Закрыть itemscope itemtype="" > Кощунство над памятью предков: тридцать сребреников за " мертвую душу " 27.01.2005 444 Главе администрации Архангельской области Н.И. Киселеву Уважаемый Николай Иванович! На протяжении многих лет у Архангельской епархии и Государственного архива Архангельской области сложилось доброе сотрудничество, однако сегодня остро стоит вопрос о его развитии. Причиной является попытка организации сотрудничества ГААО и иностранной религиозной организации деструктивного толка, пытающейся оказывать давление через официальные органы управления архивов. Государственный архив Архангельской области обратился ко мне с ходатайством об оказании архиву помощи и содействия в этом вопросе. С 1996 года через Российское общество историков-архивистов ( Москва ) в ГААО обращается Генеалогическое общество Юты (Церковь Иисуса Христа святых последнего дня [мормоны], г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США) с настойчивой просьбой к архиву заключить с обществом соглашение о микрофильмировании генеалогических документов и предоставить обществу по одному экземпляру всех негативов. Со своей стороны общество обещает поставить архиву необходимое для производства микрофильмов лабораторное оборудование взамен устаревшего. Религиоведческая некомпетентность высокопоставленных сотрудников архивов России не дает возможности разобраться в складывающейся ситуации и обнаружить недобрый умысел. Пользуясь сложным материальным положением архива Архангельской области его ценности за вознаграждение планируется передать иностранному государству, и более того представителям деструктивной секты. Полученные сведения будут использованы, по сути, в кощунственных целях, имеющих основой чисто религиозные задачи. Это метрические данные о проживавших на территории Архангельской области людях, в том числе многочисленных святых подвижниках, всемирно известных исследователях, государственных деятелях, духовенстве, воинстве, мореплавателях и простых жителях Поморья. Эти сведения необходимы для заочного совершения т.н. " храмовых таинств " над живыми и усопшими людьми со всего мира. По учению мормонов, таким образом люди посвящаются в секту. Предоставление такой информации оскверняет память наших предков, и переходит в область недопустимой в моральном плане торговли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Архангелово чудо в Архангельской области Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю 19 сентября, 2015 Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю Повернуть воды вспять, проложить путь через море, иссушить реку – такими чудесами насыщено Писание и Предание. Как мы воспринимаем эти повествования сегодня? Своим ощущением чуда от увиденного собственными глазами поделился епископ Иона (Черепанов). Чудо, о котором пойдет речь, очень похоже на совершенное много веков назад Архангелом Михаилом в Хонех. Память о том, как Архистратиг сохранил храм, направив водный поток в землю, Церковь бережет – и празднует 19 сентября. То, что спустя почти тысячу лет случилось с речушкой Хáлуй в Архангельской области, помнит мало кто – лишь местные да краеведы. И уж точно это не воспринимается как повод для радости: по преданию, так жители одноименной деревни были наказаны за негостеприимство, проявленное по отношению к преподобному Александру Ошевенскому. Как и почему речка в буквальном смысле проваливается под землю, видел, знает и рассказал епископ Обуховский Иона, отец и мать которого родом из Архангельской области. Чудо Архистратига Михаила в Хонех – событие всем нам известное: соединив плотиной две горные речки, язычники хотели направить поток на православный храм и снести его с лица земли. Но по молитвам преподобного Архипа вода была низведена явившимся Архангелом Михаилом в расщелину в скале. И до сих пор река в этом месте уходит под землю. Было это в IV веке в Малой Азии. Задумывались ли вы, насколько возможны подобные чудеса? Ведь бывает, когда читаем о проявлениях сверхъестественной силы Божьей, какая-то нотка сомнения закрадывается в сердце. В то же время многие великие события затем повторялись в истории. Как некогда праотцу Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трех ангелов, так спустя много столетий Троица также явилась преподобному Александру Свирскому. И в случае с чудом в Хонех можно найти аналоги. Совсем недавно мне довелось узнать об одном таком.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Ненецкий автономный округ Материал из Азбука паломники Богоявленский собор в Нарьян-Маре Ненецкий автономный округ — субъект Российской Федерации. Согласно Уставу Архангельской области входит также в состав Архангельской области, являясь субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Это самый малонаселённый субъект Российской Федерации. В соответствии с Уставом Ненецкого автономного округа, округ является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения. Административный центр — город Нарьян-Мар (23 939 чел.). Округ был образован 15 июля 1929 года. Граничит на западе с Архангельской областью, на юге с Республикой Коми, на востоке с Ямало-Ненецким автономным округом, с севера граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесённые к юрисдикции Архангельской области. Содержание Православие в Ненецком автономном округе [ править править код ] История [ править править код ] В 1499 г. по указу Великого московского князя Ивана 3 в некотором удалении от Печоры, на полуостровах у Пустоозера был «зарублен» Пустозерск. Скоро он стал передовым военным, административным и экономическим центром русского государства на крайнем северо-востоке. Со времени основания этого города можно утверждать о возникновении здесь прихода. В Пустозерске действовало несколько церквей. Как видно из жалованной грамоты царя Ивана Грозного, в 1545 году здесь были соборный храм Преображения Господня и две самостоятельные приходские церкви: Введенская и Никольская. После исторической миссии настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Вениамина (1825- 1830) в Печорском крае были открыты церкви во многих населенных пунктах. Эти церкви и даже монастыри (монастырь существовал, например, на Новой Земле) сыграли огромную роль в жизни населения Севера. История первых школ на территории Канинской, Тиманской, Малоземельской, Большеземельской тундр и прилегающих к ним островах Новая Земля, Колгуев и Вайгач, тесно связана с историей церкви, с историей христианизации коренного населения.

