Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

[Арсен Сапарели; груз. ], средневек. груз. церковный деятель, историк, полемист. Подвизался в Сапарском мон-ре в Юж. Грузии. А. С.- автор антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», охватывающего церковную и политическую историю стран Юж. Кавказа (преимущественно Армении) на фоне их взаимоотношений с Византийской и Персидской империями с нач. IV в. до 80-х гг. VII в., т. к., с т. зр. автора, именно в эту эпоху происходило становление арм. монофизитской Церкви. Существует ряд взаимоисключающих т. зр. по поводу определения периода деятельности А. С.: даты колеблются между кон. VII и XIV в. Наиболее распространена его идентификация с деятелем 2-й пол. IX в. Католикосом Грузии Арсением I Великим . Однако источники и информация, использованные А. С., исключают датировку сочинений А. С. периодом ранее 2-й пол. XI в. Основным источником для А. С. при составлении общего плана сочинения и описании событий с сер. VI в. служил арм. оригинал антимонофизитского трактата «Narratio de rebus Armeniae» (см. Аноним армянский ), дошедший до нас в греч. переводе (нач. VIII в.). А. С. использовал также истории Агафангела (V в.), Мовсеса Хоренаци (V в.), Лазара Парпеци (X в.), послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, к патриарху армян Закарии , «Историю Армении» Ованнеса Драсханакертци (X в.), «Всеобщую историю» Степаноса Таронеци (после 1004) и анонимную Церковную хронику. Кроме того, автором учитывается «Книга посланий» (VII в.) и «О соборах» Ованнеса III Одзнеци (726), груз. версия XI в. жития св. Григория Просветителя и одна из версий «Видения» арм. католикоса Саака Партева (V в.). В сочинениях А. С. встречаются исторические сведения, не упоминаемые в известных до него источниках, что придает им значение первоисточника. А. С. принадлежит к той части груз. деятелей средневековья, к-рая рассматривала церковный раскол на Кавказе не как внутреннюю необходимость, а как политический акт и результат давления извне. Он осуждает монофизитство, но уверен в невиновности народа, к-рому пришлось принять эту веру ( . С. 87).

http://pravenc.ru/text/76314.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/Авиву ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Арсений I Великий Память 25 сентября (Груз.) Сведения о жизни свт. Арсения содержатся в «Житии Григола Хандзтели »; имя Арсения Великого упоминается также в списке Католикосов в грузинской исторической хронике «Картлис Цховреба». Родился около 820 года, младший сын феодала Мириана из провинции Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском монастыре вместе с будущим епископом Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на котором молодой Арсений был посвящен в сан католикоса , что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии другого крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский , горячий сторонник кандидатуры Арсения, и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в его пользу. Скончался в 887 году. Труды Некоторые исследователи приписывают Арсению I Великому авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . Свт. Арсений, используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского », написанную в VI - VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». Литература . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. Использованные материалы Богверадзе А., " Арсений I Великий, " Православная энциклопедия, т. 3, 420: http://www.pravenc.ru/text/76258.html Редакция текста от: 28.01.2013 11:29:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

V в.), описавший события первой религ. войны армян против Ирана, ни автор Жития Месропа Маштоца Корюн не упоминают о Г. П. Его Житие, вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции Жития Г. П. нашла воплощение идея единства христ. народов Кавказа - армян, грузин (ивиров) и албанцев (агван). Уже в VI в. Г. П. объявляется общекавк. просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Офиц. концепция трех Церквей - Армянской, Грузинской и Албанской - представлена в греч. и араб. версиях Жития св. Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Г. П. именуется не только общеарм. просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка груз. католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «...и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» ( Мурадян . 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии. Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами ( Абегян .

