Вязьма. Аркадиевский монастырь. Часовня Всех Святых. Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Всех Святых Год постройки:1863. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская обл., Вяземский р-н, г. Вязьма, ул. Ленина, 11 Координаты: 55.212378, 34.290251 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте, где сейчас расположен Спасский храм, трудился и подвизался на поприще святости и благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря. 17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они «любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно». По всей вероятности тогда же или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славная богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом. В 1836 году по указу императора Николая I монастырю передана Спасская башня Вяземской крепости, построенная в первой половине XVII века и отремонтированная за свой счет городским головой, купцом Исидором Петровичем Нероновым. В нее перенесли монастырские житницу и погреба. С 1849 по 1852 гг., при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Кетлерове), при Аркадиевском монастыре существовало училище на двадцать человек для девиц духовного звания возрастом от десяти до двенадцати лет. Начальницей его была назначена игумения Августа. Затем оно переведено в Смоленский Вознесенский женский монастырь. Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Аркадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. При игумении Аркадии при храме Всемилостивого Спаса пристроили приделы с южной стороны — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери, на первом — во имя преподобного Нила Столбенского. Камень за алтарем главного храма, на котором, по преданию, молился преподобный Аркадий, огражденный вязьмичами еще в XVI веке, обнесен небольшой часовней в память Всех Святых. Внутри нее перед образом преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского постоянно горела неугасимая лампада. На камне часто выступала вода, имевшая чудесные, целебные свойства. В конце 1921 – середине 1922 гг. обязанности настоятельницы исполняла монахиня Клеопатра (Савина).

http://sobory.ru/article/?object=41867

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вязьме прошли I Аркадиевские чтения 29.12.2009 В актовом зале здания администрации города Вязьма состоялись I ежегодные Аркадиевские чтения «Преподобный Аркадий Вяземский . Его роль в истории города Вязьма». Чтения организованы по инициативе Вяземского благочиния, Администрации МО «Вяземский район» и администрацией Вяземского городского поселения. В работе форума приняли участие священники Вяземского и Сафоновского благочиний, монахини Иоанно-Предтеченского монастыря, представители районной и городской администраций, преподаватели и учащиеся школ, краеведы, прихожане Вяземских храмов (более 150 человек). С приветственным словом перед началом чтений к собравшимися обратился благочинный Вяземского округа священник Валерий Калинин. Он поздравил участников с этим важным для города событием, поблагодарил всех, кто принял участие в организации этой встречи. Затем прозвучали доклады и выступления, посвященные житию, чудесам преподобного Аркадия, истории Аркадиевского монастыря. Преподаватели рассказали о своей работе с учащимися по теме «Святые Вяземской земли». После завершения работы чтений состоялся круглый стол, на котором организаторы подвели итоги встречи и обсудили некоторые предложения, высказанные участниками. В заключение собравшиеся приняли несколько решений, среди которых - написать в редакцию издания «Православная энциклопедия» письмо-замечание по поводу ошибочной статьи о святом преподобном Аркадии Вяземском. Также было принято решение о совершении ежегодного крестного хода в день памяти преподобного Аркадия от Свято-Троицкого собора к месту его молитвенных подвигов у бывшего Аркадиевского монастыря и проведении ряда мероприятий, посвященных тематике чтений в учебных заведениях города и района. На следующий день 26 декабря - в этот день Православная Церковь отмечает память преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца и его ученика Ефрема Новоторжского (согласно житию, преподобный скончался 13/26 декабря 1077 года в Новоторжском Борисоглебском монастыре) - в кафедральном Троицком соборе города Вязьмы была совершена Божественная литургия. В соборном служении приняли участие благочинный Вяземского округа иерей Валерий Калинин и священники из храмов Вязьмы, Сычевки, Хмелиты и Шуйского. На богослужении в Троицком соборе молились прихожане, многие участники и гости историко-краеведческой конференции - Первых Аркадиевских чтений.

http://drevo-info.ru/news/7692.html

В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Большинство зданий Аркадиевского монастыря были разрушены и разорены. Часовня Всех Святых была разрушена в числе первых религиозных строений. Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город, долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 годы в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе в конце 1970 гг., прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня. http://www.vyazmaeparh.ru/2015/10/1219 Аркадьевский монастырь находится на высоком берегу р.Вязьма, рядом с единственной сохранившейся башней старинной Вяземской крепости - Спасской башней. Аркадьевский мужской монастырь был построен в 1661 году. По легенде, в XI веке в этих местах молился преподобный Аркадий. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, что на памяти старожилов лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком 16 веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада. Монастырь во имя преподобного Аркадия основан сравнительно поздно. В конце 18 века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены, сожжены все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=41867

