Позже в современных словарях Ожегова, Ефремовой, Д.Н. Ушакова слово ЗАПОВЕДЬ поясняется, как религиозно- нравственное предписание , имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, завет, предначертание, предписание. История, где Император Николай Александрович задумался об «утерянном рае», о будущем заповедном деле Русский предприниматель немецкого происхождения Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн основал, на территории семейного имения «Аскания Нова», в 1868 году, сначала зоопарк и ботанический сад, потом заказник – «естественный музей». 29 апреля 1914 года император Николая II, побывал в «Аскания Нова» по приглашению Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна. Итогом этой поездки для Ф.Э. Фальц-Фейна стало возведение его и всех его братьев в потомственное дворянство, настолько царю понравилось устройство зоопарка в «Аскания-Нова». Понятно, что такой чести Фридрих Фальц-Фейн удостоился не случайно. Знакомство Фридриха Эдуардовича с русским царем произошло еще в конце XIX века на выставке в Нижнем Новгороде, куда Фридрих приехал вместе с братом Владимиром. Это был как раз тот период, когда после смерти отца Владимир в результате обыкновенного жребия стал единственным владельцем «Аскания Нова». И это тогда, когда Фридрих буквально пылал идеей создать на территории имения заказник (слово заповедник было введено императором Николаем II в государственный оборот лишь 11 января 1917 году по новому стилю). Поездка братьев Фальц-Фейн в Нижний Новгород была попыткой Фридриха передать брату весь свой имеющийся опыт. «Аскания Нова» в ходе выставки получила несколько золотых медалей, а Фридриху тогда удалось поговорить с царем Николаем Вторым, который прибыл на ярмарку во главе целой свиты приближенных. Там и состоялось приглашение русского царя в «Асканию Нова». Посещение Императором Николаем II частного заказника (будущего заповедника) в Аскания Нова. После посещения заказника в Аскании Нова Государь Николай Второй глубоко задумался об «утерянном рае», о государственном сохранении и охранении природы матушки-земли, «земного рая» с венцом творения – человеком.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/ob...

По создании же обители Преподобный Зосима немедленно послал одного из братии к Новгородскому Архиепископу Ионе, и смиренно просил антиминса на освящение церкви, также и о постановлении Настоятеля монастырю своему. По прошению его, антиминс прислан с определенным Игуменом Павлом, и новосозданная церковь была освящена. О настоятелях Соловецкого монастыря и при них о всяком строении монастырском, и о всех достопамятных происшествиях 1) Первый Настоятель, присланный от Ионы, Архиепископа Новгородского и Псковского, был Игумен Павел, который, по прошествии нескольких лет, возвратился в Новгород и там остался. По нем прислан был Игумен 2) Феодосий, который препроводив на Соловках немного же лет, по желанию своему отшел. По нем произведен во Игумена 3) Иона; но и сей по немногих летах отшел. Впрочем, он исходатайствовал от Новгородского Архиепископа и правительствующих Бояр на владение монастырю островов Соловецких нижеследующую грамоту: «Господину Преосвященному Архиепископу великого Нова-града и Пскова Владыке, Ионе, господину Посадику великого Нова-города Степенному Ивану Лукиничу, и старым Посадникам, господину Тысяцкому великого Нова-города Степенному Трифону Юрьевичу, и старым Тысяцким и Боярам, и Житенным людям, и всему господину Государю Нову-граду всех пяти концев на веце 1 , на Ярославле дворе. Се биша челом Игумен Ивона 2 и все старцы Св. Спаса и Св. Николы с Соловцов с моря океана, аркуци 3 так: обитель Господа Св. Спаса и Св. Николы, наша пустынька от миру удалела 100 верст от людей, чтоб естя, господа, жаловали обитель Св. Спаса и Св. Николы, и нас убогих теми островы Соловки и островом Анзеры и островом Муксами, и островом Заяцким, и малыми островки и по благословении господина Преосвященного Архиепископа великого Нова-града и Пскова, Владыки Ионы, господин Посадник великого Нова-града Степенный Иван Лукиничь и старые Посадники, и господин Тысяцкий великого Нова-града Трифон Юрьевич, и старые Тысяцкие и Бояре, и житии люди и купцы и черные люди и весь господин Государь великий Новгород, все пять концов на веце на Ярославле дворе, пожаловаша Игумена Ивоню и всех старцев обители Св. Спаса и Св. Николы теми островы Соловки, и Анзеры островом и Муксами островом, и Заяцким островом, и малыми островки. В тех островах землею и ловищами и тонями и пожнями и лешами озеры, земля им делати 4 и пожне косити и лешие озера ловити и тоне