Евлогий (Георгиевский), еп. Холмский и Люблюнский. Фотография. 1910 г. (ГИМ) Евлогий (Георгиевский), еп. Холмский и Люблюнский. Фотография. 1910 г. (ГИМ) В марте 1916 г. направил в духовную консисторию Волынской епархии предложение благочинным получить от каждого священника письменные сведения о состоянии приходской жизни в качестве ответов на 7 вопросов: о влиянии на настроения паствы войны, о введении трезвости, о том, как верующие епархии проводят свободное время и т. п. В марте 1917 г. выпустил воззвание к «Духовенству и пастве Волынской» с призывом «сознательно подчиниться Временному правительству». Е. писал, что многим по-прежнему дорога идея монархии, но «чистая идея» самодержавия, «к сожалению, не находила себе практического осуществления в нашей русской действительности». Епархиальный съезд волынского духовенства и мирян выразил Е. доверие и постановил просить Синод и Временное правительство о его оставлении на кафедре «как Архипастыря любимого, уважаемого и искренне-православным людям желанного». Е. участвовал в работе Предсоборного совета и в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Многократно выступал на заседаниях Собора, был избран председателем отдела по богослужению, проповедничеству и церковному искусству, особо занимался вопросами возможных преобразований в богослужебном уставе. 7 дек. 1917 г. вошел в состав выбранных Собором членов Свящ. Синода. Представил на Соборе мнение укр. делегатов о необходимости проведения на Украине церковного Собора на канонической основе, чтобы противостоять сторонникам автокефалии. Вел переговоры с представителями поддерживавшейся укр. властями автокефалистской Всеукраинской Православной Церковной Рады . В 1918 г. участвовал во Всеукраинском Православном Церковном Соборе , возглавлял комиссии по проблемам украинизации, затем комиссию по церковному управлению. 9 июля от архиереев избран в Высшую Церковную Раду. 4 дек. 1918 г. арестован в Киеве властями Украинской директории. Вместе с Киевским митр. Антонием (Храповицким) и Черниговским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым) пребывал в заключении в базилианском униат. мон-ре в г. Бучач. После занятия города польск. войсками в июле 1919 г. доставлен под конвоем во Львов. Жил в греко-католич. мон-ре св. Юра в резиденции униат. Галицкого митр. Андрея (см. Шептицкий ), затем переведен в римско-католич. мон-рь в мест. Беляны близ Кракова. После освобождения при посредничестве франц. военной миссии в Польше в авг. 1919 г. прибыл на юг России, контролируемый войсками ген. А. И. Деникина. В сент. возглавил Церковно-общественный комитет Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). По поручению ВВЦУ ЮВР ревизовал Кубанскую епархию.

http://pravenc.ru/text/187191.html

12 апр. 1926 г. по ходатайству духовенства и верующих В. был хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии (носил этот титул до июля 1930). В 1926 - нач. 1930 г. неоднократно исполнял поручения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) : в 1926 г. ревизовал Иркутскую епархию, в 1927 г. временно управлял Вятско-Ижевской епархией, с 24 апр. 1929 г.- Иркутской епархией. С авг. 1930 г. являлся Приморским и Владивостокским епископом. 25 мая 1931 г. арестован во Владивостоке, проходил по делу «О контрреволюционной деятельности тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края» вместе с Хабаровским еп. Пантелеимоном (Максуновым) . Обвинялся в том, что, «являясь представителем духовенства тихоновской ориентации и руководителем епархии, идейно вдохновлял и руководил помощью политическим заключенным... допускал организацию нелегальных женских монастырей, поддерживал и идейно руководил, в т. ч. и «Одигитриевским» мон-рем во Владивостоке... изготавливал и распространял религиозные листовки контрреволюционного содержания... проводил антисоветскую агитацию». В. виновным себя не признал, по постановлению тройки при Полномочном представительстве ОГПУ Дальневосточного края от 15 февр. 1932 г. был приговорен к 10 годам заключения в концлагере, отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере (разнорабочим на общих работах). 25 авг. 1932 г. арестован в лагере, обвинен в создании «контрреволюционной группировки, ставившей своей задачей организацию вооруженного восстания заключенными в лагерях, с последующим захватом территории Карелии, установление связи с Финляндией и оказание помощи международной буржуазии в борьбе против СССР». Виновным себя не признал. Коллегия ОГПУ на заседании 23 февр. 1933 г. постановила перевести В. на год в штрафизолятор, отбывал наказание в Онежском леспромхозе управления Беломоро-Балтийского ИТЛ. С сент. 1936 г. работал бухгалтером финансовой части. За «антисоветскую агитацию» лишен зачетов рабочих дней за все время пребывания в лагере. Обвинен в участии «в контрреволюционной группе», к-рая «сознательно подрывала экономическое состояние леспромхоза», и в «антисоветской агитации среди заключенных». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД Карельской АССР от 9 сент. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/154357.html

