Υπρ το γου Οκου τοτου [О святем храме сем]: 4. πρ το ρυσθναι μς [О избавитися нам]: 5. ντιλαβο [Заступи]: 6. Τν μραν πσαν [Дне всего]: 7. γγελον ειρνης [Ангела мирна]: 8. Συγγνμην κα φεσιν [Прощения и оставления]: 9. Τ καλ κα συμφροντα [Добрых и полезных]: Восточный вариант: 10. Τν πλοιπον χρνον τς ξως μν [Прочее время]: 11. Χριστιαν τ τλη τς ξως [Христианския кончины]: 12. Τς παναγας [Пресвятую]: Заключение Глава Χ. Молитва проскомидии Текст Молитва проскомидии – молитва предложения? 1. Вводное воззвание литании 2. Название молитвы 3. Проблема в тексте молитвы a) Современное решение через пунктуацию b) Толкование текста Матеосом 4. Место молитвы Параллельные части в других литургиях Значение названия молитвы Молитва проскомидии ВАС Происхождение молитвы проскомидии ЗЛАТ Экфонезис молитвы проскомидии Исконное место молитвы в литургии Глава XI Лобзание мира и символ веры I. Лобзание мира Развитие формулы и рубрики лобзания мира в византийском евхологии 1. Приветствие и призыв перед целованием мира 2. Исповедание Троицы a) Греческие рукописи b) Славянские рукописи c) Отрантские особенности d) Происхождение исповедания Троицы 3. Псалом 17, 2–3а 4. Лобзание мира 5. Молитвословия, сопровождающие лобзание a) «Христос посреде нас», «И есть, и будет» b) Молитва лобзания мира Исчезновение лобзания II. Символ веры Введение Символа веры в литургию Место Символа веры в литургии Константинополя Значение Символа веры в евхаристической литургии Призыв охранять двери 1. Текст призыва: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» 2. Какие двери? 3. «Двери» становятся алтарными вратами 4. Алтарная завеса 5. «Сокрытие тайн» в обряде Великой Церкви 6. Иконы на литургии Кто произносил Символ веры? Воздух 1. Происхождение обычая 2. Появление в византийских источниках 3. Воздвижение аера или веяние им во время Символа веры? Аер в архиерейской литургии Трисвятое Заключение Дополнение к второму изданию Херувимская Каждение и умовение рук Диалог Orate fratres Вторичные формулы в сирской версии Хронологический список рукописей Указатель рукописей Список сокращений Список опубликованных трудов, упоминаемых в сокращенной форме  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. 1389 г. (ГИМ) Воздýх [греч. ρ; νεφλη - облако, ναφορ - возношение, καταπτασμα - завеса], в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией. В совр. практике В. обычно представляет собой вышитый покров, приблизительно 60×80 см; как правило, с изображением креста посередине. Воздух Воздух В визант. эпоху В., однако, мог достигать 2 м в длину; в рус. практике «большие воздухи» сохранялись вплоть до XVI-XVII вв. название «воздух» содержится во вкладных надписях, вышитых на древнерус. больших покровах: «Спас Нерукотворный с предстоящими» (1389, ГИМ. 123×220 см - Маясова. Табл. 5), вышитый «повелением великия княгини М[а]рьи Семеновыя» (вел. кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Симеона Гордого); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери на кайме, вложенное «Константиновою Огрофеной» в суздальский собор Рождества Богоматери (1410-1413, ГИМ. 114×210 см - Там же. Табл. 10-11); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери, вложенное в ц. Успения Пресв. Богородицы г. Переяславля Рязанского вел. кнг. Анной Васильевной, матерью кн. Иоанна Васильевича Рязанского (1485, РИАМЗ. 108××181 см - Там же. Табл. 24-25). Однако к XVII в. «большие воздухи» выходят из повседневной практики не только в греч. Церкви, но и в РПЦ; рус. источники XVI-XVII вв. часто упоминают о «малых» или «служебных» В. Тем не менее «большой воздух» сохранился в богослужении правосл. Церкви как плащаница с изображением композиции «Положение во гроб». Архиерейская литургия. Веяние воздухом Архиерейская литургия. Веяние воздухом Перед Божественной литургией, в конце протесиса (проскомидии), священник после каждения В. возлагает его на уже накрытые покровцами дискос и потир со словами: «          » (заключение молитвы литии). Во время великого входа литургии, при принесении дискоса и потира на св. престол, В. возлагается на плечо диакону (при его отсутствии - священнику); в чине рукоположения во иерея ставленник покрывает В. голову и лицо - этот момент связан с древней практикой, когда В. имел значительные размеры и перенесение его на голове было обычным делом. При поставлении дискоса и потира на св. престол малые покровцы снимаются и сосуды покрываются одним В. Наконец, во время чтения Символа веры священник поднимает В. над сосудами и неск. раз возвышает и опускает его; при архиерейском богослужении сослужащие архиерею епископы и священники веют В. над головой архиерея. Эта особенность связана с тем, что в древности В. был больше размером, чем в наст. время, и предстоятелю приходилось наклониться, чтобы сослужащие могли убрать В. По окончании символического веяния над Дарами В. складывают и отлагают на свое место.

