К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет». При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого) . Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Не мог же он носить сразу четыре фамилии. Или же он на протяжении жизни менял их одну за другой? Конечно же, нет. Для уяснения этого вопроса обратимся к первому жизнеописателю Тихона Задонского митрополиту Евгению Болховитинову. Вот, в частности, что он пишет в своей работе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии»: Тихон I. Епископ. Сей преосвященный родился от отца Новгородския Епархии, Валдайского уезда, села Корецко, чтеца Саввы Кирилова, по прозванию Соколова, и при крещении наименован Тимофей» (цит. по журналу «Воронежская старина, вып. XI, стр.141). Казалось бы, всё здесь ясно и понятно. Отец будущего святителя Тихона был Савва Кириллов, следовательно, мирская фамилия Тихона Задонского была «Кириллов», а отчество «Савич». Однако не всё так просто. Из истории Отечества известно, что фамилии на Руси стали формироваться достаточно поздно, у крестьян, например, только во второй половине 19 века, особенно после отмены крепостного права. У лиц духовного звания - со средины XVIII века, - и часто носили имена приходов, где служили те люди: Покровский, Воскресенский, Вознесенский и т.д. Фамилии чаще давали по имени отца. Например, Иван, Борисов сын, получал фамилию Борисов. Иногда фамилии давали по прозвищу. Это было распространено, кстати, и среди дворянства. Например, фамилия Хвостов ведет своё начала от некоего Московского Тысяцкого Алексея, по прозвищу Хвост, убитого в Москве при невыясненных обстоятельствах в 1357 году. Как замечает в переизданной сравнительно недавно книге протоиерей А.Лебедев (Святитель Тихон Задонский. Собрание творений, Т.1, «нам неизвестно доподлинно имя отца свт. Тихона: «Было ли имя отца Тимофея Савва или Савел - в просторечии Савелий,- мы не берёмся утвердительно решать». В записках келейника свт. Тихона Чеботарёва и указе Святейшего Синода за 1754 год, при назначении Тихона Задонского (тогда ещё Тимофея) на должность учителя поэзии, он назван Тимофеем Савельевичем (в дореволюционной литературе имеется ссылка на дело в архиве Св. Синода. за 1754 г 356). В славянской духовной школе и Новгородской семинарии будущий свт. Тихон учился сначала под фамилией Савельев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...