ловити добровольно. А Боярам Новгородским, ни Корельским детям, ни иному никому ж в те островы не вступатися в страдомую землю, ни в пожне ни в тоне, ни в ловища, ни черенов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вскоре после того Преподобный Савватий, постриженец Кирилло-Белозерский и после того живший в Валаамском на Ладожском озере монастыре, пришёл на тот же Карельский берег, и увидевшись с блаженным Германом, принял его убедительное предложение о поселения на Соловецком острове, куда они оба и переехали в 1429 году, соорудив себе первое жилище под Секирной горой в 7 вёрстах к северу от воздвигнутого после монастыря; жили они там шесть лет безысходно. Потом Герман, производя промысловые заведения и отъезжая на твёрдую землю, начал стараться о расширении и прочности пропитания, об умножении монашествующей и служащей братии и о приобретении будущих выгод. Но в одно время таковой отлучки Преподобный Савватий, заболев, перебрался на твёрдый берег западно-полуденный к урочищу, Выг Наволок называемому, и преставился, по следованной Псалтири в 1462 году, а по летописцу – в 1435 году, в деревне Сороке, где и погребён в месяце Мае того же года Игуменом Нафанаилом при часовне. На сем месте впоследствии построена церковь во имя Живоначальной Троицы. «Господину Преосвященному Архиепископу великого Нова-Града и Пскова Владыке Ионе, господину Посаднику великого Нова-Города Степенному Ивану Лукиничу и старым Посадникам, Господину Тысяцкому великого Нова-Города Степенному Трифону Юрьевичу и старым Тысяцким и Боярам, и житенным людям, и всему, господину государю Нову-Граду, всем пяти концам на Вече 121 , на Ярославле дворе. Се биша челом Игумен Ивона 122 и все старцы св. Спаса и св. Николы с Соловцов с моря Окияна, аркуци 123 , так: обитель, Господа, св. Спаса и св. Николы, наша Пустынька от миру, удалена 100 вёрст от людей, чтобы есть Господа жаловали обитель св. Спаса и св. Николы и нас убогих теми острова Соловки и островом Анзеры, и островом Муксами, и островом Заяцким, и малыми островки. И по благословению Господина Преосвященного Архиепископа великого Нова-Града и Пскова владыки Ионы, Господин Посадник великого Нова-Града степенный Иван Лукинич и старые посадники, и господин Тысяцкий великого Нова-Града степенный Трифон Юрьевич и старые Тысяцкие и Бояре, и житии люди и купцы, и чёрные люди и весь господин государь великий Нов-Город, все пять концов на Вече, на Ярославле дворе, пожаловали Игумена Ивоню и всех старцев обители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из письма Николая II после посещения заказника в Аскании Нова, матери, императрице Марии Федоровне, от 8 мая 1914 года: «29 апреля рано утром я поехал на моторе через Симферополь и Перекоп в Асканию-Нова, куда прибыл в 4 часа дня. Там встретили: сам хозяин, старуха мать, ея дочь, которая замужем за Пейкер, внучка и ещё сын, т.е. брат Фальц-Фейна. Они, совсем русские, и очень простые достойные люди в обращении. Мне предложили чай в саду. Вокруг стола разгуливали цапли, утки, гуси и журавли, смотрели на нас и некоторые подходили и толкали клювами, прося дать им хлеба. Потом хозяин повёл меня мимо больших клеток со всевозможными птицами, живущими вместе, к пруду; на нём плавали несколько сот уток, гусей, лебедей, фламинго разных пород. Дальше мы подошли к знаменитому зверинцу размером, как военное поле в Гатчине, с громадным забором вокруг. Там живут разные олени, козы, антилопы гну, кенгуру и страусы круглый год под открытым небом, на открытом воздухе, и тоже все вместе. Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева ковчега! Оттуда мы отправились в прелестный парк, который Фальц-Фейн посадил в 1888 году, когда он нашёл у себя воду. Здесь растут все наши северные кусты и деревья, что тоже странно в степи. Потом на моторе я объехал его огромное стадо овец, коров с зубрами и бизонами, у которых идёт отличная порода, лошадей, зебр и верблюдов. Эти стада и табуны пасут полгода в степи, далеко от его дома, и он нарочно для меня приказал подогнать их поближе. Всё-таки я не увидел всех, т.к. не хватило времени... На следующее утро, 30 апреля, мы поехали в степь и продолжали осматривать стада... В саду, в одном из прудов, Фальц-Фейн развёл рыбу, которая вся красного цвета. Подумай – карпы, язи, подъязики, караси – все совершенно красные. Он мне объяснил, что это очень просто: нужно только давать много солнца и давать рыбе мясо! Он сделал выводку своих лучших лошадей, чем более всего доволен, и они действительно замечательно хороши и красивы!..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/ob...