Ж. проявлял интерес к изучению придворных церемоний, особенно коронации и погребения. В серии церковно-исторических очерков «Коронации русских императоров и императриц» он рассмотрел церемонии коронации монархов - от Екатерины I до Александра II, в т. ч. сюжет о посмертной коронации Петра III. Особо интересовался эпохой имп. Павла I, в частности проведением праздников и постов при дворе. В 1903-1904 гг. к 200-летнему юбилею С.-Петербурга напечатал в «Церковных ведомостях» статьи, посвященные столичным храмам. Он также создал серию биографий церковных деятелей XVIII и XIX вв.: Новгородских и С.-Петербургских митрополитов Гавриила (Петрова) и Михаила (Десницкого) , Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) , Пензенского еп. Иннокентия (Смирнова) , Тверского архиеп. Амвросия (Протасова) , Астраханского архиеп. Сильвестра (Лебединского) и др. Посвятил неск. публикаций истории княжеской семьи Ширинских-Шихматовых, в частности игум. Аркадиевского вяземского монастыря Августе (Ширинской-Шихматовой). Кроме того, Ж. издал «Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия: Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (СПб., 1890), «Письма прот. А. А. Самборского к имп. Александру I и кн. А. Н. Голицыну за 1806-1815 гг.» (СПб., 1894), «Письма о воспитании благородной девицы и обращении ее в мире кн. Алексея Александровича Ширинского-Шихматова» (М., 1901), «Письма высочайших особ к митр. Амвросию» (ХЧ. 1902. Ч. 2. 9. С. 368-391), «Приветствия русских архипастырей воцарившемуся имп. Александру I» (Там же. 1903. Ч. 1. 1. С. 136-146). 28 мая 1907 г. в Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса состоялось отпевание Ж., которое в сослужении большого числа духовенства совершил настоятель Петропавловского собора прот. А. Дернов . На отпевании присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский и др. синодальные чиновники, а также почитатели и духовные дети Ж. Погребение на Никольском кладбище Александро-Невской лавры совершил Нарвский еп. Антонин (Грановский) .

http://pravenc.ru/text/Жмакин.html

22 августа Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, мародерством и саботажем выдает ордер «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. Еп. Макария». В ночь на 23 августа 1918 года был арестован по обвинению в " организации белогвардейского восстания " . При обыске было обнаружено " 2 бинокля, одна подзорная труба, 2 вечных календаря, масса всевозможной переписки " . Мужественно переносил глумления и побои. При аресте монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви. «Дознание-допрос еп. Макария… Окончил высшую Духовную Академию в г. Киеве. С 1914 года состою епископом, первый раз был в Нижнем Новгороде, где состоял викарием. В г. Вязьме с июля 1917 года. …Находится или нет в г. Вязьма Союз Русского народа я не знаю и к таковому не принадлежу. Но есть Христо-Рождественское братство. Количество точно не знаю, но думаю больше 1000 человек. Председателем которого являюсь я, епископ Макарий. Общество братства существует с Рождества 1917 года. Это общество возникло по моей инициативе, цель которого исключительно религиозная. О политике мы не имели права говорить согласно нашего устава. …К Декрету об отчуждении Государства от Церкви отношусь по принципу сочувственно, так как эта идея была еще в Москве. Разговоров против Советов никогда не было и относительно набата ничего не знаю, так как и раньше говорил, что нужно больше мира и согласия. Больше ничего добавить не могу. Подпись: Епископ Макарий». После допроса владыка поступил в Вяземскую земскую больницу. Выписка из истории болезни епископа Макария госпиталя Вяземского Всероссийского Земского Союза: «Поступил 23 августа 1918, выбыл 31 августа. Диагноз – атеросклероз. Общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие. Взят под конвоем из госпиталя». В защиту епископа в органы местной власти поступали прошения с многочисленными подписями граждан. 4 сентября 1918 был осужден за " контрреволюционную и антисоветскую деятельность " и приговорен к расстрелу.

