Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), в Ряжском р-не Рязанской обл., первоначально жен. Основан как богадельня в кон. XIX в. прав. Софронием Ибердским в 23 верстах от г. Ряжска, в 3 верстах от сельца Щурова Ряжского у. на земле (17 дес.), пожертвованной крестьянином с. Мостье Е. Н. Родиным. 14 окт. 1897 г. указом Рязанского еп. Мелетия (Якимова) заведующей богадельней была назначена благочинная Колычевского Казанского жен. мон-ря Рязанской епархии мон. Ангелина. 13 июля 1904 г. по благословению Рязанского еп. Аркадия (Карпинского) в соответствии с указом Святейшего Синода от 3 марта 1904 г. богадельня была обращена в жен. общину, а указом Святейшего Синода от 7 марта 1907 г.- в жен. мон-рь. В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе по благословению архиеп. Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова) в обители был построен двухэтажный каменный храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Престол на верхнем этаже был освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, на нижнем - в честь иконы Божией Матери «Знамение» (в воспоминание избавления от опасности 29 апр. 1891 в г. Оцу в Японии цесаревича св. мч. Николая Александровича (см. Николай II Александрович )). Храм был освящен 11 июля 1892 г. прот. из с. Ухолова Гавриилом Кудрявцевым. В 1892 г. при храме были сооружены небольшие постройки для богадельни. В нач. XX в. в мон-ре было 9 корпусов, в т. ч. 3 каменных, баня с прачечной, амбар, деревянный сарай. В одном из кирпичных домов располагалась трапезная с кухней, куда был проведен водопровод. В 100 саженях от храма и жилых построек в 1892 г. было устроено кладбище. В 1907 г. в мон-ре был оборудован скотный двор с каменным домом, каретным сараем и каменной конюшней и др. хозяйственными постройками. В 1909 г. недалеко от скотного двора был сложен новый кирпичный ледник.

http://pravenc.ru/text/64498.html

Рязань. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благородном пансионе Первой мужской гимназии. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь при гимназическом пансионе устроена в 1868 г. бывшим почетным попечителем гимназии тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым. Настоятелем церкви состоит с 1868 г. законоучитель гимназии протоиерей Иоанн Ефимович Любимов. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1. - Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г. Никольская домовая церковь с престолом во имя свт. Николая Чудотворца при Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице устроена была в 1868 году почётным Попечителем гимназии, тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым в доме, который подарил он в 1833 году этой гимназии (ныне здание Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина). Часть средств на устройство церкви пожертвовал купец Александр Васильевич Антонов, он же стал первым ктитором этой церкви. Гимназический храм в здании Благородного пансиона освящён был 4 декабря 1869 года. В причте числился 1 священник, он же был законоучителем гимназии. В 1903 году ктитором А.К. Москвиным церковь была капитально подновлена, стала вместительней и светлее. Устроены были новые резной иконостас и престол. Хоругви, люстры, подсвечники и облачения приобретены новые. Весь храм отделан заново, на что А.К. Москвин затратил из своих средств 20 тысяч рублей. Освящен заново гимназический храм был очень торжественно 4 декабря 1903 года. Чин освящения совершал епископ Аркадий (Карпинский) с многочисленным духовенством. На торжестве освящения Никольской домовой церкви в Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице присутствовали: Попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов, окружной инспектор Р.И. Державин, начальник губернии Н.С. Брянчанинов, также Вице-Губернатор, Губернский и Уездный Предводители дворянства, Городской голова и многие другие представители правительственных учреждений и городских учебных заведений Рязани. Присутствие на освящении Никольского домового храма такого количества высоких гостей объяснялось тем признанным высоким статусом среди учебных заведений Московского учебного округа, который имела старейшая и лучшая в Рязанской губернии Первая мужская гимназия.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ нештатный, общежительный, находился в д. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. (совр. Московская обл.). Вдова унтер-офицера М. Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 дес. земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на о-ве Евлевский Корь, окруженном оз. Великим и р. Пра. В 1887 г. Попова построила здесь неск. зданий для жен. общины. Спустя 3 года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери освящен 1 окт. 1890 г. архим. рязанского Троицкого мон-ря Владимиром по благословению архиеп. Рязанского Феоктиста (Попова) ; второй придел - во имя св. Иоанна Предтечи - освящен 19 окт. 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского муж. мон-ря архим. Тихоном по благословению еп. Димитрия (Сперовского) . В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. жен. община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 дес. усадьбы и 124 дес. угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало 40 сестер. Настоятельницей мон-ря была утверждена основательница Попова, а после ее кончины в 1893 г.- мон. Рафаила. 16 сент. 1899 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря и мон. Рафаила была возведена в сан игумении. При игум. Рафаиле была построена богадельня на 11 чел., расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трехпрестольный собор с приделами: главным - в честь Воздвижения Креста Господня; левым - во имя свт. Петра, митр. Московского, и прп. Марии и правым - в честь иконы Божией Матери «Знамение». Собор строился 8 лет, освящен 23 июня 1903 г. по благословению еп. Аркадия (Карпинского) , настоятелем Солотчинского рязанского муж. мон-ря архим. Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня. В обители была собрана богатая б-ка, впосл. утерянная. Мон-рь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в мон-ре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц.