В кон. марта - нач. апр. 1918 г., по свидетельству схиархиеп. Таврического и Симферопольского Антония (Абашидзе), К. м. был захвачен большевиками. В гражданскую войну его грабили отряды махновцев, во время австро-немецкой оккупации в обитель привозили партизан и подозреваемых из окрестных сел, некоторых из них мучили и расстреливали. Австро-немецких интервентов и администрацию гетмана П. П. Скоропадского, с апр. 1918 г. контролировавших земли нижнего течения Днепра и владения К. м., в 1919 г. сменили англо-французские интервенты и отряды Белой гвардии. 28 июля 1919 г. г. Алешки Таврической губ. захватили войска ген. А. И. Деникина, в янв. 1920 г. городом овладели войска Красной гвардии, а в ночь на 12 июня того же года в Алешки и прилегающие местности вошли подразделения армии барона П. Н. Врангеля. В окт. 1920 г. монастырь окончательно захватили большевики. В результате военных действий К. м. был разорен, особенно пострадала колокольня (ГА Херсонской обл. Ф. Р-233. Оп. 1. Д. 14. С. 9). В 20-х гг. XX в. на землях К. м. образовались совхоз «Победа революции» и поселение хуторского типа Корсунка. Совхозная контора разместилась на территории обители, в состав работников совхоза вошли и бывш. монастырские работники. До 1929 г. совхоз входил в состав заповедника «Аскания-Нова», затем объединился с хутором Корсунка. В 1922 г. под предлогом борьбы с голодом из К. м. было изъято 2 пуда 17 фунтов 78 золотников церковных ценностей. В 1930 г. с помощью трактора сбросили крест с колокольни, молодые активисты и комсомольцы сожгли монастырскую б-ку. В 1937 г. Корсунка была объединена с совхозом, который затем преобразован в колхоз им. Коминтерна. Жителей хуторов переселили в монашеские кельи. Но урожаи в совхозе и колхозе оказались крайне низкими. В 20-х гг. XX в. некоторые строения К. м. были разобраны, из полученного материала строили дома и магазины в «Аскании-Нова». В 1924-1925 гг. Херсонские ликвидком и отдел культов при участии Каховского райисполкома и Британского сельсовета провели ревизию оставшегося монастырского имущества, самое ценное раздали клубам, домам культуры и различным религ. общинам (Там же. С. 11-14, 33-40; ГА Херсонской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 69. С. 16).

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Глава 48 1053 . Аще ли кто боголюбив несумненно ныне верует о пречистых тайнах прилагатися хлебу и вину в тело и кровь Христову и исповедует пречистыя тайны Христовы и по достоинству причащается, и вы, премудрии художницы и коварнии лицемерницы, како таковаго разумете быти? Хощет ли он живота вечнаго или ни? Правоверен ли он християнину или ни? Аще ли християнин отъидет непричастен благодати сея, будет ли истязан от бесов на мытарствах оных 1054 ? Како дойдет живота вечнаго? Явите от святых писаний. Глава 49. Аще ли верен и правоверен християнин, како исповедуеши святую соборную церковь и како в символе разумееши о едином крещении и о 7 тайнах 1055 ? О которой тайне рече Христос: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, и несть инако живота имети; рече: аще не Моея плоти снесте, еяже не причащающеся, (об.) не причастни будем вечнаго живота 1056 ? Сия бо тайна есть нам плод древа животнаго в нашем церковном раю. Ядением убо падохом, ядением же тела Христова и питием пречистыя крове Его исправитись имамы 1057 , яко без причастия истинныя святыни спастися невозможно. А иже отшед непричастен сея благодати, неотрочно имети будет томление 1058 . Глава 50. О честнем кресте и о тайне. Евангелие Толковое 1059 . Иде же начертан бывает крест, благословляет, и освящает, и просвещает, и вся спасеная дает. Беседы апостольския, Златоуст 1060 : яко же бо вода держит землю, тако и крест вселенную; понеже бо жертву нарече креста, тако и мы тем жертву приносим Богу 1061 . Вместо манны тело Владычне, вместо воды из камене кровь из ребр, вместо жезла Моисеова и Ааронова честный крест 1062 . В кончину века крестнаго древа вкушение падение будет, зане поруган будет тричастный крест 1063 . Никон патриарх от церкви с престола от Агнца разлучил, где же обретается в вашем неосвященном собрании 1064 ? Глава 51. Великий апостол Павел к Коринфом, зачало 179, сице глаголет: аще во Христе нова есть тварь, древняя бо мимо идоша, се Быша вся нова. Златоуст 1065 : се и душа нова, очисти бо ся; и тело ново освятися крещением и обновися благодатию; и служба нова, и завет, и живот, и трапеза нова, ибо вместо нижняго Иерусалима вышний, вместо церкви чювственныя церковь духовную 1066 , вместо обрезания крещение, вместо манны тело Христово, вместо воды кровь из ребр, жезла Моисея крест, вместо обетованной земли царство небесне, вместо безчисленных иереов единаго архиереа Христа. Которую тайну ветхую ли, или новую Христову содержит ваша неосвященная сонмица? Кой чин 1067 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

