[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/Илариона ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714, Майдан, Босния - после 1744, Куфштайн, Австрия), мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.), правосл. миссионер. Существует предположение о его румын. происхождении, т. к. власти Тимишоары звали его «отшельник валах». С детства отличался благочестием и любовью к молитве. В 17 лет отправился в Св. землю, в лавре св. Саввы Освященного, в Иерусалиме, принял монашество, посетил Афон. После возвращения на родину 7 лет прослужил диаконом и был рукоположен во иерея в мон-ре Пакра (Славония). Вновь посетил Св. землю. Ок. 1742 г. по благословению Патриарха Печского Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) отправился в Банат и Трансильванию, входившие тогда в состав монархии Габсбургов, для проповеди Православия и противодействия усилившейся при имп. Марии Терезии униатской миссии. Плодотворная деятельность В. С. расстраивала униатские планы Римско-католической Церкви и австр. властей. В 1744 г. В. С. был арестован и отправлен в Вену. После вмешательства рус. посланника был освобожден, но вскоре снова арестован в г. Сибиу. Пройдя через тюрьмы в городах Дева и Тимишоара был заключен в тюрьму в Куфштайне, где и скончался. Еще при жизни пользовался уважением и авторитетом среди правосл. населения, часто встречавшего его крестными ходами и колокольным звоном. После кончины стал почитаться как святой. Особым местом почитания В. С. был крест, воздвигнутый им на холме близ г. Липова (совр. Румыния). Прославлен в лике святых в Румынской Церкви 28 февр. 1950 г., в Сербской Церкви 14 июня 1962 г. В службе В. С. подчеркивается его преданность Православию. На иконах и фресках В. С. изображается вместе со своими современниками новомучениками Опрей Миклеушем и Софронием из Чоары. Лит.: Bogdan-Duic G. Clugrul Visarion Sarai. Caransebe, 1890; Coto man G. Eremitul Visarion Valahul//Mitropolia Banatului. 1957. 1/3. P. 99-124; Surdu B. tiri noi despre Visarion Sarai//Acta Musei Napocensis. Cluj, 1965. P. 695-700; P curariu M. Sfinii daco-romani i români. Iai, 1994. P. 113-115; Сл. Свети Срби. Kapryjebaц, 1989, 2000. С. 204-205.

http://pravenc.ru/text/158804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucauja] (Антонович Йован; 1696, Буда, ныне Будапешт - 22.01.1749, Вена), митр. Карловацкий (1748-1749). Род. в г. Буда в семье правосл. сербов. Был священником серб. правосл. общины Буды. После смерти жены принял монашеский постриг в мон-ре Ковин. Со временем стал архимандритом этого мон-ря. С 1731 г. епископ Арадской епархии Карловацкой митрополии . В 1741 г., минуя принятый в Церкви порядок, был тайно утвержден австр. властями епископом одновременно 2 епархий, Арадской, или Вршацкой (Вершецкой), и Карансебешской, что вызвало недовольство др. архиереев. Этот случай разбирался на Народно-церковном Соборе 1744 г., где было решено после смерти И. отделить Вршацкую епархию от Арадской. И. был сторонником развития связей с Русской Церковью и в марте 1742 г. направил игум. Христофора (Илиевича) в Россию. 15 мая того же года И. отправил в Святейший Синод РПЦ письмо, подписавшись титулом архиепископа и митрополита Карансебешского, с просьбой о помощи в благоустройстве разоренных во время войны с турками церквей и в снабжении их рус. богослужебными книгами. Эта просьба не осталась без внимания: игум. Христофору было выдано 400 р. После смерти патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) при избрании митрополита на Народно-церковном Соборе в Сремски-Карловци в сент. 1748 г. развернулась борьба между сторонниками Горно-Карловацкого еп. Павла (Ненадовича) , которого поддержали провинциальные депутаты-миряне, и И., за к-рого ратовали граничарские офицеры и высшее духовенство. Для поддержки И. в дебаты вмешался представитель австр. имп. Марии Терезии на Соборе барон Энгельсхофен. В результате 6 сент. И. был избран митрополитом. После избрания он пообещал хранить веру и догматы правосл. Церкви, не вводить новшеств в богослужения, а в случае если он отступит от канонов, духовенство и миряне должны избрать себе др. митрополита. Также он пообещал учредить для сербов регулярные училища. Осенью 1748 г. И. уехал в Вену хлопотать о делах Церкви, где вскоре умер. Похоронен в соборной правосл. ц. вмч. Димитрия Солунского в Буде.