http://pravenc.ru/text/Александро-Мариин...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕГОРЬЕВСКИЙ АЛЕКСЕЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Егорьевский храм во имя святителя Алексия, 1998 год. Фото Андрея Агафонова с сайта sobory.ru В 1904 году крестьянин деревни Нечаевская Иван Иванович Акатьев обратился в Рязанскую духовную консисторию с просьбой разрешить построить на принадлежавшей ему земле и на свои средства часовню " в память радостного события - рождения государя-наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича " . В 1905 году епископ Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) благословил строительство часовни в деревне Нечаевской Егорьевского уезда по проекту Рязанского губернского архитектора, и в том же году часовня была построена. Благочинный церквей Первого Егорьевского округа протоиерей Александр Светлов совершил освящение часовни в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Часовня была приписана к Успенскому собору и в ней совершались лишь всенощные бдения и молебны. За несколько лет жителям Нечаевской так понравилась часовня, что они решили пристроить к ней алтарь для совершения литургии. А спустя некоторое время была пристроена и колокольня. Егорьевский храм во имя святителя Алексия, кон. XIX в. Согласно клировой ведомости Успенского собора города Егорьевска за 1914 год, в деревне Нечаевской находился " молитвенный дом с алтарем " , приписанный к городскому Успенскому собору, и окормлялся соборным духовенством. И только после того, как все городские храмы были закрыты, Алексиевская церковь приобрела статус самостоятельного прихода. В 1929 году при упорядочении административно-территориального деления деревня Нечаевская наряду с другими деревнями, слившимися с городом, вошла в состав города Егорьевска. После закрытия в городе Свято-Троицкого Мариинского монастыря , а затем и городских храмов, все оставшиеся в живых монахини перешли в Алексиевский храм. Сюда же монахини принесли древний образ святителя Николая Чудотворца, который с начала образования города находился в Никольской часовне.

http://drevo-info.ru/articles/13677002.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Карпинский Аркадий Константинович; 26.01.1851, Новоград-Волынск Волынской губ.- 17.08.1913, Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь в Новгородской губ.), еп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. Обучался в Дерманском ДУ, в Волынской ДС, МДА окончил 28 июня 1877 г. со степенью канд. богословия. В 1879-1889 гг. преподавал пространный катехизис и литургику (в 1881-1885 также географию) в 3-м и 4-м классах Клеванского (бывш. Дерманского) ДУ. В сент. 1879 г. устроил общежитие для епархиально-коштных учеников, 1 нояб. 1879 г. открыл больницу для учащихся, привел в порядок и пополнил б-ку. По ходатайству собрания преподавателей Клеванского ДУ от 10 сент. 1881 г. А. К. Карпинскому была объявлена благодарность, утвержденная резолюцией архиеп. Волынского Димитрия (Муретова) . В 1879 г. указом Сената утвержден в чине надворного советника, в 1883 г.- коллежского советника, в 1887 г.- статского советника. В 1884-1889 гг. являлся председателем строительного комитета Клеванского ДУ, в 1888 г. устроил при уч-ще храм. В 1889-1891 гг. инспектор Могилёвской ДС, одновременно преподавал Свящ. Писание в 5-м классе семинарии, в 1891-1893 гг. ректор Могилёвской ДС. Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский В нач. 1887 г. овдовел (четверо его детей умерли ранее). 20 марта 1893 г. в крестовой архиерейской церкви Могилёвским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Аркадия К-польского. 21 марта рукоположен во иеродиакона, 25 марта - во иеромонаха, 17 окт. возведен в сан архимандрита. С 20 марта по 6 сент. 1893 г. являлся членом Могилёвского епархиального училищного совета, с 25 окт. 1893 по май 1895 г.- председателем совета. В 1895-1896 гг. настоятель Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректор Новгородской ДС, цензор Новгородских ЕВ, товарищ председателя совета Новгородского епархиального братства Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/76044.html