9:24). Вот как во многих местах апостол ставит на вид всем предел, цель и правило благочестия и совершенства, молясь за учеников своих, чтобы все они достигли одной и той же цели. Этот же апостол, в другом ещё месте верным и любящим Господа показывая превосходство совершаемого о Христе обновления и пременения (перемены), говорит: Ни обрезание что может, ни необрезание, ни нова тварь. И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии (Гал. 6:15–16). И ещё: аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша (2 Кор. 5:17). Одним речением — нова тварь — явственно выразил апостольское правило. Выражение же нова тварь значит не что иное, как сказанное им же в другом месте: Да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5:27), — то есть совершенная чистота от срама (а это есть освобождение от страстей), исполненное Божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в сердцах святых, сподобившихся нового преестественного духовного наслаждения добродетелями, — вот что есть нова тварь о Христе, как учит апостол. Но и слова: Очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение (1 Кор. 5:7), и: да празднуем не в квасе ветсе… но в безквасиях чистоты и истины (1 Кор. 5:8), — представляют ту же цель. Но поскольку не имеем достаточных сил к борьбе с началами и властями и духами злобы, апостол увещевает нас воспринять на себя вся оружия Божия. Облекитесь в броню правды, обуйте нозе во уготование благовествования мира, препояшьте чресла истиною… над всеми же восприимши щит веры, в нем же, говорит он, возможете стрелы лукаваго разжженныя (то есть внушения нечистых страстей) угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, чтобы с этим исчисленным теперь духовным оружием, высшим естества человеческого, возмогли мы стати противу жестоким кознем диавольским (Еф. 6:11–17). Самый же способ, каким можем приобрести все, в точности обозначил апостол, сказав: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое терпяще и бдяще… во всякой молитве (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот как во многих местах апостол ставит на вид всем предел, цель и правило благочестия и совершенства, молясь за учеников своих, чтобы все они достигли одной и той же цели. Этот же апостол, в другом еще месте верным и любящим Господа показывая превосходство совершаемого о Христе обновления и пременения (перемены), говорит: «Ни обрезание что может, ни необрезание, ни нова тварь. И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии» ( Гал.6:15–16 ). И еще: «аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша» ( 2Кор.5:17 ). Одним речением – «нова тварь» – явственно выразил апостольское правило. Выражение же «нова тварь» значит не что иное, как сказанное им же в другом месте: «Да представит ю себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» ( Еф.5:27 ), – то есть совершенная чистота от срама (а это есть освобождение от страстей), исполненное Божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в сердцах святых, сподобившихся нового преестественного духовного наслаждения добродетелями, – вот что есть «нова тварь» о Христе, как учит апостол. Но и слова: «Очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение» ( 1Кор.5:7 ), и: «да празднуем не в квасе ветсе... но в безквасиях чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ), – представляют ту же цель. Но поскольку не имеем достаточных сил к борьбе с началами и властями и духами злобы, апостол увещевает нас воспринять на себя «вся оружия Божия». Облекитесь «в броню правды», обуйте «нозе во уготование благовествования мира», препояшьте «чресла истиною... над всеми же восприимши щит веры, в нем же», говорит он, «возможете стрелы лукаваго разжженныя» (то есть внушения нечистых страстей) «угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий», чтобы с этим исчисленным теперь духовным оружием, высшим естества человеческого, возмогли мы «стати противу жестоким кознем диавольским» ( Еф.6:11–17 ). Самый же способ, каким можем приобрести все, в точности обозначил апостол, сказав: «Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое» терпяще и «бдяще...