проф. Η. Ф. Красвосельцев. О древн. литургическ. толкованиях. Одесса 1894. стр. 70. 90 Salzenberg. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jhr. S. 35; Bl. XXVIII. 91 D’ Agincourt. Storia dell’ arte Christiana 1826 an. tav. LVIII; Marriott. Vestiar. Christian, t. XI, XII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XXIX. 93 Mign. Patrol, curs, complet. t. 155 col. 712, 449; писан, отц. и уч. церкви, относящ. к истолк. прав, богослуж. т. III, стр. 19; т. И, стр. 294. 99 Mign. Patrol, curs, complet. t. 155, col. 713, 449; Писан, отц. и учит, ц., относящ. к истолк. пр. богослуж. т. III, стр. 20, т. II, стр. 244. 102 Ibid, pars I, pag. 32, 54, 154, 169, 185; pars II, pag. 31, 62; M. и В. Успенские. Лицевой Месяцеслов греч. импер. Василия II, м. сент. стр. 30, 65, 74. 103 В старинных описях церковного имущества богослужебные пояса архиереев и священников описываются так: «пояс кресчат, ткан в крушки золотом и серебром, подложен тесмою толковою черленою; пряшка и наконечники серебряные чеканные; у того пояса четыре кисти с золотом и с серебром, ворворки обшиваны золотом», или: «пояс ленты золотной по зеленой земли, на нем крест низан жемчюгом средним в зряд; осыпи на том, кресте пять жемчюжин; наконечники у того пояса серебряные, золоченые, на одном конце травы прорезные белые; подложен тот пояс тафтою червчатою» (Описан, документ, и дел, хранящ. в арх. Прав. Синода т. I, прилож. ст. XXXVII), или: «пояс шелковой зеленой тесмы з золотом, крещатой; по концам две кисти большие шелковые з золотом». (Там же ст. CLXXIII) и т. п 105 Любопытный священнический пояс греческого происхождения 1776 года описан нами в Прав. Обозрен. 1885 г. кн. I, стр. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...