10 авг. 1885 г. он был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии. После этого М. в. возглавляли епископы Феодосий (Рождественский; 16 февр. 1886 - 23 авг. 1892), Иоанникий (Казанский ; впосл. архиепископ; 23 авг. 1892 - 29 марта 1895), Полиевкт (Пясковский; 11 июня 1895 - 22 янв. 1900). С 22 нояб. 1896 по 18 февр. 1897 г. и в сент.- 1-й пол. окт. 1899 г. еп. Полиевкт временно управлял Рязанской епархией. 31 янв. 1900 г. на М. в. был переведен викарий Воронежской епархии Острогожский еп. Иосиф (Соколов). Этот архиерей, будучи почетным членом Воронежской ученой архивной комиссии, содействовал краеведу Н. И. Поликарпову в поиске в Рязанской духовной консистории и в копировании окладных книг Рязанской митрополии за 1676 г., содержавших материалы о Воронежском у. Много трудов положил на благоустроение Преображенского мон-ря, в к-ром на его средства начали возводить домовый храм во имя прав. Иосифа Обручника, небесного покровителя архиерея (строительство завершилось после его кончины). Еп. Иосиф умер 26 марта 1902 г. в С.-Петербурге, находясь на лечении. 5 апр. 1902 г. на Михайловскую викарную кафедру был назначен викарий Вятской епархии Сарапульский еп. Владимир (Благоразумов) . Он недолгое время продолжал заниматься благоустройством Преображенского мон-ря. В 1902 г. местопребыванием Михайловских архиереев стал рязанский Троицкий мон-рь, они являлись настоятелями этой обители. С окт. 1902 г. еп. Владимир временно управлял Рязанской епархией до приезда в Рязань назначенного на эту кафедру 18 дек. того же года еп. Аркадия (Карпинского) . 3 нояб. 1906 г. еп. Владимир был переведен на Благовещенскую кафедру (см. Благовещенская и Тындинская епархия ). 10 нояб. 1906 г. на М. в. был перемещен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Исидор (Колоколов) . 21 мая 1907 г. кафедра Михайловских архиереев была возвращена из Троицкого в Преображенский мон-рь. 26 мая 1911 г. еп. Исидор был уволен на покой и определен на жительство в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2563816.html

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И.С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции. 15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был. В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно». В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер».

http://sobory.ru/article/?object=29430

Интерьер Троицкой церкви. Фотография. Нач. XX в. Интерьер Троицкой церкви. Фотография. Нач. XX в. В 1892 г. Бардыгин выступил на заседании городской думы с заявлением «от неизвестного лица» (своей супруги) об отводе земли при Троицком храме для строительства женской богадельни. Дума постановила удовлетворить просьбу, предоставив необходимый земельный участок, на котором в 1892-1898 гг. был построен 2-этажный кирпичный корпус богадельни. На средства Бардыгина в храме были позолочены иконостасы, а иконы Спасителя и Божией Матери украшены большими венцами, куда были вставлены драгоценные камни, ранее принадлежавшие супруге. В 1898 г. Божественную литургию и освящение обновленных иконостасов совершил еп. Рязанский и Зарайский свт. Мелетий (Якимов) . В нач. XX в. приделы храма были расширены по проекту архит. Барютина и вновь освящены 13 нояб. 1903 г. Рязанским и Зарайским еп. Аркадием (Карпинским) . 25 авг. 1898 г. свт. Мелетий (Якимов) в сослужении кафедрального прот. Феодора Толерова и игумена Свято-Троицкой Сергиевой лавры Амфилохия освятили при Троицком храме жен. богадельню, приурочив ее открытие к 1-й годовщине со дня смерти М. Бардыгиной. 12 апр. 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение Бардыгина о преобразовании богадельни, в к-рой проживало 86 чел., в жен. общину. 24 авг. того же года егорьевское духовенство крестным ходом вышло встречать монахов Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с ключарем иером. Досифеем. Лаврская братия принесла в дар сестрам образ прп. Сергия Радонежского, точную копию иконы, находившейся у мощей преподобного. 25 авг. еп. Мелетий возглавил служение Божественной литургии в Троицком храме, а затем зачитал указ Синода об открытии Свято-Троицкой жен. общины. По просьбе Бардыгина в память о его покойной супруге Синод постановил присвоить общине имя Мариинская. На содержание общины Бардыгин пожертвовал 30 тыс. р. и 265 дес. земли. Троицкий собор. 1880–1883 гг. Фотография. 2014 г. Троицкий собор. 1880–1883 гг. Фотография. 2014 г. В 1901 г. Бардыгин был погребен в правом приделе Троицкого храма. На его могилу была положена белая мраморная плита. Надгробие завершал резной мраморный киот, в который поместили семейную икону Бардыгиных. На арке киота начертали слова из Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6. 33). Главными благотворителями М. м. стал сын основателя обители Михаил со своей супругой.