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Темже аще кто во Христе, нова тварь. «Кто, говорит, уверовал в Господа, тот сделался новым созданием, ибо таковый родился свыше чрез Духа. А потому, говорит, мы должны жить для Христа не только потому, что несмы свои (1 Кор. 6, 19) или что Он умер за нас и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы чрез Него перешли в другую жизнь» (святой Златоуст). «Дабы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова. Что же такое древнее? — Или грехи и разные роды нечестия (язычество), или все иудейские обряды, а лучше то и другое вместе. Се быша вся нова» (святой Златоуст). Преподается новый образ воззрения на все сущее и бывающее, вводятся новые порядки жизни во всех ее проявлениях; в основу же всего кладется существенное обновление жизни в самых ее исходищах, сокровенных в духе и сердце; рождается потаенный сердца человек, который и начинает всем заправлять и в душе, и в теле, и во внешних отношениях. Посмотреть — тот же будто человек, те же в нем силы духа, души и тела, но жизнь уже не та. Не земное это насаждение, не земным воздухом дышит, не земными стихиями питается. Почему горняя мудрствует, а не земная, и живот его сокровен есть со Христом в Боге. Святой Златоуст под следующим стихом возвращается к этому предмету и говорит: «Теперь у них (у тех, кои во Христе) и душа новая, ибо очищена, и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. Поелику вместо земного Иерусалима мы получили вышний престольный град, вместо чувственного храма узрели храм духовный, вместо каменных скрижалей получили плотяные, вместо обрезания — крещение, вместо манны — Тело Господне, вместо воды из камня — кровь из ребер, вместо жезла Моисеева или Ааронова — крест, вместо обетованной земли — царство небесное. Представляя все сии и подобные блага, Апостол и сказал: вся нова. И все это от Бога чрез Иисуса Христа, и Его благодатию». Стих 18. Всяческая же от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом, и давшаго нам служение примирения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Спаса и св. Николы теми островами Соловки и Анзеры островом, и Муксами островом, и Заяцким островом, и малыми островки. В тех островах землёй и ловищами и тонями и пожнями и лешими озёрами, земля им делати 124 , и пожне косить и лешие озера ловить и тони ловить добровольно. А Боярам Новгородским, ни Карельским детям, ни иному никому же в те острова не вступаться в страдомую землю, ни в пожне, ни в тоне, ни в ловища, ни черенов 125 не наряжати, ни лесов ни полесовать никому же через сию жалованную великого Нова-Города грамоту. А кто придёт на те острова на ловлю, или на добыток, на сало, или на кожу 126 ; ино всем тем давать в дом Св. Спаса и св. Николы изо всего десятина. А теми островами и землёй и водой, ловищами и тонями и пожнями владеть Игумену и всем старцам обители св. Спаса и св. Николы, по сей жалованной грамоте в веки. А боронити Игумена и всех старцев всем великим Новым-Городом. А кто имеет наступиться на те острова, через сию жалованную великого Нова-Города грамоту, и тот даст великому Нову-Городу 100 рублей в стену 127 . К сей грамоте приложил Господин Преосвященный Архиепископ великого Нова-Града и Пскова Владыка Иона свою печать. Степенный Иван Лукинич и Тысяцкий степенный Трифон Юрьевич приложиша свои печати. Повелением всего господина государя великого Нова-Города изо всех пяти концов приложиша по печати» 128 . С получения сей грамоты должно считать эпоху возвышения Соловецкого монастыря; ибо она доставила по тогдашним обстоятельствам богатые выгоды в обладании островами, Соловецким, Анзерским, Муксами (что ныне зовут Муксальмами) и Заяцким, разделяющимися надвое. К сему тогда же приложила из собственного недвижимого имения Новгородская славная Посадница Марфа Борецкая, на Карельском берегу волости Суму и Кемь, в вечное же монастырю владение. Точного времени сей Эпохи положить не можно; но следуя Летописцу, надлежит оную считать около 1450 года. После Игумена Ионы определено братством избирать себе начальников из своих Соловецких собратий, а не из других монастырей; и Преподобный Зосима выбран и посвящён от Новгородского Архиепископа Игуменом в 1452 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010