Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. К вопросу о транспортных путях и средствах передвижения в XVII в. (по материалам приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома   Данная статья и публикация приходо-расходной книги дьяка Вологодского архиерейского дома Св. Софии Федора Быкова 1690 г., составленной за время пребывания в Москве архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, продолжают серию работ, связанных с обширным документальным наследием этой архиерейской кафедры Среди хозяйственной докумен тации встречаются приходо-расходные денежные книги, которые составляли во время путешествия архиерея из Вологды в Москву, пребывания его в столице и во время обратной поездки. Эти источники содержат сведения, раскрывающие бытовую сторону этих путешествий. Во 2-й половине XVII в. путь из Вологды в Москву был прямой, наезженный и оживленный. Как показало сопоставление населенных пунктов XVII в. (где архиепископ Симон делал остановки в 1666 г.) с современными, автомобильная трасса (М-8) проходит там же или в непосредственной близости В селах и городах вдоль дороги находились постоялые дворы и харчевни, в придорожных кузницах подковывали лошадей и продавали запасные части к упряжи, саням, телегам и каретам. Траты на эти и другие услуги архиерейские люди фиксировали в приходо-расходной книге. Подсчеты на основе данных 1666 г. показали, что архиерейский санный обоз проезжал в среднем 48,1 км в сутки и, если считать, что ехали 8 часов в день, средняя скорость составляла 6 км/ч В 1666 и 1676 гг. по зимнему санному пути дорога заняла 10 суток сколько дней занял путь в сентябре 1690 г. точно сказать нельзя, поскольку источник не содержит дат остановок и прибытия в Вологду. Вероятно, он не был более быстрым, поскольку трем крестьянам из подмосковной архиерейской вотчины, « которые пеши идут за лошадьми», было выдано «на лапти всем шесть денег» (см. публикацию, л. 17 об.). Таким образом, в 1690 г. в начале сентября обоз двигался со скоростью пешехода – 5–6 км/ч или немного быстрее.

http://sedmitza.ru/lib/text/8493076/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Давыдов. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.    Суздальская кафедра, впервые выделенная из состава Ростовской под именем Суздальской и Владимирской епархии в 1214/15 г., в качестве самостоятельной церковно-административной единицы просуществовала, с перерывами, вплоть до 1798 г. Состав ее территории не отличался стабильностью: в разное время суздальские владыки окормляли паству также во Владимире, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, Городце, Тарусе, Юрьеве-Польском. Однако несмотря на значительную древность и определенный авторитет кафедры, ее документальное наследие дошло до наших дней в далеко не полном и сильно распыленном виде. Так, А. В. Маштафаров в своей публикации ранних грамот вотчинного архива суздальских архиереев сетовал на его исключительно малую общую величину, представленность исключительно позднейшими списками и изложениями, а равно на отсутствие в составе этого собрания каких-либо актов старше 1530 г. Аналогичная картина наблюдается и в отношении известных специалистам переписных книг Суздальского архиерейского дома и кафедрального Богородице-Рождественского собора. В знаменитом труде первого суздальского краеведа соборного ключаря Анании Федорова присутствуют неоднократные отсылки к «описным книгам» соборной церкви 7117 (1608/09), 7138 (1629/30), 7165 (1656/57), 7190 (1681), 7191 (1682/83), 7193 (1684/85) гг., также единожды упоминаются книги 7136 (1627/28) г. (очевидно, в последнем случае мы имеем дело с опиской вместо правильного чтения «7138»), что заставляет сделать вывод о том, что все эти документы сумели сохраниться по крайней мере до середины XVIII столетия. Правда, сказать что-либо определенное про большинство из них, к сожалению, не представляется возможным. По словам самого Анании, опись собора и его ризницы 1608/09 г. была составлена по распоряжению Лжедмитрия II суздальским воровским воеводой Нехорошим Бабкиным, а книги 1656/57 и 1681 гг. — при архиепископах Филарете и Павле соответственно . Добавим, согласно известию публикуемого в рамках настоящей работы источника (см. л. 48 об.), перепись 1681 г. отнюдь не ограничивалась ревизией имущества одной лишь соборной церкви: «трои описные книги», подготовленные тогда подьячим приказа Большого дворца Павлом Ивановым, похоже, охватывали архиерейский дом целиком; там же (на л. 2) вскользь упомянуто еще одно описание — (1694/95) г., скрепленное епархиальным казначеем Варлаамом (Павловым).