В период пребывания в Монпелье А. из В. сблизился со спиритуалами и бегинами (см. Бегинки ), под влиянием к-рых создал неск. произведений в духе апокрифических и эсхатологических идей иоахимитов : «Philosophia catholica» (Католическая философия, 1302) и «Informatio Beguinorum» (Наставление бегинам; не позднее авг. 1305). По словам А. из В., бегины как ученики Христовы, каковыми они себя провозглашали, должны в своей жизни следовать 4 добродетелям: совершенной бедности («ничего не иметь и не желать иметь»), полнейшему смирению, любить Бога и сохранять целомудрие. Требование вернуться к апостольской бедности было для А. из В. прежде всего средством борьбы с католич. Церковью, ставшей, по его терминологии, «плотской», погрязшей в пороках и лицемерии. В трактатах «De tempore adventus Antichristi» (О времени пришествия Антихриста, 1297) и «Expositio super Apocalipsi» (Комментарий к Апокалипсису, ок. 1300) А. из В. предсказывал неизбежную гибель мира и появление антихриста , олицетворявшего для него те силы, к-рые противостоят католицизму. Идеи, изложенные в трактатах, дали повод обвинить А. из В. в безбожии и богохульстве как автора оскорбительных для Церкви сочинений. А. из В., прибывшего в Париж по настоянию кор. Арагона Хайме II, привлекли к судебному разбирательству, его сочинения были осуждены и преданы огню (1300). С жалобой на решение суда А. из В. обратился к папе Бонифацию VIII и был оправдан. В 1304 г. А. из В. стал личным врачом папы Бенедикта XI , а после его смерти - Климента V (с 1308). В 1309 г. неск. парижских теологов вновь выступили против таких тезисов А. из В., как предсказание неизбежной борьбы с католич. Церковью и последующего конца света, отрицание божественного происхождения (наития) папских булл и канонических установлений, к-рые А. из В. называл «сугубо человеческими произведениями». При поддержке папы и коронованных особ, пользовавшихся его медицинскими услугами, А. из В. удалось избежать обвинения. Но в 1311 г., по возвращении во Францию, его преследованием занялась инквизиция , и А. из В. был вынужден бежать на Сицилию. По дороге в Авиньон к больному папе Клименту V он заболел и умер. После его смерти трибунал в Тарасконе в резкой форме осудил его учение (1316). В эпоху Возрождения за А. из В. закрепилась слава мага, прорицателя и алхимика - ему приписывалось ок. 30 сочинений такого рода.

http://pravenc.ru/text/76146.html

Сохранились сочинения К. и. Л., связанные с изучением психофизики, где отразились попытки определить взаимодействие формы и материи в человеческом организме. В «Послании Абу Али ибн Бунану о причинах различий между людьми в нравах, поведении, страстях и склонностях» К. и. Л. отмечает влияние на разнообразие человеческих типов не только качества (дурного или хорошего) врожденной сущности (    ), но и вступающих в силу позднее особенностей, привносимых происхождением, средой и воспитанием. В послании «Об амулетах» он, отрицая к.-л. их тайную силу, 1-м во всемирной истории науки признаёт присущий им эффект плацебо. Трактат сохранился лишь в лат. переводе Арнольда из Виллановы («De physicis ligaturis», или «De incantatione») и позднее пробудил оживленный интерес в средневек. Европе. Гораздо более известна и влиятельна краткая «Книга о различии между духом и душой», базирующаяся на разборе суждений Платона, Аристотеля, Теофраста и Галена. Автор пытается установить соотношение между понятиями «душа» и «дух» посредством четкого выстраивания терминологии в соответствии с функциональными особенностями. По К. и. Л., душа (  ) - сущность (    ), не имеющая телесного (    ) измерения, в то время как дух (  ) скорее представляет собой «тонкое тело» (      ), существующее в организме и связанное с функцией того или иного органа. Лат. перевод трактата («De differentia spiritus et animae»), принадлежащий Иоанну Севильскому (40-е гг. XII в.; автор назван Constabulus и ошибочно назван Константином Африканским ), пользовался широким авторитетом у схоластов, напр. у Альфреда Сарашельского, Альберта Великого и Роджера Бэкона . Его часто переписывали и комментировали вместе с аристотелевским корпусом в качестве дополнения к соч. «О душе»; он вошел в число немногих не принадлежавших Аристотелю текстов, к-рые были включены в список рекомендуемой лит-ры по натурфилософии, составленный преподавателями фак-та свободных искусств Сорбонны в 1254 г. Взгляды К. и. Л. на классификацию наук отражены в кратком экскурсе «Из речей Кусты ибн Луки». В согласии с общеперипатетическим взглядом они подразделяются на умозрительные (физика, математика и метафизика) и прикладные (этика, экономика и политика).