http://sedmitza.ru/text/826788.html

XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Довольно странным выглядит тот факт, что такой энергичный и разносторонне одаренный ученик, как Михаил Сабинин, не смог выдержать выпускных экзаменов в гимназии. Скорее, разгадка этого феномена кроется не в недостаточных знаниях, что маловероятно, а в прямом и неуступчивом характере самого Сабинина — по всей вероятности, критиковавшего руководство гимназии. Сабинин продолжил учебу в Петербургской духовной академии. Однако он не имел права получить диплом без документации об окончании гимназического курса. Бюрократические законы не давали ему права одновременно сдавать выпускные экзамены и гимназии, и Академии. В благоприятную сторону вопрос разрешился только лишь после непосредственного вмешательства Петербургского митрополита Исидора (Никольского), бывшего экзарха Грузии, близко знакомого с талантами молодого ученого и покровительствовавшего ему. Получив возможность сдать все экзамены, Сабинин представил на соискание степени кандидата богословских наук свой труд «История Грузинской Церкви с древнейших времен до VI века» и успешно защитил его в 1874 году. Согласно предположениям некоторых биографов Сабинина, в последний год учебы он принял постриг с именем Гоброн — в честь великомученика X века Михаила-Гоброна, замученного арабами. Во время учебы в Петербурге Сабинин вошел в круги грузинской петербургской диаспоры, близко сойдясь с такими известными грузинскими деятелями, как представитель царского рода царевич Иоанн Багратиони, лексикограф Давид Чубинашвили и др. В этот же период им был издан собственный перевод на русский язык житий грузинских святых, вышедший в 1871-73 годах в трех томах и до настоящего времени остающийся одним из наиболее известных и популярных трудов о грузинских святых на русском языке. К «петербургскому» периоду его жизни относятся также работа над переводом полемического трактата святого Арсения Сапарского (X-XI века) «О разрыве Картли с Арменией» (издан в журнале «Домашняя беседа» за 1874 год, 17), издание в 1882 году на грузинском языке капитального труда «Рай Грузинской Церкви», до сих пор не потерявшего своей актуальности, где были представлены агиографии пятидесяти грузинских святых. Книга была блестяще проиллюстрирована литографическими изображениями, общая схема и первичная обработка которых принадлежат автору.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Печать веры» , в к-рый вошли также отрывки из несохранившихся богословских сочинений О. М. Название соч. «Нойемак», по одной из версий, является искажением названия соч. «Хаватой намак» (Послание веры), к-рое тоже не сохранилось. Перу О. М. принадлежат стихотворное произведение «Скорбь о нераскаявшихся грешниках» и соч. «Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков», в к-ром автор разъясняет символику архитектурных элементов храма, деталей его внутреннего убранства и священных сосудов. В «Истории страны Алуанк» Мовсес Каланкатуаци приводит письмо О. М. Давиду, епископу Мец-Колманка, с осуждением иконоборчества ( Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер.: Ш. В. Смбатян. Ер., 1984. С. 135-136; авторство О. М. некоторыми исследователями оспаривается). Существует мнение, что О. М. является автором одной из ранних редакций «Книги канонов» и находящейся в ее составе группы канонов, авторство к-рых приписывается католикосу Сааку I Партеву . О. М. также атрибутируется сочинение, посвященное 3 первым Вселенским Соборам. Соч. (на арм. яз.): Печать веры/Предисл., изд.: еп. К. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1914. С. 52-55, 142-146, 253-256, 281, 288, 327-330, 363-364; Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков//Сион. Иерус., 1967. 1/2. С. 70-75; Армянские писатели. Антилиас, 2005. Т. 4. С. 349-359. Ист.: История Иоанна Майрагомеци: Из источников Степаноса Орбеляна//Арарат. Эчмиадзин, 1917. Т. 50. 9/12. С. 746-749 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 84-86; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 61-62; Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1861. С. 79, 107; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 65-66; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910. С. 114-118 (на арм. яз.); Арсений Сапарский. О разделении Грузии и Армении/Изд., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1980. С. 90-93 (на груз. яз.); La narratio de rebus Armeniae/Éd.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

груз. авторы с пиететом отзываются о нем и это могло бы указывать на его почитание уже в древности, в древних грузинских календарях его имя отсутствует. В сер. XX в. Н. С. в числе др. святых, чья деятельность была связана с Кларджетской пуст., был занесен (возможно, повторно) в Месяцеслов ГПЦ с общим днем почитания с др. Кларджетскими святыми. Сведения о Н. С. сохранились в неск. груз. средневек. источниках: в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), созданном прп. Георгием Мерчуле , в Мученичестве Давида и Тиричана и в соч. свт. Арсения Сапарского (Сапарели) «О разделении Грузии и Армении». В них Н. С. назван «блаженным католикосом» ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274), «блаженным и великим», «святым отцом» (Мученичество Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-191; То же// Абуладзе. 1944. С. 183), «мужем достопочтенным и правоверным» ( Арсени Сапарели. 1980. С. 92). В сочинении свт. Арсения Сапарели Н. С. назван Ишхнели (т. е. происходивший из Ишхани), представлен как ревностный поборник дифизитства: в источнике рассказывается, как он причащался вместе с визант. имп. Константом II, с позором изгнал из Армении арм. философа Ованнеса Майраванеци, противостоявшего халкидонскому вероисповеданию (Там же). В Житии прп. Григория Хандзтийского говорится о том, что Н. С. воздвиг «славный» храм Ишхани. Ученые датируют строительство Ишханского тетраконха (сохр. частично) 50-ми гг. VII в.- временем, когда изгнанный из Армении Н. С. скрывался в грузинской пров. Тао (арм. Тайк), в тот период входившей в состав Византии ( Джобадзе. 2007. С. 217-221). В нач. IX в. Ишхани был обновлен и стал кафедрой Ишханской епархии ГПЦ ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274). Н. С. также построил ц. во имя Пресв. Богородицы в Валаршаване (ныне Пасинлер, иль Эрзурум, Турция), к-рая в X в. стала кафедрой Валашкертской епархии ГПЦ ( Адонц. 1971. С. 24). Во время пребывания Н. С. в Тао язычник Тевдос замучил своих племянников - отроков Давида и Тиричана .

http://pravenc.ru/text/2565080.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010