27 Юстиниан (Марина Ион); (22 февраля 1901 – 26 марта 1977) – румынский патриарх с 1948. 445 Юферов Н. Л.; (около 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 359, 364, 367 Яворский Михаил Семенович; (1888 – 1937). Родился в с. Собчино Семеновского у. Нижегородской губ. Окончил Уфимскую ДС (1912), Петроградскую ДА (1916) и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа Орнатского – Вере. 27 марта 1916 рукоположен во священника. В 1916–1923 служил настоятелем церкви св. вмц. Екатерины на Васильевском острове. Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 4 февраля 1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26 июля 1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30 января 1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь. Расстрелян. См.: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 335; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 617. 197 Ягодкин Вячеслав Дмитриевич. Окончил Олонецкую ДС (1908). С 1908 – учитель Шимозерской церковно-приходской школы Лодейнопольского уезда; с 1909 по 16 августа 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС; с 11 мая 1912 – псаломщик Соломенской церкви Петрозаводского уезда. 137 Ягодкин Дмитрий Павлович; (25 октября 1849 – 26 сентября 1912). Окончил Костромскую ДС (1872) и С.-Петербургскую ДА (1876), к. б. С 4 сентября 1876 – преподаватель общей и русской гражданской истории Олонецкой ДС. Одновременно с 4 сентября 1881 преподавал те же предметы, а с 7 сентября 1900 – и географию в Олонецком епархиальном женском училище. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сотрудничал в Олонецких Губернских и Олонецких епархиальных ведомостях; писал стихи. После 1905 выступал со статьями охранительно-националистического направления: «О правах и обязанностях человека».//ОЕВ. 1906. 9. С. 361–365; «Об источнике истинного народного величия» – ОЕВ. 1906. 17. С. 614–617; «О великом значении патриотизма в судьбе народов и государств» – ОЕВ. 1908. 18. С. 400–406 и др. Отпевание его в Крестовоздвиженской кладбищенской церкви Петрозаводска 28 сентября 1912 возглавил ректор ДС – протоиерей Н. К. Чуков. По отзыву Ф. Н. Белявского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1907/08 учебном году, Д. П. Ягодкин, как преподаватель, «сильно устарел; пользуется традиционными учебниками Иловайского, ставя в большую заслугу автору их то, что в учебниках этих есть немало поучительных рассказов. Почти все преподавание сосредоточено на преподавании внешней истории. Объяснения наставника не всегда отличаются полнотой, обстоятельностью, в общем преподавание все же можно признать удачным, имея в виду искреннее старание его воспитать чрез преподавание истории патриотизм и развить нравственное чувство».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Москве побывал английский премьер Иден, сказавший Сталину о чрезвычайно неблагоприятном впечатлении, какое производят на общественное мнение Англии расстрелы заложников в советских лагерях и казни духовенства. И дана была команда — отставить! Священников стали пачками освобождать из заключения, прекратились дутые процессы. И все это со дня на день, как может произойти только в государстве, где нет законов и диктатору достаточно пошевелить пальцем или кивнуть, чтобы падали головы, или, наоборот, им было разрешено и дальше моргать глазами, шевелить ртом и выражать преданность. И когда я наконец предстал пред очи следователя, все мои заговорщики-“единомышленники” были расстреляны, дело, по которому меня привлекли, перечеркнуто и объявлено небывшим! Как было поступить со мной? Было бы наивно предполагать, чтобы следователь действительно ломал голову — как мною распорядиться? Была железная заповедь: не выпускать, не освобождать! Осечка с “подпольным правительством” — дело поправимое: найдется и другая зацепка, да и статей кодекса и формулировок достаточно. Да и время терпит — можно не спеша подыскать, не то что-нибудь само подвернется! Никаких стеснительных процессуальных норм нет — в лагере просто смешно о них упоминать. Непререкаемая аксиома и истина: раз арестован значит, виноват! Примерно два месяца спустя — со счета времени я стал сбиваться — меня потребовали к следователю, однако не для допроса, а по особенному случаю. Приехавший ревизовать лагерных следователей бывший мой архангельский допрашиватель Денисенко, очевидно, выслужившийся в тридцать седьмом году и сильно вылезший в гору, захотел на меня взглянуть, любопытствуя посмотреть на то, что он мог справедливо считать отчасти творением своих рук. Развалившись в кресле — я сразу отметил, как прибавилось в нем важности, — Денисенко неторопливо меня разглядывал. Он прищуривался, откидывал голову, небрежно делился с младшим коллегой соображениями и выводами по поводу моей персоны — этаким метром перед подмастерьем.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