http://pravenc.ru/text/155094.html

В греч. практике уже с XIV века архиерейский амвон часто не устраивается – см.: Казарян А.Ю., Желтов М. С., Клюканова А.В. Цит. изд. 88 Этот обряд символизирует веяние Духа Святого; обряд, вероятно, появился в связи с тем, что древние воздухи, имевшие огромные размеры (до 2 метров в длину), можно было убрать с престола только перенеся их через голову предстоятеля: Taft. Great Entrance. P. 424–425. 89 Что соответствует древней практике, когда святые Дары относились в скевофилакион диаконами и пресвитерами (не обязательно всеми). 90 Это больше соответствует древнему названию: «молитва в сосудо- хранительнице» – она читалась клириками в скевофилакионе, где они разоблачались после службы; из текста молитвы ясно, что с потреблением Святых Даров она никак не связана, ее стали ассоциировать с этим священнодействием просто потому, что во время ее чтения разоблачающимися пресвитерами, диаконы потребляли Святые Дары. 91 Отметим, однако, что в первопечатных греческих Архиератиконах начальный возглас Литургии оставлен за епископом. 96 См.: ρχιερατικν. Σ. 24–55; [Χριστπουλος (Παρασκευαδης), ρχιεπ./Τξις του Μεγλου κα Πανηγυρικο σπερινο κα το ρθρου τν Κυριακν, χοροστατοντος ρχιερως, ς κα τς Θεας Λειτουργας. θηναι, 2000. Σ. 39–64. 97 Βιολκης Γ. Τυπικν τς το Χρστο Μεγλης κκλησας μοον καθ’ λα. θηναι; Θεσσαλονκη, s. a. 98 Стоило бы всемерно ратовать за возрождение этого обычая (прямо предписанного дореволюционными богослужебными книгами!) и в Русской Церкви. 100 При служении Предстоятеля Поместной Церкви прочие Предстоятели Поместных Церквей на великом входе не поминаются, так как их имена прочитываются во время диптихов в анафоре. 104 Эта практика, как нам представляется, лучше несколько неуместного русского осенения свечами во время начальных возгласов анафоры. 105 Это дает возможность всем клирикам воссылать главную молитву Литургии – анафору – «едиными устами» со своим Преосвященным Предстоятелем; было бы желательно делать так и в Русской Церкви. 106 Этот обычай, как очень древний, как кажется, предпочтительнее современного русского поминовения Глав Поместных Церквей за великим входом. 109 Следует признать, что, хотя такая практика, конечно, правомочна, она несколько противоречит как православному учению о епископате, так и древней церковной традиции. 110 В греческой практике это сопровождается возглашениями диаконов: «ξλθετε, ρχιερες» (Изыдите, архиереи) 111 Что вполне естественно – даже и в наши дни, как показано выше, вполне возможно такое совершение Литургии архиереем, когда ее чин почти не отличается от пресвитерского. 112 Хотя, конечно, в архиерейском чине сохраняются отдельные элементы, более древние или более правильные, чем в иерейском – например, архиерейский чин дает правильное распределение ролей в диалоге accessus ad al tare. Читать далее Источник: Богословский сборник. Выпуск XI. Москва 2003

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

36) Осенение после великого входа. После великого входа архиерей осеняет народ дикирием и трикирием при пении хором: «Ες πολλ τη, δσποτα». 37) Целование епископом дискоса, потира и воздуха с чтением Трисвятого прямо указано Чиновником после возгласа « Возлюбимъ другъ дрга:» 36 (в современном иерейском формуляре указание на это действие отсутствует, но на практике оно также совершается). 38) Веяние воздухом над Дарами и головой епископа иереями бывает во время Символа веры ; при иерейском служении Литургии священник веет воздухом только над Дарами. 