Закрыть itemscope itemtype="" > Лицо Добровольческой армии Глава из «Психофильма русской революции» 09.10.2015 1071 Время на чтение 27 минут Ниже мы впервые публикуем главу из книги «Фильм русской революции: В психологической обработке» (Белград: М.Г. Ковалев (Jeфuмehko и Mapmjahobuh), (б.г.). - 460 с.) выдающегося русского учёного с мировым именем, врача-психиатра, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951) ( см. о нем ). Предположительно книга опубликована во второй половине - конце 1930-х гг. Подготовка главы к публикации - составителей (О.В. Григорьева, И.К. Корсаковой, А.Д. Каплина, С.В. Мущенко). + + + ГЛАВА XXIII Лицо Добровольческой армии В короткие дни моего пребывания в Новороссийске до заболевания сыпным тифом предо мной несколько бли­же вскрылось лицо Добровольческой Армии. Я узнал мно­гое такое, о чем не подозревал раньше. Я идеализировал армию и думал, что она идет по пути спасения историче­ской России и приведет ее к монарху. Монархистов было слишком много среди бойцов и левизна головки армии не была ясна огромному большинству офицерства, составлявшего её боевой элемент. Я потому и пошел в ряды Добро­вольческой армии, что верил её руководителям. Алексеев и Корнилов тогда были уже покойниками, но их ореол стоял в Добровольческой армии высоко. Раз я пишу свой фильм русской революции, я должен сказать, как проявились на нем фигуры главных вождей белого движения. Ни Алексеева, ни Корнилова, ни даже Врангеля я ни разу не видел. Деникина видел в Новороссийске только издали, но все они ярко запечатлелись в моей психике такими, какими их обрисовывала их деятельность и рассказы лиц с ними непосредственно соприкасав­шихся. Сложилось у меня о них свое мнение, выкристаллизовались свои симпатии и антипатии. Эго ведь не частные личности, а деятели определенной эпохи, игравшие в ней опре­деленную роль. И каждый участник драмы имеет право о них судить по своему. Я не виноват, если моя оценка всех этих деятелей отрицательна.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/10/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 1 (14) Мученик Петр Игнатов Мученик Петр родился в 1904 году в деревне Андреевские Палики Жиздринского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Ивана Игнатова. В деревне он окончил сельскую школу и женился на девице из той же деревни, Анастасии, которая была круглой сиротой с одиннадцати лет; ей самой приходилось зарабатывать на хлеб, нанимаясь поденно на хозяйственные работы; она была с детства очень религиозной и часто посещала храм. Когда Петру исполнилось двадцать два года, он был мобилизован на срочную службу и направлен в войска ОГПУ, где прослужил три года рядовым. В то время, пока он служил в армии, его жена Анастасия переехала в село Кунцево под Москвой и устроилась работать на фабрику ткачихой. После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцеве. В 1933 году супруги поехали на родину в Брянскую область, но, прожив здесь несколько месяцев, вернулись обратно в Кунцево, и Петр устроился работать сторожем на склад Мослегпрома, и они поселились с женой в общежитии. За время службы Петра в армии Анастасия всецело прилепилась сердцем к Богу и к церкви, так что и образом своей жизни уже стала походить на монахиню. Вернувшись из армии, Петр был весьма удивлен благочестием своей супруги; и если раньше он не смотрел столь серьезно на вопросы веры и на то, сколь важно жить по заповедям Господним и сколь существенно в этом деле личное благочестие, то теперь, глядя на жизнь супруги, он глубоко задумался над этим и потянулся вслед за ней в храм, к службам, стал читать духовные книги и в конце концов вполне проникся сознанием, что перспектива вечной жизни куда важнее, чем сиюминутная суета. Начало этой вечной жизни и плоды благочестия он уже ощущал в своей собственной душе – что, действительно, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), а если оно внутрь есть, то и ощутиться человеком может извнутрь уже здесь, на земле. С тех пор как он вернулся из армии, жизнь супругов стала воистину монашеской, и уже не о супружеской плотской жизни они помышляли, а о том, как спастись, как угодить Господу; соответственно этому не было у них чад земных, а вместо них были дела благочестия, которыми они и служили Богу, людям и своему спасению. Даже внешне изменился облик Петра Ивановича, и он стал походить более на монаха, чем на мирянина. Обрели они себе и духовного наставника-старца в одном из живущих в Сергиевом Посаде монахов, которых после закрытия Лавры много поселилось тогда неподалеку от столь дорогой их благочестивому сердцу обители.