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Архиерей Архиерей с греч. начальник иереев, епископ (см. под этим словом). Как начальник епархии, архиерей имеет под своим ближайшим надзором учреждения, из которых отметим архиерейский дом и архиерейские школы. I. Архиерейский дом. Под таким названием известно одно из учреждений дух. ведомства, назначенное для заведования имуществом и капиталами, принадлежащими архиер. кафедре. Действуя под непосредственным руководством местного архиерея, учреждение это имеет всего один исполнительный орган – эконома, охраняющего все имущество архиерейского дома и заботящегося о приращении его всеми законными способами, причем он обязан отчетом как архиерею, так и консистории (о деятельности эконома и участии консистории в делах архиерейского дома, см. устав духовной консистории изд. 1883 г., ст. 104–117). Архиерейские дома имеют право на обладание на отводимые от казны загородные дворы, рыбные ловли, земли и другие угодья в количестве, межевыми узаконениями определенном; эти земли примежевываются к ним на одинаковом основании с владельческими дачами (ст. 432 зак. сост. свод. зак. т. IX изд. 1899 г.). Отводимые архиерейским домам земли и угодья они не имеют права ни продавать, ни иначе отчуждать в посторонние руки; но не запрещается ненужные для собственного их употребления земли и угодья отдавать в наем с тем только, чтобы на таковых землях не было учреждаемо от них самих торговых заведений (ст. 433 там же). Архиерейские дома не могут требовать перемены отведенных им единожды от казны дач, кроме особенных важных к тому побуждений и не иначе, как с Высочайшего разрешения (ст. 434 там же). Архиерейским домам не запрещается приобретать в собственность всякого рода не населенные недвижимые имущества, как покупкой, так и чрез дар или завещание от частных лиц; но приобретение таковых утверждается за ними в собственность совершением узаконенных крепостных актов не иначе, как по исходатайствовании на то каждый раз чрез Святейший Синод Высочайшего соизволения (ст. 435 там же, а также ст. 698 и 1429 зак.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Письмо с фронта 30.01.2009 499 Время на чтение 18 минут Это письмо было написано архиепископу Арсению (Стадницкому) игуменом Феодосием (Ганицким), будущим епископом Коломенским, священномучеником (память 20 апреля). Письмо было послано из Китая, где игумен оказался во время русско-японской войны, добровольно отправившись на фронт как священник при Евгеньевской общине сестер милосердия. Письмо не только интересно тем, что в нем описано служение священника на фронте, но и заставляет о многом задуматься. И прежде всего об отношении наших предков к войне. Современный корреспондент, особенно западного образа мыслей, живо изобразил бы нам опасности и подчеркнул бы ужасы военных действий. Игумен спокойным тоном, без всякой бравады сообщает о неразорвавшемся снаряде, упавшем между ним и медсестрой, шедшей впереди, о таком же неразорвавшемся снаряде, попавшем в санитарный поезд, о похоронах под взрывами, о болезнях, гибели врача и священника во время эвакуации, о том, что автору письма и медперсоналу пришлось бы «предаться» в руки японцев, если бы не удалось чудом эвакуироваться. Многие наши предки готовы были спокойно отдать свою жизнь за Отчество, не считая это чем-то необычным. Характерно и отношение к погибшим: отец Феодосий их всех называет героями, другого слова просто не использует. Может ли современный человек, испорченный двойными стандартами и ложью нашего времени, так сказать обо всех погибших в Афганистане или Чечне? Интересны и наблюдения за нравами и обычаями китайцев. Но особенно важны для нас описания действий военного священника, богослужений в походных условиях. Опыт этот будет, несомненно, полезен современным пастырям, окормляющим военнослужащих. «…как и подобает пастырю Христовой Церкви» Владыка Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий или, по другим источникам, Ганецкий) родился в семье диакона в селе Рудой Белоцерковского уезда Киевской губернии 30 июля 1860 года. По окончании Киевской духовной семинарии Иван Ганицкий был в 1882 году назначен преподавателем закона Божия в Ак-Шенхском народном училище Перекопского уезда Таврической губернии. С 1890 года он служил бухгалтером в Казенной палате. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а на следующий день - во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе, а 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Прямого указания времени открытия школы нет. Самое раннее известие о ней я нашел в одной из рукописей Спасо-Ярославского архиерейского дома. 1172 В ней помещен указ следующего содержания. «В нынешнем 1702 г. мая в 28 день указали мы, Великий Государь, по росписи преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, какову ты (стольник Воейков) прислал под отпискою своею, выдать наше В. Г. жалованье домовым ево преосвященнаго митрополита двум чернцом и переводчиком по тридцати рублев на год; двум писцам по десяти рублев; двум диаконом Ефрему да Евсевию по пяти рублев на год, келейному ево Пармену четыре рубли; кухарю ево четыре рубли; слуге против его архиерейских домовых средней статьи слуг; выдать с росписями учителям греческаго да латинскаго языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учитися будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческаго да латинскаго языков тем, по две деньги на день, а соболи и рясы бывшаго преосвященнаго Варлаама... оценив продать и пр.» Из прибавки к слову «ученики» слов «которые учиться будут» видно, что школа не была еще открыта. Из сохранившихся ученических упражнений 1173 можно заключить, что занятия начались 1 сентября 1702 года. 1174 Училище, носившее постоянное название «школы», 1175 помещалось в Ростовском кремле, близ архиерейского дома, где именно, точно не знаем. 1176 Число учеников доходило до 200, 1177 из них поименно известны около 23. 1178 Большинство из них были дети священников, 1179 но были лица и других званий. По крайней мере в одном из сочинений упоминаются лица благородные и неблагородные, 1180 выше указаны нищие, известные приезжие малороссы и даже грек. 1181 Священники всей епархии должны были отправлять своих детей в школу. Учение и содержание учеников было бесплатно: свидетельством может служить указ от 23 февраля 1703 года поповскому старосте в Романове Воскресенскому попу Алексею, гласящий между прочим: Божиею помощию, повелением Великаго Государя, а ево (пр. Димитрия) архиерейским тщанием в Ростове в ево архиерейском доме устроена грамотеческая учения, да в онех вси священники детей своих в учение учили безденежно. А который священник сему указу будет ослушен, той явитца В. Г. указу противен и ему архиерею и приимет мзду по делом своим». Видимо, что не ожидали особого послушания, ибо далее объявлялось: «детей их (священников и диаконов) высылать на Романов на домовой двор тотчас при тебе (поповском старосте), не мешкав не за что, не дожидаяся снова указа и нарочных посыльщиков». 1182 Учителей в школе было трое 1183 : учитель русского – Евфимий Морогин, латинского – Иван Мальцевич и предполагаемый учитель реторики Богомодлевский. Мальцевич и Богомодлевский видимо были малороссы. 1184

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. А. Шляпкин IX. Литературная деятельность и частная жизнь святителя за Ростовский период Обстановка архиерейского дома – Недостаток средств – Отношения с Воейковым – Частные события 1702–1703 годов – События начала 1704 года – Обработка Четь-Миней – События 1704–1705 года – Поездка в Москву – Характеристика проповеднической деятельности святителя вообще – Картины современного общества – Отношение проповедника к царю Петру и отдельным сословиям – Вопрос о бедных и богатых – Житье в Москве в 1706 году – Бедность архиерейского дома и духовная св. Димитрия – Раскол и противодействие ему – Летопись келейная и переписка о ней – Характеристика Летописи келейной – Вопрос о церковных имениях – Происшествия 1707 года – Сближение святителя с старомосковской партой – Розыск о Брынской вере – Содержание и источники этого сочинения – последний год жизни святителя и его кончина. В двух главах мы сделали обозрение епархиальной деятельности святителя Димитрия с официально-административной стороны, и показали его борьбу с невежеством подчиненных, выразившуюся в основании школы. Теперь мы перейдем к обозрению литературной деятельности и частной жизни святителя за Ростовский период. Несомненно, что личность его ярче отразилась в проповеднических и богословских трудах, чем в официальных распоряжениях по епархии. С другой стороны мы считаем важным сохранить и самые мелкие факты из жизни святителя: во-первых, потому что в мелочах часто ярче обрисовывается личность известного деятеля, чем в крупных поступках, во-вторых и мелкие с первого взгляда факты с открытием новых материалов или имеющих возникнуть вопросов, или сами получают неожиданное значение или, по меньшей мере, дают возможность определить хотя бы необходимые хронологические данные. Мы делаем ему оговорку именно в виду того, что подбор этих фактов немало мешает ровности и плавности систематического изложения жизни святителя за данный период 1702– 1709 г. Начинаем со времени прибытия святителя в Ростов. Ровная безлесная болотистая равнина окружает древний Ростов, расположенный на берегу мелководного, но обширного озера Неро, с негодной для питья водой и скудным количеством рыбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Состав епархиального управления в начале XVIII в. был тот же, что и в древней России. В центре его после архиерея стояли архиерейские приказы, устроенные наподобие патриарших приказов, хотя и в более скромных размерах. Число их, доходившее у патриарха до четырех приказов, в епархиях большею частью ограничивалось двумя, – казенным, который ведал все сборы и расходы архиерейского дома и сосредоточивался около личности архиерейского эконома, и духовным, во главе которого стоял „духовных дел судия», обыкновенно один из самых почетных архимандритов, имевший у себя для письмоводства несколько дьяков и подьячих из архиерейских служилых людей. Кроме приказов в епархиальном управлении весьма важное значение имели разные кафедральные чины, крестовые иеромонахи и иеродиаконы, облекавшиеся обыкновенно должностями ризничего, духовника, келейного старца и т. п., и соборяне, имевшие непосредственное участие в делах ставленнических и об освящении церквей и, кроме того, заведовавшие раздачею венечных памятей. За исключением определения архиерейских домов и кафедральных соборов штатами, реформа Петра не произвела никаких особенных изменений в этом строе центрального епархиального управления. Высшее церковное управление получило коллегиальную форму св. Синода, но епархиальное осталось при своих прежних приказных формах. При этом нельзя не обратить внимания на то, что св. Синод не придавал архиерейским приказам никакого самостоятельного значения и во всех делах непосредственно обращался к самим архиереям. Приказы действительно не имели характера особых присутственных мест, отдельных от лица архиерея, были чем-то вроде его собственных канцелярий, на которые к лицу самого архиерея не было никаких апелляций, как не было апелляций патриарху на патриаршие приказы 730 . Распоряжение приказа было распоряжением самого архиерея. С другой стороны и архиерей смотрел на свои приказы, как на свои домашние учреждения, мог, как ему было угодно, устраивать их состав, поручать им самые разнородные дела, не стесняясь их специальным ведомством, изменять самые границы этого ведомства. Таким образом, несмотря на существование архиерейских приказов, епархиальное управление сохраняло единоличный характер, при котором и суд и администрация совершенно сливались в лице одного архиерея. Оттого в случае смерти архиерея или болезни, и отлучки из епархии епархиальные дела или совсем останавливались, или посылались на решение высшей церковной власти 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Княгиня Мария Владимировна: позиция Константинополя ведет к раздроблению православных устоев Глава Российского Императорского Дома прокомментировала заявления патриарха Варфоломея 13.09.2018 1130 Время на чтение 12 минут Глава Российского императорского дома княгиня Мария РомановаФото: ТАСС, Сергей Бобылев В начале сентября в ходе Архиерейского собора Константинопольской церкви в Стамбуле патриарх Варфоломей заявил, что берет на себя инициативу по преодолению украинского раскола, " поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему " . Поводами для этого патриарх назвал просьбы украинского правительства и лидера самопровозглашенного " Киевского патриархата " . Вскоре Константинопольский патриархат назначил двух экзархов в Киев " в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви в Украине " . В ответ Синод Русской православной церкви заявил о " грубейшем попрании канонов " со стороны Константинопольского патриархата. По мнению Синода, действия Варфоломея заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской церквями и " создают реальную угрозу единству всего мирового православия " . На фоне этих событий корреспондент " Интерфакса " попросил главу Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыню Великую Княгиню Марию Владимировну прокомментировать заявления Константинопольского патриарха Варфоломея, с которым она лично хорошо знакома. - Ваше императорское высочество, как вы оцениваете последние известия о ситуации в церковной жизни на Украине и заявления Константинопольского патриарха Варфоломея? - Я со скорбью и тревогой восприняла сообщения о радикальных шагах Константинопольского патриарха Варфоломея по вмешательству в церковные дела Украины. Вижу, что это вызвало резкое усиление напряженности, как в самой Украине, так и во всём православном мире. У меня была большая надежда, что после поездки патриарха Кирилла в Константинополь и встречи двух предстоятелей согласие между Константинопольским и Московским патриархатами укрепится. Вместо этого со стороны Константинополя последовал демарш, полностью игнорирующий позицию Русской Православной Церкви и каноничной Украинской Православной Церкви. Такой поступок не может не вызывать у меня печаль и крайнее недоумение.