http://pravenc.ru/text/2462331.html

Создателем первого гомункула в научных средневековых кругах считался испанский алхимик Арнольд из Виллановы (XIII в.), который был врачом многих римских пап. В XVI в. известный ученый и одновременно алхимик (в то время это было обычное сочетание) Парацельс утверждал, что ему удалось вырастить гомункула в колбе, питая его человеческой кровью. Он опубликовал один из наиболее известных «рецептов» получения гомункула, которым пытались воспользоваться многие его коллеги-алхимики. Это стремление нашло свое отражение в легенде о докторе Фаусте и в соответствующей бессмертной поэме Гёте. В России также были люди, которые внесли существенный вклад в трансгуманизм. Ярчайший пример – философ-футуролог Николай Фёдорович Фёдоров, считавший, что возвещенное Христом будущее воскресение человечества из мертвых произойдет с помощью науки. Она победит смерть и воскресит всех умерших людей. Чтобы при этом не возникло перенаселения Земли, он задумался о космических кораблях. Его ученик К.Э. Циолковский сделал существенный вклад в развитие этой футуристической идеи, разработав принципы космических полетов, которые предназначались прежде всего для переселения людей на иные планеты. Русские космисты начала XX века Н.А. Наумов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский также двигались в этом направлении. Они выдвинули идею активной эволюции – необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет это развитие в ту сторону, какую диктуют разум и высшие нравственные мотивы. Человек для этих мыслителей – существо промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Космическая экспансия – одна из частей этой грандиозной программы. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезней, смерти и достижением бессмертия. Исследователи называли их взгляды «мировоззрением третьего тысячелетия», и во многом эта характеристика оказалась верной.

http://bogoslov.ru/article/6191828

Узнав о дуэли, высоконравственные дамы сразу все поняли. Все сомнения были отвергнуты, виновные найдены. Ложные обвинения уложили баронессу в постель — она так больше и не поднялась. Молодой барон и двое его секундантов были сосланы за дуэль. Графиня Рифейская осталась вдовой. Вот и скажите после этого, какие пороки преследуют общество, если от этого погибают и виноватые, и невинные. Почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. О смерти баронессы Дауерталь в обществе узнали от молодого человека, который, невзирая на присутствие княжны Мими, обвинил светских дам в этом преступлении. Княжна Мими возразила дерзкому: «Убивают не люди, а беззаконные страсти». В. Н. Греков Сильфида (Из записок благоразумного человека) Повесть (1836) Мой знакомый Платон Михайлович решил перебраться в деревню. Он поселился в доме покойного дядюшки и первое время вполне блаженствовал. От одного вида огромных деревенских дядюшкиных кресел, в которых вполне можно утонуть, хандра его почти прошла. Признаться, я дивился, читая эти признания. Представить себе Платона Михайловича в деревенском наряде, разъезжающим с визитами по соседним помещикам — это было выше моих сил. Вместе с новыми друзьями Платон Михайлович обзавелся и новой философией. Он тем и понравился соседям, что выказал себя добрым малым, который думает, что лучше ничего не знать, чем столько, сколько наши ученые, и что самое главное — хорошее пищеварение. Излишнее умствование, как известно, вредит этому процессу. Спустя два месяца Платон Михайлович снова загрустил. Он уверился нечаянно, что невежество не спасение. Среди так называемых простых, естественных людей также бушуют страсти. Тошно было смотреть ему, как весь ум этих практичных людей уходил на то, чтобы выиграть неправое дело, получить взятку, отомстить своему недругу. Самые невинные их занятия — карточная игра, пьянство, разврат… Наскучив соседями, Платон Михайлович заперся в доме и не велел никого принимать. Взор его обратился к старинным запечатанным шкафам, оставшимся после его дядюшки. Управитель сказал, что там лежат дядюшкины книги. Тетушка после смерти дяди велела запечатать эти шкафы и больше не трогать. С большим трудом упросил Платон Михайлович старого слугу открыть их. Тот отнекивался, вздыхал и говорил, что грех будет. Однако же барский приказ ему пришлось выполнить. Взойдя на мезонин, он отдернул восковые печати, открыл дверцы, и Платон Михайлович обнаружил, что совсем не знал своего дядю. Шкафы оказались заполнены сочинениями Парацельса, Арнольда Виллановы и других мистиков, алхимиков, каббалистов.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