http://drevo-info.ru/articles/21843.html

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

ап. Павла к Филиппийцам», Орел 1869, – к Колоссянам, Орел 1870, «Краткие поучения о подражании Иисусу Христу», О. 1870, «Собрание слов, поучений и речей», О. 1870, «Слова и речи к орловской пастве», О. 1873, М. 1879, М. 1886, Спб. 1881 и Вятка 1886; «Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского монастыря», Спб. 1871; «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам», Спб. 1858 (Вятка 1886); «Беседы и поучения на дни великопостные», «Нижегородская церковная кафедра», Спб. 1879; «Слова и речи к вятской пастве» (вып. 7 и 8), Вятка 1886 и Новочеркасск 1888; «Описание Красногорского Богородицкого монастыря, Архангельской губернии», Спб. 1895; «Слова и речи к донской пастве» (вып. 9 и 10), Новочеркасск 1880 и 1890 («Пятидесятилетие церковно-общественной и научно-литературной деятельности высокопр. Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского», Новочеркасск 1893; «Донск. Е. В.» 1888г. 2 и 3; 1891 г. 15; 1894 г. 11; 1895 г. 1 и 12; 1898 г. 14). 8) Донат (Николай Ильич Бабинский), сын священника Смоленской епархии, родился в 1828 г., по окончании семинарии в 1852 г. был священником Вяземского Аркадиевского женского монастыря, через 2 года овдовел и затем поступил в Петербургскую дух. академию, где в 1855 г. принял монашество, в 1857 г. по окончании академического курса служил преподавателем в Архангельской семинарии, инспектором и ректором. Степень кандидата получил в 1858 г., в 1860 г. – магистра. В 1879 г. 27 мая хиротонисан во епископа Брестского, второго викария литовской епархии, в 1881 г. назначен епископом Ковенским, первым викарием. В это время он приобрел всеобщую известность своею красноречивою речью по поводу злодеяния 1 марта. В 1882 г. назначен рижским епископом, в 1887 г. – Подольским, в 1890 г. – архиепископом литовским, 30 апреля 1894 г. перемещен на Дон, 12 ноября того же года по болезни уволен на покой. Скончался 16 апреля 1896 г. Изданы были в свое время его гродненские поучения в 4-х вып. (2-й выпуск «Голос пастыря по поводу современных событий в отечестве», Гродно 1882, с речью по поводу злодеяния 1 марта 1881; прочие поучения ничем не выделяются).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Много времени у М. занимала переписка. Обычно он просматривал все письма, откладывая «те, которые по важности содержания подлежали его личному ответу»; ответы на остальные письма доверял ученику. Почти все ответы на письма М. составлял между службами, «урывками». Лишь 2 раза в неделю по утрам он прекращал на несколько часов прием посетителей и «писал сам, прочитывал написанное помогавшими ему учениками, исправлял, подписывал, сказывал адреса и сам запечатывал» (Жизнеописание. 1997. С. 204-205). Адресатами М. были митр. Филарет (Дроздов), митр. Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) , свт. Игнатий (Брянчанинов) , архиеп. Иувеналий (Половцев), митр. Сергий (Ляпидевский) , архим. Аарон (Морякин), прп. Исаакий (Антимонов) , прп. Моисей (Путилов), архимандриты Леонид (Кавелин), Никодим (Демутье), Моисей (Красильников), иером. Климент (Зедергольм), прот. Ф. А. Голубинский и др., насельницы жен. мон-рей: севского Троицкого, белёвского Крестовоздвиженского, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря , Аркадиевского вяземского , курского во имя Святой Троицы , орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. В севском Троицком мон-ре проживали двоюродная сестра преподобного мон. Порфирия (Маркова) и 2 племянницы - Афанасия (Глебова) и Мелания (Иванова), к-рым он писал особенно часто. М. также переписывался с Н. В. Гоголем , И. В. и Н. П. Киреевскими, Шевырёвым, А. Н. Муравьёвым, семьей Зедергольм, Н. В. Елагиным , Т. И. Филипповым, С. С. Урусовым и др. Гоголь дважды встречался с М., во время 2-го и 3-го посещений Оптиной пуст. (2-3 июня и сент. 1851). Современники отмечали влияние М. «на образ мыслей» писателя, «в смысле утверждения и просвещения его ума и сердца истинами православной веры христовой» ( Иосиф (Литовкин). 1898. С. 160). Прп. Макарий Оптинский. Литография. 1868 г. (ЦАК) Прп. Макарий Оптинский. Литография. 1868 г. (ЦАК) В 1858 г. М. принял постриг в схиму. Он был похоронен 10 сент. 1860 г. напротив алтаря Николаевского придела Введенского собора, рядом с могилой прп. Льва. Ежегодно в день памяти М., 7 сент., единственный раз в год женщинам был разрешен вход в скит. 7 сент. 1864 г. в скитском Иоанно-Предтеченском храме в память о М. был освящен придел прп. Макария Египетского.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Среди родственников монахини Палладии многие, оставив мир, восприяли на себя иго Христово через монашеские обеты послушания, нестяжания и смирения, причём некоторые из них были поставлены настоятельницами и в течение многих лет руководили монашескими обителями. Кроме родных, в монашестве были её семь двоюродных сестёр. Из родственников по линии Буславских: игумения Мария (Буславская) — настоятельница Торжковского девичьего монастыря Тверской епархии; игумения Тавифа — настоятельница Одесского монастыря, её сестра игумения Смарагда — настоятельница Вологодского Успенского монастыря, позже перешедшая в Белевский монастырь, в котором подвизалась их сестра монахиня Михаила, монахиня Ксения в Смоленской женской обители. По другим родственным линиям: игумения Аркадия (Шаховская) — настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря, игумения Назарета (Курош) — настоятельница Великоустюжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Многие из них, руководя обителями, так же относились к оптинским старцам, переписка с которыми имеет огромное значение. Читая письма, обращаешься к внутренней сокровищнице оптинского духовничества и следишь за духовным ростом человека, особенно в тех случаях, когда сохранился комплекс писем на протяжении нескольких лет, иногда десятилетий. Таких писем немного, но всё же они есть. Помимо писем к игумении Палладии, в рукописном фонде Оптиной пустыни в Российской Государственной библиотеке хорошо сохранились и письма старцев к её родной сестре Варваре Степановне Юревич (свыше 90 писем). Будучи на два года старше Анны Степановны, она поступила в монастырь гораздо позже сестры. Имея наклонности к монашеской жизни, Варвара Степановна долгое время оставалась в миру, удерживаемая какими-либо причинами. Отмечая склонность сестры к монашеской жизни, старцы писали монахине Палладии: “сестрица твоя В С горит желанием к нашей жизни. Слава Богу, но она не видит искушений. Это Бог сокрывает, призывая к Себе любящих Его. Благодарение Его благости, хотя и посылает искушения, но каждому по силе и по мере его устроения к пользе; а без искушений и спастись невозможно просим тебя передать ей нашу благодарность за усердие её и писание и желание наше, да устроит Господь по желанию сердца её в лик служащих и работающих Богу дев” 33 .