39) В начале анафоры епископ трижды осеняет народ дикирием и трикирием, произнося возгласы: « Блгодать гда:», « Гор имимъ сердца», « Благодаримъ гда». 40) Облачение в омофор во время анафоры бывает только на время чтения установительных слов, анамнесиса и эпиклезы (на практике указания Чиновника в этом месте не всегда соблюдаются буквально). 41) Возгласное поминовение во время анафоры. Архиерей поминает Патриарха и сослужащих епископов, старший пресвитер – самого архиерея (при иерейском служении священник поминает только Патриарха и правящего епископа). 42) Диптихи. В конце анафоры диакон произносит диптихи (так называемую «выкличку»). 43) Облачение в малый омофор вновь бывает перед возгласом « Ста стымъ», раздроблением святого Хлеба и Причащением. 44) Осенение после Причащения. После Причащения архиерей осеняет народ дикирием и трикирием со словами: « Спас, бже, люди тво:», в ответ поют: «Ες πολλ τη, δσποτα». 45) Перенесение Святых Даров на жертвенник. Архиерей, в отличие от иерея, не участвует в перенесении святых Даров после Причащения на жертвенник. 46) Конечная молитва. Молитва « закона и пророквъ:» обозначена в Чиновнике как « конечна» 37 – это отличается от содержащегося в Служебнике названия « внегда потребити ста». 47) Отпуст бывает с осенением архиереем народа дикирием и трикирием при пении: «Ες πολλ τη, δσποτα»; на многолетии, кроме Патриарха и правящего епископа, поминается служивший архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Затем последовало сильное землетрясение, от которого заколебались грозные скалы и потряслись в своих основах. Немного спустя по обнаженным расселинам загремела страшная грозовая буря, причем повсюду засверкали молнии и озаряли как высоты, так и пропасти скалистой пустыни. Но Иеговы не было ни в одном из этих явлений. Наконец в тишине, составляющей поразительную этой местности, не нарушаемой ни журчанием потоков, ни щебетанием птиц, ни звуком животных, ни голосом человека, пришло «веяние тихого ветра». Что означало это «веяние тихого ветра», нам неизвестно, но Илия сразу же почувствовал, что здесь наступил величайший и решительный момент. Закрывая свое лицо своею мантиею и еще раз выходя к отверстию пещеры, он в трепете стоял, чтобы слышать, что будет дальше. И он еще раз услышал вопрос: «что ты здесь Илия?» и еще раз дал тот же ответ. Из всего этого он получил великий урок. Дотоле он думал только о более страшных свойствах всемогущества Божия – буре, землетрясении и молниях Его гнева. Но теперь он получил урок, что отсела он должен был признавать и более нежные стороны Всемогущего, – «веяние тихого ветра», как Его избранный символ. От более страшных проявлений он скрывался сам, но невольно закрыл свое лицо и пред последним. Бог не только справедлив и грозен, но и нежен и исполнен любви. Призванием Илии была деятельность, а не боязливое бегство, как и призвание всех исторических людей. Илии дано было три повеления. Он должен был отправится в Сирию и помазать на престол этой страны нового царя вместо Венадада, вместо Ахава помазать Ииуя, и избрать себе в преемники Елисея, сына Сафатова. Вместе с тем он был утешен сообщением, что, хотя он считал себя единственным служителем Иеговы, какой только остался в Израиле, однако же в земле Израильской Богу было известно еще семь тысяч таких мужей, которые еще не преклонялись перед Ваалом. Чрез посредство их и преемника его должности, интересы истинной религии будут находить защиту и содействие из поколения в поколение, пока не придет Тот, в котором «веяние тихого ветра» приведет царство Божие к окончательному и вечному торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Список предметов искусства и старины, сданных Яблоковым, Угрюмовым и Сердобольским и принятых Худяковым, при сем прилагается. Настоящий акт составлен в двух экземплярах: один для общины кафедрального собора, а второй для Музейной комиссии. Означенные в списке предметы искусства и старины сдали: кафедральный протоиерей А. Яблоков, священник А. Сердобольский, ктитор С. Угрюмов. Означенные в списке предметы искусства и старины принял М. Худяков. С подлинным верно: пред[седатель] Муз[ейной] ком[иссии] [В. Егерев]. Означенная в сем акте коллекция занесена во временную Главную книгу Центрального музея ТССР за 7 – 16/IX–24. Директор Центр[ального] музея ТССР [Н. Воробьев].   48 16 сентября 1924 г. – Список предметов искусства и старины, переданных из кафедрального собора Казани в Центральный музей Татарской АССР   1) Плащаница 16 века, шитая шелками 2) Покров на раку св. Гурия, шитый шелками с изображением 3) Воздух белого шелка с шитым изображением Агнца Божия. 4) Воздух белого шелка с шитым изображением Господа в потире. 5) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Положения во гроб. 6) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 7) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Тайной Вечери. 8) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 9) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Знамения. 10) Воздух малинового атласа с шитым изображением Агнца Божия. 11–13) Воздухи французского шелка с крестами, шитыми жемчугом. 14) Покров французского шелка с крестом, шитым жемчугом. 15) Покров-плащаница розового атласа с шитым изображением Положения во гроб. 16) Покров-плащаница зеленого шелка с шитым изображением Положения во гроб. 17) Покров-плащаница бордового шелка с шитым изображением Положения во гроб. 18–20) Три воздуха зеленого атласа с шитым изображением Знамения, Агнца Божия и Положения во гроб. 21) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 22) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 23) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Агнца Божия. 24) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Христа, изливающего кровь. 25) Пелена с шитым изображением Владимирской Б[ожией] М[атери]. 26) Пелена с шитым изображением Казанской Б[ожией]М[атери].

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительнейше благодарю Ваше Высокопреосвященство за поздравление. Письмо Ваше недавно переслали мне из Сан-Франциско и спешу ответить на него с пути к дому. В конце Июня возвращусь в Сан-Франц, и приступим к нуждам архиерейск. дома. Хотя указа ещё не имеем, но Обер-Прокурор писал мне, что Высочайшее соизволение на сие последовало 327 . К Сентябрю думаем перебраться в Нью-Йорк. Там будет жить во всех отношениях удобнее, – только летом придётся бежать оттуда от жары. Для сего будет у меня в новом приходском доме в Сан-Франциско своя комната, где и можно жить «на даче». Конечно, это не Холмский Стальков, но теперь и там – ой как не сладко! Бог знает, что будет. Интересно, что выработал съезд Холмск. духовенства и что сказал Государю Пр. Евлогий? Конст. Петр, писал, что из-за проэкта церк. реформы у него изменились отношения к Митроп. А. и Влад. Карл. Последний даже и ушёл. Но мне как-то мало верится, что событие сие произошло из-за разногласия. Ведь мысль о патриаршестве совсем не была неожиданностью для «Правительствующего» Синода, и быть не может, чтобы вопрос о сем не обсуждался раньше К. П. и Вл. Карл., и чтобы по такому крупному вопросу между ними было за всё время разногласие. Впрочем, трудно