После отъезда С.Г. Рункевича на Украину, на следующий день, 19 сентября, в Учебный комитет от владыки Антония (Храповицкого) пришла телеграмма: «Покорно прошу поручить г[осподину] Рункевичу четыре духовных училища епархии. В ревизии насущная потребность» 460 . Отзываясь на просьбу Преосвященного, Учебный комитет 21 сентября поручил С.Г. Рункевичу ревизовать кроме семинарии еще и четыре училища: Житомирское, Кременецкое, Клеванское и Мелецкое 461 . Во время этой командировки с С.Г. Рункевичем случилось неприятное происшествие, едва не стоившее ему жизни. По приезду в Житомир ему была отведена комната в квартире епархиального миссионера архимандрита Митрофана, отсутствовавшего в то время по миссионерским делам. В одной из комнат той же квартиры временно проживал приехавший ранее некий Трифонов, бывший студент духовной академии. Этот молодой человек, в свое время окончив Якутскую духовную семинарию, был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию, из которой, однако, был вскоре отчислен за дурное поведение. В 1909 году он явился к Преосвященному Антонию в Житомир и, так же как и другие приезжавшие студенты, был радушно принят владыкой и помещен в квартире архимандрита Митрофана, находившейся недалеко от архиерейских покоев. С приездом С.Г. Рункевича Трифонов стал обнаруживать в своем поведении какую-то ненормальность. Как-то раз он предложил келейнику архимандрита Митрофана Якову «зарезать синодального чиновника с целью ограбления». Келейник не отнесся к этим словам серьезно, однако посчитал нужным предупредить столичного гостя. Через некоторое время Трифонов явился в квартиру с большим ножом и хотел было наброситься на Рункевича в то время, когда тот надевал пальто. Но к счастью, келейник Яков, подававший пальто Рункевичу, вовремя заметил нападавшего в зеркале и обезоружил его 462 . Трифонова арестовали, и было возбуждено уголовное дело о покушении на убийство. У владыки Антония в связи с происшедшим возникли большие неприятности из Синода за то, что он принимает у себя неизвестно каких людей. Любопытно, что в 1911 году в Петербурге этот же Трифонов совершил покушение и на самого владыку Антония (Храповицкого) , кинувшись на него с ножом, во время совершения владыкой богослужения в церкви Благовещенского синодального подворья. Владыку Антония спасло тогда чудо 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1 сентября: «Как я потерялся» и другие истории — Из какого ты класса, малыш? — спросил старшеклассник у будущего протоиерея Димитрия Смирнова. Священники и психологи рассказывают о своем самом памятном первом сентября, о том, как не возненавидеть школу и почему 1 сентября — день кризиса. 1 сентября, 2013 — Из какого ты класса, малыш? — спросил старшеклассник у будущего протоиерея Димитрия Смирнова. Священники и психологи рассказывают о своем самом памятном первом сентября, о том, как не возненавидеть школу и почему 1 сентября — день кризиса. Известные священники и психологи о 1 сентября. Как они представляют идеальный первый день учебного года для школьников, родителей и учителей? 1 сентября Завтра 1 сентября! Мамы и папы бегают по городу в поисках самых красивых гладиолусов, первоклашки волнуются, учителя заканчивают последние приготовления к торжественной линейке и урокам. День, которых ждет их всех, — совершенно особенный: это и праздник, и прощание с летней беззаботностью, и тревога в предвкушении школьных будней. Портал «Правмир» попросил известных священников и психологов рассказать, каким было самое памятное в их жизни 1 сентября, и спросил, как они представляют себе идеальный первый день учебного года — для школьников, родителей и учителей? Автор: Диана Арестова, photosight.ru 1 сентября Протоиерей Димитрий Смирнов: Как я потерялся первого сентября Отец Димитрий Смирнов. Фото Юлии Маковейчук Помню единственное в моей жизни 1-ое сентября – когда я в первый раз пошел в первый класс. Я очень боялся потеряться в школе, что, конечно, и не преминул сделать. Меня нашел десятиклассник, как мне тогда казалось, огромного роста. Он меня спросил: «Из какого ты класса, малыш?». Я сказал, что из 1 «Г», и он меня отвел к моей первой учительнице. В остальные 10 лет учебы, а потом в институте 1 сентября был просто одним из дней, ничем особо не примечательным. Как бы я посоветовал провести с ребенком первый школьный день? Прежде всего, надо обращать внимание на то, готов ли психологически ребенок к школе. Если нет, то лучше вести его на следующий год, потому что чем позже мы ребенка отдаем, тем ему в школе легче адаптироваться. Ведь для всех детей, даже подготовленных, первый класс — это огромнейший стресс.

http://pravmir.ru/1-sentyabrya-kak-ya-po...