В XIII в. представление об А. использовалось в среде еретических сообществ (секта вальденсов обличала нечистоту «вавилонской блудницы» - Римской Церкви - и гонения на инакомыслящих, к-рые воспринимались как антихристовы) и францисканских спиритуалов. Последние, опираясь на предсказания Иоахима Флорского, датировали 1260 г. начало наступления последней эпохи - «эпохи Духа», а имп. Фридриха II считали предсказанным А., с момента свержения к-рого эта эпоха должна начаться. Позднее А. для них стали те, кто были облечены властью в их Церкви, т. к. они, по их мнению, отпали от Христа и противостоят обновлению Духом. Несмотря на то что это апокалиптические настроения к кон. XIII в. почти исчезли, идея А. широко распространилась в Церкви. В XIV в. тема А. находит отражение у чеш. проповедника Я. Милича и его ученика Матвея из Янова . Милич, провозгласив наступление конца мира в 1367 г., а имп. Карла IV назвав великим А., призвал папу Урбана V к устранению антихрист. нестроений и безнравственности в Римской Церкви. Испан. мирянин Арнольд из Виллановы предсказывал явление А. в 1378 г. Событие великой схизмы в католич. Церкви в том же году для англ. схоластика Дж. Уиклифа послужило подтверждением правильности его жесткой критики Римской Церкви. В соч. «De Christo et adversario suo Antichristo» Уиклиф провел сравнение между Христом и Его мнимым представителем на земле: истине, бедности, смирению, закону Христа, Его странствиям и проповеди, отвержению мира и лояльности по отношению к светской власти, Его обращению с простыми людьми, ненасилию, непритязательности, снисходительности и скромности Уиклиф противопоставил пороки Римского папы - ложь, стяжательство, высокомерие, установление закона, не обоснованного Писанием, бездеятельность, любовь к мирскому, жажду завоеваний, общение с великими мира сего, воинственность, беспредельные правовые претензии, роскошь, тщеславие. Позднее гуситы восприняли вместе с критикой Церкви, проводимой Уиклифом, и его учение о папе как А., к-рое развивали вплоть до начала нем. Реформации . В учении М. Лютера

http://pravenc.ru/text/антихрист.html

В Арагоне активная переводческая деятельность способствовала формированию каталанского языка. Во многом под влиянием болонской школы юриспруденции велась работа по кодификации права, составлялись хроники (напр., «Libre dels Feyts»). В отличие от Кастилии в Арагоне значительно большее участие в общем культурном процессе приняли церковные деятели (канонист Раймунд Пеньяфортский , богословы Луллий Раймунд , Арнольд из Виллановы и др.). Распространение в Арагоне ересей и влияние инквизиции способствовали появлению полемических сочинений. Так, Таррагонский архиеп. Пере д " Албалат составил одно из первых детальных описаний инквизиционного процесса, а также богословское соч. «Сумма семи таинств» (Summa septem sacramentorum). Лит.: González J. Las conquistas de Fernando III en Andalucía//Hispania. Madrid, 1946. N 25. P. 515-631; idem. Repoblación de Castilla la Nueva. Madrid, 1975. 2 vol.; Lacarra J. M., Vázquez de Parga L., Uría Riu J. Las peregrinaciones a Santiago de Compostela. Madrid, 1948-1949. 3 t.; Procter E. S. Alfonso X of Castile. Oxf., 1951; Pastor de Togneri R. Las primeras rebeliones burguesas en Castilla y León (siglo XII): Análisis histórico-social de una coyuntura. Buenos Aires, 1965; Palomeque Torres A. Episcopologio de las sedes del reino de León. León, 1966; Burns R. I. The Crusader Kingdom of Valencia: Reconstruction on a XIIIth Cent. Frontier. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Soldevila F. Els primers temps de Jaume I. Barcelona, 1968; Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the XIIIth Cent. Camb., 1971; idem. Spanish Church and Society, 1150-1300. L., 1983; Lacarra J. M. Aragón en el pasado. Madrid, 1972; idem. Historia del reino de Navarra en la Edad Media. Pamplona, 1975; Linage Conde A. Los orígenes del monacato benedictino en la Península Ibérica. León, 1973. 3 vol.; Moreta Velayos S. Rentas monásticas en Castilla: Problemas de método. Salamanca, 1974; Gutton F. L " Ordre d " Alcantara. P., 1975; O " Callaghan J. F. The Spanish Military Order of Calatrava and its Affiliates.

