Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских) . К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов. 27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии ; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия . Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО " Мирный " . А. и Х. е. в кон. XVII - нач. XX в. Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения 4 февраля 2006 г. 15:55 Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV - кон. XV в.) Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре. Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов. Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на центральной площади Котласа 19 августа 2018 г. 17:36 19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Котласскую епархию Архангельской митрополии . На центральной площади города Котласа Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ; епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий ; протоиерей Николай Карпец, настоятель храма Святой Троицы д. Вондокурье Котласского района, духовник Котласской епархии; протоиерей Василий Карпец, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери п. Урдома Ленского района (Котласская епархия); протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; духовенство Котласской епархии. На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов; губернатор Архангельской области И.А. Орлов; глава муниципального образования «Котлас» А.В. Бральнин; главы муниципальных образований и руководители предприятий Архангельской области. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Нижегородской епархии (регент — К.А. Молева). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес клирик Котласской епархии иерей Константин Порохин, старший священник храма преподобного Лонгина Коряжемского г. Коряжмы Архангельской области. По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая.

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого Иоанна Кронштадтского 14 июня 2015 г. 18:05 14 июня 2015 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского на малой родине святого — в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в Успенском храме Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного в 1899 году по инициативе святого Иоанна Кронштадтского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; епископ Балтийский Серафим , викарий Калининградской епархии ; епископ Кливлендский Петр , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Рубцовский и Алейский Роман ; епископ Глазовский и Игринский Виктор . Также среди сослужащих были: архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря; архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря (Санкт-Петербург); протоиерей Михаил Протопопов, управляющий делами Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; протоиерей Александр Беля, благочинный первого Нью-Йоркского округа и настоятель собора Иоанна Предтечи в Бруклине ( Восточно-Американская епархия ); протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма св.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верить, надеяться и жить! 06.06.2020 379 Время на чтение 15 минут Источник: Архангельская епархия Начало начал Все важное в человеке начинается с детства, когда мир входит в юный разум своими непреклонными реалиями — прекрасными, грозными, поучительными и созидающими. Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий пишет, замыкая цепь младых начал со зрелостью высокого служения: «С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня, еще трехлетним ребенком, в Дом Господень. И с годами осознано, что нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязан будет», когда Самому Богу Живому будет давать он доскональный отчет: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы — это заботы о Церкви». И они радостно обильны и бесконечны... Взгляд в Небеса Владыка Корнилий, говоря о своем нежном возрасте, вспоминает то, что навсегда запечатлелось в трогательном ощущении теплого мира дома, детства и любви. С малых лет его носили на причастие в храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Куйбышеве, которому в 1991 году вернули прежнее имя — Самара. Здесь молились его предки, многие его родные и близкие, его крестная — младшая сестра мамы, Нина. Пятилетний Володя Синяев особенно запомнил свою первую Пасху. Вместе с домочадцами в Великую субботу он приложился к Плащанице, потом освятили яйца и куличи. Няня сказала: «Надо идти домой — уже поздно и темно». А мальчишке, впечатленному красотой храма и торжественностью его сводов, уходить совершенно не хотелось — дух великого праздника стоял в церкви: «Няня, зачем же нам уходить? Люди идут и идут в храм! Давай останемся? Тут так хорошо...» И расплакался. Няня принялась уговаривать малыша, мол, ты скоро устанешь, спать захочешь. Что же я тогда с тобой буду делать?

http://ruskline.ru/opp/2020/06/05/verit_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил - об отношении Православной Церкви к некоторым обывательским вопросам 14.05.2019 681 Время на чтение 10 минут Руководитель епархии - человек разносторонне образованный и очень общительный. А потому, как никто другой, может пролить свет на некоторые устоявшиеся суеверия и обычаи нашей повседневной жизни. Ведь порой мы совершаем сомнительные с точки зрения Церкви поступки просто потому, что так принято. Святыни не выбрасывают - Владыка Даниил, часто слышим, что дети отвечают за грехи своих родителей. Дескать, не везет мне по жизни, наверное, папа нагрешил. - Так проще списать на кого-то свои жизненные неудачи. У каждого человека свой крест. С детей за наши грехи спрашиваться не будет. Но есть другой момент: дети могут нести последствия грехов своих родителей, это доказано медициной. Если отец пил, у сына есть предрасположенность к алкоголизму. Как физические заболевания, так и нравственные передаются по наследству. Если есть слабость к греху, если мать, к примеру, впадала в блуд, а отец любил выпить, значит, детям нужно стараться подальше держаться от этих страстей, потому что можно не справиться с собой. Человеку нужно будет приложить больше усилий, чтобы победить эту страсть. Но если он будет бороться, молиться, то свои наклонности переборет и не передаст дальше, своим детям. - А как относится Церковь к эко-оплодотворению? - Если при такой процедуре гибнет множество оплодотворенных клеток, то отрицательно. - Существует ли контроль над небольшими храмами и часовнями в деревнях? Могут ли их служители правильно совершать церковные обряды? - У нас есть четкое разграничение полномочий. Все зависит от обряда. Если прочитать молитву - это одно, молитвы есть и для мирян. Есть службы, которые можно совершать мирским чином. А вот литургию или церковные таинства (причастие, соборование, венчание и другие) миряне совершать не могут. Епархии все не проконтролировать, но отдаленные храмы, как правило, приписаны к приходам, где есть священник. К нему можно обратиться, если есть подозрения в каких-то нарушениях. Кроме того, епархия проводит проверку по каждому неанонимному обращению.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/14/chast...