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/13/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. «Тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681–1682 гг.  Документальный комплекс Вологодского архиерейского дома разрознен и находится в различных фондах архивов, библиотек и музеев Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга. Ориентиром при изучении и реконструкции делопроизводства вологодского дома св. Софии может служить публикуемая ниже «тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Биография этого вологодского владыки не написана, известны только отдельные факты из его Ж. Ф. Коновалова исследовала состав книжного собрания архиерея и отметила, что «Симон до старости пользовался книгами – читал, переписывал, делал выписки из печатных сочинений, писал грамоты и Об этом свидетельствует нахождение в его «келейной рухляди» в 1683 г. 7 пар очков: «Пятеры очки большие руки, во влагалищах бархату черново; двои очки средние, влагалище бархату зеленово в «Тетрать записная» архиепископа Симона содержит записи за 13 месяцев 1681–1682 гг. М. С. Черкасова за все время управления епархией архиепископа Симона учла около 250 а в публикуемой рукописи за менее значительный хронологический промежуток упомянуто более 200 различных документов. Других подобных «тетрадей» в архиве Вологодских архиепископов XVI–XVII вв. пока не выявлено. Вологодские архиереи в XVII в. неоднократно ездили в столицу, поэтому можно предположить существование других документов подобного вида. Исследование рукописной тетради с записями о распоряжениях владыки, пребывающего в Москве, дает представление об особенностях управления Вологодской епархией во время его отсутствия на кафедре и дополняет биографические сведения об архиепископе Симоне. Свою «тетрадь» архиепископ Симон завел 11 января 1681 г. в связи с поездкой в Москву. Первая запись об указании игумену Иоакиму из Галактионовой пустыни о «принятии» предыдущего настоятеля Сергия и предоставлении «кельи, где ему жить» была сделана 12 января 1681 г. (см. публикацию, л. 1, 2). В рукописи находим сведения об архиерейских указах за январь–апрель и июнь–декабрь 1681 г., январь и февраль 1682 г., т. е. за то время пока архиепископ жил в Москве. Распределение по месяцам записей в «тетради» представлены в таблице

http://sedmitza.ru/lib/text/5122595/

I. Участие крестьянской общины в делах церковно-приходской жизни в древнее время – Постепенное развитие наследственности в передаче духовных должностей. – Остатки прежней практики в конце XVII в.: случаи выбора на церковные должности из среды самих крестьян или горожан. – Применение выборного начала при самом упрочении церковных должностей за духовным сословием. – Мирской «излюб». – Порядковая запись. – Церкви, при которых выборное начало по отношению к духовенству не применялось. – Порядок поставления в священную степень. В до-Петровскую эпоху на севере, как и везде на Руси 1 , в делах церковно-приходской жизни самое непосредственное участие принимала крестьянская община. Прежде всего ей принадлежало право избрания кандидатов на церковно-приходские должности. В древнее время это право было применяемо в полной мере, так как избрание на духовные должности производилось из среды самих же крестьян. Но со временем применение выборного начала стало постепенно суживаться. Духовные должности стали мало-помалу упрочиваться за лицами только духовного происхождения – по большей части переходить по наследству от отца к сыну 2 . К концу XVII в. этот порядок поступления на священнослужительские места становится почти уже общим явлением в северном крае. В пошлинных книгах архиерейского дома Холмогорской епархии 1686–1698 гг. при названии лиц, которым были даны новоявленные памяти, постоянно встречается прибавка: «сыну попову», «сыну дьячкову», «сыну понамареву», «брата двуродного» и т.п. 3 . особенно часто, как можно видеть из челобитных к архиерею, на причетнические места поступали дети священников. Священники обыкновенно ставились из дьячков и пономарей 4 . Если священник имел сына, состоявшего причетником в данном приходе, то к последнему обыкновенно и переходил приход по смерти отца или по выходе его в отставку. И так шло из поколения в поколение. Замечательно, что даже и в тех случаях, когда лета не позволяли сыну заместить отца, он считался все же кандидатом на священническое место и, по достижении полных лет, получал последнее. В 1686 г. крестьяне Колежемской волости писали преосвящ. Афанасию:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010