4 дес. 273 саж.; у псаломщ. усад. с огородн. 702 саж., пахотн. 7 дес. 146 саж., сенок. 1 дес. 890 саж.; под хутором, рытвинами, дорогами, кладбищами, церковью и погостом 1 дес. 408 саж. – всего 35 дес. 1,782 сажени. На эту землю есть план. В проекте же от 1845 г. всей земли показано 36 дес. 2,299 саженей, столько же показано и в отдаточном листе от 1842 года. Землёю причт пользуется спокойно. Для свящ. дом и хоз. постройки все истреблены пожаром 22 марта 1881 г.; для псаломщ. дом и хоз. постройки весьма ветхи. Причт: 1 свящ. – 260 руб. и псаломщ. – 50 руб. Прип. деревня Ильпин в 1 версте. Дворов – 54, прихожан – 434 д. об. п., римско-кат. 2 д. м. п. Свящ. – Александр Иосиф. Лясковский (с 1873 г.) и псаломщ. – Иван Игнат. Совицкий (с 1861 г). К этому приходу приписана церковь в с. Богдашеве в 2 вёрстах. 413. с. Богдашев 19 волости Дятковичской. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, на кам. фунд. В 1860 г. починена, причём поднята была на новый фундамент и уложен новый пол; в 1868 году обновлён иконостас и церковь внутри выкрашена; в 1873 г. покрыта жестью и покрашена; в 1876 г. крыша колокольни и покрыта гонтом и покрашена; в 1883 г. наружная сторона церкви для прочности вновь покрашена. Все эти работы произведены на средства прихожан при неусыпном старании местного священника. Утварью достаточна. Земли: в пользовании свящ. огородн. 803 саж., пахотн. 25 дес. 1,294 саж.; в пользовании псаломщ. усад. 697 саж., пахотн. 5 дес. 1,330 саж. и сенок. 2 д. 1,871 сажень, сверх этого, под церковью, погостом, кладбищем и дорогами 1,757 саж. – всего земли 35 дес. 872 сажени. На сии земли план имеется при церкви, а отдаточного листа нет; в проекте значится всей земли только 30 дес. 1,200 саженей. Землёю причт пользуется спокойно. Прип. дер. Кошатов в 2 вёрстах. Опись церк. имущества сделана в 1806 г. Дворов – 52½, прихожан – 439 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Арестова в 2 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

приход. с. Дикова 1 вер., Старо Жукова 2 вер. и м. Клеваня – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя Воскресения Христова. Построена в 1775 году, но кем – неизвестно. Деревянная, на кам. фунд., крыта железом, крепка. При ней новая дерев., трёхъярусная, на кам. фунд., колокольня, построенная в 1878 г. на средства прихожан (колоколов – 4). Копии метрич. книг и исповедные ведомости хранятся с 1830 г. Опись церк. имущества сделана в 1856 г. Земли: усад. с огородн. 1 дес. 849 саж., пахот. 30 дес., сенок. 5 дес. 2,262 саж., под кустарниками 1,688 саж., неудобной 1 дес. 1,352 саж. – всего 39 дес 1,351 сажень. По проекту от 1845 года псаломщику отведено 12 десятин, а остальная часть у священника. На эту землю есть план от 1826 г. Причт владеет ею спокойно. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Кроме того, по проекту причт пользовался дровами и огорожею, вывозимыми из лесов Клеванского имения, а также значительною уступкой при помоле хлеба в Клеван. княжеских мельницах, но с 1871 г. эти угодия прекращены. Для свящ. дом на церк. земле, требует, по проекту, пристройки третьей комнаты, хоз. постройки ветхи. Для псаломщ. дом весьма ветх, а из хоз. построек есть только клуня, построенная прихожанами. Дворов – 66½, прихожан – 526 д. об. п., римско-кат. 21 д. об. п. Свящ. – Сименон Стахиев. Ясенецкий (с 1849 г., а на службе с 1839 г. в звании священника и с 1829 г. в звании псаломщика) и псаломщ. – Пётр Васил. Баскевич (с 1863 г.). 420 . с. Глинск волости Глинско-Чешской, от Житомира 210 вер, от Ровно 19 вер. от ближ. ж.-дор. ст. Ровно 19 вер., от ближ. почт. ст. Ровно 19 вер., от ближ. приход. прип. с. Пятигор 2 вер. и с. Арестова – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена в 1775 г. на средства помещика и прихожан. Алтарная часть каменная, а другие две части – деревянные 29 . При ней колокольня, временно устроенная в 1876 г. из четырёх дерев. столбов, а бывшая каменная колокольня – разломана под фундамент вновь строящейся каменной церкви, заложенной в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...