27 мая 2000 г. на Бутовском полигоне состоялось грандиозное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным - последняя перед их прославлением на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. На Юбилейном Соборе были канонизированы 120 чел., расстрелянных на Бутовском полигоне, за последующие годы число канонизированных Бутовских новомучеников удвоилось. Собор Бутовских новомучеников возглавляют 6 архиереев: Ленинградский и Гдовский митр. сщмч. Серафим (Чичагов), Можайский архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Бежецкий еп. сщмч. Аркадий (Остальский), Нижнетагильский еп. сщмч. Никита (Делекторский), Велижский еп. сщмч. Иона (Лазарев). На Бутовск полигон было казнено много почитаемых иереев-священномучеников: братья Агафонниковы - Александр, Василий и Николай, Владимир Амбарцумов, Владимир Медведюк, Зосима Трубачёв, Иоанн Артоболевский, Сергий Лебедев, Сергий Махаев, Петр Петриков и мн. др. Празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших, установлено в одну из пасхальных суббот. Над погребальными бутовскими рвами ежегодно совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской обл., стекаются тысячи паломников. Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до кон. 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза «Коммунарка» в Московской обл. (там были расстреляны более 6.5 тыс. чел.). В настоящее время на этой территории располагается скит Екатерининского муж. монастыря в г. Видное-2 (в 1939-1953 в постройках монастыря находилась секретная политическая тюрьма центрального подчинения «Сухановка»), освящен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.

http://pravicon.com/info-1883

Всем  присутствующим за богослужением были вручены иконки Божией Матери «Тихвинская» с Патриаршим благословением. Святейшему Патриарху Кириллу преподнесли букет цветов от сестричества святой преподобной Ксении Римлянины, действующего при храме Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных мучеников. С 1956 года, после сноса церкви святого Филиппа, находившейся на месте нынешней Victoria Bus Staition, до 1959 года Успенский приход Русской Зарубежной Церкви совершал богослужения на Всехсвятском подворье (Barons Court, W6). Дом был приобретен в 1931 году за 100 фунтов Преосвященным Николаем (Карповым), первым епископ Лондонским Русской Зарубежной Церкви. С 1959 года приход арендовал храм на Emperors Gate, London, SW7. По окончании срока аренды в 1989 году приход принял решение о строительстве храма. В 1990 году был приобретен дом и участок земли под строительство церкви. В 1994 году была открыта временная церковь на 57 Harvard Road. 27 ноября 1997 года архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком была совершена закладка первого камня в строительство Кафедрального собора Успения Божией Матери Русской Зарубежной Церкви на Harvard Road. На  Лазареву субботу 1999 года состоялось первое богослужение в новом соборе. Настоятелем был назначен архиепископ Марк. В 2003 году состоялось малое освящение нижнего придела в честь святых Царственных мучеников, а в 2005 году – его Великое освящение, которое совершил митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, в сослужении членов Архиерейского Синода РПЦЗ. В 2009 году освящен иконостас верхнего храма, а в 2013 году закончено строительство колокольни. Храм был построен в Псковском стиле на пожертвования (архитектор – Дуглас Норвуд). При строительстве использованы новейшие материалы и технологии. В нижнем храме святых Царственных мучеников устроена крестильня. В верхнем храме установлены голосники –исследования по их применению и устройству проводили в Reding University. Во избежание недоумений в связи с наличием в Лондоне двух храмов, имеющих именование Успенский собор, в следующем году по завершении росписи храма Русской Зарубежной Церкви он будет освящен в честь Рождества Богородицы.

http://mospat.ru/ru/2016/10/16/news13713...