http://azbyka.ru/palomnik/Ненецкий_автон...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм " Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска " . ( " Новочеркасские Ведомости " , от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться. Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова " Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г. " подчеркивается, что " Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году " . Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: " В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила " . (Балуев П.С. " Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г. " , место и год издания не указаны). Или в " Донской Церковной Старине " мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов " (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде " Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: " В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году " . (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

http://sobory.ru/article/?object=13159

Закрыть itemscope itemtype="" > «Любая неосторожность или злой умысел — и мы навсегда потеряем эту красоту» Протоиерей Алексий Яковлев о том, как защитить уникальные памятники деревянного зодчества Русского Севера 20.08.2018 578 Время на чтение 3 минуты Сгоревшая Успенская церковь в Кондопоге была объектом культурного наследия федерального значения, охраняемым музейным памятником. И тем не менее она погибла . Храм был ярким, самобытным, но не единственным представителем удивительного деревянного зодчества Русского Севера. В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, Карелии, Коми сохранилось 410 деревянных храмов. Такие деревянные ансамбли — мощные, красивые, до 40 м в высоту — возводились здесь не только потому, что качественного строительного материала было предостаточно, но, главное, потому, что на Русском Севере существовала уникальная плотницкая школа. Можно сказать, что храмы — это отражение красоты душ тех людей, которые их строили. Взирая на них, мы удивляемся тому, какой величественный, трудолюбивый и боголюбивый народ жил на нашей земле. Каждое здание — это неповторимое произведение, продиктованное чувством красоты и гармонии зодчих. Ничего подобного во всем мире нет. Например, Церковь Рождества Христова в деревне Казаково (Большая Шалга) Архангельской области — это величественный храм XVIII века, увенчанный более чем 10-метровым рубленным шатром с удивительно тонким изгибом. Зодчие заложили эту кривизну по чувству гармонии, а не исходя из холодных расчетов. В 1917 году в Архангельской области было 614 деревянных храмов, в Вологодской — 294, в Карелии — 238, в Коми — 93, в Мурманской области — 54. Всего более 1,3 тыс. образцов деревянного зодчества Русского Севера. Из нынешних 410 больше половины находятся в крайне аварийном состоянии: 10% лежит в руинах, еще 43% могут погибнуть в течение 2–10 лет, если не провести срочных противоаварийных работ, чтобы остановить процесс разрушения. Уникальные храмы гибнут, ими никто не занимается. В них гуляет ветер и живут птицы. Только 42% таких архитектурных памятников в ближайшее время могут обойтись без экстренных мер по их спасению, и всего 5% церквей сейчас открыты для Богослужения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/20/ly...

Масловская (погост Тулгас). Церковь Власия. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, обшитая тесом, освященная в 1795 г. Здание на высоком подклете состоит из четверика, завершенного малым восьмериком под грушевидным куполом поважского типа, пятигранного алтаря и трапезной. Отдельно стоявшая колокольня в ХХ в. сломана. Закрыта не позже 1930-х г.г. Пустует, в аварийном состоянии. В срок с 23 июля по 31 июля 2014 г. в ходе экспедиции «Тулгас», были проведены архитектурные обмеры и работы в церквях храмового комплекса Власия и Климента в селе Масловская, Виноградовского района, Архангельской области. 13.08.1998 г. храм поставлен на государственную охрану, о чём свидетельствует Постановление администрации Архангельской области «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области» 207 в категории региональная с кодом памятника 380/1. Сведения получены из карты обследования недвижимого памятника истории и культуры, составленной 31.05.2007 г. Храм представляет собой рубленую постройку из брёвен диаметром 28–34 см на высоком подклете. Обшит филёнчетой доской, кровля покрыта берестой. Состоит из трёх объёмов в форме креста в плане. Высокое крыльцо и грушевидный купол, покрытый лемехом, утрачены. Частично сохранились декоративные элементы карниза. Основной объём - куб храма 8х9 м и 10 м высотой, на который опирается восьмигранный барабан с окнами. Высота до предполагаемого основания креста на куполе 20 м. Более низкая часть 8,4 м до карниза, конёк которой приходит под карниз куба храма. Трапезная 6х7,5 м продолжается притвором длиной 3,5 м. Апсида алтарной части 5,5х6м по высоте продолжает линию карниза трапезной. На восточной стене основного сруба сохранились крепежные элементы иконостаса. Сохранился позолоченный резной иконостас без икон, но с росписями по нижнему поясу. Во время уборки в подклете найдены деревянные рамы предположительно из проёмов восьмигранного барабана. Балки западной стены куба храма сгнили и прогнулись. Из второго подклета у северной стены основного объёма дыра в полу, через которую есть возможность попадания в храм, где замечены используемые в качестве лестницы, части иконостаса. Очищенные нами, они сложены там же у западной стены второго подклета. Храм сильно покосился, но сохраняет жёсткость благодаря врубленным соединениям стен. В алтарной части отсутствует покрытие кровли.

http://sobory.ru/article/?object=05075

Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010