http://fond.ru/kalendar/1135/petr/

Закрыть itemscope itemtype="" > Лихие годы русского православия Возможность воссоединения Церкви в России и за рубежом по-прежнему остается под вопросом 21.04.2004 344 Время на чтение 6 минут Об авторе: Алексей Львович Беглов - кандидат исторических наук. Русский церковный раскол ХХ века, приведший к возникновению Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), - только одно из звеньев в цепи трагических событий, потрясавших нашу страну в ушедшем столетии. Он непосредственно связан с массовым исходом из страны русских после поражения Белой армии в Гражданской войне. Вместе с отступившими войсками в Турцию прибыли клирики Русской Церкви: военные священники Белой армии, епископы южнорусских и украинских епархий. Русские беженцы нуждались в срочной материальной помощи и духовном окормлении. Чтобы координировать деятельность русских священников в эмиграции, бывший глава военного духовенства врангельской армии архиепископ Вениамин (Федченков) предложил создать эмигрантское церковное управление по образцу того, что действовало на " белом " юге России. 2 декабря 1920 года по согласованию с представителем Константинопольского Патриархата (но без согласия Патриарха Тихона) епископы-эмигранты заявили об образовании Временного высшего русского церковного управления за границей. Спустя год, 21 ноября 1921 года, в югославском городе Сремские Карловцы открылось Общецерковное заграничное собрание, позднее переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор. Он стал важной вехой в истории русского церковного зарубежья. Среди примерно сотни его членов были 30 участников монархического съезда русской эмиграции, приглашенных председателем Собора митрополитом Антонием (Храповицким). Так, послание " Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим " гласило: " Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли... да вернет на всероссийский престол... законного православного царя из дома Романовых " . А через некоторое время канцелярия закрывшегося Собора от его имени обратилась к Генуэзской конференции: " Народы мира! Пожалейте наш благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев!.. А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие... и помогите изгнать большевизм... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Мы представляем здесь редкую возможность познакомиться с воспоминаниями Владыки Василия (в миру Всеволод Кривошеин). Они написаны совсем молодым человеком, в те смутные и тревожные годы ему было около девятнадцати лет. Он родился в Петербурге 19 июня 1900 года в семье А.В. Кривошеина, Министра земледелия и землеустройства, в правительстве Государя императора Николая II. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. Эти события, очевидцем которых он стал, потрясли его. Трое из его старших братьев уже были в действующей армии. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решает перебраться на юг, перейти фронт и вступить в ряды Добровольческой армии. «Все в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратным, и вместе с тем я осознал, что для меня нет в нем места. Я не в силах был сидеть сложа руки», – пишет он. Интересен рассказ молодого Всеволода, что перед дорогой его тетушка надела на него нательный образок великомученицы Варвары. Тогда еще будущий монах по своей малоцерковности не знал, что Великомученица Варвара спасает от неожиданной и насильственной смерти, и тем не менее он молился ей всю дорогу как умел. С Божией помощью он уходил от, казалось, неминуемой смерти. Бог спасал его много раз от расстрелов, тюрьмы, ран и стихии. Поражение Деникина, Врангеля и Колчака привело к исходу Белой армии с юга России. Всеволод отступал вместе со всеми, из Новороссийска он прибыл в Каир, а потом в середине 1920 года в Константинополь. В начале 1921 года он оказывается в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Здесь он поступает в Сорбонну и одновременно принимает участие в съездах православной молодежи. В 1924 году он записывается студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Свято-Сергиевский Богословский институт , а через несколько месяцев Всеволод едет с группой студентов на экскурсию на Афон. Это посещение настолько потрясает его, что он решает остаться здесь навсегда. На Святой Горе он проводит более двадцати лет и здесь же принимает постриг. Потом будет Оксфорд, Бельгия и опять Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