Всем присутствующим за богослужением были вручены иконки Божией Матери «Тихвинская» с Патриаршим благословением. Святейшему Патриарху Кириллу преподнесли букет цветов от сестричества святой преподобной Ксении Римляныни, действующего при храме Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных мучеников. С 1956 года, после сноса церкви святого Филиппа, находившейся на месте нынешней Victoria Bus Staition, до 1959 года Успенский приход Русской Зарубежной Церкви совершал богослужения на Всехсвятском подворье (Barons Court, W6). Дом был приобретен в 1931 году за 100 фунтов Преосвященным Николаем (Карповым), первым епископ Лондонским Русской Зарубежной Церкви. С 1959 года приход арендовал храм на Emperors Gate, London, SW7. По окончании срока аренды в 1989 году приход принял решение о строительстве храма. В 1990 году был приобретен дом и участок земли под строительство церкви. В 1994 году была открыта временная церковь на 57 Harvard Road. 27 ноября 1997 года архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком была совершена закладка первого камня в строительство кафедрального собора Успения Божией Матери Русской Зарубежной Церкви на Harvard Road. На Лазареву субботу 1999 года состоялось первое богослужение в новом соборе. Настоятелем был назначен архиепископ Марк. В 2003 году состоялось малое освящение нижнего придела в честь святых Царственных мучеников, а в 2005 году  его Великое освящение, которое совершил митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, в сослужении членов Архиерейского Синода РПЦЗ. В 2009 году освящен иконостас верхнего храма, а в 2013 году закончено строительство колокольни. Храм был построен в Псковском стиле на пожертвования (архитектор  Дуглас Норвуд). При строительстве использованы новейшие материалы и технологии. В нижнем храме святых Царственных мучеников устроена крестильня. В верхнем храме установлены голосники  исследования по их применению и устройству проводили в Reding University. Во избежание недоумений в связи с наличием в Лондоне двух храмов, имеющих именование Успенский собор, в следующем году по завершении росписи храма Русской Зарубежной Церкви он будет освящен в честь Рождества Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4640557.ht...