http://pravenc.ru/text/Исаии ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Ненадович), митр. Карловацкий. Портрет. До 1768 г. [Серб. Павле] (Ненадович Петр; 1699, Будим (ныне Будапешт) - 15.08.1768, г. Сремски-Карловци), митр. Карловацкий (1749-1768). Род. в местечке Табан близ г. Будим в семье Ненада (по его имени взял фамилию) и Елисаветы. В Табане учился в серб. и нем. школах, окончил неск. классов лат. школы, затем работал в магистратуре Будима. Благодаря хорошему образованию привлек внимание митр. Карловацкого Моисея (Петровича), к-рый постриг его в монашество с именем Павел, рукоположил во диакона, затем во иерея и назначил экзархом. При митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , в 1732 г., П. стал главным экзархом, а через 2 года был поставлен «уполномоченным, наместником и экономом в Карловцах и Белграде». После смерти митр. Викентия (1737) Карловацкую митрополию возглавил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , при к-ром в 1742 г. П. стал управлять Горно-Карловацкой епархией : имп. Мария Терезия подтвердила его избрание только в 1744 г. В епархии П. боролся против распространения униатства, особое внимание уделял просвещению духовных лиц и верующих. Вместе с еп. Костайницким Алексием (Андреевичем) в 1746 г. в Плашки открыл Центральное уч-ще Горно-Карловацкой и Костайницкой епархий, а в Залужнице - Учительско-богословскую школу. После смерти патриарха Арсения Карловацким митрополитом стал еп. Арадский Исаия (Антонович) . П. был переведен на освободившуюся Арадскую кафедру, но не успел на нее взойти из-за последовавшей кончины митр. Исаии. На соборе 16 июля 1749 г. П. избран митрополитом Карловацким. Главное внимание П. уделял финансовому обеспечению митрополии и развитию духовного образования, в 1749 г. он основал фонд, в к-рый сначала вложил 50 дукатов, а впосл. ежегодно переводил по 10 дукатов. Средства из этого фонда шли на содержание созданной П. Покровско-Богородичной школы (1749-1769), в которой обучались и дети, и священнослужители. Благодаря его усилиям открылось еще неск. школ, а для повышения уровня образования верующих в храмах стали проводиться обязательные уроки после богослужений. В этих школах часто преподавали рус. учителя по рус. учебникам, что вызвало даже смену сербско-слав. языка в богослужении на русско-славянский.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