судить о сем из далёкого далека. Прошу Ваших св. молитв и сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А. Тихон 20 Июня 1905 г. Пуэбло. РГИА, ф. 796, оп. 205. годы 1888–1915. д. 752, л. 150–151об. Письмо свящ. Петру Булгакову от 7 Июля 1905 г. † Многоуважаемый О. Петр! Сегодня получил Ваше письмо от 7 Июня. Сердечно Вас благодарю за поздравление. Перед Пасхою Св. Синод назначил было меня в Финляндию, но Обер-Прокурор упросил оставить меня пока в Америке, особенно ввиду того, что переносится кафедра из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Да и в России теперь не сладко. Бог знает, когда наступит конец всем нашим бедам. Распустились мы донельзя и ведём себя как расшалившиеся школьники, на которых нужно прикрикнуть. К сожалению, последнего не делается, а ведётся только разглагольствование о реформах. Кто говорит, что реформы не нужны, – но разве с ними нельзя обождать несколько месяцев? И каковы будут эти реформы, сочинённые в такую горячку? Это, впрочем, уже и показала вероисповедная реформа 17 Апр. в Польше (Холмской еп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Повесь под колокол воздушного насоса крепко завязанный, но ненадутый пузырь; и потом вытягивай окружающий его воздух; то пузырь, очевидно, станет надуваться. А ежели повесишь под колоколом пузырь уже надутый и притом крепко завязанный; то по довольном вытягивании воздуха из под колокола, он надуется напоследок так, что треснет. Сему виною есть, что внешний воздух окружающий пузырь под колоколом, по причине оредения своего, не может более противостоять упругости воздуха в пузыре находящегося. – Впусти же обратно под колокол воздух прежде, нежели пузырь лопнет; то он примет прежний свой вид. – Возьми пузырь крепко надутый и завязанный; подержи его над раскаленным углием; то оный и здесь столь сильно надуется, что наконец принужден будет так же треснуть. Ибо и угольный жар толико изреживает воздух около пузыря, что оный не может более противоборствовать воздуху, в пузырь помгновенно тогда расширяющемуся. Примечание перев. «Ежели бы в воздухострельном оружии сжать воздух более, нежели как он обыкновенно там сжимается; то бы можно было и от онаго ожидать равного действия, какое производят огнестрельные ружья и пушки. И в самом деле действие огнестрельного оружия на той же причине основано. Ибо порох не что иное есть, как материя, содержащая в скважинах своих безмерно сгущенный воздух. Тут натура сама делает то, что мы искусством сжимая воздух, в действо производим; но она свое сжатие довела до высочайшей степени. Сии маленькие пустоты, в коих стиснутый воздух заперт, силою огня растворяются; воздух вон устремляяся, ударяет в ядра и пули, так как и в воздухострельном оружии, но токмо с большею силою. – Здесь, как и во всех протчих случаях, весьма ощутительно, что действия натуры далеко превосходят действия, человеческим искусством устроенныя; и потому всюду находим мы наивящшия причины удивляться всемогуществу и премудрости источника натуры.» Поскольку воздух удобно сжимается; то из сего и заключаем, что воздух окружающий землю нашу, должен быть внизу гуще, а вверху реже; ибо и птицы взлетают до некоторой токмо высоты. – Примечено так же, что ружейный выстрел, произведенный на высокой горе, не так силен, как у подошвы оной. Но поскольку уже известно, что чем слабее звук, тем реже и воздух; то сие и доказывает, что воздух на верху горы реже того, который у подошвы ея. – По сей самой причине и ртуть в барометре опускается на высокой горе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kar...