Патриарху Кириллу преподнесли букет цветов от сестричества святой преподобной Ксении Римляныни, действующего при храме Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных мучеников. Справка С 1956 года, после сноса церкви святого Филиппа, находившейся на месте нынешней Victoria Bus Staition, до 1959 года Успенский приход Русской Зарубежной Церкви совершал богослужения на Всехсвятском подворье (Barons Court, W6). Дом был приобретен в 1931 году за 100 фунтов первым епископом Лондонским Русской Зарубежной Церкви Николаем (Карповым). С 1959 года приход арендовал храм на Emperors Gate, London, SW7. По окончании срока аренды в 1989 году приход принял решение о строительстве храма. В 1990 году был приобретен дом и участок земли под строительство церкви. В 1994 году была открыта временная церковь на 57 Harvard Road. 27 ноября 1997 года архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком была совершена закладка первого камня в строительство кафедрального собора Успения Божией Матери Русской Зарубежной Церкви на Harvard Road. На  Лазареву субботу 1999 года состоялось первое богослужение в новом соборе. Настоятелем был назначен архиепископ Марк. В 2003 году состоялось малое освящение нижнего придела в честь святых Царственных мучеников, а в 2005 году – его Великое освящение, которое совершил митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, в сослужении членов Архиерейского Синода РПЦЗ. В 2009 году освящен иконостас верхнего храма, а в 2013 году закончено строительство колокольни. Храм был построен в псковском стиле на пожертвования (архитектор – Дуглас Норвуд). При строительстве использованы новейшие материалы и технологии. В нижнем храме святых Царственных мучеников устроена крестильня. В верхнем храме установлены голосники – исследования по их применению и устройству проводили в Reding University. Во избежание недоумений в связи с наличием в Лондоне двух храмов, имеющих именование Успенский собор, в следующем году по завершении росписи храма Русской Зарубежной Церкви он будет освящен в честь Рождества Богородицы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В память трогательного евангельского события воскрешения Лазаря празднества и торжественные богослужения приурочиваются к Вифании (по-арабски Лазариа), отстояшей от Иерусалима на три часа пути, где и доселе сохраняется в своем, почти нетронутом временем, первоначальном виде, глубокая погребальная пещера Лазаря, с крутым спуском в нее, в 24 ступени, со входом, обложенным квадратными камнями. Внутри этой пещеры с боку, близ стены, противоположной входу, устроен каменный престол, на котором в этот день служат католики праздничную мессу. Влево от входа небольшой спуск, в пять или шесть ступеней вниз, ведет в другую небольшую пещерку, где имеется каменное, иссеченное в скале, ложе, на которомъ лежало тело повитого погребальными пеленами четверодневного Лазаря, прикрывавшуюся тяжелым монолитным камнем ( Иоан. 9:38 ). Над пещерою показывают остатки дома Лазаря, жившего здесь вместе с своими сестрами Марфою и Мариею. Здесь, по преданию, св. царица Елена, мать св. Константина, устроила великолепный храм (grandisbasilica), а церковь иерусалимская установила сюда с первых веков своего существования торжественную всенародную литанию в Лазареву субботу и совершение в нем праздничного богослужения в память воспоминаемого события 91 . Позднее, около IX в. храм этот подвергся разрушению, и греческое богослужение в день Лазаревой субботы было перенесено в самую пещеру 92 . Со времени крестоносцев, нужно полагать, владение алтарем в пещере пр. Лазаря перешло к латинянам, которые и доселе удерживают за собою это право 93 . Богослужения в субботу Лазареву на вершине Елеона, близ места вознесения, в палатке представляло для клириков Сионской церкви и многочисленных богомольцев, собирающихся сюда на молитву, весьма много серьезных неудобств. В силу своих небольших размеров, палатка- церковь может вместить в себе лишь клириков, почетнейших посетителей и в самом крайнем случае 50 паломников, остальные же богомольцы должны стоять во время богослужения на дворе под открытым небом. Погода иерусалимская в это время года не может, однако же, считаться благоприятною для совершения таких богослужений на открытом месте: то бушует на вершине Елеона сильный холодный ветер, срывающий верх палатки, то нередко идет такой проливной дождь, что является даже опасение за возможность довести благополучно до конца начатую архиерейскую литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Церкви принадлежали каменная сторожка, кладовая и здание школы. Всего в приходе было две школы: одна - церковно-приходская в селе Берёзове, вторая в деревне Никитиной (Ванчур) - земская школа. Церковно-приходская школа размещалась в специальном здании и на её содержание отпускались средства прихожан Берёзовского общества. В ней обучалось 90 мальчиков и 45 девочек. В 1913 году на средства прихожан, крестьян Ивана Белова и Николая Егорова, возобновлены иконы в церковном иконостасе. На средства церковного старосты (425 рублей) Ивана Степанова Дьяконова решено возобновить иконы в церковном иконостасе. Из священнослужителей церкви в 17-19 в. известны: - Urhamiй уп. въ 1629г. - Eфcmaфiй уп. въ 1676г. - Araniй уп. въ 1677г. - Кодрат Парфениев уп. в 1738 и 1752г. - Гpuropiй Кодратовъ ум. Въ 1783г. - Симеон Григорьев р. Въ 1782г. - Павелъ Львов уп. съ 1792-1842г. - Buccapiohъ Ioahhobъ Некрасовъ сост. съ 7 февр.1854 г. Списки церковных старост в конце 19-го и начале 20 века: Анашкин Степан Васильев(ич) - отставной унтер-офицер (с 1851 по 1871г.). Телепнёв Владимир - поручик, почётный мировой судья (с 1871 по 1888г.). Голиков Константин - дворянин (с 1888 по 1889г.). Дьяконов Иван Степанов(ич) - спасский мещанин (с 1889 по 1917г.). 29 июля 1936 года Никольская церковь была закрыта постановлением Московского областного исполкома, а её здание передано для устройства сельского клуба. Колокольня была разрушена. Мраморные и металлические надгробные плиты могил дворян и священнослужителей, находящиеся вокруг церкви, были варварски демонтированы, вывезены и брошены в реку Тырницу для укрепления ж/д моста и дороги, где располагался брод. С 1941 года в период Великой Отечественной войны здание церкви использовалось как колхозное зернохранилище. Здание бывшей Никольской церкви было возвращено верующим в 1992 году, освящен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С тех пор службы в храме стали регулярными. 4 апреля 2015 г., в Лазареву субботу, Преосвященный епископ Дионисий совершил освящение престола и Божественную Литургию в Покровском храме села Берёзово. Владыке сослужили: благочинный 1-го Шиловского благочиния протоиерей Иоанн Мартын; настоятель Христорождественнского храма села Желудёво протоиерей Владимир Ефремов; настоятель храма Рождества Богородицы села Боровое игумен Серафим (Кириллов); настоятель Покровского храма села Берёзово иерей Владимир Арзянцев. За богослужением архиерейской награды - права ношения набедренника - был удостоен настоятель храма в селе Берёзово иерей Владимир Арзянцев.