http://pravenc.ru/text/674995.html

у Н. К. формируется устойчивый интерес к наследию Луллия, постоянная работа с к-рым во многом определила облик самого Н. К. как философа и теолога. Предположительно, еще находясь в Париже, 8 июля 1428 г., Н. К. приобрел «проповеди Раймунда» (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 22. N 61); вероятнее всего, речь идет о сохранившейся в его б-ке рукописи (Cusan. 118), содержащей соч. «Книга проповедей» (Liber de praedicatione; N 188) Луллия. Всего Н. К. принадлежало ок. 10 рукописей с разными сочинениями Луллия (обзор см.: Reinhardt. 2005. S. 7-10), к которым он регулярно обращался, особенно часто - в 30-х и 50-х гг. XV в. Влияние идей Луллия совр. исследователи обнаруживают и в общей методологии Н. К., где его связывает с Луллием концепция взаимосвязи всех наук и их фундированности в теологии, и в трактовке им мн. частных тем метафизики, философии религии, математики и т. д. (см.: Senger. 2017. S. 18; Watanabe. 2011. P. 156-166; также см. в статьях сборника: Ramon Llull und Nikolaus von Kues. 2005). Помимо трудов Луллия, Н. К. изучал в Париже и др. рукописи. Так, впосл. он упоминал, что видел в Парижской королевской б-ке оригинальные трактаты по алхимии Арнольда из Виллановы ( 1311), которые имели хождение под именем Луллия (см.: Haubst. 1980. S. 200). Вместе с книгой Луллия 8 июля 1428 г. Н. К. приобрел еще две книги: сборник сочинений Вильгельма Овернского (вероятно, речь идет о рукописи Cusan. 94; описание см.: Marx. 1905. S. 94-95) и «Сентенции» Петра Ломбардского (вероятно, Cusan. 66; описание см.: Ibid. S. 75-76). Либо по дороге в Париж, либо на обратном пути в Германию Н. К. посетил соборную б-ку в Лане, где познакомился с рукописью, содержавшей Libri Carolini , - составленное франкскими теологами по поручению кор. Карла Великого подробное опровержение деяний Вселенского VII Собора , в к-ром были ярко выражены идеи иконоборчества и подчеркивалась независимость Зап. Церкви от Востока (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 23. N 64). Эти и др. отрывочные свидетельства дают представление о широте интересов Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Что нового у Вас, Владыко? Привет Роберту Арноль[довичу] 701 , если он еще не уехал. Как Ваше здоровье? Если встретите моего Епископа, то и ему мое сердечное поздравление прошу передать. Я уже начинаю привыкать у дочери, но как устроюсь, еще ничего не знаю. В последующих письмах опишу. Внуки очень Вам благодарны и, кажется, собираются писать Вам. Дай Бог Вам, Владыко, всего хорошего. Преданный Вам Чеслав. Мой адрес: Клайпеда, Лит[овская] ССР, Лигонинес ул., 22, кв. 3. Красаускас Ч. И. Д. 3. Л. 24–25 об. Подлинник. Автограф. Приложение. Письмо внука Ч. И. Красаускаса Казика Мисюры к святителю Афанасию. 