монахиня Геновефа Скачать epub pdf Архимандрит Афанасий (в миру Анатолий Нечаев) родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. По окончании Духовной Семинарии работал на железной дороге в Москве. Как-то раз на одной из улиц Москвы Анатолий натолкнулся на толпу, слушавшую малопонятную проповедь каких-то нерусских людей в полувоенной форме. В те трудные годы (шла первая мировая война) в Москве активно действовала Армия спасения 1 . Впечатлительный, порывистый А. Нечаев горячо отозвался на призыв проповедника и увлекся благотворительной социальной работой. В книге проповедей и бесед митрополита Сурожского Антония есть личные воспоминания о встречах с отцом Афанасием (Нечаевым) , где он с большой любовью рисует его духовный облик 2 . Митрополит Антоний приводит свидетельства людей, знавших отца Афанасия в годы, когда он совсем молодым посвятил себя служению в Армии спасения. Удивительно, что люди, знавшие его в то далекое время, не забыли, сколько человеческого тепла, нежной заботы о больных, о нуждавшихся в помощи, сколько сострадания проявил тогда Анатолий Нечаев. В каждый дом, который он посещал, вносилась атмосфера радости, счастья, доброго общения между людьми. Он становился самым нужным, самым желанным человеком. Вскоре, однако, Анатолий Нечаев убедился, что намерения и деятельность Армии спасения в России оказались связанными с политической игрой. Анатолий Нечаев пережил острый духовный кризис, мучился сомнениями, которые привели его к встрече с известным тогда в Москве духовником, продлившейся всего лишь несколько часов… После этого Нечаев порывает все отношения с Армией спасения и поступает послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Добрый, отзывчивый, жизнерадостный Анатолий Нечаев вскоре приобрел симпатии игумена и всей братии. Он имел прекрасный голос и пел на клиросе. Обладая большой физической силой, с радостью выполнял самые тяжелые послушания. Он был счастлив, потому что нашел свой дом, свое пристанище, свое призвание, Совсем неожиданно Анатолий Нечаев, принявший постриг с именем Афанасий, получил от монастыря новое послушание. В обители не было своего богослова. Обратив внимание на незаурядные дарования молодого инока, старцы монастыря послали его учиться богословию в Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже. Вернуться в Валаамский монастырь ему уже не пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Necha...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (συρογενης). Родина его — Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточным главнокомандующим,» т.е. военным губернатором двух провинций Фригии. Он вырос и привык там к понятиям иконоборческим, общепринятым, как среди возникшего в Армении павликианства, так и y наполнявших Фригию монтанистов и новатиан. Лев узурпаторски отнял власть y слабого Феодосия III и сразу оправдал себя спасением Константинополя от грозной осады арабов. Спасительное для империи дело Льва Исавра было выдающимся историческим подвигом. Византия находилась в положении аналогичном последующему грозному моменту перед 1453 г. Если бы Лев не победил сарацин, то уже с 717 г. Константинополь был бы под арабской мусульманской властью, на 700 лет раньше власти турок. С Запада славяне теснили греков. Болгары были уже в Эносе, a арабы обложили Константинополь кругом. Таким образом Византийская империя свелась к одной столице. Лев одолел арабов. После года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и только с жалкими пятью судами вернулись в Сирию. Однако вскоре оправились и опять отобрали y греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Но Лев окончательно разбил их во Фригии под Акроиносом. Это произошло уже в 740 г. Эта победа была не случайной. Ее добился Лев путем полной реорганизации старой армии, соединенной с экономическими реформами. Военные нужды побудили Льва быть и религиозным реформатором. В этом аналогия с реформами Петра Великого. Лев поднял дисциплину в армии. Он издал Кодекс законов (так называемый Эклога, Εκλογη) и специальный «Земледельческий закон — Νομος Γεωργικος.» Последний — в защиту свободы земледельцев против кабалы. Вопреки 78-му правилу Трулльского собора Лев издал либеральный закон ο смешанных браках, лишь бы обе стороны были христианами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435374/