http://sobory.ru/article/?object=18291

В 30-е годы этот человек сидел в лагере. Однажды во сне он увидел тюремного священника Глеба Каледу, который рекомендовал ему поскорее попроситься на хозработу внутри лагеря. На следующий же день тот попросился на такую работу и получил ее, а вскоре его бригада была послана в так называемую командировку, то есть на работы в особо тяжелых условиях, и никто из них не вернулся живым». Остается добавить, что заключенный увидел этот сон, когда до рукоположения отца Глеба оставалось около сорока лет, а сам он, родившийся в 1921 году, был еще подростком. А у Бога – уже иереем. Поэтому и рукоположил митрополит Иоанн ученого в священники: ему была открыта воля Божия об отце Глебе. Отец Глеб начинает служить. Где? У себя в квартире. Тут пригодился отдельный кабинет ученого – в нем семья оборудует домашний храм. «...В Лазареву субботу мы совершили первую Литургию. Перед этим все нужно было организовать – то есть из ничего сделать храм. Как? Мы ночи не спали. Все надо было делать в тайне. Я сшила полотняный подризник. Как длинную ночную рубаху; он всегда лежал у меня среди белья. Из полосок ткани сделали епитрахиль. Фелони не было, был большой плат, который застегивался спереди английской булавкой, пришивался крест, и получалась фелонь. Слова Богу, нашелся большой фужер, который стал Чашей. Другой фужер стал дискосом. Окна кабинета занавесили всем, чем только было можно» . Книга об отце Глебе Обо всем этом подробно рассказывается в фильме «Отец Глеб», а теперь еще и в изданной Зачатьевским монастырем книге «Н ебо и земля отца Глеба». Но для нас важно понять вот что: именно так, в своем домовом храме, в который на время Литургии преображался его кабинет, отец Глеб почти всю жизнь и прослужил. Восемнадцать лет он был тайным священником, на службах которого молилась его семья и узкий круг близких лиц. Священником, не получавшим за свое служение никакой человеческой мзды – ни наград, ни повышений. Он не занимался социальной работой, не участвовал в архиерейских богослужениях, не читал о себе в газетах.

http://pravoslavie.ru/put/74908.htm

Вы являете замечательный пример для нового поколения наших архиереев, которые не сталкивались с теми проблемами, с которыми сталкивались мы с Вами в непростые годы отсутствия свободы для нашей Церкви. Пример не только для архипастырей, но и вообще для священнослужителей нашей Церкви. Мы Вас не провожаем на пенсию — пенсии в Церкви не существует; мы лишь предоставляем Вам возможность не каждый день приходить на работу. Но мы всегда ждем Вас на наших богослужениях. Мы знаем, что своей мудростью Вы будете помогать нам — и мне как Патриарху, и членам Синода. Мы всегда будем рады видеть Вас и разделять с Вами молитвенное общение. В память о сегодняшнем дне я хотел бы благословить Вас этой старинной иконой Спасителя, потому что все награды Церкви Вы имеете. Пусть этот образ хранит Вас, и Господь дает Вам силы, в том числе через это святое изображение, до конца дней своих так же ревностно, как и ранее, нести служение Церкви. Пусть Господь укрепляет Вас в этом служении на многая и благая лета!» После возглашения многолетия митрополит Ювеналий обратился к Его Святейшеству с ответным словом: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! В течение всего своего церковного служения я старался впитывать как губка все то доброе, что видел в Церкви, особенно от архипастырей, и мне хотелось бы в этот радостный для меня день вспомнить детство. Я начинал прислуживать в храме, на архиерейских богослужениях, при блаженнопочившем схиархиепископе Лазаре, а он, когда его поздравляли близкие люди, отвечал кратко, но вкладывал в ответ всю свою душу. Как ярославец, он говорил на " о " , и сейчас я хотел бы его процитировать и в эту цитату вложить все, что у меня сегодня на сердце: " Ответь, Господи, добром за Ваши добрые слова! " » По завершении Божественной литургии из алтаря Храма Христа Спасителя был изнесен и поставлен на аналое в центре храма ковчег с Частицей Ризы Господней. Был совершен молебен, после которого верующие поклонились святыне. Частица Ризы Господней хранится в алтаре и по традиции выносится в храм для поклонения во время всенощного бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.