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

16 . Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28-го Января 1053-го года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584–1587-м году 217 . 17 . Аркадий, юродивый Вяземский и Новоторжский, сначала подвизавшийся в родном своем городе Вязьме, а потом у Ефрема Новоторжского в его монастыре, в котором и скончался. В 1594-м году в одной из церквей города Вязьмы устроен был придел в честь преп. Аркадия, из чего с вероятностью должно заключать, что празднование ему установлено одновременно с преп. Ефремом 218 . Преп. Аркадий Вяземско-Новоторжский есть в настоящее время не низведенный из местных святых почитаемый усопший (как мы ошибочно думали и почему он у нас дважды), а по-прежнему местный святой: в Аркадиевском (по его имени) Вяземском женском монастыре посвящен его имени один из престолов, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 315 fin. (в Истории Иерархии монастыря нет, так как он существует только с 1832-го года, – история монастыря стр. 311 aqq). 18 . Василий Блаженный, юродивый Московский, скончавшийся 2-го Августа 1552-го года. Вследствие начавшихся при его гробе многих чудес было установлено празднование ему в 1588-м году 219 . Мощи Василия Блаженного, юродивого Московского, как будто обретенные в 1588-м, году, тотчас или вскоре после обретения (если таковое действительно имело место) опять сокрыты были под cnyдoм, cfr khury cbящ. Ио. Ковалевского Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви, М. 1895, стр. 226. – В Московских Ведомостях настоящего года, 211, 3 Августа, некто И. К-ов доказывает, что Блаженный Василий скончался 2-го Августа не 1552-го, а 1557-го года. 19 . Филипп митрополит, удушенный в Тверском Отрочем монастыре, месте его заключения, 23-го Декабря 1569-го года. В 1591-м году перенесены были его мощи из Отрочего монастыря в Соловецкий монастырь, и с сего времени началось в монастыре местное празднование его памяти 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002