[Серб. Napmehuje] (Павлович; ок. 1695, г. Силистра - 29.04.1760, Сремски-Карловци), викарный епископ Карловацкой митрополии . Род. в семье учителя греч. языка Павла, к-рый, вероятно, был болгарином. Рано выучил греч. язык. Начальную школу окончил в Силистре, впосл. учился в Охриде, в школе иером. Мефодия в Кастории, в Академии св. Саввы в Бухаресте у Марка Порфиропулоса († между 1708 и 1710) и Георгия Хрисогона Трапезундского. Хотел получить образование в Италии, посетил ряд итал. городов, но по причине постоянных конфликтов с католиками уехал в Задар. Объехал Македонию и Албанию, на границе с к-рой был арестован осман. властями. Через месяц освобожден, посетил Улцинь, Котор, из-за недостатка средств остался учителем в г. Рисан. Еп. Далматинский Стефан (Любибратич; 1719-1722; впосл. епископ Костайницко-Зринопольский; † 1737) оценил образованность П., в мон-ре Савина постриг его в монашество с именем Парфений и рукоположил во диакона. В 1725 г. П. уехал в Мостар, потом в Сараево. В г. Нови-Пазар безуспешно просил патриарха Печского Моисея (Райовича; 1712-1725) дать ему должность, соответствующую образованию. Мечтал поехать в Россию и встретиться с имп. Петром I. Митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович; 1718-1730) в г. Сремски-Карловци рукоположил П. во иерея. В 1730 г. митр. Карловацкий Викентий (Йованович Видак; 1730-1737) назначил его ответственным за ежедневные богослужения. В 1731 г. П. захотел продолжить обучение в Германии и самовольно уехал в Вену, к-рую вскоре покинул из-за конфликта с католиками. Посетил Братиславу, Хорватию, Далмацию, Косово и Метохию, Ниш и Софию. Неск. месяцев изучал б-ку и архив Рильского монастыря . На рубеже 1732 и 1733 гг. уехал в Печ и получил титул протосинкелла при патриархе Печском Арсении IV (Йовановиче-Шакабенте; 1725-1748). В 1737 г., после подавления серб. восстания турками, вместе с патриархом ушел в Сремски-Карловци. В 1742-1744 гг. служил в ц. вмч. Георгия Победоносца в Вене, потом жил в Бухаресте. 16 месяцев по неизвестным причинам находился в тюрьме в Вене. 19 сент. 1748 г. назначен проповедником с правом посещения всех епархий Карловацкой митрополии. В празднование Вознесения Господня 1749 г. возведен в сан архимандрита и назначен членом суда митрополии, служил в соборе в Сремски-Карловцах. 14 сент. 1751 г. в мон-ре Раковац (см. в ст. Фрушка-Гора ) хиротонисан во викарного епископа (без кафедры), стал ближайшим помощником митр. Карловацкого Павла (Ненадовича; 1749-1768), по благословению к-рого объезжал епархии, освящал храмы, рукополагал священнослужителей, с 1752 г. вел «Протокол» митрополичьих актов, руководил комиссией, сформированной в 1753 г. для восстановления общежития во фрушкогорских мон-рях.

http://pravenc.ru/text/2579083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Петрович Негош; 1709 - 10.03.1766, С.-Петербург), митр. Черногорский (1750-1766). Принадлежал к династии Негошей, представители к-рой в 1697-1918 гг. правили Черногорией, был племянником митр. Черногорского Даниила I . Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский С ранних лет жил в Цетинском мон-ре . Принял монашество в мон-ре в г. Печ. Являлся помощником своего дяди, по нек-рым источникам - двоюродного брата, митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , во время визита к-рого в Россию в 1743-1744 гг. был оставлен в Черногории его заместителем. Вступил в оживленную переписку с рус. представителем в К-поле А. А. Вешняковым, сообщая ему о жестокости турок и коварстве венецианцев по отношению к черногорцам, о политическом и церковном положении Черногории. В 1743 г. венецианские власти в Которе арестовали неск. черногорских вождей и закрыли рынок для черногорцев. В 1744 г. после тщетной попытки разрешить ситуацию с помощью заложников В. прибыл в Венецию с жалобой на власти в Которе, при благоприятном исходе визита он надеялся завоевать авторитет как среди венецианских правителей, так и среди своих соплеменников, к-рые не всегда ему доверяли. В результате его миссии венецианцы допустили черногорцев на рынок, но отказались оплачивать черногорским отрядам охрану границ республики. После возвращения из России митр. Савва, сторонник провенецианской политики, в письме извинился перед венецианским дожем за действия В., в к-рых усмотрел попытку перехватить власть. В 1749-1750 гг. В. был послан Патриархом Печским Афанасием II (Гавриловичем) в Сремски-Карловци с заданием возвратить церковную утварь, вывезенную Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) . 22 авг. 1750 г. В. был хиротонисан во епископа и поставлен экзархом «святейшего Печского трона». Не добившись возвращения церковной утвари, в 1751 г. В. прибыл в Вену с жалобой на митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) и с предложением к имп. Марии Терезии объединить военные усилия Австрии и Черногории по освобождению Балкан от тур. владычества. Это предложение не было принято из-за того, что имп. австр. двору были известны прорус. симпатии В.