Архангельская епархия занимает площадь в 775,386 кв. верст; наибольшая ширина ее от запад- ной границы с Финляндией и Швецией до восточной – с Сибирью более полутора тысяч верст а наибольшая длина от Ледовитого океана до границы Вологодской губернии более 800 верст. Таким образом, Архангельская епархия по величине не только первая в числе епархий Европейской России, но даже превышает многие европейские государства. В состав населения столь обширной территории входят русские, лопари, зыряне, самоеды и корелы. Русские, сплошь населяя шенкурский уезд, составляют господствующее население и в уездах: архангельском, холмогорском, онежском, пинежском и мезенском, хотя здесь заметен уже элемент первобытных обитателей Архангельской губернии финского племени. – Лопари обитают в северной части Кольского уезда, в так называемой Лапландии. Когда поселилиеь они здесь, определенно сказать трудно; известно только, что в XI веке они являются еще в северной части Кемского уезда и дают ей название Лопской земли, но в XIII веке они принадлежали уже к волости Кольской. Христианскую веру они приняли при Иоанне Грозном; просветителями их были преподобные Трифон и Феодорит. – Зыряне живут в Печорском крае и разделяются на печорских и ижемских. Но ни ижемские, ни печорские зыряне не представляют собою чистого зырянского типа, так как в состав тех и других вошло много русских выходцев. Наречие ижемцев совершенно отлично от наречия печорских зырян не только по произношению, но и по составу. Христианскую веру зыряне приняли не раньше XIV века. Нжемские зыряне – все православные и строго нравственны в семейном быту; печорские же большею частью придерживаются раскола. – В мезенско-печорских тундрах кочуют самоеды. Обращение их в христианство началось только в двадцатых годах текущего столетия и надо заметить, что между ними и до сих пор не совсем исчезли следы идолопоклонничества. – Западную и юго-западную часть Кемского уезда занимает финское племя корелов, издавна находившихся под властью Великого Новгорода и входивших в состав Обонежской пятины. Христианская вера проникла к корелам, как полагают, еще в XI веке – при Ярославе I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Архангельская епархия просит власти не допустить выступления колдуньи-экстрасенса 20 января, 2015. Новостная служба В программе визита заявлены темы: «Проблема деторождения/семейные взаимоотношения» и «Причины болезней». 20 января. ПРАВМИР. Архангельская и Холмогорская епархия обратилась к мэру Архангельска Виктору Павленко с просьбой не допустить выступления скандально известной колдуньи-экстрасенса Фатимы Хадуевой. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии . Как отмечается в письме руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумена Феодосия (Нестерова), «жители города могут подвергнуться опасному оккультному воздействию в случае проведения семинаров Хадуевой в Архангельском городском культурном центре. В том числе могут пострадать семьи и дети, так как в программе визита заявлены темы: «Проблема деторождения/семейные взаимоотношения» и «Причины болезней». «Фактически, граждане, участвующие в семинарах Ф. Хадуевой, подвергают себя риску непрофессионального медицинского вмешательства, а также риску изменения сознания вследствие воздействия на психику. Между тем, информация о возможных негативных последствиях таких вмешательств не предоставляется. В случае причинения вреда здоровью гражданам будет очень трудно найти его истинную причину, разыскать самого экстрасенса, потребовать от нее компенсации за нанесенный вред, поскольку никаких письменных обязательств никто на себя не берет. В последнее время появилось большое количество лиц и организаций, которые, спекулируя на несчастье больных людей, пытаются, обещая им исцеление, извлечь материальную выгоду. В результате из-за необращения к врачу теряется время и состояние больных резко ухудшается, иногда до такой опасной степени, что медицина оказывается бессильной им помочь. Зачастую, люди отдают такой организации все, что имеют и в итоге оказываются без средств существования с полностью разрушенным здоровьем и поврежденной психикой», — говорится в письме. Игумен Феодосий напоминает, что «согласно Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на медицинскую деятельность предоставляется только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, соответствующий установленным стандартам качества медицинской помощи. Предлагаемые для использования в медицинских целях методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения, как правило, замыкаются на неких «особых» способностях человека и не поддаются стандартизации, а, следовательно, воспроизведению другими лицами, а потому их осуществление не может быть никак проконтролировано и соответственно отлицензировано».

http://pravmir.ru/arhangelskaya-eparhiya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010