(Гр. Л. Толстой). 60. Сырость Отчего зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются? Оттого, что осенью и зимой дерево насытится водой, как губка, и его разопрет, а летом вода выйдет паром, и оно съежится. Отчего слабое дерево – осина больше разбухает, а дуб меньше? Оттого, что в крепком дереве – дубе, пустого места меньше и воде некуда набираться, а в слабом дереве – осине пустого места больше и воде есть куда набраться. В гнилом дереве еще больше пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и больше садится. Колоды для пчел делают из самого слабого и гнилого дерева: самые лучшие ульи бывают из гнилой лозины. Отчего это? Оттого, что через гнилую колоду проходит воздух, и для пчел в такой колоде воздух легче. (Гр. Л. Толстой). 61. Можно ли словить воздух? Видал ли ты воздух? Он везде около тебя, а ты его не видишь. А можно ли слышать, как шумит воздух? Вот, ветер загудел в трубе и свистит во всякой щели дома. Что же такое ветер? Это воздух, который двигается, бежит с места на место. Чуть воздух побежит, ударится обо что-нибудь, и слышен шум, свист, трубишь ли ты в рожок, или играешь на дудочке, или машешь хлыстом. Склей себе из бумаги закрытый мешочек, да в маленькую дырочку надуй его и потом ударь по нем кулаком, твой мешочек громко щелкнет и разорвется. Это вырвался из него воздух, который ты нагнал изо рта. Когда ты бежишь, то чувствуешь, как воздух ударяется тебе в лицо. Значит, и ловить воздух нечего, потому что он везде с тобой, и ты им дышишь. Окунись с головой в воду, везде вокруг тебя будет вода. Так и воздух со всех сторон тебя окружает, да еще входит тебе и в грудь, и в желудок. (Водовозов). 62. Горизонт Если мы выйдем в открытое место, то увидим вокруг себя большое пространство земли, ограниченное кругом, в средине которого мы будем стоять сами, и нам будет казаться, что на краях его небо сходится с землею. На самом деле, небо нигде не сходится с землей; люди отправлялись все в одну сторону, и приезжали на то же место с другой стороны. Видимое нами кругом себя пространство называется нашим к ругозором или горизонтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Примечание перев. «С первого взгляда, чтоб воздух был какая-нибудь материя, невидно. Кажется, что пространство нас окружающее не содержит никакого вещества; потому что мы не видим в нем тел осязаемых; ходим и все движем члены наши, не ощущая нималейшего в том препятствия. А ударяя руку об руку сколь можно сильнее, чувствуем не токмо сопротивление, но от скорого руки движения и некоторый ветр. Поскольку же самый ветр не что иное есть, как воздух в движение приведенный; и притом всякому почти из повсядневных опытов известно, коль удивительныя действия производит ветр; то и нет сомнения, чтоб воздух не был материя, следовательно, и тело. Ибо слова: материя и тело, одну и ту же вещь означают. «Тела обыкновенно разделяют на твердые и жидкие; итак воздух по справедливости причислить должно к последним. Он имеет многие свойства с водою общие; но воды он многократно тоне и реже. Из опытов заключено, что воздух около 800 крат тоне и реже воды; и ежели бы воздух стал в 800 крат гуще, нежели каков он есть в самом деле; т.е. ежели бы он сжат, сгущен был то такой степени; то бы получил ту же плотность, какую вода имеет. Или ежели бы вода могла рассеяна быть по пространству во столько раз большему, чтоб она стала в 800 крат реже и тоне, нежели какова в самом деле есть; то бы довольно подобна была воздуху, коим мы дышим. «Главное свойство воздуха, коим он от воды и других жидких тел отличается, состоит в том, что можно его сжать, т.е. в меньшее пространство привести.» Воздушный насос, изобретенный в 1654 году г. Отто фон Гуерике в Магдебурге, и потом исправленный г. Бойле, Роллетом и Леупольдом в Лейпциге, усовершил понятия наши о свойствах воздуха. Примечание перев. «Воздушный насос есть искусственное орудие, посредством коего вытягивают из тел воздух. Оно научило нас точнее исследовать воздух, и все качества его как утверждать опытами, так и самыя явления выводить из оных. – Желательно бы мне было описать здесь строение онаго орудия, так чтобы читатель обойтися мог без чертежа; но как сего никоим образом сделать нельзя; то по крайней мере изъясню несколько важнейшую часть его; что наипаче и нужно. – В сем насосе есть между прочим плоская тарелка, обтянутая мокрою кожею, на которую поставляют стеклянный небольшой колокол так плотно, чтоб внешний воздух окружающий его, не имел сообщения с воздухом внутри его находящимся. Под сим то колоколом кладут тело; и вытягивают из него оною машиною воздух.»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010