http://pravenc.ru/text/150731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19318@ Подпись к иллюстрации: Патриарх Сербский Арсений IV (Йованович-Шакабента) Размер файла: 84.14 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 13.09.2020 16:09:12 Эта иллюстрация использована на страницах: АРСЕНИЙ (ЙОВАНОВИЧ-ШАКАБЕНТА)

http://drevo-info.ru/pictures/19318.html

Иерархия церквей Епархии Черногорско-приморская, Будимльско-Никшичская и Канадская [  назад  ] Епархии Черногорско-приморская, Будимльско-Никшичская и Канадская Митрополия Черногорско-приморская (1920- Гаврило Дожич (1920- 1937) Иоаникий Липовац (1940- 1945) Арсений Брадваревич (1947- 1961) с 1954 в тюрьме Данило Дайкович (1961 - 1990) Амфилохий Радович (30 декабря 1990 - 30 октября 2020) Иоанникий (Мичович) (29 мая 2021 - Кирилл (Богович), епископ Диоклийский, викарий Черногорский (31 июля 2016 - Сремская Епархия (7 мая 1947- Викентий Проданов (1947-1950) Никанор Иличич (1951-1955) Макарий Дьордевич (1955—1978) Никанор, еп. Бачский (1978-1980) управляющий Андрей Фрушич (1980-1986) Василий Вадич (14 сентября 1986- Осиечкопольская и бараньская епархия (1991- Лукиян (Владулов) (14 июля 1991 - Бачская епархия (16 век- 1. Филип (-1526) 2. Сава (1526- Макарий Захарий (уп. 1556-1557 ) Симеон (-1579) Георгий (1581- Мардарий (уп. 1603) Неофит (уп.1645) Михаил Георгий (уп.1667) Евфимий (Дробняк) (1690-1695) Стефан Метохияц (1706-1709) Христифор Димитриевич (1710-1712) Григорий Димитриевич (1713-1718) Софроний Томашевич (1718-1730) Висарион Павлович (сентябрь 1731- 18 октября 1756) Моисей Путник (6 июля 1757-1774) Арсений Радивоевич (1774-1781) Афанасий Живкович (24 августа 1781 - 12 марта 1782) Иосиф Йованович Шакабента (1784-1786) Йован Йованович (14 июня 1786 - 12 апреля 1805) Гедеон Петрович (1807 - 10 ноября 1832) (1805-1807 администратор) Стефан Станкович (1834-1837) Георгий Хранислав (1839-1843) Платон Атанацкович (1851 - 2 апреля 1867) Герман Анделич (1869-1881) (1867-1869 администратор) Василиян Петрович (1882-1891) Герман Опачич (1894-1899) Митрофан Шевич (1899-1918) Ириней Чирич (1922- 5 апреля 1955) Никанор Иличич (1955-1986) Сава Вукович (1988-1990) администратор Ириней Булович (24 декабря 1990- Иероним (Мочевич), епископ Егарский, викарий Бачской епархии (28 сентября 2014 - Бихачская епархия (1925-1931) Бихачско-петровачская епархия (1990- Вениамин Таушанович (6 декабря 1925 - 1929) С 1929 по 1934 год епархией временно управляли епископы других епарий, в 1934 - упразднена. Николай (1990-1991), еп. Далматинский, администратор Хризостом (Евич) (1991 - 1 июня 2013) Афанасий (Ракита) (1 июня 2013 - Будимльско-Никшичская Епархия (31 мая 2001- Иоанникий (Мичович) (31 мая 2001 - 29 мая 2021) [  назад  ]  

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-cr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010