Военный священник в Русской армии был не только духовным наставником воинов, поддерживающим их высокий моральный дух и готовность достойно сражаться за веру и Отечество. В критической ситуации священнослужитель имел право безоружным, с крестом в руках, возглавить воинов для их спасения и победы над врагом. И только в особо исключительных случаях, когда решалась судьба всей страны, священники брали в руки оружие. Так, при обороне Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1608–1610 гг. монахи старцы Ферапонт и Макарий возглавили конную атаку иноков на завоевателей, хотя и не избежали в дальнейшем церковного покаяния. Русский историк, этнограф, составитель подробного каталога московских церквей и монастырей Иван Михайлович Снегирев писал, что по окончании войны на таких ратоборцев налагалась церковная епитимья за уклонение от правил канона, но она обычно облегчалась «по необходимости и важности подвига». Известно, например, что в Куликовской битве 1380 года, где решалась судьба нашего государства, по специальному благословению Сергия Радонежского сражались с оружием в руках монахи Пересвет и Ослябя. В XVIII веке известен один случай вооруженного участия православного священника в битве с врагом. В «Деяниях Петра Великого» говорится о священнике Иване Окулове, который во главе 1000 охотников (добровольцев) перешел границу Швеции и уничтожил заставы противника, которые постоянно разоряли русские пограничные селения. В XIX веке известно два таких случая. Монахи Соловецкого монастыря отстояли свой монастырь от нападения английской эскадры, а священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, как сказано в Указе, «за содействие в отражении англо-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». Между тем военные священники совершали ратные подвиги, даже не имея на руках оружия… Во время Русско-турецкой войны в армии Суворова, в Полоцком пехотном полку служил военным священником Трофим Куцинский.

http://pravoslavie.ru/71412.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Молебен на Сенатской 18.07.2006 310 Восстание декабристов закончилось поражением офицеров-заговорщиков. Страшно далеки были они от народа... У " Медного всадника " пролилась кровь. Ровно через семь месяцев после 14 декабря 1825 года (кстати, эту дату почему-то до сих пор отмечают по старому стилю), а именно 14 июля 1826 года, это печальное событие было помянуто, согласно церковным правилам. Они требовали поминального, благодарственного и очистительного обряда. 13 июля после вынесения приговора и казни вождей восстания на кронверке Петропавловской крепости вышел царский рескрипт, в котором говорилось: " на том самом месте, где в первый раз...среди мгновенного мятежа, явилась пред Нами тайна зла долголетнего, совершить последний долг воспоминания, как жертву очистительную за кровь русскую, за веру, Царя и Отечество, на сем самом месте пролиянную, и вместе с тем принести Всевышнему торжественную мольбу благодарения " . Воспоминание началось в Адмиралтейской церкви, которая располагалась в юго-западном ризалите Адмиралтейства и заменяла собой Исаакиевский собор, находившийся в то время в лесах. В церкви за ранней литургией молились сам император Николай I, " все знатные обоего пола особы, а также гвардии и армии штаб- и обер-офицеры " , все архиереи, протоиереи и придворное духовенство. Дамы были " в белом русском платье " , кавалеры в праздничных мундирах и кафтанах. Из Казанского собора привезли чудотворную икону Божией Матери. Во время литургии служилась лития с возглашением вечной памяти " болярину графу Михаилу (Милорадовичу) и с ним за веру, Царя и Отечество живот свой положившим " . После многолетия Царствующему Дому духовенство провозгласило многолетие " победоносному и верному воинству " . В тот же день Император отдал приказ по армии: " ... верными грудями вашими заслонен престол, спасена святыня православной веры, избавлено отечество от ужасов бунта... " Когда литургия закончилась, крестный ход с иконой вышел из церкви и под колокольный звон направился на Сенатскую, или Петровскую, площадь, " на то самое место, где были мятежники и где... призывали их к порядку, но они остались непреклонны " . Там около памятника Петру Великому был установлен шатер для молебна. Пошел дождь, но зонты никто не открывал, в том числе Государь, ехавший на белом коне вслед за духовенством. Императрица следовала в экипаже. Хор громко пел тропарь " Спаси, Господи, люди Твоя " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и детей», - писал в одной из глав многотомного труда «Пути к совершенной радости» известный ученый и духовный писатель Николай Евграфович Пестов. Эти слова, во многом, оказались правдивы и для него самого. Его семья – и в годы репрессий, и в Великую Отечественную, и при послевоенном строе – жила насыщенной духовной жизнью, не потерпев значительных притеснений от гонителей Православия. Господь сохранил ее как нетронутый островок среди социалистической действительности – и из этого семени впоследствии выросло целое древо. Дочь, зять и внуки Николая Евграфовича всецело посвятили себя Церкви – основа этого служения была заложена в старой московской квартире Пестовых горячими молитвами их деда и отца. Его долгая земная жизнь тем более примечательна, что содержит в себе опыт неудачного первого брака, долгой нравственной смуты, последующего раскаяния и изменения своей жизни ради Христа. Это изменение было подлинным, и Господь благословил рабу Своему такой же подлинный семейный союз, просуществовавший на земле более пятидесяти лет и, несомненно, перешедший в Вечность. Николай Пестов был последним, десятым ребенком у своего отца и вырос в большой, типичной в отношении уклада и нравов дореволюционной семье. Его колыбелью была среда нижегородских мещан: в ней ценилась домовитость и соблюдались религиозные обряды, но вникать в их суть и молиться по-настоящему детей, зачастую никто не учил. О религиозных вопросах Николай задумался всерьез только в юности и, прочитав популярную в те годы книгу Ренана «Жизнь Иисуса», решил, что будет атеистом. Эти убеждения не изменились ни в армии – когда он в качестве офицера участвовал в Первой мировой войне, – ни в последующие годы его «комиссарства» - сотрудничества с властью большевиков. В этот же период он связывает свою судьбу с дочерью присяжного поверенного Руфиной Дьячковой, типичной эмансипированной женщиной того времени. Молодых объединяли весьма «свободные» взгляды и склонность к лидерству: в гостиной Дьячковых читалась и обсуждалась запрещенная литература и строились планы относительно светлого будущего России. Во время гражданской войны Руфина, охваченная идеей, отправилась с Николаем на фронт, где, научившись управлять автомобилем и орудовать шашкой, сражалась наравне с мужчинами. Однако победа Красной Армии соединилась в ее судьбе с драмой в личной, семейной жизни: в 1921 году супруги расстались. О причинах этого Николай Евграфович никогда и никому не говорил. И более никогда в жизни не встречался со своей первой женой.

http://pravoslavie.ru/37979.html

Постановления Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Скачать epub pdf Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви, от 1 сентября 1917 г., по поводу угрожавшей Родине братоубийственной войны 1 сентября 1917 г. Глубоко потрясенный известием об угрожающей Родине братоубийственной войне, Священный Собор Православной Российской Церкви видит в этом новом испытании новое напоминание о великой ответственности всех русских людей перед Богом и перед Родиной. Исстари величие Русской Державы защищалось грозной ратью христолюбивого воинства, крепко спаянной внутренним духовным единством и внешней дисциплиной. Сила русского воина заключалась в том святом воодушевлении, которое пробуждалось верою и молитвою, и – в беспрекословном подчинении военной власти ради спасения Родины. Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений, и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушною зрительницею распада и гибели Родины. Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением вещественными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина духа, которой утверждается дисциплина внешняя. Необходимость восстановления власти военачальников во всей ее полноте неоднократно засвидетельствована вождями русской армии перед лицом всей России. Собор полагает, что пренебрежение этими указаниями уже само по себе служит источником величайшей опасности, ибо оно приводит к отчаянию и создает безысходные столкновения между любовью к Родине и обязанностью повиновения власти. Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть остановлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийною, а всенародною. А народно-русскою может быть только власть просветленная верою Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010