http://patriarchia.ru/db/text/5875927.ht...

Раздел IV Богослужение Глава I Некоторые особенности богослужения Православной церкви Богослужение и богословие Литургический язык Литургический церемониал. Архиерейское богослужение Церковный календарь Богослужебные круги и богослужебные книги Глава II Богослужение суточного круга 1. Формирование суточного богослужебного круга Тайная Вечеря Евхаристия в ранней Церкви Евхаристия в ранневизантийский период Неевхаристические богослужения суточного круга Развитие христианской гимнографии Богослужение в Константинополе Монашеский характер православного богослужения 2. Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня Повечерие Полунощница Утреня Часы 3. Божественная литургия Проскомидия Начало литургии оглашенных Малый вход и Трисвятое Литургия слова Начало литургии верных. Великий вход Приготовление к евхаристическому приношению Целование мира и Символ веры Евхаристический канон в литургии Иоанна Златоуста Евхаристический канон в литургии Василия Великого Преложение Святых Даров: богословские аспекты Ходатайственная молитва Приготовление к причащению. Молитва Господня. «Святая святым» Причащение Завершение литургии Литургия Преждеосвященных Даров Глава III Седмичный круг богослужения 1. Формирование седмичного богослужебного круга 2. Воскресное и вседневное богослужение Воскресное богослужение Вседневное богослужение Глава IV Годовой Круг богослужения 1. Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век Отцы IV века о церковных праздниках Развитие годового богослужебного круга после IV века 2. Богослужение от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы Воздвижение Креста Господня Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 3. Рождественский цикл Рождественский пост Рождество Христово Обрезание Господне Богоявление Сретение Господне 4. Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Подготовка к Великому посту Великопостное богослужение. Молитва Ефрема Сирина Богослужение первой седмицы Великого поста. Великий канон Воскресенья Великого поста Благовещение Пресвятой Богородицы Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица 5. Пасхальный цикл Воскресение Христово. Пасха Недели по Пасхе Вознесение Господне Пятидесятница 6. Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов Преображение Господне Успение Пресвятой Богородицы Глава V

http://pravoslavie.ru/32616.html

На Страстной седмице я разрешаю причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю. Редкая исповедь в грекоязычных Церквях — порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух таинств была утрачена. Мы все-таки говорим о духовном возрастании человека, и причастие для этого не может послужить каким-то автоматическим средством. Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти таинства нельзя. Русская Церковь в прошлом регламентировала периодичность причащения очень строго, и на это были свои причины. Мы не придерживаемся такой строгой связи, но, с другой стороны, не отставляем ее полностью. Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это — порочное явление, которое неоправданно. — Как Вы относитесь к существующей в некоторых епархиях практике не причащать мирян в праздник Пасхи и Рождества Христова? — Когда я услышал об этом впервые, то был шокирован. Как можно в такой великий праздник не причащаться? При этом читается слово святителя Иоанна Златоуста, где все точно сказано, и тут же людям не дают приступить к Чаше! В советское время это, вероятно, было оправданно. Я слышал от старых священников, что тогда, действительно, были очень неприятные случаи, поэтому они так поступали. В наше время ситуация совершенно иная. Но, опять-таки, каждый архиерей и священник должен поступать, руководствуясь собственной совестью и пастырским опытом, и я не могу их критиковать. Могу говорить только за себя.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2805...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010