16 декабря 1954 г. Уважаемый Владыко! Дедушка привез Ваши подарки к Рождеству Христову мне с сестрой и отдельно для меня плитку шоколада за то, что я люблю и уважаю свою маму. Я и сестренка были очень рады и счастливы, получив эти подарки, а я особенно, и потому я хочу от всей души поблагодарить Вас за внимание ко мне, за что буду просить Бога для Вашего здоровия и долгих лет жизни. Дедушка рассказал нам, как много хорошего сделали Вы для него за все время и особенно когда его раздели перед отъездом к нам и как Вы его одели, чем спасли его от простуды в дороге. И за это я хочу Вас от всего своего молодого сердца поблагодарить, потому что я очень люблю своего Дедушку. Поздравляю Вас с Рождеством Христовым и хочу, чтобы Бог Вам дал хорошее здоровие и долгую жизнь, о чем буду просить Бога. Посылаю облаток, который я поделил с Вами по случаю Рождества Христова. Казик Мисюра. 1954 XII/16 д[екабря]. Д. 3. Л. 26–26 об. Подлинник. Автограф. 2. 2 января 1955 г. 2.I.1955 г. 14 час[ов] 15 мин[ут] 42 сек[унды] и 17 терций! Дорогой Владыка! Примите мое, моей дочери и внуков самые наилучшие пожелания в жизни Вашей и наше поздравление с Праздником Рождества Христова, по случаю чего просим Бога, чтобы ниспослал Вам здоровья и всякого благополучия на долгие, долгие годы жизни Вашей, в которой Вы, будучи Сами в несчастье, делаете так много бескорыстного добра Вас окружающим, поддерживая их морально и материально.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Роберт Кинг (1916 - 19 декабря 1954) Джеймс Ингалл Веджвуд, епископ-коммисар Европы (1926 - 13 марта 1951) Чарльз Вебстер Лидбитер, епископ Австралии (15 июля 1916 - март 1923) Адриаан Герард Врееде (15 августа 1928 - Провинция США: Региональный епископ: Ирвинг С. Купер (1919-1935) Чарльз Хэмптон (1935 - 1943) Джон Теодор Эклунд (1943 - 13 октября 1948) Ньютон Арноль Даль (1949 - 1971) Уильям Хендерсон Питкин (5 сентября 1971 - 22 марта 1974) Герит Мунник (22 марта 1974 - 10 февраля 1985) Лоуренс Джей Смит (19 февраля 1985 - 9 мая 1999) Хейн ван Безеком (10 мая 1999 - 10 сентября 2000) Уильям С.Х. Дауни (10 сентября 2000 - Епископы-помощники: Ирвинг Стигер Купер (13 июля 1919 - 17 января 1935) Джон Мойниян Теттемер (23 мая 1926 - 14 мая 1949) Эдвин Берт Беквит (18 июля 1926 - 4 марта 1929) Рэй Маршалл Уордалл (1927 - 14 июля 1949) Чарльз Хэмптон (13 июля 1931 - 1935) Эдмунд Вальтер Шихан (23 июня 1935 - 21 откября 1942) Джон Теодор Эклунд (2 июля 1939 - 1945) Ньютон Арнольд Даль (8 июня 1947 - 1949) Уолтер Джеймс Цоллингер (8 июня 1947 - 28 марта 1973) Уильям Хендерсон Питкин (18 июля 1957 - 5 сентября 1971) Эдвард Мюррей Мэтьюс (1976 - 10 апреля 1985) Герит Мунник (20 марта 1971 - 22 марта 1974) Лоуренс Джей Смит (17 июля 1982 - 19 февраля 1985) Хейн ван Безеком (7 февраля 1987 - 10 мая 1999) Джозеф Ле Саж Тиш (14 февраля 1987 - ? и 1996-) Роберт Самюэл МакГиннис мл. (22 июня 1979- Уильям С.Х. Дауни (24 мая 1997 - 10 сентября 2000) Ллойд Уорли (16 апреля 2005 - Майкл Джон Генри Уорнон (23 июля 2005 - Хименес Буавентура, епископ-помощник в Пуэрото-Рико (9 августа 1936 - 21 мая 1970) Ruben Cabigting Провинция Австралии: Региональный епископ: Чарльз Вебстер Лидбитер (22 июля 1916 - (2 апреля 1923/1 марта 1934) Двид Мортон Твиди (14 мая 1932 - 11 июля 1941) Лоуренс Уилфрид Барт (21 октября 1941 - 1 июля 1961) Стен Герман Филип фон Крузенштерн (сентябрь 1961 - 1 сентября 1975) Френсис Кристофер Баннистер (1 сентября 1975 - 31 декабря 1983) Уильям Гилкрист Хилл (1 января 1984 - 22 ноября 1993)

http://hierarchy.religare.ru/h-indi-lcc....