http://pravenc.ru/text/2562022.html

Определением Синода от 5 апр. 1875 г. в Колычёве была учреждена женская община. При ее торжественном открытии 25 мая 1875 г. присутствовали архиеп. Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын) , наместник Радовицкого мон-ря архим. Владимир (Добролюбов), о. Макарий, духовенство г. Егорьевска и др. Определением Святейшего Синода от 10 июня 1885 г. община получила статус самостоятельного мон-ря, а начальница Степанова пострижена в мантию с именем Маргарита и возведена в сан игумении. К 1914 г. в К. м. проживали игум. Амвросия (Никифорова), 44 монахини, 152 рясофорные послушницы и 15 мирянок. Среди духовенства К. м. упоминаются свящ. Василий Вяземский, свящ. Симеон Иванович Ушмаров, прот. Петр Иванович Нарциссов, свящ. Феодор Николаевич Леонардов. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. 14 июня 1881 г. недалеко от 1-го Казанского храма был заложен, а 2 июня 1891 г. архиеп. Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом в честь Успения Пресв. Богородицы и левым - во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. В 1897 г. в обители был заложен, а 9 сент. 1903 г. еп. Рязанским и Зарайским Аркадием (Карпинским) освящен каменный храм в честь Преображения Господня с правым приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и левым - во имя мц. Агнии Римской. Спроектировал Преображенский храм архит. В. Ф. Жигардлович. К церкви был пристроен большой келейный корпус. В 1895-1903 гг. в К. м. была возведена 4-ярусная шатровая колокольня с надвратным храмом (архит. Д. Е. Виноградов). Согласно ведомости за 1914 г., составленной при игум. Амвросии (Никифоровой), в 1906 г. деревянная Казанская ц. была «перенесена в сельскую дачу на расстояние в 7 верстах от монастыря, в той же даче находятся жилые постройки, в которых проживают сестры для присмотра за лесом». К нач. XX в. на территории К. м. находились также часовня над колодцем (обители принадлежала и др. часовня - у колодца близ дер. Созоновой - на месте обретения Казанской иконы), каменная ограда (104 саж. в длину и 81 саж. в ширину), 2 каменных келейных корпуса (1888 и 1897), 2 деревянных корпуса, каменная и деревянная бани, хозяйственный двор. За оградой располагались 10 домов, в т. ч. 2-этажные гостиницы с конными дворами и сараями, дома для священника, диакона и для монастырских рабочих, скотный двор с 35 хлевами. В одной из построек была открыта церковноприходская школа для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

Другие архиереи ограничились указанием на необходимость сделать язык богослужебных книг общедоступным, понятным для народа, не предрешая, будет то обновленный славянский или русский. Таковы отзывы епископов Серафима Полоцкого (Мещерякова, † 1932?), Владимира Екатеринбургского (Соколовского, † 1931), Аркадия Рязанского (Карпинского, † 1913), а также киевского епархиального миссионера Н.А. Белогорского (его доклад был представлен в Синод митрополитом Флавианом) и Пермской епархиальной комиссии 39 . Весьма критически оценивал язык существующих богослужебных книг епископ Минский Михаил (Темнорусов, † 1912): Желательно, чтобы богослужения в храме совершались на понятном для богомольца языке. (...) Наши богослужебные книги и отчасти Библия переведены на такой язык, на каком ни один славянин не говорил и не писал. Это язык книжников, часто малосведущих как в славянском, так и в греческом языке. А между тем православному русскому народу приходится слушать богослужение на этом языке, испытывая крайние трудности в понимании Священного Писания и богослужебных молитв и песнопений. Непонимание богослужебного языка самими чтецами и певцами делает их небрежными, читающими и поющими поспешно, неотчетливо, невразумительно. Богомольцы же (...) скучают при богослужении, становятся невнимательными, равнодушными к богослужению – к его глубокому содержанию и высокой поэзии. Посему настоит существенная нужда сделать новый перевод священных и богослужебных книг 40 . Архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий, † 1911) предлагал будущему Собору рассмотреть вопрос о переводе всего богослужения с церковнославянского языка на русский, или об изменении в словосложении своем церковнославянского языка в более понятную и близкую к складу русской речи форму. Такой перевод есть настоятельная необходимость. Церковнославянский язык непонятен более чем для половины русских людей 41 . Наиболее решительная и развернутая апология богослужебного употребления русского языка содержалась в докладе О желательной постановке миссионерского дела в соответствии с манифестами 17-го апреля и 17-го октября 1905 года, который был представлен епископом Архангельским Иоанникием:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009